Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 478.93kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 873.89kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 1010.46kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 756.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 4 1219.83kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 2 446.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 661.83kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 4 1214.18kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «психологическое... 1 408.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогика (ДН(М) 7 2147.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт филиал


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
Специальность - 230101.65

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Форма обучения – очная

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 224 тех / дс.

2) Учебный план по подготовки 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6.



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Изучение философии играет важную роль в подготовке специалистов с высшим образованием любой специальности. Такая роль философии предопределена ее спецификой.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания и к раскрытию предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение развивает способности к теоретическому мышлению.

Философский мировоззренческий плюрализм требуя уважения к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей создает непреодолимое препятствие догматизму, нетерпимости, узости, формирует способность мыслить свободно и критически. Широкое поле философских идей дает возможность размышлять, сомневаться, синтезировать представления, создавая собственную научную (или иную) картину мира.

Кроме того, философия – это рефлексивный тип мировоззрения, т.е. такой, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире, о месте в нем человека. Философия развивает способность взглянуть на свое мышление со стороны.



Цели и задачи дисциплины

Цель данной дисциплины - развитие у студентов способности к теоретическому мышлению, умения оперировать понятиями. Студенты должны научиться обосновывать свои собственные взгляды (в том числе и научные), оценивать их, относясь с уважением к чужим мнениям. Но так же у студентов должен сформироваться критический подход как к своим, так и чужим достижениям в науке и профессиональной деятельности.

Кроме того, занятия философией помогают раскрыть и развить интеллектуальный потенциал личности. Широкий, рационально выверенный взгляд на мир, полученные на занятиях по философии знания, а также умение самостоятельно мыслить и применять знания на практике являются необходимыми качествами любого хорошо подготовленного специалиста.

Место дисциплины в учебном плане

Философия является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебный курс "Философия" тесно связан с другими дисциплинами: социологией, политологией, философией. Философское знание призвано формировать у студентов умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, гибкое творческое мышление, способность чутко реагировать на изменения в развитии общества, научно-технического прогресса.

Дисциплина "Философия" изучается в течение одного семестра и является важнейшим элементом общей и профессиональной культуры специалиста, закладывает основы мировоззрения, служит фундаментом эрудиции и культурной компетенции, формирует будущего специалиста.

Данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами гуманитарного и негуманитарного профилей.



Для изучения основ философии студентам необходимы

-прочные знания по общенаучным дисциплинам программы средней школы (астрономия, математика, физика, химия, биология, история и др.);

-знание отечественной и зарубежной художественной литературы в рамках школьной программы;

-общая информированность по ключевым вопросам современной истории.



Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

-иметь представление о роли и месте философии в системе духовной культуры современного человечества;

-понимать особенности предмета философии, ее функции и роль в жизни общества и каждого человека. Иметь представление о мировоззрении;

-ориентироваться в особенностях развития философского знания и в специфических особенностях наиболее известных философских школ прошлых эпох и современности, знать главные современные философские, религиозные и научные картины мира;

-обладать определенными навыками философского анализа применительно к природным, социальным и индивидуальным формам бытия;

-иметь общие представления о современных методах философского и научного познания и их особенностях. Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, особенностях его функционирования в современном обществе;

-иметь достаточные сведения о философских, религиозных и морально-этических концепциях человека.

-знать особенности формирования личности в современных условиях, иметь представление о свободе воли и ответственности человека, о специфике современного бытия и существования человека, о превращении человека в субъекта истории;

-обладать знаниями глобальных проблем, понимать роль и значение решения глобальных проблем современности, знать важнейшие средства и методы их решения;



-иметь достаточные знания о проблемах исторической необходимости и свободы, о роли и значении исторических действий человека в современном мире.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Семинары

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (60 баллов)

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

6

2

2




2




2. Философия Древнего Востока.

6

2







4




3. Античная философия

8

4

2




2




4. Философия европейского Средневековья.

8

2

2




4




5. Философия эпохи Возрождения.

8

2

2




4




6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

8

2

2




4




7. Философия Просвещения (XVIII в.)

6

2







4




8. Немецкая философия XVIII-XIX вв.

8

2

2




4




9. Неклассическая философия XIX века.

6

2







4




10. Современная западная философия.

8

2

2




4




11. Русская философия.

6

2

2




2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 2

(40 баллов)



12. Учение о бытии (онтология).

8

2

2




4




13. Природа человека и смысл его жизни.

8

2

2




4




14. Социальная философия.

6

2







4




15. Проблема сознания

8

2

2




4




16. Философия познания (гносеология).

8

2

2




4




17. Философия науки и техники.

8

2

2




4




18. Человек в информационно-техническом мире.

8

2

2




4




19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект

8

2

2




4

Промежуточный контроль

Тестирование

Итоговый контроль

Зачет – 40 баллов

Итого часов

140

40

30




70


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования государственного образовательного стандарта к содержанию курса «философия»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
3.2 Содержание разделов учебной дисциплины
ДЕ 1. Историко-философское введение.

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аудиторное изучение.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.

Философия как особый тип духовной деятельности. Зарождение философского знания в античном мире.

Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития.

Изменение предмета философии в ходе культурно-исторического развития общества.

Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия религии, философия науки и техники.

Природа философских проблем. Плюралистичность философского знания. Основные направления и школы. Социальные функции философии: ценностная, эвристическая, методологическая, прогностическая, практическая.

Место и роль философии в жизни человека и общества. Роль философии в формировании духовной культуры личности.

Самостоятельное изучение.

Философия и наука. Философия в системе духовной культуры человека и общества.


Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Аудиторное изучение.

Культурно-исторические особенности становления цивилизации Востока и возникновение философской мысли. Космоцентризм и антропоморфизм древневосточной философии.

Мифология и предфилософия Древнего Китая («И-цзин», «Ши-цзин»). Космогоническая концепция китайской натурфилософии и ее влияние на социально-политические и этические воззрения. Философствующий тип мудреца. Лао-цзы и Кун Фу-цзы о природе человека и знания. Основные школы «золотого века» классической философии: конфуцианство, даосизм, моизм, фа-цзя.

Влияние Вед на становление индийской философии. Идея первоначала. «Бхагавадгита»: учение о дхарме как всеобщем законе бытия. Древнеиндийская философия о мире, человеке и его предназначении: единство и многообразие взглядов. Классические индийские школы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Философские основы буддизма.



Самостоятельное изучение.

Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. Особенности Древнеиндийской философии.


Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Древняя Греция – колыбель европейской философской культуры. Космоцентризм ранней греческой философии. Мудрецы и первые философские школы (милетская, элейская, пифагорейская): натурфилософия и понимание человека как «микрокосма». Смещение предмета философии на осмысление человека и его души (Сократ). Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии, их влияние на формирование европейской философии. Нравственно-этические учения древних греков (киники, стоики, эпикурейцы). Плотин и неоплатонизм – завершение античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.



Самостоятельное изучение.

Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Система объективного идеализма Платона. Метафизика Аристотеля. Древний Восток и Древняя Греция две тенденции философствования.


Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Аудиторное изучение.

Трансформация позднеантичной (эллинистической) философии в процессе становления христианства. Теоцентризм – фундаментальный принцип миропонимания в эпоху европейского Средневековья. Особенности христианского понимания человека: разум и свобода воли, соотношение души и тела, Бога и человека. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: рациональное доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема универсалий (реализм и номинализм).



Самостоятельное изучение.

Теологическая философия Средних веков.


Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аудиторное изучение.

Антропоцентризм, гуманизм – отличительные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в Европе. Гуманизм неоплатонизма – философская основа Ренессанса. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский). Философское учение Н.Кузанского. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и учение о Бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин).

Самостоятельное изучение.

Возрождение как общекультурный феномен. Гуманизм и натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения.


Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVII вв.)

Аудиторное изучение.

Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Разработка методологии научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира, ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Учение о природе и субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).



Самостоятельное изучение.

Философия Ф. Бекона: критика схоластики, развитие эмпирического метода и индукции. Рационалистическая философия Р. Декарта. Учение о субстанции. Основные идеи философии XVI-XVII вв.


Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.)

Аудиторное изучение.

Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения. Культ разума, его роли в усовершенствовании мира и улучшении жизни человечества. Просветительский материализм (Гельвеций, Гольбах, Дидро), деизм (Дж. Толанд, Вольтер), учение о естественных правах человека (Руссо). Формирование понятия «гражданское общество». Английское и американское Просвещение: теоретические основания новоевропейской демократии.

Влияние западноевропейской науки и философии на становление светской философии в России. М.В.Ломоносов и развитие русской материалистической традиции. Философская антропология конца XVIII в. (А.Н. Радищев).

Самостоятельное изучение.

Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII века. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII века.


Тема 8. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX вв.

Аудиторное изучение.

Немецкая классическая философия: единство и многообразие форм. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Понятие «категорического императива» в этике И.Канта.

Объективный идеализм и диалектический метод в учении Гегеля. Философия истории Гегеля.

Антропологический материализм и критика религии в философии Л.Фейербаха.



Самостоятельное изучение.

Основные проблемы «критической» философии И. Канта. От философии Гегеля к диалектическому материализму. Достоинства и недостатки философии Г. Гегеля. Л. Фейербах – последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор.


Тема 9. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Аудиторное изучение.

МАРКСИЗМ. Переосмысление предмета и роли философии. Философия как учение о закономерностях развития природы, общества и сознания. Диалектический и исторический материализм. Бытие и сознание. Практика и познание. Философия как теория революционного преобразования общества.

ПОЗИТИВИЗМ. О.Конт: стадии развития человеческого мышления. Соотношение науки и философии в позитивизме. Переосмысление предмета философии. Г.Спенсер: идеи глобального эволюционизма.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (МАХИЗМ). Философия Э.Маха и Р.Авенариуса. Позитивистская методология: сенсуализм, редукционизм, сциентизм.

НЕОКАНТИАНСТВО. Методология наук о духе (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Кризис классической рациональности во второй половине XIX в. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Волюнтаризм как альтернатива рационализму. «Воля к жизни» и «воля к власти». Этические учения Шопенгауэра и Ницше.



Самостоятельное изучение.

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Причины многообразия школ и направлений в философии XIX-XX вв.
Тема 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Роль философии как интегрирующего фактора культуры (XX в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров.

Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоаналитическая философия.

Религиозная философия ХХ века (неотомизм, персонализм) о мире и человеке.

Проблемы методологии научного познания в неопозитивизме. Концепция науки в постпозитивизме; структурализм, «критический рационализм».

Прагматизм и понимание истины.

Герменевтика и ее взгляд на познание.

Феноменология: природа и содержание сознания. Культура и ценности человеческого бытия.

Основные тенденции философии конца ХХ века; попытки синтеза различных философских направлений и поиски новой модели рациональности. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Самостоятельное изучение.

Истолкование проблемы существования человека в философии экзистенциализма. Философские аспекты психоанализа: от Фрейда к Фромму. Сциентическое направление в философии. Позитивизм и основные этапы его эволюции.


Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Формирование русской философской мысли. Основные периоды ее развития. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Становление самобытной философской проблематики (IX-XIII вв.). Историософские идеи в «Слове о Законе и Благодати» Илариона. Формирование национального самосознания и русского типа мудрствования (XIV-XVII вв.) (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич). Возникновение русской философии (XVIII – I половина XIX в.) (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Роль «Общества любомудров» в теоретическом обосновании русского национального идеала. Философия истории в работах Чаадаева, Герцена и славянофилов. Философия всеединства В.С.Соловьева, ее влияние на русский религиозно-философский «ренессанс» конца XIX – начала ХХ в. (Н.Бердяев, Н.Лосский, С.Булгаков, А.Лосев и др.). Русский космизм в его религиозно-философском и естественнонаучном вариантах (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский).

Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Евразийство как новая разновидность русского самобытничества.

Русская философия в контексте мировой философской мысли.



Самостоятельное изучение.

Истоки русской философии. Философия В.С.Соловьева - положительное всеединство. Философия русского космизма.


ДЕ 2. Теоретический курс.

Тема 12. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

Аудиторное изучение.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Бытие как философская категория. Основные виды бытия. Понятие «становление». Субстанция как общее основание многообразия бытия. Бытие, материя, природа. Представления о бытии и субстанции в истории философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понимание бытия в русской религиозной философии (С.Л.Франк, Н.А.Бердяев и др.). Понятие материального и идеального.

Пространство. Время.. Изменение содержания этих понятий в истории философской и научной мысли. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Квантово-релятивистская картина мира ХХ века.

Синергетика как теория самоорганизации систем. Ее место в современной научной картине мира. Современное понимание единства мира. Единство биосферы и космоса, общества и природы.

Самостоятельное изучение.

Основные аспекты проблемы бытия (онтологический, космологический, социальный, антропологический). Проблема структурных уровней организации материи. Движение, пространство и время. Движение как способ существования бытия. Основные концепции пространства и времени в истории философии и естествознания.

Философское учение о развитии. Диалектика и ее исторические формы. Развитие как принцип диалектики. Процесс как проблема, его критерии и формы.

Принцип детерминизма. Общая характеристика детерминизма. Объективный закон, типы законов.


Тема 13. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ

Аудиторное изучение.

Человек и природа. Родовая сущность человека: многообразие подходов к проблеме. Критический анализ биологизма, социологизма и рационалистических концепций.

Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Этика жизни (биоэтика).

Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, творчество, свобода. Понятие творчества. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Мораль, справедливость, право. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни.

Самостоятельное изучение.

Проблема человека в истории философии. Смысл человеческого бытия. Смысл и цель жизни как философская проблема.


Тема 14. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Сущность философского подхода к обществу. Эволюция понимания общественной жизни людей в истории философии. Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство.

Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Проблемы общественного развития и социального прогресса. Свобода и необходимость в общественном процессе. Человек как движущая сила истории. Возрастание личностного начала в ходе исторического процесса. Личность и массы. Соотношение стихийности и сознательности. Насилие и ненасилие: их разновидности.

Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Культура – фактор социального развития, специфически человеческий способ бытия. Культура и цивилизация: взаимосвязь и противоречия. Диалог культур. Взаимосвязь социума, культуры и природы.



Самостоятельное изучение.

Модели общества в истории философской мысли. Основные сферы жизни общества. Диалектика исторического процесса.


Тема 15. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

Аудиторное изучение.

Природа сознания и его уровни. Историко-философский аспект проблемы сознания. Сознание и познание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Язык и мышление. Информация, знак и значение. Знаки и символы: символика в жизни человека и общества. Проблема идеального. Общественная природа сознания. Активность сознания и особенности ее проявления. Сознание, самосознание и личность. Общественное и индивидуальное сознание.



Самостоятельное изучение.

Сознание, основные подходы, происхождение.


Тема 16. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

Аудиторное изучение.

Познание как социокультурный, социально-исторический процесс. Сознание и познание. Познание, творчество, практика. Становление субъектно-объектного видения мира. Агностицизм. Вера и знание. Соотношение познавательной и практической деятельности в их историческом развитии. Основные принципы классической теории познания. Неклассическая теория познания и ее особенности Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности: творчество и интуиция.

Проблема истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина, оценка, ценность.

Действительность, мышление, логика и язык. Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Законы формальной логики.



Самостоятельное изучение.

Познание как предмет философского анализа. Творческий характер познавательной деятельности. Познавательное, практическое и ценностное освоение человеческого мира.


Тема 17. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Аудиторное изучение.

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Системность, обоснованность, универсальность и незавершенность научного знания.

Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Критерии научности

Структура научного познания, его методы и формы. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

Наука и техника. Философские аспекты техники. Соотношение науки и техники в процессе их исторического развития. Структура и функционирование научно-технической теории. Инженерная деятельность и проектирование. Современный этап инженерной деятельности.

Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Этика науки. Этические кодексы инженеров.

Самостоятельное изучение.

Специфика, структура и функции научного знания. Приемы, методы и формы научного мышления.


Тема 18. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

Аудиторное изучение.

Традиционное, индустриальное и информационное общество. Понятие и сущность информационной революции: компьютеризация и информационные сети. Особенности и перспективы развития информационного общества. Знание, информация, непрерывное образование – основные ценности культуры информационного общества; демассификация, индивидуализация, мобильность, суперсимволичность, плюрализм – ее основные черты.

Информационная культура и возможности самореализации человека. Новые требования к человеку в постиндустриальной цивилизации. Перспективы духовного, морального и интеллектуального развития личности в условиях массовой информатизации.

Глобализация как последствие информационной революции и условие существования информационного общества. Информационный разрыв между развитыми и развивающимися странами.



Самостоятельное изучение.

Сложности и противоречия становления информационного общества. Этические проблемы компьютеризации.


Тема 19. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Аудиторное изучение.

Будущее человечества. Предвидение будущего как условие деятельности человека и общества. Способы предвидения: утопический, гипотетический и прогностический. Проблема предвидения будущего в современной западной философии. Прогноз и реальность: информационные технологии и «самореализующийся прогноз».

Глобальные проблемы современности: понятие сущности, пути их познания и решения. Обострение глобальных проблем и будущее человеческой цивилизации. Совместные усилия человечества – основное условие решения глобальных проблем.

Космопланетарные факторы эволюции человечества. Возникновение информосферы и ноосферы. Возможность вселенского обитания человека. Предвидения и догадки о будущем в трудах представителей «русского космизма». Концепция «общего дела» в трудах Н.Ф.Федорова.

Исторические формы отношения к природе. Экофобность и экогуманизм. Философские аспекты экологических проблем. Вопросы сохранения и развития экосистемы человек–природа. Современные концепции коэволюции общества и природы. «Экологический императив».

Роль инженера в решении экологических, энергетических, антропологических и др. проблем, связанных с научно-техническим прогрессом. Оптимизация социальных, экологических и технических параметров инженерного проекта. Этика инженера.

Будущее: процветание человечества или крах цивилизаций? Правомерна ли эсхатология?

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.



Самостоятельное изучение.

Глобальные проблемы общества и их философские аспекты. Основные философские модели будущего

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Рекомендуемая литература по всем темам:
1. Антология мировой философии. Т.1-3. М., 1969.

2. Введение в философию: в 2-х т. М., 1990.

3. История философии в кратком изложении. М., 1993.

4. Краткий очерк истории философии. М., 1981.

5. Краткая философская энциклопедия. М., 1991.

6. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1,2. М., 1991.

7. Современная западноевропейская философия. Словарь. М., 1992.

8. Философский словарь. М., 1990.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

10. Русская философия. Словарь. М., 1995.

11. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-н/Д, 1995.
Семинар 1. Предмет и метод философии
1. Философия как форма знания. Предмет и функции философии.

2. Связь философии с научным, ненаучным и вненаучным знанием.

3. Проблема основного вопроса философии.

4. Методы философского познания.

5. Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения.
Литература:
1. Библер B.C. Что есть философия //Вопросы философии. 1993. №7.

2. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М., 1989.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

5. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки истории и теории. М., 1990.

6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

8. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

9. Философия и мировоззрение. М., 1990.

10. Хайдеггер М., Что такое философия? //Вопросы философии. 1993. № 7.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 21.
Семинар 2. Философия Древнего Востока
1. Специфика древневосточного общества.

2. Философия Древней Индии:

а) ведийский период;

б) джайнизм, буддизм и индуизм;

3. Древнекитайская философия:

а) начала философского мышления, Книга перемен;

б) Конфуций и конфуцианство;

в) даосизм.

4. Характерные черты философских учений Древнего Востока.
Литература:
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

2. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке. М., 1983.

3. Древнекитайская философия. М., 1994.

4. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.

5. История китайской философии. М., 1989.

6. История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1995.

7. Личность в традиционном Китае. М., 1992.

8. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы (философия раннего даосизма). М., 1991.

9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

10. Чаттерджи. С., Дата Д. Индийская философия. М., 1994.

11. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1993.

12. Книга прозрений. Восточные арабески / Сост. В.В. Малявин. М., 1997.


Семинар 3: Античная философия
1. Первые философские школы Древней Греции:

а) Милетская школа: проблема первоначала;

б) Гераклит: античная диалектика;

в) Элейская школа: проблема бытия;

г) Демокрит: атомистическое учение.

2. Античная философия классического периода:

а) Сократ: «поворот к человеку», этический рационализм;

б) Платон: учение об идеях, познании, душе и государстве;

в) Аристотель: критика Платона, учение о материи и форме, о видах "причин", о душе, об обществе.

3. Эллинистическая и римская философия:

а) кинизм;

б) эпикуреизм;

в) стоицизм;

г) скептицизм;

д) неоплатонизм.
Литература:
1. Аристотель. Метафизика //Соч. в 4-х т. М., 1972. Т. 2.

2. Богомолов B.C. Античная философия, М., 1988.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1979.

4. Кессиди К.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

6. Луций Анной Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

7. Надторгаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

8. Платон. Сочинения в 3-х т. М., 1971.

9. Философский словарь Владимира Соловьева. Статьи: Зенон, Метафизика, Платон. Ростов-н/Д., 1997.

10. Фрагменты ранних греческих философов /Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989. Ч.1.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.
Семинар 4: Философия средних веков
1. Основные характеристики средневековой западной философии.

2. Аврелий Августин: учение о предопределении, о душе , о «Граде Божием».

3. Схоластика: общие черты, проблематика.

4. Проблема универсалий: спор номиналистов и реалистов.

5. Фома Аквинский: характеристика его взглядов, проблема разума и веры, «доказательства бытия Бога».
Литература:
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

3. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

4. Боэций. "Утешение философией" и др. трактаты М., 1990.

5. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М., 1983.

6. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1984.

8. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.


Семинар 5: Философия эпохи Возрождения
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

2. Николай Кузанский: диалектика

Пико делла Мирандола: Новое понимание философии и места человека в мире

3. философия и новое естествознание

1) Николай Коперник

2) Джордано.Бруно;

3) Г.Галилей).
Литература:
1. Бруно Дж. О причинах, начале и едином. М., 1990.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

3. Кузанский Н. Сочинения: в 2-х т. М., 1979.
Семинар 6: Эмпиризм, рационализм и материализм в философии Нового времени (XVII-XVIII вв.)
1. Ф. Бэкон: эмпиризм, индуктивный метод, учение об "идолах".

2. Р. Декарт: принципы философии, учение о врожденных идеях,

3. Б. Спиноза: пантеизм, учение о субстанции.

4. Дж. Локк: Сенсуализм и критика теории врожденных идей.

5. Г. Лейбниц: Учение о монадах (монадология).

6. Материалистические тенденции в философии французского Просвещения XVIII в.


Литература:
1. Бекон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т. М., 1978. Т.2.

2. Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. М., 1989.

3. Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1988.

4. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая. М., 1995.

5. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1988.

6. Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975.

7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1974.

8. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1993. Т.2.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. М., 1996.
Семинар 7: Немецкая классическая философия и марксизм
1. Философия И.Канта:

а) естественнонаучные воззрения И.Канта (докритический период);

б) теория познания и этика критического периода.

2. Философский иррационализм Ф.Шеллинга.

3. Объективный идеализм философии Г.Гегеля:

а) проблема индивидуального сознания ("Феноменология Духа");

б) диалектическая теория и метод ("Наука Логики").

4. Основные положения философии марксизма.


Литература:
1. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974.

2. Гришин Л.Д., Корнилов С.В. Иммануил Кант. Ученый, философ, гуманист. М., 1985.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

4. Гулыга А.В. Кант. М., 1991. .

5. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир //Вопросы философии. 1989. №10.

6. История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1995.

7. Кант И. Критика чистого разума //Соч. в 6 т. М., 1964. Т.3.

8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX в. М., 1989.

9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2.

10. Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971.


Семинар 8. Западная философия конца XIX-XX веков
1. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм: от О.Kонта к К.Попперу.

2. Иррационализм и философия жизни (А.Шопергауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор).

3. Психоанализ и неофрейдизм (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг).

4. Феноменология и герменевтика как методы познания.

5. Экзистенциальная философия (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю).

6. Проблема человека в научно-философской мысли XX века. Философская атропология.


Литература:
1. Гадамер X.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

2. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология //Вопросы философии. 1992. № 7. С.136-176.

3. Западная философия. М., 1994.

4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века, М., 1994.

5. Камю А. Избранное. М., 1989.

6. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

7. Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант-Шопенгауэр) //Вопросы философии. 1999. №1.

8. Проблема человека в Западной философии. М., 1984.

9. Рассел Б. История Западной философии. Т.2. Новосибирск, 1994.

10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М., 1989.

11. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Семинар 9: Русская философия
1. Философская мысль средневековой Руси.

2. Философия XVIII века: М.Ломоносов, А.Радищев.

3. Становление русской национальной философии: западники и славянофилы (XIX в.).

4. Материалистические тенденции в философии русской радикальной демократии (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

5. Мистический идеализм B.C. Соловьева.

6. Антропологизм философии русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, Л.А.Чижевский. В.И.Вернадский).

7. Религиозная философия рубежа XIX-XX вв. (П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев).

8. Философия русского марксизма (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.). Советская философия.


Литература:
1. Бердяев Н.А. Русская идея //Вопросы философии. 1990. №1,2.

2. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М., 1986.

3. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1990.

4. Иларион. Слово о законе и благодати. //Златоструй (Древняя Русь X-XIII в.). М., 1990.

5. История философии: Запад - Россия - Восток. М., 1995.

6. Карсавин Л. Восток, запад и русская идея. М., 1989.

7. Кувакин В.Н. Религиозная философия в России: начало XX в. М., 1980.

8. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство //Записки отшельника. М., 1992.

9. Лоский Н.О. История русской философии. М., 1991

10. Новиков А.И. История русской философии Х-Х1 веков. СПб., 1998.

11. О России и русской философской культуре. М., 1990.

12. Поляков Л.В. Философские идеи в русской культуре Древней Руси, М., 1988.

13. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

14. Философы России XIX-XX столетий: биографии, идеи, труды. М., 1995.

15. Хомяков А.С. Работы по историософии. Соч. в 2 т. М., 1994. Т.1.

16. Чаадаев П.Я. Философические письма. Сочинения. М., 1993.



Семинар 10: Бытие и материя
1. Учение о бытии. Формы бытия.

2. Научно-философские учения о материи.

3. Материя и движение. Формы движения материи.

4. Пространство и время как формы бытия материи.

5. Закономерный процесс развития материи.
Литература:
1. Барашенков B.C. Кварки, протоны, вселенная. М., 1987.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1992.

5. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991.

6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

7. Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. Барнаул, 1997.

8. Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990.

9. Философские проблемы естествознания. М., 1985.

10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Время и бытие. М., 1993.

11. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1988.
Семинар 11: Сознание
1. Проблема сознания в философии.

2. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

3. Отражательно-активная и информационная природа сознания.

4. Общественная природа сознания.

5. Сознание и мозг. Сознание и язык. Самосознание.
Литература:
1. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

2. Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.

3. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. С.216-249.

4. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997. С.94-96.

5. Дегутис А. Язык, мышление и действительность. Вильнюс. 1994.

6. Иванов Н.В. Сознание и мышление. М., 1994.

7. Книгин А.Н. Проблемы сознания. Томск. 1992.

8. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. С.99-124.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

10. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии. 1990. № 10.

11. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

12. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

13. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений. М., 1989.

14. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.


Семинар 12. Общая теория развития
1. Проблема развития в философии.

2. Основные принципы диалектики.

3. Законы и категории диалектики:

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон перехода количественных изменений в качественные;

в) закон отрицания отрицания;

г) категории парного порядка (причина и следствие, возможность и действительность, сущность и явление и др.).

4. Методологическое значение общей теории развития.


Литература:
1. Андреев И.Д Диалектическая логика. М., 1985.

2. Булатов М.А. Диалектика и культура // Историко-философский анализ. Киев, 1984.

3. Гегель. Наука Логики. М., 1970. Т.1. С.101-108.

4. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 1983.

5. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

6. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1985.

7. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития //Философские науки. 1985. №5.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

9. Самбуров В.А. Взаимосвязь категорий диалектики. М., 1987.

10. Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990.


Семинар 13: Познание
1. Проблема познания в философии.

2. Объект и субъект познания.

3. Формирование познавательного образа. Природа и сущность идеального.

4. Чувственное и рациональное в познании.

5. Специфика, уровни и методы научного познания.

6. Истина и ее критерии.


Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997. Гл. III.

3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

5. Красильников М.Г. Проблема истины в философии. Истина и время. Барнаул, 1998.

6. Князева Е.М., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание //Вопросы философии. 1994. № 2.

7. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1984.

8. Липский А.Н. Практическая природа истины. Л., 1988.

9. Наука в зеркале философии XX века. М., 1992.

10. Рассел Б. Человеческое сознание, его сфера и границы. М., 1987.

11. Розин В.М. Научное познание и художественное постижение как явление культуры и творчества человека // Социально-политический журнал. 1993. № 8.

12. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984.

13. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1995.
Семинар 14. Природа. Человек. Общество
1. Природа как объективная реальность. Неживая и живая природа.

2. Природа как необходимое условие существования человека и общества. Естественная и искуственная среда.

3. Происхождение человека. Предпосылки и основные факторы антропогенеза.

4. Природное и социальное в сущностной характеристике человека.

5. Проблема взаимоотношения человека и природы на современном этапе.
Литература:
1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1994.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

3. Волков Ю.Г, Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов-н/Д., 1993.

4. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1997.

5. Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997.

6. Гранин Ю. Власть и экологическое сознание //Свободная мысль. 1994. № 2-3.

7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

8. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.

9. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.

10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

11. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

12. Одум Г., Одум Э. Экологическая проблема и пути ее решения. Философские проблемы гармонизации взаимоотношений общества и природы.

13. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.,1989.

14. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск, 1996.

15. Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. Барнаул, 1997.

16. Философия природы: коэволюционная стратегия, М., 1995.

17. Хёсле В. Философия и экология. М., 1994.
Семинар 15: Философский анализ общества
1. Размышления об обществе в истории философской мысли.

2. Понятие общества. Основные компоненты общественной жизни.

3. Структурные уровни организации социальной формы движения материи. Социальные отношения.

4. Материально-экономическая сфера общества. Философия предпринимательства.

5. Наука и человек в системе производительных сил общества.

6. Социальное развитие (эволюция и революция). Субъекты социального развития (народ, классы, нации, личность).


Литература:
1. Андреев А.А. Классы как субъект социального ритма //Социально-политический журнал. 1993. № 8.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3. Барулин B.C. Социальная философия. В 2-х ч. М., 1994.

4. Бердяев Н.А. Человек и машина //Вопросы философии. 1989. №2.

5. Вебер М. Основные социологические понятия //Избр. произв. М., 1990.

6. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории //Вопросы философии. 1990. №11.

7. Зиммель Г. Как возможно общество. Философия труда. Социальная дифференциация //Избранное. М., 1995. Том 2.

8. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

9. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

10. Очерки социальной философии. М., 1994.

11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21.


Семинар 16. Духовная жизнь человека и общества
1. Взаимосвязь категорий "дух", "душа", "духовность".

2. Взаимодействие духовного и материального в обществе.

3. Общественной сознание как форма проявления духовной деятельности человека и общества:

а) нравственная сторона духовной жизни человека и общества;

б) эстетическая сторона духовной жизни человека и общества;

в) религиозное сознание и его основные корни.


Литература
1. Ан С.А. Человек в религиях мира. Барнаул, 1999.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1993.

3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

4. Гегель. Философия права. М., 1990.

5. Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. Рига, 1994.

6. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

7. Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

8. Швейцер А.К. Культура и этика. М., 1973. С.15-26.

9. Философия и политика//Вопросы философии. 1996. №2.

10. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1993.

11. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

12. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.


Семинар 17. Культура и цивилизация в историческом процессе
1. Проблема направленности исторического процесса. Смысл истории и подходы к его интерпретации.

2. Основные детерминанты исторического процесса (естественные, материально-производственные, технико-технологические, духовные).

3. Культура и цивилизация. Критерии культурного прогресса.

4. Информационно-технологическое общество как новый тип цивилизации.


Литература:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1993.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991

7. Ильин И. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992.

8. Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993.

9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

10. Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом (историософские миниатюры). М., 1995.

11. Троицкий Е.С. Русская цивилизация: прошлое и настоящее // Русская цивилизация и соборность. М., 1994.

12. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

13. Филиппов В.Н. Россия и русская нация: трудный путь к самосознанию. Барнаул, 1999.

14. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1996. №3.

15. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.

16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994


Семинар 18. Методология научного познания.

Коллоквиум.
Вопросы:
1. Методология.

2. Понятие метода

3. Определение логического и интуитивного, их отличия

4. Сознательное и бессознательное в научном познании.

5. Этапы научного творчества

6. Преимущества интуитивного

7. Место интуитивного и логического в научном познании.

8. Обобщение. Понятие общего..

9. Алгоритм метода обобщения.

10. Преимущества и примеры эвристического применения методов обобщения

11. Понятие образа. Образ в научном познании.

12. Метод структурного переноса.

13. Метод визуализации.

14. Метод личностного уподобления.

15. Знак и значение.

16. Форма и содержание, формализация

17. Функции формализации
4. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Тесты письменного контроля текущих знаний по дисциплине Философия
Контрольная работа № 1

(Историко-философское введение)
Вариант 1
1. Демокрит и Эпикур развивали в античной философии:
1. материализм

2. идеализм

3. теологию
2. Знание выступает источником нравственного совершенства у философа:

1. Гераклита

2. Парменида

3. Платона

4. Сократа
3. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога
1. теология

2. монадология

3. антропоцентризм.

4. феноменология


4. В чем проявляется философский дуализм Аристотеля?
Вариант 2
1. Поставили вопрос о первооснове всего сущего представители школы:
1. стоической

2. милетской

3. элейской
2. Основателем философского идеализма считают:
1. Демокрита

2. Платона

3. Гераклита

4. Горгия


3. Характерной чертой средневековой философии является
1. Космоцентризм

2. Антропоцентризм

3. Теоцентризм

4. Скептицизм


4. Раскройте уровни соединения формы и материи. Обоснуйте возможность (невозможность) существования формы или материи отдельно друг от друга?.

Вариант 3
1. Из ранних греческих философов прозвище «Темный» имел:
1. Фалес

2. Анаксимен

3. Гераклит

4. Ксенофан


2. Пифагорийцы идеальным числом считали:
1. 10

2. 3

3. 7
3. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к
1. богословию

2. науке


3. психологии

4. этике
4. Что объединяло философов милетской школы?


Вариант 4
1. Согласно Платону, подлинное бытие есть:
1. мир идей

2. мир вещей

3. мир человека

4. совокупность атомов


2. Принцип скептицизма:

1. ничего не утверждать

2. избегать крайностей

3. жить в согласии с природой


3. Теоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве
1. бога

2. человека

3. природы

4. космоса


4. Как Демокрит решал вопрос бытия и небытия?
Вариант 5
1. Впервые в истории высказал идею о происхождении человека в результате эволюции:
1. Аристотель

2. Анаксимандр

3. Эпикур

4. Сократ


2. Высшей целью человеческого существования Сократ считал:
1. покорность провидению

2. освобождение от страданий

3. самопознание

4. познание природы


3. Кто из представителей патристики считал, что знание выше веры?
1. Климент

2. Тертуллиан

3. Ориген

4. Августин

5. все

6. никто
4. Чем элеаты обосновывали неподвижность сущего?


Контрольная работа №2

(Теретический курс философии)
1. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т. е. ту, которую Фрейд не выделял.
а) Сверх-Я

б) Пра-Мы

в) Оно

г) Я
2. Что такое «отражение»? Выберите наиболее полное и точное определение


а) свойство живых существ реагировать на жизненно важные стимулы среды

б) способность высокоорганизованных животных ориентироваться во внешнем мире

в) способность материальных систем порождать собственные подобия

г) свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов


3. Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?
а) Я-реальное

б) Я-идеальное

в) Я-воспоминание

г) Я-экзистенциальное

д) Я-зеркальное
4. В каком направлении философии человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо?
а) фрейдизме

б) прагматизме

в) экзистенциализме

г) феноменологии


5. Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?
а) З. Фрейду

б) К. Роджерсу

в) В. Франклу

г) Э. Фромму


6. В чём сущность проблемы биологического и социального в человеке?
а) в вопросе о приоритете материальных, либо духовных потребностей

б) в вопросе о взаимодействии и соотношении генов и воспитания

в) в вопросе о формах борьбы за существование в человеческом обществе

г) в вопросе о соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков


7. Какое из перечисленных утверждений соответствует экзистенциалистскому взгляду на человека?
а) в нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение

б) человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться

в) что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока

г) человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность


8. Объект и субъект - это
1. два общающихся человека

2. термины суждения

3. философ и его ученик

4. окружающий мир и познающий человек

5. разделы философии
9. Объективное - это
1. признанное нами

2. очевидное для нас

3. вне нас находящееся

4. от нас зависящее

5. кажущееся нам несомненным
10. Идея, по которой мы видим мир только в масштабе собственного восприятия, называется
1. эвдемонизмом

2. рационализмом

3. субъективизмом

4. интуитивизмом


11. Гносеология - это
1. греческая богиня

2. философская идея

3. особенность мышления

4. синоним истины

5. раздел философии
12. Идеальное - это
1. бестелесное

2. нефизическое

3. сверхчувственное

4. умопостигаемое

5. совершенное

6. все вышеперечисленное

7. ничто из вышеперечисленного
13. Материя - это
1. однородное мировое вещество

2. инобытие духа

3. единственная реальность

4. первоначало мира

5. предмет философии

6. все, чувственно воспринимаемое



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»


  1. Мироощущение и миропонимание.

  2. Мифологическое сознание, его сущность.

  3. Миф и современность.

  4. Религиозное мировоззрение.

  5. Миф, религия, философия.

  6. Буддизм как философская школа.

  7. Йога.

  8. Материалистические школы Древней Индии.

  9. Современная индийская философия.

  10. Конфуцианство.

  11. Даосизм

  12. Современная японская философия.

  13. Современная китайская философия.

  14. Проблема человека в древнеиндийской философии.

  15. Проблема человека в древнекитайской философии.

  16. Проблема человека в японской философии.

  17. Космоцентрический характер древнегреческой философии.

  18. Возникновение греческой цивилизации.

  19. Проблема судьбы в античной философии.

  20. Школа Пифагора.

  21. Становление античной диалектики.

  22. Диалектика и метафизика.

  23. Атомисты античного мира.

  24. Афины в отношении к философии и культуре.

  25. Влияние Спарты на развитие интеллектуализма в Древней Греции.

  26. Утопия Платона.

  27. Сократ.

  28. Досократики.

  29. Теория бессмертия Платона.

  30. Космогония Платона.

  31. Метафизика Аристотеля.

  32. Ранняя греческая математика, астрономия и философия.

  33. Киники и скептики.

  34. Стоицизм.

  35. Римская империя и ее отношение к философии и культуре.

  36. Католическая философия.

  37. Православная философия.

  38. Проблема разума и веры в философии средневековья.

  39. Философия и теология св. Августина.

  40. Схоласты средневековья.

  41. Мусульманская культура и философия.

  42. Томизм и неотомизм.

  43. Францисканские схоласты.

  44. Развитие философии в Византии.

  45. П. Абеляр.

  46. Итальянское Возрождение.

  47. Маккиавелли.

  48. Эразм и Мор.

  49. Реформация и контрреформация.

  50. Развитие науки в эпоху Возрождения.

  51. Френсис Бэкон.

  52. «Левиафан» Гоббса.

  53. Декарт.

  54. Спиноза.

  55. Лейбниц.

  56. Философский либерализм.

  57. Теория познания Локка.

  58. Политическая философия Локка.

  59. Беркли.

  60. Д. Юм.

  61. Философский романтизм.

  62. Руссо.

  63. И. Кант.

  64. Гегель.

  65. Л. Фейербах.

  66. Байрон.

  67. Шопенгауэр.

  68. Ницше.

  69. Утилитаристская философия.

  70. Бергсон.

  71. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

  72. Гегельянские версии марксизма.

  73. Русский фрейдо-марксизм.

  74. Западный фрейдо-марксизм.

  75. Марксистский экзистенциализм.

  76. Марксистская феноменология.

  77. Марксистская герменевтика.

  78. Политический марксизм в России.

  79. Христианский марксизм.

  80. Неомарксизм на Западе.

  81. Уильямс Джеймс.

  82. Джон Дьюи.

  83. Философия логического анализа.

  84. Философия техники.

  85. Понятия «природа» и «техника» у древних греков.

  1. Философская концепция Богданова.

  1. Миропонимание новой эпохи.

  2. Эзотерическое христианство.

  3. Эзотеризм и сознание.

  4. Психоанализ в России.

  5. Философия смерти.

  6. Теология смерти.

  7. Психология активности.

  8. Тело, психика, сознание.

  9. Сознание и самосознание.

  10. Аналитическая психология К. Юнга.

  11. Психоаналитическая философия З. Фрейда.

  12. Психоанализ в дореволюционной России.

  13. Фрейдизм и марксизм.

  14. Психоанализ и воспитание.

  15. Фрейдизм и социология.

  16. Психоанализ как метод исследования художественной литературы.

  17. Фрейдистская теория воспитания детей.

  18. Проблема личного бессмертия.

  19. Психолого-философская концепция Анны Фрейд.

  20. Карма-Йога.

  21. Видимый и невидимый миры.

  22. Русский космизм.

  23. Философская антропология М. Бубера.

  24. Философско-социологическая концепция М. Вебера.

  25. Славянофилы.

  26. Западничество в русской философии.

  27. Русский материализм в 60-х годах XIX в.

  28. Русский позитивизм.

  29. Н.Я. Данилевский.

  30. К.Н. Леонтьев.

  31. П.Д. Юркевич.

  32. Н.Ф. Федоров.

  33. П.А. Бакунин.

  34. Русский персонализм.

  35. Русские неокантианцы.

  36. П. Флоренский.

  37. С. Булгаков.

  38. Н.А. Бердяев.

  39. Интуитивисты в России.

  40. Н.О. Лосский.

  41. С.Л. Франк.

  42. А.Ф. Лосев.

  43. Л.П. Карсавин.

  44. В.Ф. Эрн.

  45. Иррационализм Л. Шестова.

  46. Философские идеи поэтов- и писателей-символистов (А. Белый, Д. Мережковский, В. Розанов).

  47. Философская концепция о Г. Флоровского.

  48. Философия о В. Зеньковского.

  49. Махизм.

  50. Экзистенциализм.

  51. Персонализм.

  52. Прагматизм.

  53. Философия Гольбаха.

  54. Гельвеций.

  55. Дидро.

  56. Н. Кузанский.

  57. Шеллинг.

  58. Монтескье.

  59. Мальтузианство и неомальтузианство.

  60. Английское Возрождение.

  61. Лессинг.

  62. Русское Просвещение.

следующая страница >>