Толстой и либеральная московская журналистика Статьи лета 1917 г. В марте 1917 г. М. Горький пригласил Толстого сотрудничать в его г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Толстой и либеральная московская журналистика Статьи лета 1917 г. В марте 1917 г. - страница №3/3


Газета «Понедельник власти народа». После закрытия в конце января «Народоправства», «Луча правды» и других «буржуазных» газет проходит почти месяц. Наконец газеты разрешают: Бунин записывает 23 февраля: «Опять стали выходить «буржуазные газеты» – с большими пустыми местами»65.

Те же Е. Д. Кускова и М. А. Осоргин, что фактически руководили «Лучом правды», в конце зимы 1918 г. начинают издавать еще одну газету – «Понедельник власти народа». Теперь они обозначены в качестве её редакторов. На деле это газета московских литераторов – еженедельное приложение к эсеровской «Власти народа», издаваемой той же Е.Д. Кусковой. В «Понедельнике власти народа» постоянно печатаются Осоргин (изредка за очевидными инициалами М.О.), В.Ф. Ходасевич, Ив. Новиков, А. Соболь, часто мелькает и имя Ильи Эренбурга (он составляет и хронику). Публикуют рецензии А. Сидоров, Ю. Соболев, С.Г. Кара-Мурза.

Первый номер выходит 25 февраля 1918 г. Толстой в «Понедельнике власти народа» печатается только один раз: в номере четвертом под заголовком «Я есмь» опубликованы первые главки будущего его рассказа «Милосердия!». Однако в течение трех месяцев, пока выходил «Понедельник власти народа», две статьи в нем были посвящены творчеству самого А. Н. Толстого: это статья Эренбурга «А. Н. Толстой» из цикла «Силуэты» в №5 и развернутая в очерк рецензия Ю. Соболева «Алексей Толстой – драматург» в №16. Кроме того, имя Толстого так часто мелькает в хронике, что создается впечатление – газета является рупором той самой группы, что собралась вокруг Толстого в салоне С. Кара-Мурзы.

Тон этой газеты – отнюдь не консервативный. Ее сравнивают со «Знаменем труда». Передовица первого номера от 25 февраля 1918 г. называется «О завтрашней поэзии». Автор её В.Ф. Ходасевич решительно приветствует новую эпоху как эпоху творческую, с «деятельной и бодрящей атмосферой»:

Знаю только одно: спасение поэзии нашей – в революции. Даже если бы и на этот раз суждено было ей смениться реакцией – эта реакция не так будет гибельна для поэзии, как минувшая: ибо все же помолодеют, поздоровеют те, кто сейчас дышит электрическим воздухом грозы. Но повторяю: из русских поэтов хорошее будущее можно предсказать только тем, кто приемлет эту грозу, и в известном смысле – всю, целиком. Ибо как ни связан поэт со своей страной, все же он – не политик, не строитель реальных форм будущего, а порой то, что неприемлемо для политика – живительно для поэта66.

М. Осоргин в статье «Страх и надежды» также выражает оптимизм и веру в революцию, несмотря на «страх гуннов»:

Старые боги умерли. <...> И поскольку мы не поддаемся общему гражданскому унынию, поскольку готовы гореть верой по-прежнему и ярче прежнего, – постольку мы полны надежд на будущее творчество.

В сходном обнадеживающем тоне А. Соболь говорит в статье о русском читателе: «Он жив» (заголовок статьи); а Иван Новиков, сетуя, что нет новой, богатой, «медлительной» прозы о войне, предчувствует ее появление. Тут же объявляется о вечере писателей 12 (25) февраля в театре Я. Южного на Тверском бульваре.

Начиная с номера второго имя Толстого упоминается чуть ли не в каждой хроникальной заметке. В рубрике «Новости» (№ 2) заметка «Вторники» сообщает:

В литературных кругах Москвы давно уже известны «вторники» в доме С.Г. Кара-Мурзы, большого ценителя литературы и тонкого знатока книги. В этом «сезоне» его «вторники» проходят особенно разнообразно и оживлённо. На этих собраниях, не насыщенных, к счастью, тлетворным духом узкой «кружковщины», но отмеченных некоей хорошей интимностью, сближающей и объединяющей лишь людей действительно дорожащих вечными ценностями своего «святого ремесла», – читал историческую повесть «День Петра» гр. А.Н. Толстой и познакомила с новым рассказом Н. Бромлей67.

Два последних «вторника» были отданы: один раз – прозе (рассказ Вл. Лидина), другой – стихам (ряд поэтов).

«Звездная буря» Вл. Лидина, вещь хорошо написанная, передает о бедной и скорбной душе человеческой, опаленной любовью неразделимой и отравленной горечью слишком ранней опустошенности.

На «вторнике поэтов» читали Амари, Вл. Волькенштейн68, Вера Инбер, Ал. Журин69, Н. Крандиевская, А. Липскеров70, Л. Никулин, Вл. Ходасевич и И. Эренбург.

Надо заметить, что упоминаемый здесь рассказ «Звездная буря» Лидина носит следы влияния Алексея Толстого. То же в ещё большей степени можно сказать о других его рассказах 1918 г.: «Посох» – о юродивом, ушедшем странствовать со слепыми, и особенно рассказ «Князь» – откровенном подражании «Синице» Толстого.

С упоминания Толстого начинается и сообщение о заседании «Среды», где он прочел, судя по всему, именно «Синицу»:

Среды


В минувшее воскресенье состоялось очень интересное и оживленное заседание литературного кружка “Среда”: гр. Ал.Н. Толстой прочел свою новую сказку, а поэты Н. Крандиевская и А. Журин – стихи. Сказка Алексея Толстого в сущности должна быть названа легендой. Поэтическое сказание о кончине княгини Натальи и о великом ее подвиге, о свирепом набеге “белоглазой чуди” и о грозной схватке князя с коварным врагом – облек Толстой в стройные формы неторопливого рассказа, насыщенного и бытом древней жизни, и нежностью материнской любви, равно священной и жертвенной во все времена и во все дни.

В прениях, очень живых, и, как всегда в “Средах” очень горячих, приняли участие: Ив. Бунин, Бор. Зайцев, Вл. Ходасевич, Ал. Койранский, Андрей Соболь, И. Эренбург71.

Газета отражает организационные инициативы: начало возрождения старого Клуба писателей в виде Товарищества московских писателей. Заметка в том же втором номере гласит:

Товарищество Московских Писателей

В Москве образовалось «Товарищество писателей» с целью организации публичных выступлений – вечеров, на которых будут читаться неизданные произведения, а также собеседований и рефератов по вопросам искусства и литературы.

«Товарищество» намерено организовать эти выступления по определённому плану в противовес случайным и бессистемным вечерам, устраиваемым частными предпринимателями и носящим зачастую вовсе не литературный характер.

От всех своих вечеров «Товарищество» отчисляет известный процент в Фонд по организации касс взаимопомощи.

Первым выступлением товарищества явится вечер, устраиваемый 22 марта (по новому стилю) в помещении театра «Летучая мышь».

В номере восьмом (от 22 апреля 1918 г.) объявляется «Конкурс “Среды” среди начинающих»:

В состав жюри избраны И.А. Бунин, Ю.А. Бунин, А.Е. Грузинский (пред[седатель] о-[бщест]ва любит[лей] рос[сийской] словесности), Ив. Новиков и А.Н. Толстой, критик Ю. Соболев, поэт Эренбург и редакторы сб-[орник]ов «Сполохи», от коих исходит инициатива объявления конкурса, Ив.Ив. Белоусов и В.П. Ютанов.

Газета вскоре начала выпускать специальные номера, посвященные молодежи: в № 13 три заметки посвящены были литературным объединениям молодежи «Кружок», «Млечный путь», «Литературные кружки молодежи» и «Общество молодой литературы». Появились тематические номера: об основании общества итальянской культуры объявляет № 8, весь № 12 посвящен был итальянской культуре, № 15 – французской. О Толстом в газете после № 16, т.е. после уже упомянутой статьи Ю. Соболева, больше не говорится. Впрочем, чувствуется, что он отошел от газеты еще раньше.
Газета «Родина». Седьмого апреля (25 марта) 1918 г. в Москве начала выходить еще одна газета под редакцией того же М. А. Осоргина и с передовицами Е. Д. Кусковой. В числе сотрудников были А. Чаянов, И. Шмелев, Андрей Соболь, А. Дживилегов, И. П. Прокопович, А. Яковлев, Л. Пумпянский, Ю. Бунин и другие. С художественной критикой регулярно выступал Я. Тугендхольд. Первый номер открывается статьей Кусковой «Многострадальная», посвященной судьбе русской печати: « “Закрыть!” “Конфисковать!” “Посадить!” “Закрыть навсегда!” Под градом репрессий приходится работать русским журналистам. Дорогое дело – печать – каждую минуту подвергается опасности».

Одним из центральных направлений газеты становится борьба с анархистами. «Родина» в ужасе оттого, что анархисты «втягивают народные массы в катастрофу новой гражданской войны. Заставляя их перекидывать из рук в руки, как резиновый мячик, власть, они, как и большевики когда-то, не указывают практических путей для удовлетворения самых насущных нужд этих масс. Сегодня власть у Керенского, завтра у Ленина, послезавтра у Александра Ге72. А разруха России продолжает делать свое страшное дело – разрушение всех основ государства»73. В той же статье говорится: «Вчера под утро Москва снова услышала ружейные и орудийные выстрелы. „Выбивали“ анархистов из их „отелье“ (в этой шутке запечатлена языковая ошибка, якобы характерная для анархистов – Е.Т.), художественных особняков и занятых ими больших домов. За несколько дней до открытия военных действий по Москве ходили слухи о каком-то восстании не то анархистов против большевиков, не то монархистов против тех и других». Пора перестать играть в восстания, говорит газета.74

Другой видный эсеровский деятель, писатель Андрей Соболь, выступает в «Родине» со статьей «Опять», посвящeнной вечной теме погромов, в которой сожалеет о том, что антисемитизм – этот «социализм дураков» – вновь поднимает голову в России75. О направлении газеты, впрочем, неотличимом от направления «Понедельника власти народа», дает понятие статья Осоргина «Ответ на обе стороны» в № 10 «Родины»: «Либо сидеть и плакать на развалинах старого Иерусалима, либо взяться за строительство нового, твердо памятуя, что сами разрушители ничего решительно построить не способны, и они это прекрасно знают»76. Единственное, против чего возражает Осоргин, – это реставрация. Он призывает, несмотря ни на что, к созиданию новых форм социальной жизни.

Двадцать восьмого (15) апреля 1918 г. № 18 «Родины» посвящен форуму московских литераторов, ученых и журналистов который назывался «Что делать?» Редакционная заметка так объясняет цели форума:

...Перед лицом национального унижения в условиях распада страны от внутреннего и внешнего политического и экономического порабощения, ее фактической беззащитности – остаётся ли для нас непризрачная надежда на возрождение и на искупление духовное и материальное? Куда идти? Что делать? Чем убить неверие и окрылить веру?

С этими жгучими, спешными, сегодняшними вопросами мы обратились к ряду общественных деятелей и культурных представителей Москвы. Ответы их мы приводим ниже.

В форуме участвовали О. С. Минор, С. Л. Маслов, Н. П. Огановский, И. З. Штейнберг, проф. П. И. Новгородцев, А. К. Дживилегов, Я. И. Мазэ, Ек. Кускова, М. Осоргин, Борис Воронов, Л. Козловский, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, Е. Н. Чириков, Ю. И. Айхенвальд, М. О. Гершензон. Алексей Толстой выступил со следующей небольшой заметкой без заглавия:

Я думаю, что ни речами, ни статьями, ни личным примером героического подвига нельзя сплотить народные массы, рассеянные сейчас на миллионы осиротевших людей. Стадо разбежалось и бредит (возможно, в рукописи было “бродит” – Е.Т.) в страхе и тоске. Какой рожок соберет его? От какого голоса оживут сердца? Во имя чего начнется собирание?

Родина, отечество, государство, – но это еще не значит, что эти слова имеют прежнюю силу, когда-то магическую. Мы присутствуем при поразительном явлении, когда действительность (живая идея государства) превратилась в отвлеченное понятие, лишенное силы.

Причины этого? Конечно, я не готов охватить всех причин, их много, одна под другой, до глубины непостигаемого. Но вот некоторые из них. Механическая: разрушение старого государственного механизма и полное отсутствие нового. Тело государства было лишено охватывающей его формы и расплылось, как медуза. Психологическая: огромная усталость от войны и революции каждого отдельного человека и равнодушие к смерти, к дальнейшей своей судьбе. Социальная: численная, количественная слабость победившего в борьбе пролетариата, его нравственная неподготовка к власти, и роковая ошибка – начать социальную борьбу, не имея ни экономической, ни военной мощи. Экономическая: стремительное разрушение права собственности и классовая борьба, глубокое недоверие к новым формам собственности общественной, непрочность и неприспособленность этих форм и неуверенность в них, и от этого всего – растерянность, бездеятельность и цинизм. Общественная: устранение от государственной работы двух классов: интеллигенции, любящей Россию метафизически, и крестьянства, любящего Россию физически.

Оговариваюсь еще раз – я беру эти причины поверхностно, наспех, их тысячи, гораздо более глубоких и страшных. Я верю и чувствую – возродит нас, уничтожит все эти роковые причины, умиротворит и даст крепость то, чего все жаждем всею силою духа: напряженная созидающая работа, строительство. Только тогда полюблю землю, когда коснусь ее руками, и тогда умру за нее. Только через мой пот и труд неустанный верну живую кровь в иссохшее понятие – отечество.

И я верю, что распад и кажущаяся гибель страны недолговечны: распад и гибель в самих нас, в нашей апатии и бездеятельности; сейчас должна быть одна, единая для всех воля – к созидающему труду77.

Другие писатели выдвигали необходимость особой «духовной самообороны», «нравственного фронта» (Ю. Айхенвальд). Бунин требовал не обольщаться «нас возвышающими обманами», видеть подлинную жизнь. Гершензон предложил «действовать в направлении своего идеала и не действовать, когда внешние обстоятельства отклоняют личную деятельность от этого идеала или же искажают ее, <...> а паче всего ограждать свое человеческое достоинство, ибо если личность будет унижена, если свободный дух в человеке подавлен, личная работа его искажается, творчество бесплодно для достижения высшего жизненного идеала»78.

Именно в «Родине» Толстой начал публиковать отрывки из начатой им переделки трагедии Бюхнера «Смерть Дантона». Работу он начал в марте – это объясняет его отход от газетной деятельности. Первый эпизод появился 4 мая (21 апреля) 1918 г. в № 22 «Родины» (скандал в семействе санкюлота Симона и попытка толпы санкюлотов повесить молодого аристократа). Публикация предварена авторским комментарием к его версии трагедии:

От автора

Трагедия Бюхнера «Смерть Дантона» – огромная, в 36 картинах пьеса, написанная в шекспировско-романтическом духе. Отсюда ее достоинство – грандиозность и недостатки – отвлечённость и условность. Вначале я думал ее лишь сжать и скомпоновать, но затем, войдя глубже в работу, стал пользоваться пьесой Бюхнера как сырым материалом. Часть пьесы пришлось написать – новые. Другими сценами я пользовался только как планом. За эту работу я мог взяться, разумеется, только прожив 1917 год. В этом мое оправдание. А.Т.79



Газета «Возрождение». Двадцать девятого (16) мая 1918 г. вышел первый номер большой ежедневной политической и литературной газеты «Возрождение». Газета эта издавалась правыми эсерами и финансировалась Цетлиными. Объявлялось о ближайшем участии в ней И.И. Бунакова, М.В. Вишняка, И.Н. Коварского, П.А. Сорокина, А.Р. Гоца, Н.Д. Авксентьева, А.А. Аргунова, М.Я. Гендельмана и В.М. Зензинова. В программе газеты говорилось: «Возрождение единой и независимой России. Возрождение народно-хозяйственной жизни России на основе разрешения социальных задач, выдвинутых революцией. Возрождение полного народовластия. Возрождение национальной культуры». Газета просуществовала недолго, вышло всего 17 номеров, ведь уже 6 июня 1918 г. меньшевики и правые эсеры были изгнаны из ЦИКа. «Возрождение» отчаянно цеплялось за существование, но в конце месяца было закрыто – в числе всех прочих некоммунистических газет. Толстой поместил здесь «исторический рассказ» «Наваждение» (в тексте газеты – «Навождение»)80. Сотрудничать в «Возрождении» был приглашен и Бунин, в дневнике которого по этому поводу сохранились любопытные размышления: «Был Цетлин, приглашал в эсеровскую газету (Бунаков, Вишняк и т. д.) Литературный отдел, все та же очень сплачивающаяся за последнее время <...> компания – Гершензон, Шестов, Эренбург, В. Инбер и т. д. Дал согласие – что делать! Где же печататься, чем жить? Спрашиваю: "Отчего нет Бальмонта?" – "Да он, видите ли, настроен очень антисоциалистически". <...> Был Цетлин – просит рассказ в свою газету ("Возрождение")»81. В конце концов Бунин принял приглашение. Так началось его многолетнее сотрудничество с правоэсеровским ядром – позднее Бунин станет постоянным участником «Современных записок».

Ещё одной «независимой» газетой, где печатались писатели-некоммунисты, была «Вечерняя жизнь», издававшаяся в марте – мае 1918 г. В ней сотрудничали М. Осоргин, Дон Аминадо, Пирибинкль (псевдоним до сих пор не расшифрован), Лоло, Г. Ландау, Г. Треплев (Смирнов), Ю. Соболев. Там Толстой дал интервью «Пути русского театра»; скорее всего, интервьюировал его Ю. Соболев.

Пути русского театра

Революция перемешала все слои народа.

Интеллигенция – верхний слой, конечно, распылилась, но, как носительница культуры, не погибла. Но в процессе этого распыления бесследно исчезло только то, что являлось некой специфической особенностью интеллигенции нашей, то, что было лишь одной ей свойственно, – та кружковщина, та, если хотите, утонченность, то особое цветение, что так часто называют «интеллигентщиной». Доселе театр наш – был театром интеллигентским, образы его и идеи его были доступны вот этому самому верхнему слою, а никак не народу, хотя, оговариваюсь, не был этот театр классовым – так называемым буржуазным…

Настает период кристаллизации и отбора в том социальном хаосе, который носится сейчас над нами – и тогда родится новая философская мысль, новое художественное творчество. Театр, очевидно, станет примитивным в том смысле, что он не будет утонченным. Излишне уточненным психологически, – поясню я еще. Но вместе с тем он сделается более глубоким, внутренне значительнее и содержательнее. Драматурги, – думается мне, – испытывают невольное тяготение к трагедии. Появится спрос на пьесы исторические, но зато не явится материала для создания комедии. Комедия возникает из быта отстоявшегося, крепкого, выкристаллизировавшегося. Из хаоса же рождается трагедия. К ней, и, пожалуй, еще и исторической комедии, лежит путь драматургии…82

Понятно, что Толстой, работая над трагедией, в существующих обстоятельствах должен подчеркивать важность именно трагического аспекта. Но – и это характерно – он все же оговаривается, делая исключение и для исторической комедии. На одном серьезе существовать Толстой не мог.

В газете «Вечерняя жизнь» он опубликовал и рассказ «Первые террористы. Извлечения из дел Преображенского приказа»83.



А еще один рассказ Толстого «Сон в грозу»84 вышел в газете профсоюза печатников «Утро Москвы» (крохотное приложение к газете «Вечер Москвы») 24 июня 1918 г. (См. гл. 12). В соседних номерах поместили свои вещи Ив. Новиков, И. Шмелев и другие.


1 Крюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература. М., Наука.: 1990. С. 53.

2 Ященко Александр Семенович (1877–1934) – правовед, литературный критик, друг Толстого («Сандро» его дневников и переписки), автор статей о нем. В эмиграции издавал библиографический журнал «Новая русская книга» (Берлин, 1921–1924).

3 Цит. по: Петелин В. Жизнь Алексея Толстого. «Красный Граф». М. 2001. С. 461.

4 Народоправство. 1917. № 1. С. 13–15.

5 Рабинович А. Революция 1917 года в Петрограде. М., 2003. C. 152 и сл.

6 Они приводятся в кн.: Государственное совещание / Под ред. М.Н. Покровского и Я.А. Яковлева. М.; 1930. О фигуре Керенского см. также: Голиков А.Г. Феномен Керенского // Отеч. история. 1992. № 5; Александр Керенский. Любовь и ненависть революции (Дневники, статьи, очерки, воспоминания современников) / сост. Г.Л. Соболев. – Чебоксары, 1993; Колоницкий Б.И. Культ А.Ф. Керенского: образы революционной власти // The Soviet & Post-Soviet Review. 1997. Vol 24. № 1–2. Р. 43–66; Он же. Александр Федорович Керенский в его речах (1917 год // Нестор. 2001. № 1 (5). С. 125–140.

7 Милюков П.Н. История второй русской революции. М., 2001. С. 289.

8 Там же. С. 302.

9 Русское слово, 20 авг. (2 сент.) 1917. Перепеч. в газете «Одесские новости» 1 февр. (19 янв.) 1919 г.

10 Там же.

11 Вышеславцев Б., Государственное совещание // Народоправство. 1917. № 7. 21 авг. С. 4.

12 Чулков Г.И. Иго власти // Народоправство. 1917. № 7. 21 авг. C. 26–24.

13 Там же.

14 Бурцев Владимир Львович (1862-1942) – политический деятель, революционер, разоблачитель Азефа, борец с большевизмом. Издавал газету «Общее дело» с 1917г. Арестован 25 октября 1917 г., выпущен в начале марта, бежал за границу в Стокгольм, оттуда посетил добровольческий Крым. Возобновил газету в Париже; умер в крайней бедности. Толстой сотрудничал в «Общем деле» в 1919 г., оставил яркий портрет Бурцева в «Эмигрантах».

15 Русское слово. 1917. № 115. 13 авг.

16 5 июля 1917 г. финляндский сейм принял решение о независимости Финляндии.

17 Русское слово, 20 авг. (2 сент.) 1917. Перепеч. в газете «Одесские новости» 1 февр. (19 янв.) 1919 г.

18 Алексеев Николай Николаевич (1879–1964) – правовед, профессор. С 1916 г. профессор юридического факультета Московского университета. Общественный деятель (в Союзе городов). В июле 1918 г. выехал в Берлин. В октябре 1918 г. приехал в Киев, затем в Крым. Издавал добровольческую газету «За единую Россию». Заведовал литературной частью Освага (добровольческого осведомительного агенства). Выехал в марте 1919 г. в Константинополь (затем в Софию и Белград), по зову Врангеля вернулся в Крым заведовать информационной частью при штабе армии. В 1919 г. профессор Таврического университета в Севастополе, вторично эвакуировался в Константинополь в октябре 1920 г. В Праге читал лекции на Русском юридическом факультете. Был одним из зачинателей евразийства, разработал политическую доктрину евразийства. В 30-е г. жил в Париже и Берлине, потом в Белграде и Женеве. Критиковал фашизм (евразийское государство противопоставлял фашистскому как «демократическое» и «гарантийное»). Участвовал в экуменическом движении.

19 Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954) – философ, с 1917 г. профессор Московского университета. Организатор и участник Вольной академии духовной культуры. В 1922 г. выслан за границу. Преподавал в Берлине и Париже, умер в Женеве. Автор книг: «Русская стихия у Достоевского» (1923), «Этика преображенного эроса» (1931) и др.

20 Бердяев Николай Александрович (1876-1948) – религиозный философ и публицист. Участник сборников «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Идейно противостоял большевикам. Печатался в газетах «Русская мысль», «Русская свобода» и «Накануне», «Народоправство». Часть статей объединены в посмертный сборник «Духовные основы русской революции. Опыты 1917-1918 гг.». Основал у себя дома Вольную академию духовной культуры. Член клуба московских писателей, член правления Всероссийской лиги русских писателей, один из учредителей Лиги русской культуры. Арестовывался в 1920 и 1922 гг., бессрочно выслан. Жил в Берлине и с 1924 г. – в Париже.

21 Новиков Иван Алексеевич (1877–1959) – писатель околосимволистского круга. В 10-е гг. увлекался толстовством. Изображен в повестях Б. Зайцева, с которым дружил. В советский период – исторический романист, автор популярных книг «Пушкин в изгнании» и «Тургенев – художник слова». В 1920-е гг. был председателем Всероссийского Союза писателей и председателем Литфонда.

22 Народоправство. 1917. № 1. C. 3.

23 Задачи национальной демократии // Народоправство. 1917. № 16. 2 дек. C. 7.

24 Народоправство. 1917. № 4. C. 8–9.

25 Там же. 1917. № 13. 23 окт. C. 9).

26 Там же. 1917. № 15. С. 18.

27 Дороватовская-Любимова Вера Сергеевна – русский филолог, дочь С.П. Дороватовского, известного московского ученого, корреспондента Горького, в 1910-х гг. писала об Ахматовой, в 1920-х гг. автор статей о творчестве Достоевского, впоследствии советская детская писательница. Состояла в переписке с Л. Гроссманом, К. Фединым, Бонч-Бруевичем (РГБ).

28 Народоправство. № 15. С. 8.

29 Там же. C. 9.

30 См.: Там же. № 1. С. 3.

31 Там же. № 11. С. 12–13.

32 Там же. № 12. С. 10.

33 Там же. С. 15.

34 Там же. № 1. С. 4.

35 Там же. № 20. С. 6.

36 Там же. № 14. 30 окт. C. 8. и сл. О центральности этой темы для других русских писателей см. Спивак М.Л. Встреча со стражем порога в поэтической мифологии Андрея Белого.// Материалы Международного конгресса «100 лет Р.О.Якобсону».Москва 18-23 декабря 1996 г. М., РГГУ, 1996. С. 137-139.

37 Ключников Юрий Вениаминович (1886–1938) – политический деятель, специалист по международному праву. До 1917 г. – приват-доцент Московского университета. В 1918 г. участник московского журнала «Накануне» (см. следующее примечание). Кадет, участник восстания в Ярославле. Министр иностранных дел Уфимской директории и правительства Колчака. С 1919 г. в Париже, лидер сменовеховства, с конца 1921 г. в Берлине, где основал газету «Накануне» (1922–1924). Ратовал за сотрудничество с большевиками, считая их воплощением русской великодержавности, единственной силой, способной вывести Россию на широкие исторические пути. В 1923 г. вернулся в Союз вместе с П. Бобрищевым-Пушкиным, И.М. Василевским (Небуквой) и А.Н. Толстым. Работал в Комакадемии в Наркомате иностранных дел. Представлял Россию на Генуэзской конференции. Расстрелян.

38 Устрялов Николай Васильевич (1890–1937) – правовед, философ, политический деятель. В 1916–1918 гг. – доцент Московского университета. Издавал в Москве журнал «Накануне», предвосхитивший сменовеховство (1918; не смешивать с одноименной газетой сменовеховцев в Берлине, издававшейся позже, с 1922 г.). Считал большевизм подлинно русским национальным явлением. Поддерживал идею великодержавной России. Был юрисконсультом у Колчака. Эмигрировал в Харбин, работал на КВЖД. В сборнике «Смена вех» (Прага, 1921) выступил идеологом национал-большевизма (так называемого сменовеховства). Вернулся в СССР в 1935 г. Расстрелян.

39 Народоправство, № 11, 7 окт.

40 Софья Федорченко (1880–1959). Во время революции жила в Киеве, потом в Крыму, обрабатывала украинский и русский фольклор. Отрывки из книги Федорченко «Народ на войне» публиковались в «Северных записках» и в «Бюллетенях литературы и жизни». Книга вышла в Киеве в 1917 г. Впоследствии Федорченко стала детской писательницей.

41 Народоправство. 1917. № 9. 15 сент. С. 6. В стихотворении Бунина «Сон епископа Игнатия», написанном в Одессе и опубликованном в журнале «Объединение» (январь 1919 г.), разыгрывается похожая мистерия: «Сон лютый снился мне: в полночь, в соборном храме / Из древней усыпальницы княжой / Шли смерды – мертвецы с дымящими свечами / Гранитный гроб несли, тяжелый и большой...»

42 Народоправство. 1918. № 23–24. C. 14.

43 Там же. С. 15.

44 Там же.

45 № 8. С. 15–16.

46 № 9. C. 8–9.

47 № 18–19. C. 15.

48 Русское слово, 1917. 22 окт. (14 нояб.) С. 2.

49 А.Н. Толстой. Переписка: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 270.

50 Бердяев Н. Душа России. М., 1915. С. 15.

51 Русская мысль. 1918. № 3–6. C. 5 (вторая пагинация).

52 Прим. Р.В.Иванова-Разумника к письму А.Белого от 5 янв. 1917 г. – Белый А., Иванов-Разумник Р.В. Переписка. СПб, 1998. С. 92. Ср. прим. И.Ф.Даниловой и А.А.Данилевского к письму Л.Шестова к Ремизову от 9 дек. 1916 г. // Русская литература, 1992, №4, с. 120.

53 Кускова Екатерина Дмитриевна (1869–1958) – общественная и политическая деятельница, публицистка. Народница, затем марксистка, позднее критик русского марксизма; была активна в «Освободительном движении». Поддерживала Временное правительство и оборончество. Издавала в 1918 г. в Москве газету «Власть народа» – один из центров антиболшевистской оппозиции. Выступала за «третью силу». Член совета Политического Красного Креста и Комитета помощи голодающим, разогнанного в 1921 г. Выслана в 1922 г. Жила в Берлине, Праге и Женеве. Оставила мемуары.

54 Доступный нам экземпляр газеты в нескольких местах непоправимо испорчен.

55 Луч правды. Орган Союза солдатского и крестьянского просвещения. М., 1917. № 1. Ноябрь.

56 Луч правды. № 2. 27 ноября 1917 г.

57 Новиков И. Подобрел ли русский народ // Там же.

58 Луч правды. № 2.

59 Крандиевская-Толстая H. Воспоминания. Л., 1971. С. 131.

60 Луч правды. № 3, 4 декабря 1917 г.

61 Луч правды. № 4. 11 декабря 1917 г.

62 Слову – свобода. Издание Клуба московских писателей. М., 10 дек. 1917.

63 Амари (М.О. Цетлин). «Социализация» печати // Слову – свобода! С. 1.

64 Толстой A. [Без названия] // Слову – свобода! С. 4.

65 Бунин И. Окаянные дни. С. 79.

66 Понедельник власти народа. 1918. № 1. 25 февр. С. 1.

67 Бромлей Надежда Николаевна (1884-1966) – актриса МХТ, поэт и прозаик околофутуристического толка, участница московских литературных объединений, в т.ч. «Центрифуги», после революции автор фантастических новелл, драматург, но главным образом режиссер, работала в Ленинграде, в театре Ленсовета, где ставила, между прочим, пьесы Толстого.

68 Волькенштейн Владимир Михайлович (1883–1974) – литературный критик 10-х гг., затем известный драматург, после революции – ученый, теоретик драмы.

69 Журин Александр Иванович – поэт 1910-х г., сборник его неопубликованных стихотворений находится в РГБ.

70 Липскеров Абрам Яковлевич (1851 – 1910) – редактор и издатель московской газеты «Новости дня» (1883 – 1906).

71 Понедельник власти народа. № 2. С. 4.

72 Александр Ге (Александр Юльевич Голберг, 1879 – 1919), один из вождей анархистов, близкий к большевикам, член ВЦИК, критиковавший, однако, большевиков за централизацию. Глава ЧК в Кисловодске. Убит белогвардейцами.

73 Перекидывание мячика [Редакционная статья] // Родина. 1918. С. 1. 13 апр. (31 марта).

74 Нам кажется, что столь резкое сопротивление анархистам у эсеровского публициста объяснимо тем, что особняк, где расположился правоэсеровский штаб, – особняк Цетлиных в Трубниковском переулке около Поварской – был захвачен анархистами.

75 Соболь А. Опять // Там же. 1918. № 8, 16 (3) апр.

76 М.А. Осоргин М.А. Ответ на обе стороны // Там же. 1918. № 10, 19 (6) апр. C. 1.

77 Там же. 1918. № 18. 28 (15) апр. С. 6.

78 Там же.

79 Там же. 1918. № 22. 4 мая (21 апр.) C. 2.

80 Навождение. Исторический рассказ Ал.Н. Толстого. Возрождение. 1918. № 6. Cуб., 8 июня (26 мая). C. 2–3.

81 Бунин И. Окаянные дни. М., 1990. С. 60, 64.

82 Вечерняя жизнь. 1918. № 13. 5 апр. С. 4.

83 Там же. № 22. 18 апр. С. 2.

84 Толстой А.Н. Сон в грозу. ПСС, т.4. М., 1948. С. 672 – 677.
<< предыдущая страница