Программа этнометодологии, 2001 тоже сборник, причем работ, написанных в 50-х годах - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Эмилия Дикинсон (Emily Elizabeth Dickinson, 1830-1886) 1 68.65kb.
Лекции по введению в психоанализ: Сборник произведений. М.: Апрель-Пресс... 1 115.65kb.
Сборник научно-популярных и краеведчески 1 138.85kb.
Программа "Международное муниципальное сотрудничество города Ярославля... 1 93kb.
Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года n 143 Ведомости... 2 694.53kb.
Краткий словарь философских терминов петрозаводск 2001 2 396.89kb.
Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры... 8 4343.84kb.
Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих... 1 195.56kb.
М. С. Козлова вера и знание. Проблемы границы 1 192.73kb.
Ломоносовские чтения 1 13.82kb.
Я два часа не могу до вас дозвониться. Дело есть, причём важное 1 171.54kb.
Программа дисциплины Этнометодологические исследования для направления... 1 114.49kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа этнометодологии, 2001 тоже сборник, причем работ, написанных в 50-х годах - страница №1/1

Этнометодология.

Особое направление в социологии, расцвет которого пришелся на 60-е годы ХХ века.

Основатель ныне здравствующий Г.Гарфинкел.

Родился в 1917 году. Посещал курсы бизнеса, где больше всего его заинтересовала бухгалтерия, а имеено «бухгалтерские отчеты» - accountы – его заинтересовала связь этих отчетов с реальностью.

На Второй мировой был в резерве, участвовал в учениях, где наибольший его интерес вызвала связь воображаемых танков с реальными.

Потом был университет в Сев.Каролине, а потом Гарвард (у Парсонса). Особый интерес в университете – поведение охранников в библиотеке.

В 50е – 60-е годы в трудах Гарфинкела постоянные ссылки на Парсонса среднего периода.

Вообще этнометодология пыталась соединить Парсонса с феноменологической социологией. Правда, если с феноменологией этнометодология по-прежнему связана, то следы Парсонса найти довольно трудно.

Помимо Парсонса и Шюца большое влияние оказали и труды Знанецкого (который, оказывается, не только с Томасом работал, а и что-то свое писал).

Изначально противопоставляет свою теорию всей предшествующей (фишка не нова, так многие делали).

Важнейшие труды:

- Исследования по этнометодологии, 1967 – сборник статей

- Программа этнометодологии, 2001 – тоже сборник, причем работ, написанных в 50-х годах.

Наиболее известные очерки – те, что приведены в хрестоматии.

Кроме Гарфинкела к этнометодологии относятся:

- Сикорел (когнитивная социология)

- Щеглофф (анализ разговора_

- Сидноу


- Лабов

Предмет этнометодологии.

Мир повседневной, обыденной жизни как подлинная социальная реальность – в центре этнометодологии.

Понятие «практики» - одно из ключевых понятий этнометодологии.

Традиционная социология берет предметы этого мира как готовые факты и не задается вопросом о их природе.

Как разные группы людей создают и поддерживают друг у друга непоколебимую уверенность в том, что социальный мир действительно реален? – главный вопрос. Какими способами, методами мы создаем, поддерживаем и изменяем смысл своих обыденных сред? Эти способы используют все, это народные способы, вернее этнометоды. Этнометодология – наука об этнометодах.

С помощью этих методов производится упорядоченность наших сред. Средам свойственна обыденная упорядоченность.

Источником социального порядка служат методы, с помощью которых создается видимость этого самого порядка. Мы эту видимость создаем и поодерживаем.

Методологию интересует не каковы именно общие понятия, определения и ценности, а как вообще люди приходят к согласию по поводу того, что такие понятия, определения и ценности есть.

«Этнометодологические исследования анализируют повседневные вещи для того, чтобы сделать сами эти действия очевидно разумными и практически объяснимыми, то есть описуемыми (accountable) в качестве организаций обычных, повседневных действий. Их исследование направлено на выяснение того, как действительные, будничные действия участников складываются из методов, которые делают практическое социологическое мышление доступным анализу, а также на открытие формальных свойств будничных, практических, основанных на здравом смысле действий, изнутри действительных контекстов как текущей реализации этих контекстов»

Принцип этнометодологической индифферентности – надо смотреть на окружающий мир так, как будто он незнаком, чужд и неизвестен.

В некоторых российских публикациях упоминается, что такие эксперименты получили название «гарфинкелинг». Гарфинкелинг пишет сложно, но является едва ли не большим натуралистом, чем Дюркгейм. Там, где происходит локальное разрушение общества, люди предпринимают усилия к его восстановлению.

Рациональная описуемость. Для объяснения этого существует притча о инопланетном социологе, который посетил Землю и отметил следующие детали:


  1. Люди постоянно заняты самоописанием.

  2. Поведение в этих описаниях представляется мотивированным, т.е. осмысленным.

  3. Существуют разные виды описаний. Деятели различных типов спорят относительно правильности представленных описаний.

  4. В описаниях трактуются объекты и явления в определенных контекстах. В то же время сами эти описания оказываются явлениями в этих же самых контекстах. Сами факты описания организуют эти самые контексты.

Люди постоянно производят описания: практические, обыденные, рутинные, рациональные объяснения.

Рефлексивность - свойство повседневного действия.

Действие протекает само по себе и ни к чему не сводимо. Смыслы создаются действиями.

Общие понимания (common understandings).

Всегда присутствуют как фон для любого взаимодействия.

Полный перевод сделать невозможно т.к. можно вытаскивать знание до бесконечности. Нет закрытого фона знаний. Неопределенность понятий дает возможность принимать новых членов. Чем дальше человек постигает понятия, тем меньше требуется упоминать базовые ценности.

Эксперименты:

Студент во время прихода гостей подошел к маме и спросил «Можно я из холодильника что-нибудь возьму?»

При приветствии: «- Как дела? – Что ты понимаешь под словом дела?»

После разрушения локального общества должна пройти нормализация в виде разрыва связей, их изменения и т.д.

Конститутивные ожидания

Фоновые ожидания – формальный структуры практически действий.

Совпадение релевантности.

Гарфинкель – гиперреалист.



Проблемы индексичности.

  1. Индексичные выражения

  2. Объективные выражения

Используя язык, мы производим выражения. Они имеют смысл в тех условиях, где они создаются. Получив и проанализировав индексичные выражения, социолог преобразует из в объективные выражения. Они свободны от контекстов.

Этнометодологии занимаются предельно практическими исследованями.