страница 1страница 2страница 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего - страница №1/3
На правах рукописиВиленская Татьяна ЕвгеньевнаТеория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста Специальность 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Краснодар - 2007 Р абота выполнена в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научные консультанты: доктор педагогических наук, профессорЧернышенко Юрий Константиновичдоктор медицинских наук, профессор Макарова Галина АлександровнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Лубышева Людмила ИвановнаНаучно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта» доктор биологических наук, профессор Бальсевич Вадим КонстантиновичРоссийский государственный университет физической культуры, спорта и туризма доктор педагогических наук, профессор Чермит Казбек ДовлетмизовичАдыгейский государственный университет Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится «25» октября 2007 года в ___ час ___ мин. на заседании диссертационного совета Д.311.009.01 при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 350015, г.Краснодар, ул. Буденного, 161. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан «___» сентября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков Общая характеристика работыАктуальность. В системе общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья, физической и двигательной подготовленности является фундаментальной основой, обусловливающей возможность полномасштабной реализации потенциальных способностей индивида (Н. М. Амосов, 1987; С. Н. Блэйер, 1994; В. И. Белов, 1995; В. К. Бальсевич, 2000; Н. Н. Вавилова, 2003; В.К.Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003; A. Steptoe, 2000; G. J. Welk, 2002 и др.). Ученые и практические работники тождественны во мнении о важнейшей и, более того, решающей роли школьного периода онтогенеза человека для становления личности детей и подростков, создания фундаментальных предпосылок для их гармоничного развития и рациональной подготовки к дальнейшей жизнедеятельности (Л.Б.Кофман, 1998; М.В.Антропова с соавт., 1998; А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева, 2004 и др.). Очевидны достиже-ния отечественной науки в контексте организационно-содержательного и технологического обеспечения процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, в том числе и школьников младших классов (В.И.Лях, Б.К.Кофман, Г.Б.Мейксон, 1995; С.Д.Неверкович, С.П.Киршев, 1997; Е.Н.Литвинов, М.Я.Виленский, Г.И.Погадаев, 2004; Л.Козиброда, 2004; Л.И.Мирошниченко, 2005 и др.). Вместе с тем результаты собственных исследований, данные педагогической и медицинской статистики убедительно свидетельствуют об углублении тревожных тенденций в состоянии здоровья и физического статуса младших школьников, что не дает оснований для оптимизма. За период с 1992 по 2004 г. частота выявления функциональных отклонений в состоянии здоровья у учащих младших классов повысилась на 84,7%, а хронических заболеваний — на 83,8%. Значительное количество детей, посещающих старшие группы дошкольных учреждений и начальную школу, относится к часто болеющим. Среди неорганизованных детей их число составляет почти половину (П.А.Виноградов, 1996; Ю.Е.Вельтищев, 2000; Н.А.Коровина с соавт., 2001). Многие специалисты считают, что одним из системных факторов, обусловливающих сложившуюся ситуацию, является традиционно ориентированная организация двигательной (физической) активности. В первую очередь это присуще социальной составляющей, к основным характеристикам которой относятся проективные общественные установки и содержательные особенности обучающих воздействий (В.К.Бальсевич, 2005). Понимание необходимости позитивного качественного изменения организационно-содержательных и технологических аспектов физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ, и особенно его здоровьесберегающего компонента, привело к появлению в последние годы целого ряда научно-методических публикаций, авторы которых предлагают следующие основные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса:
общеобразовательных школ (Н.А.Склянова, Б.С.Петренко, 1994). Для реализации подавляющего большинства вышеперечисленных рекомендаций в большинстве общеобразовательных школ имеется современная материально-техническая база, включающая необходимые условия для обучения детей и подростков плаванию. Занятия с учащимися проводят специалисты, имеющие, как правило, высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Вместе с тем приходится констатировать, что в настоящее время созданные нормальные условия для физического воспитания в общеобразовательных школах, удовлетворительный уровень профессиональной подготовленности учителей физической культуры не приводят хотя бы к сдерживанию процесса ухудшения состояния здоровья младших школьников, не говоря уже об его полном прекращении. Более того, многие аспекты, связанные с повышением качества их физического воспитания, остаются мало изученными, в том числе: а) отсутствуют аргументированные рекомендации по альтернативному содержанию социальных (в первую очередь проективных) установок процесса физического воспитания, способствующих реальному повышению его эффективности; б) недостаточно разработана проблема педагогического контроля физической подготовленности с учетом половозрастных особенностей физического развития детей; в) противоречивы данные, характеризующие степень физиологичности применяемых средств физической подготовки младших школьников с позиций их влияния на состояние опорно-двигательного аппарата и травмоопасности; г) фрагментарны сведения об использовании современных подходов к оценке срочной эффективности уроков физического воспитания; д) не обоснованы предложения по модернизации процесса физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ); е) не сформирована эффективная структура медико-биологического обеспечения детей младшего школьного возраста, а также концепция их здоровьесбережения в ходе организации физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, в настоящее время в педагогических и физиологических науках, изучающих вопросы организации и содержания физического воспитания младших школьников и качественного медико-биологического обеспечения этого процесса, сложилась проблемная ситуация. Она детерминирована все нарастающими противоречиями между потребностями системы школьного физического воспитания в радикальном повышении уровня здоровьесбережения и здоровьеформирования учащихся младших классов, с одной стороны, и отсутствием нового научного знания для успешной разработки и практической реализации таких технологий, с другой. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разрешения этих противоречий путем проведения комплекса специальных педагогических, онтокинезиологических и физиологических исследований, направленных на обоснование основных направлений совершенствования процесса физического воспитания в младших классах общеобразовательных школ и углубление понимания сущности его медико-биологического обеспечения. Объект исследования – процесс физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ. Предмет исследования – проективные, содержательные, технологические и контрольно-учетные составляющие педагогического процесса здоровьесбережения детей младшего школьного возраста в ходе организованного физического воспитания. Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать пути совершенствования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей функций процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ. Гипотеза. Известно, что общественно-политические изменения, происходящие в Российской Федерации, обусловили повышение требований государства к отечественной многоуровневой системе общего и профессионального образования. Также известно, что эти требования были углублены и детализированы в приоритетных национальных проектах «Образование» и «Здоровье», в которых особое внимание уделено детскому населению России, в том числе учащимся общеобразовательных школ, среди которых значительную часть составляют дети 7-10 лет. В связи с этим предполагалось, что решение проблемы повышения качества физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ возможно на основе повышения здоровьесберегающего и здоровьеформирующего потенциала данного процесса. Также было предположено, что повышение уровня здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе физического воспитания младших школьников детерминировано изменением концептуальных установок и модернизацией проективных, содержательных и технологических составляющих данного процесса. Задачи:
Методологическую основу исследования составили современные фундаментальные научные представления о закономерностях развития сложных систем (П.К.Анохин, 1975), логике научного познания (М.А.Данилова, Н.И.Болдырева, 1971), о развитии личности в онтогенезе (Д.И.Фельдштейн, 1989, 1994), об особенностях индивидуального развития двигательной функции в антенатальном и постнатальном онтогенезе человека (И.А.Аршавский, 1982, 1993; В.К.Бальсевич, 2000 и др.), о системном подходе и использовании его в физической культуре и спорте (Э.Г.Юдин, 1978; Н.В.Кузьмина, 1980; В.Н.Платонов, 1987; В.Г.Никитушкин, 1993; Ю.Д.Железняк, 2001; Л.П.Матвеев, 2003); о современных представлениях о формах и функциях физической культуры и спорта (Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков, 1976; В.М.Выдрин, 1988; Л.П.Матвеев, 1991, 2003; Н.И.Пономарев, 1996; Л.И.Лубышева, 1996; Ю.М.Николаев, 1998; С.П.Евсеев, 2000; В.К.Бальсевич, 2005); общих закономерностях влияния физической активности на здоровье человека, ее биологических, педагогических и социальных детерминантах (Н.М.Амосов, 1987, 2003; В.К.Бальсевич, 1987, 2000; A.Steptoe, 2000; G. J.Welk, 2002 и др.); о здоровье-сбережении субъектов учебно-воспитательного процесса в практике образовательных учреждений (Л.И.Лубышева, 1996; Н.А.Агаджанян, 1997; Т.Г.Коваленко, 2000; Н.К.Смирнов, 2003; М.Я.Виленский, 2004; Н.М.Горохов, 2005 и др.). Основные положения, выносимые на защиту:
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методологической концепции здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста. При этом:
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении существующих представлений о базовом физическом воспитании детей младшего школьного возраста положениями, обосновывающими педагогические, кинезиологические, биомеханические и физиологические детерминанты качественного улучшения содержания, состава средств, технологии и медико-биологического обеспечения данного процесса, предопределяющих повышение уровня здоровьесбережения и здоровьеформирования учащихся. С психолого-педагогических и медико-биологических позиций обосновано принципиальное условие существенного повышения качества учебно-воспитательного процесса – изменение с учетом онтогенетических особенностей развития детей проективных установок, направленное на приоритетное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей детей 7-10 лет. Практическая значимость. Комплексная технология определения эффективности уроков физической культуры объективизирует оценку результативности учебно-воспитательного процесса и способствует повышению качества планирования физического воспитания в многолетнем цикле. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с измененными проективными установками позволяет в значительной мере повысить его эффективность и уровень общей физической подготовленности младших школьников. Технология педагогического контроля физической подготовленности с учетом особенностей физического развития учащихся позволяет комплексно решать задачи повышения объективности оценки результативности педагогических воздействий и формирования позитивных мотивов у ребенка в физическом совершенствовании. Программа физической подготовки младших школьников в каникулярный период обеспечивает круглогодичность и непрерывность данного процесса и снижает негативное влияние отсутствия организованных занятий на уровень развития физических качеств детей. Научные данные об афизиологичности использования некоторых средств физической подготовки, рекомендуемых государственными программами, в значительной мере снижают угрозу травматизма на уроках физической культуры и способствуют аргументированной преемственности учебно-воспитательного процесса учащихся 7-10 лет. Основные положения теоретико-методологической концепции здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста являются основой для проведения дальнейших научных исследований в области формирования физической культуры учащихся общеобразовательных школ. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в вузах и ССУЗах физической культуры, институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, при разработке государственных программ и образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. В обследованиях и педагогических экспериментах приняли участие 3003 учащихся младших классов общеобразовательных школ и 56 учителей физической культуры. Внедрение полученных результатов. Результаты исследований были обсуждены на: научно-практических конференциях КГУФКСТ (1998-2006); научных конференциях молодых ученых Юга России (Краснодар, 1999-2002); V научно-практической конференции Северо-Кавказского региона (2000); международной научно-практической конференции «Перспективные разработки науки и техники 2005» (Прага-Днепропетровск, 2005). По теме диссертации опубликовано тридцать три научные работы и тезисов, в том числе три учебных и учебно-методических пособия и одна монография. Основные предложения по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов физической культуры внедрены в учебный процесс Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Ейского педагогического колледжа. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения. Работа изложена на 528 страницах компьютерного текста, иллюстрированного 49 таблицами, 15 рисунками. Библиографический указатель содержит 496 источников, из них 64 на иностранных языках. следующая страница >> |
|