страница 1страница 2 ... страница 66страница 67
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд - страница №1/67
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДАВведение Раздел I. Человек и труд Тема 1. Основная проблематика психологии труда Тема 2. Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора Тема 5. Развитие человека в труде Тема 6. Основы инженерной психологии Тема 7. Психологические особенности труда в организации Тема 8. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности Тема 9. Основы профессионального образования Тема 10. Основы профессионального самоопределения Тема 11. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности Тема 12. Психолог-практик как субъект труда Словарь терминов Вопросы для самопроверки Список литературы по курсу Хрестоматийный материал по курсу Хрестоматийный материал к теме 2 1. Социально-экономические истоки индустриальной психологии 2. Концепция научного управления Ф.У. Тэйлора и науки о труде 3. А.К. Гастев и центральный институт труда 4. Эргология и эрготехника В.Н. Мясищева 5. Психотехника травматизма и аварийности 6. Проблемы психологического профессиоведения 7. Научно-методологические принципы индустриальной психотехники Г. Мюнстерберга и их развитие в 20-30-е гг. Хрестоматийный материал к теме 3 1. Непсихологическое знание о труде 2. Обзор психических регуляторов труда 3. Психологические признаки труда 4. О структуре субъекта труда Хрестоматийный материал к теме 4 1. Оформление профессиографии как подход к изучению профессиональной деятельности 2. Предпосылки развития системного исследования профессиональной деятельности 3. Профессиография и разработка методов изучения профессионально важных качеств субъекта труда 4. Профессия. Подходы к классификации профессии. Модуль профессии 5. Модель специалиста. Профессиограмма. Психограмма 6. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Профориентация. Профессиональное образование, профессиональное обучение Хрестоматийный материал к теме 5 1. Психологические особенности кризисов профессионального становления 2. Психологические детерминанты профессиональных деструкций Хрестоматийный материал к теме 6 1. Перспективы развития и уровни пользовательского интерфейса 2. Основы инженерной психологии. Общая характеристика методов Хрестоматийный материал к теме 10 1. Четыре рода феноменов приобщения к труду, связываемые с терминами "профориентации" и "профконсультация" 2. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением Приложения
ВВЕДЕНИЕ"Каждому человеку, без какой либо дискриминации, гарантируется равная оплата за равный труд" (Всеобщая декларация прав человека, ст.23, п.2) Психологическая проблема труда может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди: "Зачем мне трудиться?". Специфика данного этапа развития общества видится многими исследователями в том, что сейчас, в эпоху "массовой культуры" и "эстетизированного" с помощью изощренной рекламы "культа потребления", ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность "получения благ и удовольствий от жизни". Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, для которых профессиональный труд в лучшем случае рассматривается лишь как "средство", "источник" получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов. Корме того, студенты-психологи нередко задают себе (а иногда и преподавателям) несколько иной вопрос: "Зачем нам вообще отдельный курс по "Психологии труда", ведь в других учебных курсах нас и так знакомят с тем, как организовывать свою помощь клиентам (как организовывать свой труд), как работать с теми или иными методиками?" К сожалению, внятно на эти и многие другие вопросы современная психология труда ответить не может. Но это не означает, что на психологию труда не надо тратить время. Как раз наоборот, сложность поставленных вопросов требует от любого специалиста (а не только от специалиста-психолога) постоянного размышления о своем труде, о самой возможности реализовать лучшие свои силы в главном деле жизни, т.е. требует постоянной профессиональной рефлексии, которая фактически превращается в рефлексию своей жизни. Проблема осложняется тем, что ответы на обозначенные выше вопросы каждый человек ищет для себя самостоятельно. Более того, окончательный ответ на эти вопросы вообще вряд ли возможен: творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив для себя какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, и в итоге, вся жизнь (в том числе, и трудовая жизнь) превращается в непрекращающийся творческий "поисковый" процесс. Одна из главный идей данной книги заключается в том, что важнейшим смыслом для трудящегося человека является утверждение своего достоинства, значимости собственной жизни, постоянное доказательство себе и окружающим того, что "жизнь прекрасна" (но только не жизнь "вообще", а именно "моя собственная жизнь", реализуемая через основное дело моей жизни, т.е. через общественно-полезный, творческий труд). Лишь только тогда человек может ощутить "прелесть жизни", когда он своими делами делает лучше ("прекраснее") окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей. Эти простые истины буквально пронизывают всю человеческую культуру и, естественно, выходят за рамки традиционно понимаемой психологии. Поэтому важнейшей задачей данного пособия является соотнесение собственно психологического подхода к исследованию труда с философским, социологическим, культурологическим и другим подходами, с любым ценным опытом осмысления человека в трудовой деятельности. К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции - по В.Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении "успешной" карьеры и т.п. Одной из задач данного пособия является попытка увязать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства. Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что "все работы хороши" и т.п.). Более того, даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение и даже зависть окружающих, сами работники далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что у них не всегда получаются реализовать свои сложные творческие замыслы, но и в том, что сама оценка их труда со стороны общества (и окружающих коллег) не всегда бывает справедливой… В итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению неудачности всей жизни. Получается, что неудачное профессиональное (а в более широком смысле - и трудовое) самоопределение и самореализация может стать серьезной причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.
При этом возникает естественный вопрос: а всем ли нужно такое "понимание" и "рефлексия" своего развития в труде(?), ведь известно, что для некоторых простых и довольных собой людей излишнее "понимание" может несколько усложнить (если даже не отравить) жизнь. Например, для кого-то раньше все казалось таким "простым" и "хорошим", а новое "понимание" превратило безоблачный мир в непонятный и проблемный мир… Мы все-таки считаем, что психологи должны спокойнее относиться к проблемам (в том числе, и проблемам, возникающим в трудовой деятельности), помня о том, что сами проблемы (кризисы) часто являются своеобразным "шансом" для того, чтобы улучшить свою работу, а также - чтобы улучшиться и самих себя. Все это во многом и определило несколько дискуссионный (а местами - и провокационный, в смысле провоцирования совместной с читателем рефлексии) стиль изложения материала в настоящем пособии.
следующая страница >> |
|