Т. В. Иванова социология. Медицинская социология учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Учебное пособие раздел социология управления тема социология управления... 5 1360.01kb.
Миронов С. К. Социология: Учеб пособие 1 87.91kb.
Социальное развитие. Социальный прогресс 1 22.86kb.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов 12 2925.5kb.
Социология: история и современность 24 9185.57kb.
Экзаменационные вопросы по курсу "Социология" Приложение № Темы рефератов... 2 598.32kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 4 454.86kb.
Программа по дисциплине «Социология труда и экономическая социология»... 1 159.14kb.
Методическое пособие для преподавателей вузов. (рукопись) 70 с. 1 54.59kb.
Социология конфликта. План 1 205.27kb.
Курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений. 107 10562.15kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Т. В. Иванова социология. Медицинская социология учебное пособие - страница №1/7



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ


СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Т. В. Иванова
СОЦИОЛОГИЯ.

МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Рекомендовано ученым советом Сумского государственного университета


Сумы

Сумский государственный университет

2013

УДК 316(075.8)



ББК 60.5

И 21
Рецензенты:



М. И. Пирен – доктор социологических наук, профессор Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины;

К. И. Карпенко – доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и медицинской социологии ХНМУ;

С. Б. Кузикова – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии Сумского государственного педагогического университета им. А. С. Макаренко
Рекомендовано к печати учёным советом

Сумского государственного университета

(протокол № 8 от 11.03.2010)


И 21


Иванова Т. В.
Социология. Медицинская социология : учебное пособие /
Т. В. Иванова. – Сумы : Сумский государственный университет, 2013. – 251 с.

ISBN 978-966-657-451-3


В пособии представлен курс общей социологии, раскрыты особенности структуры общества и его основных элементов. Кроме того, освещаются проблемы медицинской социологии: понятия и социальные аспекты здоровья и заболеваний, типы медицинских систем, статусно-ролевые отношения между врачом и больным.

Для медицинских институтов и факультетов. Материал, изложенный в пособии, может быть полезным для студентов других специальностей.
УДК 316(075.8)

ББК 60.5


ISBN 978-966-657-451-3



© Иванова Т. В., 2013

© Сумский государственный университет, 2013




Введение

Все мы живем в постоянно изменяющемся мире. Почему, отчего и как происходят эти изменения, что ожидает нас в будущем? Все эти вопросы имеют прямое отношение к социологии, так как это наука о социальной жизни человека, групп, обществ. «Социум» – общество, «логос» – знание, «социология» – наука об обществе.

В широкий научный оборот, данный термин ввел французский философ Огюст Конт в середине ХIХ века. Но и до этого ученые занимались изучением и осмыслением проблем общества. Ученых всегда интересовало, – каким образом общество влияет на отдельного человека, какой вклад вносит отдельная личность в развитие всего человечества?

Вопросы, связанные с развитием индивида в семье, изучение различных компонентов социальной структуры и общественных отношений мы находим уже в работах Платона и Аристотеля. Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

На основе идей Платона и Аристотеля Николо Макиавелли, мыслитель Нового времени, создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение “Государь” продолжает основную линию рассуждений Платона, однако акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера.  Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Английский философ Томас Гоббс сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?», – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественное состояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т. е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а напротив, соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворения такой потребности. Гражданское общество – высший этап развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми.

Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII – начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену феодализму, характерной для которого была тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.

Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод. В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. К середине XIX века потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.




1. Становление социологии как научной дисциплины

1.1. Историческое развитие социологии.

1.2. Основные направления социологии ХХ века.

1.3. Предмет современной социологии.

1.1. Историческое развитие социологии
Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798 –1857). В 1824 г. О. Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им "социальной физикой".

Он первым предложил термин «социология», использовав его в своей работе «Курс позитивной философии», которая вышла в 1838 году. Конт считал, что социология может дать основанное на научных фактах знание об обществе. Социологию он рассматривал как новую науку, которая должна занять свое место среди других наук – химии, физики и биологии.

Конт является представителем позитивизма в социологии. Позитивизм – это понятие, относящееся к области философии науки. Позитивизм характеризуется, главным образом, требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта.

Конт считал, что социология должна быть научной, то есть использовать приемы наблюдения, эксперимента и сравнения. Научный позитивизм Конта сочетался с его эволюционным взглядом на общество и мышление. Общество, по Конту, проходит три основные стадии развития – примитивную, промежуточную и научную. Прогресс мышления последовательно включает теологический, метафизический и позитивный этапы.

Развитие общества Конт рассматривал по аналогии с эволюцией живых организмов. Как организмы изменяются от примитивных до сложных, так и общество в ходе своего развития усложняется, дифференцируется и специализируется.


Рисунок 1. 1


Социология, по мнению Конта, представляющая собой вершину наук, должна заниматься анализом социальной статики и социальной динамики. Социальная динамика рассматривает общие законы социального развития, а социальная статика анализирует структуру общества и взаимодействие отдельных его элементов.

Конт также изучал функциональную роль социальных институтов (семья, собственность и государство) в поддержании социального порядка.

В последние годы Конт занимался разработкой способов изменения общества на основе законов социологии. Он мечтал создать социолатрию — нечто вроде нового религиозного культа — но не Бога, а Человечества как единого великого существа. Целый ряд идей Конта в чем-то предвосхищали созданные позднее теории Тейяр де Шардена, В. Вернадского, Н. Федорова.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – один из известных ученых, оказавший влияние на современную социологию. Дюркгейм был первым, кто превратил социологию из описательной дисциплины в научную. По его мнению, социология должна заниматься исследованием социальных фактов. К социальным фактам ученый относил различные аспекты социальной жизни, которые влияют на поведение индивида. Примерами социальных фактов могут быть уровень экономического развития, религиозные ценности, моральные нормы, уровень заболеваемости в обществе и т. д. Дюркгейм считал, что социология должна изучать социальную жизнь с таким же уровнем объективности, с каким изучаются природные явления в физике или химии. Он выдвинул известный принцип социологии – «Изучать социальные факты как явления».

Дюркгейм выделял следующие особенности социальных фактов. Во-первых, они являются внешними по отношению к индивиду, то есть не относятся к его внутреннему миру. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Во-вторых, они накладывают определенные ограничения на действия индивида, т. е. являются принудительными. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. В-третьих, социальные факты существуют объективно и не зависят от желаний индивида.


Социальные факты подразделяются, в свою очередь, на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

В 1897 году Дюркгейм опубликовал книгу «Самоубийство», в которой показал, что даже такое индивидуальное решение, как намерение покончить с собой, является продуктом различных социальных влияний. Основываясь на изучении статистики самоубийств в различных обществах и социальных группах, Дюркгейм выявил четыре типа суицидального поведения. «Эгоистические» самоубийства характерны для современного общества, в котором сильна ориентация на индивидуальную свободу и независимость. «Аномические» самоубийства встречаются в периоды резких социальных изменений. Индивид испытывает дискомфорт от отсутствия четких и понятных норм и правил поведения, ощущает себя потерянным и ненужным. В более простых обществах (либо в социальных группах с жестким контролем за поведением, таких, например, как армия) встречаются «альтруистические» самоубийства, совершаемые во благо группы. «Фаталистические» самоубийства являются результатом чрезмерной социальной регуляции. Такие самоубийства встречались, например, среди рабов.

Большое внимание Дюркгейм уделял изменениям, которые происходили в обществе. Он считал, что стабилизирующими факторами в обществе являются общие ценности, традиции и обычаи. Фактором же, который, по мнению Дюркгейма, способствует общественному развитию, является разделение труда. Ученый считал, что разделение труда заменило религию, которая также выступает объединяющим фактором в обществе. По мере развития и расширения профессиональной специализации люди все больше становятся зависимыми друг от друга, вырабатывая товары и услуги, в которых нуждаются другие. Например, жизнь городского человека очень зависит от работы котельной и поставщиков газа (для тепла в квартире), от нормального функционирования городского транспорта, от наличия продуктов в магазине, от работы больниц, школ, развлекательных заведений и т. д.

Исходя из анализа социального развития, Дюркгейм описал две основные формы социального порядка. В традиционных (примитивных) обществах существует механическая солидарность. Она основана на общих убеждениях и соглашениях и выражается в пределах коллективного сознания. Коллективное сознание ученый рассматривал как социальный факт, который принуждает людей вести себя определенным образом. В процессе индустриализации, урбанизации и коллективизации механическая солидарность и моральная интеграция разрушаются. В современном обществе появляется органическая солидарность. Эта форма социального порядка основана на экономической взаимозависимости, возникающей в результате дифференциации и специализации в современной экономике.

По мнению Дюркгейма, изменения в современном обществе происходят настолько быстро и интенсивно, что порождают возникновение серьезных социальных проблем, которые выражаются в форме аномии – отсутствии регулирующего влияния социальных норм. Традиционные моральные нормы исчезают, для формирования новых норм необходим достаточно продолжительный период. В такой ситуации человек ощущает беспомощность и потерю смысла жизни. Дюркгейм выражал беспокойство в связи с опасностью для общества, исходящей от индивидов, не чувствующих, что социальные нормы являются значимыми для них, т. е. находящихся в состоянии аномии.

Макс Вебер (1864–1920) – ученый, оказавший значительное влияние на социологию. Его часто называют основателем современной социологии. Он подчеркивал, что социология должна изучать проблемы социального действия. Вебер различал четыре типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностно-рациональное. Традиционные действия – это действия, которые совершаются потому, что они ранее совершались в прошлом. Типичное объяснение такого действия – «так принято», «всегда так делали». Подобные действия оправдывают себя в традиционном, мало изменчивом обществе, но часто оказываются неэффективными в ситуации быстрых социальных перемен. Аффективные действия совершаются с целью выражения эмоций. Целерациональное действие – это действие, при котором человек выбирает средства достижения цели и оценивает полезность самой цели. Подобный тип действия характерен для современного общества, когда человек не столько ориентирован на общепринятые формы поведения, сколько на его целесообразность и выгодность для себя. При ценностно-рациональном действии человек воспринимает цель как нечто самодостаточное. Данный вид действия, по Веберу, является наиболее осмысленным. Таким образом, для современного общества характерна возрастающая рационализация.

Один из источников рационализации в западных обществах – это культурные изменения, порождаемые протестантской этикой. Протестантизм не выступает у Вебера непосредственной причиной капитализма, однако он, по мнению ученого, способствовал формированию особых форм поведения и отношения к реальности.

Для протестантизма, в отличие от традиционных христианских верований, ключевым моментом является индивидуальная вера во Христа. Спасение от греха зависит от индивидуальных усилий отдельного человека – через праведную жизнь, которая заключается в трудолюбии, общественном служении, развитии самоконтроля и самодисциплины. Протестантизм повлиял на формирование ценностей раннего капитализма – индивидуализм, стремление к достижениям, предприимчивость, расчетливость, преданность организации.

Изучая природу современного общества, Вебер приходит к выводу, что капитализм как особая форма социальной и экономической жизни является лишь одним, но не главным фактором социального развития. Гораздо большее влияние на социальный прогресс оказывают наука и бюрократия. Наука создала современную технологию, развивающуюся очень быстрыми темпами. Бюрократия же, по Веберу, – это единственный способ эффективной организации многочисленных групп людей, поэтому она неизбежно будет увеличиваться в ходе общественного развития.


«При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».

М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»
Вебер считается основателем нового взгляда на социологию, который был назван «понимающая социология». По его мнению, социология не должна анализировать человеческие действия «извне», копируя методы естествознания. Как вы помните, подобный подход к социологии очень ярко был выражен у Дюркгейма, в его теории социальных фактов, которые, существуя объективно и независимо от человека, оказывают влияние на его поведение. «Понимающая социология», напротив, ориентирована на распознание смыслов, которые вкладывает человек в свои действия, на понимание его намерений и целей, которым служат действия человека. Например, столь простое действие, как улыбка, не является однозначным. Улыбка может сигнализировать о доброжелательном отношении к человеку, она же может быть и злорадной, заискивающей, торжествующей и т. д. Неспособность понимать смысл действий может привести к серьезным заблуждениям, так как к одной категории могут быть отнесены действия, фактически имеющие разный смысл.

1.2. Основные направления социологии ХХ века

В ХХ столетии в социологии сформировалось несколько теоретических подходов, которые использовались для анализа общества и его структурных элементов.

Значительное влияние на развитие социологии оказал структурализм. Структурализм в самом широком смысле обозначает социологические концепции, в основании которых лежат понятие социальной структуры и идея первичности общества по отношению к индивиду. Истоки структурализма были заложены в работах Дюркгейма. В дальнейшем идеи структурализма были развиты лингвистом Фердинандом де Соссюром и антропологом Клодом Леви-Строссом.

Соссюр изучал структуру языка, но выдвинутые им идеи впоследствии широко использовались различными гуманитарными дисциплинами, в том числе и социологией. До работ Соссюра исследователи ограничивались изучением изменения использования слов. Согласно же Соссюру необходимо изучать правила, по которым строится язык, или, другими словами, структуру языка. Соответственно значение слова происходит не из объекта, который это слово обозначает, а из структуры языка. Например, можно пытаться найти соотношение между словом «облако» и конкретным явлением, которое это облако обозначает. Но Соссюр пишет далее, что в языке есть множество слов, которые ничего не обозначают, но широко используются, например, «и», «но», «все-таки» и т. д. Кроме того, в языке есть слова, которые обозначают мифические объекты – «эльфы», «русалки» и др. Эти слова никак не были образованы из-за того, что человек наблюдал реальные объекты, а потом их пытался обозначить через набор звуков. Таким образом, Соссюр приходит к выводу, что язык обладает собственной структурой, которая и задает способы его образования.

Идеи структурализма используются в социологии для анализа ряда социальных феноменов. Одним из примеров является мода. Модной считается одежда не сама по себе, а в том случае, когда она отличается от общепринятой, когда ее носят не все люди, и когда она ориентируется на определенные заданные тенденции.

Например, длина юбки или ширина брюк считается модной не сама по себе, а только когда мы ее сравниваем с тенденциями, которые существуют на данный момент, с тем, что носят окружающие, и т. д. Следовательно, смысл моды состоит не в ее абсолютном значении (модна конкретная длина юбки), а в относительном (модно мини, потому что его носят не все). В целом, идеи структурализма в социологии используются с ограничениями. Его эффективно можно использовать в изучении коммуникации и культуры, но его ценность уменьшается при анализе политических или экономических процессов.

Функционализм – еще одно теоретическое направление в социологии. Функционалисты понимают общество как стабильную, хорошо интегрированную систему. Идеи функционализма можно видеть у классиков социологии – Конта и Дюркгейма. Большое значение на развитие функционализма оказал британский социолог Герберт Спенсер (1820–1917). Спенсер рассматривал общество по аналогии с живым организмом. Организм состоит из различных специализированных частей (нервная, сердечно-сосудистая системы и др.). Каждая часть выполняет специфические функции, которые вносят вклад в существование живого организма. При этом все части организма взаимозависимы: каждая нуждается в работе другой. То же самое можно видеть в обществе. Общество состоит из множества специализированных подструктур (семья, экономика, политика, образование и т. д.). Каждая структура выполняет функции, которые необходимы для существования общества как целостной системы. Социальные подсистемы также являются взаимозависимыми. Например, экономика использует образовательную систему для подготовки необходимых специалистов; система образования, со своей стороны, нуждается в экономической поддержке. Для нормального функционирования общества необходимо, чтобы все его системы сосуществовали в гармонической взаимосвязи. Функционалисты считают, что общество выживает и развивается благодаря кооперации.

Современные функционалисты особое внимание обращают на изучение условий, обеспечивающих баланс различных социальных структур. Исходя из того, что социальные структуры являются взаимозависимыми, изменение в одной области социальной жизни неизбежно влечет за собой изменение в других сферах. Например, развитие экономики, появление новых форм занятости привело к значительному увеличению доли женщин в различных сферах общественного труда. Возникновение финансовой независимости женщин, во-первых, повлекло за собой изменение семейных ролей (патриархальные отношения, предполагающие абсолютное доминирование мужчины, стали сменяться эгалитарными (равноправными) отношениями), во-вторых, стало возрастать количество неполных семей, когда ребенка (иногда, не одного) воспитывает только мать. Таким образом, развитие экономики может повлиять на структуру и содержание семейных отношений.

Особенно большое значение на развитие функционализма оказали работы Роберта Мертона (1910–2003). Мертон считал, что всегда необходимо анализировать функционирование конкретного общества. В частности он развивает учение о функциях того или иного социального явления. Мертон вводит термины «явная функция», «латентная функция». Явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособление системы и которые осознаются участниками системы. Латентные функции соответственно – те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны. Например, явная функция образования состоит в передаче молодым людям определенной информации, получение ими профессиональных знаний. Латентная функция заключается в том, что полученное образование способствует социальному расслоению. Согласно Мертону социологический анализ общества должен в обязательном порядке включать выявление латентных функций различных видов социальной деятельности.

Кроме того, Мертон различает функциональные, дисфункциональные и нефункциональные формы социального поведения. Функциональное поведение способствует стабильности и выживанию социальных систем. Дисфункциональное поведение влечет за собой социальный дисбаланс и дезинтеграцию. Нефункциональное поведение не оказывает никакого влияния на социальную ситуацию.

Одно и то же социальное явление может быть в одних ситуациях функциональным, в других – дисфункциональным.

Например, личные автомобили значительно повышают индивидуальную свободу в передвижении, т. е. являются функциональными. С другой стороны, при повышении цен на топливо личный автомобиль становится экономически обременительным (дисфункциональным) для его владельца.







С детства каждый из нас сталкивается с различными символами

Рисунок 1. 2

Рисунок 1. 1
Символический интеракционизм – еще одно классическое теоретическое направление в социологии. Родоначальниками этого направления считаются американские социологи Джордж Мид (1863–1931) и Чарльз Кули (1864–1924). Символический интеракционизм базируется на том реальном факте, что человеческое поведение часто определяется не столько объективным влиянием ситуации, сколько тем значением, которое человек придает этой ситуации. Другими словами, наша избирательная интерпретация мира в значительной степени определяет наше поведение. Например, отсутствие улыбки на лице нашего друга мы можем воспринять как то, что у него случились неприятности, либо как его нежелание нас видеть. В зависимости от одной либо другой интерпретации будет изменяться поведение человека – возникнет либо желание помочь другу, либо обида на него.

Ключевым понятием символического интеракционизма является символ. Символ – это вещь, которая заменяет собой что-то другое. Например, слово «дерево» является символом дерева реального. По мнению символических интеракционистов, практически все взаимодействие между людьми основано на обмене символами. К символам относятся не только речь человека, но и жесты (есть жесты симпатии, агрессии, доброжелательности, внимания и т. д.), одежда (например, модная одежда как символ современного человека), атрибуты материального окружения (престижный автомобиль как показатель финансового благополучия). Есть символы государства (флаг), бренды известных компаний, символика, используемая учебными заведениями и т. д.

Социологи, работающие в русле символического интеракционизма, проводят аналогию между социальной жизнью и театром. Они описывают социальную жизнь в виде постоянно разворачивающейся пьесы, в которой люди играют собственные роли. Эта пьеса зависит от следующих факторов. Во-первых, от того, как люди понимают ситуацию (враждебная или дружеская, деловая или личная). Один и тот же человек в зависимости от ситуации может вести себя совершенно по-разному – быть жестким руководителем на производстве и мягким дедушкой с собственным внуком. Во-вторых, поведение человека зависит от того, как он «прочитает» и проинтерпретирует поведение другого человека. Например, поздней ночью одинокий прохожий с опаской воспримет шумную компанию подростков и ускорит шаг. Эта же компания днем на оживленной улице может вообще не привлечь внимание этого человека и никак не повлияет на его поведение. В-третьих, поведение человека зависит от того, каким образом он как социальный «актер» интерпретирует свою роль. Каждая социальная роль, профессия и т. д., может быть выполнена немного по-разному. Например, в роли родителя могут преобладать черты строгости, равнодушия либо заботливости.

Как каждый актер имеет в театре собственную роль, так и в обществе каждый человек совместно с другими исполняет определенные социальные роли (муж или жена, студент или преподаватель и т. д.). Как и актеры, которые следуют определенному сценарию, так и люди в социуме выполняют роли по определенным правилам. Но в отличие от театра, где актер в пьесе играет одну заданную роль, в реальной жизни индивид часто изменяет роли, быстро переходя, например, из роли студента в роль друга, а затем – сына. Символический интеракционизм сосредоточивает внимание на анализе процесса взаимодействия людей в рамках исполняемых ими ролей. Впрочем символический интеракционизм часто подвергается критике именно за чрезмерное пристрастие к деталям и излишний психологизм.

Определенной альтернативной символическому интеракционизму является феноменологическая социология. Согласно данному подходу в центре внимания социологии должен быть анализ социального взаимодействия, которое рассматривается как процесс координации действий, поступков, в процессе которых происходит осмысление человеком социальной реальности. Социальная реальность не является объективной данностью – она «конструируется» человеком, чаще всего на бессознательном уровне, исходя из многообразной социальной информации. Два человека могут вместе идти по улице, но каждый «увидит» окружающую действительность немного по-разному. Один, например, обратит внимание на товары, выставленные в витринах магазинов, другой – на одежду или выражение лиц прохожих. Основателями феноменологического направления в социологии были австрийский философ и социолог А. Шюц (1899–1959), его ученики и последователи Т. Лукман, П. Бергер, Г. Гарфингель.

Шюц в работе «Смысловое строение социального мира» сформулировал концепцию социальной феноменологии как изучения «жизненного мира» человека, его повседневной реальности. Окружающий мир, по мнению социолога, люди воспринимают как данность, как само собой разумеющуюся реальность. Если в этом мире появляется что-то новое (событие, объект), то человек старается осмыслить его в рамках уже имеющихся категорий. Например, поведение человека, резко отличающееся от поведения окружающих, относят к категории «странное» или «глупое». В целом любые жизненные ситуации или отношения типизируются, подводятся под определенные категории – «родители», «семья», «обучение» и т. д. Типизация придает смысл любым человеческим отношениям, позволяет людям общаться, вступать во взаимодействие и понимать друг друга. Следует отметить, что типизация представляет собой не столько объективное явление, сколько результат одинаковой интерпретации людьми того или иного явления. Например, считается, что туфли на высоком каблуке – это красиво, хотя многочисленные медицинские наблюдения показывают, что «шпилька» является причиной травм, деформации ступни и болей в позвоночнике.

Таким образом, считает Шюц, люди сами формируют реальность, в которой они живут. Эту реальность он называет жизненным миром. Жизненный мир несет в себе черты как объективности (используется большим числом людей), так и субъективности (формируется в процессе мышления и переживания). Шюц называет жизненный мир интерсубъективной реальностью. Существует множество интерсубъективных реальностей – мир религиозных верований, мир науки, мир художественного творчества, мир душевных заболеваний и т. д. Каждый из этих миров имеет собственную целостную интерпретацию действительности. Например, наука и религия имеют собственные аргументы в отношении того, каким образом был сформирован наш мир. Полнее всего интерсубъективность выражена в мире повседневности.

Повседневность – это особая реальность, в которой существует каждый из нас. По мнению ученого, социология долгое время изучала надличностные структуры (классы, нации, социальные группы), в то время как необходимо обратить внимание на мир человеческих отношений.

П. Бергер и Т. Лукман пытались объяснить, почему человек не просто создает субъективную реальность, но и пытается воплотить ее в определенные социальные институты и организации. Дело в том, что человек как биологическое существо очень уязвим, нестабилен, подвержен разнообразным негативным воздействиям. Со смертью конкретного человека пропадают знания и опыт, которые он создал и переосмыслил в процессе своей жизни. Именно для того, чтобы сберечь социальную информацию, в обществе создаются нормы, правила, традиции, социальные институты и организации. Таким образом, согласно феноменологической социологии первичным в обществе является индивид, создающий социальную реальность, которая затем используется в рамках социальных институтов и организаций.


3.3. Предмет современной социологии

Социология – наука об обществе. Другими словами, объектом социологического знания является общество, в этом отношении все социологи солидарны. Что же касается предмета социологии, то здесь мнения ученых расходятся. Как мы уже рассматривали, О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии –немецкий ученый М. Вебер – писал, что предмет социологии –социальные действия, которые она должна понимать и объяснять.

Современная социология утверждает, что ее предметом является социальное как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества. В широком смысле социальное – все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком – особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей как носителей разных видов деятельности.

Исходя из выделения объекта и предмета социологии, можно дать следующее определение. Социология – наука, которая изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей. Социология изучает различные социальные системы и структуры, а также взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают в этих системах.

Выделяют следующую структуру социологии:

1.Общесоциологическая теория (общая социология). Это направление ориентировано на теоретическое исследование общества; описание, объяснение и понимание процессов социального развития.

2.Отраслевая (частная) социология. Сюда относятся специальные социологические теории, изучающие социальные общности (социология города, этносоциология и др.); теории, изучающие жизнедеятельность общностей в отдельных сферах (социология труда, социология образования и др.); теории, изучающие отдельные элементы социальной реальности (социальный контроль, социальные отклонения).

3.Эмпирические социологические исследования, которые ориентируются на изучение отдельных сторон жизнедеятельности общества.

Некоторые ученые выделяют макро- и микроуровни социологического знания. Макроуровень социологии предполагает изучение крупных социальных структур; протяженных, длительных общественных процессов. Социология в данном случае оперирует терминами «культура», «социальная система», «социальная структура», «общество» и тесно взаимодействует с демографией, экономикой, статистикой, политологией. Микроуровень социологического знания предполагает изучение межличностного общения людей, их поведения и взаимодействия. На этом уровне используются термины «социальное поведение», «мотивация», «взаимодействие», «социальная роль» и т. д.

Исходя из двух уровней социологического знания, можно предложить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, структур, институтов;

2) социология – это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп: социальных отношениях, механизмах взаимодействия, закономерностях социальных действий.

Как и другие науки, социология выполняет различные функции:


  • познавательную (изучение общества и социальных процессов);

  • ·мировоззренческую (формирование определенной системы знаний о мире);

  • информационную (получение конкретной информации о том или ином социальном факте или явлении);

  • управленческую (использование информации о социальных процессах для организации системы социальных воздействий);

  • прогностическую (создание моделей развития тех или иных социальных процессов на основе выявленных закономерностей).

Социология, являясь наукой об обществе, в сущности, описывает социальную реальность, окружающую человека, а поэтому может быть интересна не только как научная дисциплина, но и как специфический инструмент для понимания того, что происходит вокруг нас. Каким же образом мы можем использовать социологию в повседневной жизни?

  • Социология помогает увидеть мир с разных позиций. Изучая социологию, мы узнаем, что на поведение человека оказывают влияние культура, традиции, образование, социальный статус и т. д. Понимание объективности различий между людьми даст возможность эффективнее взаимодействовать с представителями иных культур или социальных групп, терпимее относиться к поведению окружающих.

  • Оценка результатов социальной политики. Социологические исследования можно использовать для оценки результатов различных социальных реформ. Воздействия, которые при теоретической разработке кажутся правильными, в результате практического воплощения могут иметь непредсказуемые последствия. Именно поэтому различные социальные изменения должны сопровождаться социологическим мониторингом – постоянным отслеживанием влияния этих воздействий на общество.

  • Самообразование. Для того, чтобы ваши действия имели прогнозируемые последствия, важно иметь представление о том, в каких условиях и каким образом необходимо действовать.

Итак, социология – это дисциплина, которая ориентируется на изучение факторов, внешних по отношению к человеку, но которые определяют его мировоззрение и поведение. Социология прошла долгий период становления – от использования на начальных этапах понятийного аппарата других наук, для того, чтобы описать общество, до формулирования собственного объекта и предмета изучения. В центре внимания современной социологии находится социальная реальность. Социология является не только теоретической дисциплиной, но может также использоваться в прикладном плане для решения конкретных социальных задач и проблем.


Контрольные вопросы и задания
1. Сравните подходы О. Конта и Э. Дюркгейма к определению предмета и объекта социологии.

2. Приведите примеры социальных фактов, рассмотрите, каким образом они влияют на поведение отдельного человека и социальных групп.

3. Сравните подходы Э. Дюркгейма и М. Вебера в обосновании причин человеческого поведения.

4. Чем отличается трактовка общества с позиций структурализма и функционализма?

5. Дайте конкретные примеры проявления явных и латентных функций конкретного социального явления.

6. Что такое функции и дисфункции, приведите конкретные примеры.

7. Рассмотрите взаимодействие между преподавателем и студентом с позиций символического интеракционизма.

8. В чем сущность феноменологической социологии?

9. Чем предмет социологии отличается от других наук (философия, история, психология, экономика, политология), которые также изучают общество и его отдельные элементы?

10. В чем состоит прикладное значение социологии?


Примеры тестовых заданий
1. Социологияэто:

1) наука о закономерностях возникновения, функционирования и

развития политических отношений, процессов, институтов;

2) наука, изучающая духовную жизнь общества;

3) наука, исследующая социальную структуру общества, развитие

систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества;

4) наука, изучающая экономические аспекты жизни общества.
2. Социальные законы проявляются:
1) как всеобщие;
2) как необходимые;
3) как законы природы;
4) как законы мышления;
5) как законы-тенденции.
3. Какие факты общественной жизни, согласно Дюркгейму, принудительно воздействуют на человека:
1) идеология;
2) политика;
3) искусство;
4) «коллективные представления»;
5) «дух капитализма».
Список литературы
1. Волков Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков и др. – 3-е изд. – М. : Гардарики, 2006. – 512 с.

2. Западная социология : учеб. пос. / И. А. Громов и др. – СПб. : Ольга, 1997. – 371 с.

3. Кравченко А. И. Общая социология : учеб. пос. для вузов /
А. И. Кравченко. – М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

4. Смелзер Н. Социология : пер. с англ. – М. : Феникс, 1994. –


688 с.

5. Фролов С. С. Социология : учебник / С. С. Фролов. – М. : Гардарики, 2008. – 384 с.


2. Понятие и методы социологических исследований
2.1. Понятие о социологическом исследовании.

2.2. Опрос как метод исследования в социологии.

2.3. Выборка в социологическом исследовании.

2.4. Качественные методы в социологии.
2.1. Понятие о социологическом исследовании
Прикладное социологическое исследование является частью единого социологического знания науки об обществе. К настоящему времени прикладные социологические исследования все активнее используются при разрешении разного рода общественных противоречий, для анализа социальных фактов, явлений, проблем. Основой такого изучения являются поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Одно из основных требований, предъявляемых к предмету социологического исследования, – его четкая функциональная направленность, а также определенность предмета во времени и пространстве.

Прежде чем приступить к социологическому исследованию, необходимо подготовить его, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону и его материальное обеспечение.

Существуют различные виды социологических исследований, которые различаются по целям, задачам, сложности и масштабу, методам сбора и анализа информации:

- разведывательное – наиболее простой вид исследования, который решает ограниченный круг задач и осуществляется по упрощенной программе. Этот вид исследования используется при экспресс-опросах, когда нужно очень быстро узнать о возможных изменениях общественного мнения. Кроме того, его используют на предварительном этапе масштабных социологических исследований. Вариантом разведывательного исследования являются пре-тесты, когда на небольшой выборке изучается созданная анкета, а затем на основе полученной информации происходит корректировка анкеты (изменяются формулировки вопросов, вариантов ответов и т. д.);

- описательное – сложный вид социологического исследования; дает более полное представление об изучаемом явлении, проверяется в соответствии с разработанной программой и отработанным инструментарием; чаще всего этот вид используется при исследовании больших общностей;

- аналитическое – наиболее углубленный вид социологического исследования, который не только изучает и описывает отдельные элементы социальной структуры, но и устанавливает причины и факторы, обуславливающие функции и взаимодействия;

- сравнительное – это исследование, в котором основным методом является сравнение и сопоставление полученной информации.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Повторные исследования позволяют получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику.

По масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

Значительное влияние на проведение социологического исследования и его результаты оказывают методология, методика и техника исследования, которые отражены в программе социологического исследования. От того, каким образом составлена и реализована программа социологического исследования, в большой степени зависит его успех или неудача. Методология социологического исследования определяет его общее направление и представляет собой систему основных принципов, способов организации, проведения и анализа результатов. Методика социологического исследования – это набор конкретных приемов и операций по установлению, систематизации и анализу социальных явлений.

Проведение социологического исследования осуществляется на основе программы социологического исследовании, которая включает в себя методологическую и процедурную части. Программа должна четко установить изучаемую проблему, направление исследования, определить принципы его реализации, а также предусмотреть приемы, методы, средства, принципы получения и анализа информации. Программа должна предписывать определенные действия социологам по эффективному сбору информации и обеспечивать контроль над этой деятельностью.

В программе социологического исследования фиксируется инструментарий – система методических и технических приемов проведения исследования, заключающихся в определенных операциях и процедурах, которые оформлены и зафиксированы в инструкциях, анкетах, протоколах, диаграммах и других документах. Весь инструментарий исследования должен быть хорошо продуман, выверен, скомпонован. Объем инструментария должен быть минимален, лаконичен и при этом понятен и конкретен.

На результаты социологического исследования в большой степени влияют методы сбора и анализа информации. Программа дополняется рабочим планом исследования, где указываются этапы и сроки исследовательских работ, оцениваются и распределяются материальные средства и т. д.
2.2. Опрос как метод исследования в социологии
Для изучения социальной реальности социология пользуется рядом специальных методов. Достаточно часто социологи пользуются методом опроса.

Опрос – это изучение общественного мнения по какой-либо актуальной проблеме. Для опроса используют специальный инструмент – анкету. Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов (респондент – это человек, мнение которого изучается в ходе проведения опроса) и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

Опросы могут быть маркетинговыми, политическими и социальными. При маркетинговых опросах изучается отношение респондентов к определенной марке товара. Политические исследования ориентированы на изучение особенностей электоральных установок и предпочитаемых политических ценностей. В социальных исследованиях изучается респондентов отношение к актуальным на момент опроса проблемам.

Опросы проводятся в виде анкетирования и социологического интервью. Анкетирование – это процесс изучения общественного мнения, при котором респондент самостоятельно заполняет анкету.

При социологическом интервью вопросы респонденту задает интервьюер (социолог). Очень часто студенты путают журналистское и социологическое интервью. Принципиальное отличие состоит в том, что при социологическом интервьюировании используется фиксированный перечень вопросов (анкета). При журналистском интервью, как правило, задается лишь общая канва беседы, журналист не так жестко привязан к перечню вопросов, которые он готовит перед началом встречи со своим собеседником.

Опрос относится к количественным методам изучения общественного мнения. Это означает, что в ходе опроса изучается мнение большого числа респондентов, после чего подсчитываются различные количественные (процентные) показатели. Например, количество приверженцев той или иной политической партии среди лиц с разным образованием, уровнем дохода или вероисповеданием.

Опросы могут единичными и повторяющимися. Повторяющиеся опросы еще называют мониторингом. Мониторинг – это периодическое изучение какой-либо проблемы. Мониторинг используется, во-первых, для того, чтобы отследить особенности изменения какого-то социального явления, во-вторых, чтобы скорректировать формы социального воздействия на определенные общественные процессы. Очень часто мониторинг используется в период проведения предвыборных кампаний, когда необходимо быстро получать информацию о динамике политических предпочтений электората.

Как ранее уже было сказано, одним из основных инструментов опроса является анкета. Каждый из нас неоднократно сталкивался с заполнением различных анкет – при поступлении на работу или учебу, при выезде за рубеж и т. д.

Социологическая анкета обладает собственной спецификой. Прежде всего социологическая анкета является анонимной. Сведения, которые в ней представлены, используются только в обобщенном виде. Социологическая анкета имеет определенную структуру. Как правило, она состоит из трех частей: введение, основная часть и демографический раздел. Первая часть анкеты – это введение. В этой части находится «паспорт» анкеты – ее номер, код региона и населенного пункта, в котором проводился данный опрос, дата и время опроса, номер интервьюера. Здесь же расположено обращение к респонденту, в котором кратко объясняются цели исследования, способ работы с анкетой, дается информация об организации, которая проводит исследование. Основная часть анкеты представляет собой перечень вопросов по заданной тематике. В демографическом разделе анкеты собираются сведения о статусе респондента. Как правило, это – пол, возраст, образование, доход, семейное положение, вероисповедание. Сведения о респонденте, относящие к демографическому разделу, могут различаться. Например, при изучении студенческой аудитории целесообразно внести сюда вопросы о факультете, на котором обучается респондент, о количестве лет обучения в вузе.

Основным исследовательским инструментом анкеты являются вопросы. Правильно сформулировать вопросы анкеты – своего рода искусство. Вопросы прежде всего должны быть точными и пониматься респондентами однозначно. Важно, чтобы язык анкеты был простым, доступным для понимания людьми с разным образовательным и культурным уровнем. Вопросы должны быть сформулированы нейтрально, недопустимо включение в анкету оценочных суждений. Например, некорректно будет сформулирован вопрос: «Злоупотребляете ли Вы спиртным?», так как он уже содержит оценку поведения респондента. Целесообразнее спросить о частоте употребления спиртного.

Кроме того, при формулировании вопросов не нужно упражняться в оригинальности или остроумии – интервьюер в ходе опросов сталкивается с людьми разного характера и темперамента, которые могут воспринять такого рода вопросы слишком эмоционально или агрессивно.

В анкете используют разные типы вопросов. Рассмотрим некоторые из них.


  • Открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.

Открытый вопрос не имеет вариантов ответов, его формулировка подталкивает респондента к подробному описанию собственного мнения. Например, вопрос: «Что вы думаете о независимом тестировании» является открытым, а вопрос – «Поможет ли независимое тестирование улучшить качество обучения?» – нет, так как в данном случае мы получаем односложный ответ респондента – его согласие или несогласие. Если же последний вопрос дополнить вопросом: «Почему вы так считаете?», то он становится открытым. Достоинство открытого вопроса состоит в том, что респондент может озвучить собственную точку зрения, он не ограничен вариантами фиксированных ответов. Сложность работы с открытыми вопросами заключается в трудностях их формализации. Для того чтобы сравнить и проанализировать ответы на открытые вопросы, необходимо их сгруппировать и подсчитать совпадающие варианты ответов.

Закрытый вопрос имеет фиксированное число ответов. Например, вопрос: «Вы любите зиму?», предполагает ответы – «да», «нет», «трудно сказать». Респондент выбирает ответ из предложенного перечня. Как правило, при опросе большого числа респондентов (например, всеукраинские опросы) используют анкеты с закрытыми вопросами. С помощью таких анкет намного быстрее можно собирать необходимую информацию. Кроме того, закрытые вопросы легко обрабатываются с помощью статистического анализа.

Полузакрытый вопрос включает перечень фиксированных вариантов ответов, а также вариант, который предполагает самостоятельный ответ респондента.

Например:



«Что вы предпочитаете смотреть по телевизору?»

  1. Информационные программы.

  2. Ток-шоу.

  3. Музыкальные передачи.

  4. Спортивные соревнования.

  5. Художественные фильмы.

  6. Сериалы.

  7. Документальные фильмы.

  8. Ваш вариант ____________________




  • Прямые и косвенные вопросы.

Суть прямого вопроса понятна респонденту. Например, вопрос: «Укажите размер месячного дохода» – является прямым. Косвенный вопрос позволяет выяснить интересующую проблему через ряд признаков, имеющих отношение к интересующей социолога теме. Например, по ответам на вопрос: «Что из крупной или мелкой бытовой техники вы купили за последний год?» – мы имеем возможность судить о доходах респондента.


  • Вопрос-фильтр.

Для того чтобы оптимизировать опрос, сделать его естественнее, используются вопросы-фильтры. Например, если нас интересует структура читательского поведения, мы вначале можем задать вопрос о предпочтении чтения (газеты, журналы, книги). Затем в зависимости от выбранных вариантов ответов начинаем задавать вопросы по конкретной форме чтения. Например, если респондент читает только журналы, интересуемся тематикой чтения, частотой, предпочтениями журналов, но не задаем вопросы, которые относятся к книгам или газетам.


  • Личные и безличные вопросы.

Вопрос: «Били ли Вас в детстве родители?» является личным, а вопрос: «Как вы считаете, насколько распространены физические наказания детей в семье?» - безличным. Безличные вопросы могут задаваться, когда выясняется мнение респондентов по сложным, «неудобным», слишком эмоционально окрашенным проблемам.


  • Шкальные вопросы.

Шкалой называется упорядоченный числовой ряд. Вопросы, которые предполагают количественную оценку явления, достаточно часто используются в анкетах. В анкетах могут использоваться следующие шкалы:

Шкала количественной оценки явления – «Оцените по 7-балльной шкале степень Вашей удовлетворенности жизнью, при этом 7 баллов означает высокий уровень удовлетворенности, а 1 балл – очень низкий уровень удовлетворенности».

Ранжирование предполагает оценку респондентом важности тех или иных явлений. Например, «Оцените степень важности для обучения следующих качеств (расставьте самостоятельно оценки от 1 до 5, при этом 1 будет означать, что качество является наиболее важным, 2 – менее важным и т. д., до конца)»:


1.

Высокий интеллект




2.

Хорошая память




3.

Усидчивость




4.

Трудолюбие




5.

Самоорганизация





Дихотомические шкалы предполагают оценку выраженности признака. Например, «Оцените уровень дружелюбия окружающих Вас людей по приведенной ниже шкале. Необходимо выбрать один вариант оценки, при этом чем ближе Ваша оценка к тому или иному варианту, тем сильнее выражен данный признак»:


Очень дружелюбные

7

6

5

4

3

2

1

Совсем недружелюбные


следующая страница >>