Т кафедра физики и гуманитарных дисциплин Первушина Л. В. История фармации: пособие к семинарским занятиям для студентов (специально - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие к семинарским занятиям для студентов экономических... 1 156.27kb.
Кафедра управления и экономики фармации Сибгму росздрава 3 420.53kb.
Методическое пособие для преподавателей вузов. (рукопись) 70 с. 1 54.59kb.
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «История государства... 1 58.67kb.
Тестовые задания (специальность 060301 Фармация) Выберите один правильный... 6 1855.64kb.
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия»... 2 424.95kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений 4 1747.19kb.
Контрольная работа №1 по управлению и экономике фармации у ф а 2011 5 2555.05kb.
Кафедра «мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф»... 5 1255.91kb.
Социология: история и современность 24 9185.57kb.
Методические указания к семинарским занятиям 1 236.28kb.
Контрольная работа №1 по управлению и экономике фармации у ф а 2011 5 2555.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Т кафедра физики и гуманитарных дисциплин Первушина Л. В. История фармации: пособие - страница №1/2



ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра физики и гуманитарных дисциплин
Первушина Л.В.

История фармации:

пособие к семинарским занятиям

для студентов (специальность: фармация)

Орел


2008 г.

УДК 61(09)(072.8)

П 265

Печатается по решению редакционно-издательского Совета Орловского государственного университета, протокол № от

История фармации: пособие к семинарским занятиям для студентов (специальность: фармация)

Составитель:

Первушина Л.В.- доцент кафедры физики и гуманитарных дисциплин МИ ОГУ, кандидат биологических наук.

Рецензенты:


Пособие составлено согласно выделению этапов развития медицины и фармации, которые характеризуются определенным уровнем знаний по лекарствоведению; формированию системных знаний о развитии медицинской и фармацевтической деятельности в интегративной связи с возникновением и сменой общественно-экономических формаций, историей, философией, достижениями естествознания. В пособии учтена интеграция с такими дисциплинами как история развития ботаники, физиологии, анатомии, химии, физики, латинского языка. Предназначается для самоподготовки студентам медицинского института Орловского государственного университета.

© ГОУ ВПО Орловский государственный университет

ВВЕДЕНИЕ.

Преподавание фармацевтических дисциплин, направленное на подготовку высококвалифицированных специалистов-провизоров должно включать основательное знакомство с её историей, на возможность изучения специфических аспектов фармацевтической истории, на понимание путей развития фармации как науки. История медицины и фармации как наука и предмет преподавания повышает уровень общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история фармации дает ключ к пониманию современного этапа развития всей фармацевтической науки и аптечной службы. Преподавание истории медицины и фармации призвано раскрыть общие закономерности исторического процесса становления и развития врачевания и фармации с древних времен до современности; продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области фармации в контексте поступательного развития духовной культуры человечества; показать взаимодействие и единство национальных факторов в формировании фармацевтической науки и практики; познакомить студентов с историей врачебной и фармацевтической этики в различных странах мира. Преподавание истории медицины и фармации закладывает основы исторического мышления, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень их профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной этики. В основу пособия положены современные методологические и дидактические подходы обучения. Пособие по истории фармации исходит из требований квалификационной характеристики провизора-выпускника, Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040500 – Фармация и концепции непрерывного фармацевтического образования. Пособие построено на основе ряда принципов: научности, системности, гуманистичности, прогностичности, практической значимости, позволяющих планировать определенный научно-педагогический эффект.

Основная задача семинаров - глубокое изучение истории развития фармацевтической науки, самостоятельная работа студентов над литературными источниками и освоение ими прочитанного лекционного курса. На семинарских занятиях раскрываются основные черты отечествен­ной, советской и российской фармации: самобытность, оригинальность, про­грессивность, патриотизм, гуманизм, изучается героизм медиков в военное и мирное время.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен знать:


  1. Влияние среды обитания на здоровье человека;

  2. Изыскание эффективных средств лечения, профилактики и диагностики;

  3. Взаимоотношения врача, провизора и пациента

  4. Место врача и провизора в обществе;

  5. Учение о здоровом образе жизни;

  6. Народная и традиционная медицина;

  7. Медицинское и фармацевтическое образование;

  8. Первые медицинские и фармацевтические учреждения;

  9. Влияние мировых религий на медицину и фармацию;

  10. Выдающиеся деятели медицины и фармации;

  11. Выдающиеся медицинские и фармацевтические открытия;

  12. Влияние гуманистических идей на медицину и фармацию;

  13. Влияние научной революции и технического прогресса на развитие медицины и фармации;

  14. Особенности отечественной медицины и фармации;

  15. Проблемы этики и деонтологии в истории отечественной медицины и фармации на современном этапе.

Студент должен уметь:



  1. Анализировать развитие фармацевтической науки в различные периоды общественной жизни России;

  2. Применять полученные знания в практической деятельности для дальнейшего развития фармации в нашей стране;

  3. Применять полученные знания при изучении профильных дисциплин


Тематический план

лекций по истории фармации для студентов

специальности «фармация».


  1. Введение. История медицины и фармации как наука. Типы эмпирической медицины. Лекарствоведение у первобытных народов.

  2. Лекарствоведение в странах древнего Востока (Шумер, Вавилония, Ассирия).

  3. Лекарствоведение в Древнем Египте.

  4. Лекарствоведение в Древней Индии.

  5. Лекарственное врачевание в Древнем Китае.

  6. Развитие медицины и фармации в Древней Греции. Мифология и врачевание.

  7. Развитие медицины и фармации в Древнем Риме. Значение трудов Галена для фармацевтической науки.

  8. Развитие медицины и фармации в Средние века. Фармация в странах арабского Востока. Заслуги Ибн-Сины.

  9. Развитие фармации в странах Европы в период Средневековья.

  10. Развитие медицины и фармации в Древнерусском государстве. В Московском государстве.

  11. Развитие медико-биологического направления в медицине и фармации. Развитие аптечного дела в XVIII-XIX вв. в зарубежных странах.

  12. Развитие отечественной фармации в эпоху Петра I и в последующие годы XVIII столетия. Развитие отечественной фармации во второй половине XVIII и первой пол. XIX вв.

  13. Развитие отечественной фармации во второй пол. XIX в.и в начале XX века до 1917 года.

  14. Состояние фармации в России в первые послереволюционные годы. Фармацевтическая служба СССР в период с 1922 по 1940 годы. Развитие аптечной службы в СССР в годы Великой Отечественной войны и в период до 1991 года.

  15. Развитие рыночных отношений в системе лекарственного обеспечения в 90-х годах XX века и в начале XXI века.


Тематический план семинарских занятий.


  1. Типы эмпирической медицины. Лекарствоведение у первобытных народов.

  2. Лекарствоведение в странах древнего Востока (Шумер, Вавилония, Ассирия).

  3. Лекарствоведение в Древнем Египте.

  4. Лекарствоведение в Древней Индии.

  5. Лекарственное врачевание в Древнем Китае.

  6. Развитие медицины и фармации в Древней Греции.

  7. Развитие медицины и фармации в Древнем Риме.

  8. Развитие медицины и фармации в раннем и развитом Средневековье (Византия и Арабские халифаты).

  9. Развитие медицины и фармации в странах Европы в период Средневековья. Развитие химии и расширение аптечного дела.

  10. Развитие медицины и фармации в Древнерусском и Московском государстве.

  11. Развитие медико-биологического направления в медицине и фармации. Развитие аптечного дела в XVIII-XIX вв. в зарубежных странах.

  12. Развитие отечественной фармации в XVIII веке –нач. XIX вв.

  13. Развитие отечественной фармации во второй пол. XIX в.и в начале XX века до 1917 года.

  14. Состояние фармации в России в первые годы советской власти. Развитие аптечной службы в СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

  15. Развитие рыночных отношений в системе лекарственного обеспечения в 90-х годах XX века и в начале XXI века



Занятие 1.
Тема №1. Типы эмпирической медицины. Лекарствоведение у первобытных народов.
Значение изучаемой темы. История медицины и фармации в своем развитии прошла длительный путь на всех этапах исторического развития. В процессе выработки навыков изучения первоисточников имеет важное значение исторический метод, принципы ис­тории медицины и их практическое применение. Изучение данной темы не­мыслимо без понимания первоисточников - материальной основы изучаемой науки.

История медицины - наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины и здравоохранения на современном этапе развития об­щества (М.К.Кузьмин). История медицины состоит из:



  • общей истории медицины,

  • частной истории медицины.

Общая история медицины - изучает узловые вопросы развития меди­цины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты в различ­ные периоды развития человечества, а также в различных странах.

Частная история медицины - изучает возникновение и развитие от­дельных медицинских дисциплин и их выдающихся представителей. Изуче­ние частной истории медицины продолжается на отдельных дисциплинах учебного плана.

Особенность истории медицины заключается в накапливании и акку­мулировании фактов и событий. Это динамичная наука, оказывающая боль­шое воздействие на людей. Она учит преодолевать трудности, не повторять ошибок прошлого, видеть перспективу в развитии медицины и фармации на современном этапе развития общества.

Принципы истории медицины и фармации:

-принцип историзма;

-принцип преемственности идей и открытий;

-принцип поиска;

-принцип общего и частного;

-оценки главного и второстепенного;

-принцип сочетания интернационального и национального;

Практическое использование этих принципов в научных исследованиях и преподавании истории медицины и фармации имеет огромное значение в деле даль­нейшего развития этой науки.

Цель занятия. Познакомить студентов со спецификой истории медицины и фармации; изложить цели и задачи лекций и семинаров, особенности работы над первоисточника­ми; выяснить какими историческими знаниями обладает студент; познако­мить с контрольными вопросами и темами докладов.

Для реализации цели занятия и активного участия студентов разраба­тываются следующие вопросы:



  1. История медицины и фармации как наука и предмет преподавания;

  2. Определение истории медицины, общего и частного ее разделов;

  3. Цель и задачи, методы и принципы истории медицины и фармации;

  4. Первоисточники и методы работы студентов с ними;

  5. Типы эмпирической медицины;

  6. История лекарствоведения у первобытных народов;

Содержание занятия. История медицины и фармации как наука. Значение истории медицины и фармации. Общая и частная история фармации. Принципы истории фармации (общие и частные). Периодизация и хронология всемирной истории медицины и фармации.

Истоки фармации. Возникновение зачатков врачевания и лекарствоведения в первобытную эпоху. Науки, дающие возможность составить общее представление о древнейшей стадии существования человечества. Представления первобытного человека о причинах болезней. Первые целебные свойства, применяемые для лечения болезней.

Эмпирическая медицина, типы эмпирической медицины. Народная медицина и её значение. Фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Формирование лечебной магии и культовых обрядов, появление профессиональных служителей культа. Собственно народная и псевдонародная медицины. Традиционные методы лечения. Оценка первобытного врачевания как источника современной медицины и фармации.

Тема: 2. Значение истории медицины и фармации в подготовке современного провизора. Классики медицины об этике врача. Краткое изложение истории медицинского ин­ститута Орловского государственного университета, Московской медицинской ака­демии им. И.М.Сеченова.

Значение изучаемой темы. Изучение истории медицины и фармации имеет огромное познавательное и идейно-воспитательное значение. История медицины стоит в одном ряду с общест­венными науками, но имеет свою специфическую особенность формирова­ния нравственных начал и качеств врача, провизора - гуманиста и патриота. Ее изучение имеет большое идейно-нравственное значение еще и потому, что современ­ный провизор готовится в новых исторических условиях, когда необходимо в обязательном порядке раскрывать гуманность и традиции отечественной медицины.

Мнение ученых древнего Египта, др. Индии, Китая, Греции (Чараки, Сущрута, Гиппократа) об этике врача в эпоху рабовладельческого строя. Во­просы этики в трудах отечественных ученых (Д.С.Самойлович, М.Я.Мудров, Н.И.Пирогов и др.) в период феодализма и развития капитализма. Вопросы врачебной этики в эпоху капитализма. Вопросы этики советского врача в трудах Н.А.Семашко, И.П.Павлова, И.В.Давыдовского и др.



Основные термины и понятия


Культура

История


Медицина

История медицины

Биоэволюция

Антропогенез

Тотем


Ведовство

Знахарство

Заговор

Молитва


Палеопатология

Палеоботаника

Палеография

Историческая ономастика



Самопомощь

Взаимопомощь

Уход за больными

Первобытная гигиена

Помощь в родах

Обряд


Социогенез

Табу



Темы рефератов:

  1. Каким должен быть современный врач, провизор?

  2. Этика врача в трудах древнеиндийских ученых и врачей.


Литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / в 2-х т. – М.: Изд. РУДН, 1992.

  2. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.

  3. Ивакина М.О. Из истории профессии фармацевта и провизора// Мед. помощь.-1993.-№2.

  4. Кузьмин М.K., Страшун Н.Д., Лисицын Ю.П. История медицины как дис­циплина. Б.М.Э. 2 издание, т. 8, с. 228.

  5. Гиппократ. Избранные труды. М., 1936 г., с. 96.

  6. Мудров М.Я. Избранные произведения. М., 1949 г., с. 169-199.

  7. Рафес Ю. Мысли и афоризмы о врачебной этике. Клиническая медицина, 1958 г. №4, с.143-146.

  8. Семашко Н.А. Избранные труды. М., Медгиз, 1952, с. 196.

  9. Барг М. А. Э п о х и и и д е и . – М ., 1987.

  10. С о к о л о в В. Э. К у л ь т у р а и л и ч н о с т ь. – М ., 1972.


Занятие 2
Лекарствоведение в странах древнего Востока (Шумер, Вавилония, Ассирия).
Значение изучаемой темы. Развитие медицины и фармации в период развития первых цивилизаций имеет свои характерные особенности и черты. Эти особенности формировались под воздействием природно-климатических условий, общественно-экономических предпосылок, особенно в период складывания и утверждения рабовладельческих отношений.
Цель занятия. Показать значение древневосточных культур для развития медицины и фармации последующих веков. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, иметь представления об основных этапах культурного преобразования человечества, признаках и отличительных чертах цивилизаций. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, дать характеристику культурного вклада древних государств Междуречья в развитие цивилизаций, уметь охарактеризовать особенности рациональной и магико-религиозной медицины Месопотамии.

Содержание занятия. Основные этапы культурного преобразования человечества: дикость-варварство-цивилизация. Отличительные черты цивилизации как социального явления. Наиболее древние цивилизации и источники знаний о них. Шумеро-аккадская цивилизация, вклад в мировую культуру. Города-государства Месопотамии: Вавилон, Ниневия. Клинописные тексты медицинского содержания. Древнейшая фармакопея в истории человечества (клинописная табличка из г.Ниппур). Клинописные тексты «библиотеки» Ашурбанапала. Возникновение эмблем медицины и фармации (эмблема Нингишзиды). Основные направления врачевания: асуту, ашипуту. Рациональная и иррациональная медицина Месопотамии. Представления о причинах болезней в древней Месопотамии, наборы лекарственных средств, применяемые врачами. Врачеватель Муккалим и его помощник «аптекарь». Законы Хаммурапи, правовые аспекты деятельности врачевателей.
Основные термины и понятия
Цивилизация Хаммурапи Ашипуту

Междуречье Вавилон Первая фармакопея

Клинопись Асуту Глиняная печать
Темы рефератов:


  1. Восточная деспотия: её влияние на развитие медицины и фармации.


Литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / в 2-х т. – М.: Изд. РУДН, 1992.

  2. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.

  3. .Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины.- М., 1981.

  4. Лисицын Ю.П.История медицины: Учебник.- М.:ГЭОТАР,2004.

.
Занятие №3
Лекарствоведение в Древнем Египте.
Тема № 1. Древнеегипетское врачевание и лекарствоведение.
Значение изучаемой темы. Медицина Древнего Египта развивалась в русле самобытной, весьма изолированной культуры и была в своей основе весьма рационалистичной. Именно это обстоятельство способствовало тому, что она оказала существенное влияние на развитие медицины других народов при различиях в религиозных представлениях.
Цель занятия. На примере цивилизации Древнего Египта показать значимость достижений в области медицины и фармации для последующих поколений. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, знать периодизацию истории Древнего Египта и отличительные черты его культуры, медицины. Уметь назвать основные медицинские папирусы и их тематику.
Содержание занятия. Древний Египет, периодизация и хронология его истории. Характерные черты древнеегипетской культуры. Источники информации о врачевании и лекарствоведении. Письменность и папирусы медицинского содержания. Рецепты из папирусов Кахунского, Эберса, Смита, Херста, Лондонского папируса №10059, Лейденского. «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Мифология и врачевание. Лекарственные средства Древнего Египта. Врачебная этика Египта. Передача медицинских знаний и подготовка врачевателей. Влияние древнеегипетского врачевания и лекарствоведения на развитие медицины и фармации Древней Греции.

Тема № 2. Культура и медицина Древней Иудеи.

Цель занятия. Дать основное представление об истории Древней Иудеи, талмудистской медицине и её истоках. После изучения темы студент должен знать содержание 10 заповедей, знать и уметь изложить материалы о ранних христианских сектах, в особенности, о секте терапевтов.

Содержание занятия. Древняя Иудея. Мифология и история. Талмудистская медицина. 10 заповедей как основа морального кодекса человечества. Книга Бытия о браке и семье, половой жизни, питании, лечении и профилактике болезней. Ранние христианские секты. Ессеи и терапевты.

Основные термины и понятия
Фараон Папирус Левит

Пирамида Иероглиф 10 заповедей Моисея

Саркофаг Талмуд Ессеи

Мумификация Пятикнижие Терапевты


Темы рефератов:

  1. Особенности врачевания в древнем Египте

  2. «Нужны ли сегодня 10 заповедей?»


Литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / в 2-х т. – М.: Изд. РУДН, 1992.

  2. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.

  3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т.- М., 1980.

  4. Шюре Э. Великие посвященные.- М., 1990.

  5. Коростелёв Н.Б.Избранные лекции (Древний Египет, Древняя Индия).- М.: Медицина, 1997.

.

Занятие №4
Лекарствоведение в Древней Индии.
Значение изучаемой темы. Уникальная особенность индийской культуры заключается в том, что, пройдя через горнила исторических катаклизмов, она спустя тысячелетия, не отказалась от своего великого наследия, которое мирно сосуществует с новейшими достижениями науки и техники.
Цель занятия. Познакомить студентов с традиционными индийскими медицинскими системами, для понимания которых следует ознакомиться с географическим положением и природными условиями страны, с религией, историей, культурой страны, и с таким специфическим индийским явлением, как кастовость. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить термины и понятия, иметь представление об основных этапах культурного развития Древней Индии и о вкладе этой цивилизации в мировую культуру.
Содержание занятия. Периодизация и хронология врачевания в Древней Индии. Источники информации о медицине и фармации. Особенности развития врачевания и лекарствоведения хараппской цивилизации, Ведийского и классического периодов истории Древней Индии. Развитие ремесел, культуры. Кастовое разделение общества и его влияние. Письменные памятники и их медицинское содержание. Принципы ухода за больными а «Аюр-веде». Буддизм – одна из мировых религий и её значение для развития монастырской медицины, организация ухода за больными и немощными. «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» как источники сведений о применении лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.
Основные термины и понятия
Брахман Законы Ману Вайдин (мед. слуги)

Индуизм Каста Будда

Аюр-Веды Чарака-самхита Сострадание

Тантризм Сушрута-самхита Йога


Темы рефератов:

  1. Взаимосвязи индийской медицины с медициной других народов.


Литература:

  1. Заблудовский П.Е. "История медицины" (учебник), М., Медицина, 1980 г.

  2. Сорокина Т.С. "История медицины" 2-е издание, М., ПАИМС, 1994г., 384 с.

  3. Медицина // БМЭ.- т.14.

  4. Шюре Э. Великие посвященные.- М.,1990.

  5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М.,1987.

  6. Коростелёв Н.Б.Избранные лекции (Древний Египет, Древняя Индия).- М.: Медицина, 1997.



Занятие №5
Лекарственное врачевание в Древнем Китае
Тема №1. Культура и медицина Древнего Китая
Значение изучаемой темы. Древний Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.
Цель занятия. Показать самобытность древнекитайской культуры, а также медицины и фармации. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, иметь представление об основных этапах культурного развития Древнего Китая, его вкладе в копилку мировой культуры, знать и уметь охарактеризовать основные взгляды на причины и происхождение болезней, классические методы диагностики и специфические виды терапии, нашедшие широкое применение в мире.
Содержание занятия. Периодизация и хронология истории древнего Китая. Философские основы китайской медицины. Учение «У син» и пять первоэлементов. Понятие о мужских и женских субстанциях «Янь» и «Инь». Традиционная китайская медицина. Пульсодиагностика в Древнем Китае, её возможности. Высокое развитие лекарственного врачевания. Применение лекарственных растений в чженьцзю терапии. Фармакопея Древнего Китая (Тысяча золотых прописей). Жень-шень и его аналоги, принцип действия. «Чжоусские ритуалы» о гигиенических предписаниях.

Тема № 2. Тибетская медицина
Содержание занятия. Особенности медицины Древнего Тибета. «Жуд-Ши» (четыре беседы) об основных принципах тибетской медицины и взгляды на значение ухода за больными.
Основные термины и понятия
Ней цзин Чжень-цзю терапия Жень-шень

Янь-Инь Ци-Гун Чжоусские ритуалы

Даосизм Пульсодиагностика Тысяча золотых правил

Конфуцианство Тысяча золотых прописей Жуд-Ши


Темы рефератов:

  1. 16 заповедей Конфуция и XX век


Литература:

  1. Заблудовский П.Е. История медицины (учебник), М., Медицина, 1980.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: 2-е издание, М., ПАИМС, 1994г., 384 с.

  3. Шюре Э. Великие посвященные.- М.,1990.

  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М.,1987.

  5. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.


Занятие №6
Развитие медицины и фармации в Древней Греции.

Тема № 1. Медицина и фармация античной Греции.

Значение изучаемой темы. Страны античного мира оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим. Древняя Греция представляет собой историю разложения родовых и формирование рабовладельческих отношений. История Древней Греции в своем развитии прошла несколько периодов, в каждый из которых врачевание и медицинские знания имели свои отличительные черты.

Цель занятия. Определить особенности развития древнегреческой медицины и её тесной связи с философией и другими науками и влияния на неё мифологии. После изучения темы студент должен знать и понимать основные термины и понятия, знать имена выдающихся деятелей культуры, медицины Древней Греции, уметь охарактеризовать существо их вклада в сокровищницу мировой культуры, знать крупнейшие медицинские школы Древней Греции и различия обучения в них, знать основные положения учения Гиппократа.

Содержание занятия. Основные этапы истории Древней Греции. Особенности развития медицины и фармации. Выдающиеся деятели и их вклад в мировую культуру (Гомер, Архимед, Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Эпикур). Философские школы, их связь с медициной. Крупнейшие медицинские школы Древней Греции (Кротонская, Книдская, Косская). Гиппократ II Великий, его основные труды (Сборник Гиппократа). Приготовление лекарственных средств в Древней Греции. Разнообразие лекарственных форм: твердые, жидкие, мягкие, газообразные.

Тема № 2. Мифология и врачевание.

Содержание занятия. Формирование основных эмблем медицины и фармации. Магико-религиозная медицина. Асклепийоны, их распространенность, особенности работы. Уход за больными в Древней Греции.

Основные термины и понятия
Эллинизм Демократия Хирургия

Олимп Гимнасия Гинекология

Пантеон Тривиум Педиатрия

Музы Квадривиум Фармакопея

Илиада Энциклопедия Панакея

Одиссея Асклепейон Гигейя



Полис Йатрос Гиппократов сборник
Темы рефератов:

  1. Медицинские боги Древней Греции.

  2. Жизнь и деятельность Гиппократа. Устарел ли Гиппократ сегодня?


Литература:

  1. Заблудовский П.Е. История медицины / Учебник - М.: Медицина, 1980.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: 2-е издание - М.: ПАИМС, 1994г., 384 с.

  3. Лисицын Ю.П. История медицины / Учебник – М.:ГЭОТАР,2004.

  4. Шюре Э. Великие посвященные.- М.,1990.

  5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М.,1987.

  6. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.

  7. Богомолов А.С. Античная философия.- М, 1985.

  8. Дитрих И.К., Егоров В.А. Учебное пособие по разделу «История фармации».- Самара, 1996.


Занятие №7
Развитие медицины и фармации в Древнем Риме
Значения изучаемой темы. Понятие «Древний Рим» менялось с течением веков: от Рима-города до Рима-империи. Вместе с этим менялась и медицина. Развитие врачевания и медицинских знаний в каждый из периодов имеет свои характерные особенности и существенные отличия. Но бесспорно, важнейшие достижения великих цивилизаций древнего мира и, в частности, Древнего Рима стали истоком всего последующего развития человечества.
Цель занятия. На примерах жизни и деятельности выдающихся деятелей культуры, медицины Древнего Рима показать значимость древнеримской науки в сокровищнице мировой культуры. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, знать основные этапы истории и общественно-политического устройства Древнего Рима, знать и уметь охарактеризовать особенности санитарного благоустройства городов, организацию медицинской помощи гражданскому населению и в армии, уход за больными; знать основные произведения и уметь сформулировать сущность вклада в медицину Асклепиада, Цельса, Сорана, Галена.
Тема №1. Особенности развития медицины
Содержание занятия. Периодизация и хронология истории Древнего Рима. Благоустройство древнеримских городов. Организация медицинской помощи в городах и в армии: домашние врачи, врачи для бедных, врачи ремесленников, архиатры. Обучение врачеванию и оплата врачебного труда. Вклад ученых, писателей, философов Древнего Рима в сокровищницу мировой культуры (Лукреций Кар, Цицерон, Плиний и др.). Выдающиеся врачи Древнего Рима: Асклепиад, Цельс, Саран Эфесский. Медицина Галена, его вклад в развитие анатомии, экспериментальной физиологии, гистологии, патологии. Гален как историк медицины. Галенизм.
Тема №2. Фармация в Древнем Риме. Значение трудов Галена для фармацевтической науки.
Содержание занятия. Особенности развития фармации в древнеримском государстве. Лекарственные средства, применявшиеся в Древнем Риме. Труды Диоскорида, Цельса, Плиния Старшего. Гален и его препараты (материя медика). Классификация лекарственных средств по Галену, Цельсу, Плинию.
Основные термины и понятия
Латинский язык Клоака Термин

Капитолийская триада Термы Архиатр

Плебейская триада Патриций Домашний врач

Римское право Патрон Гонорар

Законы 12 таблиц Акведук Депутат

Марсово поле Гении Валетудинарий


Темы рефератов:

  1. Организация медицинской помощи в Древнем Риме.

  2. Жизнь и деятельность Галена.


Литература:

  1. Заблудовский П.Е. История медицины/ Учебник.- М.: Медицина, 1980.

  2. Сорокина Т.С. История медицины, 2-е издание.- М.: ПАИМС, 1994, 384 с.

  3. Лисицын Ю. П. История медицины/ Учебник.- М.: ГЭОТАР,2004.

  4. Шюре Э. Великие посвященные.- М.,1990.

  5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М.,1987.

  6. Богомолов А.С. Античная философия.- М, 1985.

  7. Шульц Ю.Ф. Медицина в памятниках латинской литературы.- М., 1980

  8. Гален. О назначении частей человеческого тела. - М.,1971.

  9. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.

  10. Горелова Л.Е. Учебно-методическое пособие по истории медицины и культурологи. - М.,2004.


Занятие №8
Развитие медицины и фармации в раннем и развитом Средневековье.
Значение изучаемой темы. Развитие медицины в период новой экономической формации – начала складывания раннефеодальных отношений - имеет свои характерные особенности и черты. Эти особенности формировались под воздействием формирования и утверждения новых мировых религий (христианство, ислам), общественно-экономических предпосылок.

Цель занятия. Показать значение христианской и исламской культур для развития медицины последующих веков. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, знать и уметь изложить положения о связи медицины и христианства, возникновении и развитии монастырской медицины, роль религиозных братств в организации ухода за больными и ранеными; уметь охарактеризовать важнейшие черты Византии, её связи с Древнерусским государством; знать и уметь перечислить наиболее известных представителей энциклопедической медицины Византии, их основные труды; знать и уметь назвать основные исторические вехи возникновения и развития Арабских халифатов; знать и уметь изложить содержание наиболее известных трудов по медицине Ар-Рази (Разеса), Ибн Сины (Авицены).

Тема 1. Медицина и фармация в Византии

Содержание занятия. Краткий исторический обзор распада Римской империи, становления и развития Византии. Утверждение христианства как государственной религии. Никейский (325) и Константинопольский (381) Вселенские соборы о символах и догматах православия. Разделение церквей (1054). Возникновение католицизма. Монастырская медицина. Лазареты, хосписы и странноприимные дома. Медицина в Византии. «Синопсис» Орибазия, энциклопедии Аэция, Александра и Павла Эгинского. Создание гражданских больниц и аптек.


Тема № 2. Медицина и фармация в странах арабского Востока. Заслуги Ибн Сины.

Содержание занятия. Характерные черты развития медицины и фармации в Арабских халифатах. Рождение ислама. Значение Корана в популяризации здорового образа жизни. Школы (мактабы) и медресе (духовные училища). Развитие алхимии. Первые аптеки. Ар-Рази (Разес)и его труды. Труды Абу Бакр ибн Закарийя, Ибн-ал-Хайсама, Аз-Захрави. Развитие лекарственного обеспечения больниц. Мероприятия гигиенического характера.

Среднеазиатское Возрождение. Медицина в государствах Средней Азии. Академия Мамуна в Хорезме. Ибн Сина (Авицена)- «князь врачей». «Канон медицинской науки» и поэма о медицине «Урджуза» Ибн Сины. Лекарственные средства в трудах Ибн Сины: кашки териаки, порошки, сиропы, лепёшки, отвары, пилюли. Становление и развитие фармации и фармакопей.



Основные термины и понятия
Христианство Религиозное братство Мечеть

Монастырь Крестовый поход Урджуза

Лазарет Госпитальеры Авиценния

Больница Святые люди Хадисы

Странноприимный дом Халифат Здоровье

Православие Ислам Медресе


Темы рефератов:

  1. Вопросы медицины в Библии и Коране.

  2. Арабские халифаты – родина офтальмологии.

  3. Жизнь и деятельность Ибн Сины (Авицены).


Литература:

  1. Заблудовский П.Е. История медицины/ Учебник.- М.: Медицина, 1980.

  2. Сорокина Т.С. История медицины, 2-е издание.- М.: ПАИМС, 1994, 384 с.

  3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Средние века (476-1640): Учебное пособие.-2-е изд., перераб. И дополн.-М.:Изд-во РУДН, 1993.

  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М., 1988.

  5. Петров Б.Д. Ибн Сина (Авицена). 980-1037.- М., 1980.

  6. Л и с и ц ы н Ю.П. И с т о р и я м е д и ц и н ы / У ч е б н и к.-М.:Г Э О Т А Р, 2004.

  7. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.


Занятие № 9.
Развитие медицины и фармации в странах Европы в период Средневековья.

Развитие химии и расширение аптечного дела.
Значение темы. Средние века явились временем становления, развития и упадка феодализма. Культура феодального общества (в том числе и медицина) рождалась в сложных экономических, социальных и политических условиях. Западно-европейский феодализм явился результатом синтеза влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих и общинно-родовых), становление которого завершилось к XI веку. Развитие медицины в период позднего Средневековья имеет свои характерные особенности, которые формировались в тяжелых условиях перехода от феодализма к капитализму, от схоластики к гуманизму. Особенно велика роль европейских университетов в формировании культуры Возрождения и его идейной основы.
Цель занятия. Раскрыть сущность западно-европейской культуры и науки в период Средневековья, её характерные особенности. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, знать хронологические границы периодов Средневековья, уметь изложить особенности развития медицины в каждый из периодов, уметь охарактеризовать сущность гуманизма и его роли в развитии культуры Возрождения, знать имена и уметь изложить сущность вклада в науку, культуру и медицину видных представителей данного периода.
Тема №1. Культура и медицина Европы в период Средневековья.
Содержание занятия. Краткая историческая характеристика периодов раннего и развитого Средневековья (V-XV вв.). Разделение церквей (1054 г.). Особенности развития медицины в раннем и развитом Средневековье. Санитарное состояние городов, эпидемии, первые карантины. Монастырская и светская медицина. Общины сестер и братьев милосердия. Филантропия и её роль в уходе за больными и увеченными. Первые европейские университеты, организация обучения в них. Медицинская школа в Салерно. Салернская фармакопея («Сборник противоядий»). Схоластика и медицина. Галенизм в средневековой медицине. Начало низвержения схоластики. Роджер Бэкон (1215-1294).
Тема №2. Формирование культуры и науки в эпоху Возрождения.
Содержание занятия. Краткая историческая характеристика периодов позднего Средневековья и эпохи Возрождения (XV-XVII вв.). Формирование культуры Возрождения и его идейной основы-гуманизма. Изобретение книгопечатания. Утверждение опытного метода в науке. Становление анатомии (Л.да Винчи, А.Везалий), физиологии (Ф.Бэкон, М.Сервет, В.Гарвей). Ятрофизическое направление в медицине, изобретение термоскопа (Галилей, 1592), прибора для изучения обмена веществ (Санторио). Рене Декарт и схема рефлекторной дуги. Фракасторо и его труд «О контагии». А.Паре – реформатор хирургии. Открытие первых аптек во Франции, Англии, Голландии. Возникновение первых аптекарских гильдий. Ятрохимическое направление в медицине (Парацельс). Влияние ятрохимии на развитие фармации. Развитие медицинской химии и расширение аптечного дела. Аптечное законодательство в странах Европы. Государственный контроль за деятельностью аптек.
Основные термины и понятия
Средневековье Университет Книгопечатание

Феодализм Факультет Схоластика

Католицизм Студент Ятрофизика

Протестантизм Декан Ятрохимия

Крестовый поход Ректор Филантропия

Возрождение Профессор Сестра милосердия

Гуманизм Диспут
Темы рефератов:


  1. Творчество Л.да Винчи и медицина.

  2. Парацельс и его эпоха.

  3. Амбруаз Паре и развитие хирургии.

Литература:

  1. Заблудовский П.Е. История медицины/ Учебник.- М.: Медицина, 1980.

  2. Сорокина Т.С. История медицины, 2-е издание.- М.: ПАИМС, 1994, 384 с.

  3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Средние века (476-1640): Учебное пособие.-2-е изд., перераб. И дополн.-М.:Изд-во РУДН, 1993.

  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М., 1988.

  5. Л и с и ц ы н Ю.П. И с т о р и я м е д и ц и н ы / Учебник.-М.:ГЭОТАР, 2004.

  6. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.

  7. Заблудовский П.Е. Парацельс-врач, мыслитель, практик, новатор (к 500-летию со дня рождения)// Проблемы социальной гигиены и истории медицины.- 1994.-№1.- С.57.

  8. Заблудовский П.Е. Развитие учения о заразных болезнях и книга Фракасторо.-М.,1954.

  9. Тикотин М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. - Л.,1957.

  10. Картины лечения в прошлом. - Будапешт, 1972.



Занятие № 10.
Развитие медицины и фармации в Древнерусском государстве

Значение изучаемой темы. Развитие медицины в Древней Руси и Московском государстве имеет свои характерные особенности и черты. Эти особенности формировались под воздействием самобытной русской культуры, истории и общественно-экономических отношений. Особенно велико было значение для Руси принятие христианства, которое оказало большое влияние на развитие больничного дела и этических норм русского врача.
Цель занятия. Показать значение Древнерусской медицины на дальнейшее развитие отечественной медицины. Познакомить с первыми выдающимися «лечцами земли русской». Для реализации цели занятия студент должен знать основы политического устройства Древнерусского и Московского государств, уметь охарактеризовать развитие монастырской медицины и её роль в организации ухода за больными, знать историю создания Аптекарского приказа, уметь изложить его функции и значение в организации медицинского дела в России.
Содержание занятия. Краткая историческая справка о славянских племенах (поляне, древляне, кривичи, северяне, вятичи и др.), объединившихся под эгидой Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение для развития культуры, науки, искусства и письменности. Письменные источники о жизни Древнерусского государства со сведениями медицинского характера (древнерусские лечебники и травники). Труд Евпраксии Киевской «О мазях». Травники, зельники, вертограды.

Эпидемии, болезни жителей Древнерусского государства и их лечение. Монастыри и организация ухода за больными.

Москва и её роль в объединении русских земель. Стоглавый собор и его решения о государственном призрении больных, калек и немощных.

Создание Аптекарского приказа, его структура, функции и роль в организации медицинского дела в России. Первые государственные аптеки в России.


Основные термины и понятия
Несторова летопись Чепучинное дело

Крещение Руси Очных дел мастер

Изборник Святослава Повивальная бабка

Физиолог Домострой

Моры Аптекарский Приказ

Волхвы Дохтурские сказки

Знахари Аптекарский огород

Ведуны Госпиталь



Железная хитрость Лекарская школа
Темы рефератов:

  1. Медицина в Киевской Руси: "лечцы", методы лечения больных, эпидемии и борьба с ними, первые врачи (Агапит и др.). Великий Новгород.

  2. Развитие медицины на Руси в период татаро-монгольского ига (народная медицина, монастырские больницы и медицина).

  3. Аптекарский Приказ, школа русских лекарей. Зарождение госу­дарственной медицины и фармации.

  4. Морозов Н.Н. По поводу организации первой аптеки (в России).// Аптечное дело.- 1952.-№6.

  5. Первые доктора медицины из "природных россиян".


Литература:

  1. Богоявленский Н.А Медицина в древнерусском государстве.- М.,1966.

  2. Богоявленский Н.А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л.,1970.

  3. Заблудовский П.Е. История медицины /Учебник.- М: Медицина, 1981 г.

  4. Сорокина Т.С. История медицины/ Учебник- М.: ПАИМС, 2-е изд.,1994г., 384 с.

  5. Учебно-методическое пособие по истории медицины./ Под ред. А.М.Сточика.-М.,2004.

  6. Зархин И.Б. Очерки из истории отечественной фармации. - М.,1956.

  7. Морозов Н.Н. По поводу организации первой аптеки в России // Аптечное дело.-1952.-№6.

  8. Пруссак А.В. Аптечное дело в Древней Руси //Аптечное дело.-1954.-№6.

  9. Сало В.М. Аптекарские огороды в XVII веке // Фармация.-1972.-№1.

  10. Сало В.М. Аптекарский Приказ в первой пол. XVII столетия // Фармация.-1970.-№5.

  11. Сало В.М. Аптекарский Приказ во второй пол. XVII столетия // Фармация.-1972.-№3.

  12. Филькин А.М. Аптекарский экзамен в XVII столетии // Аптечное дело .-1955.-№3.


Занятие № 11.
Развитие медико-биологического направления в медицине и фармации. Развитие аптечного дела в XVIII-XIX вв. в зарубежных странах.
Значение темы. Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в Европе. Развитие медицины в XVIII веке в Европе имеет свои характерные особенности и черты. Эти особенности формировались на фоне утверждения и дальнейшего развития капиталистических отношений.

Цель занятия. На примере важнейших достижений естествознания XVIII –нач. XIX вв. показать благотворное влияние материалистических воззрений и окончательное утверждение опытного направления в медицине. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, знать о важнейших достижениях естествознания и влиянии французского материализма на медицину и фармацию.
Тема №1. Развитие медико-биологического направления в медицине и фармации.
Содержание занятия. Краткий исторический обзор эпохи Просвещения в Европе. Достижения науки и естествознания: работы Лавуазье, Ламетри, Ламарка. Влияние французского материализма на медицину. Дифференциация медицинских дисциплин. Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины. Зарождение патологической анатомии (Морганьи, Биша), микробиологии (Левенгук), экспериментальной физиологии (Галер, Гальвани, Мюллер). История открытия и введения наркоза (Дэви, Мортон, Симсон).

Деятельность Ш.Дерози, Сертюрнера, Пелететье, Кавенту, Мора, Куртуа, Шееле и др. Значение их трудов для развития фармации.



Тема №2. Развитие аптечного дела в XVIII-XIX вв. в зарубежных странах.
Содержание занятия. Становление фармацевтической промышленности. Первые галеновые лаборатории и заводы. Изменения в содержании работы аптеки в XIX веке. Возникновение гомеопатии.
Основные термины и понятия
Эпоха Просвещения Патологическая анатомия

Дифференциация наук Целлюлярная патология

Материализм Наркоз

Анатомическая школа Микроскопия


Темы рефератов:

  1. Влияние идей Галена на развитие фармацевтической промышленности в эпоху Просвещения.



Литература:

  1. Богоявленский Н.А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л.,1970.

  2. Сорокина Т.С. История медицины/ Учебник- М.: ПАИМС, 2-е изд.,1994г., 384 с.

  3. Сорокина Т.С. История медицины/ Учебник- М.: ПАИМС, 2-е изд.,1994г., 384 с.

  4. Учебно-методическое пособие по истории медицины./ Под ред. А.М.Сточика.-М.,2004.

  5. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета.- Самара 2002.

  6. Картины лечения в прошлом – Б у д а п е ш т, 1972.


Занятие №12.
Развитие отечественной фармации в XVIII – нач. XIX вв.
Значение изучаемой темы. Развитие медицины в XVIII веке в России имеет свои характерные особенности и черты. Эти особенности формировались под воздействием рефор­маторской деятельности, общественно-экономических сдвигов в стране, особенно в период правления Петра I. И как результат, медицина в России ко второй половине XVIII в. преодолела «период отсталости».

Успехи медицины этого периода подтверждает международный характер и прогрессивную роль отечественной медицины. Особенно велика роль М.В. Ломоносова в развитии медицины в России, с его именем связано становление Московского университета, в котором был открыт медицинский факультет. Несомненная роль выдающихся ученых - медиков этой эпохи: С.Г. Зыбелина, Д.С. Самойловича, A.M. Шумлянского, Н.М. Максимовича-Амбодика и др., которые оказали большое влияние на развитие таких наук, как физиология, гигиена, терапия, хирургия, педиатрия, акушерство.


Цель занятия. Показать важнейшие достижения естествознания и влияние французского материализма на медицину в эпоху Просвещения. Показать значение научных открытий и материалистической философии М.В. Ломоносова для развития медицины. Необходимо обсудить письмо М.В. Ломоносова к графу Шувалову " О размножении и сохранении народа Российского...".

На примерах из истории медицины определить влияние материалистических идей на развитие медицины, познакомить с выдающимися деятелями европейской и отечественной медицины второй половины XVIII в., внесшим большой вклад в развитие физиологии, гигиены, терапии, педиатрии; подчеркнуть роль Н.М.Максимовича-Амбодика в развитие хирургии и гинеколо­гии; роль Д.С.Самойловича в развитии отечественной эпидемиологии, отстаивав­ший приоритет отечественной медицинской науки. Для реализации цели занятия студент должен знать: основные термины и понятия, уметь дать общую характеристику и изложить важнейшие факторы о зарождении новых наук. Уметь охарактеризовать вклад Петра 1 в развитие медицины в России. Знать и уметь изложить историю создания Московского университета и его медицинского факультета, иметь представление об организации борьбы с эпидемиями чумы (1771-72), холеры (1830), организации медицинской помощи в армии.



следующая страница >>