Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга первая нижний новгород волго-вятское книжное издательство 1993... 14 4374.47kb.
Сборник материалов Владивосток Издательство вгуэс 2010 ббк 88 1 169.04kb.
Сборник научных трудов. Т. 2 / Под ред. Л. В. Бармашовой. Вязьма... 14 2658.29kb.
Москва экономика 1989 ббк 65. 02 Б73 Издание 12 5398.17kb.
Сборник областного конкурса образовательных программ, методических... 7 3289.7kb.
Литература тамбовского края методические рекомендации Тамбов 2007... 1 148.27kb.
Санкт-петербург редакционная коллегия выпуска 11 3913.51kb.
Тема Реформы государственного управления в первой четверти XVIII... 1 93.93kb.
Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 1 395.5kb.
Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 8 3825.7kb.
Редакционная коллегия: Кириловских Л. К. Лавренцева М. Э. Меньшикова Н. 2 557.26kb.
Исследователи южных материков 1 131.24kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия - страница №1/6



XII ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

Сборник материалов

Тамбов, 2010

ББК

Редакционная коллегия:

Селиванова О.В., зав. кафедрой преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Уварова Н.Н., к.х.н, доцента, зам. директора Института естествознания ТГУ им. Г.Р. Державина;

Черникова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Тарасова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Егорова М.К., зав. отделом экологии и охраны природы ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития. Экологии и туризма»

Буковский М.Е., к.г.н., преподаватель кафедры экологии и БЖД ТГУ им. Г.Р. Державина;

Мезинова И.А., лаборант кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО

В сборник включены тезисы докладов, представленных на ХII юношеских чтениях им. В.И. Вернадского. В них изложены результаты исследований молодых ученых, аспирантов, студентов, учителей, учащихся школ.

Материалы могут быть полезны педагогам и преподавателям образовательных учреждений разных типов, занимающихся организацией исследовательской деятельности школьников и студентов.

Содержание

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Дробжев Михаил Иванович

В.И.Вернадский о роли науки в жизни общества и личности



Козлов Аркадий Артемьевич

Сущностные черты ноосферных процессов



Залукаева Анастасия Николаевна

Экологическое образование, заложенное в учении В.И. Вернадского, как основа развития личности



Жданов Александр Александрович

Экологический аспект применения композиционных строительных материалов с добавкой наноструктурных углеродных материалов



Паплевина Екатерина

Творчество В.И.Вернадского – пример подхода к изучению природы родного края


CЕКЦИЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Селиванова Л.В.

Пути формирования исследовательских навыков в начальной школе



Дорофеева И.А.

Проблемы и перспективы организации летнего экологического практикума



Жданова М.А.

Исследовательская деятельность в рамках реализации экологического проекта «Человек и природа»



Войликова Е.В.

Исследовательская деятельность при обучении математике



Валовень С.А.

Школьное научное общество как средство развития исследовательских компетенций



Егорова Е.Н.

Экологическое образование и исследовательская деятельность в рамках элективного курса предпрофильной подготовки, для учащихся 9 классов



Хомиченко Т.Н.

Развитие исследовательских компетенций при реализации программы дополнительного образования «Экобиослед»



Буданцева М.В.

Внедрение исследовательского принципа на пришкольном участке



Флягина М.В.

Профессиональная направленность исследовательской деятельности



Кондратьева М.А.

Использование проектной деятельности в туристско-краеведческой работе



Калужина Т.Н.

Система работы по формированию исследовательских компетенций учащихся в МОУ лицей №29 г.Тамбов



Буковский М. Е.

Дистанционное обучение как способ обеспечения равных возможностей получения качественного образования



Белинская М.А.

Организация дистанционного обучения через НП - «Телешкола» в профильном классе


СЕКЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ»
Коломейцева Н.

Гидрометрическое обследование реки Цны у г.Котовска



Олейников А.А.

Геоботаническое описание нижнего течения реки Кашмы



Семилетов А.,

Нанохимия – прямой путь к высоким технологиям нового века



Кузнецова Г.А.

Разработка элективного курса для школьников «Нанотехнологии и безопасность»



Старков К.А., Киреев А.А.

Изучение стабильности существования поселений бобра в средней части бассейна р. ворона



Пелов И.П.

Исследование зависимости активности каталазы в листьях растений земляники от различной концентрации цинка и меди в почве



Яковлева В

Исследование влияния гуанидина на диффузию водорода через стальную мембрану в кислых средах


СЕКЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Маштак Н.

Влияние антропогенного фактора на биоразнообразие лишайников г. Тамбова



Грачёва Т., Киселева Е.

Проблемы мусорных свалок в г. Жердевке Тамбовской области



Анциферова Е.

Наводнение от дождя



Анциперова Я.

Влияние качества питьевой воды на здоровье человека



Григоревская Е., Фитисов Ю.

Определение коэффициента агрессивности зданий



Илясов А., Николаева Ф.

Экономия воды



Завистяева Н.

Исследование состояния городской среды при изучении видового состава растений



Воропаева Ю., Сергеева А.

Оценка экологического состояния пришкольного участка



Хвастова А.

Сохраним первоцветы



Приложение 1. Секция педагогов
Приложение 2. Секция школьников

ПРИВЕТСТВИЯ

УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ
Панасина И.А.,

начальник отдела общего и

дошкольного образования

управления образования и науки области

Уважаемые коллеги, разрешите поздравить с началом работы XII юношеских Вернадовских чтений!

Державин, Рахманинов, Герасимов, Баратынский, Чичерин, Мичурин. Ярко сияет в этом замечательном созвездии имя Владимира Ивановича Вернадского, чья жизнь тесным образом связана с Тамбовским краем. Тамбовчане чтут своего знаменитого земляка, основоположника целого комплекса естественных наук, философа, политического и общественного деятеля, академика В.И.Вернадского.

В.И.Вернадский – один из крупнейших создателей новой научной дисциплины ХХ столетия - науки о науке или, как ее еще называют, науковедение. В.И.Вернадский был одним из тех, кто еще на рубеже XIX-XX веков откликнулся на запросы и потребности качественно новой исторической эпохи, наступившей в развитии науки. По сути, Владимир Иванович был и остается первым и пока единственным, кто предпринял попытку осмыслить науку как целостное явление планетарного масштаба в единстве всех ее основополагающих аспектов: природных и социальных, исторических и теоретических, индивидуальных и коллективных.

Наследие Вернадского является для нас мощным стимулом к активным действиям, для достижения устойчивого развития общества в гармонии с природой, в гармонии с новым веком.

Прекрасные личные качества В.И. Вернадского: честность, доброта, увлеченность наукой, трудолюбие, жажда познания делают его примером для молодежи, для тех, кто может и хочет посвятить себя науке и творчеству.

В.И.Вернадский – один из немногих ученых, обращение к творческому наследию которых со временем возрастает. Чем больше проходит времени, чем дальше вперед продвигается наука, тем ярче раскрываются значение и глубина его идей не только в историческом аспекте, но и в поиске путей решения новых проблем. Одновременно растет понимание трудности пути, который ведет к адекватному восприятию его научного наследия.

В.И.Вернадский – создатель новых научных дисциплин и направлений, крупнейший организатор науки и ее историк, самобытный философ и мыслитель, который, по словам Л.С.Берга, «в своем лице представляет всю Академию». История науки не знает ни одного ученого, о котором так было сказано при жизни.

И сегодня наследие Вернадского помогает решать проблемы в развитии общества, формировании духовности и высокой нравственности.

Вернадский говорил, что придет время, когда человеческий разум, его деятельность станут основным фактором развития планеты. И мы, люди разума, должны взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли, за наше будущее, за будущее наших детей.

Сегодня, 12 марта 2010 года, вся мировая общественность празднует день рождения В. И. Вернадского. В этом зале собрались все неравнодушные к идеям и наследию ученого, кто помнит и почитает Великого земляка, прославившего тамбовский край далеко за пределами нашей области.

Желаю всем участникам и гостям Чтений творческих успехов, ярких научных открытий, достойного личного вклада в развитие и процветание отчего края.


Мартынова О.В.,

начальник отдела экологии и биоразнообразия

управления охраны окружающей среды

и природопользования

Уважаемые участники и гости! По поручению управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, всех специалистов-экологов приветствую вас в день рождения В.И.Вернадского и от всей души желаю успешной и плодотворной работы на традиционных юношеских Чтениях!

На сегодняшний день Юношеские чтения имени В.И.Вернадского являются одной из крупнейших конференций исследовательских работ в нашей стране. Чтения — значительный фактор инновационного развития системы образования, на них организуются интересные встречи, экскурсии, происходит творческое общение участников.

Целью проведения Чтений является пропаганда и развитие научного наследия В.И.Вернадского. Деятельность ученого оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на сознание людей, познакомившихся с его трудами. И сегодня нас объединило глубокое уважение к учению Человека, Ученого и Мыслителя, к которому мы – жители Тамбовской области, испытываем особые теплые чувства.

Мы гордимся тем, что его биосферно - ноосферная концепция во многом сформировалась во время четверть вековой связи с нашим краем. Этот период жизни и деятельности помог в становлении его как ученого, политика и государственного деятеля.

Традиция регулярного проведения юношеских Чтений, на которых ведется широкое обсуждение ноосферной концепции В.И. Вернадского, лучшее свидетельство тому, что на Тамбовской земле сформировалось целое научное сообщество людей, объединенных именем Владимира Ивановича.

Идеи нашего замечательного земляка не просто памятны для нас, они важны сегодня, как основа практической реализации программ и планов устойчивого развития нашего региона и воплощаются в конкретную политику, направленную на интеграцию научного, промышленного и природного потенциала Тамбовской области.

Для экологов утверждение В.И. Вернадского о единстве окружающей среды и роли человека разумного в ней является главным и определяющим нашу профессиональную деятельность.

Многие примеры конкретных решений экологических проблем области соответствуют принципам устойчивого развития, обозначенным В.И. Вернадским почти 100 лет назад.

Это и проблемы отходов, минерально-сырьевой базы, сохранение видового разнообразия и экоэффективности в целом, вопросы организации научной деятельности, творчества людей и многие другие сферы, о развитии которых мечтал ученый.

Одна из задач Чтений – стимулировать развитие экологических инициатив и проектов, поэтому я надеюсь, что сегодняшняя встреча, обсуждение вопросов и принятые рекомендации будут способствовать эффективному решению многих важных проблем.

Желаю участникам продуктивной работы.



ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

В.И.Вернадский о роли науки в жизни общества и личности

Дробжев М. И.,

к.ф.н., доцент, зав. лабораторией по изучению наследия В.И.Вернадского ТГУ им. Г.Р. Державина

В.И. Вернадский по праву считается величайшим мыслителем современности. Академик Л.С. Берг ещё при жизни Владимира Ивановича назвал его ученым, который в своем лице представляет всю Академию наук СССР. Такова была энциклопедичность и глубина знаний этого русского мыслителя.

Одним из направлений его научной деятельности считается выявление роли человека в перерастании биосферы в ноосферу. Он научно доказал закономерность появления мыслящего существа в ходе эволюции биосферы и превращении человека в арбитра всех процессов на Земле.

Человек призван управлять переходом биосферы в ноосферу. Развивая эту мысль, Вернадский предсказывал, что перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это, и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление.

Какие же факторы жизнедеятельности человека делают его мощной геологической силой на планете Земля? Это, прежде всего, развитие науки и глубокие знания, основанная на них трудовая деятельность, высокая нравственность, духовность и культура.

Но, что же такое научная мысль, наука? Это выработка и теоретическая, логическая систематизация объективных знаний о действительности, которая формируется и кодифицируется в результате практической трудовой и духовной деятельности. Наука – это идеальное и, в то же время практическое богатство (К. Маркс). Она со временем становится непосредственной производительной силой. Сегодня это всеми признанный факт.

Исторический процесс мыслитель рассматривает как природное, огромного геологического значения, явление. И в этом процессе «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте». [1. с.262].

Остановимся на роли и значении науки в развитии человеческой цивилизации. Вернадский рассматривал науку как систему знаний, как способ и форму деятельности, и как социальный институт. Она у него носит космический характер; как синтез и единство естественных и гуманитарных наук, их в целом гуманитарный характер; как непосредственную производительную силу.

Исследователи учения В.И.Вернадского правильно подчеркивают объективность, эмпирическую обобщенность его воззрений, происходящих на планете и в Космосе процессов. Они подчеркивают, что, во-первых, Вернадский на основе анализа учения Д. Дана, Ле Конта, Ж. Бюффона и В. Пфеффера вывел закон следующего содержания: на протяжении всей истории нашей планеты наблюдается усовершенствование и рост центральной нервной системы – мозга. Уровень их развития в многовековой эволюции никогда не идет вспять, а только вперед. Это замечательное обобщение сущности биологической эволюции.

В.И.Вернадский пишет: «Научная мысль как проявление живого вещества, по существу не может быть обратным явлением – она может останавливаться в своем движении, но раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени». [1. с. 258].Сам ход истории научной мысли видится ученому как природный процесс истории биосферы, как большое природное явление геологически сложившейся организованности биосферы. Для него наука – это создание жизни, гущи жизни, cmuxuŭнoe отражение жизни человека в окружающей среде. Его вывод: научная мысль становится планетным явлением.

Признание человека и его научной мысли как стихийного проявления геологического процесса и биологической эволюции не мешает ученому-натуралисту подчеркивать воздействие человека на все процессы, происходящие в мире, определяя пути развития природы и общества, приобретения им регулирующих функций.

Научная мысль тесно связана с производственной, бытовой, духовной деятельностью, творчеством, в ходе которой происходит опосредованное отражение реальной действительности, накопление и передача социального опыта. Мысль, кроме того, тесно связана с речью, языком. Мысль через абстрагирование, обобщение эмпирических фактов жизни, через логику мышления формирует понятия, законы, умозаключения, выдвигает предположения и гипотезы, обосновывает теории.

Русский мыслитель видел в переходе биосферы в ноосферу идеальное сочетание разумной деятельности человека в соответствии с законами природы, которые являются фундаментом знания, первичны. Знания же вторичны, это плод усилий человека как вида живого вещества. Развитие и углубление научных знаний – явление положительное как для человечества, так и для природы.

Но сознание может и порождать гордыню человека, который возомнил, что ему все можно, все позволено. Хищный интерес у человека может возобладать, и тогда беззащитная природа и сам человек страдают. Более того, вера во всесилие науки, сциентизм, превращение науки в своего рода религию, приводит к рассогласованности социальных законов с законами природы. Порождает оскудение природы, окружающей среды и ведет к ухудшению среды обитания человека, новым болезням и страданиям.

Вернадский заметил, что процесс перехода от незнания к знанию не всегда предсказуем. Часто случай является «богом-изобретателем», путь к истине многовариантен, и никакой заранее выбранный метод не гарантирует ее абсолютное постижение. В этом плане заблуждение – это не только уход от истины, но одно из направлений ее нахождения и методов познания. Метод проб и ошибок никто не отменял. Самый верный способ поумнеть – это наделать глупостей. «На ошибках учатся», – говорят в народе.

А если это так, то к видам познания наряду с наукой следует отнести мифологию и магию, религию, астрологию, алхимию, обыденное и практическое знание, жизненный опыт, практику, фольклор, искусство и культуру вообще. Аристотель и Вл. Соловьев утверждали, что знание достигается через науку, веру, мнения и опыт. Однако средством получения знания выступает и мораль, и искусство. Огромную роль в постижении знаний играет философия.

Еще совсем недавно типология знаний исходила из противопоставления науки и не науки, сегодня стали говорить вместо ненаучные – вненаучные формы познания. Одна буква в начале слова резко меняет ситуацию и делает вненаучные формы познания легитимными, дающими знания, которые, однако, могут быть верными и неверными.

Определение знания как субъективного образа объективного мира и отражения объективной реальности очень верно. Но это утверждение не позволяет установить, какое знание правильное, а какое неправильное и является ошибочным, заблуждением. В то же время логически можно утверждать, что все виды вненаучного знания – фантазии, заблуждения, верования, убеждения, предрассудки, мифы и сказки, обыденные представления, эмоции и нравственные установки – есть формы знания.

Доказательством этого положения служит тот факт, что, характеризуя и анализируя сущность науки как формы знания и познания и вненаучных форм знания, мы приходим к оценке уровня освоения человеком и обществом окружающей среды, ступеней познания мира. Поэтому следует признать, что существует определенная система единства и многообразия познания в ходе исторического развития человечества, что знание возникает не только через науку.

Да и наука ошибается, и то, что считается знанием, в определенные эпохи развития общества оказывается очень неполным, а их оценка неверной. Так в физике в начале XIX в. произошла революция в миропонимании. Было пересмотрено представление о неизменности атома, о массе как неизменном количестве вещества, о законах Ньютона как незыблемых устоях физической картины мира.

И вот ведь в чем еще дело. Изменения во взглядах на эти явления были сделаны не всегда учеными физиками, философами, но и … поэтами. В.И. Ленин высказал предположение о неисчерпаемости электрона. По-своему эту мысль выдвинул русский поэт Валерий Брюсов в стихотворении «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков.

Еще быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Поэт не только включает в содержание атомов их строение, величину, разнообразие, но даже и духовные явления, человеческие страсти, скорбь и высокомерие. Он пишет:

Их миры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь и даже

Там та же мировая спесь. [2, с. 431].



Из этого следует вывод о приблизительном характере познания природы прогрессирующей наукой.

Сейчас научным пониманием и научным исканием захвачены сотни миллионов людей на всей планете, можно сказать, все людское население. «Резкое отличие научного движения XX в. заключается, – как считает натуралист, – во-первых, в его темпе, во-вторых, в площади, им захваченной, – оно охватило всю планету, в-третьих, в глубине затронутых им изменений, в представлениях о научно доступной реальности, наконец (в-четвертых), в мощности изменения наукой планеты и открывшихся при этом проспектах будущего» [1, с. 311].

Очень важна идея русского мыслителя о том, что развитие науки определяется преобладанием научного знания в школьном образовании, полнотой свободы научного искания, освобождением его от рутины и всяких преград.

Определяя XX век как век возросшего влияния народных масс, Вернадский видит одной из причин этого развитие самых разнообразных форм народного образования. Почему так много внимания основатель учения о переходе биосферы в ноосферу уделяет науке, ее развитию и применению? Потому что научная мысль, по его мнению, является главным, основным источником народного богатства, и потому интересы научного знания должны быть в любом государстве приоритетными.

Рост научных знаний, освоение их всем населением планеты у В.И. Вернадского выступает как требование геологического процесса, биологической эволюции, как объективная закономерность. И этот геологический процесс как бы выбирает и уполномочивает определенных людей для проведения этой закономерности в жизнь. И этими людьми выступают преподаватели различных учебных заведений, сотрудники научно-исследовательских институтов и академий и вся учащаяся молодежь.

Очень большое значение в становлении единства человечества В.И. Вернадский придает росту научного знания. Ученый утверждает, что наука – это реальная сила для создания единства человечества. Научная мысль – это сила геологического характера, проявляющаяся в реальности в форме логической обязательности и непререкаемости ее достижений, в охвате ею всей биосферы и человечества, в создании новой стадии ее организованности – ноосферы.

Ученый утверждает, что наука – это реальная сила для создания единства человечества, что научная мысль является одновременно основой, средством и показателем единства человечества. Основой, потому что научная работа человечества есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу. Средством, потому что наука есть реальная сила для создания единства человечества. Показателем, потому что научная мысль охватила всех жителей планеты, а научное сознание проникает все глубже в сущность изучаемых объектов, явлений и процессов, демонстрирует мощность последствий достижений науки на нашу планету и открывает на этой основе светлую перспективу будущего человечества.

Очень интересна мысль Вернадского о роли науки в становлении национального самосознания. На первый взгляд кажется, что она неверна. Ведь он не без основания утверждает: «… из всех форм культурной жизни только наука является единым созданием человечества, [она] не может иметь яркого национального облика или одновременно существовать в нескольких различных формах». Но здесь же он подчеркивает: «В то же время она является той силой, которая сейчас создает государственную мощь, доставляет победу в мировом состязании европейской культуре, перекраивает жизнь человечества в единое целое. Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества».[3 с. 183].

Здесь следует отметить, что национальное, народное, общественное самосознание складывается из самосознания каждой личности как составной части нации, народа, общества. В связи с этим, В.И. Вернадский в своих размышлениях, письмах и дневниках отмечает, что «каждая личность в своей жизни является отдельным борцом проникновения сознания в мировые процессы, она своей волей становится одним из создателей и строителей общего закона, общего изменения, изменения сознательного тех или иных процессов и этим путем участвует в глубоком процессе переработки мировых явлений в целях, выработанных Сознанием» [4. с.119].

Он отмечает, что «силы личности и влияние ее, понимание ею жизни... увеличиваются по мере вдумывания в процессы будущей жизни. Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом» [4,. с. 119]. Вот эту свою сознательность, понимание необходимости своей работы сознанием или познанием должен осуществлять каждый обучающийся и каждый преподаватель.

Вернадский видел две основные составляющие науки: во-первых, «свободное искание творческой личности», и, во-вторых, «организованная работа многих». В этом он видел единое, стройное, целое в усилиях всех, кто занимается научным творчеством. Он писал: «Для неё (науки – М.Д.) наиболее благоприятны и наиболее желательны такие формы общественности, которые дают возможность, с одной стороны, свободно проявиться богато одаренным личностям, а с другой стороны, позволяют наиболее полно провести в жизнь организацию коллективной научной работы, использовать для этого по возможности и жизнь каждой человеческой особи:. [5 с. 245].

Мыслитель подчеркивал, что наука является глубоко демократичной, так как её источником выступает только сила ума и глубина вдохновения человеческой личности. «Ибо научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества, не зависящая в своей основе от исторического или географического места и времени. [Там же. с.247].

Человек без широких и глубоких знаний, высокой культуры и нравственности в наше время не только теряет свои полезные качества, но и превращается во вредное для общества существо. Интеллектуальная пустота ведет к гордыне, зависти, гневу и лени, жадности и алчности, чревоугодию и сладострастию, материальной выгадливости, бездуховности и бесцельности, потере смысла жизни.

Подрастающее поколение должно, просто обязано активно включаться в научную жизнь. Перед ним стоят огромнейшие задачи. Это, прежде всего, поиск новых видов энергии, освоение космоса на благо всего человечества, решение глобальных проблем нашей планеты, исключения войн из жизни общества, милитаризации мирового хозяйства, достижения единства человечества, сохранение и приумножение природных богатств. Эти проблемы можно продолжить.

И всё это ложится на плечи молодого поколения. Поэтому нельзя терять времени, нужно упорно и настойчиво учиться, заниматься научным творчеством, чтобы быть готовым к решению крупных задач развития природы и общества. Решать эти проблемы придется вам.

Успех или неудача в решении этих и других сложных проблем во многом зависит от системы образования, в частности от работы школы. Рыцарь Великой французской буржуазной революции Жорж Жан Дантон очень верно провозгласил, что после хлеба, самое главное для народа – школа. Эта мысль актуальна и сегодня, и завтра, и в самом отдаленном будущем. Самое важное в школе, наверное, её программа обучения и воспитания.

Раньше как общеобразовательная, так и высшая школа исходили из стремления передать накопленный социальный опыт. Сегодня этого мало. Образование должно ещё и базироваться на целях, которые должны решаться обществом и всей человеческой цивилизации в будущем. Школа должна адекватно отвечать на вызовы времени.

Как это делается? В 50-е годы прошлого века стране потребовались специалисты для развития атомной и ракетной промышленности. Для решения этой задачи усилилось преподавание физики и математики. И СССР первым вышел в космос и начал создавать атомную энергетику. Советский Союз долго опережал весь мир в этих областях. В конце ХХ века мир стал переходить на информационные технологии. Мы этого не учли. Результат: у нас нет по настоящему хорошей электронной промышленности. Ученые утверждают, что следующий научный прорыв произойдет в области био- и нанотехнологий, но наша система образования пока неадекватно отвечает на этот вызов времени. Мы снова можем оказаться на обочине.

Попробуйте ответить на вопрос: какое общество мы строим? От социализма отказались и к капитализму не пришли. На любом этапе развития общества, оно живет и должно руководствоваться великой идеей. Социализм был ведущей идеей и идеалом ХIХ и ХХ веков.

Эта идея породила великую энергию народа, великих героев. Это Павка Корчагин и Юрий Гагарин, Олег Кошевой и Зоя Космодемьянская. Только за годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. 3,5 млн. комсомольцев и воспитанников комсомола награждены орденами и медалями Советского Союза, из них 3, 5 тысячи удостоены звания Героя Советского Союза. В их числе 60 удостоены этого высокого звания дважды. Комсомольцы восстанавливали народное хозяйство после войны, осваивали Целину, строили БАМ. Они мечтали на пыльных тропинках далеких планет оставить свои следы. А чем живет нынешняя молодежь?

Народное образование как очень важная отрасль народного хозяйства должна перманентно, то есть постоянно, изменяться, реформироваться. В.В. Путин, будучи Президентом страны, выступая на Съезде ректоров России 6 декабря 2002 г. сказал: «…высокий уровень российского образования – это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира…В России выросла и состоялась своя система, свои модели образования. Как видим, они выдержали проверку временем, оказались вполне достойного качества. И при всей необходимости модернизации нашего образования, этот факт сегодня не оспаривается ни внутри страны, ни за рубежом…». [Выделено – М.Д.]

Сказано ясно и понятно. Однако присоединение к Болонскому процессу, внедрение балакавриата и магистратуры не всегда учитывает достижения русской педагогической науки. Очень неоднозначно идет процесс внедрения ЕГЭ. Его положительная сторона – фильтрация абитуриентов по единым правилам, Но гуманитарии справедливо указывают, что ЕГЭ проверяет не умение проникать в суть вещей, а знание каких - то спорадических фактов. В этом смысле этот экзамен больше похож на разгадывание кроссворда.

Почему так получается? Потому что игнорируется необходимость формировать образование для решения стоящих перед страной и в целом для человеческой цивилизации исторических целей. А их пока нет. Поэтому наша реформа образования похожа на человека, который не понимает ни цели, ни смысла жизни.

Это очень опасно. Мы уже начинаем пожинать первые результаты внедрения ЕГЭ. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничий сообщил, что недавняя проверка контрольных работ студентов 1-го курса на факультетах механико-математическом и вычислительной математики показала, что 60% студентов с заданием не справились.

Хочется привести ещё несколько цитат из выступления В.В. Путина перед ректорами вузов России: «Российские граждане должны получать такие знания, - говорил он, - которые нужны им не только сегодня, но и в будущей жизни. Причем речь идет не только о прикладных дисциплинах, но и в фундаментальных познаниях в сфере социальных наук, международной и общественной жизни..». Следовало бы к этому добавить о необходимости формирования высокой нравственности и культуры, духовности и гуманизма.

В.В. Путин отметил, что, несмотря на огромное число студентов, наши государственные организации и предприятия испытывают колоссальный дефицит профессионалов, и мы вынуждены импортировать квалифицированные кадры из-за границы.

Вплоть до конца 70-х годов прошлого века школа успешно готовила своих выпускников для поступления в вузы. Сегодня школьной подготовки мало. Родители и ученики вынуждены прибегать к помощи репетиторов. Почему содержание знаний выпускников школ оказался таким низким, что ученик не в состоянии успешно выдержать вступительные экзамены в вузы?

Конечно, виновата школа, отчасти завышенные требования вузов. Но главное – в уровне учительских кадров. Но кто пойдет работать в школу за такую низкую зарплату. По итогам 2009 г. среднемесячная зарплата в нашей области составила 14 тысяч 900 руб., а средняя зарплата учителя не дотягивает до 6-ти тысяч рублей. Современным учителям надо государству и всему обществу в ноги кланяться за их благородный труд. Они этого заслуживают. Ученики часто обижаются на своих учителей, но не учитывают их поистине бедственное положение. Надо зарплату учителю повышать не менее чем в три раза. Ведь сегодня грузчик на предприятиях получает по 12 тысяч рублей и более.

Но есть и еще одна причина. Слабая заинтересованность учеников к приобретению широких и глубоких знаний. Пройдет время, и такие ученики сами себе не простят этой ошибки.

Следует активно заниматься наукой. Человек, активно занимающийся наукой, не только служит интересам всего человечества, но и в этом служении находит свое материальное и духовно-нравственное удовлетворение. Это очень хорошо подчеркнул другой великий русский ученый и мыслитель Михаил Васильевич Ломоносов. Он писал:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают.

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут. [6. с. 104]

Жизнь на нашей планете становится всё динамичней, изменения происходят на каждом шагу. И за всем этим надо успевать. Получается как у Алисы в стране чудес, когда она становится то слишком маленькой, то слишком большой. Она бежит изо всех сил, но оказывается на одном месте и чтобы попасть куда-то, надо бежать значительно быстрее. Эта сказка о многоликости жизни, о громадных возможностях мысли, о сомнительности и кратковременности всего, что кажется сегодня вечным и правильным.

Надо всегда помнить, что время неотвратимо бежит вперед, что им надо дорожить. Иначе, подходя к старости, вы воскликните с большим сожалением: О молодость, молодость, чтобы я сделал, если бы не терял времени даром!


Литература

1.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2003.

2.Брюсов В. Я. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1987

3.Вернадский В.И. Публицистические статьи. М. Наука. 1995.

4. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981.

5.Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени. //Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М. 1989.

6. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Книга вторая. Сост. Е.С. Лихтенштейн. М. 1981
Сущностные черты ноосферных процессов

Козлов А. А.,

д.э.н., к.г.н., доцент, профессор,

зав. кафедрой физической и экономической

географии ТГУ им. Г.Р. Державина

Научное наследие В. И. Вернадского необъятно. Но особый интерес вызывает понятие – ноосфера. Ноосфера как философская категория, обоснованием и осмыслением которой занимался Вернадский и которая до настоящего времени является предметом научных споров. И это не удивительно, поскольку в самом понятии заложена определенная противоречивость, неоднозначность. Сущностные черты ноосферы, процессов ее формирования не до конца осмыслены. Поэтому существует множество различных взглядов на эти вопросы.

Традиционно ноосферу идентифицируют как сферу природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Согласно данной трактовке, ноосферу иногда отождествляют с техносферой, антропосферой, социосферой, созданной человеком. Но такой подход представляется слишком упрощенным, вульгарным.

Вернадский внес в термин ноосфера материалистическое содержание. Ноосфера по Вернадскому – новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой (сопоставимой с геологической) и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли, глубоко изменяя ее своим трудом. Появляются новые формы обмена веществом и энергией между обществом и природой при возрастании воздействия человека на биосферу и всю окружающую среду. Немаловажно, что предполагаются рациональные, оптимальные (то есть не стихийные и не хищнические) формы воздействия. Причем воздействия, не только в рамках планеты Земля, так как ноосфера в настоящее время понимается в качестве особого структурного элемента космоса.

Но, в то же время, ноосфера, вероятно, не то, что произведено человеком, который сам является частью биосферы. Это определенная ипостась самой биосферы. Ноосфера – состояние биосферы, когда ее развития происходит целенаправленно, то есть разум направляет это развитие в интересах человека.

Известно высказывание, что «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера (сфера жизни) трансформируется в новое состояние – ноосферу (сферу разума). Иными словами ноосфера – это биосфера, облагороженная трудом и научной мыслью человека. Но что это такое? Как человек облагородил и облагораживает Землю? Так ли следует понимать сущность данных процессов?

По поводу облагораживания человеком Земли существует ряд возражений:

Во-первых, тотальное загрязнение окружающей среды, ее деградация вследствие воздействия антропогенных факторов.

Во-вторых, все ли развитие, направляемое разумом в интересах человека, если весь технический прогресс, прежде всего, нацелен на военную сферу. Человек стремится уничтожить человека, история человека – это история войн.

В-третьих, часто миром правит не разум, а догмы: религиозные, политические, экономические. В недавнем прошлом мы жили в условиях догм планового хозяйства, сейчас – в условиях догм рыночной экономики. И не сворачиваем с пути, не смотря ни на что.

В-четвертых, в философии до сих пор не решена проблема свободы или объективной необходимости деятельности человека. Не исключено, что все действия человечества предопределены – природой, богом. Ведь существует гипотеза о том, что отсутствие естественного прироста населения в развитых странах - следствие глобальных биосферных законов, которые обусловливают торможение роста популяции слишком размножившегося вида животных. Да и не только человек преобразует среду своего обитания. Огромный термитник – чем не небоскреб.

Вернадский считал загадкой, как мысль, не являясь формой энергии, способна (пусть опосредованно) воздействовать на материальные процессы, изменять область жизни человека.

Однако не следует забывать об более идеалистических трактовках самого понятия ноосфера, которые прослеживаются во взглядах таких философов начала 20-го века как Пьер Тейяр де Шарден и Эдуар Леруа. Ими введено понимание ноосферы как идеальной мыслящей оболочки, облекающей Земной шар, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания.

Но на самом ли деле мысли не материальны? Что такое наше сознание, душа? Существует гипотеза о тонкоматериальном веществе, Тонком мире. Согласно ей тонкоматериальное вещество не что иное, как особая разновидность энергии выделяемой в процессе мыслительной деятельности. В этом случае началом ноосферы можно считать совокупность эманаций исходящих от людей в процессе мышления. А уже потом создаются материальные антропогенные субстанции.

Но, так или иначе, ноосфера, как было сказано – новая, будущая ипостась биосферы, частью которой является человек, изменяющий (допустим – разумно) окружающую среду. Вернадским был введен в научный обиход термин «живое вещество». Если жизнь такая же вечная категория как материя или энергия, тогда совокупность живых существ (живое вещество) – единое системное образование существующее по особым законам.

В каком направлении, каким образом развивается (должна развиваться) биосфера, а может быть и весь окружающий мир, чтобы постепенно обретать ноосферные черты? И в чем же сущность ноосферных изменений? Наверное, как мы уже говорили, не просто в создании техносферы, пусть и разумно организованной, на самом деле служащей интересам человека.

Думается, что интересно было бы заглянуть в область новейших философских, космологических воззрений на биосферу, человеческий разум, цивилизацию, ноосферу, всю вселенную.

Современная наука допускает, что в самом фундаменте материи заложена способность к отражению внешнего мира, а, следовательно, и к мышлению. Если представить всю материю в форме куба, то способность отражать, ощущать, а затем и мыслить сначала выглядит как бесконечно тонкое его основание. Потом возникают живые «блоки» - различные организмы и мыслящее существо – человек. Чувствующий и мыслящий фундаменты растут, это уже весомая часть куба. То есть материю как бы прорастают чувствующие, а следом и мыслящие структуры. Соответственно доля мыслящей материи растет, а косной сокращается. Возможно, таков бесконечно долгий путь превращения биосферы, а затем и материального мира в ноосферу, как чистую сферу разума. Есть ли предел подобному развитию? Сможет ли разумный фундамент пронизать весь материальный куб? И будет ли это происходить только в рамках планеты или процессы будут носить глобальный космический характер? В этом случае мыслящий, разумный фундамент станет сущностью материального мира. Представим себе мир, не разделенный на мыслящие и косные формы материи, где вся материя разумна. Фантастическая картина, характеризующая конечный этап развития ноосферы – глобальной сферы разума.

По сути дела это гипотетическая сверхцивилизация, подошедшая к пределу своего развития. Она настолько глубоко познает законы природы, что сможет лепить различные оболочки для самой себя. Причем это могло бы происходить естественно, без всякого усилия, минуя орудия труда, сырье, машины, навыки – все то, что составляет гордость современной цивилизации.

Можно ли серьезно говорить о подобной гипотезе развития ноосферы? А почему нет? Процесс познания бесконечен. В. И. Вернадский заложил только базовые представления о сфере разума. Научная мысль, философия движутся вперед и открывают новые горизонты развития человечества, биосферы, всего материального мира и мироздания в целом.
Экологическое образование, заложенное в учении В.И. Вернадского,

как основа развития личности

Залукаева А. Н.,

главный специалист, эксперт отдела

перспективного развития использования лесов и

ведения лесного реестра управления лесами

Тамбовской области

Для общества в целом глобальные изменения в природе в пределах относительно небольшого промежутка времени происходят незаметно. Лишь немногие умы человечества обладали даром прозрения. К величайшим мыслителям XX века по праву можно отнести нашего земляка В.И. Вернадского. Звучание его мыслей становится все более значимым по мере того, как развиваются наука и техника, и человечество приближается к тому рубежу, о котором говорят как об экологической катастрофе.

Его фундаментальные труды не только повлияли на современный ход нашего естествознания, но и во многом определяют основы научного подхода к злободневным задачам экологии и проблемам устойчивого развития цивилизации.

Жизнь человека зависит от непрерывного функционирования природных систем, являющихся источником энергии и питательных веществ. Одним из основных по распространенности и одним из главных по значению природных комплексов биосферы является лес.

По современным оценкам на долю лесов приходится 85% фитомассы суши. Столь же существенны показатели биологической продуктивности лесов, их роль в формировании планетарного гидротермического и гидрологического режимов, газового состава атмосферы, в сохранении биологического разнообразия, в хозяйственной деятельности человека и его духовном развитии.

Известно много подходов к изучению леса и лесорастительного процесса: лес как преимущественно древесные породы, подлежащие рубке, и лес как сложное сообщество, биогеоценоз или экосистема, определяющее закономерности формирования леса.

Но есть еще один, меньше всего освоенный, биосферный подход, где лес рассматривается как природный компонент планетарной целостности высшего порядка – биосферы.

Нам представляется важным обращение к общему учению В.И.Вернадского и с историко-научных позиций: именно здесь, на тамбовской земле, в последнее десятилетие XIX века, в родовой усадьбе Вернадовке молодым ученым обдумывались основные понятия будущего учения о биосфере и закладывались вехи его ноосферной концепции.

В природе человеку предназначалось «…быть частью леса, поля, Космоса». В этих словах В.И.Вернадского, сказанным им в Вернадовке своим детям, содержится глубокий культурологический смысл, без которого лес оставался бы просто множеством деревьев, и человек не ощущал бы неразрывную духовную связь.

Духовная традиция, связанная с трепетным отношением русского человека к лесу, никогда не прервалась. Лес входит в жизнь и сознание человека, особенно русского человека, с раннего его детства: из колыбельных песен и русских народных сказок.

Но, используя лес как незаменимый для жизни человека ресурс, мы не должны забывать замечательного русского ученого, основателя учения о лесе Г.Ф.Морозова, к трудам которого неоднократно обращался В.И.Вернадский и поколения российских лесоводов, который считал, что высшим идеалом для Г.Ф.Морозова было восприятие леса как культурного и духовного достояния народа, и в этом идеале у него воплотилось представление о красоте леса как целостного сообщества живой природы.

По выполняемым функциям леса Тамбовской области относятся к защитным лесам, основным назначением которых являются выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций.

Общая площадь лесов Тамбовской области составляет 402,8 тыс. га. Общий запас древесины лесного фонда Тамбовской области – 72,14 млн.м3.

Управление лесами Тамбовской области в тесном взаимодейст­вии с органами представительной и исполнительной власти местного само­управления области и другими природоохранными службами ведет активную работу по сохранению и приумножению тамбовского леса.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в лесном фонде могут осу­ществляться следующие виды ле­сопользования:

-заготовка древесины;

-заготовка живицы;

-заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

-побочное пользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технологического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного пользования);

-пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

-пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

-пользование участками лесного фонда для культурно-оз­доровительных, туристических и спортивных целей.

Массовое уничтожение лесов, нараставшее вместе с ростом деятельности человека, повлекло резкое изменение ландшафтов, превратило цветущие земли в пустыни. Только за два столетия было уничтожено свыше 67 млн. га леса. Лесная лихорадка охватила и Россию. Все чаще и чаще стали потрясать Россию засухи, неурожаи. От голода вымирали целые деревни и уезды.

Начало природоохранной работы в нашей стране было положено в начале 18 века. Лесное образование в России также имеет более чем двухвековую историю.

Во время Великой Отечественной войны потребность в лесных специалистах резко возросла. Уже в 1943 году возобновили свою работу Воронежский, Брянский, Московский лесотехнические институты и многие техникумы.

Пик лесного образования пришелся на середину семидесятых годов. Именно в эти годы широкое распространение получают и школьные лесничества как форма трудового воспитания детей. Дети всегда старались идти в ногу с жизнью, горячо откликались на призывы охранять природу.

Массовое движение юных лесоводов, потребовавшее совместных действий управлений лесного хозяйства и органов просвещения, развернулось лишь в 60-х годах прошлого века.

В Тамбовской области 18 школьных лесничеств – сообществ неравнодушных к лесу детей и взрослых, объединяющих более 2 тысяч школьников. Как из отдельных ручейков рождаются реки, которые, в свою очередь, питают озера и моря, так и каждое школьное лесничество Тамбовской области вносит свой вклад в общее дело сохранения и приумножения лесных ресурсов родного края.

Время показало, что школьные лесничества стали одной из эффективных форм экологического образования школьников. Это зеленая лаборатория, где подростки учатся исследовать природу, и на всю жизнь им прививается горячая любовь к родной земле. Это трудовое объединение школьников является настоящей школой бережного отношения к природным ресурсам, а также подготовки отраслевого кадрового потенциала. Для лесников юные добровольцы – это не только будущая смена, но и реальная помощь по уходу за лесом, его охране и восстановлению.

Под руководством лесхозовских специалистов юные лесоводы проводят посадку культур, уход за молодняками, развешивают дуплянки и скворечники. Число юных лесоводов с каждым годом растет. Но не только чисто лесными делами занимаются здесь ребята. Темы их занятий самые разнообразные.

Жизненность школьных лесничеств в том, что вся их деятельность отвечает учебно-воспитательным целям школы и задачам лесного хозяйства. Производственные планы школьных лесничеств, предусматривают круглогодичный цикл, составляются совместно с лесхозами и являются частью общего плана предприятия. Составляются и перспективные планы развития школьного лесничества, укрепления его материальной базы. Лесхозы выделяют помещения для занятий, размещения музеев леса и природы, вместе с педагогами оборудуют профильные кабинеты для изучения лесохозяйственной техники, обеспечивают инвентарем, семенами и посадочным материалом.

Работа в лесничестве является для мальчишек и девчонок серьезным делом, помогает им чувствовать себя нужными и значимыми людьми. Природа вдохновляет - и это помогает ребятам, занятым в лесу, быть намного добрее, отзывчивее, терпеливо относиться друг к другу.

И самое главное, невозможно решать проблемы леса без высококвалифицированных специалистов лесного дела. И школьные лесничества – это настоящая школа подготовки отраслевого кадрового потенциала, главный источник пополнения кадров специалистов, кузница настоящих лесоводов нашей области.

Хорошая теоретическая и практическая подготовка помогает ребятам легко поступить в лесные вузы. Сотни ребят поступают в лесные институты, техникумы, остаются работать в родных лесхозах. Важной ступенькой в развитии движения юных лесоводов на Тамбовщине стало проведение слетов членов школьных лесничеств. Не случайно, что с 1967 г. эту работу курируют Министерство образования и Федеральное агентство лесного хозяйства.

Тамбовские школьники и педагоги - победители областных слетов и конкурсов,- принимали активное участие во Всероссийских встречах в Калужской области и Ленинграде, Волгограде и Башкирии, Туле и Орловской области, Москве и многих других регионах нашей страны.

Более 400 тружеников лесного хозяйства Тамбовщины – участники Великой Отечественной войны. Многие из них в мирной жизни своим трудом приумножили славу нашей отрасли. Вклад работников лесного хозяйства в Великую Победу поистине бесценен. В невиданных ранее жестоких условиях военного труда раскрылся талант наших лесоводов, от руководителей - директоров лесхозов до рядовых лесников.

Юные лесоводы - члены школьных лесничеств, работающие на базе лесхозов, всегда вместе со взрослыми чествуют своих героев, изучают и воспроизводят историю трагических событий и славных дней побед и свершений. Участие школьников в этой работе, их реальные дела являются для них символом признания вклада лесоводов в дело Победы, очередным уроком воспитания патриотизма, возможностью показать примеры преданной дружбы, верности и любви, побуждает их к активным практическим действиям.

На территории наших лесных поселков есть немало памятников героям Великой Отечественной войны. Отрадно, что постоянный уход за ними осуществляют школьные лесничества.

Обращаясь к событиям той поры, всегда с болью вспоминают тех людей, которые отдали свою жизнь во имя Победы. Акция «Каждому погибшему – живой знак памяти» проводится ежегодно по инициативе детей и позволяет привлечь значительную часть населения области – взрослых и детей - для закладки памятных аллей, скверов, парков, посадки юбилейных лесных культур.

Многие из добровольных помощников лесоводов выбрали в жизни «лесную» дорогу, для других уроки любви к родной природе отзовутся во многих их делах.

Создатель русской науки о лесе Георгий Федорович Морозов сказал: «Подрост – это молодое поколение, идущее на смену старому. Количеству и качеству его, поэтому, лесовод не может не придавать большого значения».

Леса имеют важнейшее значение для экономики страны и поддержания экологического равновесия природной среды. И исчезновение лесов приведет к изменению всей среды. Проблемы сохранения, восстановления и приумножения лесов, рационального использования лесных ресурсов являются главной заботой лесоводов Тамбовской области. Сегодня изменилась прежняя система управления лесами, но и новая лесная политика нацелена на рациональное природопользование и рассчитана на длительную жизнь лесов, на то, что ими будут пользоваться не только нынешнее, но и последующие поколения.

Поэтому в своей деятельности тамбовские лесоводы придерживаются принципа органического единства экологического, историко-культурного, социального и экономического приоритетов в управлении лесным фондом. Это значит, что тамбовские леса рассматриваются не только как многовековая среда обитания, но и как фактор формирования каждого человека и делается все возможное для воспитания грамотного и бережного отношения к лесу.

В Управлении лесами Тамбовской области постоянно рассматриваются пути дальнейшего развития системы школьных лесничеств. По мнению начальника Управления лесами Пономарева Н.И., школьные лесничества можно и нужно создавать не только в сельской местности, но и в городе. Необходимо засадить, озеленить, оживить пустыри, овраги, неприглядные уголки.

И даже, если не все из этих ребят выберут лесное хозяйство своей будущей профессией, лес будет хорошей основой их будущей взрослой жизни.
Экологический аспект применения композиционных строительных материалов с добавкой наноструктурных углеродных материалов

Жданов А. А.,

студент 4 курса архитектурно-строительного факультета ТГТУ

Руководитель – Кузнецова Н.В.,

к.т.н., доцент, кафедры «Архитектура и строительство зданий» ТГТУ

В настоящее время наблюдается увеличение темпов и объемов строительства, требуются новые архитектурные и технические решения зданий и их элементов, и соответственно, новые материалы. Современное строительство уже не удовлетворяют традиционные материалы и технологии, они сдерживают темпы возведения зданий и сооружений, не всегда обеспечивают долговечность конструкций, эксплуатирующихся в агрессивной среде. Многие здания, эксплуатирующиеся в настоящее время, не обеспечивают той долговечности, на которую они были рассчитаны при проектировании.

Наблюдаются частые отказы строительных конструкций (стеновых панелей, панелей покрытий, плит и балок перекрытий) в связи с недостаточной их эксплуатационной надежностью. Наиболее часто такие отказы вызываются повышением агрессивности внутренней и внешней среды, повреждениями других элементов, изменениями условий эксплуатации. Кроме того, большинство эксплуатирующихся зданий имеют недостаточный уровень тепловой защиты ограждающих конструкций.

Такие здания, имеющие недостаточную несущую способность конструкций, недопустимо низкие теплозащитные качества ограждений, морально устаревшие планировочные решения, например, панельные пятиэтажки первых массовых серий, подлежат реконструкции, модернизации или, по экономическому обоснованию, сносу. В результате требуются дополнительные средства. При разборке зданий требуется утилизация разрушенных строительных конструкций. Строительство и расширение полигонов для складирования техногенных отходов из разрушенных строительных конструкций увеличивает нагрузку на экологическую систему вблизи крупных городов.

В связи с этим возникает острая проблема, обусловленная необходимостью разработки новых и совершенствования существующих материалов и технологий с учетом современных требований и новых задач, стоящих перед строительной отраслью. Требуются высокопрочные бетоны (с прочностью до 200 МПа), эффективные теплоизоляционные материалы и материалы для защиты конструкций от агрессивных воздействий, новое поколение химических добавок для бетонов разного назначения. Эти задачи могут быть выполнены при применении новых модифицированных композиционных материалов. В итоге на рынок строительной продукции придут современные, отвечающие всем стандартам материалы, постепенно вытеснив устаревшие.

В связи со значительным ростом объемов производства наноматериалов и уменьшением их стоимости существенно расширились возможности их применения. Большую коммерческую перспективу имеет производство конструкционных нанокомпозитов, представляющих системы распределенных в матрице усиливающих нановолокон. Наноструктурные композиты отличаются повышенными механическими свойствами. Повышение физико-механических свойств композитов по сравнению с исходными компонентами объясняется изменением структуры материалов с добавками наночастиц: повышением однородности структуры, снижением микропористости, увеличением площади контактов между частицами разных фаз.

Особый интерес представляет использование наночастиц в производстве строительных композиционных материалов на основе растворных и бетонных смесей, компоненты которых также имеют нанометрические масштабы. Ведение в бетонные и растворные смеси наночастиц приводит к существенному улучшению реологических характеристик смесей, позволяет управлять структурой композитов, создавать материалы с прогнозируемыми (заранее заданными) физико-механическими свойствами.

Наноуглеродные частицы представляют собой каркасные макромолекулярные структуры в виде фуллеренов, нанотрубок, нановолокон, спиралей и др. в качестве такого материала используется (УНМ) «Таунит» получен коллективом ученых и специалистов ТГТУ и завода «Комсомолец» (г. Тамбов). «Таунит» представляет собой многослойные полые нанотрубки из одного или нескольких слоев атомов углерода диаметром несколько нанометров и длиной от нескольких диаметров до нескольких микронов. Этот УНМ обладает рядом уникальных свойств: химической и термической стабильностью, значительной прочностью, высоким значением упругой деформации, гибкостью и др.

Результаты экспериментов показали, что прочность на сжатие образцов композиционных материалов с компонентами: цемент, песок, УНМ «Таунит» по сравнению с образцами мелкозернистого бетона 1:3 возрастает более чем на 50 %. При увеличении содержания УНМ «Таунит» в составе композитов оказывает несущественное влияние на повышение прочности материалов.

Таким образом, результаты экспериментов подтвердили возможность получения модифицированных углеродными нанотрубками строительных композитов с улучшенными физико-механическими характеристиками. Низкая себестоимость композитов достигается за счет сокращения расхода вяжущего и дорогостоящих добавок. Нами был разработан проект опытно-исследовательского производства с годовым объемом 19 тонн, годовая прибыль составила 174000р., с ценой 20,35р. за килограмм такого материала.


Творчество В.И.Вернадского – пример подхода к изучению природы родного края

Паплевина Е.,

ученица 10 кл. МОУ Лицей № 21 г. Тамбова

Руководитель –Юдакова О.В., методист отдела экологии и охраны природы ТОГОУ «Центр творческого развития, экологии и туризма»

История науки знает немало великих имен, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем, большинстве это - ученые, работавшие в одном направлении развития наших знаний. Значительно реже появлялись мыслители, которые охватывали своим мудрым взором всю совокупность Знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения. Такими были Аристотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов.

Наш край прославили многие всемирно известные люди, среди них Владимир Иванович Вернадский. Долгие годы Владимир Иванович отдавал много времени, сил и средств Тамбовщине, развитию этого прекрасного уголка российской провинции, образованию, здоровью его людей.

В своем родовом имении «Вернадовка» Вернадский на практике постигал устройство и быт российской глубинки, работу земского самоуправления, вопросы культуры и просвещения крестьянских масс.

Благодарные потомки, наши земляки, достойно оценили вклад В.И. Вернадского в развитие планетарной науки и своего родного края.

По словам одного из его учеников, выдающегося геохимика А.А. Саукова, "минералогию он реформировал, биогеохимию и радиологию создал". Однако это далеко не все. Вернадский создал также учение о природных водах, внес крупный вклад в почвоведение, метеоритику, написал классические труды по истории научных знаний. А самое главное, разработал учение о биосфере Земли и неизбежности ее превращения под действием коллективного разума и труда человечества в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные и духовные потребности численно возрастающего человечества.

"Мы живем, - писал он, - в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу".

В.И. Вернадского часто называют ученым-энциклопедистом. Это справедливо. Действительно, хорошо зная основные европейские языки и общаясь с выдающимися учеными своей эпохи, он был в курсе всех открытий в области естественных наук, глубоко продумывал и философски обобщал эти открытия в своих многочисленных трудах.

В.И. Вернадский занимался более всего науками о Земле. Он был геологом. Но совершенно необычным. Принято считать, что геолога должны интересовать только камни, только твердая оболочка планеты - земная кора, состоящая из минералов и горных пород. Владимира Ивановича же интересовала жизнь земной коры не сама по себе, а во взаимодействии с воздухом, водой, живыми организмами, солнечным излучением. Значит, ему приходилось самым внимательным образом заниматься многими науками о Земле и о жизни. Поэтому, многие его труды относятся, и к географическим и к биологическим наукам. Человек на планете действует как великая геологическая сила. Об этом В.И. Вернадский тоже писал немало. Значит, он занимался и науками общественными.

Наконец, изучал В.И. Вернадский особенности развития научных знаний в связи с историей человеческого общества и природы. Его глубоко интересовало влияние духовной жизни, идей на состояние общества и биосферы. Одна из его книг называется: "Научная мысль как планетное явление".

Вот почему творчество этого человека интересует не только географов, геологов и биологов и не только ученых разных специальностей, а любого образованного человека.

Минуло уже много лет со дня смерти этого классика естествознания. Однако чем больше времени проходит, тем все более и более значительным представляется творчество нашего великого соотечественника, тем больше мы видим свершение его прогнозов, тем больше опираемся в своих практических природоохранных мероприятиях на его учение о биосфере и ее преобразовании в ноосферу.

Жизнь и научная деятельность такого выдающегося человека не могла не заинтересовать и меня. Сейчас большое количество источников информации, широко доступны Internet ресурсы, но, как и в 19 веке актуальна самостоятельная работа, самостоятельный поиск информации и исследование природы. Именно поэтому я начала заниматься исследовательской деятельностью. Исследовательские — это творческие работы, выполненные с помощью конкретной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Выяснить влияние человека на природу родного края, моей малой Родины - вот основная моя задача.

Проведение исследования - это деятельность, которая позволяет про­явить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности — найденный спо­соб решения проблемы — носит практический характер, имеет большое зна­чение и интересен и значим. В том, что я начала изучать природу родного края есть большая заслуга Владимира Ивановича Вернадского.

Истинное величие В.И. Вернадского выясняется только теперь. Оно в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества.

Для В.И. Вернадского наука была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, В.И. Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью. И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной.

Большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А В.И. Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.

Как уже указывалось, В.И. Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука - создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа жи­вых людей...». Так что наука - социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.

Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние - в ноосферу.

Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько велико, что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность этого явления, потому что научно понять - значит поставить явление в рамки реальной космической реальности. Но то, что мы можем увидеть - это то, что наука перестраивается на наших глазах.

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из от­носительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он мо­жет получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попа­дающего в биосферу космического внеземного вещества...». Только те­перь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основ­ной областью знания, из окружающей реальности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Научное творчество человека - сила, изменяющая биосферу.

2. Это изменение биосферы - неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.


  1. Но это изменение биосферы - стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.

  2. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения - человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

  3. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.

CЕКЦИЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Пути формирования исследовательских навыков в начальной школе

Селиванова Л.В.,

учитель начальных классов,

МОУ Нижнеспасская СОШ Рассказовского района

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Требуется пересмотр прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ставят вопросы и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

В связи с этим была разработана программа дополнительного образования «Учись учиться» для детей от 8 до 10 лет. Основной целью данной программы является воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать проблемы нестандартно, инициативно и грамотно (Приложение 1).

Программа нацелена на общее развитие ребёнка; умение наблюдать и обобщать свои наблюдения, выражать свои мысли, чувства, умение слушать и слышать, учиться запоминать, развивать воображение, умение ценить своё время и время других людей, умение быть успешным человеком.

Обучение по программе предполагает интегрированный подход. Знания дети получают на специальных занятиях, а также во время прогулок, экскурсий, работы в библиотеках, чтения литературных произведений, в ходе проведения подвижных игр, тренингов, специальных инсценировок, при работе со словарями, энциклопедической литературой и т.д.

Данные занятия помогут детям получить знания из различных областей, научат правильно пользоваться книгой и школьным учебником, работать со справочной литературой, высказывать свои мысли, решать задачи на сравнение, делать выводы.

Срок реализации программы 3 года. В первый год обучения предлагаются следующие темы: «Немного обо всём», «Я на уроке», «Царство библиотеки», «Хочу всё знать», «Знаете ли вы, что…», «Учусь анализировать», «Умная машина».

Темы второго года обучения расширяют круг знаний учащихся, увеличивается число практических занятий, направленных на развитие мышления: «Ассоциации», «Учимся, играя», «Учимся фантазировать», «В мире кроссвордов», «Волшебное слово «анаграмма»», «Ребусы, шарады, головоломки».

Третий год обучения направлен на развитие умений работать в коллективе для получения конечного реального продукта своей деятельности, умение представлять, анализировать, задавать вопросы: «Развиваем внимание и наблюдательность», «Развиваем память», «Развиваем логическое мышление», «Познай себя», «Учимся договариваться».

Проверка результатов освоения программы проводится в форме творческих выставок, реализации проекта.

Реализация данной программы на практике доказала свою эффективность.
Проблемы и перспективы организации летнего экологического практикума

Дорофеева И.А.,

учитель биологии,

МОУ Жердевская СОШ №1 Жердевского района

Учебно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается сейчас как один из ведущих компонентов образовательного процесса, формирующего исследовательский склад ума, позволяющий при решении любой теоретической или практической проблемы сформулировать для себя цель, поставить задачи, выбрать методы их решения и получить желаемый результат. Дети оказываются в «научно-исследовательской» лаборатории, где они могут получить необходимые знания по обработке полученного материала, изучить методы статистического анализа, численные методы, компьютерное моделирование в экологии, прогнозирование поведения объектов в экологии.

Сегодня ни у кого не возникает сомнения в том, что содержание школьного образования должно быть научным и в то же время соответствовать возможностям школы. И одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа с учащимися по актуальным вопросам экологического образования.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, следует исходить из того, что изучаемый объект или проблема должны рассматриваться с различных сторон, с позиций разных наук и во взаимосвязи с окружающим миром. Интеграция таких наук, как биология, химия, физика, экология дает возможность взглянуть на объект через призму различных дисциплин. Такой подход важен для целостного восприятия природного объекта и лежит в основе законов познания.

Самостоятельная исследовательская деятельность, в которой учащийся постоянно ведет поиск информации, выступает в роли исследователя, а не пассивного слушателя, способствует ускорению данного процесса через самореализацию, позволяет овладевать необходимыми знаниями и общеучебными умениями для познания, формирует мировоззрение и активную жизненную позицию. Самостоятельно изучая выбранный объект или проблему, учащийся приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания, приводящему к развитию творческих способностей. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих учащихся над тем или другим жизненным материалом. Учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем.

Программа дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся» разработана с учетом особенностей учебного плана, современной концепции экологического образования и знаний учащихся, приобретенных в курсе «Экология растений с основами ботаники», «Экология животных с основами зоологии», «Экология человека с основами анатомии и физиологии», «Общая биология с основами экологии». Программа разработана на один год обучения для учащихся 8 – 10 классов и включает в себя 144 часа (4 час в неделю).

Особенностью реализации данной программы является организация летнего экологического практикума. Занятия с учениками в природных условиях дают незаменимую возможность преодолеть книжность школьного образования, связать теоретические знания с жизнью, привлечь ребят к активной работе на лоне природы. Кроме того, внеучебная работа обладает рядом преимуществ: она не связана рамками учебных программ; не ограничена во времени; позволяет легко вносить любые коррективы в программы работы; даёт возможность сочетать теоретические и практические направления экологического воспитания; позволяет широко использовать разные формы практической деятельности школьников по оказанию помощи природе; даёт возможность привлекать к её осуществлению специалистов, родителей.

Целями и задачами экологического мониторинга в рамках летнего практикума были: обеспечение усвоения учащимися теоретических основ экологического мониторинга; формирование практических навыков по слежению за состоянием отдельных природных компонентов; понимание причинно – следственных взаимосвязей в отношениях «природа – человек»; формирование ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по её охране.

Программа экологического практикума рассчитана на 10 занятий по 4 часа. Ниже предложены темы занятий.


Тема занятия

Практическая часть

Мониторинг природной среды. Введение. Мониторинг пришкольного участка.

Определение места школы в микрорайоне. Роль зелёных насаждений пришкольного участка. Роль газонной травы в улучшении микроклимата.

Изучение степени запылённости воздуха на пришкольной территории. Определение загазованности воздуха в районе школы.



Мониторинг водной среды.

Определение степени загрязнения водоёма, прозрачности и цветности воды визуальными методами.

Мониторинг водной среды.

Определение уровня загрязнения водоёма по беспозвоночным зооиндикаторам.

Мониторинг воздушной среды.

Определение чистоты воздуха с помощью древесных пород на примере сосны.

Почвенный мониторинг.

Определение содержания нитратов в почве и в овощах с помощью химических реакций.

Биоиндикация в экологическом мониторинге.

Комплексная экскурсия «Фито – и лихеноиндикаторы состояния природной среды».

Биоиндикация в экологическом мониторинге.

Влияние рекреационной нагрузки на состояние растительного покрова.

Мониторинг здоровья человека.

Определение гармоничности физического развития.

Здоровье человека и качество питьевой воды.

Сравнительный анализ жёсткости воды различных источников.

Итоговая конференция.

Оформление отчёта исследовательской деятельности. Презентация проектов.
следующая страница >>