Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 8 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 23. 1 230.38kb.
Сборник материалов конференции «Политика как фактор инновационного... 4 1372.02kb.
«Воронцовские чтения. Санкт-Петербург-2011» 24 25 марта 2011 года... 1 188.08kb.
Сборник материалов IV международной научно-практической конференции... 8 3242.45kb.
Санкт-Петербург 2007 удк ббк п 18 7678.59kb.
Сборник научных трудов. Вып. 10. Санкт-Петербург: Изд-во спб гу эф... 1 127.33kb.
Программа седьмой международной востоковедной конференции торчиновские... 1 170.88kb.
Сборник: Психология и педагогика: методика и проблемы практического... 1 71.12kb.
Учебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям... 2 514.26kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 65.57kb.
Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия 6 1967.7kb.
Краткий очерк ббк 88. 8 Б28 Батаршев А. В 10 1376.41kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 8 - страница №1/1

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию




Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов



Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования


Кафедра психологии


Служба практической психологии в системе образования
Сборник материалов конференции

Выпуск 15

Санкт-Петербург

2011


ББК 88. 8

С86
Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО


Общая редакция

С. М. Шингаев , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии СПбАППО, профессор.
Редакционный совет:

С. М. Шингаев, С. А. Черняева, В. В. Мелетичев

Коллектив авторов

Рецензенты:



В. А. Якунин, доктор психологических наук, профессор кафедры СПбГУ

В. В. Мелетичев, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии СПбАППО
XV научно-практическая конференция (с международным участием) «Служба практической психологии в системе образования»: сборник материалов / Под общ. ред. Шингаева С. М. — СПб.: СПбАППО, 2011. — 394 с.

ISBN 978-5-7434-0441-4


В сборнике представлены материалы XV научно-практической конференции (с международным участием) «Служба практической психологии в системе образования». В статьях научных работников и практиков обсуждаются вопросы психологического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, психологического сопровождения индивидуально-личностного и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, психологической коррекции и реабилитации в образовательном процессе, психологической поддержки семьи, психологического обеспечения здоровья участников образовательного процесса и другие актуальные проблемы развития и совершенствования деятельности психолога в системе образования.

Сборник адресован психологам, педагогам, слушателям системы повышения квалификации, студентам вузов и всем, кто интересуется вопросами психологии в системе образования.


ISBN 978-5-7434-0441-4
© СПбАППО, 2011

© Авторский коллектив


СОДЕРЖАНИЕ


НАЗВАНИЕ

Автор

Сстр

ВВЕДЕНИЕ

С. М. Шингаев

9




СЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ




ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В.Н. Алешин

13




КОНФОРМИЗМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Л.В. Артемьева

Е.Е. Туник

21




РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И. А. Архипова

Е. В. Петрига



25




ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ЛРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ-СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Н. М. Голушкова

(Беларусь)



29




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А. А. Довганенко

33




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС) КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А. Г. Думчева

37




ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ

З. Р. Душабаев

44




ДОСУГ КАК СПОСОБ САМОПОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Н. А. Кадомцева

50




РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Е.В. Карпова


52




АРТ-ТЕРАПИЯ И ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

А.И. Копытин

56




МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ К ЕГЭ

Г. В. Кудинова

65




НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Е. Ю. Кузьмина

69




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ

Н.М. Малик


74




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ

В.В. Мелетичев


77




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ СТИЛЬ (ТРАНЗАКТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ)

М.С. Соковнина


82




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Ускова


85




ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

М. М. Цыганова

90




РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е. В. Черкасова

94




ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

И.В. Шингаева


96




Формирование творческого потенциала как условие развития личности учащегося

О.Ю. Яцкова

99




СЕКЦИЯ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ




ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Е.А. Антонова


104




ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА

Я.А Ардиянц


108




ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Т. А Берсенева

А. А. Мороз



113




ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Л. В. Ваулина

115




МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. А. Кирилова


118




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Т.М. Михайленко


123




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

И.Н. Ольхова

127




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДВОЙСКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СУВОРОВСКИЕ УЧИЛИЩА И КАДЕТСКИЕ КОРПУСА)

Н. В. Пунченко

132




АНТИНОМИИ В ВОСПИТАНИИ

Х-М Седано-Сьерра (Испания)

136




СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНФОРМНОСТИ ПРАВОСЛАВНО ВЕРУЮЩИХ И НЕВЕРУЮЩИХ, МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП И ПРОФЕССИЙ

Л.И Смалий

Е.Е Туник



147




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВВУЗОВ НА ГЕРОИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ

О. С. Спирина

150




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСТВО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В. И. Черняев

С. А. Черняева



155




ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ- КАК ОДНА ИЗ СТОРОН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

М.О. Янченко

163




СЕКЦИЯ 3. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ




ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Е.Н. Верстукова

166




КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В. Кузнецова

170




ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

А. В. Левшукова, Е. В. Власова,

Е. В. Назаренко



175




СКАЗКОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

О. К. Медведева

181




ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Г. Б. Монина


186




РЕБЕНОК И ВОСПИТАТЕЛЬ: СФЕРА ВНИМАНИЯ ПСИХОЛОГА

С.В. Петелина


190




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ

Т. И. Рудик


195




РОЛЬ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Н.В Чанчикова., Н.Л. Яковлева

203




РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

О. Н. Чистякова

206




СЕКЦИЯ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А. Н. Алексеева, Г.Н Волкова

212




ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Н.П. Андреева, В.В. Ченцова

217




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Ю.В. Андрухович А.А.Кузнецова

224




КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Т.М. Афанасьева,

И.С. Евсеева,



Г.В. Смирнова


227




РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

О.В. Гюнинен


231




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «МЫ САМИ»

С.Р. Долганова


236




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

И. С. Макарьев

239




ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

К.Е. Надпорожская

249




ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СИЛА ВОЛИ, КАК ЕЕ ТРЕНИРОВАТЬ? ЗАЧЕМ НУЖНА ЛЕНЬ?

Н.Н. Нефедова

251




МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СИМПТОМА

М.В Оршанская


254




СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НАПРАВЛЕННОЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИСФУНКЦИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

А.В. Паратова,


258




ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЫ

Л.Г. Подколзина


261




ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СФЕРУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

И. В. Подольская

266




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ ГРУППЫ РИСКА

И.А. Романченко

270




САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

О. А. Сафонова

273




ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

М. В. Соркина

276




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ

Н.И. Цыганкова

278




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗРАСТНЫМИ КРИЗИСАМИ

С. А. Черняева

283




СЕКЦИЯ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ: НА ПУТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА




ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Т.В. Александрова

С.И.Семашко



289




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Д. Г. Воробьева Н.В.Демидович

293




Опыт проведения педагогом-психологом встречи с родителями на тему «Воспитание мальчиков и девочек»

И.А.Горбунова

297




СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МОЛОДЕЖИ В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД

Т. Е. Карташева

302




СЕМЬЯ В КРИЗИСЕ. (ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА С СОМАТИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ)

В.В. Коваленко

307




ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕМЕЙНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Е. .В. Кричевская

310




ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

А. Н. Малахова

315




СЕМЕЙНАЯ ГАРМОНИЯ

В. А. Муханова

317




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР «ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

С. Е. Никитина

321




МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Е.А. Шикурова

324




СЕКЦИЯ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Л. И. Августова

329




ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

И.Ф. Ажимова Л.Г. Великова Т.Г. Зайченко

Великова Л.Г.,



Зайченко Т.

333




К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Н.Е. Водопьянова

337




СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

А.А. Довганенко

341




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ НЕЗАВЕРШЕННЫХ ДЕЛ И ОТНОШЕНИЙ

В. Л. Кокоренко.

344




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Е. В. Кондратьева

348




ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Г.Г. Марковская. А.В. Сосула.

352




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

С.А. Николаева


360




ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ - РЕСУРС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С.В. Окунева, Е.А. Горбова, Г.А. Надвоцкая, М.О. Янченко

364




ПСИХОЛОГИЧЕССКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В.Н. Орел

369




ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
У СТУДЕНТОВ

Т.В. Тулупьева

374




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ

Е.А.Фау

378




ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

М. С. Шингаев

381




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА

С. М. Шингаев

384




ЗАКЛЮЧЕНИЕ




КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБНЕВЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С. М. Шингаев

392






Введение

С.М. Шингаев,

к. псих. н., профессор, зав. каф. психологии СПбАППО
Основные направления деятельности психологической службы образования в современных условиях
Система образования наряду с культурой и искусством выступает основным институтом, который обеспечивает преемственность, сохранение и преумножение духовного, культурного, научного наследия всех предшествующих поколений, формирование позитивных мировоззренческих установок.

Работая в рамках Национальной инициативы «Наша новая школа», через совершенствование системы образования Россия будет двигаться к тому, что называют инновационным обществом. И таким образом, школа по существу становится учреждением, которое должно систематически заниматься развитием интеллектуального потенциала подрастающего поколения. «Новая школа» - это школа, где создаются условия обучения, позволяющие детям раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Решению этой ключевой задачи модернизации образования будет соответствовать и обновленное содержание и цели образования.

Система психологического обеспечения, являясь необходимым компонентом образования, реализует социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также обеспечивает оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

К основным направлениям психологического обеспечения образования в современных условиях относятся:

1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – специалистов, руководителей, учащихся, их родителей. Это направление предусматривает включение в программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования в СПбАППО образовательных модулей по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности, издание научно-популярной психологической литературы кафедрой психологии Академии, пропаганда научных психологических знаний в СМИ Санкт-Петербурга.

Реализация данного направления позволит повысить адаптационные возможности учащихся, обеспечит психологически грамотный подход к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, явится профилактикой различного рода дидактогений, а также «профессионального выгорания» в педагогической среде, обеспечит экологичный подход к процессу обучения и воспитания.

К этому направлению также относится проведение перспективных прикладных психологических исследований в области образования. Примером может служить исследование проблемы профессионального выгорания и повышения стрессоустойчивости педагогических работников, проведенное кафедрой психологии в декабре 2009 – апреле 2010 года на выборке из 3312 педагогов.

2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием. Данное направление предполагает систему мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности образовательных (обучающих, развивающих, воспитательных) программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.

3. Психологическое проектирование. Оно включает в себя разработку системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений, обеспечить обучение, воспитание и развитие обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия.

4. Психологическая экспертиза. Она предполагает оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценку психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях (дошкольное, школьное, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное). Указанное направление сосредотачивает внимание психологов на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Сюда входят:

а) психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

б) психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

в) психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

г) психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей;

д) психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;

е) профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса. Это направление включает контроль качества психологических услуг, а также обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

7. Повышение качества профессиональной подготовки психологов, работающих в системе образования, предполагающее развитие кадрового потенциала; внесение изменений в образовательные стандарты с целью расширения специализаций психологов с учетом нужд и потребностей системы образования, внедрение личностно-ориентированных моделей повышения квалификации педагогов-психологов; повышение уровня профессионализма специалистов участие в деятельности профессиональных объединений и организаций.


Секция 1. Психологическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Л.В. Артемьева, педагог-психолог ГОУ №77

Е.Е. Туник, к. х. н. доцент каф.психологии СПб АППО
КОНФОРМИЗМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Предлагаемая вашему вниманию статья является результатом проведённого исследования возможной взаимосвязи подверженности индивида групповому прессингу и таких факторов, как эмоциональное и интеллектуальное благополучие.

Конформизм (от лат. conformis — подобный) как явление следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и со значимостью (референтностью) группы для индивида и степенью групповой сплоченности. Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженнее эффект группового давления. Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы.

Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию [7]. Эта самостоятельность невозможна без способности индивида критически анализировать происходящее (то есть без интеллекта). Творческое мышление — как и любое другое творчество — неразрывно связано с эмоцией, что должно увязывать эмоциональное благополучие с интеллектом и, далее, конформностью человека.

Отталкиваясь от противного, Синягина Н. Ю. под формой проявления эмоционального неблагополучия понимала тревожность, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т.д. [4].

В 2009-2010 учебном году школьникам одного из подростковых классов ГОУ №77 с углублённым изучением химии Петроградского района Санкт–Петербурга было предложено участвовать в апробации теста на конформизм, разработанного кандидатом наук кафедры психологии АППО Санкт–Петербурга Туник Еленой Евгеньевной. Педагог–психолог Артемьева Л.В. попросила учащихся ответить на вопросы ещё трёх методик: на тревожность (тест Филлипса (Beeman N. Phillips) и интеллектуальные умения (на вербальные – автор Рубинштейн С.Я. [1, стр. 42-53], а невербальные – автор Рэймонд Бернард Кэттелл (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT, 1958 г). Результаты проведённых тестов обработаны и представлены в Приложении I.



Исследуемая группа состояла из 22ух респондентов, на основании результатов тестов проведено ранжирование респондентов по уровню конформности (в ходе анализа коэффициент конформности для краткости обозначен аббревиатурой К). Также представлены результаты четырёх субтестов на конформность (обозначенные Iсуб, IIсуб, IIIсуб и IVсуб соответственно). Тревожность представлена двумя факторами – общая школьная тревожность (ОШт) и суммарная тревожность (Ст). И, наконец, оценка интеллекта разбивается на вербальную (Ви) и невербальную (Ни) составляющие. Средствами МS Excel 2003 были рассчитаны средние значения и среднеквадратические отклонения (СКО), полученные результаты занесены в таблицу №1:

Таблица №1

Расчёт средних значений и стандартных отклонений




К, %

Результаты субтестов на конформность, %

Тревожность

Интеллект

Iсуб, %

IIсуб, %

IIIсуб, %

IVсуб, %

ОШт, %

Ст, %

Ви, %

Ни,баллы



51,8

51,136

50,932

56,214

44,200

35,909

32,864

76,420

28,864

σ

9,6659

10,0206

17,5705

11,1726

25,4747

20,8325

13,2332

13,4169

4,4853

Анализируя результаты, был построен график изменений среднего значения и СКО в зависимости от субтестов (график №1):

График №1


График результатов по субтестам



σ

IVсуб

IIIсуб

Iсуб

IIсуб

Как можно заключить из визуального анализа графика, в данном случае существует обратная зависимость между значениями и СКО. Можно предположить, что чем легче задания субтеста, тем больше респонденты ощущают свою компетентность в вопросах и меньше полагаются на мнение большинства. Эта уверенность в себе снижает средний уровень () конформности, одновременно увеличивая вариативность ответов (СКО) внутри группы.



Результаты расчёта коэффициента линейной корреляции ρ представлены в виде корреляционной матрицы в таблице №2:

Таблица №2

Корреляционная матрица




К, %

Iсуб, %

IIсуб, %

IIIсуб, %

IVсуб, %

ОШт, %

Ст, %

Ви, %

Ни, баллы

К, %

1,000

0,865

0,637

0,337

0,744

0,396

0,334

-0,540

-0,608

Iсуб, %

0,865

1,000

0,433

0,301

0,473

0,217

0,150

-0,64

-0,600

IIсуб, %

0,637

0,433

1,000

-0,292

0,298

0,401

0,380

-0,175

-0,304

IIIсуб, %

0,337

0,301

-0,292

1,000

0,198

0,208

0,190

-0,363

-0,276

IVсуб, %

0,744

0,473

0,298

0,198

1,000

0,208

0,141

-0,269

-0,368

ОШт, %

0,396

0,217

0,401

0,208

0,208

1,000

0,845

-0,260

-0,468

Ст, %

0,334

0,150

0,380

0,190

0,141

0,845

1,000

-0,171

-0,353

Ви, %

-0,540

-0,639

-0,175

-0,363

-0,269

-0,260

-0,171

1,000

0,587

Ни, баллы

-0,608

-0,600

-0,304

-0,276

-0,368

-0,468

-0,353

0,587

1,000

Перед тем, как анализировать полученные результаты, был рассчитан критический коэффициент корреляции (ρкр) по формуле:



Соответственно, значимыми следует признать взаимосвязи факторов, имеющие значения коэффициента корреляции друг с другом более 0,423 (или менее –0,423). Значимые коэффициенты корреляции отмечены в таблице №2 полужирным шрифтом. Корреляционная матрица позволяет нам сделать следующие заключения:



  1. как и следовало ожидать, определилась как высокая взаимосвязь общего результата конформности и результатов по субтестам, так и субтестов друг с другом;

  2. тривиальна и коррелированность результатов общей школьной и суммарной тревожностей между собой, и, также, вербального и невербального интеллекта между собой;

  3. анализ показал прямую связь конформности и тревожности;

  4. интересной и обоснованной оказалась весьма значимая обратная зависимость конформности и интеллекта (как вербального, так и невербального);

  5. также оказались коррелированны результаты общей школьной тревожности и невербального интеллекта (обратная зависимость).

Далее, были рассмотрены значения тревожности и интеллекта у 30ти процентов испытуемых с наибольшими значениями конформности К (условно названных “конформистами”) и 30ти процентов с наименьшими значениями того же коэффициента (“нонконформистов”). Обобщённые результаты (вместе с для всей группы) представлены в таблице №3:

Таблица №3

Тревожность и интеллект “конформистов” и “нонконформистов”




Тревожность

Интеллект

ОШт, %

Ст, %

Ви, %

Ни, баллы

Средние значения 30% наименее конформных

20,429

25,000

87,321

32,286

Средние значения всей группы

35,909

32,864

76,420

28,864

Средние значения 30% наиболее конформных

49,571

40,286

65,536

25,571

Для визуального удобства восприятия в таблице №3 (как и в Приложении I) подгруппы 30% наименее конформных и 30% наиболее конформных выделены серым фоном, а также шрифт “конформистов” курсивный. Данная таблица окончательно подтверждает гипотезу нашего эмпирического исследования, особенно в части, касающейся взаимосвязи конформности и тревожности респондентов. Анализируя результаты, представленные в таблице №3, приходим к выводу о том, что тревожность “конформистов” выше как тревожности “нонконформистов”, так и среднего значения по группе. Интеллект же и конформизм имеют чётко выраженную обратную взаимосвязь: коэффициент умственного развития 30% наименее конформных значительно выше и среднего по группе, и значительно выше этого же параметра “конформистов”.



Основные итоги исследовательской работы состоят в следующем:

  • К таким социопсихологическим понятиям, как конформность, тревожность и интеллект, применимы законы математического анализа данных.

  • Благодаря графическому методу мы увидели взаимосвязь между математическим ожиданием и стандартным отклонением для субтестов по конформизму, выражающую влияние степени трудности заданий на подверженность респондентов мнению большинства.

  • После составления корреляционной матрицы статистической базы, была доказана обратная взаимосвязь конформности и интеллекта (а также была выявлена обратная взаимосвязь тревожности и интеллекта).

  • С помощью «соотношения третей» подтвердилась прямая взаимозависимость конформности и тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии подтверждённой обратно пропорциональной зависимости конформности и интеллектуально-эмоционального благополучия личности (в данной группе респондентов).

Список литературы



  1. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов. – Воронеж: ВГПИ. – 1991.

  2. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

  3. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1997.

  4. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 1994.

  5. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

  6. Позняков В.П. Психология малых групп (отрывки из книги "Социальная психология" под ред. А.Л.Журавлева)// Альманах «Восток». – июль 2004. – №7(19).

  7. Чесноков Е.А. Лекции по теории вероятностей и математической статистике, 2007.

  8. Чудновский В.Э. Конформизм: о некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии.