страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 8 - страница №1/1
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Институт психолого-педагогического образования Кафедра психологии Служба практической психологии в системе образования Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ББК 88. 8 С86 Общая редакция С. М. Шингаев , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии СПбАППО, профессор. Редакционный совет: С. М. Шингаев, С. А. Черняева, В. В. Мелетичев Коллектив авторов Рецензенты: В. А. Якунин, доктор психологических наук, профессор кафедры СПбГУ В. В. Мелетичев, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии СПбАППО XV научно-практическая конференция (с международным участием) «Служба практической психологии в системе образования»: сборник материалов / Под общ. ред. Шингаева С. М. — СПб.: СПбАППО, 2011. — 394 с. ISBN 978-5-7434-0441-4 В сборнике представлены материалы XV научно-практической конференции (с международным участием) «Служба практической психологии в системе образования». В статьях научных работников и практиков обсуждаются вопросы психологического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, психологического сопровождения индивидуально-личностного и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, психологической коррекции и реабилитации в образовательном процессе, психологической поддержки семьи, психологического обеспечения здоровья участников образовательного процесса и другие актуальные проблемы развития и совершенствования деятельности психолога в системе образования. Сборник адресован психологам, педагогам, слушателям системы повышения квалификации, студентам вузов и всем, кто интересуется вопросами психологии в системе образования. ISBN 978-5-7434-0441-4 © СПбАППО, 2011 © Авторский коллектив СОДЕРЖАНИЕ
Введение С.М. Шингаев, к. псих. н., профессор, зав. каф. психологии СПбАППО Основные направления деятельности психологической службы образования в современных условиях Система образования наряду с культурой и искусством выступает основным институтом, который обеспечивает преемственность, сохранение и преумножение духовного, культурного, научного наследия всех предшествующих поколений, формирование позитивных мировоззренческих установок. Работая в рамках Национальной инициативы «Наша новая школа», через совершенствование системы образования Россия будет двигаться к тому, что называют инновационным обществом. И таким образом, школа по существу становится учреждением, которое должно систематически заниматься развитием интеллектуального потенциала подрастающего поколения. «Новая школа» - это школа, где создаются условия обучения, позволяющие детям раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Решению этой ключевой задачи модернизации образования будет соответствовать и обновленное содержание и цели образования. Система психологического обеспечения, являясь необходимым компонентом образования, реализует социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также обеспечивает оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования. К основным направлениям психологического обеспечения образования в современных условиях относятся: 1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – специалистов, руководителей, учащихся, их родителей. Это направление предусматривает включение в программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования в СПбАППО образовательных модулей по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности, издание научно-популярной психологической литературы кафедрой психологии Академии, пропаганда научных психологических знаний в СМИ Санкт-Петербурга. Реализация данного направления позволит повысить адаптационные возможности учащихся, обеспечит психологически грамотный подход к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, явится профилактикой различного рода дидактогений, а также «профессионального выгорания» в педагогической среде, обеспечит экологичный подход к процессу обучения и воспитания. К этому направлению также относится проведение перспективных прикладных психологических исследований в области образования. Примером может служить исследование проблемы профессионального выгорания и повышения стрессоустойчивости педагогических работников, проведенное кафедрой психологии в декабре 2009 – апреле 2010 года на выборке из 3312 педагогов. 2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием. Данное направление предполагает систему мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности образовательных (обучающих, развивающих, воспитательных) программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся. 3. Психологическое проектирование. Оно включает в себя разработку системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений, обеспечить обучение, воспитание и развитие обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия. 4. Психологическая экспертиза. Она предполагает оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценку психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния. 5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях (дошкольное, школьное, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное). Указанное направление сосредотачивает внимание психологов на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры. Сюда входят: а) психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач; б) психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; в) психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; г) психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей; д) психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений; е) профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда. 6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса. Это направление включает контроль качества психологических услуг, а также обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности. 7. Повышение качества профессиональной подготовки психологов, работающих в системе образования, предполагающее развитие кадрового потенциала; внесение изменений в образовательные стандарты с целью расширения специализаций психологов с учетом нужд и потребностей системы образования, внедрение личностно-ориентированных моделей повышения квалификации педагогов-психологов; повышение уровня профессионализма специалистов участие в деятельности профессиональных объединений и организаций. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию [7]. Эта самостоятельность невозможна без способности индивида критически анализировать происходящее (то есть без интеллекта). Творческое мышление — как и любое другое творчество — неразрывно связано с эмоцией, что должно увязывать эмоциональное благополучие с интеллектом и, далее, конформностью человека. Отталкиваясь от противного, Синягина Н. Ю. под формой проявления эмоционального неблагополучия понимала тревожность, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т.д. [4]. В 2009-2010 учебном году школьникам одного из подростковых классов ГОУ №77 с углублённым изучением химии Петроградского района Санкт–Петербурга было предложено участвовать в апробации теста на конформизм, разработанного кандидатом наук кафедры психологии АППО Санкт–Петербурга Туник Еленой Евгеньевной. Педагог–психолог Артемьева Л.В. попросила учащихся ответить на вопросы ещё трёх методик: на тревожность (тест Филлипса (Beeman N. Phillips) и интеллектуальные умения (на вербальные – автор Рубинштейн С.Я. [1, стр. 42-53], а невербальные – автор Рэймонд Бернард Кэттелл (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT, 1958 г). Результаты проведённых тестов обработаны и представлены в Приложении I. Исследуемая группа состояла из 22ух респондентов, на основании результатов тестов проведено ранжирование респондентов по уровню конформности (в ходе анализа коэффициент конформности для краткости обозначен аббревиатурой К). Также представлены результаты четырёх субтестов на конформность (обозначенные Iсуб, IIсуб, IIIсуб и IVсуб соответственно). Тревожность представлена двумя факторами – общая школьная тревожность (ОШт) и суммарная тревожность (Ст). И, наконец, оценка интеллекта разбивается на вербальную (Ви) и невербальную (Ни) составляющие. Средствами МS Excel 2003 были рассчитаны средние значения и среднеквадратические отклонения (СКО), полученные результаты занесены в таблицу №1: Таблица №1 Расчёт средних значений и стандартных отклонений
Анализируя результаты, был построен график изменений среднего значения и СКО в зависимости от субтестов (график №1): График №1 График результатов по субтестам σ IVсуб IIIсуб Iсуб IIсуб Как можно заключить из визуального анализа графика, в данном случае существует обратная зависимость между значениями и СКО. Можно предположить, что чем легче задания субтеста, тем больше респонденты ощущают свою компетентность в вопросах и меньше полагаются на мнение большинства. Эта уверенность в себе снижает средний уровень () конформности, одновременно увеличивая вариативность ответов (СКО) внутри группы. Результаты расчёта коэффициента линейной корреляции ρ представлены в виде корреляционной матрицы в таблице №2: Таблица №2 Корреляционная матрица
Перед тем, как анализировать полученные результаты, был рассчитан критический коэффициент корреляции (ρкр) по формуле: Соответственно, значимыми следует признать взаимосвязи факторов, имеющие значения коэффициента корреляции друг с другом более 0,423 (или менее –0,423). Значимые коэффициенты корреляции отмечены в таблице №2 полужирным шрифтом. Корреляционная матрица позволяет нам сделать следующие заключения:
Далее, были рассмотрены значения тревожности и интеллекта у 30ти процентов испытуемых с наибольшими значениями конформности К (условно названных “конформистами”) и 30ти процентов с наименьшими значениями того же коэффициента (“нонконформистов”). Обобщённые результаты (вместе с для всей группы) представлены в таблице №3: Таблица №3 Тревожность и интеллект “конформистов” и “нонконформистов”
Для визуального удобства восприятия в таблице №3 (как и в Приложении I) подгруппы 30% наименее конформных и 30% наиболее конформных выделены серым фоном, а также шрифт “конформистов” курсивный. Данная таблица окончательно подтверждает гипотезу нашего эмпирического исследования, особенно в части, касающейся взаимосвязи конформности и тревожности респондентов. Анализируя результаты, представленные в таблице №3, приходим к выводу о том, что тревожность “конформистов” выше как тревожности “нонконформистов”, так и среднего значения по группе. Интеллект же и конформизм имеют чётко выраженную обратную взаимосвязь: коэффициент умственного развития 30% наименее конформных значительно выше и среднего по группе, и значительно выше этого же параметра “конформистов”. Основные итоги исследовательской работы состоят в следующем:
Таким образом, можно сделать вывод о наличии подтверждённой обратно пропорциональной зависимости конформности и интеллектуально-эмоционального благополучия личности (в данной группе респондентов). Список литературы
|
|