«Развитие познавательной активности учащихся скрипичного класса через системный и творческий подход в коллективном музицировании» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Е. А. Рындина Основное звено процесса обучения передача знаний. 1 47.54kb.
Системный подход и общая теория систем § Сущность системного подхода 1 38.03kb.
«давай задумаемся» 1 101.84kb.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся... 1 120.3kb.
Программа работы пришкольного профильного лагеря дневного пребывания... 1 75.99kb.
Развитие мышления и познавательной активности учащихся при подготовке... 1 59.07kb.
Контрольная работа по дисциплине «Основы системного анализа» 1 32.19kb.
Коллекционирование как способ развития познавательной активности... 1 52.87kb.
«Назначение и устройство трансформатора» 1 78.43kb.
Формирование познавательной активности через коллекционирование 1 54.32kb.
Игра «Счастливый случай» 1 69.33kb.
Гала-концерт Третьего Забайкальского Международного Кинофестиваля 1 31.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Развитие познавательной активности учащихся скрипичного класса через системный и - страница №1/1

Методическая работа

«Развитие познавательной активности учащихся скрипичного класса

через системный и творческий подход в коллективном музицировании»

Автор: педагог дополнительного образования

МБОУ «Гимназия №3»

Бурулько Н.Н.

Г. Рубцовск

2011г.


Дополнительное образование детей – важная составляющая образовательного процесса. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, поддержку, эмоциональное и эстетическое развитие детей, особенно талантливых и одарённых, формирование здорового образа жизни. Дополнительное образование предполагает свободный выбор ребёнком видов и сферы деятельности, ориентируясь на его способности, потребности, личностный интерес. В нашей гимназии с самого её основания существует и качественно выполняет свои образовательные функции музыкальное отделение. Детей, желающих обучаться игре на музыкальном инструменте, с годами не становится меньше. В этом большую роль играет концертная деятельность, проводимая в классе, в школе и городе, и в которой представлены все виды музыкального творчества учащихся. Стенд, отражающий жизнь и деятельность музыкального отделения, освещает успехи ребят, их участие в конкурсах различного уровня, а афиши приглашают на концерты профессиональных музыкантов, коллективов. Единство обучения, воспитания, развития – основа образовательного процесса нашей гимназии.

В настоящий период времени искусство (особенно исполнительское), переживает не лучшие времена. Чтобы не допустить значительного падения интереса к исполнительскому искусству, перед коллективом музыкального отделения ставятся серьёзные задачи, для решения которых необходима активная позиция педагогического коллектива по пропаганде различных видов искусства и форм музыкальной деятельности.

Задачи, которые ставит перед собой наш коллектив, это не только подготовить учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения, но и воспитать грамотных слушателей наших концертных выступлений, любителей музыки, участников любительских самодеятельных коллективов, людей, жизнь которых обогатится даром слушать и понимать музыку.

Одной из форм музыкального воспитания и развития учащегося, являются занятия в классе ансамбля, которые способствуют закреплению навыков, приобретённых на уроках специальности, стимулируют интерес ученика к работе за инструментом, прививают любовь к коллективному творчеству, вырабатывают чувство ответственности перед коллективом, воспитывают творческую и исполнительскую дисциплину. Ансамблевое исполнительство гораздо богаче по своим возможностям: это удивительные тембровые палитры звука и краски, яркая динамика, разнообразие ритмов каждой партии.

Без необходимой технической свободы, без уверенного владения текстом, без умения слышать себя, своих партнёров, и одновременно звучания ансамбля в целом - игра в ансамбле бессмысленна. Точное воспроизведение текста, выполнение всех указанных автором нюансов, штрихов, изменений темпа должно сочетаться с общим для всех участников исполнительским «дыханием».

Согласно учебной программе, предмет «ансамбль» вводится с 3 класса. Понимая все плюсы ансамблевой игры, этой формой работы занимаюсь с первого года обучения на уроках специальности. Первый опыт игры в ансамбле дети получают на индивидуальных занятиях , где я использую самые разные модели музыкальных действий:

- в игре с одноклассником ( на начальном этапе обучения я часто объединяю детей в пары);

- либо ребёнок работает с педагогом, когда на простейший ритмический рисунок на открытой струне, накладывается мелодия партии учителя.

Такие уроки богаты разнообразием пьес по форме, содержанию и достижению результатов, связанных с раскрытием эмоциональной сферы ребёнка, умением передать в музыке свои, пусть ещё скромные, впечатления. Репертуар ансамблевых пьес для младших классов можно найти в сборниках: «Юный скрипач» вып.1, В.Зельдис и О.Пархоменко «Школа игры на скрипке», Йова Йорданова «Букварь для маленьких скрипачей».

В начале каждого урока провожу музыкальную «разминку». Это небольшие упражнения на открытых струнах. Сначала все играют в унисон. Затем подключаются поочерёдно. Упражнение можно варьировать: менять голоса, темп, нюансы и т.д. Обучение элементарным навыкам игры в ансамбле проходит эффективнее, если первым партнёром ученика по ансамблю оказывается педагог. Для усвоения одного из важнейших условий ансамблевой игры – синхронности, играем простейшие упражнения. Занятие начинаем с исполнения простых половинных нот в ансамбле. Это даёт ученику представление о верном, синхронном ритме. Затем я прошу исполнить эти ноты поочерёдно. Ученик должен «принять» мой темп, почувствовать пульс движения. Когда игра половинными нотами будет усвоена, меняю длительность на четвертную. Эти упражнения, хотя и исполняются только на открытых струнах, вызывают большую активность, интерес, желание играть ритмически точно. Затем предлагаю исполнить простейший ритмический рисунок solo, а потом его же – со мной в ансамбле. Такая форма работы позволяет заметить даже самые малейшие нарушения ритма.

На таких же простых примерах усваивается роль и значение паузы. Обычно пауза заучивается формально, бессмысленно. То же происходит и с исполнением длинных нот. Игра в ансамбле учит бережному обращению с паузами и нотами большой длительности. Например: игра - «кукушка». Договариваемся, сколько раз подряд каждому «прокуковать» и «ответить». Записываем получившуюся перекличку, затем исполняем. Каждая пауза, записанная, осознанная самим учеником, перестаёт быть формальной, превращается в необходимый элемент нотного текста, обретает смысл и значение.

В течение первых двух лет главное внимание направляется на точное интонирование игры в унисон. Так же, как и на уроках специальности, очень много времени я уделяю развитию слуховых навыков. Игра в струнном ансамбле из-за отсутствия фиксированной высоты звука создаёт немалые трудности. Во время подготовительного периода с каждым участником ансамбля работаю отдельно. Необходима кропотливая индивидуальная работа для освоения и закрепления элементарных навыков интонирования в ансамблевой игре, ведь у детей, начинающих заниматься в классе ансамбля ещё очень ограничены слуховые, технические и исполнительские возможности. Учащиеся младших классов, по моему мнению, получат больше пользы от игры в дуэтах, т.к. они более «удобны» для слухового восприятия. Дуэты могут быть разнообразными: педагог – ученик; ученик младшего класса – среднего класса (исполняет несложные партии учителя); скрипач (ученик) – пианист (ученик).

Дуэты являются отличной ступенью для перехода к ансамблям для двух и более голосов.

Занимаясь с полным составом ансамбля, продолжаю работу над точностью интонации и ритма, используя приёмы, усвоенные учеником на начальном этапе обучения. Начинаем урок с настройки на тональность, в которой исполняется изучаемое произведение. «Пропеваем» гамму, играем её в унисон, терцию, сексту, октаву. Переходим к обращению трезвучий. Как только завершится стадия разбора нотного текста, когда каждый ученик уже будет иметь конкретное представление о своей партии, я объясняю роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую. Далее переходим непосредственно к работе над содержанием произведения. Если с первых уроков удалось воспитать чувство ответственности за исполнение каждого голоса, партии, понимание каждого эпизода, работа в классе будет приносить удовлетворение, общую радость и ощущения себя частицей слаженного музыкального коллектива, достигающего наилучшего результата в понимании художественного воплощения авторского текста.

Работа в ансамбле со старшеклассниками не возможна без точного соблюдения всеми участниками абсолютно точной артикуляции и динамических оттенков. Небольшое отклонение от общего штриха нарушает целостность восприятия, мешает участникам ансамбля, наносит ущерб выразительности исполнения. Штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, темпа, способа звукоизвлечения, нюансов, ритмического рисунка.

В ансамблевой игре часто употребляется приём pizzicato. Исполнение этого приёма должно быть не только синхронным, но и технически выровненным. Это особенно важно при игре в ансамбле. Аккорды в нюансах f, ff надо исполнять, не закрепляя большой палец правой руки на грифе. Ритмической точности помогает равный, единовременный замах правой руки перед взятием аккорда. В нюансе piano синхронность при игре pizzicato достигается, если указательный палец правой руки только прикасается к струне с обязательным закреплением большого пальца на грифе.

Любимое занятие на уроках ансамбля – чтение нот с листа. Я выбираю лёгкие образные произведения, исполнение которых проходит эффективнее. Необходимость подчинения общему ритму помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа. Эта форма работы в классе ансамбля как бы показывает ученику о недопустимости поправок, остановок, пренебрежения к паузам. У них вырабатывается навык пропускать «непрочитавшиеся» ноты, не «выскакивать» в паузах, выполнять обозначения автора сразу, вместе с нотами, быстро ориентироваться в музыкальном материале.

В своей педагогической практике объединяю детей средних и старших классов в коллективы: скрипка-виолончель – фортепиано; скрипка – гитара, камерный ансамбль, ансамбль скрипачей, ансамбль скрипачей в сопровождении фортепиано. В последнее время появился такой вид музицирования, как игра под фонограмму.

Не могу не остановиться на внешней дисциплине ансамбля, так как она всегда связана с творческой реализацией и отражается на качестве исполнения. Мы отрабатываем выход на сцену (одинаковое держание инструмента, интервал между участниками, темп выхода и ухода). Мы учимся артистично стоять во время исполнения, одновременно класть скрипки на плечо, поднимать смычок на струну или снимать со струны; по знаку концертмейстера вступать, заканчивать исполнение. Отрабатываем поклон и уход со сцены.

«Руководит» ансамблем лучший скрипач из числа учащихся, обладающий хорошим чувством ритма и умеющий уверенно показывать все вступления. Если же произведение не унисонное, то для каждого из голосов тоже назначается концертмейстер. Но в ходе репетиционной работы роль «ведущего» ансамбля выполняют все ученики. Таким образом, решается воспитательная задача, когда все участники ансамбля считают себя равноправными. Концертмейстер должен стоять впереди всей группы, слева.

Ансамблевое музицирование развивает музыкальный слух, учит слышать и понимать содержание музыки. Одна из особенностей ансамблевой игры состоит в том, что несколько человек с различным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм.

Большая часть мирового музыкального наследия приходится на произведения, написанные для оркестров или для солистов в сопровождении оркестров, на оперы, хоры и на различного рода ансамбли. Музыкальная культура слушателя, кто с детства получил навыки ансамблевого музицирования, гораздо выше. Такой опыт его восприятия музыки богаче. А это главное, ради чего стоит столько внимания уделять ансамблевому музицированию.



РЕЦЕНЗИЯ

на методическую работу «Развитие познавательной активности учащихся скрипичного класса через системный и творческий подход в коллективном музицировании» преподавателя МБОУ «Гимназия №3»

Бурулько Н.Н.

Тема коллективного музицирования мало исследована, поэтому обращение автора к ней заслуживает внимания.

Методическая работа «Развитие познавательной активности учащихся скрипичного класса через системный и творческий подход в коллективном музицировании» представлен на зональный открытый смотр – конкурс методических работ «Развитие познавательной активности обучающихся через системный и творческий подход в преподавании музыкальных дисциплин», имеет авторскую аннотацию.

Данная методическая работа составлена в целях помощи развития и усовершенствования навыков коллективного музицирования учащихся, развитие музыкальных способностей, творческих и исполнительских качеств ученика, что позволяет готовить их к концертной деятельности.

В работе рассматриваются вопросы организации мобильного концертного коллектива; расширение возможностей способных и одарённых детей в дополнительном музыкальном образовании.

Автором работы подробно раскрыты основные принципы формирования навыков коллективного музицирования, а именно: единство фразировки, темпа, динамического равновесия. В работе использован профессиональный опыт педагога в освоении навыков музицирования, даётся подробный методический анализ развития и совершенствования навыков исполнения в ансамбле. Данная работа составлена методически грамотно и профессионально.

Рекомендации: в представленных материалах не определён тип методической продукции (ближе всего – методический доклад), желательно использовать современную методическую литературу и методические разработки последних лет.

Преподаватель П(Ц)К Е.Ю. Аншиц

«Фортепиано» РГМК

Методист РГМК А.А. Колотова



Аннотация

к методической работе педагога дополнительного образования

МБОУ «Гимназия №3» Бурулько Натальи Николаевны


  1. Тема: «Развитие познавательной активности скрипичного класса через системный и творческий подход в коллективном музицировании»

  2. Цели методической работы

Творческий подход к пополнению в гимназии образовательной среды, в том числе средствами коллективного музицирования, обеспечивающей:

- расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в коллективном творчестве;

- личностное и профессионально – личностное развитие участников образовательно – воспитательного процесса кВ коллективном музыкально – исполнительском искусстве.

Основные задачи данной методической работы:

- обеспечение прав ребёнка на качественное всестороннее

образование;

- обновление содержания музыкального образования средствами и методами коллективного творчества и технологий обучения в соответствии с возможностями детей, их постепенным развитием и обогащением учащихся новыми техническими и исполнительскими средствами, позволяющими готовиться к концертной деятельности, и принимать в этом активное участие;

- совершенствование воспитательно – образовательного процесса.

3. Стратегическое направление реализации программы деятельности:

- создание условий для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке, необходимой для самореализации в современном обществе;

- разработка и совершенствование программ в области музыкально – исполнительского искусства и организации коллективных форм и методов дополнительного образования школьников;

- создание мобильного концертного коллектива;

- расширение возможностей способных и одарённых детей в дополнительном музыкальном образовании;

- распространение личного опыта работы.



4. Адресная направленность методической работы

Инновационный опыт адресован ДМШ, лицеям и гимназиям, формирующим гуманистические идеалы учащихся средствами коллективного искусства, школам, расширяющим профессионально – личностное развитие детей, учреждениям дополнительного образования школьников.

Список методической литературы


  1. Р. Маневич «В классе скрипичного ансамбля»

  2. Т.Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля»

Москва, 1980г.

  1. Г.Турчанинова «Организация работы скрипичного ансамбля»

Москва, 1980г.

  1. Л.Гатман «К вопросу о подготовке к оркестровой деятельности» Новосибирск, 1987г.

Методическая работа

«Формы работы с начинающими в обучении игре на скрипке»

Автор: педагог дополнительного образования

МБОУ «Гимназия №3»

Бурулько Н.Н.

Г. Рубцовск

2011г.


Ребёнок приходит в музыкальную школу обучаться игре на скрипке. Он полон впечатлений от услышанной им игры нарядно одетого мальчика или девочки ( к нам в музыкальную школу приходят дети из детских садов на концерты, детские спектакли). Иногда они посещают выступления профессионального музыканта вместе с родителями ( у нас уже реже, но гастролирует Степан Мезенцев), некоторые побывали на концерте ансамбля скрипачей «Элегия». Игра на инструменте у детей ассоциируется с праздником. Красивый зал, много публики, нарядные артисты, аплодисменты, цветы, восторженные крики: «Браво!» Как оправдать его надежды, не испортить ощущение праздника, дарить радость от общения с этим сложным, но действительно прекрасным инструментом каждый урок? Конечно же, сделать каждый урок интересным, разнообразным (для освоения одного и то же навыка нужно находить новые слова, новые упражнения, новые игры). Тогда урок становится увлекательным, позитивным, эмоциональным и, обязательно продуктивным. Идеальная модель урока, когда сдержанность соседствует с добротой, а требовательность с занимательностью, выдумкой, фантазией. Урок для ученика должен быть увлекательным, а учителю должен приносить профессиональное и творческое удовлетворение.

Ребёнок должен знать, что на каждом последующем уроке он делает свой очередной шаг к выступлению на сцене. Публичные исполнения не должны откладываться в «долгий ящик». Как только мой ученик освоил игру по открытым струнам, я предлагаю ему выступить на академическом концерте. Учащимся подготовительной группы по учебному плану показать свои «достижения» полагается только на заключительном в конце года академическом концерте, но своим малышам-подготовишкам я даю возможность почувствовать себя артистом на полгода раньше, а кое-кто выходит на сцену в конце I четверти. Мои ученики являются активными участниками организованного в школе ансамбля скрипачей младших классов (подготовительный и первый классы), даже на уроке у нас в классе есть место, которое мы условно называем «сценой».На этой «сцене» мы сдаём готовые произведения, гаммы, этюды, проводим зачёты по чтению нот с листа.

Итак, первый урок. Мы говорим о скрипке, мы говорим о ней, как о «живом» предмете. Где она родилась, кто её «родители», как она изменялась с течением времени. Мы выясняем, что у неё есть головка, шейка, бантики(колки), бальное платье (корпус), украшения на платье(усики, эфы) и т.д. Я демонстрирую характер звучания каждой струны, играю яркие, образные доступные для восприятия малыша пьесы. Сразу говорим об окраске звука (даже, играя щипком, надо стараться извлекать чистый, ясный звук).

В данной работе я делюсь своими наработками в приобретении навыков игры на инструменте, освоении грифа, работе над развитием слуха на начальном этапе обучения. С первого урока начинается основная работа – работа над развитием слуха. Большинство детей обладают слухом в той или иной мере, но не понимают, что это такое и как этим пользоваться, особенно применительно к такому сложному инструменту, как скрипка. Моя задача заключается в том, чтобы любой имеющийся слух развить в процессе работы над музыкальной интонацией. Как только ученик запомнил название струн, он пытается их услышать. Уже со второго, третьего урока дети легко различают на слух звучание каждой струны. Пока не начато изучение грифа, работа над слухом включает в себя набор игр на фортепиано. Например: в начале игры я ограничиваю клавиатуру 3 клавишами. Ученик закрывает глаза. Когда я нажимаю одну из клавиш, он, проигрывая каждую ноту, находит ту, что сыграла я. Если клавиша найдена правильно, в игре их становится 4, если нет-2. Если к концу игры клавиш становится больше, я награждаю его похвалой, символом высокой оценки в дневнике, иногда сладким призом, например, конфетой (предпочтения ученика угадываются сразу). Основной формой занятий в подготовительном периоде являются: слушание и пение. Любое задание, будь то игра на инструменте, или нахождение ноты на клавиатуре, или изучение новой песенки, сначала пропеваем, только потом исполняем. Любое действие желательно выполнять под контролем внутреннего слуха по принципу «слышу – двигаю». Именно поэтому ученика следует учить сольфеджированию, т.е. умению петь скрипичный текст, что при серьёзном отношении к этому процессу и соответствующей тренировке приведёт к способности петь беззвучно. Такая способность возникает благодаря регулированию звуковысотных сокращений голосовых связок без подключения горлового звука и является хорошей основой для связи между слуховым и двигательным аппаратами. При этом действие слухового аппарата должно на какое-то мгновение опережать работу двигательного аппарата. Это в будущем сыграет большую роль в правильном и точном интонировании.

Первая песенка, с которой начинается освоение навыков игры на инструменте – «Осенний дождичек». Если посмотреть в текст, он очень прост: «Кап, кап, кап…». Сразу говорим об осени. Что за время года? Каким бывает осенний дождь? Пытаемся мысленно нарисовать картину. Затем пробуем передать своё представление исполнением. Какие игровые действия нам понадобились? Так мы «подошли» к знакомству с такими терминами как: тембр, темп, динамика. А в какое время года ещё идёт дождь? Выясняем, что дождь идёт во все времена года, за исключением зимы. Меняя название песенки на «Весенний дождь», мы говорим о грозе, о сильном ветре, о появляющемся после дождя солнце. Знакомимся с репродукциями картин Ф.Васильева: «Перед грозой», Н. Крымова «После весеннего дождя» и др. Глядя на картину, мы приходим к выводу, что нам потребуется изменение силы звука и темпа. Меняя название песенки на «Летний дождь», мы говорим о радуге после дождя, о радости, которую он с собой несёт ( ведь он тёплый, после этого дождя можно бегать босиком по лужам, а как хорошо после тёплого дождя растениям, каким чистым и свежим становится воздух). На помощь приходят репродукции картин «После дождя», Н.Крымов «Московский пейзаж. Радуга.», рисунки ребят. Создавая новый образ, передаём то, что задумали, используя новые художественные средства. Большим помощником ученику в этом является соответствующее сопровождение, которое выполняет профессиональный композитор. Изучая данную песенку, осваиваем динамические оттенки и приём игры пиццикато. Для её исполнения во всех вариантах, нам нужно знание таких обозначений, как: а, mf, mp, p, cresc, dim, poco rit. Приобретённые знания помогут ребёнку при работе над новыми сочинениями. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» (А.Н. Леонтьев).

В музыкальной педагогике используются два основных вида наглядности: показ и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе. Цель объяснения – умение донести до ученика содержание музыкального сочинения. Без объяснения и обсуждения важнейших сторон исполнения показ будет малоэффективным.

Продолжая работу над освоением инструмента, изучаем песенку «Красная коровка». Когда появляются ноты различных длительностей, поле для фантазии значительно расширяется. Как только песенка будет выучена, можно ставить перед учеником более сложные задачи. Например, короткие ноты играем на струне «РЕ», а длинные на «ЛЯ», или, короткие ноты на струне «МИ», а длинные на струне «ЛЯ» и т.д. Параллельно с этим знакомимся с понятием «локоть-руль». Играя эту песенку, учимся выполнять сразу несколько задач: правильное исполнение ритмического рисунка и правильная работа локтя. Наибольший интерес у ребёнка вызывает работа на уроке с одноклассником. В данном случае один ученик играет короткие ноты, другой длинные и наоборот. Играем и в ансамбле, в унисон. Ещё один из вариантов: один играет, другой поёт. В замечательном сборнике «Юный скрипач» вып.I, есть перечень маленьких песенок, которые играются вместе с педагогом. Как только осваивается игра смычком, мы начинаем играть дуэтом. На простейший ритмический рисунок на открытой струне накладывается мелодия партии педагога. С такого рода совместно-разделённого музицирования, начинается приобщение к ансамблевой игре. Такие уроки всегда проходят в хорошем темпе, на них всегда царит дух соперничества, эмоциональный настрой. Творческое взаимодействие концертмейстера в данном случае – необходимо.

Когда начинается освоение грифа, в игре появляются «соседние» ноты. Прежде чем извлечь их на инструменте, ученик должен чётко слышать каждый звук. Работая над развитием слуховых навыков, я подготавливаю каждый следующий этап в освоении инструмента. Поэтому, когда мы поднимаемся на новую ступень в обучении, слух готов к изучению данного произведения. Первая песенка для игры пальцем состоит из 2-ух нот (открытая струна и первый палец). Какие формы работы я использую для подготовки к изучению данной песенки? Учимся различать ноты на слух. Предварительно проиграю песенку, пропеваем её, сольфеджируя, затем со словами. Далее поём песенку поочерёдно (сначала по предложениям, потом тактам, и, наконец, через долю). Когда ребёнок чисто интонирует звуки, отвернувшись от инструмента, пробует их услышать и назвать. Очень эффективна такая форма работы: я, играя песенку, заведомо роняю палец на фальшивую ноту. Ученик, зная условия игры, внимательно вслушивается в каждый звук. Услышав «чужую» ноту, ребёнок должен остановить меня и самостоятельно исправить её ( т.е. поставить мой палец на «правильную» ноту). Со временем, (а оно для каждого ребёнка индивидуально), добавится новый звук. Учимся различать 3, затем 4 и т.д.

В работе над такими важными аспектами, как развитие слуха и освоение грифа, очень помогает методическое пособие В. Якубовской «Вверх по ступенькам» и сборник для начинающих Т.Романовой «Скрипка, скрипочка моя». Большое количество разнообразных пьес помогает делать работу интересной, увлекательной. Каждая песенка, несмотря на освоение одного и того же навыка или приёма, всё же имеет разный текст, характер, настроение. Усложняется текст, увеличивается количество звуков, закрепляется навык слышания нот. Теперь можно начинать подбор песенок на слух. Конечно, пока я говорю о подборе выученной песенки на соседней струне, когда сохраняется положение пальцев. Меняя струну, меняем название песенки, меняем темп, характер, сочиняем новый текст. Например: песенка Магиденко «Петушок». В оригинале она звучит на струне «Ре». Играя её на струне «Соль», мы играем песенку под названием «Ночь». Дети играют не только придуманные мною за годы работы тексты, но и увлечённым ребятам я даю задание придумать слова к песенкам самим. Обязательное задание – не менять ритм песенки. Подбор песенок на фортепиано на начальном этапе идёт более «скорыми» темпами. Мы играем их в оригинале, а затем пробуем подбирать от разных клавиш.

«Покоряя» гриф, усложняется нотный текст, появляются знаки альтерации. Осваиваем их в форме игры. Наши пальцы «ходят в гости». Для чистоты интонации очень важна точная игра полутонов. Для освоения этого навыка я использую упражнения. Одно из них: сначала мы осваиваем его на столе. Кладём руку ладошкой вниз, пальцы круглые, лежат на подушках. Начинаем упражнение для 1 пальца. Отрывая палец от стола, оттягиваем его назад и ставим на место. Добиваемся лёгкости и свободы движения. Делаем «зарядку» 2-ым пальцем. Отрывая палец от стола, перемещаем его от 1 пальчика ко второму. Цель упражнения та же – свобода и ловкость движения. Сложнее осваивается перемещение 3-его пальца. Затем осваиваем работу мизинца. Когда цель упражнения достигнута, переходим на гриф. Повторяем упражнения для каждого пальца, отрывая его от грифа. Эти движения помогут нам при исполнении полутонов, мелодической гаммы. Освоив эти движения, переходим к освоению навыка скольжения пальцев по струне. «Азы» этого движения были заложены ещё в то время, когда мы начали осваивать падение и отскок пальцев. Мы оговаривали, что палец не должен прижиматься к струне, а только падать на струну своим весом. А если пальчик «промахнулся» и ухо тебе это «сказало», ноту надо обязательно поправить лёгким скольжением пальца в нужную сторону. Поэтому освоить движение пальца на полутон, которое пригодится и для игры хроматической гаммы, большой трудности не составит. Чёткий слуховой контроль, плюс лёгкое скольжение пальца.

В то время, когда мы подходим к игре на 2-ух струнах, у нас есть весь багаж движений. Мы умеем «менять» струну, т.е. создавать все условия для «работы» пальцам, мы знаем расположение пальцев над струной в ладовом соотношении, мы владеем игрой тонов и полутонов, мы умеем слышать каждую ноту в пределах одной струны, мы владеем навыком «корректировки» интонации. Далее необходимо сохранить то, что наработано и, осваивать гриф и работать над развитием слуха дальше.

Очень важный момент в освоении грифа – смена позиций. Работая по замечательным методическим пособиям для начинающих, эту работу я начинаю ещё в подготовительном или первом классах

( в зависимости от данных ребёнка). Когда начинаем осваивать переход, ребёнок должен уметь беззвучно петь нотный текст и знать виды интервалов (чёткое знание между двумя крайними нотами). Несущей частью руки, осуществляющей переходы вверх и вниз в диапазоне первой и третьей позициях, является локтевой сустав вместе с кистью, как одно целое. Ощущение сгибания и разгибания локтя – основа всего перехода. Большую роль в начальной и завершающей стадии любого перехода, лежит скольжение пальцев, и прежде всего, большого. Если переход из одной позиции в другую выполняется одним пальцем, то это означает простое скольжение одного пальца от одной ноты к другой. Когда в переходе участвуют два разных пальца, то по грифу скользят оба, но в разных пропорциях. Конечно, переходы существуют различной дальности и выполняются различными комбинациями, но это уже дальнейшая работа в освоении грифа.

Навык подбора песенок на слух тоже закрепляется. Ребята уже довольно легко переносят мелодию с одной струны на другую. Далее начинаем подбирать простые песенки от 1-го пальца, затем от 2. Не углубляясь в понятие, как смена позиции, пробуем подобрать простые песенки во 2-ой и 3-ей позициях ( ставим 1-ый палец либо на место второго, либо на место третьего пальцев и подбираем мелодию на слух). Таким образом, постепенно осваивается игра в позициях, и расширяются границы грифа. Со временем ученик научится определять на слух направление движения мелодии, количество музыкальных фраз, похожи ли они одна на другую, или чем – нибудь отличаются друг от друга, определять на слух самую устойчивую ноту лада. Почему так много внимания я уделяю подбору на слух? Потому что я считаю, что ученик, прежде чем начать играть мелодию, должен её услышать, как бы представить в уме. Цель этой работы – нотный текст должен «звучать» только при взгляде на ноты. Слух – основа исполнительского процесса.

Необходимо упражняться в транспонировании в различные тональности музыкального отрывка, начиная от несложной мелодии, путём дальнейшего постепенного усложнения материала и выбора тональности, что содействует развитию музыкального слуха его приспособляемости к ощущению тональности в целом и к перемещению её.

Ещё одна из форм работы, которую я провожу систематически – чтение нот с листа. Подразделяю 2 урока в неделю на технический (игра гамм, этюдов, упражнений, освоение штрихов, подбор пьес на слух, транспонирование) и художественный (игра с аккомпанементом пьес, крупной формы, чтение с листа, игра в ансамбле). Глубоко уверена, что систематическая работа над чтением нот с листа воспитывает грамотность, музыкально – слуховые представления, расширяет возможность ознакомления с разнообразной музыкальной литературой. Малыши очень любят эту форму работы. Нотный материал для малышей позволяет на уроке проиграть от 3 до 5 новых пьес.



Не могу обойти стороной важность правильной постановки левой руки. « К лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на всё дальнейшее развитие учащегося. Самое начало игры на скрипке представляет широкое поле, как для хороших, так и для дурных возможностей. Нет другого инструмента, полное овладение которым требовало бы такой осторожности и точности в начале, как того требует скрипка» (Л. Ауэр). Горизонтальное держание скрипки необходимо для свободы постановки как правой, так и левой руки. В правой оно обеспечивает естественное использование веса руки и смычка, а в левой – свободу движений плечевой части руки при смене позиций. Надо решительно бороться против привычки крепко сжимать шейку скрипки и напряжённо держать большой палец. Лёгкий контакт скрипки с ключицей и подбородком, правильное положение локтя под скрипкой, свободное поддерживание скрипки большим пальцем и основанием указательного, закруглённое положение пальцев над струной, ощущение покоя в плечевом, локтевом и кистевом суставах, правильные ощущения падения и отскока пальцев – залог успешного обучения. В игре на инструменте не требуется проявления таких физических усилий, которые могут быть помехой для ловких передвижений пальцев и для быстрого исправления фальшивых нот.

Современный скрипичный учитель должен быть осведомлён в области анатомии, физиологии и психологии человека, что ведёт к приобретению педагогического чутья, интуиции. Такой учитель в состоянии развить возможности ребёнка в процессе обучения. Желание поделиться моим опытом работы с учениками разного уровня способностей на начальном этапе обучения и привело меня к написанию этой методической работы.