Развитие национальной системы культурно-досуговой деятельности в советской киргизии: историко-педагогический аспект 13. 00. 05 теори - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
З. С. Тинькова «Теория и методика культурно-досуговой деятельности» 5 1919.31kb.
Лекция 7 психологическая теория деятельности 2 407.47kb.
Программа «Развитие культурно досуговой деятельности, народного творчества... 1 177.35kb.
Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной... 3 739.49kb.
Коллекционирование как форма досуговой деятельности старших дошкольников 1 41.45kb.
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности 1 161.61kb.
Особенности культурно-досуговой деятельность во время Второй мировой... 1 57.29kb.
Преподаватель № Наименование дисциплин 1 44.22kb.
Вопросы к экзамену на магистратуру на 2013 год Сущность и содержание... 1 36.41kb.
Приказ №41 от 03. 04. 2009 положение о социально-психологической... 1 43.23kb.
Направление подготовки 2 519.54kb.
Программа дисциплины «История экономики» 1 181.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Развитие национальной системы культурно-досуговой деятельности в советской киргизии - страница №1/3



На правах рукописи


Крестьянов Валериан Павлович


РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТСКОЙ КИРГИЗИИ:

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Челябинск - 2011

Работа выполнена на кафедре методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Государственного образовательного учреж-дения высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»




Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Николаев Валерий Александрович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ярошенко Николай Николаевич


доктор педагогических наук, профессор

Рябков Владимир Михайлович


доктор исторических наук, профессор

Смирнов Сергей Сергеевич




Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Казанский государственный

университет культуры и искусств.


Защита состоится «20»октября» 2011 года в «12»часов на

заседании диссертационного совета Д 210.020.02 по присуждению ученой

степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.05 – Теория,

методика и организация социально-культурной деятельности в ФГОУ ВПО

«Челябинская государственная академия культуры и искусств» по адресу:

454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе 36-а, ауд. 206.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Автореферат разослан «____»_______________» 2011 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент З.В.Руссак

Актуальность проблемы. Анализ исторического развития наиболее важных педагогических проблем культурно-досуговой деятельности - акту-альная потребность современной теории и практики воспитания и обучения. Он необходим для научно обоснованного использования опыта прошлого при решении насущных задач модернизации социально-культурной деятель-ности. Из истории ХХ столетия нельзя выбросить или просто предать забве-нию более чем семидесятилетний этнокультурный опыт (позитивный и нега-тивный) в отечественной педагогике. Переосмысление и переоценка прош-лого - явление в науке неизбежное.

Обращение к прошлому социокультурному опыту СССР показывает, что именно национально-региональная история служила базой формирования общей истории культуры страны. Особое место в этом процессе занимали культурно-досуговые учреждения Киргизии, их опыт участия в решении масштабных социально-педагогических и культурных задач в сложный и противоречивый советский период. Работники культуры этой республики на базе российского опыта внесли в культурно-досуговую деятельность много самобытного, примечательного, разнообразного.

Межкультурное взаимодействие Киргизии и России в социокультурной сфере было уникальным историческим экспериментом. Социокультурная эпоха советского времени явилась для киргизского народа принципиально важным периодом ускоренного этнокультурного развития, в котором особого рода социально-педагогическим феноменом выступала культурно-досуговая деятельность. Ценность этой работы становится особенно очевидной в том смысле, что воспитательная и просветительная деятельность культурно-досу-говых учреждений Киргизии явилась важнейшим инструментом создания ценностей, катализатором социально-культурного прогресса, продуктом культурного производства, его сохранения и распространения.

Объективный анализ социокультурной истории Киргизии исследуемого периода, непреходящих прогрессивных гуманистических идей и ценностей, традиций отечественной педагогической мысли без предвзятости и пристрас-тной критики прошлого, характерных советскому и постсоветскому пери-одам, поможет найти правильные ответы на вышеуказанные и далеко не праздные вопросы. Кроме того, он даст возможность восстановить истори-ческую правду и справедливость в отношении культурных преобразований в советской Киргизии, воздать должное их многочисленным проводникам.

В новой социокультурной ситуации поиск оптимальных моделей продук-тивного межкультурного взаимодействия стран СНГ, сохранение единого образовательного, культурного и языкового пространства приобретает важ-нейший аспект измерения социального прогресса, гармонизации межнацио-нальных отношений. В интересах России – наращивать сотрудничество в рамках Содружества с целью приумножения общего культурно-цивилизаци-онного наследия. Сотрудничество в этой области явится преградой политике агрессивного изоляционизма и экстремизма, сохранит духовные связи наро-дов, будет стимулировать интеграционные процессы вхождения националь-ных культур в культуру общемировую.

Степень научной разработанности проблемы. Исходя из методологи-ческого принципа историзма – целостного видения исторического процесса в единстве всех его характеристик, разработка теоретических и методических проблем культурно-досуговой деятельности невозможна без её историко-педагогического анализа. Однако до сих пор опубликовано мало работ, рассматривающих историю культурно-досуговой деятельности Киргизии с педагогической точки зрения. Для того, чтобы сформулировать конкретные цели и задачи исследования, рассмотрим, каким образом отдельные аспекты проблемы затронуты в научно-теоретических исследованиях.

Анализ литературы среднеазиатских советских авторов, посвященных изучению культурного развития, как отдельных республик, так и региона в целом, (П.Г.Галузо, Р.Б.Сулейменова, Х.И.Бисенова, К.М.Турсунова, Ф.Х. Касымова, В.Я.Непомнина, М.Гафурова, Д.М.Рудницкой, Х.Ш.Иноятова, Б.П.Пальвановой, Р.Х.Аминовой, Р.Я.Раджапова, А.К.Валиева, Т.Т. Тухтаме-това, А.А.Семенова, А.Акбарова, А.А.Акрамова, К.А.Авлиякулова, Б.Л.Оро-нюк, П.С.Темирходжаева, М.Ф.Думенко, и др.). показал, что различные аспекты исследуемой проблемы затронуты в контексте истории, образо-вания, теории культуры и отдельно в рамках этнографических дисциплин.

Другую группу составляют первые публикации местных авторов, посвя-щенные анализу проблем социально-культурного развития Киргизии, появле-ние которых определялась практическими потребностями преобразователь-ных процессов советской власти. Для этих работ было характерно отсутст-вие архивных, сравнительно-статистических материалов, а сами исследовате-ли имели невысокую квалификацию, слабое знание языка, быта и традиций киргизского общества. В работах данного отрезка времени однозначно дается отрицательная оценка всему дооктябрьскому периоду, но позитивная - всему, что свершилось после Октября.

Историография культурного строительства первых советских десятилетий весьма разнообразна. В ней выявлены особенности становления и развития культуры киргизского народа, создания системы образования; развития отраслей науки. Но, к сожалению, значение социально-культурных преоб-разований для киргизского общества передаются однобоко (в угоду идеоло-гическим установкам) и не дают объективной картины процесса. Вопросам развития специфических видов деятельности (театр, музей, музыка, культур-но-просветительская работа) посвящено значительно меньше работ. В основ-ной массе это сборники документов или каталоги выставок музеев.

Интерес представляют труды Ю.А.Абдрахманова, одного из первых пред-ставителей киргизских советских исследователей, который шёл по «горячим следам» культурных преобразований и сам был их организатором, а также тех, кто изучал духовную культуру киргизов (Е.Д. Поливанов, К.Тыныста-нов, К. Рахматуллин и др.), Все они стали жертвами массовых репрессий во второй половине 30-х годов. Их труды на долгое время были изъяты из обращения, поэтому следующие поколения ученых не могли опереться на работы своих предшественников. Введенные сегодня в научный оборот фактические данные и научные выводы этих авторов имеют большое значение в качестве исходных для критического анализа и сопоставления.

Общетеоретические вопросы культурных преобразований в Киргизии, и в целом в Средней Азии, исследовались А.Алтмышбаевым. В его трудах с позиций общепринятых в советский период парадигм и концепций показаны особенности и закономерности этого процесса в республике, механизмы культурных контактов, особое значение культурной взаимопомощи в разви-тии глубинных смыслов и пластов национальной культуры, пути преодоле-ния «пережитков феодализма» в сознании людей, исследованы источники социокультурной динамики в Киргизии.

Сущность и среднеазиатские особенности культурной революции, социо-культурного развития ранее отсталых народов, межкультурного диалога освещаются в работах известного советского философа М.Джунусова. Осо-бенности и основные направления образовательной и культурной политики советской власти в Киргизии рассматривались в работах академика К.Кара-кеева. Изучение процесса и особенностей развития национальных культур в республиках Средней Азии и Казахстана посвящены работы О.Кулиева, И.Л.Лепина, И.Л.Сосонкина, К.Сапаргалиева, Р.В.Сулейменова, О.Шахму-ратова. В них определены характерные черты этого процесса, исследуется история культурной жизни среднеазиатских народов. Работы среднеазиатс-ких ученых помогают нам лучше понять принципы этнокультурного разви-тия народов советского Востока применительно к конкретно-историческим условиям их существования.

Однако на содержании этих работ отразилась основная теоретическая про-блема советского периода – соотношение культуры и политики. Чрезмерная политическая заангажированность культуры, просвещения, воспитания вела к прямому игнорированию цивилизационных норм межкультурных процес-сов, природы и сущности социокультурной сферы. Политика подминала под себя объективно присущую культуре гуманистическую направленность, при-водила к дифициту правды, когда обходились молчанием и противоречия, и трудности, и ошибки социокультурного развития. Вследствие этого указан-ные работы порой содержат неверные оценки и выводы, мешающие воссоз-данию подлинной истории развития социально-культурной сферы Киргизии.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы явились предметом изучения С.Даниярова. В его работах исследуется национальная культурная политика государства в Киргизии в первые послеоктябрьские десятилетия, анализиру-ется специфика и процесс создания «пролетарской по содержанию и нацио-нальной по форме» (Сталин) культуры киргизского народа. Несмотря на важ-ность затронутых в них явлений, процесс развертывания культурно-просве-тительной работы освещается кратко, наряду с развитием школьного, сред-него специального и высшего образования, становления науки, периодичес-кой печати и книгоиздательского дела, формированием киргизской нацио-нальной литературы и искусства, подготовкой профессиональных кадров.

В работе С.Токтогонова освещена политика власти в области ликвидации неграмотности, развития образования и науки, киргизской советской литера-туры и театрального искусства, музыкальной культуры, изобразительного ис-кусства, архитектуры, кинофикации, культурно-просветительных учрежде-ний, периодической печати и книгоиздательства, радиовещания и телеви-дения, здравоохранения, физической культуры и спорта в период с 1918 по 1958 годы. Подобная ретроспективная пестрота размывает возможности глубоких обобщений культурно-досуговой деятельности, опыта межкультур-ного взаимодействия в этой сфере. В работе превалирует культурно-социоло-гическая схема, заимствованная из партийных учебников.

В исследовании С.Юсупова наряду с материалами по народному образо-ванию, издательскому делу, искусству дается краткая история культурно-просветительной работы с 1918 по 1965 годы. Написанное в плане разра-ботки проблем гражданской истории, это исследование не ставит своей це-лью освещение социокультурных процессов с педагогических позиций.

Культурно-просветительная деятельность в годы семилетки исследуется в диссертации А.Ф.Якименко. Данная диссертация выполнена в традицион-ном историческом аспекте и не содержит педагогический анализ деятель-ности учреждений культуры.

История библиотечного дела в Киргизии в период с 1870 по 1941 гг. рассматривается в работе Н.И.Ромах. Вызывает интерес попытка воссоздать картину становления советских массовых библиотек в республике, форми-рования их книжных фондов, а также межкультурное сотрудничество в раз-витии библиотечной работы.

Библиотечное строительство в Киргизской ССР в хронологических грани-цах с 1941 по 1967 гг. исследуется в диссертации Ш.Шабдановой. В ней в историко-педагогическом плане показано развитие сети массовых библиотек, их взаимодействие на межсоюзном уровне, а также роль библиотечной рабо-ты в социально-культурных преобразованиях в республике, росте образова-тельного уровня ее населения

Отдельные сведения по интересующей нас проблеме содержатся в статьях

Е.Утрекеевой, А.В.Шивазы. Историко-педагогический анализ развития клуб-ного дела в Киргизии в 1959-1975 годах и определение оптимальных соци-ально-педагогических условий организации эффективного воспитательного процесса осуществлен в кандидатской диссертации автора настоящего исследования.

Нельзя сказать, что история культурно-досуговой деятельности в Кир-гизии плохо освещена в имеющихся исследованиях, однако крупных обоб-щающих работ по теме за весь советский период целостно не изучался. К тому же, существующий опыт изучения культурно-досуговой деятельности не может безоговорочно претендовать на достаточно объёмное и завершён-ное исследование. В большинстве случаев авторы ограничиваются рамками одного из компонентов культурно-досуговой деятельности, избирают в качестве основного один (реже несколько) из научных подходов исследо-ваний. Культура и досуг как социопедагогические феномены в указанных работах изучаются в отрыве друг от друга, это приводит к противоречию между потребностями практики в развитии досуговой деятельности и степенью её научного осмысления

В исследовании путей осуществления культурных преобразований, меж-культурного сотрудничества в Советском государстве основополагающими явились труды А.И.Арнольдова, В.В.Горбунова, П.И.Кабанова, Г.Г.Карпова, М.П.Кима, В.И.Ленина, Ю.А.Лукина, В.В.Межуева, А.Я.Флиера.

В разработке новых подходов к культурной жизни страны, восстанов-лении исторической реальности социокультурного процесса, проблемного рассмотрения теории и практики социально-культурной деятельности важное значение для диссертанта имели труды А.Арсланова, М.Геллера, В.Н. Иль-ина, И.В.Кондакова, А.Некрича, Р.Пайса и других. Наибольший интерес для нашего исследования представляют работы киргизских ученых, написанные с современных позиций критического анализа, переосмысления многих реа-лий культурно-исторического прошлого, с привлечением новых источников. Это работы В.М.Плоских, Д.Д.Джунушалиева, З.К.Курманова, А.Джумана-лиева, В.А.Воропаевой, А. Табышалиевой и др. Вышедшие в свет недавние труды молодых киргизских ученых, в той или иной мере затрагивающие от-дельные аспекты изучаемой проблемы, были для нас также крайне полезны.

Большой интерес для нашего исследования представляют научно-тео-ретические работы по истории культурно-досуговой деятельности в СССР (И.С.Андреева, Т.А.Ремизова, А.П.Виноградов, С.А.Пиналов, Г.И.Чернявс-кий, Л.И.Фрид, А.М.Савченко, М.П.Мазурицкий др.). Однако сведения по истории культурно-досуговой деятельности в Киргизии в этих работах дава-лись фрагментарно, в общей истории культурно-досуговой деятельности в СССР, где данная тема не являлась предметом специального рассмотрения.

Современное состояние проблем исследования истории культурного до-суга, преемственности его исторических и педагогических концептов отраже-но сегодня в работах Е.М.Клюско, Е.В.Литовкина и В.М.Рябкова. В них на новом уровне научного осмысления дается анализ культурной жизни страны послевоенного периода, показана взаимосвязь культурно-досуговой деятель-ности с общим процессом культурогенеза в СССР, характеризуются ключе-вые понятия культурно-досуговой деятельности, определяяется роль куль-туры в формировании содружества государств.

Принципиальное значение для теоретических основ исследования имел огромный предшествующий опыт и научные разработки известных ученых в области культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, М.А.Ариарско-го, Т.И.Баклановой, С.А.Белякова, М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, Е.А.Владими-рова, А.Д.Жаркова, М.И.Зеленецкого, А.С.Каргина, А.А.Коновича, Т.Г.Кисе-левой, Ю.Д.Красильникова, Н.Ф.Максютина, Ю.А.Стрельцова, А.Г.Сасыхо-ва, А.А.Сухало, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.Е.Триодина, В.В.Туева, В.С.Цукермана, Н.Н.Ярошенко и др. В них рассматриваются такие научно-теоретические вопросы советской культурно-досуговой деятельности, как сущность, принципы, социальные функции, периодизация, понятийный аппа-рат, а также исторический опыт просветительной, образовательной, воспита-тельной и художественно-творческой деятельности учреждений культуры.

Важными являются работы по проблематике диалога культур, исследуе-мой современными учеными в рамках различных наук. Основное внимание в них уделяется философскому, социологическому, историческому, педагоги-ческому и культурологическому аспектам диалога культур. Важно, что куль-турное взаимодействие между народами выражается в необходимости учета национальных традиций, менталитета народа и культурных различий.

В анализе проблем историко-педагогического исследования диссертант опирался на идеи ученых в области истории образования и воспитания (М.В.Богоуславский, П.В.Горностаев, В.В.Колпачев, З.И.Равкин и др.); тео-рии и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, А.В.Антонова, В.Г.Бочарова, В.З..Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинс-кий, М.Б.Зацепина, А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); психоло-го-педагогические положения об управлении творческим развитием лич-ности (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теп-лов, Д.Н.Узнадзе, и др.), о национальных и этнических культурах (Б.Андер-сона, Ф.Бретона, Е.И.Григорьевой, Б.С.Ерасова, Л.Г.Ионина, С.В.Лурье, Э.С.Маркаряна, Г.М.Пономаревой, Э.В.Соколова, А.Я.Флиера, и других); художественной педагогики (А.Д.Алехин, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Безборо-дова, А.К.Дремов, В.В.Корешков, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Л.Г.Савенкова, Е.В.Шорохов, и др.), деятельности (Х.И.Лийметс, И.С.Марьенко, Г.И.Щу-кина); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); методики воспитательного процесса (И.П.Подласый, Н.Е.Щуркова); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерыв-ного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропо-логии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Диссертантом учитывются также исследования авторов в области педаго-гики взаимодействия в культуре и искусстве: Т.И.Баклановой, Л.А.Безборо-довой, А.С.Каргина, М.С.Нурмаковой и др., раскрывающих особое значение культурных заимствований, глубинные смыслы смешения культур.

В целом анализ историографии изучаемой проблемы указывает, что комп-лексного исследования по заявленной теме в масштабе советского периода еще не проводилось, и это обстоятельство обусловило наше обращение к данной проблеме в качестве самостоятельного научного исследования.

сия республики. ателя-ми: ч 1945 по 1970 гг. од характеризуется следующими покащждений. централизацию управления культурными процессами, админ

Таким образом, проблема диссертационного исследования обуславлива-ется группой противоречий, присущих истории культурно-досуговой дея-тельности как отрасли научных педагогических знаний и практики:

- противоречие между потребностью научного обоснования и разработки основных теоретико-методологических положений советской истории куль-турно-досуговой деятельности как отрасли научных знаний и недостаточной их разработанностью на национально-региональном уровне в современной теории социально-культурной деятельности;

- противоречие между потребностью в сохранении единого образова-тельного, культурного, и языкового пространства стран СНГ и необходимо-стью учета в нем киргизского национально-регионального компонента как педагогического инварианта социально-культурной деятельности в конкрет-но-исторических условиях;

- противоречие между необходимостью теоретического обоснования меж-культурного взаимодействия в социально-культурной сфере как формы науч-ного и методического осмысления путей и средств педагогики этнокультур-ного развития и недостаточной её разработанностью;

- противоречие между диспропорциональной изученностью этапов исто-рии национальной культурно-досуговой деятельности в советской Киргизии и необходимостью полной их характеристики, опирающейся на современную фактологическую и источниковую базу;

- потребность в персонификации истории культурной-досуговой деятель-ности Киргизии и отсутствием таковой в научной и учебной литературе;

- противоречие между существующими в литературе стереотипами в оценке национальной культурно-досуговой деятельности советского периода и необходимостью объективного обоснования современной историко-педа-гогической концепции становления и развития киргизского варианта системы культурного досуга.

- противоречие между стремлением совершенствовать образовательную, художественно-просветительную и воспитательную деятельность современ-ных культурно-досуговых учреждений и отсутствием анализа и обоснования преемственной взаимосвязи её с позитивным отечественным, национально-региональным и зарубежным историко-педагогическим опытом.

Цель исследования – разработать концептуальные основы истории культурно-досуговой деятельности в Киргизии (1917-1991).

Объект исследования - система культурно-досуговой деятельности в советской Киргизии как социокультурное и педагогическое явление.

Предметом исследования выступает процесс формирования многоуров-невой системы культурно-досуговой деятельности в Киргизии в историко-педагогическом контексте

Гипотеза исследования включает в себя предположение нескольких вза-имосвязанных и взаимообусловленных уровней:

На теоретическом уровне для диссертанта была важна проверка пред-положений о том, что развитие социально-культурной деятельности может быть представлено как непрерывный процесс исторического развития при условии понимания её генезиса как последовательной смены социально-педагогических инвариантов, соответствующих конкретным историческим и этнокультурным условиям, что наиболее полное отражение состояния теории и практики культурно-досуговой деятельности должно осуществляться при условии раскрытия научных знаний о зарождении и развитии её на нацио-нально-региональном уровне.

На историко-культурном уровне для диссертанта было важно устано-вить, что генезис социально-культурной деятельности Киргизии в ее куль-турно-досуговом инварианте 1917-1991 годов включает в себя четыре пери-ода (1917-1941.; июнь 1941-1945.; май 1945-1970.; 1971-1991 гг.), обуслов-ленных трансформацией факторов исторического, социально-педагогичес-кого и этнокультурного воздействия на личность, особыми условиями, зада-чами, содержанием и формами воспитательного воздействия на население, в соответствии с которыми осуществлялась эволюция культурно-досуговой деятельности в Киргизии.

Дальнейшая конкретизация гипотезы на социально-педагогическом уровне обуславливалась хронологическими рамками исследования. На этом уровне проверялось предположение о том, что процесс развития культурно-досуго-вой деятельности в Киргизии как социально-педагогической системы был детерминирован образовательно-воспитательными целями многнонациональ-ного государства в советский период, социально-политическими, экономи-ческими и этнокультурными условиями республики, межкультурным сотруд-ничеством, профессиональной компетентностью субъектов социально-куль-турной деятельности, ресурсным обеспечением и культурной активностью местного населения,

В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Выявить культурно-исторические и социально-педагогические предпо-сылки становления и развития государственной системы культурно-досу-говой деятельности в советской Киргизии.

2. Исследовать основные теоретические, методологические и методичес-кие проблемы развития национальной системы культурного досуга.

3. Раскрыть значение межкультурного взаимодействия в социокуль-турной сфере как органически целого, исторически обусловленного социаль-но-педагогического процесса.

4. Раскрыть специфику целей, содержания, форм и методов воспита-тельной, просветительной и художественно-творческой деятельности куль-турно-досуговых учреждений в Киргизии, их эволюцию в 1917-1991 годах

5. Обобщить опыт деятельности культурно-досуговых учреждений Кир-гизии в 1917-1991 годах как этнорегиональной системы истории социально-культурной деятельности.

6. Определить социально-педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности, её качества и значение как одного из средств решения проб-лемы преодоления культурной отсталости народов.

7. Осуществить критический анализ практики межкультурного взаимо-действия в социально-культурной сфере, выявить противоречия, позитивные и негативные стороны культурного сотрудничества и на этой основе опреде-лить условия, при которых киргизский опыт функционирования учреждений культуры может быть с успехом использован в современной жизни многона-циональных общностей, культурных обменов стран СНГ.



Теоретико-методологической основой исследования послужило приме-нение многоуровневой методологии, в том числе:

- на философском уровне - общенаучные принципы диалектики и систем-ного анализа, традиционные и актуализированные принципы ведения науч-ного поиска, доминирующие сегодня в социальной педагогике, социологии культуры и досуга. Исходя из того, что диссертационное исследование рас-сматривает советский период, когда в национально-культурной жизни, тео-рии культурно-досуговой деятельности, педагогике и других науках гос-подствовала коммунистическая идеология и теория коммунистического вос-питания, в исследовании значительное внимание уделено рассмотрению тео-ретических положений марксизма-ленинизма, программмных документов и решений КПСС и КП Киргизии;

- на культурологическом уровне - центрирующим внимание исследова-телей на таких факторах, как философско-культурологическая оценка исто-рико-педагогической действительности;

- на аксиологическом уровне – раскрывающим ценностную природу и нап-равленность педагогического знания;

- на цивилизационном уровне – опосредующим природу развития педагоги-ческого знания менталитетом народа, геополитическими и социально-поли-тическими особенностями развития государственности киргизского народа;

- на историческом уровне – методологический принцип историзма, фунда-ментальные положения исторической науки, как многофакторность и альтер-нативность подходов к объяснению исторических событий и явлений. Это позволило нам исследовать киргизскую систему культурного досуга с пози-ций целостного, интегративного подхода как многоаспектного социального и историко-педагогического явления.

- на социально-педагогическом уровне - данные педагогики, психологии, социальной педагогики, теории, методики и организации социально-культур-ной и культурно-досуговой деятельности.

Методы исследования представляют комплекс общенаучных и специ-фичных историко-педагогических методов, которые позволяют получить разнообразную и объективную информацию о культурно-досуговой деятель-ности в Киргизии в исследуемый исторический период.

Теоретические методы включали:

1. Проблемно-генетический анализ как метод историко-педагогического исследования позволил ретроспективно рассмотреть проблемы, возникавшие в определенные исторические периоды, с целью воссоздания (реконструк-ции) процесса развития.

2. Метод периодизации направлен на выделение отдельных этапов в раз-витии истории культурно-досуговой деятельности.

3. Метод историко-педагогического анализа культурно-досуговой деятель-ности в Киргизии вытекает из педагогической сущности культурно-досуго-вой деятельности, а также из цели и задач диссертационного исследования. Независимо от времени культурно-досуговая деятельность всегда была нап-равлена на воспитание, просвещение, образование и развитие творчества населения, что обуславливает необходимость изучения ее педагогической составляющей.

4. Метод системного анализа, позволяет рассмотреть генезис, структуру и

функции культурно-досуговой деятельности, показать влияние на неё внеш- них и внутренних факторов национальной культурной жизни.

5. Историко-андрогогический метод, в соответствии с которым изучаемый опыт рассматривается через призму теории «формирования нового человека».

6. Статистический метод, применяемый при анализе культурно-досуговой деятельности на союзном и республиканском уровнях.

7. Сравнительно-сопоставимый анализ, создающий основу для выделения и характеристики ряда взаимосвязанных этапов развития киргизской системы культурного досуга, обобщение и осмысление которых позволяют в своей совокупности представить целостную научно-непротиворечивую картину развития основных направлений истории культурно-досуговой деятельности в отечественной науке;

8. Метод синтеза, позволяющий интегрировать конкретные типологизи-рованные знания в единую концептуальную систему.



Эмпирические методы включали:

1. Поиск и изучение различных источников и материалов архивных доку-ментов (опубликованных и неопубликованных), мемуарной литературы. . 2. Комплексный анализ многоплановых монографий, публикаций цент-ральной, республиканской и местной газетно-журнальной периодики по государственной культурной политике, межкультурному сотрудничеству и взаимодействию, культурно-досуговой деятельности.

3. Метод интерпретации эмпирических данных.

4. Метод моделирования концептуальных положений.

5. Системное уточнение, проверка полученных данных посредством ин-тервью, бесед и переписки с непосредственными участниками культурных преобразований в Киргизии.

Источниковая и эмпирическая база исследования. Для реконструкции культурологических, историко-педагогических взглядов на проблему иссле-дования существенное методологическое значение имели научные публика-ции культурологов, историков, педагогов, специалистов в области социоло-гии досуга, исследователей социально-культурной сферы. Важными в иссле-довании явились законодательные и нормативные акты, изданные советской властью, которые правомерно использовать для выявления, описания и ана-лиза ее «педагогического языка», с помощью которого она формулировала и обосновывала цели, задачи и способы осуществления предпринимаемых ею действий в сфере воспитания и культуры. В диссертации анализируются материалы съездов КПСС и КП Киргизии, постановлений ЦК по проблемам идеологии, национальной культурной политики, педагогики, культурно-досу-говой деятельности, которые рассматривались в советский период в качестве директив и «претворялись в жизнь». Их рассмотрение осуществляется крити-чески, но объективно, с позиций современной исторической науки. Источни-ками исследования явились также периодические и продолжающие издания.

Эмпирическую основу исследования составили статистические данные союзных, республиканских и местных органов управления культурой. Важ-ной составной частью источниковой базы являются привлеченные автором материалы архивных фондов.



Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1990-1995 гг.) изучалось теоретическое состояние проб-лемы, осуществлялся анализ диссертационных исследований, информации о состоянии и тенденциях развития культурно-досуговой деятельности в Кир-гизии, межкультурном сотрудничестве. Были также изучены нормативная база, архивные документы и публикации в периодической печати, отражаю-щие особенности и специфику социокультурной жизни в Киргизии.

В ходе второго этапа (1996-2001 гг.) уточнялась проблема исследования, была осмыслена общая стратегия исследования. Во время эмпирических проверок гипотез накапливались материалы, выявлялись методологическме подходы и принципы, уточнялись условия совершенствования системы куль-турно-досуговой деятельности. Этот этап был завершен разработкой кон-цептуальных основ исследования.

Третий этап (2002-2010 гг.) включал теоретическое обобщение получен-ных в процессе изучения литературы и материалов источников, в условиях проработки гипотезы; анализ и систематизацию всех накопленных данных, интерпретацию полученных результатов, апробацию и внедрение теорети-ческих положений исследования в преподавании учебных курсов «Социаль-но-культурная деятельность», «Социально-культурная работа за рубежом», «Методы и технологии социальной работы», «Педагогика досуга». В это время была осуществлена систематизация результатов, позволяющих выйти на уровень историко-педагогического осмысления заложенных в диссерта-ции идей, структурно-содержательное оформление работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана историко-педагогическая концепция культурно-досуговой деятельности в советской Киргизии как этнорегиональной системы научных знаний об историческом генезисе и этапах развития теории и практики культурного досуга в национальной республике, составляющих содержание социально-культурной деятельности многонационального государства на различных этапах его исторической эволюции.

2. Обоснован национально-региональный подход к изучению истории досуга и социально-культурной деятельности как методологическое требо-вание современности. Национально-региональный подход дает возможность выявить взаимосвязь общего и особенного в истории социально-культурной деятельности, раскрыть многообразие исторического процесса, преодолеть его усредненность и однообразие. Дополняя союзный уровень исследования, национально-региональный метод обеспечивает большую глубину и объек-тивность изучения практики, позволяет вскрыть все многообразие положи-тельных и отрицательных явлений в истории социально-культурной деятель-ности многонационального государства.

3. Теоретически обосновано и введено в научный оборот представление о системе культурно-досуговой деятельности как процессе историко-куль-турной действительности, обусловленном теорией и практикой культурных преобразований в их неразрывном единстве, как структурном социокультур-ном, социально-педагогическом образовании, обеспечивающим условия для самореализации личности в предметной деятельности, смысловом и эмоцио-нальном воздействии на людей.

4. Систематизированы и педагогически интерпретированы содержание, средства, формы и методы деятельности культурно-досуговых учреждений советской Киргизии, что способствует преодолению односторонних оценок и стереотипных представлений о воспитательно-художественной деятельности учреждений культуры исследуемого периода;

5. Введен в научный оборот большой массив новых архивных материалов о просветительной образовательной, воспитательной и художественно-твор-ческой деятельности культурно-досуговых учреждений Киргизии в 1917-1991 годах, что значительно расширило источниковедческую базу истории социально-культурной деятельности Советского государства и создало пред-посылки для более углубленного научного осмысления данного истори-ческого периода;

6. Исследован малоизученный историко-педагогический опыт межкуль-турного взаимодействия в ускоренном преодолении культурной отсталости Киргизии, ее социально-культурном развитии в хронологических границах советского периода;

7. Выделены цивилизационные аспекты культурно-досуговой деятель-ности (ликвидация безграмотности, развитие системы образования, строи-тельство учреждений культуры, эмансипация киргизской женщины, форми-рование национальной интеллигенции), определена её роль как средства развития национальной культуры в контексте историко-педагогического содержания. Тем самым решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение.



Теоретическая значимость работы тесно связана с параметрами ее новизны и определяется комплексным аналитическим обзором педагогичес-ких и социальных факторов, детерминирующих процессы национальной культурной политики, культурных взаимообменов Советского государства, на основе которых выстраивалась модель концептуальных оснований регуля-ции этнокультурной жизни в Киргизии. Изучение киргизского опыта куль-турно-досуговой деятельности обогащает теорию социально-культурной дея-тельности идеями исторической преемственности педагогических инвариан-тов, их взаимообусловленности и культурогенетического взаимодействия. Конкретизация этих идей в рамках советского цивилизационного периода служит основанием для преодоления негативных педагогических оценок и стереотипных представлений, открывает новый этап в изучении и переос-мыслении социально-исторического и педагогического опыта социально-культурной деятельности многонационального государства.

Расширен категориальный аппарат социально-культурной деятельности такими его важными составляющими, как «культурно-досуговая деятель-ность», «государственная система культурно-досуговой деятельности»; «межкультурноое взаимодействие». Посредством этих понятий проводился анализ философских, культурологических, социально-педагогических аспек-тов исследования природы и сущности киргизской системы культурного досуга как этнорегиональной части общесоюзной системы;

Существенное теоретическое значение имеет рассмотренный нами фено-мен субъекта национальной культурно-досуговой деятельности, который не сводится лишь к исполнителям конкретных акций, мероприятий. Он показан как сложная поликультурная система, которая иерархически простиралась от высших органов руководства культурно-досуговой деятельностью союзного и республиканского уровней до низовых её исполнителей, а субъекты находились в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, где каждый выполнял определенные функции и задачи.

Даны определение и теоретико-методологическое обоснование объекта, предмета и периодизации развития киргизской системы культурно-досуговой деятельности как педагогического инварианта целостной истории социально-культурной деятельности в СССР.

Теоретическую значимость имеют рассмотренные циклы и динамика исто-рического развития системы культурно-досуговой деятельности в Киргизии, каждый из которых обуславливался целями советского государства в сфере национальной культуры, определенными историческими, социально-эконо-мическими, педагогическими и этнокультурными условиями республики, досуговыми интересами и потребностями местного населения, внутренней логикой развития культурно-досуговой деятельности.

Проведена историографическая и текстологическая работа по выявле-нию, классификации, анализу материалов, относящихся к проблеме исследо-вания, ранее неизвестных либо малоизвестных архивных документов, тру-дов отечественных и зарубежных ученых, конкретных имен практических работников учреждений культуры. Введены в научный оборот неисполь-зованные прежде документы, факты истории, которые еще не стали объектом теоретического и обыденного сознания.

В рамках представленного в диссертации анализа системы культурно-до-суговой деятельности в советской Киргизии выделены и рассмотрены ее принципы, функции и технологии, определен социально-педагогический потенциал, исследована педагогическая сущность и специфика основных форм культурной взаимопомощи, их эволюции на различных этапах социо-культурного развития республики. Выявлены причины, приведшие к кризису культурно-досуговой деятельности в 80-х годах.

Обоснован ряд факторов, которые оказывают влияние на совершенствова-ние современной практики межкультурного взаимодействия и сотрудничест-ва стран СНГ в культурно-досуговой сфере.



На защиту выносится авторская историко-педагогическая концепция культурно-досуговой деятельности в советской Киргизии, определяющая её методологические, теоретические и методические вопросы.

I. Основной идеей данной концепции, выполняющей системообразую-щую функцию, является определение культурно-досуговой деятельности как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально вост-ребованный феномен, как институт социально-культурной деятельности, играющий цивилизирующую, культуронасыщающую роль в историческом развитии киргизского народа. Это определение обосновывается следующим рядом утверждений:

1. Создание системы культурного досуга в Киргизии было обусловлено конкретно-историческими условиями, сложным переплетением политичес-ких, национальных и экономических событий, культурными потребностями киргизского народа. Данные условия характеризовались следующими осо-бенностями: кочевой и полукочевой образ жизни киргизского народа, патри-архальные формы ведения хозяйства, отсутствие письменности, печати, национальной интеллигенции, полное отсутствие учреждений культуры, сплошная безграмотность населения и бескультурье.

2 Источниками развития системы культурного досуга выступал диалог культур, культурно-цивилизвционное участие России, использование межна-ционального опыта других народов с учетом местных социокультурных условий. В социокультурном отношении межкультурное взаимодействие означало для киргизского народа принципиально важное явление ускорен-ного национально-культурного развития, в котором особую социально-педа-гогическую роль играла культурно-досуговая деятельность.

3. В контексте единого пространства система культурного досуга в Кирги-зии может рассматриваться с двух позиций: как составляющий компонент общего культурного и образовательного пространства СССР и как вполне обособленное и самодостаточное этнокультурное пространство.



II. Теоретическое обоснование развития системы культурно-досуговой

деятельности в советской Киргизии

1. История культурно-досуговой деятельности Киргизии представляет собой этнорегиональную систему научных знаний и представлений о зарож-дении и развитии теории и практики национального культурного досуга, сос-тавляющего содержание соответствующего педагогического инварианта социально-культурной деятельности СССР на его различных исторических этапах.

2. Генезис культурно-досуговой деятельности Киргизии в 1917-1991 годах, понимаемый как непрерывный процесс исторического развития и последовательной смены социально-педагогических инвариантов, включает в себя четыре периода (1917-1941; июнь 1941 - май 1945; июнь 1945-1970; 1971-1991 гг.). Эти важнейшие периоды этнокультурной жизни обусловлены трансформацией факторов исторического и социально-педагогического воздействия на личность, особыми демографическими условиями, специфи-кой целей, содержания и форм воспитательной и просветительной деятель-ности учреждений культуры, в соответствии с которыми осуществлялась эволюция системы куьтурного досуга.

3. Концепция опирается на следующие методологические подходы: исто-рико-культурный, этнорегиональный, аксиологический, цивилизационный, социально-стратификационный. С целью реализации избранной методологии и возможности решения теоретических проблем, актуальных для современ-ного этапа развития истории социально-культурной деятельности, нами были избраны основные принципы проблемно-генетического анализа: историзма, объективности, активности, единства логического и исторического, систем-ности, которые составили специфическую основу исследования проблем национальной культурно-досуговой деятельности, костяк его концептуаль-ного аппарата.



III. Положения, раскрывающие культурно-досуговую деятельность Кирги-

зии как эмпирический объект историко-педагогического исследования.

1. Организация и развитие ресурсной базы для обеспечения культурно-воспитательной, просветительной и досуговой деятельности осуществлялась в Киргизии в формах приоритетного государственного финансирования прог-рамм культурного строительства в восточных регионах страны, полисубъект-ности, культурной взаимопомощи всех народов СССР. На основе этой помощи в Киргизии была создана широкая сеть клубных учреждений, биб-лиотек, парков культуры и отдыха, музеев и киноустановок. Стройная сис-тема культурно-досуговых учреждений создавала благоприятные предпо-сылки для осуществления культурного обслуживания, повышения культуры населения.

2. Основные социально-педагогические компоненты модели межкультур-ного взаимодействия в социокультурной сфере, включая его цели, задачи структуру, функции, содержание и формы: среди приоритетных целей и задач выделены такие, как ликвидация безграмотности, развитие системы образования, строительство учреждений культуры, эмансипация киргизской женщины, формирование национальной интеллигенции, ставшие основой духовного обогащения народа и ликвидации культурного неравенства; в структуре межкультурного взаимодействия выделены взаимосвязанные уровни (общесоюзный, республиканский, местный); предложенная система функций включает социологизаторскую (формирование мировоззрения соци-ального субъекта на основе социокультурных ценностей политической сис-темы), суммативную (сумма продуктов межкультурного обмена и сотрудни-чества); предлагаемые содержание и формы межкультурного взаимодействия содержат широкий спектр образовательных, воспитательных, общекультур-ных, социальных, организационных и методических акций.

3. Социальная сущность и педагогический потенциал культурно-досу-говой деятельности, питающей культуру общества и личности, проявился в том, что она имела определенное цивилизирующее значение в жизни киргиз-ского народа. Учреждения культуры вовлекали население в разнообразные формы культурного досуга, просвещения, способствовали повышению соци-альной активности и культуры киргизского народа. Культурно-досуговая деятельность стояла у истоков национального профессионального искусства, приобщала киргизов к ценностям мировой культуры. Результатом этой деятельности явился грандиозный подъем в области социально-культурного творчества, который имел место в исследуемый период. В то же время, стремление власти к культурному единообразию, унификации духовной жизни привело к «растворению» национального компонента, к частичной утрате национальной самобытности киргизского народа.



IV. Положения о перспективах межкультурных взаимоотношений в

социокультурной сфере.

1. На основе анализа историко-педагогического опыта межкультурного взаимодействия в культурно-досуговой сфере Киргизии (положительного и отрицательного) можно сформулировать следующие принципы современной национальной политики в сфере культуры:

- принцип плюрализма, многообразия, самобытности национальных куль-тур, при которых обе стороны культурного контакта признаются равноправ-ными, независимо от их уровня «цивилизованности»;

- принцип этноинтегрирования гармонически соотнесенных национальных и общечеловеческих ценностей в качестве основы содержания и форм педа-гогического процесса, обеспечивающего раскрытие уникального и самобыт-ного этнического наследия и взаимообогащающего диалога в социально-культурной сфере;

- принцип этнодифференцированного подхода, позволяющего учитывать специфические условия жизнедеятельности и социально-культурные ориен-тации различных национальных групп населения при определении содер-жания культурно-досуговой деятельности и особенностей построения педа-гогического процесса формирования у них этнокультурных и общечеловечес-ких ценностей;

- принцип этнокультурного взаимодействия процесса воспитания и культурно-досуговой деятельности, этнизация досуга.



Практическая значимость диссертационного исследования состоит прежде всего в возможности более глубокого осмысления феномена меж-культурного взаимодействия в социально-культурной сфере и его влияния на развитие мировой культуры, в реальной практике многоцелевого использова-ния его материалов, данных и выводов при выработке принципов государст-венной политики в области межнационального культурного сотрудничества со странами Содружества, в развитии высшего культурологического и соци-ально-педагогического образования. Результаты проведенного исследования могут быть применены в учебных курсах «Социально-культурная деятель-ность», «Теория и практика социокультурного менеджмента», «Методичес-кое обеспечение социально-культурной деятельности», «Этнокультурные технологии», «Основы культурной политики», «Социально-культурная рабо-та за рубежом», «Методы и технологии социальной педагогики».

Материалы исследования, отдельные выводы и обобщения внедрены в учебный процесс факультета социально-культурной деятельности Киргизско-го государственного института культуры и искусств; они легли в основу учебной программы спецкурса «История культурного досуга в Киргизии», раздела «Методика социокультурной деятельности» в учебном курсе «Соци-альная педагогика» и рекомендаций по методике организации культурного досуга в программе педагогической практики студентов Киргизского госу-дарственного национального университета в 1990-1994 гг., а также соответст-вующих учебных курсов в Волгоградском и Орловском государственных институтах культуры и искусств, Орловском государственном университете в 1995-2010 гг.



Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, фактологической значи-мостью опубликованных и неопубликованных материалов, хранящихся в киргизских, узбекских, казахских архивах, а также в архиве Министерства культуры Российской Федерации, сопоставления и сравнения используемых источников.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и резуль-таты исследования апробировались на Киргизской республиканской научно-практической конференции по актуальным проблемам клубной работы (1990 г.-г.Фрунзе); Киргизской республиканской межвузовской научной конфе-ренции (Киргизский государственный национальный университет,1992 г.); Межрегиональной научно-практической конференции (1998 г., г. Волгоград); Международной научной конференции «Совершенствование структуры и перспективы развития многоуровневого образования в сфере культуры и искусства» (1999 г.- г. Волгоград); Всероссийских научно-практических кон-ференциях в Орловском государственном институте искусств и культуры, проводившихся в 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 годах; на заседании кафедры социально-культурной деятельности ОГИИК (2010г.г.Орел); расширенном заседании кафедры методики и технологии социальной педагогики и соци-альной работы Орловского государственного университета (2011 г. г. Орёл).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав (каждая из которых завершается краткими выводами), общего заключения и списка использованной литературы и источников.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается состоя-ние научной разработанности проблемы, формулируются цели, задачи, раск-рывается методология исследования, научная новизна, теоретическая и прак-тическая значимость исследования, а также дается характеристика основных положений, выносимых на защиту.

следующая страница >>