Рав Зеев Мешков От смешного до великого - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рав Зеев Мешков От смешного до великого - страница №2/3

Хронология событий, связанных с праздником Пурим

Все правители Вавилонии знали о пророчествах Йермиягу и Даниэля: 70 лет простоит Вавилон, 70 лет продлится изгнание евреев. Но где же точка отсчета?! Ответа на этот вопрос у царей Вавилонии не было...

3319 г. от сотворения человека (441 г. до н.э. по общепринятому летоисчислению) - Навуходоносор воссоздает Вавилонскую империю.

3320 г. (440 г. до н.э.) - изгнание царя Иудеи Йеоякима и детей знати в Вавилонию.

3338 г. (422 до н.э.) - на одиннадцатом году правления царя Цидкиягу разрушен Первый Храм.

3339 г. (421 до н.э.) - в Мицпе убит Гедалия бен Ахикам, назначенный персидским царем наместником Иудеи.

3364 г. (396 до н.э.) - умер Невухаднецар, разрушивший Первый Храм. Его сын Эвель Меродах правил 23 года.

3386 г. (374 до н.э.) - на 49-ом году от образования Вавилонской империи на престол поднялся Бальшецар, сын Эвель Меродаха, и правил три неполных года.

3389 г. (371 до н.э.) - убит Бальшецар. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год, когда ей исполнилось 70 лет.

3389 г. (371 до н.э.) - начало правления Дария-мидийца.

3390 г. (370 до н.э.) - начало правления Кореша. Первый караван переселенцев, во главе которого стоял Зерубавель бен Шалтиэль, достиг Эрец-Исраэль. В этот год минуло 70 лет от начала изгнания, произошедшего во времена правления Йеоякима (3320 г.). Начато строительство Второго Храма. Однако работы были прекращены из-за доносов соседей, ненавистников евреев. Артакшаста, сын Кореша, правил полгода.

3393 г. (367 до н.э.) - начало 14-летнего правления Ахашвероша.

3396 г. (364 до н.э.) На третьем году правления Ахашвероша - пир в столице Шушан. На седьмом году - Эстер забрана в царский дворец.

3405 г. (355 до н.э.) На двенадцатом году правления царя Ахашвероша, 13-го Нисана написаны письма Амана с приказом истребить евреев; 13, 14 и 15-го Нисана - евреи Шушана постились. 16-го Нисана - повешен Аман. 23-го Сивана - написаны письма Мордехая. 13-го Адара* следующего года - "поразили евреи всех своих врагов". 14-го Адара - были поражены ненавистники евреев в столице Шушан. На тринадцатом году - 14-го Адара "написала Эстер письма, чтобы исполняли законы Пурима".

3407 г. (353 до н.э.). - начало правления Дария Второго.

3408 г. (352 до н.э.) - На втором году своего правления Дарий разрешает возобновить строительство Храма в Иерусалиме. Прошло ровно 70 лет после разрушения Храма.
Что произошло в Персии в 370 году до н.э?

Все события, описанные в Мегилат Эстер, разворачивались по воле Вс-вышнего. И если правителям-неевреям было позволено составить план уничтожения всех сынов Израиля и распланировать его приведение в действие, то это, само по себе означает, что гнев Вс-вышнего был страшен. Только любовь к своим сыновьям остановила его. Из-за чего разгорелся этот гнев? Ели некашерное, не соблюдали субботу? Напротив, Мегилат Эстер рассказывает о евреях, придерживавшихся законов Торы и готовых отдать за них жизнь: «...есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них) и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют...» Эстер (3:8). История Пурима показала, что народ, отказавшийся от возвращения в Землю Израиля, не имеет право на существование, даже если прилежно исполняет все требования формального закона. Та же самая ситуация возникла, когда, выйдя из Египта, евреи через год подошли к южной границе земли Кнаан и послали разведчиков, которые, вернувшись, оклеветали обещанные сынам Израиля земли. Народ плакал, отказался войти в Землю, и все то поколение было обречено на постепенное вымирание в пустыне на протяжении сорока лет. И это только после молитвы Моше – а так Вс-вышний уничтожил бы всех сразу. Из этого легко сделать вывод, что причины Катастрофы европейского еврейства связаны с той же проблемой – желание остаться в землях народов мира и не возвращаться в Израиль.



Исправлением любого греха должно было бы быть устранение причин, не позволивших сделать правильный выбор, и совершение нужного действия. Но почему же после победы над сообщниками Амана толпы переселенцев не потянулись за Иордан, чтобы отстроить Иудею и Храм? Результатом победы стало более глубокое понимание учения Торы, как сказано: «И был у евреев свет...» Свет – это Тора (Мидраш Эстер Раба). Светом может быть только Тора Земли Израиля. В самом деле, какой свет в Вавилоне: «В темноте посадил Ты меня...» (Эйха 3:7) - сказал пророк Йермияу, описывая мрак изгнания. А мудрецы прокомментировали: «Это в особенности относится к тем методам изучения Торы, которые распространены на территории Вавилона» (Ктубот 112а). Так откуда же свет учения на чужбине? Жители Персидской империи смогли прочувствовать учение Торы так, как это доступно только тем, кто живет на Земле Израиля. Это было возможно только в одном случае: у сыновей Израиля возникло страстное желание вернуться на родину. Рав Кук писал: «Все проявления аспекта святости на любом из его уровней в Земле Израиля отличаются соответствующей степенью чистоты, а за ее пределами они неотделимы от многочисленных примесей и шелухи. Однако чем больше тяга человека к Земле Израиля и чем больше он привязан к ней, тем яснее и четче его мировоззрение. Это происходит благодаря атмосфере Земли Израиля, которая окружает всех тех, кто мечтает увидеть ее. Почему же тогда не встать и не перейти через Иордан, чтобы присоединиться к своим братьям, отстраивающим города Иудеи? Не удостоились. Сыны Израиля остались рабами Ахашвероша, и только свет Земли Израиля, преломленный в учении Торы, поддерживал в них мечту о будущем освобождении. Так же было и с теми, кто, совершив выход из Египта, отказался войти в Землю Израиля: на следующее утро они вышли, чтобы сражаться с оружием в руках и потерпели поражение. Почему? Ведь они раскаялись и исправили свой грех! Требуется не только осознание ошибки и готовность вести себя иначе, потому что гнев Вс-вышнего обернулся против них, но и обретение того глубокого понимания, которого не хватило, чтобы в свое время совершить правильное действие. А когда речь идет о Земле Израиля – трудно понять ее сущность и полюбить ее по-настоящему: «Из-за удаления от знаний тайного смысла Торы, наше понимание святости Земли Израиля стало туманным. Из-за отчуждения от Б-жественной тайны свойства высших сущностей, характерные для глубин жизни, порождаемой Высшим источником, становятся чем-то второстепенным, не затрагивающим глубины души. И это само по себе лишает нас самой большой силы, коренящейся в душе всего народа в целом и каждого еврея в отдельности, и галут как таковой (пребывание в изгнании за пределами Земли Израиля и все особенности еврейской жизни и еврейского характера, порожденные зависимым положением евреев в странах рассеяния) начинает казаться милым и дорогим. Это объясняется тем, что тот, кто постигает только открытую сторону Торы, никогда не испытывает недостатка от того, что он лишен земли, государства и всего того внутреннего содержания, которое обретает народ в те периоды, когда построены все его структуры (общественные, экономические, политические, военные, законодательные, общеобразовательные и т.п.; в странах рассеяния евреи не поднимаются выше общинных структур)» (Рав Авраам Ицхак Кук Орот, 2).

А пока: «И обложил налогом царь Ахашверош страну и острова морские. А все деяния могущества его и доблести его и подробный рассказ о возвышении Мордехая, о том, как возвеличил его царь – все это вписано в книгу царей Мадая и Параса...» (Мгилат Эстер 10, 1-3). И ни слова о Земле Израиля...

Про самого же Мордехая рассказывается: «Мордехай был угнан с изгнанниками Иудеи, которых увел в плен Невухаднецар вместе с царем Йехонией, и вернулся в Йерушалаим, а затем второй раз угнал его Невухаднецар вместе с пленным, захваченными при разрушении Храма» (Ялкут Шимони). Что значит вернулся в Йерушалаим? Бежал! Рисковал жизнью. Но не было для него жизни за пределами Израиля. И не получал он никакого удовольствия от своего важного положения при дворе Ахашвероша и если мог бы – убежал бы от него, как много лет назад от Невухаднецара...

***


Не сразу бросается в глаза, что Эстер не только хотела спасти народ, но и мечтала о возобновлении строительства Храма. «И какова твоя просьба? – спросил Ахашверош у Эстер, стоящей во внутреннем дворе дворца. – До полцарства, и будет тебе дано…» (Мегилат Эстер, 5:3) - «Но то, что рассечет царство и лишит меня власти, – этого не проси». И в чем же он видел угрозу? В строительстве Храма» (Эстер раба, 5:3).

Эстер - даже в том ужасном положении, в котором она оказалась, - никогда не теряла надежды на возвращение Божественного Присутствия. Благодаря ее стремлению был - в опасный для еврейского народа момент - остановлен гнев Всевышнего и отстроен Храм. Своей любовью она компенсировала недостаток сыновей Израиля и спасла мир.


Какие события произошли в месяце Адар?

- 1 Адара - в те времена, когда стоял Храм, объявляли о начале сбора монет, достоинство которых соответствовало половине шекеля, имевшего хождение (в виде кусков серебра определенного веса) в период Исхода из Египта. Евреи, проживавшие в Земле Израиля, приносили пожертвования на нужды Храма. В субботу, предшествующую Рош Ходеш месяца Адар, читают парашат Шкалим (Шмот, 30) - первый из четырех отрывков Торы, которые должны быть прочитаны перед праздником Песах.

- 1 Адара 1840 г. - Дамасский кровавый навет. Обвинения евреев в том, что они из года в год убивают детей-христиан и используют их кровь для своих религиозных нужд: для выпечки мацы и исполнения заповеди четырех бокалов, были широко распространены в христианском мире начиная с 12 века. В 1840 году в дамасском деле фигурировало конкретное обвинение в убийстве христианского монаха.

Адольф Крамье, Моше Монтефиори и семейство Ротшильд приложили неимоверные усилия, чтобы опровергнуть это обвинение. Им оказали помощь и поддержку правительства Англии и Австрии. После того, как усилия защиты увенчались успехом, и обман обвинителей был раскрыт, правитель Египта Мухамад Али составил фирман, послуживший для евреев защитой от кровавых наветов. Дамасский кровавый навет стал отправной точкой в новейшей еврейской истории, так как укрепил солидарность евреев всего мира и сделал совершенно очевидной необходимость создания международных еврейских организаций. Первая крупная и влиятельная организация, возникшая после дамасского дела, - Коль Исраэль - хаверим ("Все евреи - братья").



- 2 Адара 1167 г. - умер рабби Аврагам ибн Эзра, один из выдающихся знатоков Торы и величайших еврейских поэтов Испании.

- 3 Адара 1949 г. - сформировано первое постоянное правительство государства Израиль.

- 4 Адара (второго месяца Адар) 1992 г. - умер Менахем Бегин, шестой глава правительства государства Израиль, государственный деятель периода второй мировой войны и образования еврейского государства. Родился в городе Бриск (Брест-Литовск) в Литве. Поскольку он родился в шабат Нехаму, его назвали Менахем. Родители дали ему еврейское сионистское образование. В связи с первой мировой войной семья была вынуждена оставить свой дом и скитаться по деревням и небольшим городам восточной Польши. В годы учебы в университете был одним из организаторов самообороны еврейских студентов против действий бандитов-антисемитов. Был одним из руководителей организации Бейтар в Польше. В начале второй мировой войны бежал от немцев в Советскую Россию, где был арестован по обвинению в сионистской деятельности и осужден на восьмилетнее заключение в трудовом лагере. После нападения Германии на Советский Союз был освобожден из заключения и вступил в польскую армию. В ее составе через Иран и Ирак достиг Эрец-Исраэль, где дезертировал. Был назначен руководителем ЭЦЭЛЬ (Иргун Цваи Леуми - "Национальная военная организация"). В наше время найдется немного людей, которые оставили бы такой неизгладимый след в истории еврейского народа. На долю Менахема Бегина выпало предвидеть будущее еврейское государство, бороться за его образование, участвовать в его создании и вести его к большим достижениям.

- 6 Адара 1913 г. - умер рав Йехиэль Михл Пинес, один из лидеров национально-религиозного движения.

- 7 Адара 2368 г. от сотворения мира - родился Моше раббейну, великий пророк и руководитель сынов Израиля. Он умер ровно через 120 лет, 7 Адара (второго месяца Адар) 2488 г. от сотворения.

- 8 Адара 1969 г. - умер Леви Эшколь, третий глава правительства государства Израиль.

- 9 Адара 1948 г. - Армией Обороны Израиля был завоеван город Эйлат. Эта победа стала завершением Войны за Независимость.

- 11 Адара 1920 г. - день гибели Йосефа Трумпельдора при защите поселения Тель-Хай.

- 11 Адара 1970 г. - умер Шмуэль Йосеф Агнон (наст. фамилия - Цацкес), один из крупнейших ивритских писателей. Он родился в Галиции. В 1925 г. приехал в Эрец-Исраэль и поселился в Иерусалиме. Произведения Агнона охватывают около 200 лет еврейской истории. Среди его книг такие, как "Дни трепета", где описываются обычаи, законы и переживания людей в дни, отделяющие Рош а-Шана от Йом Кипура, и "Вы видели", посвященная дарованию Торы. Его книги и рассказы переведены на многие языки. В 1934 году ему была присуждена премия имени Бялика; он был первым писателем, ставшим лауреатом государственной премии Израиля в области литературы. В 1966 году присуждение Нобелевской премии в области литературы принесло Й. Агнону всемирную известность.

- 13 Адара 1986 г. - умер рав Моше Файнштейн, наставник и руководитель своего поколения, один из величайших авторитетов в области современной Галахи (свода еврейских законов).

- 13 Адара - Пост Эстер. Продолжается с утра до выхода звезд. Он установлен в память о трехдневном посте евреев, проживавших в столице Шушан, которые, узнав о рассылке писем с приказом истребить народ Израиля, постились 13, 14 и 15-го Нисана и молились, чтобы злодейский план не осуществился.

- 14 Адара - праздник Пурим. Установлен в честь победы евреев в дни правления царя Ахашвероша.

- 14 Адара 1870 г. - основано первое сельскохозяйственное поселение "Микве Исраэль"

- 14 Адара1982 г. - умер рав Цви Йегуда а-Коэн Кук, наставник и руководитель национально религиозного лагеря. Родился в 1890 году в Литве. Учился в доме своего отца рава Авраама Ицхака а-Коэн Кука. Когда ему исполнилось 13 лет, вместе с родителями приехал в Эрец-Исраэль. В начале первой мировой войны, когда рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук не смог вернуться в Эрец-Исраэль, рав Йегуда присоединился к отцу в Лондоне. Там изучал иностранные языки и научные дисциплины на академическую степень, которую отказался получить. С окончанием войны вернулся вместе с родителями в Эрец-Исраэль, где помогал отцу в организации иешивы "Мерказ а-рав" в Иерусалиме. Его уроки привлекали множество учеников из различных иешив. Его скромная квартира на протяжении многих лет была центром притяжения для учеников и почитателей, последователей и нуждающихся в совете и помощи. Разделяя взгляды приверженцев идеи неделимости Земли Израиля, он направлял своих учеников основывать поселения в Иудее и Самарии, считая это исполнением заповеди заселения Святой Земли.

- 15 Адара - Шушан-Пурим. Празднуется в тех городах Израиля, которые были окружены стеной в момент завоеваний Йегошуа (Иерусалим, по некоторым мнениям - Хеврон).

- 18 Адара 1918 г. - был создан Еврейский батальон, состоявший из еврейских военных отрядов, которые оказывали содействие английской армии во время первой мировой войны. Инициатором введения еврейских военных отрядов в состав английской армии во время первой мировой войны был Зеев Жаботинский - деятель сионистского движения, известный журналист, публицист и поэт. Он и его сподвижник Йосеф Трумпельдор надеялись добиться через англичан укрепления еврейских поселений на территории Земли Израиля и, в конечном итоге, создать независимое еврейское государство. Батальон был расформирован сразу же по окончании войны. В 1920 году во время погромов в Иерусалиме Жаботинский встал во главе отрядов еврейской обороны и был арестован английскими властями. Он был приговорен к 15-ти годам каторжных работ, но под давлением журналистов многих стран был освобожден и изгнан из подмандатной Палестины.

- 18 Адара (второго месяца Адар) 1938 г. - было образовано поселение Ханита в Верхней Галилее, создание которого положило начало тактике возведения поселений за одну ночь, получившей название Хома у-мигдаль ("Стена и башня").

- 19 Адара 1940 г. - "Закон о земельных владениях". Введен англичанами как поправка к "Белой книге". Согласно этому закону, евреям было запрещено основывать поселения и покупать земельные участки в большинстве районов Эрец-Исраэль.

- 20 Адара 1970 г. - умер Натан Альтерман, один из самых выдающихся поэтов Израиля.

- 21 Адара 1978 г. - умер рав Шломо Йосеф Зевин. Родился в Белоруссии в 1890г. Более 39 лет возглавлял издание “Талмудической энциклопедии”. При его жизни вышли в свет 15 томов. Учился в йешиве Мир, а затем у хабадского адмора Рабби Шмарья’у Ноаха Шнеерсона в Бобруйске. Занимал должность раввина в Казимирове и в Новозивскове в царской России и при Советской власти. Вместе с равом Йехезкелем Абрамовским выпускал ежемесячник, посвященный темам Торы и галахи Гдиль Тора (“Величие Торы”), который впоследствии был закрыт властями. В 1935 году приехал в Израиль. Написал несколько книг, наибольшей популярностью из которых пользуется Моадим бе-Галаха (“Праздники, с точки зрения галахи”). В 1959 году был удостоен Прас Исраэль в области литературы, посвященной Торе и вопросам галахи.

- 29 Адара 1948 г. - началась операция "Нахшон", в результате которой была прорвана блокада Иерусалима в ходе Войны за Независимость.

<< предыдущая страница   следующая страница >>