Рав Зеев Мешков От смешного до великого - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рав Зеев Мешков От смешного до великого - страница №1/3

Рав Зеев Мешков

От смешного до великого

02.2002
Сила смеха

Существует обычай надевать в день Пурима карнавальные костюмы и маски и разыгрывать веселое представление - Пуримшпиль. От великого до смешного - один шаг...

А в обратном направлении? От смешного до великого?

Только еврей может подняться от смешного до великого, потому что никто не умеет смеяться над собой так, как мы.

Смех (умный или неумный, добрый или не добрый) бывает вызван поступками, продиктованными неверным восприятием действительности: думал, что садится на стул - а стула не оказалось, думал, что съест сладкий пирог, а пирог был начинен горчицей, размахнулся, чтобы ударить подчиненного, но попал в начальника. Шут в отсутствии царя взобрался на трон и дает указания - все подчиняются, но с трудом сдерживают смех. Однако самое абсурдное мировосприятие, ни коим образом не соответствующее действительности, формируется у человека, убежденного в том, что он не нуждается в Тв-рце. Глядя на его важность и самодовольство, хочется смеяться. А над теми, кто одержим идеей построить мир, в котором не останется места Б-гу, смеется сам Вс-вышний: “Почему волнуются народы и нации замышляют пустое? Встают цари земли и властелины, совещаются вместе против Б-га и против Машиаха Его: “Разорвем узы их и сбросим с себя путы их”. Засмеется сидящий на небесах, высмеивать будет их и пылающим гневом Своим напугает...” (Те’илим, 2:1-4).

Почему же Б-г здесь назван “сидящий на небесах?” Разве нет Б-га на земле? Если человек отталкивает Вс-вышнего, - Он скрывает Себя и кажется, что земля находится в полном распоряжении людей. Но когда человек теряет самоуверенность и начинает искать Б-га, Вс-вышний скрывает Свое Лицо еще больше. Это скрытие становится наказанием по принципу “мера за меру”: “Когда Я хотел открыть Свое лицо - ты не хотел, теперь, когда ты хочешь - Я не хочу”. Обидно? А не обидно ли было Тв-рцу, когда Он открывал Себя, а человек отвернулся? Как вырваться из этого заколдованного круга, когда стремление найти Тв-рца приводит к еще большему отдалению от Него?

Делать все самому, не рассчитывая на помощь Свыше, но при этом - смеяться над собой. В Пурим мы наряжаемся в королей, верящих в свое могущество, стараемся быть похожими на них и смеемся над собой - над тем, как мы все хорошо понимаем, можем спланировать и рассчитать, знать наперед и предвидеть все обстоятельства в будущем. И если мы смеемся над собственным всезнанием и всемогуществом - исполняются желания, и удаются дела. Адар - месяц удачи для тех, кто делает все сам и при этом не верит во всемогущество человека. Этот месяц на весь год дает нам силу не верить в себя, но не впадать в отчаяние и не опускать руки.

Нет более сильного приближения к Тв-рцу, чем проявление Его Присутствия через дело рук человека. Но для того, чтобы Тв-рец проявил Себя через наши дела, нужно делать, а не опускать руки и не повторять без конца, что, когда настанет время, Он принесет всех рассеянных в Землю, что Он защитит нас от арабов, даже если мы не будем держать оружие в руках, что Он построит Храм, даже если мы оставим Храмовую гору в распоряжении исламского комитета (ВАКФ). Чудо собирания рассеянных не происходит, пока мы не покупаем билет на самолет. Чудо защиты Израиля от многочисленных врагов происходит через тех, кто не спит на посту. Чудо возведения Третьего Храма будет заключаться в том, что люди будут усердно трудиться, но камень ляжет на камень столь быстро и точно, что никто не скажет: “Я нашел ему место и уложил его” (Бейт Ишай).

Амалек появился в нашей истории в тот момент, когда сыны Израиля спросили: “Есть ли Б-г среди нас?” Амалек настиг нас на стоянке, которая называется Рефидим - “опустились руки”. Там опустились руки евреев, потому что они решили: “Если Б-г может все, то пусть Он даст воду на том месте, где мы стоим - из этой скалы. И пусть Он дает нам все необходимое сразу, без того чтобы мы прикладывали усилия” Не все можно понять, не на все вопросы можно ответить. Многое человек понимает через дело рук своих. Недаром Моше во время сражения с Амалеком, которым командовал Йе’ошуа, сидел на возвышенности и поднимал руки вверх - выше головы. И если его руки начинали ослабевать - Амалек набирал силы, а когда они были высоко над головой, страшный враг обращался в бегство. Руки выше головы - символ того, что не все можно постичь разумом, вера и любовь к Тв-рцу призывают действовать и совершать поступки и тогда, когда разум выявляет противоречие: “Если Б-г может все - зачем нужны Ему мои заповеди, мои усилия и старания?” Амалек будет побежден, когда еврей, борясь с врагами, воздвигая города, обрабатывая землю и строя Храм, почувствует, что он может все - и засмеется над собою! Как смеялся Авраам, когда ему было предсказано, что в сто лет у него родится сын. Как смеялась Сара, когда она почувствовала, что в девяносто лет у нее появились силы родить ребенка. И тогда засмеется Вс-вышний на небесах над потомками Ишмаэля, который смеялся над Ицхаком, и засмеется над Амалеком, о котором наши мудрецы сказали “Амалек - насмешник” (Шмот Раба 27:5), и над христианами и нацистами, насмехавшимися над нашим народом на протяжении долгого изгнания, и настанет время Машиаха.

Есть смех и есть смех... Смех над собой - победа над теми, кто смеется над нами.



Десять сыновей Амана

№38. 03.2003

В 1946 году в Нюрнберге были осуждены и повешены десять крупнейших нацистских преступников. История этой казни напрямую связана с казнью десяти сыновей Амана...









Мы читаем в последней главе свитка Эстер:
«И перебили иудеи всех врагов своих, ударом меча убивая и истребляя, и поступали с ненавидевшими их по своей воле. И в Шумане, городе престольном, убили иудеи и погубили пятьсот человек; и
Паршандату, и
Дальфона, и
Аспату, и
Порату, и
Адалью, и
Аридату, и
Пармашту, и
Арисая, и
Аридая, и
Вайзату — десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, врага иудеев, умертвили они, а на грабеж не простерли руки своей. В тот же день сообщили о числе убитых в Шушане, городе престольном, царю. И сказал царь Эстер, царице: «В Шушане, городе престольном, умертвили иудеи и погубили пятьсот человек, и десятерых сыновей Амана, а в прочих областях царя что они сделали? И каково желание твое? И будет удовлетворено оно для тебя; и какая просьба твоя? И она будет исполнена». И сказала Эстер: «Если угодно царю, то пусть бы позволено было иудеям в Шушане и завтра делать то же, что и сегодня; и десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве», И сказал царь, чтобы сделано было так, и дан был указ в Шушане, и десятерых сыновей Амана повесили». (Мегилат Эстер, 9:5-14).

Просьба Эстер представляется странной. Ведь только что было сказано, что десять сыновей Амана были убиты. Можно было бы объяснить это противоречие тем, что Эстер просит повесить тела уже мертвых врагов в устрашение всем тем, кто в будущем захочет поднять руку на евреев. Но в самом свитке есть намек, заставляющий отбросить это предположение: имена убитых сыновей Амана записаны в свитке Эстер в столбик — одно под другим, и это намекает на то, что они уже были повешены, живые или мертвые, — и именно в том порядке, в каком они висели на столбе, они перечислены на пергаменте.

Единственный правильный ответ: Эстер обладала пророческим даром и знала, что в будущем вновь возникнет ситуация, когда народы мира захотят полностью истребить еврейский народ, как это было во времена Ахашвероша. И Эстер просила - нет, не у персидского царя, а у Царя царей - чтобы это преступление не осталось без возмездия. Произнося слово «Царь», праведница Эстер всегда обращалась в Высшую инстанцию и только делала вид, будто бы просит о милости царя из плоти и крови. И действительно, в 21 день месяца тишрей 5707 года по еврейскому летоисчислению в Нюрнберге были осуждены и повешены 10 нацистских преступников. Есть намек на то, что это событие содержится в самом свитке Эстер: согласно существующим уже 2300 лет правилам (то есть с момента написания свитка Эстер) каждый писец, переписывающий свиток Эстер, обязан писать в именах сыновей Амана некоторые из букв маленькими и одну большой. При взгляде на имена, записанные в столбик на пергаменте и так же появляющиеся во всех печатных изданиях, тут же бросаются в глаза буквы «тав», «шин» и «зайн», отличающиеся от остальных букв своим уменьшенным размером, и буква «вав» в последней строчке, написанная так, что она опускается намного ниже строки. Это указание на год, когда произошли события, похожие на Пурим, хотя и при более трагичных обстоятельствах. В еврейской традиции принято записывать год не цифрами, а буквами. Каждая буква имеет числовое значение, и их сумма обозначает тот или иной год. В данном случае «тав» соответствует числу 400, «шин» — 300, «зайн» — 7. Вместе — 707. Большая «вав» (ее числовое значение — 6) понимается как указание на шестое тысячелетие — пятитысячные годы, В результате мы понимаем, что речь идет о 5707 годе. Он соответствует 1946—1947 годам принятого календаря. 1946 год — год Нюрнбергского процесса и казни десяти нацистских преступников. В одном из номеров того периода газета «Нью-Йорк Уокер» отметила, что один из приговоренных по имени Штрайхер закричал, когда ему на голову одели черный мешок: «Пурим сорок шестого года»!

Хотите — верьте, хотите — проверьте...


№141. 03.2005
Галаха и ее смысл - о заповедях праздника Пурим










(1) Каждый человек - будь то мужчина или женщина, обязан слушать чтение Мегилат Эстер вечером и утром (141:7).

Многие авторитеты считают, что в Пурим не произносят песнь Всевышнему – «Алель», так как чтение Мегилат Эстер - само по себе выражение благодарности Ему. Мы читаем свиток, в котором в процессе рассказа о спасении ни разу не упоминается имя Всевышнего. Но самоуверенность хозяев собственной судьбы и вершителей народных судеб, описанная в Мегилат Эстер, не скрывает от нас чудо спасения, а лишь помогает еще полнее выразить благодарность Творцу, Который остается с нами даже тогда, когда скрывает Себя.

Каждый праздник – это не только воспоминание о прошлом, но и попытка научиться чему-то. «Каждый человек должен смотреть на себя самого, как на вышедшего из Египта» - таков закон праздника Песах. Но этот закон распространяется в значительной степени и на другие праздники: в Хануку нужно представить себе, что именно ты одержал победу над сирийцами, а в Пурим следует пережить заново чудесное спасение, произошедшее в персидский период нашей истории. Этим объясняется наше желание воздать благодарность Творцу, не упоминая Его имени: так мы лучше можем представить себе, как Его рука сложила незаметно для евреев того времени все части мозаики и привела к неожиданному спасению.
(2) Каждый человек в день Пурима обязан послать два вида еды хотя бы одному еврею, как сказано: "И посылка угощений от человека его ближнему" (Мегилат Эстер, 9:22).

Угощением называется то, что готово для употребления в пищу без дополнительного приготовления. Тот, кто пошлет больше угощений - и не одному, а нескольким своим друзьям, - достоин похвалы. Но если средства человека ограничены, то лучше вместо того, чтобы умножать подарки знакомым или покупать продукты для праздничной трапезы, на которую обычно приглашают своих близких, помочь нуждающимся, ибо нет большей радости для Всевышнего, когда радуется сердце неимущего, сироты и вдовы. Всякий, кому удается обрадовать несчастных людей, похож на Шхину, как сказано "Оживить дух униженных и оживить сердце людей, раздавленных горем " (Йешаягу, 57:15; Кицур Шулхан Арух, 122:1).

В Пурим мы посылаем своим друзьям блюда к праздничному столу подобно тому, как подданные считали за честь послать изысканные яства царственным особам. Б-жественное Присутствие - как душа еврейского народа, поддерживающая жизнь, - без Него - смерть и распад тела. Разложение народа проявляется в беспричинной ненависти друг к другу и в бессмысленных спорах, которые умножаются все больше по мере того, как отдаляется Шхина (Маарал, Нецах Исраэль). В этот день мы восстанавливаем наше единство: каждый отодвигает свое "я" перед "я" другого. Посылая друг другу угощения к праздничному столу, мы стараемся подчеркнуть, что к друзьям мы относимся с таким уважением, которого удостаиваются только цари. И когда каждый жертвует своими личными устремлениями и амбициями, раскрывается то общее, что объединяет нас - союз с Б-гом.

"Иди собери всех евреев", - велела Эстер Мордехаю. "Всех" - потому что одному человеку было бы не под силу спасти народ.

"И для евреев был свет, и радость, и веселье..." (Мегилат Эстер, 8:16). Новый свет, полившийся в персидском изгнании из неизвестного до тех пор источника, наши мудрецы сравнивают с раскрытием лица Всевышнего у горы Синай (Шабат, 88а). Второе дарование Торы... Но не из внешнего мира, а из сердца. С исчезновением во внутреннем мире человека дурного желания злодеи теряют силу. И каждый еврей говорит себе: "Мои друзья - цари, перед силой которых отступает зло. Царям платят дань за то, что они охраняют и спасают от врагов, и я обязан послать им угощение".
(3) Чудо Пурима связано с вином.

Эстер стала царицей после того, как Ахашверош, сердце которого развеселилось от вина, велел привести на пир Вашти, а та отказалась прийти; Ахашверош на пиру у Эстер распорядился повесить Амана.

Поэтому наши мудрецы обязали нас пить в этот день до состояния опьянения. Так заповедали они нам: "Должен каждый человек в Пурим пить вино до тех пор, пока он не перестанет различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай", и уж, по крайней мере, пусть еврей выпьет больше обычного в память о великом чуде и приляжет вздремнуть, чтобы, когда он спит, не различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай" (Кицур Шулхан Арух,122:6).

Кто-то исполняет эту заповедь при помощи вина, а кто-то предпочитает лечь поспать и, таким образом, на время отключить свой разум.

Как объяснить смысл этой заповеди?

Прямая и непосредственная связь с Творцом, выражающаяся в том, что Б-жественное желание рождается прямо в сердце еврея. Смысл чудес, произошедших во внешнем мире, раскрывается через анализ событий. А чудо сердца - как его понять? Глаза не видят расступившееся море, уши не слышат голос с горы Синай, и разум не знает, от чего оттолкнуться, чтобы прийти к осознанию причин. Помочь раскрыть чудо, которое происходит в сердце, может только сердце. Но для того, чтобы стать единственным инструментом приближения к истине, когда разум отказывается помочь, оно должно быть абсолютно чистым от греха, скрывающего правду. Благословенны праведники, достигшие состояния внутренней чистоты - "благословен Мордехай". А когда сердце абсолютно чисто от греха, исчезает корень зла и во внешнем мире и - "проклят Аман".


(4) Даже тот человек, который живет на подаяние, обязан дать подарки двум беднякам (Мегилат Эстер, 9:22).

В Пурим, когда дают цдаку, не выясняют, действительно ли нуждается человек, а помогают по мере возможности каждому протянувшему руку. Тот, кто живет в месте, где нет бедных, пусть отложит деньги для того, чтобы передать их нуждающемуся в помощи человеку, как только встретит такого (Кицур Шулхан Арух, 122:3). Заповедь помочь нуждающемуся - вечная: распространяется на все времена года и дни недели (в субботу не дают цдаку, но приглашают в гости, чтобы напоить и накормить неимущих). Но в Пурим она обретает дополнительный смысл, настолько важный, что превращается в особое повеление – дать подарки двум беднякам. В чем здесь секрет? В этот день мы не только стремимся помочь бедным, а раскрываем Тору через наши сердца. Тора не входит в сердце, омраченное печалью, и мы ищем евреев, которые попали в беду, и стремимся вернуть им радость, чтобы и они, а вместе с ними и весь народ, удостоились нового света.


(5) Каждый человек должен принять участие в праздничной трапезе.

Эту заповедь можно исполнить только в светлое время. Принято также садиться за праздничный стол после вечернего чтения свитка Эстер, хотя эта трапеза не является заповедью и не освобождает от обязанности устроить застолье в дневное время.




следующая страница >>