Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Интеллектуальные информационные системы» Направление 230200 Информационные системы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Математические основы теории... 1 118.26kb.
Программа дисциплины "информационные технологии" Рекомендуется Министерством... 1 101.22kb.
Программа дисциплины "мультимедиа технология" Рекомендуется Министерством... 1 98.84kb.
Программа дисциплины "теория информационных процессов и систем" Рекомендуется... 1 116.92kb.
Программа Государственного экзамена по специальности 230200. 1 60.65kb.
6М070300- информационные системы: Алгоритмизация и языки программирования 1 27.55kb.
График приема академических задолженностей преподавателями кафедры... 1 27.74kb.
Программа «Высокотехнологичные информационные системы» 1 25.23kb.
Программа дисциплины Архитектура корпоративных информационных систем 1 114.72kb.
Программа курса для направления 230200. 68 «Информационные системы. 1 116.84kb.
Программа государственного экзамена «Математическое моделирование... 1 97.16kb.
Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение... 1 32.72kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Интеллектуальные информационные системы» Направление - страница №1/1

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано

Утверждаю


___________________

Зав. кафедрой ИС и ВТ

доцент Е. Б. Мазаков


_______________________

Зав.кафедрой ИС и ВТ

доц. Е.Б. Мазаков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплинЫ
«Интеллектуальные информационные системы»


Направление 230200 – Информационные системы

Специальность 230201 -Информационные системы и технологии



Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная
Составитель: доцент К. И. Кузьмин


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с теоретическими основами и методиками разработки и эксплуатации интеллектуальных информационных систем.



Задачи изучения дисциплины

Студенты должны уметь самостоятельно разрабатывать и иметь практические навыки по программированию интеллектуальных информационных систем.


2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина относится к специальным дисциплинам цикла СД основной образовательной программы подготовки специалистов 230201 «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Теоретической и практической основами дисциплины являются курсы «Математика» (Дискретная математика, Математическая логика и теория алгоритмов, Вычислительная математика, Теория вероятностей, математическая статистика и случайные процессы), «Информатика», «Информационные технологии», «Программирование на языке высокого уровня». Приобретённые знания студентами будут непосредственно использованы при изучении следующих дисциплин: «Базы данных», «Сети ЭВМ и телекоммуникации», «Методы и средства защиты компьютерной информации», и др., а также в курсовом и дипломном проектировании.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
В соответствии с п.4 государственного образовательного стандарта в обязательный минимум рабочей программы дисциплины должны входить: Основные понятия искусственного интеллекта; информационные системы, имитирующие творческие процессы; информация и данные; системы интеллектуального интерфейса для информационных систем; интеллектуальные информационно-поисковые системы; экспертные системы; информационные модели знаний, логико-лингвистические и функциональные семантические сети; семантическая сеть как реализация интегрированного представления данных, категорий типов данных, свойств категорий и операций над данными и категориями; фреймовые модели; модель прикладных процедур, реализующих правила обработки данных; методы представления знаний в базах данных информационных систем; методы инженерии знаний; инструментальные средства баз данных; тенденции развития теории искусственного интеллекта.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами знаний по разработке и эксплуатации интеллектуальных информационных систем, основными методами их построения, получение практических навыков в использовании методов и средств программной реализации

Знать назначение и области применения интеллектуальных информационных систем, принципы их построения и функционирования, типовой состав программного обеспечения и особенности его реализации; методы приобретения, представления и использования знаний в интеллектуальных информационных системах; принципы построения нечетких моделей и искусственных НС.

Уметь использовать методологию проектирования интеллектуальных информационных систем, нечётких моделей и искусственных НС; использовать инструментальные средства их реализации.

Владеть методами проектирования интеллектуальных информационных систем и навыками их эксплуатации.
4.Объем часов по дисциплине и виды учебной работы

Объем часов учебной работы по формам обучения, видам занятий и самостоятельной работе представлен в таблице.



Вид учебной работы

Всего часов







Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)

102

Работа под руководством преподавателя

51

В том числе аудиторные занятия:

51

Лекции

34

Лабораторные работы

17

Самостоятельная работа студента

51

Текущий контроль, количество

10

Рубежный контроль

3

Контрольная работа



Вид итогового контроля

Зачет



5.Содержание дисциплины

5.1.Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение. Цели и задачи. Основные понятия и определения

Цели и задачи дисциплины. Понятие искусственного интеллекта. Автоматизация рассуждений.

2

Основные тенденции развития ИИС. Классификация ИИС. Эволюция развития и структура ИИС

Основные типы задач, решаемых экспертными системами и их характеристики. Классификация ИИС. Примеры современных ИИС. Структура и типовые компоненты экспертных систем. Механизмы функционирования ИИС и принципы организации подсистем логического вывода, советов и пояснений, базы знаний, пользовательского интерфейса. Проблемы получения, представления и использования знаний в ИИС

3

Данные и знания. Получение, представление и использование знаний в ИИС

Данные и знания. Проблемы разработки систем, основанных на знаниях. Эволюция средств построения ЭС. Технология приобретения знаний. Интегрированные системы поддержки знаний. Автоматизация процесса генерации базы знаний. Вопросно-ответные системы. Системы, понимающие естественный язык.

4

Управление выводом в продукционных системах

Правила продукций. Продукционные ЭС. Управление выводом в продукционных экспертных системах. Прямая и обратная цепочка рассуждений. Граф И/ИЛИ для представления процесса поиска. Метод резолюций.

5

Представление знаний на семантических сетях

Представление знаний на семантических сетях. Семантические сети и их формализованное описание. Экстенсиональные и интенсиональные семантические сети. Логический вывод в семантических сетях. Структура и механизм функционирования ЭС на семантических сетях.

6

Представление знаний при помощи фреймов

Представление знаний при помощи фреймов. Основные понятия теории фреймов. Структура данных фрейма. Механизм наследования. Структура ЭС с представлением знаний на фреймах. Особенности реализации.


7

Технология приобретения знаний

Инженерия знаний.





Методология нечёткого моделирования

Методология нечеткого моделирования. Источники нечёткости. Основные понятия теории нечетких множеств. Нечеткие отношения. Нечеткая и лингвистическая переменная. Системы нечеткого вывода. Этапы нечеткого вывода. Алгоритмы нечеткого вывода. Методы приведения к четкости. Реализация нечетких моделей в среде пакета Matlab. Примеры ЭС с нечеткими знаниями.




Искусственные нейронные сети

Основные понятия и определения. Моделирование искусственных нейронов. Примеры искусственных НС. Типы нейронов. Задачи НС. Основные свойства. Обучение однослойных и специальных НС. Многослойные нелинейные НС.

Нечёткие НС. Алгоритмы обучения и использования гибридных сетей. Примеры построения.



Генетические алгоритмы. Гибридные системы.


5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами





Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины







1

2

3

4

5

6

7

8




Базы данных




+













+







Сети ЭВМ и телекоммуникации




+




+
















Методы и средства защиты компьютерной информации




+







+












5.3.Разделы дисциплины и виды занятий

2

Раздел

Наименование разделов, тем дисциплины

Объем в часах по видам







Всего

Л

ПЗ

С

ЛЗ

1

Введение. Цели и задачи. Основные понятия и определения

2

1

-

-

-

2

Основные тенденции развития ЭС. Классификация ЭС. Эволюция разви-тия и структура ЭС

2

1

-

-

-

3

Данные и знания. Получение, предста-вление и использование знаний в ЭС

2

1

-

-

-

4

Управление выводом в продукционных системах

2

2

-

-

-

5

Представление знаний на семантических сетях

1

1

-

-

-

6

Представление знаний при помощи фреймов

2

2

-

-

-

7

Технология приобретения знаний

2

2

-

-

-

8

Технология создания ЭС

1

1

-

-

-

9

Пример реализации

2

2

-

-

-

10

Создание ЭС на языке Prolog и средствами интегрированной оболочки ЭКО

6

2

-

-

4

12

Нечёткая и лингвистическая переменная

1

1

-

-

-

13

Нечёткие продукции

2

2

-

-

-

14

Проектирование базы нечётких продукций

2

2

-

-

-

15

Системы нечёткого вывода

1

1

-

-

-

16

Реализация нечётких моделей в среде Matlab

9

2

-

-

7

17

Задачи НС. Классификация. Основные свойства

2

2

-

-

-

18

Моделирование искусственных нейронов

1

1

-

-

-

19

Обучение однослойных и специальных НС

1

1

-

-

-

20

Многослойные нелинейные НС

2

2

-

-

-

21

Нечёткие НС

1

1

-

-

-

22

Алгоритмы обучения и использования гибридных сетей

1

1

-

-

-

23

Реализация НС в среде Matlab

7

1

-

-

6

24

Генетические алгоритмы

1

1

-

-

-

25

Заключение. Текущие задачи и будущие направления

1

1

-

-

-

Итого:

51

34

-

-

17

Самостоятельная работа в объёме 51 час отводится на освоение лекционного материала, подготовку к лабораторным занятиям, оформление отчётов по лабораторным занятиям и подготовку к зачёту

6. Лабораторный практикум




п\п

раздела дисцип.

Наименование лабораторной работы

Количество часов

1

10

Построение экспертной системы (ЭС) средствами языка Prolog

2

2

10

Разработка ЭС средствами оболочки ЭКО

4

3

16

Реализация нечётких моделей средствами пакета Matlab (Fuzzy Logic Toolbox)

7

4

23

Исследование искусственных нейронных сетей (ИНС) средствами пакета Matlab (Neural Network Toolbox)

2

5

23

Построение ИНС средствами входного языка системы Matlab

4


7.Практические занятия (семинары)

Практические занятия учебным планом не предусмотрены
8.Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Учебным планом не предусмотрено курсовое проектирование

9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Петухов О.А. Экспертные системы: Учеб. пособие. – СПб.: СЗТУ, 2004. – 150 с.

2. Петухов О.А. PDC Prolog - язык систем искусственного интеллекта: Учебн. пособие. – СПб.: СЗТУ, 2006. – 168 с.

3. Жданов А. Автономный искусственный интеллект. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008 - 360с.

4. Петухов О.А., Бригаднов И.А., Хамидуллин Р.Р. и др. Нечёткие модели: Учеб. пособие. – СПб.: СЗТУ, 2007. – 92 с.

5. Хайкин С. Нейронные сети: полный курс, Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 1104 с.



б) дополнительная литература:

  1. Частиков А.П. Кузьменко И.П., Хоконова Е.З. Системы искусственного интеллекта: от теории к практике. Учебное пособие. Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2011. – 264 с.

  2. Корниенко А.В. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 176 с.

  3. Андрейченко А.В., Андрейченко О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 424 с.

  4. Гаскаров Д.В. Интеллектуальные информационные системы. Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – 431 с.

  5. Круглов В.В., Дли М.И. Интеллектуальные информационные системы: компьютерная поддержка систем нечёткой логики и нечёткого вывода. – М.: Издательство Физико-математической литературы, 2002. – 256 с.

  6. Леоненков А.В. Нечёткое моделирование в среде MATLAB и tuzzyTECH. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 736 с.

  7. Назаров А.В., Лоскутов А.И. Нейросетевые алгоритмы прогнозирования и оптимизации систем. – СПб.: Наука и Техника, 2003. – 384 с.

  8. Джексон П. Введение в экспертные системы. Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 624 с.

  9. Рутковская Д, Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечёткие системы: Пер. с польск. И.Д. Рудинского. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 452 с.

  10. Ярушкина Н.Г. Основы теории нечётких и гибридных систем: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.


в) программное обеспечение: Prolog, CLIPS, MatLab

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Internet
www.ito.su/1998-99/k/frolov_1.html  

ermak.cs.nstu.ru/site/students/ai1/chapter1.htm  

www.softkey.info/reviews/review464.php  

www.shuklin.com/ai/ht/ru/ai00004f.htm  

www.edu-zone.net/show/48171.html  

______________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра ИСиВТ доцент К.И.Кузьмин