Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» - страница №3/3
6. Тематика лабораторных занятий (с указанием наименования и краткого содержания, количество часов).
№ раздела курса и темы лекционного курса
|
№ лабораторной работы
|
Наименование лабораторной работы
|
Кол-во часов
|
4/16
|
1
|
Обеспечение безопасности и целостности данных информационных систем и технологий. Сравнительный анализ, выбор, инсталляция и настройка антивирусных программ.
|
2
|
2/4
|
2
|
Сборка информационной системы из готовых компонентов с учетом семантического разрыва.
|
6
|
2/5
|
3
|
Система прерываний персональной ЭВМ IBM PC
|
2
|
4/16
|
4
|
Оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования.
|
3
|
2/11
|
5
|
Установка драйверов внешних устройств. Настройка яркости, контрастности, резкости изображения монитора. Настройка и подключение принтера к локальной сети. Построение цветовой модели RGB и CMYK.
|
4
|
|
Итого
|
|
17
|
|
|
|
|
7. Тематика практических (семинарских) занятий (с указанием наименования и краткого содержания, количество часов)
№ раздела курса и темы лекционного курса
|
№ практического занятия
|
Наименование практических (семинарских) занятий
|
Кол-во часов
|
1/1
|
1
|
ПР1. Выполнение арифметических операций над числами, представленными в дополнительных кодах.
Выполнение арифметических операций над числами представленными в дополнительных кодах.
|
2
|
1/2
|
2
|
ПР2. Представление информации в ЭВМ. Машинные элементы
информации: байты, слова, двойные слова.
Машинные элементы
информации: байты, слова, двойные слова.
|
2
|
1/2
|
3
|
ПР3. Кодирование чисел и символов в системе кодирования ASC-II и Unicode.
|
2
|
2/3
|
4
|
Сем.1. Принципы организации ЭВМ.
|
2
|
2/4
|
5
|
Сем.2. Функциональная организация (архитектура) ЭВМ
|
2
|
2/5,6
|
6
|
Сем.3. Микропроцессоры и интерфейсные устройства
|
2
|
2/7,8,9,10
|
7
|
Сем.4. Запоминающие устройства ПК. Постоянные и внешние запоминающие устройства.
|
2
|
2/11
|
8
|
Сем.5. Видеотерминальные устройства.
|
2
|
3/12,13, 14,15
|
9
|
Сем.6. Организация ввода/вывода информации в ЭВМ
|
1
|
|
Итого
|
|
17
|
|
|
|
8. Тематика самостоятельной работы (с указанием наименования разделов, тем, сроки выполнения, количество часов)
№ раздела курса и темы самостоятельного изучения
|
Содержание вопросов и заданий для самостоятельного изучения
|
Сроки выполнения (неделя, месяц и т.п.)
|
Количество часов
|
1/1, 2
|
Повторение ранее пройденного материала при подготовке к контрольной работе. Выполнение арифметических операций над числами, представленными в дополнительных кодах.
|
2 неделя
|
1
|
2/4
|
Повторение ранее пройденного материала при подготовке к семинару и к летучке. Принципы организации ЭВМ.
|
3 неделя
|
1
|
2/4
|
Повторение ранее пройденного материала при подготовке к семинару. Функциональная организация (архитектура) ЭВМ
|
5 неделя
|
1
|
2/5
|
Повторение ранее пройденного материала при подготовке к семинару. Микропроцессоры и интерфейсные устройства
|
9 неделя
|
1
|
2/7,8,9,10
|
Повторение ранее пройденного материала при подготовке к семинару. Запоминающие устройства ПК. Постоянные и внешние запоминающие устройства.
|
13 неделя
|
1
|
2/11
|
Повторение ранее пройденного материала при подготовке к семинару. Видеотерминальные устройства.
|
14 неделя
|
1
|
3/12,13, 14,15
|
Повторение ранее пройденного материала при подготовке к семинару. Организация ввода/вывода информации в ЭВМ
|
16 неделя
|
1
|
9. Тематика рефератов. НЕТ
10. Тематика курсовых проектов (работ). НЕТ
11. Формы текущего контроля
Формы контроля (тесты, контрольные работы, опрос и т. п.)
|
Сроки проведения
|
Раздел, тема
|
КТ 1. Принципы организации ЭВМ. Выполнение арифметических операций над числами, представленными в дополнительных кодах.
|
2 неделя
|
1/1, 1/2
|
КТ 2. Представление информации в ЭВМ. Кодирование чисел и символов в системе кодирования ASC-II и Unicode.
|
3 неделя
|
2/3
|
КТ 3. Функциональная организация (архитектура) ЭВМ
|
5 неделя
|
2/4
|
КТ 4. Микропроцессоры и интерфейсные устройства
|
9 неделя
|
2/5,6
|
КТ 5. Опрос. Запоминающие устройства ПК. Постоянные и внешние запоминающие устройства.
|
13 неделя
|
2/7,8,9,10
|
КТ 6. Опрос. Видеотерминальные устройства.
|
14 неделя
|
2/11
|
КТ 7. Опрос. Организация ввода/вывода информации в ЭВМ
|
16 неделя
|
3/12,13,14,15
|
12. Вопросы к экзамену
-
Чем различаются понятия «архитектура» и «структура» компьютера?
-
На конкретном примере продемонстрируйте семантический разрыв между современными языками программирования и архитектурными решениями компьютера.
-
Какие пути усовершенствования архитектуры фон Неймана известны?
-
Разработайте и реализуйте механизм преобразования виртуального адреса в реальный.
-
Сформулируйте основные особенности суперкомпьютера.
-
Проанализируйте основные этапы разработки проекта архитектуры ВС и функции, реализуемые на каждом из них.
-
Разработайте и реализуйте алгоритм управления простейшим технологическим процессом для компьютера, работающего в «замкнутом» цикле.
-
Проанализируйте особенности RISC- и CISC-архитектур компьютеров.
-
Приведите конкретные примеры воплощения RISC-архитектур в реальных компьютерах.
-
Проанализируйте и сравните по различным параметрам (быстродействию, объему памяти, сложности программирования) программы для одно-, двух-, трех- и безадресных компьютеров.
-
Проведите оптимизацию универсальной системы команд, если задан конкретный набор решаемых задач.
-
Разработайте микропрограммы выполнения заданных операций для .реального компьютера. Проанализируйте целесообразность микропрограммной поддержки операций.
-
В одном из графических редакторов покажите принцип формирования цветовой модели RGB.
-
В одном из графических редакторов покажите принцип формирования цветовой модели CMYK.
-
Рассчитайте частоту строчной развертки при заданных преподавателем значениях кадровой частоты и разрешающей способности экрана.
-
Изображение, отсканированное сканеров в режиме черно-белого изображения с градациями серого с 8-разрядной глубиной будет занимать х Мб памяти. Рассчитайте сколько памяти будет занимать это изображение если его перевести в цветовую модель RGB.
-
3,46*103-0,02*102=3,46*103+0,002*103=
-
х1=6, х2= -7, чему будет равен Кобр у = Кобр х1+ Кобр х2
-
Сколько РВ будет занимать информация в 1 YВ на жестком диске?
-
Сколько TВ находиться в 10 EB?
-
Составьте структурную запись двоичного числа, равного десятичному “-123” в разрядной сетке ПК.
В формате слово со знаком:
-
15
|
14
|
13
|
12
|
11
|
10
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Составьте в формате структурного поля упакованного формата двоично-кодированное десятичное число -123:
-
В формате структурного поля распакованного формата:
-
Какое из предложенных чисел в шестнадцатеричном формате 1515;АА; 16; D кодируемое одним байтом наибольшее, а какое наименьшее?
-
Составьте в формате структурного поля упакованного формата двоично-кодированное десятичное число 46:
-
Закодируйте число D45 в системе кодирования ASC-II.
-
Закодируйте выражение 3+5=8 в системе кодирования ASC-II..
-
Сколько байт памяти минимум требуется для кодирования 257 различных символов?
-
Сколько байт памяти минимум требуется для кодирования числа 256.
-
Сколько байт памяти минимум потребуется для кодирования 256 символов в системе кодирования Unicode?
-
Сколько байт памяти минимум потребуется для кодирования числа 512 в системе кодирования Unicode?
-
Нарисуйте блок-схему персонального компьютера.
-
Дайте характеристику основных блоков компьютера.
-
Дайте краткую характеристику устройств, входящих в состав микропроцессора.
-
Что такое «системная шина»?
-
Какова основная характеристика системной шины?
-
Дайте классификацию внешних устройств ПК.
-
Назовите состав устройств каждой группы внешних устройств ПК.
-
Что такое «математический сопроцессор», каково его назначение?
-
Что такое «контроллер прямого доступа к памяти» (DMA), каково его назначение?
-
Что такое «контроллер прерываний» и каково его назначение?
-
Назовите основные конструктивные компоненты ПК и дайте им краткую характеристику.
-
Назовите и поясните основные функциональные характеристики ПК.
-
Чем определяется производительность компьютера?
-
Основные классификационные признаки архитектур.
-
Пути развития микропроцессорной техники.
-
Конвейерный принцип выполнения команд.
-
Суперскалярные процессоры.
-
Основные классы микропроцессоров.
-
Регистровая модель микропроцессора.
-
Что такое «интерфейс»?
-
Поясните назначение и основные функции интерфейсов расширения.
-
Поясните назначение и основные функции локальных интерфейсов.
-
Поясните назначение и основные функции периферийных интерфейсов.
-
Дайте краткую характеристику шины ISA.
-
Дайте краткую характеристику семейства интерфейсов PCI.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов AGP.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов USB.
-
Дайте краткую характеристику дисковых интерфейсов AT A, ATAPI, SCSI.
-
Поясните основные достоинства последовательных интерфейсов.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов Serial AT А.
-
Дайте краткую характеристику шин интерфейсов Serial Attached SCSI.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов PCI Express.
-
Поясните основные достоинства беспроводных интерфейсов.
-
Дайте краткую характеристику инфракрасных интерфейсов IrDA.
-
Дайте краткую характеристику радиоинтерфейса Bluetooth.
-
Дайте краткую характеристику семейства беспроводных интерфейсов IEEE 802.11.
-
Дайте краткую характеристику семейства беспроводных интерфейсов IEEE 802.16.
-
Дайте краткую характеристику беспроводных интерфейсов WiBro.
-
Что такое «мобильный беспроводной интерфейс»?
-
Что такое «роуминг»?
-
Поясните назначение прикладных программных интерфейсов.
-
Приведите классификацию запоминающих устройств ПК и дайте краткую характеристику отдельных классов.
-
Что представляют собой и где используются статическая оперативная память, динамическая оперативная память?
-
Поясните назначение и классификацию кэш-памяти компьютера.
-
Поясните физическую структуру основной памяти.
-
Почему иногда при решении сложных задач увеличение объема оперативной памяти в компьютере приводит и к увеличению его производительности?
-
Назовите и поясните основные типы модулей ОЗУ.
-
Назовите основные типы оперативной памяти, поясните и сравните их.
-
Какой тип ОЗУ является наиболее эффективным и почему?
-
Что такое ПЗУ, каково его назначение и в чем особенности ПЗУ типа флэш (Flash)?
-
Поясните логическую структуру ОП.
-
Рассмотрите и поясните разницу в организации Extended- и Expanded-видов памяти.
-
Почему Expanded-память не используется для хранения программ?
-
Как адресуются ячейки ОП в реальном режиме работы микропроцессора?
-
Что такое «виртуальная адресация» и «виртуальная память»?
-
Опишите основные принципы организации файловой системы. Что такое «атрибут файла», «спецификация файла»?
-
Как выполняется в ПК управление файлами?
-
Дайте краткую характеристику системы размещения информации на дисках.
-
Что такое «кластер диска» и какие факторы следует учитывать при выборе размера кластера?
-
Поясните варианты адресации информации на диске в BIOS и в DOS.
-
Что такое «таблица размещения файлов» и как выполняется адресация фрагментированных файлов?
-
Дайте краткую характеристику накопителей на жестких магнитных дисках.
-
Назовите и поясните перспективные технологии записи информации на винчестеры.
-
Дайте краткую характеристику дисковых массивов RAID.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на гибких магнитных дисках.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на оптических дисках CD.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на оптических дисках DVD.
-
Поясните технологию хранения информации на многослойных CD.
-
Поясните технологию хранения информации на дисках Blu-ray.
-
Поясните технологию хранения информации на дисках Millipede.
-
Поясните технологию хранения информации на FMD.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на магнитооптических дисках.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на магнитной ленте.
-
Что такое «флэш-память»? Назовите ее особенности и достоинства.
-
Почему флэш-память типа NAND обычно называют флэш-дисками?
-
На основе какой флэш-памяти NAND или NOR можно создавать ОЗУ и почему?
-
Назовите и поясните некоторые форматы флэш-карт.
-
Что такое «память на нанокластерах»? В чем ее основные достоинства?
-
Принципы формирования цветного изображения.
-
Конструкция электронно-лучевой трубки и растровый способ вывода изображения.
-
Поясните сущности твист-эффекта в жидкокристаллических кристаллах.
-
Основными функции контроллера жк-экрана.
-
Показатели мониторов и их сравнительная оценка.
-
Назовите основные классы принтеров и дайте им краткую характеристику.
-
Перечислите и объясните смысл основных параметров матричных, струйных и лазерных принтеров.
-
Дайте краткую характеристику растрового и векторного форматов графической информации.
-
Приведите классификацию и основные характеристики сканеров.
-
Поясните основные функции программы распознавания образов.
-
Приведите классификацию и основные характеристики дигитайзеров.
-
Приведите классификацию и основные характеристики плоттеров.
-
Конструкция и принцип действия планшетного сканера.
-
Принцип работы видеоадаптера.
-
Режимы работы видеоадаптера.
-
Основные графические функции видеоадаптера.
-
Особенности работы адаптера VGA.
13. Перечень технических средства обеспечения дисциплины (оборудование, раздаточный материал и т. п.)
-
Компьютерный класс на 10 АРМ.
-
Локальная сеть.
-
Аудитория, оборудованная мультимедийным проектором и экраном.
-
Системный блок для демонстрации его архитектуры (можно неисправный).
-
Комплект заданий для проведения практических занятий.
-
Презентации к лекциям.
-
Комплект билетов для сдачи экзамена.
14. Перечень программных средств для обучения студентов и контроля остаточных знаний (компьютерные программы, иллюстративный материал, видеофильмы и т. д.)
-
Драйверы к внешним устройствам ПК: сканеру, принтеру, монитору.
-
Операционная система Windows XP Professional и пакет MS office, включающий:
-
Microsoft Word;
-
Microsoft PowerPoint;
-
Adobe Photoshop CS или (что , конечно, хуже)Paint.
15. Учебно-методические обеспечение дисциплины
15.1 Список основной литературы по дисциплине (с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания, количество экземпляров в библиотеке университета)
-
Танненбаум Э. Архитектура компьютера. – 5-е изд. СПб., Питер, 2007. - 844 с.
-
Архитектура ЭВМ, курс лекций, 2007г. http://any-book.org/download/68880.html
15.2 Список дополнительной литературы по дисциплине (с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания)
-
Архитектура ЭВМ и систем: учебное пособие для бакалавров / О. П. Новожилов. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527с. - Серия: Бакалавр.
-
Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. -720 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
-
Архитектура компьютеров: учеб. /М.К.Буза. – Минск: Новое знание, 2006. – 559с. : ил.
-
Цилькер Б. Я., Орлов С. А. Организация ЭВМ и систем. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004.-668 с.
-
Хамахер К., Вранешич 3., Заки С. Организация ЭВМ. 5-е изд. - СПб., Питер, 2003.-848 с.
-
М. Гук, Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия. - СПб.: Питер, 2001. -928 с.
-
Павлов В.П. Организация ЭВМ и систем.-Самара; СГАУ, 2000.-182с.
-
Корнеев В.В., Киселев А.В. Современные микропроцессоры. - М.: Нолидж, 2000.-320с.
-
Аппаратные средства PC. – 3-е изд., перераб. И доп. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000. – 800с.: ил.
-
М. Гук. Процессоры Intel от 8086 до Pentium 2. Архитектура, интерфейс, программирование. - СПб.: Питер, 1997. - 222 с.
-
Фролов А.В., Фролов Г.В. Аппаратное обеспечение персонального компьютера. М.: Диалог - Мифи, 1997.- 304 с.
-
М. Гук. Процессоры Pentium 2, Pentium Pro и просто Pentium. Архитектура, интерфейс, программирование. - СПб.: Питер, 1999.- 288 с.
-
Лю Ю., Гибсон Г. Микропроцессоры семейства 8086/8088. Архитектура, программирование и проектирование микропроцессорных систем. - М.: Радио и связь, 1987, - 512 с.
15.3 Список методических указаний к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине (с указанием автора, наименования, года издания, издательство (за последние 5 лет)).
-
Павлов В.П. Организация ввода-вывода информации в ЭВМ. Методические указания. - Самара; СГАУ, 1997.- 13 с.
-
Павлов В.П. Система прерываний персональной ЭВМ IBM PC. Методические указания. - Самара; СГАУ, 1997.- 7 с.
-
Павлов В.П. Управляющие автоматы с программируемой логикой. Мет. указания. - Самара: Сам. АИ, 1991 .-24 с.
-
Павлов В.П. Исследование арифметико-логического устройства. Методические указания. - Куйбышев: КуАИ, 1990. - 26 с.
15.4 Интернет-ресурсы используемые при изучении дисциплины (сайты). НЕТ
16. Методы преподавания ИННОВАЦИОННЫЕ
Перечень используемых инновационных методов и разработок
-
Электронная рабочая программа и журнал преподавателя в Интернете.
-
Интернет-система мониторинга НИРС.
-
Рейтинговая система учета академической активности студентов при изучении дисциплины.
-
Тестовая система ФИСТ.
-
Индивидуальное взаимодействие со студентами по электронной почте для предварительного ознакомления с их разработками при подготовке к аудиторным занятиям.
-
Использование на лекциях и лабораторных занятиях мультимедийного оборудования для демонстрации электронных документов, презентаций, работы программ и пр.
-
Включение в лабораторные работы индивидуального поиска, систематизации и анализа информации через Интернет.
-
Авторские презентации к лекциям.
Методические рекомендации преподавателю дисциплины
Основными видами обучения студентов являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа студентов.
При чтении лекций особое внимание следует уделить выработке у студентов понимания того, что в современном информационном обществе все сколь-нибудь значимые решения должны приниматься на основе многовариантного выбора, причем, по возможности, с использованием широкого спектра формализованных методов. Компьютерные технологии создают для этого наилучшие возможности. Необходимо широко использовать мультимедийную технику, демонстрировать не только статичные иллюстрационные материалы, но и вести непосредственно компьютерное моделирование, обсуждая с аудиторией его ход и результаты.
Лабораторный практикум ориентируется на использование умения студентов программировать под контролем преподавателя. Необходимо, чтобы студенты самостоятельно реализовывали изучаемые алгоритмы оптимизации и принятия решений на том языке программирования, который для них наиболее удобен. Очень важно, чтобы результаты каждого занятия оформлялись в соответствии с обычными требованиями и сохранялись студентами до завершения всего курса.
Самостоятельная работа ориентирована на домашнюю или классную работу как с компьютером, так и без него. Студенты должны систематически работать с литературой и конспектом лекций, с материалами Интернет. Оценка самостоятельной работы должна входить в оценку контрольных точек практикума с учётом контроля остаточных знаний по тестовым вопросам.
Методические указания для студентов
Основными методами обучения являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа. При этом самостоятельная работа является ведущей.
При прослушивании и проработке лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям. Записывать следует только основные положения, формулируемые преподавателем и ссылки на информационные источники, которые вы проработаете самостоятельно. Необходимо активно участвовать в обсуждении предлагаемых преподавателем тем, высказывать собственные соображения.
На лабораторных занятиях необходимо осваивать соответствующие методы в бескомпьютерном, «ручном» варианте, приучаясь при этом грамотно оформлять промежуточные расчеты.
При подготовке к лабораторному практикуму необходимо по заданию сделать заготовки к будущему занятию и согласовать их в начале занятия с преподавателем, чтобы не терять время на переделки и доработки программы. Если в размещенной в Интернете технологической карте указано, что вы должны до занятия отправить преподавателю информацию по электронной почте, нужно сделать это не в последний момент, а заблаговременно, чтобы преподаватель успел с нею ознакомиться.
Следует учесть, что без самостоятельной работы по подготовке выполнить график лабораторного практикума практически невозможно, так как работы достаточно трудоемки. Кроме того, лабораторные работы включают элемент творчества и исследований.
Документирование и формирование итоговой отчётности следует начинать заблаговременно и вести в соответствии со стандартами оформления учебных документов и научно-исследовательских отчётов. Без предоставления отчётов студенты не могут быть аттестованы по дисциплине в целом.
Важной частью промежуточной аттестации является контроль остаточных знаний, соответствующие вопросы следует попросить у преподавателя заранее и самостоятельно к ним подготовиться.
17.1 Дополнения и изменения в рабочей программе за 20___/20___ учебный год
В рабочую программу дисциплины _______________________________________
(наименование дисциплины)
для специальности (направления, профиля подготовки) вносятся следующие дополнения и изменения: __________________________________________________
Дополнения и изменения внес ___________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
________________________________________________«____»____________20__г.
(наименование кафедры)
протокол №___от «__»_________20___ г. ___________________________________
(Ф.И.О. и подпись зав. кафедрой)
<< предыдущая страница
|