Похожие работы
|
Программа курса «История русской грамматической мысли» - страница №1/1
Программа курса «История русской грамматической мысли»
-
История русской грамматической мысли как составная часть истории лингвистической мысли. Что такое «грамматическая мысль», «лингвистическая мысль»? Что было первой лингвистической мыслью? «Зачем лингвистика?» История языка и история наук о языке. Происхождение языка и происхождение письменности как «кандидаты» на роль первой лингвистической мысли. Наивная и научная лингвистика. Бодуэн де Куртене об индивидуальной лингвистике. Движущие силы развития языкознания. Национальный характер гуманитарной науки. И.П. Павлов о русском уме.
-
История русской грамматической мысли как составная часть истории лингвистической науки. Компоненты курса: а) науковедческий; б) культурологический (социологический); в) собственно грамматический. История науки как науковедческая дисциплина. Задачи и содержание истории науки. Введение в науковедение. Специфика научного знания. История науки и историография науки. Возможность количественного подхода в науковедении. Наукометрия. Индекс цитируемости, критерий Кесслера и др. наукометрические методы. Понятие об индексе цитируемости и индексе влияния. Методология и психология науки. Понятие о стиле научного мышления. Акад. А. Чудаков о научном методе В.В. Виноградова. Социология науки. Концепция научного этоса Р. Мертона. Американская социология науки (массовые процессы получения научного знания) vs европейская социология знания (история отдельных крупных идей и представлений). Понятие «порции» нового знания – вклада в науку. Вопрос о возможности правильной синхронной оценки ценности нового знания. Изменяется ли ценность научного вклада по мере развития науки?
-
Науковедение как отдельная научная дисциплина и «самосознание» отдельных наук. Современные науковедческие концепции. Работа К. Поппера «Логика и рост научного знания». Г. Башляр о «нормальном и плодотворном действии научного духа». Современные гипотезы развития науки в приложении к лингвистике. Т. Кун, М. Фуко, С. Ору. Инструментарий теории «научных парадигм» Т.Куна. Понятия «нормальной науки», «научной среды», «научной революции». «Нормальная» наука и научные революции. «Эпистемологический» взгляд на развитие науки. 3 компонента истории науки, по С. Ору. Горизонт ретроспекции «Грамматика» и «словарь» науки (Ю.Н. Бокадорова). История грамматики как история идей, история терминов и история людей.
-
Русское языкознание в мировом контексте. Краткий очерк истории европейской лингвистической мысли до первых русских грамматик.
-
Вопрос о первой русской грамматике. Церковнославянские грамматики и русские грамматики доломоносовского времени. Доломоносовские грамматики русского языка. Модель-описания, язык – объект описания и язык-эталон на раннем этапе развития русской грамматической мысли. Реформы Петра и русская грамматика. Влияние количества и качества текстов в культуре на статус грамматического знания. Грамматика Лудольфа. Грамматика Адодурова как первая грамматика русского языка на русском языке для русских.
-
М.В. Ломоносов и его труды по филологии. «Российская грамматика». Соотношение материала и модели описания у Ломоносова.
-
Университет и русская наука. Роль образовательных и научных учреждений в формировании науки как индивидуального и коллективного «предприятия». Понятие «научной среды». Роль Московского университета в развитии русской гуманитарной мысли. Обзор истории преподавания филологии в Московском университете.
-
А.А. Барсов и его грамматика. Постепенное приближение русских грамматистов к пониманию вида глагола. Формирование терминосистемы русской грамматики как объективно-субъективный исторический процесс. Вопрос о соотношении синхронного и диахронного взгляда на научное событие.
-
А.С. Шишков как языковед и деятель науки. Соотношение риторической практики и лингвистической теории у Шишкова.
-
Контекст развития русской лингвистики в XIX веке: европейское языкознание, система образования и публицистика в России. Формирование жанров учебной и научной грамматики. Грамматики «первого» и «второго» ряда.
-
Н.И. Греч как грамматист. «Пространная русская грамматика» и «Практическая грамматика Греча». Концепция языка, структура, основные содержательные особенности. Журнальные отзывы и рецензии на грамматики Греча.
-
А.Х. Востоков и его «Русская грамматика». Дискуссии вокруг грамматики Востокова в печати.
-
И.И. Давыдов и его академическая грамматика. Универсально-логические основания грамматики и сравнительно-исторический подход. Взгляды современников на грамматику Давыдова. «Неакадемический» спор Давыдова и Греча. «Научный этос» русской лингвистики.
-
Ф.И. Буслаев. Историческая изменчивость соотношения «филология – языкознание – грамматика» и структуры грамматики. Разграничение филологического и лингвистического подхода к языку. Вопрос о соотношении исторического и синхронного подходов. «Опыт исторической грамматики русского языка» и его обсуждение в печати.
-
К.С. Аксаков. Статьи «О грамматике вообще. По поводу грамматики г. Белинского», «О русских глаголах». Незаконченная грамматика и взгляды современников на нее. Вопрос об отражении мировоззрения ученого в его грамматической концепции.
-
Грамматисты «второго ряда»: Перевлесский, Павский и др. Соотношение индуктивного и дедуктивного подходов, системы и текста в «Синтаксисе» Перевлесского.
-
Русское языкознание конца XIX века. А.А. Потебня. Ф.Ф. Фортунатов. Структурный и «когнитивный» пути развития русского языкознания. Детерминистский или вероятностный характер выбора пути развития русской грамматики. Казанская лингвистическая школа (Бодуэн де Куртенэ, Богородицкий). Работы Бодуэна по истории языкознания и по русской грамматике.
-
А.А. Шахматов как филолог и общественный деятель. Синтез идей структурного, психологического и исторического подходов к языку в грамматических трудах А.А. Шахматова. Вопрос о влиянии вненаучных ценностей и интересов ученого на процесс и содержание его научной деятельности.
-
А.М. Пешковский как ученый и методист. Его взгляды на соотношение школьной и научной грамматики. Переход к «массовой науке» в начале ХХ века. Влияние смены общественного строя на развитие русистики.
|