Программа дисциплины Компьютерная графика для направления 231000. 62 «Программная инженерия» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 231000. 62 «Программная... 1 364.48kb.
Программа дисциплины Проектирование и архитектуры программных систем... 1 289.19kb.
Программа дисциплины Английский язык для направления 231000. 6 1590.35kb.
Рабочая программа дисциплины информационная безопасность Направление... 1 306.73kb.
Программа дисциплины «Программная инженерия» 1 130.97kb.
Рабочая программа дисциплины: б б 11 Разработка и анализ требований... 1 102.43kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «архитектура ЭВМ... 1 191.41kb.
Программа дисциплины Оптимизация и математические методы в принятии... 1 267.73kb.
Программа научно-исследовательской практики Направление магистерской... 1 160.6kb.
Программа дисциплины «Введение в программную инженерию» 1 189.7kb.
Направление подготовки – 231000 Программная инженерия. Профиль –... 1 150.37kb.
Факультеты отделения (язык преподавания) Стоимость обучения в год 1 29.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины Компьютерная графика для направления 231000. 62 «Программная - страница №1/1











Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Бизнес информатики

Программа дисциплины
Компьютерная графика

для направления 231000.62 «Программная инженерия»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Лебедев В.В., vvl@hse.perm.ru

Одобрена на заседании кафедры Информационных технологий в бизнесе

«___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Викентьева О.Л. _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________20 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 231000.62 Программная инженерия подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Компьютерная графика.

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 231000.62 «Программная инженерия» уровень подготовки: Бакалавр;

  • Образовательной программой для направления подготовки 231000.62 Программная инженерия, реализуемой в НИУ ВШЭ – Пермь.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 231000.62 Программная инженерия, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Компьютерная графика являются:

  • дать понимание о методах и приемах построения, обработки и хранения изображений с помощью вычислительной техники;

  • изучить форматы представления графических данных и целесообразность их использования в зависимости от типа решаемой задачи;

  • рассмотреть применение основ компьютерной графики в различном программном обеспечении;

  • научить создавать собственные графические представления, используя инструменты программного обеспечения компьютерной графики;

  • изучить взаимосвязи между классами информации в изображении, инструментами программного обеспечения и задачами, решаемыми с помощью графических представлений;

  • научить модифицировать графические представления, используя инструменты программного обеспечения компьютерной графики, с целью придания представлениям различных уровней наглядности и информативности.

Содержание программы дисциплины должно обеспечить базовую подготовку студентов в процессе формирования устойчивых знаний и практических навыков создания и обработки графических представлений.

Курс также призван повысить общую культуру и эрудицию студентов, показать возможности применения наглядных способов представления данных в различных областях.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

    • способы и формы представления графической информации средствами вычислительной техники;

    • классификацию программного обеспечения компьютерной графики;

    • особенности, достоинства и недостатки форматов графических данных;

    • модели формирование цветов и способы получения оттенков;

    • особенности преобразования различных форматов графических данных;

    • назначение и функциональные возможности графических программ.

  • Уметь

    • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях, пригодные для употребления в соответствующей среде;

    • создавать собственные иллюстрации и изображения, используя различные наборы базовых инструментов;

    • редактировать изображения с использованием различных средств художественного или делового оформления;

    • корректировать цифровые фотографические изображения, выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений;

    • монтировать изображения, создавать многослойные графические документы;

    • преобразовывать данные в различные форматы.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

    • создания изображений разной сложности с помощью программного обеспечения CorelDRAW;

    • создания изображений разной сложности с помощью программного обеспечения Adobe PhotoShop;

    • улучшения качества изображений с помощью методов цветовой и тоновой коррекции;

    • улучшения наглядности изображений посредством применения эффектов обработки.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения



ОК-1

Знает определения основных понятий компьютерной графики. Уверенно определяет характеристики и структуру изображения.

Владеет методами выделения ключевых объектов сцены графического представления. Демонстрирует продуктивное воображение. Обосновывает выбор инструментария. Оценивает информативность графического представления. Умеет изменять уровни наглядности и информативности изображения. Владеет техниками повышения качества изображений.



Аудиторные занятия проводятся в форме, предусматривающей участие студентов в обсуждении и анализе проблем и методов решений.

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-6

Демонстрирует способность самостоятельно определять формирующиеся дефициты знаний, умений и навыков в ходе обучения

Самостоятельное изучение отдельных тем. Выполнения индивидуальных заданий (с получением консультаций преподавателя)

способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений

используемых методов исследования



ПК-2

Умеет выделить определяющие объекты визуального представления. Знает функциональные ограничения, накладываемые инструментарием, с учетом которых находит способы выражения нужной степени наглядности и информативности в графическом представлении. Демонстрирует продуктивное воображение.

Выполнение заданий с постепенным наращиванием степени сложности. Сравнение средств при изучении методов построения графических представлений. Выполнение практических заданий.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к факультативам.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Базовый школьный курс информатики.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание основ функционирования персональных компьютеров.

  • Знание основ обработки данных с помощью вычислительной техники.

  • Навыки работы в среде Microsoft Windows.

  • Базовые навыки работы с Microsoft Office.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Основы офисного программирования



5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




Раздел I. Методы представления графических данных

14

6

0

0

8

1

Тема 1. Машинная графика

4

2

0

0

2

2

Тема 2. Цветовое пространство

4

2

0

0

2

3

Тема 3. Форматы графических данных

6

2

0

0

4




Раздел 2. Обработка графических данных

130

18

0

28

84

4

Тема 4. Создание иллюстраций

60

8

0

12

40

5

Тема 5. Монтаж и улучшение изображений

70

10

0

16

44




Всего

144

24

0

28

92



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Домашнее задание







2




Создание иллюстраций в CorelDRAW и Adobe PhotoShop

Итоговый

Зачет







*




Практическая работа (60 мин)



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль предусматривает выполнение двух домашних заданий, включающие задачи по использованию возможностей редакторов CorelDRAW и Adobe PhotoShop.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



Текущий контроль: согласно графику контрольных мероприятий выполняется домашнее задание (вес-40), включающее задачи по использованию возможностей редакторов Corel Draw и Photoshop; вес семинарских занятий – 20 баллов.

Итоговый контроль: зачет (вес - 40)

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Одз ,

при этом n1 = 1.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется равной результирующей оценке (О результирующая).

7Содержание дисциплины



Раздел I. Методы представления графических данных
Тема 1. Машинная графика

Общие положения, концепция, структура данных и функции ядра графической системы. Системы базовых примитивов. Графический вывод. Растровые и векторные модели графических данных. Особенности, достоинства, недостатки моделей. Особенности программного обеспечения, реализующих векторную и растровую графику.

Лекции: 2 часа

Самостоятельная работа: 2 часа


Тема 2. Цветовое пространство

Цветовое пространство. Цветовые модели. Аддитивная модель. Субтрактивная модель. Модель «Тон-Насыщенность-Яркость». Взаимосвязь различных моделей. Системы цветов. Применяемость цветовых систем при изготовлении графических изображений. Системы цветов современных периферийных графических устройств. Преобразования цвета. Способы создания собственных оттенков цвета. Оценка степени его применимости в среде употребления.

Лекции: 2 часа

Самостоятельная работа: 2 часа


Тема 3. Форматы графических данных

Векторные форматы. Растровые форматы. Преобразование файлов данных из одного формата в другой. Применение форматов графических данных в прикладном программном обеспечении. Тенденции развития форматов.

Лекции: 2 часа

Самостоятельная работа: 4 часа


Литература по разделу:

1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. ил. – Часть 1.


Раздел 2. Обработка графических данных
Тема 4. Создание иллюстраций

Особенности векторных программ. Введение в программу CorelDRAW. Основы работы с объектами. Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочения и объединения объектов. Эффект объёма. Перетекание. Работа с текстом. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW.

Лекции: 8 часов

Практические занятия: 12 часов

Самостоятельная работа: 40 часов
Тема 5. Монтаж и улучшение изображений

Особенности растровых программ. Введение в программу Adobe PhotoShop. Выделение областей. Маски и каналы. Основы работы со слоями. Рисование и раскрашивание. Тоновая коррекция. Цветовая коррекция. Ретуширование фотографий. Работа с контурами.

Лекции: 10 часов.

Практические занятия: 15 часов

Самостоятельная работа: 44 часа
Литература по разделу:

1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. ил. – Часть 2.


8Образовательные технологии


Лекции проводятся с использованием компьютерного мультимедийного оборудования, что позволяет сконцентрировать внимание на нужных аспектах обработки графических данных. Предусматривается разбор практических задач, моделирование ситуаций, возникающих при практическом синтезе графических представлений.

На практике используется программное обеспечение, позволяющее получить базовые навыки работы с графическими данными.

Текущий и итоговый контроль предусматривает защиту выполненных заданий с оформлением. Для оформления рекомендуется применение стандартов оформления ЕСКД, ЕСПД.

8.1Методические рекомендации преподавателю


На лекциях рекомендуется использовать мультимедийные презентации, иллюстрирующие материал. При этом студенты должны активно участвовать в обсуждении вопросов.

На лабораторных занятиях используются следующие методы обучения и контроля усвоения материала:



    1. выполнение лабораторных работ по теме занятия сопровождается контрольным опросом;

    2. обсуждение различных вариантов решения, предложенных студентами, сравнение решений, анализ возможных ситуаций.

Подробные методические рекомендации по выполнению лабораторных работ приведены в книгах, указанных в основном списке литературы по курсу.

8.2Методические указания студентам


Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к лабораторному занятию:

  1. проработать конспект лекций;

  2. проанализировать литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

  3. проанализировать варианты решений, предложенные преподавателем;

  4. при затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Подробные методические рекомендации по выполнению лабораторных работ приведены в книгах, указанных в основном списке литературы по курсу (доступны в электронном виде).

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика домашних заданий:

  1. Создание иллюстраций в векторном редакторе CorelDRAW.

  2. Улучшение изображений и монтаж фотографий в растровом редакторе Adobe Photoshop.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Как хранится описание векторных изображений?

  2. В чём состоит принцип растровой графики?

  3. Почему векторная графика не позволяет получать изображения фотографического качества?

  4. Для решения каких задач обработки изображений используются растровые программы?

  5. Почему в растровых и векторных программах выделение фрагментов изображения выполняется по-разному?

  6. Какие программы (растровые или векторные) предоставляют возможность улучшать резкость изображения, осветлять или затемнять отдельные его фрагменты?

  7. Какая цветовая модель используется для формирования цвета на экране компьютера? Какие базовые цвета используются в этой модели?

  8. Какие базовые цвета используются для формирования цвета на печатаемой странице? Как называется соответствующая цветовая модель?

  9. Почему цвета, созданные на экране, не всегда можно воспроизвести при печати?

  10. Что означает термин «формат графического файла»?

  11. Почему необходимо иметь общие форматы для различных приложений?

  12. Как хранится изображение в файле векторного формата?

  13. Перечислите несколько векторных и растровых форматов.

  14. Какая информация запоминается в растровом файле?

  15. Какие форматы используются для хранения фотографий?

  16. Какие виды заливок используются в CorelDRAW! ?

  17. Почему при создании рисунков из кривых сначала рекомендуется создавать эскиз в виде ломаной?

  18. Перечислите важнейшие элементы кривых.

  19. Какой инструмент используется для редактирования кривых?

  20. Почему приходится изменять тип узла в процессе редактирования кривой?

  21. Как можно получить объёмное изображение в CorelDRAW?

  22. Что такое перетекание?

  23. Какие рисунки можно создать с использованием перетекания?

  24. Какую последовательность команд нужно выполнить для размещения текста вдоль траектории?

  25. В чём состоит отличие команд File/Open и File/Import в программе Corel DRAW?

  26. Какой формат является «родным» для CorelDRAW ?

  27. Почему необходимо преобразовывать изображения, созданные в CorelDRAW! в «чужой» формат?

  28. Какие действия необходимо выполнить для вставки картинки, созданной в CorelDRAW, в документ WORD?

  29. Почему в PhotoShop используются разнообразные инструменты выделения областей? Перечислите эти инструменты.

  30. Что такое параметр Tolerence (Допуск) инструмента Magic Wand (Волшебная палочка) и как его значение влияет на выделение?

  31. Как уточнить предварительно созданное выделение?

  32. Что такое слой?

  33. Для чего используются слои?

  34. С чем можно сравнить изображение, расположенное на слое?

  35. Какие операции можно выполнять над слоями?

  36. Почему рекомендуется объединять слои документа?

  37. Что такое тоновый диапазон?

  38. При каком тоновом диапазоне изображение выглядит светлым, тёмным, тусклым?

  39. Какая информация отображается на гистограмме?

  40. Как удалить дефекты с фотографии?

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. ил.

10.2Основная литература


  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 245 с., 16 с. ил.


10.3Дополнительная литература


  1. Ковтанюк Ю. CorelDRAW12 для дизайнера. Профессиональная работа. Москва, Санкт-Петербург, Киев: Вильямс-Диалектика, 2007

  2. Блатнер Д. Реальный мир Adobe Photoshop CS2 / Д.Блатнер, Б.Фрейзер. Москва, Санкт-Петербург, Киев: Вильямс-Диалектика, 2007

  3. Воган Т. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов. – Москва: NT PRESS, 2006

10.4Справочники, словари, энциклопедии


Интегрированная справочная система CorelDRAW.

Интегрированная справочная система Adobe PhotoShop.


10.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • графический векторный редактор Corel DRAW;

  • графический растровый Adobe PhotoShop;

  • Microsoft Office для оформления отчетов по выполненным заданиям.

10.6Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка (средства проверки программ) используется для консультированию по выполнению домашних работ и подготовке к зачёту. Дистанционная поддержка дисциплины организуется посредством системы LMS.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных занятий необходим компьютер с установленным программным обеспечением и проектор.

Практические занятия проводятся в компьютерных классах с установленным программным обеспечением.