«Направление повышения конкурентоспособности регионов» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие инновационной социоэкономической системы как фактор повышения... 2 436.09kb.
Разработка среднесрочного прогноза развития регионов пфо 1 169.31kb.
Развитие механизма повышения конкурентоспособности предпринимательских... 1 296.66kb.
Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития... 2 513.57kb.
Предприятия малого бизнеса в инновационной экономике 1 86.49kb.
«уровень жизни населения регионов россии» 7 727.58kb.
Оценка конкурентоспособности региональных банковских систем и отдельных... 1 69.05kb.
Инновационные механизмы развития бизнеса как инструмент стратегической... 1 37.3kb.
Программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» 1 192.88kb.
«Формирование конкурентоспособности автомобильного концерна Peugeot... 2 625.97kb.
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения... 1 70.47kb.
Капитализм, социализм и демократия 25 8084.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Направление повышения конкурентоспособности регионов» - страница №1/8

Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра
управления развитием территорий и регионалистики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему «Направление повышения конкурентоспособности регионов».

Студент группы № 494:

Агасиев Ширинбек Шакирович

Научный руководитель:


Профессор, Ильина Ирина Николаевна

Рецензент:

(должность, звание, Ф.И.О.)

Москва, 2013


Оглавление


Введение 3

1. Теоретические и нормативно-правовые основы конкурентоспособности региона 5

1.1 Обзор и анализ теоретических подходов к понятию конкурентоспособности региона 10

1.1.1 Регионы как объекты экспортной специализации 25

1.1.2 Регионы как объект возрастающей отдачи 27

1.1.3 Регионы как центры концентрации знаний 29

1.2 Подходы отечественных исследователей к понятию региональной конкурентоспособности 32

1.3 Нормативные и правовые основы конкурентоспособности региона 36

2. Анализ факторов и показателей конкурентоспособности региона 39

2.1 Анализ факторов конкурентоспособности региона 39

2.2 Анализ показателей конкурентоспособности региона 46

3. Направления повышения конкурентоспособности региона 50

3.1 Оценка конкурентоспособности региона. 50

3.2 Повышение конкурентоспособности региона на основе инноваций. 58

Заключение 65

Список литературы 66

Приложения 69



Введение


Основным фактором успеха в условия глобализация является конкурентоспособность. Несмотря на наличие в России огромного ресурсного, производственного и кадрового потенциала, страна имеет низкие показатели по ряду социально-экономических показателей в сравнении с другими странами. Особенно актуальной тема повышения конкурентоспособности является и связи со вступлением России в ВТО. Можно рассматривать конкурентоспособность национальной экономики в целом, однако, высокие конкурентные позиции государства на международной арене невозможны без обеспечения высоких показателей конкурентоспособности его регионов.

В отечественной литературе в последнее время проявляется особый интерес к проблеме конкурентоспособности региона. Среди российских исследователей, изучающих проблемы конкурентоспособности можно отметить работы: А. Селезнева, А. Кирилова, Г. Унтуры, М. Гельвановского, А. Литвиненко, А. Полынёва, И. Данилова, Н. Ячеистовой, Р. Фатхутдинова, Л. Шеховцевой и др.. Изучение экономической литературы зарубежных авторов показало, что проблемой конкурентоспособности занимались такие исследователи как: А. Смит, Д. Рикардо, Й. Шумпетер, А. Маршалл, М. Портер, П. Кругман и др.

Вопросы конкурентоспособности региона на данный момент не получили достаточного развития, поэтому отечественными исследователями ведется активная работа в разработке основных подходов к повышению конкурентоспособности региона, его теоретической, практической основе и оценке.

Целью дипломной работы является анализ теоретико-методических подходов к понятию конкурентоспособности региона, его оценка и разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности региона.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:


  1. Определение содержания и значения понятия конкурентоспособности региона.

  2. Анализ факторов и показателей конкурентоспособности региона.

  3. Проведение сравнительного анализа конкурентоспособности регионов России.

  4. Рекомендации по повышению конкурентоспособности регионов.

Объектом исследования является конкурентоспособность субъектов РФ. Предметом исследования выступают различные аспекты, раскрывающие сущность объекта исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, представленные в научных трудах отечественных и иностранных экономистов, посвященных исследованию проблем конкурентоспособности. Работа основывается на законодательных и нормативных документах государственных РФ.

В процессе исследования использовались методы сравнительного анализа, статистические методы, системный и исторический методы научного познания.

Информацию основу работы составили материалы Государственного комитета по статистике, а также законодательные и нормативные акты РФ.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержит 9 таблиц, 3 рисунка и 5 приложений.

1. Теоретические и нормативно-правовые основы конкурентоспособности региона


В последнее десятилетие в политических и экономических кругах широко используется термин «конкурентоспособность региона». В основе термина «конкурентоспособность» лежат те вопросы и проблемы, к которым сотни лет пытались обратиться политики и экономисты-теоретики: что имеет центральное значение для повышения экономического благосостояния и распределения богатства? В контексте Российской Федерации задача повышения конкурентоспособности регионов состоит в снижении дифференциации между регионами, сохранении территориальной целостности страны, повышении занятости и качества жизни населения и как следствие повышении конкурентных позиций страны на международной арене. Важно, что развитие субъектов и страны в целом должно носить устойчивый характер, с целью сохранения достигнутых показателей и для последующих поколений.

Прежде чем углубляться в проблемы повышения конкурентоспособности регионов, необходимо определиться с его понятием, которое является широким и многогранным, используется как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.

На уровне организаций или на микроэкономическом уровне существует достаточно ясное и простое понимание термина конкурентоспособности, основанное на способности организаций конкурировать с другими, расти и быть прибыльными. На данном уровне конкурентоспособность заключается в возможности фирм последовательно и прибыльно создавать продукты, которые отвечают требованиям открытого рынка с точки зрения цены, качества, количества и т.д. Каждая фирма должна отвечать этим требованиям, если она хочет остаться на рынке, успешно конкурировать с соперниками и повышать свою долю участия на конкретном рынке. С другой стороны доля неконкурентоспособных фирм на рынке будет снижаться и, в конечном счете, такие фирмы будут вынуждены покинуть рынок при прочих равных условиях.

С другой стороны, на макроэкономическом уровне концепция конкурентоспособности является гораздо менее изученной и довольно спорной. Несмотря на то, что основная задача экономической политики заключается в повышении конкурентоспособности страны или региона, существуют аргументы, которые указывают на то, что говорить о конкурентоспособности страны (региона) на макроэкономическом уровне не разумно. К тому же, отсутствие общепринятого определения является одним из моментов в пользу «оппозиции» к концепции конкурентоспособности региона. На самом деле, довольно рискованно проводить экономическую политику вокруг такого аморфного понятия, которое допускает различное понимание и толкование.

Критики понятия региональной конкурентоспособности утверждают, что оно является бессмысленным. П. Кругман1, который является критиком понятия конкурентоспособности, описывает её как «опасное заблуждение» и приводит в пользу критики следующие доводы:


  • Конкурентоспособность – «привилегия» фирм, другими словами, нельзя проводить аналогию между страной (регионом) и фирмой. Например, неконкурентоспособная фирма банкротится и выходит из рынка, чего никак нельзя сказать о стране (регионе);

  • Как известно фирмы конкурируют за долю ограниченного рынка. Это означает, что успех одной фирмы приводит к потерям для других фирм (“zero-sum game”). В региональном аспекте, успех одного региона, наоборот, создает, а не разрушает возможности для развития других.

  • Конкурентоспособность можно описать как производительность, чем она выше, тем выше конкурентоспособность и наоборот. А рост национального уровня жизни, по сути, определяется темпами роста производительности. Иными словами общая производительность на территории региона и создает её способность конкурировать с другими регионами.

Сторонники понятия конкурентоспособности (на макроэкономическом уровне) признают описанную выше точку зрения, однако выделяют следующие аргументы в свою защиту: повышение экономических показателей одного субъекта не должно происходить за счет снижения показателей других (то есть основной целью повышения конкурентоспособности региона не является «победа» над другими), а производительность – это одна из основных составляющих конкурентоспособности региона.

Что касается определения конкурентоспособности на национальном уровне, которое включает в себя и точку зрения представителей оппозиции данного понятия, можно привести следующие:

«Национальная конкурентоспособность – это степень, до которой национальная экономика, при свободных и справедливых условиях рынка, способна производить товары и услуги, которые действуют на мировых рынках, повышая при этом реальные доходы граждан. На национальном уровне конкурентоспособность основана на превосходящей производительности труда и способности экономики перемещать производство в более высокую производительность (иными словами, создание более высокой добавленной стоимости), что в дальнейшем приводит к повышению реальных заработных плат. Помимо этого, национальная конкурентоспособность тесно связана с возрастающим уровнем жизни населения, созданием новых рабочих мест, а также высокими показателями на международной арене».2

«Конкурентоспособность может быть определена как степень, до которой, при условиях открытого и свободного рынка, страна может производить товары и услуги, которые конкурируют на международной арене, одновременно поддерживая и расширяя внутренний реальный доход».3

«Экономика конкурентоспособна, если ее население может наслаждаться высоким и возрастающим уровнем жизни и высокой занятостью на устойчивой основе. Уровень экономической активности, а точнее её повышение, не должно вызвать неустойчивого внешнего баланса экономики, и при этом это не должно поставить под угрозу благосостояние будущих поколений».4

Из представленных выше определений конкурентоспособности (национальной) можно выделить следующие элементы конкурентоспособности как макроэкономической категории:



  • Результат успешной экономической деятельности обычно оценивается с точки зрения возрастающего уровня жизни и реальных доходов населения;

  • Условия открытого рынка для товаров и услуг, произведенных рассматриваемой страной (наличие фактической или потенциальной конкуренции со стороны иностранных производителей);

  • В краткосрочном периоде «повышение конкурентоспособности» не должна быть неустойчивой, чтобы в дальнейшем не приводить к снижению достигнутых показателей.

Однако не будем заострять внимание на определении конкурентоспособности на национальном уровне и перейдем к изучению конкурентоспособности в региональном аспекте, которому уделяется меньшее внимание как зарубежными, так и отечественными авторами, но оно имеет не менее важное значение, чем национальная конкурентоспособность. В качестве отправной точки, исходя из выше описанных определений, отметим понятие региональной конкурентоспособности как способность региона создавать более высокий уровень жизни населению и создавать больше рабочих мест.

Выше было сказано о том, что конкурентоспособность имеет место быть как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.

Как микроэкономическую категорию региональную конкурентоспособность примем равной общей составляющей из конкурентоспособности фирм, действующих в конкретном регионе и, которые (фирмы) в состоянии последовательно и с пользой производить товары/услуги, удовлетворяющие требованиям открытого рынка с точки зрения цены, качества и т.п. Несмотря на то, что за конкурентоспособность региона, рассматривается как общая производительность5 фирм на её территории, отметим, что интересы фирм и региональных властей не всегда совпадают, поскольку фирмы будут бороться за повышение производительности и собственной прибыли, в то время как региональная конкурентоспособность должна включать в себя повышение уровня жизни населения и, что более важно в данном контексте, создание большего количества рабочих мест. В регионе действуют как конкурентоспособные так и не конкурентоспособные фирмы, что может побудить региональные власти к проведению политики поддержки отстающих (или лидирующих) отраслей (фирм), которая естественным образом оказывает влияние на бизнес среду. Поэтому региональным властям необходимо проводить анализ институциональной среды и структуры местного рынка, чтобы своими действиями не оказать негативного влияния на деятельность фирм или минимизировать таковое воздействие. В данном контексте можно дать следующее определение конкурентоспособности региона: «способность региональной экономики оптимизировать собственные активы (земля, капитал и пр.), чтобы конкурировать и процветать на национальном и мировом рынках и приспосабливаться к возможным изменениям на этих рынках».

Под макроэкономической конкурентоспособностью в первую очередь понимается конкурентоспособность на национальном уровне. Применима ли она для объектов на субнациональном уровне? Однозначного ответа дать нельзя. Некоторые законы, например, регулирующие международные торговые отношения, не работают на субнациональном уровне. К тому же существует ряд факторов, которые могут оказать на конкурентоспособность региона существенное влияние, в то время как на национальном уровне они либо не работают, либо фактически не оказывают никакого влияния. Таковым фактором, например, можно назвать миграцию. Если внутри страны люди могут без особых препятствий перемещаться из одного региона в другой, то на национальном уровне это связано с большими издержками. Стоит отметить, что миграция населения России из менее развитых регионов в более развитые является одним из негативных факторов, снижающих рост экономики региона. Ярким примером является Москва и Московская область, куда стекается множество мигрантов из регионов. К тому же мало кто из иммигрировавших в эти регионы решают вернуться на свою «родину». Естественно большой приток в регионы также вызывает определенные проблемы. Межрегиональная «миграция» мобильных факторов, капитала и рабочей силы, является реальной угрозой для развития регионов. А в отсутствие таких макроэкономических механизмов регулирования, какие действуют на межнациональном уровне, концепция макроэкономической конкурентоспособности не может в полной мере применяться на региональном уровне.

Таким образом, региональная конкурентоспособность является понятием, которое располагается между пониманием конкурентоспособности микроэкономической и макроэкономической. Для того чтобы определить и понять региональную конкурентоспособность и его движущие факторы далее проведем небольшой обзор теоретической литературы, которая будет представляться как с микроэкономической так и с макроэкономической перспективы.
следующая страница >>