Предприятия малого бизнеса в инновационной экономике - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Механизмы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Италии... 9 1059.56kb.
О необходимости сплошного обследования предприятий малого бизнеса 1 65.78kb.
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса региона в условиях... 1 93.86kb.
Дрейф малого бизнеса 1 39.92kb.
Семинар-тренинг «Практика развития малого инновационного бизнеса» 1 20.96kb.
Реформы и контрреформы в современной России 2 445.05kb.
Программы подготовки (повышения квалификации) руководителей и специалистов... 1 58.84kb.
Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский... 15 8022.1kb.
Зарубежный опыт Государство и бизнес в инновационной экономике: зарубежный... 1 148.93kb.
Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и... 1 243.41kb.
6 (51) декабрь 2010 1 90.92kb.
«Направление повышения конкурентоспособности регионов» 8 1626.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Предприятия малого бизнеса в инновационной экономике - страница №1/1

УДК 005.519.6

ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Легчинина Ю.

научный руководитель: ассистент кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса Н.А. Шишкина

Сибирский Федеральный Университет

В современном мире наблюдается смена технологического уклада, сопровождаемого переходом на новую стадию развития – построения постиндустриального общества. Седьмой технологический уклад базируется на экономике, основанной на знаниях, инновациях, положительном восприятии новых идей, готовности к внедрению разработок различногов и назначения. Ведущую роль играют информационные сети, высокие технологии, интеллектуальные ресурсы, инновационная организация различных сфер деятельности, новый уровень отношения к трансферту и диффузии знаний. Экономика знаний превращается в мощный импульс социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности продукции (услуг), способствует диверсификации деятельности, помогает подъёму производства в регионах и стране в целом.

Следует различать малый бизнес и инновационное предпринимательство. Малый бизнес может быть и не инновационным. Инновация – это новшество, ставшее предметом использования для промышленных или потребительских целей. Йозеф Шумпетер отмечал, что непременным свойством предпринимательства является новаторство, которое подразумевает постоянное творчество в использовании ограниченных ресурсов для достижения максимального результата. Поэтому характерной чертой инновационного бизнеса является использование для получения прибыли новых подходов, идей, продуктов, чтобы максимально возможно удовлетворить потенциальные потребности рынка.

Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:

- гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;

- повышенная экономическими и неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;

- творческая специализация в деятельности;

- немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;

- ориентация на достижение максимально возможного результата;

- возможность рисковать;

- высокая производительность труда и низкие издержки производства;

- высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР.

Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.

Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс.

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к числу наукоёмких были отнесены следующие отрасли промышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров и офисного оборудования, производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность. В сфере услуг к наукоёмким отнесены пять отраслей: образование, здравоохранение, современные виды связи, финансовые и бизнес-услуги.

Роль малого предпринимательства в инновационном развитии разностороння: с одной стороны, оно активизирует инновационные процессы в экономике, совершенствуя производство и управление, с другой – непосредственно участвуя в производстве наукоёмкой продукции (услуги), формирует спрос на новые разработки и исследования.

Инновации выступают ключевым фактором дальнейшего экономического роста в экономике современной России. В настоящее время конкурентоспособность предприятий определяется нахождением новых подходов к производству благ, новых продуктов и технологий. В этой связи инновации для малого бизнеса можно рассматривать как конкурентное преимущество, позволяющее реализовать стратегию «голубого океана» независимо от отраслевой принадлежности.

Современные предприятия борются не только за обладание ресурсами и материальными ценностями, но и за способность к разработке и внедрению эффективных инноваций организационного, коммерческого и технологического характера. Основными источниками экономического роста выступают технологии (39%), капитал (34%) и рабочая сила (27%). Непрерывное освоение новых технологий является одним из приоритетных направлений развития для хозяйствующих субъектов развитых стран. Нормой становится не единичный акт внедрения какого-либо новшества, а целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству и коммерциализации инноваций [1,2].

Предприятия малого бизнеса служат основным источником инноваций, генератором новых решений, и само их присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из того, что малый бизнес инновационен по своей природе. Гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества, прежде всего, в быстро меняющихся условиях. Кроме того, научное предпринимательство связано с особым риском, что чаще всего неприемлемо для большинства крупных организаций. Для малого предпринимательства характерна высокая производительность труда, когда собственник предприятия является автором инновации. Таким образом, мелкие фирмы, отдельные предприниматели и независимые изобретатели представляют собой первичный источник технических идей и инноваций, лежащих в основе роста мировой промышленно развитой экономики.

Технологические инновации осуществляют 3,1% малых предприятий, занимающихся добычей полезных искомых. Среди малых предприятий обрабатывающих производств наибольшая доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, работают в химическом производстве – 11%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 10%. В добывающей промышленности 15% от общих затрат на технологические инновации малые предприятия тратят на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов производства, новые производственные процессы и 5,9% - на приобретение новых машин. Малые обрабатывающие предприятия 34% от общих затрат на технологические инновации направляют на исследования, 29,5% - на приобретение новых машин. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды ситуация выглядит следующим образом: 72,7% затрат – на исследования, оставшиеся затраты – на новые машины. При этом малые предприятия не вкладываются в приобретение новых технологий: в добывающей промышленности – 0,7%, в обрабатывающей – 2,4%, в производстве электроэнергии, газа, воды - затраты на приобретение новых технологии вообще отсутствуют. Таким образом, малые предприятия промышленности нацелены на собственные технологические инновации, что, с одной стороны, можно объяснить большими затратами на покупку чужих технологий, во-вторых, представление затрат на приобретение новой технологии как общих затрат, а не инноваций. С другой стороны, низкие затраты на технологические инновации в первичном и вторичном секторах экономики консервируют низкую эффективность экономики России, ее сырьевую направленность [3,4].

Создание малых инновационных предприятиях при высших учебных заведениях является весьма распространенной практикой по всему миру. Построение инновационной экономики путем использования университетских центров в качестве центров науки и инноваций позволяет соединить достижения фундаментальной науки и промышленного производства. "Надо постараться довольно активно наращивать потенциал предприятий при университетах. Они не просто тиражирают уже созданные идеи, а создают новые. А это и есть самая инновационная экономика" - подчеркнул преимущество малых инновационных предприятий Д.Медведев. Основная роль малых инновационных предприятиях при вузах состоит в решении задачи трудоустройства выпускников [6,7].

Еще одним преимуществом малых предприятий является тот факт, что на фоне упадка отраслевой̆ науки они все теснее сотрудничают с промышленными предприятиями, предлагая разработку технологических решений «под ключ». Пожалуй, это та область деятельности, где влияние малого наукоемкого бизнеса на экономику в целом может дать наиболее ощутимые результаты. Выступая связующим звеном между наукой̆ и производством, малые предприятия способны в кратчайшие сроки доводить научные разработки до промышленного использования.

Малые инновационные предприятия способны решить проблему "утечки мозгов", когда отечественные ученые вынуждены реализовывать свои разработки за рубежом. Возможность получения дополнительного дохода на фоне низких заработных плат научных сотрудников, создания собственного предприятия могут выступить стимулом для того чтобы воплощать созданные идеи в отечественной̆ экономике.

Существует значительный̆ неиспользованный̆ потенциал в области коммерциализации российских технологий. Вследствие неразвитости рынка интеллектуальной̆ собственности и ограниченности знаний изобретателей и ученых о правах и возможностях в этой сфере стоимость российских технологий намного ниже мирового уровня. Соответственно, малые инновационные предприятия могут выступить той формой коммерциализации научных разработок, которая позволит в достойной степени оценить изобретения и их вклад в экономическое развитие.

Малые предприятия являются важным субъектом построения инновационной экономике в современной России. Соединяя науку и

производство, они в наиболее гибкой форме способны обеспечить достойную оплату труда изобретателя, коммерциализацию научных инноваций, соврешенстование технологического процесса. Рост числа малых инновационных предприятий при вузах показывает востребованность данной формы организации научных инноваций в современной России.

Список литературы:

1. Федеральный закон No217-ФЗ от 02.08.2009 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".

2.Коршунов И.А., Трифилова А.А. Современный менеджмент инноваций // Инновации. - 2003. - No 2. - С. 34-48.

3. Малое и среднее предпринимательство в России: сборник / Росстат, 2010 г. - 186 с.

4. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: ЦИСН, 2003.

5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. Л.Н. Оголёвой. – М.: ИНФРА-М, 2004.



6. Ковалёв Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005.

7. Кокурин Д.И. Инновации в современной России: проблемы активизации. – М.: Финансы, 2005.