Методические рекомендации по составлению - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности... 1 137.62kb.
Методические рекомендации по составлению Сводного плана мероприятий... 1 36.18kb.
Методические рекомендации по составлению предметных статей 1 180.36kb.
Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного... 1 328.55kb.
Методические рекомендации по составлению шежере (родословной) 1 264.71kb.
Методические рекомендации по составлению биографических статей 1 187.81kb.
Методические рекомендации по составлению паспорта выставки 16 Функциональные... 5 1336.14kb.
Методические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации... 5 3060.6kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 2 806.75kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 2 707.54kb.
Методические рекомендации по созданию школьных электронных библиотек... 6 924.08kb.
Проблемы модернизации инженерного образования 1 76.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по составлению - страница №1/1

Методические рекомендации по составлению

методических разработок теоретических уроков
Методическая разработка - это методическое пособие, рассчитан­ное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно органи­зовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усвоение уч-ся учебного материала.

Методическая разработка может быть написана на любую тему теорети­ческих занятий лабораторно- практических работ, по любому вопросу учебно-воспитательного процесса.

В методической разработке должна идти речь о том, что изучать на занятии. Но главном образом как изучать, в каком порядке и а какой последовательности, какими методами и приемами, с привлечением ка­ких наглядных пособии, средств обучения и способов активизации занятий к закрепление знаний учащихся и т.п. (показать на конкрет­ных примерах, как необходимо пользоваться. Методическая разработка теоретических занятий должна состоять, как правило, из двух разделов:

- характеристика темы и её учебно-воспитательных работ

- методических указаний к проведениию занятий

1. Характеризуя тему методической разработки необходимо указать её точные наименование в соответствии в программой, количество ча­сов, время изучения, степень сложности ее особенности, связь темы с пройденным материалом и тем, которой предстоит изучать в даль­нейшем, с лабораторно-практическими занятиями и другими предметами, какие знания и умения должны приобрести уч-ся и какие воспита­тельные задачи необходимо решить в результате изучение данной темы.

2. Организация и методика проведения занятия:

Типы урока:

I. комбинированый урок, на котором сочетаются различные виды работ - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др. и урок изучения нового материала, где основное внимание уделяется сообщению новых знаний

2. урок формирования и закрепление умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности.

3.обобщающий урок, на котором систематизируются изучен­ный материал по определенным темам и разделам.

4. контрольной урок. на котором уч-ся выполняют различного рода проверочные и контрольные, устные и письменные работы .

Вид урока: урок – семинар, урок - деловая игра, урок – конференции, урок – дискуссия, урок – викторина, урок – соревнование, интегрированный урок, урок - открытых мыслей, урок – лекция, урок – рассказ, урок – беседа, урок решения познавательных задач, киноурок с последующим анализом и обсуждением, лабораторная работа, практическая работа, письменная контрольная работа, устной опрос, письменный опрос, урок – зачет, урок взаимоконтроля, урок - взаимообучения, урок размышления, урок – сочинение, урок - экскурсия, нетрадиционный урок

- Методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа, демонстрации объектов, практические -упражнения, методы программированного обучения (машинное и безмашинное)

Их объединяют по характеру мыслительной деятель­ности и познавательной активности на следующие группы.

Объяснительно-иллюстративные методы - рассказ, беседа, лекция и д.р. с использованием Т.С.О, наглядных пособий. При использовании данного метода следует учесть, что только правильное соотношение теоретической и иллюстративной части может обеспечить усвоение учебного материала,

Репродуктивные - методы, когда форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Поэтому эти методы используются обычно при за­креплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала, знания из личного опыта ученика, проблемные методы наплавлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Главное внимание сосредотачивается; на формировании проблемной ситуации.

Исследовательские методы направлены для выполнения исследовательских задач*

- Выбираются те методы обучения, которые наилучшим способом обеспечивают решение поставленных учебно-воспитательных задач и способы активизации учащихcя.

- Определяется структура урока, последовательность изучение материала и время на структурные элементы урока,

Особенности построения уроков различного типа.

Структура урока сообщения. новых знаний

1. Организация начала урока



2. Цель и задачи урока

3. Подготовительная работа и обеспечение нового (проверка дом. заданий воспроизведение ранее изученного и др..)

4. Объяснение

5. Итоги урока и задание на дом,

Главная часть - объяснение, однако успех урока зависит от всех компонентов. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока.

СТРУКТУРА урока закрепления

1. Организации начала урока

2. Постановка цели и задач урока

3. Закрепление

4. Итоги и задание на дом

Основная часть ypoка - практическое задание, разрешение проб­лемных ситуаций и вопросов, тренировочное упражнение, самостоятель­ные работы,



Структура урока обобщения или повторения;

I Организация начала урока

2 Постановка цели задач урока

4. Итоги урока и задание на дом

4. Обобщение и систематизация учебного материала

особенность систематизации и обобщение состоит а том, что учитель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихcя в ходе выполнения упражнений, большое внимание уделяется теоретическому анализу, который приводит к обобщенным выводам и способствует развитию логически правильного мышления.



Структура комбинированного урока

  1. Организации начала урока

  2. Проверка домашнего задания

3. Постановка цели и задач урока

4. Объяснение нового материала

5. Закрепление, повторение

6. Итоги урока и задание на дом

Этот тип урока представляет собой комбинацию всех элементов* причем каждая часть имеет равноценное значение среди других.

Структура контрольного урока

I. Объяснение цели проверки и инструкции об организации работы

Проверка готовности уч-ся к выполнению задания

2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами

его выполнения


  1. Самостоятельная работа учащихся

4. Предварительное подведение итогов урока.
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1. Высокий уровень психолого-педагогической подготовки препо­давателя, его мастерство, творческий подход к построению уро­ка или системы уроков.

2. Подготовленность учащихся к деятельности при данном соче­тании методов и средств обучения.

3. Наличие необходимых учебно-информативных источников (учебников, справочников, пособий и др.) для качественного достижения целей.

4. Материально-техническое оснащение.

5. Психологический климат.



ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

Исходным моментом подготовки к уроку является постановка его целей.

Всестороннее развитие личности учащегося предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из это­го, процесс обучения призван осуществлять три основных взаимосвя­занных функции - образовательную, воспитательную и развивающую, которые реализуются в том числе и на уроке.

Молодые преподаватели часто затрудняются в постановке целей урока. Возможно, предоставленные ниже рисунок и примеры, помогут в решении этой задачи.

Определяя обучающую цель уроков, следует исходить из содер­жания учебного материала и педагогических задач.

Формулировки целей могут быть такими:



При сообщении нового материала:

- "Усвоить основные понятия и..."

- "Объяснить сущность (закона, процесса, явления и т.д.)

- "Изучить взаимодействие..."



При закреплении и совершенствовании знаний:

- "Обобщить знания по теме

- "Закрепить знания ..."

- "Формировать умение объяснить причинно-следственные связи между..."

- "Углубить знания ..."

При применении знаний:

- "Практически изучить способы..."

- "Ознакомить учащихся со способами решения..."

При учете и контроле знании:

- "Проверить усвоение основных понятий..."

- "Подвести итоги изучения темы..."

При постановке развивающих целей урока можно пользоваться следующими формулировками:

- "Формировать оперативное (диагностическое, конструктив­но-технологическое, технологическое) мышление..."

- "Развивать (профессионально важные) качества личности: трудолюбие, аккуратность, настойчивость и др."

- "Сформировать умения систематизировать полученные знания"

- "Развивать навыки научной организации труда"

При постановке воспитательных целей использовать такие фор­мулировки:

- "Формировать научное мировоззрение"

- "Формировать бережное отношение к ..."

- "Прививать навыки коллективного труда"



  • "Осуществлять экономическое (экологическое, эстетичес­кое, нравственное) воспитание" После постановки целей урока и определения его замысла, необ­ходимо подобрать структурные элементы урока, выбрать методы и средства обучения, определить тип и вид урока. В этом Вам помогут предлагаемые схемы, таблицы и рисунки, в которых отражены основ­ные научно-методические требования к планированию урока.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ УРОКОВ

Традиционный

Развивающий

Бинарный

Знания даются пре­подавателем в го­товом виде

Знания добываются учащимися само­стоятельно в ходе продуктивной деятельности

Знания даются мастером и преподавателем во взаимосвязанном виде (теория и практика, МПС)

Стиль преподава­ния - монолог Девиз: "Делай как я!"

Стиль преподава­ния - диалог Девиз: "Мы вместе! Я тебе помогу!"

Стиль преподавания -диалог. Слияние про­цессов усвоения зна­ний и формирования умений и навыков Девиз: "Мы поможем тебе!"

Методы обучения -репродуктивные Пассивное усвоение знаний

Методы обучения -активные Добывание знаний под руководством преподавателя

Методы обучения - воз­можны репродуктив­ные и активные, но и всегда практические, что важно

Самостоятельность учащихся не раз­вивается, слабая адаптация к внеш­ним условиям

Самостоятельность растет, возмож­ность развития способностей к профессиональ­ному самосовер­шенствованию и самообразованию в области предмета

Развитие профессиональ­ного мышления и про­фессиональной деятель­ности. Адаптация в профессиональной среде