Методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет педагогического работника о профессиональной деятельности в... 1 244.85kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 2 806.75kb.
Методические рекомендации по составлению Сводного плана мероприятий... 1 36.18kb.
Я горжусь своими учениками 1 169.48kb.
Методические рекомендации по составлению предметных статей 1 180.36kb.
Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного... 1 328.55kb.
Методические рекомендации по составлению шежере (родословной) 1 264.71kb.
Методические рекомендации для учителей предметников по использованию... 5 611.78kb.
Методические рекомендации к заполнению классного журнала в государственном... 1 175.06kb.
Методические рекомендации по составлению биографических статей 1 187.81kb.
6. Методические рекомендации студентам по выполнению заданий практики... 1 255.21kb.
Задание 1 тезис I: движение ножниц 1 52.83kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования - страница №1/1

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития регионального образования

Свердловской области»

Надеева Е.П.



ТЕЗИСЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА


(методические рекомендации)

Екатеринбург

2006

ББК 74. 2р


Н 17

Надеева Е.П. Тезисы аналитического отчета: методические рекомендации / Е.П. Надеева – Екатеринбург: ИРРО, 2006. – 9с.


Представленные материалы содержат методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период.

Методические материалы предназначены для педагогических и руководящих работников, участвующих в процессах аттестации.

Автор: Надеева Е.П., доцент кафедры социально-гуманитарного образования ИРРО.

© - Институт развития регионального образования, 2006

Введение

2005-2006 аттестационный год является годом массовой аттестации педагогов Свердловской области. Анализ проведения аттестации в 2004-2005 аттестационном году позволил увидеть, что доминирующей формой предъявления результатов деятельности в межаттестационный период был аналитический отчет. В аналитических материалах ИРРО отмечено, что большинство аттестующихся педагогов Свердловской области овладели навыком разработки образовательных проектов, составления аналитических отчетов. Письменные работы педагогов, как правило, представляют собой исследования, проведенные на научных основаниях; в них представлены достигнутые и прогнозируемые результаты, показатели и критерии оценки результата.

В этом году большинство аттестующихся педагогов это те, кто аттестуется повторно или последующий раз. Многие из них представляют в представительство ГАК не полные аналитические отчеты, а их тезисы. Но, довольно часто, тезисы содержат в большей степени введение к полному аналитическому отчету, или авторы злоупотребляют описанием теоретического обоснования своей деятельности, или перечисляют личные достижения, т.е. из тезисов аналитического отчета исчезает особенность этого жанра – представление результатов своей педагогической деятельности.

Таким образом, возникла необходимость определить некоторые примерные требования к такому жанру, как тезисы аналитического отчета о результатах педагогической деятельности.

Работа, представляемая в форме тезисов аналитического отчета, содержит не более трех-четырех страниц, но обязательно имеет титульный лист, на котором указывается учредитель образовательного учреждения, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает автор, жанр работы, сроки межаттестационного периода, Ф.И.О. и должность составителя тезисов, город и год составления тезисов.

Наличие тезисов аналитического отчета позволяет его автору в момент процедуры аттестации развернуть их в любую форму презентации, например, творческого отчета, компьютерной презентации, демонстрации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Данные методические рекомендации адресованы, в первую очередь, тем педагогам, которые аттестуются уже второй или последующий раз, которые хорошо овладели навыком составления подробного аналитического отчета, которые имеют богатый методический материал и могут предъявить свой методический «портфолио».

Также необходимо обратить внимание педагогов на то, что первичная аттестация предполагает разработку и представление педагогического или управленческого проекта. К проектировочной работе данные рекомендации не относятся, так как мы с Вами прекрасно понимаем, что чем детальнее продуман и прописан проект, тем эффективнее будет его реализация.



Что такое тезисы?

В словаре В. Даля тезис рассматривается как ученое положение; мысль, проводимая в сочинении.

В словаре иностранных слов дается несколько определений понятия «тезис» и «тезисы». На наш взгляд, наиболее подходящее для нашего случая следующее определение: «Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.».

Значит, тезисы аналитического отчета должны быть кратко сформулированы, но при этом содержать основные положения анализа результатов педагогической или управленческой деятельности за межаттестационный период.



Какие тезисы или тезисы о чем могут быть представлены?

Тезис первый.

В первом тезисе можно дать краткую информацию о себе, т.е. о том, где, кем работает аттестующийся педагог, каков стаж его работы в данной должности, который раз аттестуется, происходили ли какие либо изменения в этих направлениях за межаттестационный период.



Например: Петрова Анна Ивановна, автор данных тезисов, является учителем истории МОУ СОШ № 22 г. Екатеринбурга. В межаттестационный период вела такие предметы как, история и обществознание в старших классах школы, имела педагогическую нагрузку от 32 до 40 часов. Общий педагогический стаж составляет 25 лет и все в данном образовательном учреждении. В третий раз проходит аттестацию, второй раз подтверждает высшую квалификационную категорию.

Например: Автор тезисов аналитического отчета за межаттестационный период с 2001 по 2005 годы осуществлял педагогическую деятельность в педагогическом колледже, но с 2003 года является совместителем с нагрузкой от 6 до 10 учебных часов и ведет педагогические дисциплины.

В данном тезисе может содержаться информация об изменении статуса образовательного учреждения или о смене специальности педагога, если такое имеется.



Тезис второй.

Для полной информации о себе можно указать основные направления своей деятельности. В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки педагога основными направлениями его деятельности являются учебно-воспитательная, методическая и социально-организационная деятельность. Но в жизни эта палитра может быть намного богаче.



Например: Основными направлениями деятельности в межаттестационный период были:

  • учебная деятельность – преподавание таких учебных дисциплин как «История», «Обществознание», «Основы экономической культуры», «История Урала»;

  • ведение элективного курса «Учебно-исследовательская деятельность учащихся»;

  • методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных дисциплин;

  • руководство исследовательскими работами учащихся – рефератами, научно-исследовательскими проектами;

  • воспитательная работа – классное руководство;

  • общественная деятельность – член профсоюзного комитета и т.д.;

Здесь же может идти речь о деятельности в школьном, городском, районном методическом объединении учителей и др.

Тезис третий.

Так как аналитический отчет представляют педагоги, выходящие на повторную или последующую аттестацию, то вероятнее всего они осуществляли свою деятельность в межаттестационный период на основе педагогического проекта или, по крайней мере, решали какую-то ключевую педагогическую проблему. Поэтому один из тезисов может быть посвящен этой ключевой проблеме.



Например: особое внимание при достижении результата образования автор аналитического отчета уделял развитию коммуникативных способностей обучающихся.

Например: обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ГОС НРК, автор особое внимание уделял развитию познавательной мотивации учащихся. Для решения проблемы использовал различные приемы и методы повышения уровня мотивации.

В данном тезисе коротко Вы можете указать, какая педагогическая теория (теории) или педагогические технологии лежали в основе вашей деятельности.



Тезис четвертый.

Главный тезис обязательно должен давать характеристику результату педагогической деятельности, полученному в течение межаттестационного периода.



Что является результатом педагогической и управленческой деятельности?

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32. образовательное учреждение, независимо от типа и вида, несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся и воспитанников и качество образования своих выпускников.

В свою очередь качество образования зависит от состояния процесса образования, с одной стороны, - и от результата образованности (подготовленности, компетентности выпускников), с другой стороны, от его соответствия потребностям и ожиданиям общества. Иными словами, результатом деятельности педагогов и управленцев является как качество образовательного процесса, так и качество его результатов, выраженное в достижениях обучающихся.

На наш взгляд, в данном тезисе необходимо указать, какой аргумент (документ) является для Вас основным для определения качества образования.



Например: В своей педагогической деятельности автор ориентировался на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Требования к достижению (показатели достижения) выпускниками результатов образованности через указанные выше три составляющих представлены в ГОС НРК общего образования Свердловской области.

Далее необходимо кратко представить количественный и качественный результат своей деятельности. Это могут быть одна - две таблицы, графики или диаграммы, а также комментарии к ним.



Например: результатом своей деятельности автор считает:

  • высокий уровень познавательной мотивации у большинства учащихся к изучению предмета «Физика», что можно увидеть на основе анализа анкет учащихся;

  • высокий процент (28%) выбора предмета «Физика» для сдачи экзамена в ходе государственной итоговой аттестации выпускников;

  • ежегодный высокий уровень учебных результатов по итогам учебного года и результатов итоговой аттестации (см. материалы итоговой аттестации выпускников), выражающийся в…

  • участие учащихся под руководством автора в олимпиадах по физике как городского, так и областного уровней (см. список учеников, участвующих в олимпиадах по физике с 2000 по 2005 гг.) и т.д.

Или: результатами своей педагогической деятельности автор считает:

  • высокий уровень готовности к ведению педагогической деятельности у студентов 51 группы (выпуск 2005 года), положительная мотивация к педагогической профессии у которых формировалась в процессе изучения предмета «Педагогика» и во внеурочном неформальном общении с автором аналитического отчета. Характер процесса индивидуального профессионального становления этих студентов можно будет отследить по материалам, представленным в ходе творческого отчета автора;

  • достаточный уровень подготовленности выпускников педагогического колледжа в вопросах региональной образовательной политики, развитии умений проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ГОС (НРК) общего образования (см. Аналитические записки по результатам государственной итоговой аттестации выпускников колледжа);

  • высокое качество дипломных работ выпускников, научным руководителем которых являлся автор аналитического отчета, практикоориентированный характер исследований, выполненных по актуальным вопросам развития педагогического образования.

Тезис пятый.

Для педагога, претендующего на высшую категорию, на наш взгляд, необходимо включить тезис, посвященный процессу мониторинга качества учебных достижений учащихся, то есть указать, по каким критериям и показателям, с помощью каких методик, контрольно-измерительных материалов автор отслеживает качество достижений обучающихся.



Например: уровень сформированности объективной оценки и адекватной самооценки отслеживался каждый раз при выполнении самостоятельной работы или подведении итогов групповой деятельности, когда учащиеся самостоятельно оценивали свою работу на основе предложенных критериев, оценивали работу своих одноклассников.

Например: уровень креативного мышления школьников определялся по таким показателям, как умение вырабатывать идеи, сравнивать идеи, находить адекватные способы деятельности, совершенствовать способы деятельности, создавать творческие работы и т.д.

Например: в целях развития и определения уровня творческих способностей на уроках обществознания учащимся предлагалось написание сочинения в форме эссе, задания, предполагающие высказывание своей позиции на основе «крылатых» выражений писателей и ученых о каких-либо общественных процессах.

При этом необходимо помнить, что все материалы, подтверждающие Ваши тезисы, при необходимости (по требованию членов аттестационной комиссии) должны быть представлены.



Тезис шестой.

Один из тезисов может быть посвящен характеристике основных условий, позволивших получить указанный выше результат деятельности.

При этом достаточно в краткой форме определить педагогические условия и дать им характеристику. Под педагогическими условиями мы понимаем содержание, особенности коммуникативного процесса, педагогические технологии, формы организации образовательного процесса, методы и приемы, средства обучения и т.д.

Например: одним из условий, обеспечивающих развитие творческих способностей, является использование при оценке достижений обучающихся рейтинговой системы.

В тексте не обязательно писать про особенности используемой рейтинговой системы, достаточно быть готовым по просьбе комиссии объяснить ее сущность и предъявить материалы, подтверждающие ее использование на практике.



Например: использование в педагогическом процессе таких активных форм обучения, как дебаты и дискуссии, способствует формированию жизненной позиции, готовности и способности ее аргументировать.

Наличие в тексте такого тезиса подтверждается представлением перечня тематики дебатов и дискуссий в рамках учебного предмета, положений об особенностях проведения этих форм, возможно, конспектов занятий с использованием данных форм, аналитических материалов по результатам их внедрения в образовательный процесс.



Например: одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является постоянное повышение автором уровня профессиональной компетентности по таким направлениям, как использование компьютерных технологий в образовательном процессе, мониторинг качества учебных достижений, проблемы и результаты ЕГЭ и т.д.

При этом педагог может подтвердить документально, что он действительно повышал уровень своей квалификации по этим направлениям и применял свои новые профессиональные знания в образовательном процессе (словесными иллюстрациями с уроков).

При описании педагогических условий, обеспечивающих результат педагогической деятельности, избегайте перечня проводимых мероприятий, старайтесь говорить об основных условиях и давать им краткую качественную характеристику.

При составлении тезисов аналитического отчета необходимо удерживать содержательную связь тезисов, посвященных описанию и оценке результата, условий, его обеспечивающих, и программе мониторинга этого результата.



Тезис седьмой.

Один из тезисов может быть посвящен формулировке тех проблем, которые вы выделили в процессе анализа своей деятельности. Как результат педагогической деятельности предъявляется через описание достижений учащихся, так и недостатки необходимо искать в этом же проблемном поле. А вот причины этих недостатков надо искать в своей деятельности, в организации образовательного процесса, в отборе содержания образования.



Например: анализ результатов деятельности показал, что 50% учащихся 9-х классов не обладает монологической речью, очевидно в процессе обучения недостаточно условий для ее развития.

Например: анализ результатов деятельности показал, что учащиеся обладают достаточным уровнем предметных умений, но имеют проблемы в работе с информацией, затрудняются с самостоятельным поиском информации, не могут выделить главную мысль текста. Причина, скорее всего в том, что на уроках учащиеся получают информацию в готовом виде, больше отрабатывают предметные умения, чем общеучебные.

При этом, Вы можете выделить несколько проблем, проранжировав их по степени значимости, или можете выделить одну, наиболее приоритетную проблему.



Тезис восьмой.

Анализ, как правило, заканчивается выдвижением новой цели, направленной на решение выделенных проблем. Эту часть аналитического отчета называют проектной. Проектная часть и составляет последний тезис. В данном тезисе достаточно на уровне моделирования будущей деятельности выделить цель и основные задачи, как пути достижения поставленной цели.



Например: На новый межаттестационный период автор определяет цель - овладеть проектным методом как средством развития творческих способностей учащихся. Для этого необходимо изучить историю возникновения и применения этого метода в образовании, технологию подготовки и организации образовательного процесса на основе использования данного метода.

Например: на межаттестационный период автором планируется организация образовательного процесса на основе принципа концентров. Это потребует изучения, поиска и внедрения в образовательный процесс старших классов приемов актуализации содержания образования основного концентра.

Например: Автором планируется дальнейшая интеграция содержания всех дисциплин психолого-педагогического цикла, формирование предложений по корректировке учебного плана колледжа, овладение методами формирования положительной мотивации к педагогической профессии у студентов групп по специальности 0303 «Иностранный язык».

Даже если Вы воспользуетесь рекомендациями и представите информацию в количестве восьми тезисов, то все равно объем текста составит не более трех-четырех страниц.

Так как тезисы в краткой форме дают информацию о результатах деятельности педагога, то целесообразно, с нашей точки зрения, закончить тезисы следующей информацией:

В ходе защиты аналитического отчета автора, которая состоится 24 января 2006 года, можно будет познакомиться со следующими материалами:



  • рефераты, научные проекты учащихся, выполненные под руководством автора аналитического отчета;

  • контрольно-измерительные материалы по предмету для учащихся 5,6,7-х классов;

  • программно-методическое обеспечение (лекции, раздаточный материал, контрольные работы, творческие задания), созданное автором отчета по предметам: «История Урала» для 10-11 классов; «История древнего мира» для учащихся 5-х классов;

  • графики и диаграммы, показывающие динамику учебных достижений учащихся по предмету «История»;

  • аналитические материалы педагога по результатам промежуточной и итоговой аттестации учащихся и т.д.

Дата составления тезисов аналитического отчета

Подпись автора тезисов аналитического отчета