Мера этимология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. В. Смирнов Логические основания мера инакости? 1 197.01kb.
Полнота этимология 1 25.69kb.
Этимология, конечно, очень запутанная наука 1 25.06kb.
Литература для самостоятельного изучения. Лекция 1 Социология как... 1 125.93kb.
А. А. Викентьев (Новосибирск, Академгородок) 1 32.49kb.
Материя этимология 1 19.15kb.
Модуль ме мера Вход Модули К, ип. Анализ. Выход Понятия 1 242.97kb.
Глава Понятие уголовного наказания 1 285.58kb.
Хвала хвала слава почет благодарность. Хвала мера превосходства содеянного... 1 20.31kb.
Ессеи – одна из трех основных еврейских религиозно-политических партий... 1 132.21kb.
Время время мера действие счета дорога пора погода. Равномерность... 1 32.98kb.
Экономические 2-мерные модели верхних уровней управления 1 112.3kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Мера этимология - страница №1/1





МЕРА

1. Этимология

Мера


Вавил.-ассир., аккад.: sar, сар, царь, царская мера =; др.-инд.: mati - мерит; mimati-мерит, измеряет, сравнивает, matram, matra, manam - мера, количество; греч.: metis - мудрость, разум, совет, предложение, заключаю; др.-в.-нем.: meззan - мерить, meзa - мера, mal- время обеда, еда; др.-англ.: mxl - время принятия пищи, еда; др.-чеш.: men - мера; авест.: ma - измерять; др.-перс.: ma - измерять; готск.: mitan-мерить; литов.: metas-год, время, пора; лат.: metior - мерю, измеряю, отмериваю, metrum - мера, размер; ;modulus - мера, образец; алб.: mat, mas-измеряю; болг. - мера; сербохорв.: mjepa; словен.: mera; чеш.: mira; словац.: miera; польск.: miara; в.-луж., н.-луж. - mera, цслав. - сатъ - суть (см. Фасмер); др.-рус., ст.-слав. - мъра, мърьныи - измеренный; франц.: etalon - образец, образцовая мера, мерило; о.-с. образовано посредством суффикса - ра от и.-е. основы me - мерить; (эта основа представлена в лат.: metior - мерю, измеряю).

1.2. Мера живая (манас - майя - митра).

1.2.1. Манас

От того же корня, что майя; от него происходит англ.: mensuration - измерение; лат.:mensura - измерение, mental, mens – ментальный; dimension - пространственное измерение и сам человек man - "мера всех вещей"; (ср. также лат.: mensis; англ.: month - месяц).

1.2.2. Майя

Др.-инд.: maya - в ведийской мифологии способность к перевоплощению, (от лат.: numen - божество) иллюзия, обман.

1.2.3. Митра

Авест.: mi*ra - договор, согласие; вед. mitra, восходит к и.-е. корню: mi:, mеi -, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена меры, закономерности, согласия и др.



2. Семья

2.1. Мудрость - гармония - разум - совет - эталон, образец - модель - аналог - образ - информация - предел - критерий - метр, метрология - норма - подход, установка, парадигма, порядок, параметр порядка - закон, правило - алгоритм, рецепт - оператор - единица - живая единица (триединство, тернер, кватернер, мандала, система Зодиака и др.).

2.2. Количество - число - время - пространство - царь, царская мера - мода (теор. колебаний) - степень - частота - вероятность - величина - масса - энергия - сила.

2.3. Сравнение - равенство - тождество - формула - оператор - логика (как критерий, средство) - безопасность - свобода.

2.4. Осуществить - сотворить - воплотить - действовать - решать - выбирать - готовить - пригодиться.

2.5. Строй, лад, размер - ритм - стиль - тип - вид - род - характер.

2.6. Майя (мера иллюзорности) - Митра (мера истинности, справедливости, мудрости).

3. Толкование

3.1. Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и несуществованию несуществующих.



Протагор

3.2. Ничего сверх меры.



Сократ

3.3. Мера - середина между избытком и недостатком.



Платон, Опр., с.433.

3.4. Мерой называется то первое, чем каждая вещь познается, и для каждого мерой служит единое.



Аристотель

3.5. Мера – это взаимосвязь многого и малого.



Древнекит. филос. Т.2, с. 73.

3.6.1. Бытие… содержит в себе три ступени: качество, количество и меру… Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество… Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи – к сущности.



Гегель. Т. 1, с. 216.

3.6.2 Мера есть качественно определенное количество прежде всего как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество. Мера как единство качества и количества есть, следовательно, вместе с тем завершенное бытие.



Гегель. Т.1, с. 257.

3.7. Мера - образец, эталон, выражающий предельное - минимальное несоответствие взаимодействия: личности - природы (бога) - средства (инструмента).



Толкование взглядов Платона, Аристотеля, Августина, Гегеля.

3.8. Мера характеризует силу аналогий. Общность меры выражает приближение к Истине, а жизненность ее (меры) - тем, насколько духовна эта мера.

3.9.1. Размерность единичной меры

Кроме наиболее распространенной (во всех типах знаний) одномерной единицы, с древних времен существовали, не всегда ясно различаемые понятия: двумерной и трехмерной единицы. Так, латинский термин "билатеральность" (лат.: би. + лат lateratis- двусторонний, двубоковой), выражает свойство двуединства (одна плоскость симметрии). Такое свойство характерно для многих живых существ и их органов. Примером минимальной билатеральной единицы в языке жестов, является херема.1

Древнейшим образом триединства является существующая в большинстве развитых религиозных систем концепция триединой - трехликой божественной сущности.

3.9.2. Древнейший прообраз живой первоединицы - тернер, кватернер, воплощаемый в современном операторе триединства (см. ст. "Триединство").

3.10. Древнейшее метрологическое обоснование принципиальной невозможности полностью формализовать процесс измерения содержится в понятиях Майя, Митра.

4. Прецеденты

4.1. ТРИЕДИНСТВО МЕР

Всё разнообразие мер, всю их потенциальную бесконечность можно представить в виде триединства (математических операторов, эталонов, образцов) - трех размерностей этой целостности.

К первой из них относятся все разновидности операторов объективной математики. Их сущностные характеристики: формальность (формализуемость), объективность (обездушенность), бесконечная воспроизводимость (в независимости от пространства, времени, личности). Всё это семейство операторов можно назвать трещиноподобным.2

Ко второй - живые, символьно-образные операторы неформализуемых типов знания. Их сущностные характеристики: проблемность, ситуационность, не целостность.

Третья семья операторов - целостные. Их сущностные характеристики: организменность, всесвязность, спонтанность (модель типа триединства с зоной тайной - спонтанности).

4.2. Митра - Бог солнца (древнеиранская и индоиранская мифология), понимаемый как (авест.: miora-договор, согласие; это имя восходит к индоевропейскому корню mi-:mei-посредничество, обмен, мера) закономерность - божественная мера. Иное, глубоко родственное истолкование этого имени раскрывается как охранителя Пути - договора - предела границы для каждого, взаимодействующего со всеми.

Так, русское "мир, община" связано с Митрой. Такое понимание (договор - путь - мера) подтверждается родством имен: рус.- мир да бог; miora bayah- Митра Бога (бог); вед.: mitra-bhaga.

Царская мера Вавилона - SAR

Вавилонская мера сар (ср. царь) - мера времени =602=3600лет. Согласно Бероссу (Б. Ван-дер-Варден "Пробуждающаяся наука", с.324) время правления вавилонских царей до потопа равно 120 сар=432000 лет, т.е. в точности равно продолжительности цикла "кали-юга"- одного из четырех характерных типов циклического проявления жизни Вселенной.

4.3.1. Живая мера.

С древнейших времен человечество решает проблему создания метрологического эталона, пригодного для измерений меры аналогии живых систем.

В качестве такой меры - живой единицы может быть осмыслен и применен оператор триединства.

Интуитивно освоенный в философском и религиозном типах знаний (триединство, триада, Святая Троица), он неявно и под разными именами трудится и в естествознании. Так, например, в механике твердого тела он известен под именем обобщенного параметра Ларсена-Миллера, позволяющего выразить меру живучести (ресурс) через время, температуру и напряжения.

Иной пример неявного воплощения живой единицы, т.е. триединства, обозначаемого здесь как , формула Эйнштейна

(1)

Аналогично,



(2)

где -h постоянная Планка, f - частота.

4.3.2. Математическая модель явного введения тайны - духовности в начала познания.

1. Содержательна следующая аналогия, характеризующая образ взаимодействия объективного знания и Природы. Модельные законы - фундаментальные факты этого знания как трещины проникли в глубины Природы, выявив современные живые пределы области незнания - Тайны.

2. На примере фундаментального соотношения теории относительности характеризующего взаимодействие энергии - материи (массы) - действия (скорости, V), рассмотрим модель учета меры духовности.

(3)

Аксиоматическое начало теории относительности: скорость света в вакууме - универсальная постоянная, в т.ч. в разных системах отсчета. Иной фундаментальный факт: всё во Вселенной изменяется, дышит. Этот факт позволяет в формуле (3) рассматривать "левую часть" как переменную величину, в общем случае как функционал.3

Изложенный подход к трактовке фундаментальных фактов объективного знания позволяет создать модель согласованного взаимодействия различных типов знания, в том числе объективного, мистического и экспертного.

4.4.


Источник Веры,

Живые Меры -

Сплелись вы, словно

сроднились кровно.

Ключ Триединства,

сакральный ключ -

Верховной Меры

нетленный луч.


4.5. Мера действия.

(Постоянная Планка - Винера - Будды - Орфея)

1.1. Все во Вселенной - движение, действие.

1.2. Природа действия имеет колебательный, вибрационный характер (дыхание жизни).

1.3. Возбуждение - выбор в каждом действии отличается спонтанной, а в сущности, резонансной природой.

Фундаментальность понятия "действие" определила целесообразность выявления "меры действия".

2.1. В физическом аспекте Природы мерой действия является постоянная Планка - квант действия (произведение энергии действия на продолжительность действия).

4.6.


Мера зла

Чем измерить любовь?

А в ответ:

- Любомера нет.

Чем измерить духовность?

- И духомера нет тоже.

Это совсем негоже...

А зло?


- И зломера не знает наука.

Ску-у-ка...

Так значит нет

ни Любви,

ни Зла,

Коль нет ни меры, ни числа?


4.7.

Цепи и крылья печали - радости.
Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

/Еккл.7,3/

И печаль и радость, как выдох и вдох, присущи жизни. Они - те испытания всякой души живой, которые словно тень и свет от первого мгновенья до последнего напоминают и сопровождают земной путь каждого существа.

Печаль не лучше радости, и радость также не лучше печали, как ландыш не лучше василька. А лучше - достойно пройти каждое из этих испытаний, не впадая в грех чрезмерности.

Может ли так быть в жизни земной, чтобы сетование, печаль были всегда, для каждого лучше или хуже, чем смех, радость?!

Совесть - истинный вестник личного богоподобия выбирает из бесконечного разнообразия цветов жизни, среди которых и черная роза безутешного горя, и белая лилия печали, и красная роза радости - любви. Выбор этот определяется и человеком, и ситуацией, и средствами. Он всегда индивидуален.

4.8.


Мера подобия

Счастье человеческого

общения?! Не Миф ли это

на Планете печали -

иллюзии - раздоров?

О, нет, не Миф.

Но это счастье требует

искусства возбуждения

в собеседнике неповторимого

голоса личного богоподобия.

Резонанс, медитация такого

взаимодействия - Свет искомого

счастья.

И тем незабвенней этот свет,

чем сильней волны печали бьют

в лик Матери - Земли.

4.9.

Живая мера

Свою бессмертную душу,

Единицу эту живую -

Со звездного плёса на сушу

Всечасно переношу я.
Она - Триединство Тайны,

Где слиты, как звуки, с детства

В гармонии необычайной

Проблема, Личность и Средство.


4.10. Высшая математика древних

Коренная проблема объективного типа знания - принципиальная недостаточность созданной в его пределах (формализованно-логичной, объективной) математики. Эта математика - система мер, операторов, создававшихся в убеждении, что они позволяют находить истинные, достоверные решения. И это действительно так в абстрактном, обездушенном, десемантизированном и, в этом смысле, вечно мёртвом мире.4

При решении указанной проблемы в условиях известных глобальных опасностей для культуры, длительности процесса создания, развития и освоения новой математической технологии, принципиально важно не ошибиться при выборе фундаментальных операторов - образцов, наиболее пригодных в качестве основы для системы живых мер.

В философско-религиозном, оккультно-мистическом типах знания достоверно выражен древний опыт создания системы фундаментальных живых операторов, которые не очень удачно называют часто живыми числами. В сущности это - основа высшей математики древних. Важнейшим среди этих живых операторов является получивший у древних имя триединства или кватернера (см. рис.).

Этот оператор, сконцентрировавший в себе глубочайшие знания, благополучно выдержавший тесты тысячелетий и разнообразнейших экзистенций, действительно наиболее пригоден в качестве сердцевины возрождающейся (искусственный интеллект, экспертные системы) одушевленной математики.

Далее покажем это.

Трехаспектность, в отличие от двумерных моделей типа действие - противодействие, истинно - ложно, плюс - минус, материальное - идеальное, добро - зло и т.д., является минимально достаточной. Это утверждение соответствует всему опыту человечества в следующем смысле. Модели, меньшей размерности, чем трехмерная, для живых сложных проблемных ситуаций принципиально недостаточны, создают опасность возмущения, противодействия, деградации сути.

Явное введение в центре-сердцевине "оператора триединства", названного АУМ, области, характеризующей спонтанное, резонансное дыхание Тайны - Духа5 - метрологический ключ к созданию сильной современной технологии освоения системы живых мер.

4.11. Истолкование принципа АУМ как универсального образца - эталона - меры приближения к Истине позволяет осмыслить его в качестве основания холистично-когерентного, всесвязно-гармонизированного (holism - холизм, wholeness - целостность; health - здоровье, исцеленность; holiness - святость, благочестие; sanity - благоразумие, разумность, здоровье; intellect, sense, mind – ум - Знания. Сущность этой основы выражается также понятиями: живая универсальная единица, первомодель, первооператор Высшей Математики, того всепроникающего аспекта Знания, который ведает мерой выбора правильных решений. Этот подход, имеющий древнейшие традиции (Триединство, Тернер, Кватернер), жизненно необходим для минимизации несодействия при взаимодействии разных типов знаний, сообществ и людей.

4.12. МЕРА ДУХОВНОСТИ ЗНАНИЯ

Представляется своевременным введение в методологию научного познания понятия "мера духовности" системы, в том числе технической, и действия (процесса, в том числе технологического).

Еще в античности (образ "пещеры Платона"), разрабатывая представление об неистинности всякого человеческого знания, введено понятие "тени" как модели Истины.

Развивая и обобщая этот философский подход на разные типы знания, выявим гнездо соответствующих понятий. К ним, в частности относятся: тень тени; трансляция (многократная) с языка Истины на языки различных типов знания научных и технических дисциплин; квантор (существования, всеобщности и т.д. - мера истинности в математической логике, в частности, в конструктивной и интуиционистской математике).

Искомую меру духовности предлагается находить с помощью оператора триединства (см. рис. ). При этом критерием истинности может служить мера соответствия между проблемной ситуацией, личностью и средствами.

4.13. СООБРАЖЕНИЯ О ТРЕТЬЕЙ РАЗМЕРНОСТИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТОВ

1. Периодическая система элементов создана более ста лет назад. Затем создана теория строения вещества, которая должна была вложить новую информацию в периодическую систему. В частности, в соответствии с древними философскими концепциями, добавить к двум размерностям таблицы периодической системы (по строкам и столбцам) еще, по крайней мере, одну размерность.

1.1. Фактическим выходом за рамки указанной таблицы является размещение в одной клетке многих (редкоземельных) элементов, различающихся зарядом, но идентичных по химическим свойствам из-за достройки внутренних энергетических уровней.

1.2. Кроме заряда ядра, положенного в основу периодической системы, должны быть приняты во внимание спин, масса и возбужденные уровни ядра.

Учет этих характеристик ядра существенно влияет на макроскопические свойства молекул. Так, различны макроскопические свойства орто- и параводорода, в которых спины ядер параллельны и соответственно антипараллельны /1/. Эти модификации молекул водорода практически не переходят друг в друга, имеют разные теплоемкости, температуры плавления, химические свойства. Таким образом, ориентация ядерных спинов в молекуле может быть интерпретирована как параметр, выходящий за рамки исходной периодической системы элементов.

1.3. Общеизвестно влияние массы ядра (изотопов) на макроскопические свойства, такие как плотность, коэффициент диффузии /2/, оптические свойства, существенные для лазерной химической технологии. Таким образом, разделение элементов по изотопам также является выходом за классическую двухпараметрическую структуру периодической системы элементов.

1.4. В литературе слабо отражено влияние свойств изотопов на тонкие превращения вещества в неживой и, особенно в живой природе. В /3, стр. 40-41, 47/ можно найти указание на то, что в природе происходит существенная селекция изотопов, что, естественно, не отражено в классической периодической системе элементов. Систематический анализ такой селекции мог бы внести существенные коррективы и увеличить размерность таблицы.

1.5. Следует отметить, что периодическая система элементов обычно сопоставляется с классической оболочечной моделью ядра. Эта модель весьма упрощена, особенно применительно к сочетанию атомов в аморфных и кристаллических телах. Выше сказано (1,2), что учет состояний ядра может существенно сказываться на макроскопических свойствах вещества. Эта дополнительная размерность, возможно, проявляется во влиянии магнитного поля на способность намагниченной воды к снижению накипеобразования в паровых котлах /4, 5/, разных свойствах воды, взятой из разных источников, а также целительных свойствах магнитных браслетов.

Могут быть предложены две трехмерные модели исходной "таблицы": классификации элементов:

Строки и столбцы периодической системы, параметры ядра (масса, спин).

Три параметра ядра:

Заряд ядра (обобщены в таблице элементов);



Масса ядра

Спин ядра



оба могут существенно влиять на макроскопические свойства элементов, но недостаточно изучены



Литература


1. Краткая химическая энциклопедия, т.1, 1961, стр.623.

2. А.И. Бродский. Химия изотопов. АН СССР М.1957, стр.595.

3. Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз. Отв. редактор Академик М.С. Гуляров, Акад. ВАСХНИЛ Р.М. Алексахин. М. Наука, 1988,стр.240.

4. Е.Ф. Тебенихин, Б.Т. Гусев. Обработка воды магнитным полем в теплоэнергетике. Энергия. М.1970,стр.142 (стр.14,17).

5. В.И. Миненко. Электромагнитная обработка воды в теплоэнергетике. Харьков 1981г. (см. стр 36-38).
4.14 Выражение "человек - мера всех вещей"6 воспринимается сегодня, в основном, как метафора, образное выражение.

Метрологический подход к основам познания в целом позволяет выявить наличие сущностной связи понятий "мера" и "человек". Всё познаваемое человеком имеет неуничтожимый аспект (специфика человеческого языка, мышления, сознания), пережитого и выраженного доступными именно человеку средствами. Древнейшие слои культуры сохранили в этимологии подобное понимание человека, как меры всего познаваемого.

Покажем далее сильную - кровную этимологическую связь этих терминов (человек - мера). В праиндоевропейском "мужчина", человек (Many), а в греческом "мера" Mina - мера веса драгоценных металлов. Min (Men) - Бог Луны в Древнем Египте, Мессопотамии, Малой Азии (С.Р. богиня Луны Mina термин "Луна (месяц) в ряде индоевропейских языков: латышское mensis, санскритское masas, греческое mens, men); праиндоевропейская форма mts, mens. Древнеиндийское божество "Many" - прародитель человечества; Mannyc, согласно Тациту, - имя прародителя Германцев; Manec - имя прародителя фригийцев. Характерно также сходство пустратического термина manu - думать с рассмотренными. Напомним, что понятия "Бог, Царь" (мужского и женского рода) этимологически и семантически характеризуют меру, как правило, высшую.
Таблица1 лист 1

Типы мер и истинности


Размерности

матрицы


Типы мер истинности

Аристотеля -

Жерара


Мера действия

Мера пределов

Технологическая мера

ПРИМЕРЫ

Что

1.1. Действие равно противодействию

2.1. Не убий

3.1. Система знаков зодиака

Где

Механика

Библия

Астрономия

Когда

При механическом типе взаимодействия систем

При человеческом взаимодействии со всяким существом

В пределах жизненного цикла, сответствующего конкретному знаку

Как

Точно в пределах модели “закона Ньютона”

Предельное ограничение при выборе решений

Мера истинности как минимизация отклонений от личного Пути богоподобной жизнедеятельности

При каких условиях (предыстория, анамнез, контекст)

Чисто механический отклик внешних систем на воздействие. Я вный учет предыстории отсутствует

В контексте священного писания в целом

В контексте модели всесвязности, в т.ч. “микро”- и “макрокосма”

Чем (средства)

Непосредственным материальным взаимодействием систем

Средства не регламентированы. Запрет предельно-абсолютный: ни словом, ни делом, ни мыслью не убий.

Нет запрета на средства, освоение образа личного богоподобия.

Кто (свойства, суть, образ, Дух)

“Наблюдатель”, исследователь, верующий в модель “закона Ньютона”.

Человек, Homo sapiense, “Homo ressacra” (лат) - человек священен, человек - вещь священная.

Астролог и всякий испытующий себя, иных средствами астрологии.

Таблица1 лист 2



Матрица ГУА

N

Знак

Имя

образ

Свойство

0




Отец - творчество

небо

крепость, Ян, почему

1




Мать - исполнение

земля

самоотдача, Инь, где

2




1 сын - возбуждение

гром

подвижность, как

3




2 сын - погружение

вода

опасность, куда

4




3 сын - пребывание

горе

незыблемость, когда

5




1 дочь - уточнение

ветер (дерево)

проникновенность, сколько

6




2 дочь - сцепление

огонь

ясность, что

7




3 дочь - разрушение

водоем

радостность, что

Направление 0-7 - моделирует жизнедеятельность в пределах цикла:

0 - творческая мысль;

1 - волевой выбор принятия решения;

2 - возбуждение, обдумывание перед погружением в поток реализации;

3 - погружение;

4 - пребывание;

5 - уточнение, коррекция, развертывание алгоритма;

6 - сцепление, освоение, добротность связей;



7 - разрешение, завершение, воплощение решения.

1 Херема - жест, минимальная билатеральная единица языка жестов, складывается из херем (греч.: hegr, hegos - рука), объединяющихся в 3 класса. Херемы одного из них указывают место исполнения жеста, второго - классификацию руки и третьего - характер движения.

2 Отношения объективной математики по сути своей являются глубоким аналогом трещины, осознаваемой как датчик живучести, неизбежное повреждение - формализация - деградация жизни. В этом смысле вся объективная математика…

3 Функционал - переменная величина, зависящая от функций общего вида, в том числе учитывающих структурность векторного пространства для действительных и комплексных аргументов.

4 Всё разнообразие математических отношений до последнего времени находилось в пределах "элемент - множество", а в современном периоде (конструктивно-интуитивная математика) осуществляется создание формализованных (бинарно-циклических) процедур, преодолевающих "отношение" как тип математического измерения.

5 В оккультно-мистическом знании четвертый аспект термина, "живая единица" - Божественная единица - кватернер - "сверкающий, ослепительный венец четвертой цепи наук, одушевляющих биологический культ" (Оккультизм. Др. Папюс М., 1994, с.67). Упомянутый здесь сверкающий венец - образ области, принципиально недоступной Рассудку.

6 Выражение Протагора