Материальное поле урока - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Поле (109) Дата документа 1 16.17kb.
План-конспект урока по теме «Движение тел в гравитационном поле» 1 72.93kb.
Конспект урока по теме: Люди Древней Руси 1 67.19kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Беседа первая 3 753.67kb.
Урока Содержание методических элементов урока Тема урока в городе... 1 154.2kb.
Неделя № урока № урока в теме Тема урока Содержание урока Номенклатура. 1 229.1kb.
Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Магнитное поле 1 132.35kb.
Что такое магнитное поле? Как, с помощью чего оно изображается? 1 29.06kb.
Вопросы к экзамену по экономике 1 25.69kb.
Зеемановское расщепление 1 84.04kb.
Со-зависимость: ваша влюбленность фальшива? И. Новаковская 1 42.88kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Материальное поле урока - страница №1/1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛЕ УРОКА1

Обустройство урока предъявляет педагогу свои современные высокие требования. Недопустимы грязь и холод в учебной аудитории; ушли в прошлое гвозди в стене для детских пальто и курток; вызывает чувство стыда и гнева грязное ведро с белёсой водой, в которой полощут руки дети, писавшие мелом на доске; уже необъяснимы рваные тряпки вместо губки для протирания доски; раздражают школьные сумки, брошенные на пол под ноги (почему бы и педагогу не класть свою сумочку на пол к ногам ходящих по классу учеников?!), Материальное поле урока подчинено интересам Человека.

Вошедшему в классную комнату ребёнку и всей группе в целом должно быть приятно находиться в данном кабинете, обустройство которого должно непременно доставлять комфорт организму. Следует продумывать интерьер класса (строительное решение педагог не властен менять, но внутреннее наполнение пространства, в котором располагаются дети и от которого рождается благоприятное либо неблагоприятное самочувствие, зависит от педагогических воззрений).

Отправным положением в постановке и решении заявленного вопроса обустройства урока является принципиальное положение: «Место, которое мы обустраиваем и занимаем, - это место, которого мы достойны». При условии уважительного отношения к школе, науке, человеку и конкретным участникам учебного процесса оформление предметно-вещевого пространства класса представляется важной стороной дела воспитания детей.

Забота о физическом и психологическом комфорте каждого присутствующего на уроке: педагога, детей, пришедшего гостя, представителя администрации или бабушки, пришедшей передать внуку забытый спортивный костюм, - это элементарное проявление уважения к человеку и забота о его благополучии.


Комфорт начинается с того момента, когда человека спросили, удобно ли ему
(Уважать - признавать важным для себя благополучное существование человека, а значит, содействовать этому во имя жизни и счастья этого человека, «утруждать» себя для другого.)

К общим правилам обустройства жизни относятся гарантированное благоустроенное жилище, хорошее своевременное питание, удобная функциональная одежда. Это жизненно важные условия. Поэтому нельзя не произвести переноса в сферу конструирования урока известных общих условий человеческой жизни вообще. Учитывая, что урок есть интеллектуальная работа и большое мыслительное напряжение, подчеркнём особенную важность материально-технического и материально-гигиенического оборудования учебного кабинета. Здесь нет ничего нового для человека, живущего в контексте современной культуры. Отступление от этих норм - показатель варварства или дикости руководителей школы.

К общим правилам материального обустройства учебных занятий, в классе отнесём следующие.


  1. Функционирование каждого элемента предметного пространства.

Если висят часы - они должны показывать точное время. Если поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если размещены на стенах плакаты либо стенды, они должны быть чистыми, чёткими, ровно повешенными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.



В учебном кабинете не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.

  1. Удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий и наглядного материала.

Мебель служит людям, но не люди пристраиваются к расположению мебели. Педагог мог бы обсудить с детьми наиболее удобный вариант размещения предметов кабинетной обстановки. Но, наделив детей такими полномочиями, надо иметь в виду медицинские показания к оборудованию учебных помещений. Удобство каждого присутствующего на уроке обеспечивается до урока.

(И вновь ставим акцент: учитывается и удобное расположение гостей, наблюдающих урок. И пока такого удобства, для каждого не будет обеспечено, урок не может быть начат.)

  1. Взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю - лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса.

«Все видят всех» - условие совместной деятельности. Педагог как соучастник занятий должен, так же как каждый ребёнок, стать объектом заботы детей: они в социальной роли «человека» выражают заботу об удобстве, комфорте учителя как человека.

4.Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому.

Кто захочет обратиться к средствам учебной деятельности: словари (их должно быть много), учебные пособия, карточки, инструменты, энциклопедии, журналы, муляжи, макеты и другое. Подсобные материалы значительно облегчают мыслительную работу многим детям.



5.Полномочия (права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.

В полномочия вводится и содействие эстетическому оформлению кабинета: дети получают право на инициативное украшение класса при опоре на эстетические закономерности красоты как явления жизни.

Общие основы создания материального пространства дополним рядом конкретных правил, выделив безусловные и неизменные.

Гигиенические строгие правила предусматривают следующее:



  • проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа;

  • хорошее равномерное освещение кабинета;

  • доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства вес чистое и протёртое от пыли;

  • широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи;

  • чистота пола и всего оборудования кабинета;

  • отнесём сюда же чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети;

  • наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски;

  • отсутствие малейшей пыли на предметах мебели, учебных пособиях, цветах, витринах, шкафах и т. д.;

  • неизменная чистота и опрятность одежды всех присутствующих на уроке - одежды, соответствующей учебной деятельности в общественном учреждении.

Эстетические правила обеспечивают особое благоприятное состояние, окружающая красота оказывает сильное влияние с самого первого момента появления ребёнка в классе.

Педагог знает: переступает порог ученик - его поведение диктуется первоначально красивым обустройством учебного кабинета. До того времени, когда сформируются традиционные формы поведения в учебном кабинете (а эти формы разные!), решающим фактором влияния окажется именно красота. Перечислим ряд основных эстетических правил, касающихся материального обустройства урока.



  • Поставим на первое место самое широкое эстетическое положение, основополагающее в системе эстетических закономерностей, которое постоянно преподносит нам природа и которое так просто обнаружить, наблюдая за явлениями природы: структурой растений, окраской цветка, движениями зверей, - положение «ничего лишнего!». Иногда его называют «закон чуть-чуть», он предписывает сумму элементов, которая бы отвечала требованию необходимого и достаточного: всё, что располагается на столе, в кабинете, в костюме, в записях на доске, в сочинении и решении задачи, должно соответствовать данному требованию - быть красивым.

Когда говорят: «Красивый урок», «Красивое выступление», «Красивые движения», то отмечают данную характеристику: ничего лишнего, только необходимое.

  • Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии, которая раздражающе действует на нервную систему человека; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз.

Педагог советует детям: «Если работаете цветной ручкой, обратите внимание на цветовое сочетание», «Любой цвет с белым - красивое сочетание, и вы не проиграете», «Нет-нет, зелёное с красным слишком раздражает, глаз «убегает» от такого предмета».

  • Правило одного композиционного центра гласит: только один элемент из всех должен занимать центральное положение, стягивать на себя восприятие и внимание, а все остальные элементы располагаются в связи и соответствии с ним. Попробуйте расставить столы полукругом, как дети сразу сообщают о своём хорошем самочувствии.

В красивой классной комнате таким центром могут являться стол учителя, пальма, скульптурный портрет учёного, телевизор как окно в мир, картина, экспериментальный столик - всё то, что несёт в себе содержательный смысл. Остальное выстраивается вокруг установленного центра.

  • Правило единства фактуры предупреждает о том, что природа используемого материала должна быть едина, «коня» и «трепетную лань» нельзя запрячь в одну упряжку (Пушкин).

Строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением, речевой стиль приятельства нельзя соединить в беседу с научным анализом. И деловой стиль одежды отвергает элементы спортивного костюма.

  • Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха».

Пространственное оборудование классного помещения учитывает это правило, записи на доске жёстко подчиняются такой норме, заполнение шкафов с учебными пособиями производится в согласии с данным правилом. Даже костюм людей, присутствующих на уроке, отвечающий этой норме, оказывает своё неосознаваемое людьми эмоциональное влияние.

  • Правило ритма диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий. Присутствие ритма во всех его модификациях содействует благоприятному самочувствию любого человека.

Так, ритмическая картинка расстановки учебных столов, симметричное расположение цветов на окнах, развешанные плакаты в определённой последовательности и равной удалённости, смена этапов урока один за другим через равномерное количество минут и ритмическая речь педагога - всё это придаёт удивительную лёгкость самочувствию и работе, делая присутствие на уроке приятным и комфортным.

Неслучайно, например, говорят о «красивом уроке», когда он ритмичен.

Всё сказанное может со временем принимать в действительной жизни роль устойчивых традиций урока:



  • красиво оформляются все исполняемые работы;

  • красиво ведутся записи на школьной учебной доске;

  • красиво убранство учебного кабинета;

  • красивы костюмы педагогов и школьников;

  • красива речь людей на уроке;


Тепло, свет, воздух - и ничего лишнего, кроме красоты
красива пластика детей и педагогов.

Техническое оборудование урочных занятий играет свою существенную роль. Правда, только при одном важном социально-психологическом условии: педагог должен уметь распредмечивать технические предметы. За «железкой» увидеть «человека», выявить ценность технического устройства для жизни человека и наилучших результатов учебной деятельности.

Дети с почтением относятся к техническому оснащению занятий, а момент её эксплуатации проживается с радостью. Но, как правило, они не умеют распредмечивать материальную субстанцию, у них «вещное» отношение к вещам и физическим предметам, «человека» там не обнаруживают.

А ведь присутствие и использование аппаратуры играет существенную роль в воспитании молодого человека. Во-первых, благодаря технике как постоянному элементу обучения ребёнок входит в контекст цивилизации, относясь к аппаратуре как средству научного познания, в отличие от домашнего использования аппаратуры как средства развлечения. Во-вторых, технические средства расширяют возможности динамического показа явлений жизни, предъявления предмета изучения в его развитии и движении. И, в-третьих, эстетичность демонстрации задевает сферу эмоционального переживания, получаемые знания окрашиваются в положительные краски отношения к предмету научного рассмотрения.

В свете такого серьёзного влияния выступают чёткие и жёсткие правила эксплуатации технической аппаратуры:


  • высокая качественность технической аппаратуры: «магнитофон не должен хрипеть», «телевизор не должен капризничать, засыпая изображение крошкой», «видеопроектор должен давать чёткое изображение» и т. д. (иначе дискредитируется ценность, предъявляемая детям);

  • целевое использование технических средств: формируется предварительная установка на предмет наблюдения, формулируется цель просмотра материала; до просмотра в общем виде описывается предмет наблюдения, чтобы сюжетное содержание не затмило целевое восприятие;

  • строжайшее исполнение правил техники безопасности: ТСО обслуживают педагог либо мальчики (юноши), умение которых обращаться с аппаратурой проверено педагогом заранее;

  • постоянное место для аппаратуры, устойчивость крепления и безопасность расположения; пользоваться ею без присутствия педагога запрещено, несмотря на простоту и привычность для детей в семейном быту этой аппаратуры;

  • осторожное обращение с техническими аппаратами: педагог демонстрирует своё бережное отношение к аппаратуре, подчёркивая огромную роль технического оснащения в познании мира, и прослеживает, чтобы такое же ценностное отношение развивалось у детей;

  • непозволительно просмотр сопровождать репликами, выражая свою реакцию на увиденное: такое вмешательство в душу другого дезориентирует индивидуальное восприятие и лишает человека, на которого оказали влияние, возможности полностью осознать собственную точку зрения; педагог тоже не должен нарушать индивидуального восприятия детьми картины мира в любых его проявлениях, его пояснения должны быть сделаны до демонстрации.

Итак, материальное обустройство урока играет роль важнейшего условия качественности преподавания и обеспеченности комфортности психологического состояния учеников и учителя. И относиться надо к созданию материального поля весьма серьёзно, терпеливо повышая уровень и отыскивая всё новые средства для улучшения предметно-вещного окружения детей. Впрочем, дети тоже могут принимать участие в обсуждении всех возможностей культивировать и обихаживать учебную среду.

Однако надо всегда помнить, что сама по себе материальная среда нейтральна по отношению к личностным образованиям. Достаточно вспомнить исторические материалы школы Великой Отечественной войны, когда при скуднейшем, почти на грани нищеты оборудовании учебного процесса и бедном оборудовании урока обучение развивало детей и формировало красивую и умную личность там, где процесс обеспечивался профессиональным мастерством педагога.




А надо так мало - всего лишь расставить ценностные акценты на окружающих предметах материального поля

Очевидно, что решающим в такой интерпретации окружающей предметной среды станет профессиональное умение «распредмечивать» материальные объекты реальной действительности так, чтобы школьник вместе с учителем «прочитывал» отношенческий смысл конкретного предметного обустройства учебных занятий.



Декларируя страстно идею ценностно-ориентированного воспитания, нельзя за пределами данного принципа оставлять вещно-предметный мир.

Вот формула по физике - она указывает на связь явлений вне воли человека. Её познание уменьшает зависимость от этих явлений и увеличивает свободу.

Вот фраза из пушкинской драмы - «Народ безмолвствует». Это про социальные ситуации типа сегодняшней. Это про решающий фактор исторического развития. Есть облегчение в объективизации данного образа.

А вот басня И. Крылова «Свинья под дубом». Речь далеко выходит за границы качества неблагодарности. Корни нашей жизни уходят в далёкое прошлое... Связь поколений, плоды прошедших веков...-не про это ли?!

А это типология животного мира. И явственно проступает связь человека со всем природным миром. Мы все вышли из лона природы...

1 Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. 160 с.