страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Материальное поле урока - страница №1/1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛЕ УРОКА1 Обустройство урока предъявляет педагогу свои современные высокие требования. Недопустимы грязь и холод в учебной аудитории; ушли в прошлое гвозди в стене для детских пальто и курток; вызывает чувство стыда и гнева грязное ведро с белёсой водой, в которой полощут руки дети, писавшие мелом на доске; уже необъяснимы рваные тряпки вместо губки для протирания доски; раздражают школьные сумки, брошенные на пол под ноги (почему бы и педагогу не класть свою сумочку на пол к ногам ходящих по классу учеников?!), Материальное поле урока подчинено интересам Человека. Вошедшему в классную комнату ребёнку и всей группе в целом должно быть приятно находиться в данном кабинете, обустройство которого должно непременно доставлять комфорт организму. Следует продумывать интерьер класса (строительное решение педагог не властен менять, но внутреннее наполнение пространства, в котором располагаются дети и от которого рождается благоприятное либо неблагоприятное самочувствие, зависит от педагогических воззрений). Отправным положением в постановке и решении заявленного вопроса обустройства урока является принципиальное положение: «Место, которое мы обустраиваем и занимаем, - это место, которого мы достойны». При условии уважительного отношения к школе, науке, человеку и конкретным участникам учебного процесса оформление предметно-вещевого пространства класса представляется важной стороной дела воспитания детей. Забота о физическом и психологическом комфорте каждого присутствующего на уроке: педагога, детей, пришедшего гостя, представителя администрации или бабушки, пришедшей передать внуку забытый спортивный костюм, - это элементарное проявление уважения к человеку и забота о его благополучии. К общим правилам обустройства жизни относятся гарантированное благоустроенное жилище, хорошее своевременное питание, удобная функциональная одежда. Это жизненно важные условия. Поэтому нельзя не произвести переноса в сферу конструирования урока известных общих условий человеческой жизни вообще. Учитывая, что урок есть интеллектуальная работа и большое мыслительное напряжение, подчеркнём особенную важность материально-технического и материально-гигиенического оборудования учебного кабинета. Здесь нет ничего нового для человека, живущего в контексте современной культуры. Отступление от этих норм - показатель варварства или дикости руководителей школы. К общим правилам материального обустройства учебных занятий, в классе отнесём следующие.
Если висят часы - они должны показывать точное время. Если поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если размещены на стенах плакаты либо стенды, они должны быть чистыми, чёткими, ровно повешенными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе. В учебном кабинете не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.
Мебель служит людям, но не люди пристраиваются к расположению мебели. Педагог мог бы обсудить с детьми наиболее удобный вариант размещения предметов кабинетной обстановки. Но, наделив детей такими полномочиями, надо иметь в виду медицинские показания к оборудованию учебных помещений. Удобство каждого присутствующего на уроке обеспечивается до урока. (И вновь ставим акцент: учитывается и удобное расположение гостей, наблюдающих урок. И пока такого удобства, для каждого не будет обеспечено, урок не может быть начат.)
«Все видят всех» - условие совместной деятельности. Педагог как соучастник занятий должен, так же как каждый ребёнок, стать объектом заботы детей: они в социальной роли «человека» выражают заботу об удобстве, комфорте учителя как человека. 4.Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому. Кто захочет обратиться к средствам учебной деятельности: словари (их должно быть много), учебные пособия, карточки, инструменты, энциклопедии, журналы, муляжи, макеты и другое. Подсобные материалы значительно облегчают мыслительную работу многим детям. 5.Полномочия (права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей. В полномочия вводится и содействие эстетическому оформлению кабинета: дети получают право на инициативное украшение класса при опоре на эстетические закономерности красоты как явления жизни. Общие основы создания материального пространства дополним рядом конкретных правил, выделив безусловные и неизменные. Гигиенические строгие правила предусматривают следующее:
Эстетические правила обеспечивают особое благоприятное состояние, окружающая красота оказывает сильное влияние с самого первого момента появления ребёнка в классе. Педагог знает: переступает порог ученик - его поведение диктуется первоначально красивым обустройством учебного кабинета. До того времени, когда сформируются традиционные формы поведения в учебном кабинете (а эти формы разные!), решающим фактором влияния окажется именно красота. Перечислим ряд основных эстетических правил, касающихся материального обустройства урока.
Когда говорят: «Красивый урок», «Красивое выступление», «Красивые движения», то отмечают данную характеристику: ничего лишнего, только необходимое.
Педагог советует детям: «Если работаете цветной ручкой, обратите внимание на цветовое сочетание», «Любой цвет с белым - красивое сочетание, и вы не проиграете», «Нет-нет, зелёное с красным слишком раздражает, глаз «убегает» от такого предмета».
В красивой классной комнате таким центром могут являться стол учителя, пальма, скульптурный портрет учёного, телевизор как окно в мир, картина, экспериментальный столик - всё то, что несёт в себе содержательный смысл. Остальное выстраивается вокруг установленного центра.
Строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением, речевой стиль приятельства нельзя соединить в беседу с научным анализом. И деловой стиль одежды отвергает элементы спортивного костюма.
Пространственное оборудование классного помещения учитывает это правило, записи на доске жёстко подчиняются такой норме, заполнение шкафов с учебными пособиями производится в согласии с данным правилом. Даже костюм людей, присутствующих на уроке, отвечающий этой норме, оказывает своё неосознаваемое людьми эмоциональное влияние.
Так, ритмическая картинка расстановки учебных столов, симметричное расположение цветов на окнах, развешанные плакаты в определённой последовательности и равной удалённости, смена этапов урока один за другим через равномерное количество минут и ритмическая речь педагога - всё это придаёт удивительную лёгкость самочувствию и работе, делая присутствие на уроке приятным и комфортным. Неслучайно, например, говорят о «красивом уроке», когда он ритмичен. Всё сказанное может со временем принимать в действительной жизни роль устойчивых традиций урока:
Тепло, свет, воздух - и ничего лишнего, кроме красоты красива пластика детей и педагогов. Техническое оборудование урочных занятий играет свою существенную роль. Правда, только при одном важном социально-психологическом условии: педагог должен уметь распредмечивать технические предметы. За «железкой» увидеть «человека», выявить ценность технического устройства для жизни человека и наилучших результатов учебной деятельности. Дети с почтением относятся к техническому оснащению занятий, а момент её эксплуатации проживается с радостью. Но, как правило, они не умеют распредмечивать материальную субстанцию, у них «вещное» отношение к вещам и физическим предметам, «человека» там не обнаруживают. А ведь присутствие и использование аппаратуры играет существенную роль в воспитании молодого человека. Во-первых, благодаря технике как постоянному элементу обучения ребёнок входит в контекст цивилизации, относясь к аппаратуре как средству научного познания, в отличие от домашнего использования аппаратуры как средства развлечения. Во-вторых, технические средства расширяют возможности динамического показа явлений жизни, предъявления предмета изучения в его развитии и движении. И, в-третьих, эстетичность демонстрации задевает сферу эмоционального переживания, получаемые знания окрашиваются в положительные краски отношения к предмету научного рассмотрения. В свете такого серьёзного влияния выступают чёткие и жёсткие правила эксплуатации технической аппаратуры:
Итак, материальное обустройство урока играет роль важнейшего условия качественности преподавания и обеспеченности комфортности психологического состояния учеников и учителя. И относиться надо к созданию материального поля весьма серьёзно, терпеливо повышая уровень и отыскивая всё новые средства для улучшения предметно-вещного окружения детей. Впрочем, дети тоже могут принимать участие в обсуждении всех возможностей культивировать и обихаживать учебную среду. Однако надо всегда помнить, что сама по себе материальная среда нейтральна по отношению к личностным образованиям. Достаточно вспомнить исторические материалы школы Великой Отечественной войны, когда при скуднейшем, почти на грани нищеты оборудовании учебного процесса и бедном оборудовании урока обучение развивало детей и формировало красивую и умную личность там, где процесс обеспечивался профессиональным мастерством педагога. А надо так мало - всего лишь расставить ценностные акценты на окружающих предметах материального поля Очевидно, что решающим в такой интерпретации окружающей предметной среды станет профессиональное умение «распредмечивать» материальные объекты реальной действительности так, чтобы школьник вместе с учителем «прочитывал» отношенческий смысл конкретного предметного обустройства учебных занятий. Декларируя страстно идею ценностно-ориентированного воспитания, нельзя за пределами данного принципа оставлять вещно-предметный мир. Вот формула по физике - она указывает на связь явлений вне воли человека. Её познание уменьшает зависимость от этих явлений и увеличивает свободу. Вот фраза из пушкинской драмы - «Народ безмолвствует». Это про социальные ситуации типа сегодняшней. Это про решающий фактор исторического развития. Есть облегчение в объективизации данного образа. А вот басня И. Крылова «Свинья под дубом». Речь далеко выходит за границы качества неблагодарности. Корни нашей жизни уходят в далёкое прошлое... Связь поколений, плоды прошедших веков...-не про это ли?! А это типология животного мира. И явственно проступает связь человека со всем природным миром. Мы все вышли из лона природы... 1 Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. 160 с. |
|