Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный урок Цель урока: Задачи урока - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по физической культуре для учащихся 2 класса. 1 84kb.
Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием икт, технологий... 1 58.64kb.
Тема урока. Гимнастика(8 кл). Тип урока: комбинированный 1 43.76kb.
Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие... 1 88.41kb.
Урок №39 Вид урока: комбинированный. Девиз урока: «В химии все возможно». 1 63.77kb.
План конспект урока английского языка По теме «Лондонский зоопарк»... 1 53.5kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Пояснительная записка Учитель: Ефремов Леонид Александрович Тема... 1 180.11kb.
Урок изучения нового материала Тема урока «Определение пола. 1 42.75kb.
Рабочей программы дисциплины в. Дв 1 – Дисперсные системы в промышленности 1 26.03kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный урок Цель - страница №1/1


МОУ «Волхонщинская СОШ»

Конспект урока

Тема урока: Дисперсные системы

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

Задачи урока:

- образовательные: сформировать понятие о дисперсных системах, дисперсной фазе и дисперсионной среде, классификации дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, грубодисперсных (эмульсии, суспензии и аэрозоли) и тонкодисперсных (гели и золи) системах; систематизировать и обобщить сведения о составе вещества и смесей (молекулярного и немолекулярного строения), раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества;

- воспитательные: формирование элементов мировоззрения посредством подтверждения на конкретных примерах таких категорий как раствор (истинный, дисперсный), как система взаимодействующих элементов, формирование представлений о единстве мира органических и неорганических веществ путем рассмотрения примеров дисперсных систем; формирование представлений о химии как о прикладной науке путем рассмотрения вопросов, связанных с практическим значением дисперсных систем для деятельности человека; формирование эстетического чувства при аккуратном заполнение тетрадей;

- развивающие: развитие кругозора учащихся; развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.



Оборудование: образцы препаратов бытовой химии (различные аэрозоли, водоэмульсионные краски), вода, растительное масло, реактивы по карте-инструкции, минералы и горные породы, желатин.

План урока:

- организационный момент - 3 мин

- проверка ранее изученного материала - 10 мин

- изучение нового материала - 20 мин

- закрепление и обобщение изученного материала - 10 мин

- задание на дом - 2 мин



План-конспект урока

Основные этапы урока, время

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный этап, 3 мин




Вхожу. Здороваюсь: «Здравствуйте! Садитесь. Дежурный, кто отсутствует?»

Отмечаю отсутствующих в журнале



Встают, приветствуют. Дежурный называет отсутствующих




Проверка ранее изученного материала, 10 мин

Комбинированный опрос

Работа проводится следующим образом:

2 учащихся - отвечают устно у доски на вопросы:

«Какими свойствами характеризуется ковалентная химическая связь?»

«Что такое гибридизация атомных орбиталей и какие виды гибридизации вам известны?»

5 учащихся - работают на местах по карточкам;

Остальные - выполняют тестовые задания по теме «Геометрия молекул»

Оцениваю ответы, корректирую в случае необходимости


Выполняют задания

Задания см. приложение

Изучение нового материала

Беседа

Самостоятельная работа с учебником

Объяснение

Демонстрация


Самостоятельная работа с учебником


Демонстрация


Самостоятельная работа с учебником



«Итак, темой сегодняшнего нашего урока является «Дисперсные системы». Запишите эту тему себе в тетрадь.

Ребята вы знаете из ранее изучаемого материала, что большинство веществ в природе являются смесями. Вспомните, как можно описать чистое вещество?

Абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: их температуру кипения, электро- и теплопроводность, реакционную способность и т.д. В современной прикладной химии получение чистых задач является одной из важнейших задач.

В природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы, т.е. гетерогенные системы, состоящие из двух и более фаз с сильно развитой поверхностью раздела между ними. Запишите это определение себе в тетрадь

По крайней мере, одна из фаз распределена в виде мелких частиц и называется дисперсной фазой, а другая, сплошная фаза - дисперсионной средой

И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. Подумайте, а сколько всего типов таких сочетаний можно предложить

Правильно. Рассмотрите возможные сочетания фазы и среды. Для этого самостоятельно рассмотрите табл.9 на стр. 66 вашего учебника и запишите себе в тетрадь примеры каждой дисперсной системы

По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делят грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм и тонкодисперсные (коллоидные растворы или коллоидные системы) с размерами частиц от 100 до 1 нм. Если же вещество раздроблено до молекл или ионов размером менее 1 нм, образуется гомогенная система - раствор. Она однородна, гомогенна, поверхности раздела между частицами и средой нет (на доске зарисовываю данную классификацию).

Давайте начнем рассмотрение дисперсных систем с грубодисперсных систем.

Взвеси - это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным взглядом. Такие системы разделяю на:



  1. Эмульсии (среда и фаза нерастворимые друг в друге жидкости). Например, известные вам молоко, лимфа, водоэмульсионные краски. Давайте приготовим эмульсию самостоятельно. Для этого просто добавим растительное масло в воду

  2. Суспензии (среда - жидкость, фаза - нерастворимое в ней твердое вещество). Например, строительные растворы, взвешенный в воде морской и речной ил, живая смесь микроскопических живых организмов в морской воде - планктон (демонстрирую «известковое молоко» как пример суспензии)

  3. Аэрозоли - взвеси в газе (наприме, в воздухе) мелких частиц твердых веществ и жидкостей. Например, пыли, туманы, дымы. Аэрозоли играют важную роль в природе, быту и производственной деятельности человека. А в чем же выражается это значение? Для ответа на этот вопрос самостоятельно прочитайте текст учебника на стр. 68

Следующим видом дисперсной системы являются коллоидные растворы, которые представляют собой системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом.

Коллоидные растворы подразделяют на золи и гели (студни).

Золи - это большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма, ядерный сок, содержимое вакуолей и органоидов) и живого организма в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки, гуморальные жидкости и т.д.

Сейчас мы с вами приготовим золь. (демонстрирую приготовление золя «гидролиз хлорида железа горячей водой). После этого объясняю эффект Тиндаля

А теперь самостоятельно ответьте на вопрос: «Что такое явление коагуляции и при каких условиях оно возникает?

Вторая подгруппа коллоидных систем - это гель. Гели представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. К ним относиться большое количество полимерных гелей, столь хорошо известные вам кондитерские, косметические и медицинские гели (желатин, холодец, желе, мармелад) и конечно же большинство природных гелей: минералы (опал), тела медуз, хрящи, сухожилия и т.д. История развития жизни на Земле можно одновременно читать историей эволюции коллоидного состояния вещества. Со временем структура гелей нарушается - из них выделяется вода. Это явление называют синерезисом.

Ну что же мы с вами закончили рассмотрение дисперсных систем.

Данные по истинным растворам вы уже неоднократно изучали и для того чтобы систематизировать все имеющиеся у вас знания предлагаю вам самостоятельно дома составить краткий конспект пункта «Растворы» по учебнику (стр. 70-71)



Записывают тему урока в тетрадь

Отвечают: можно описать твердое, жидкое или газообразное это вещество


Записывают определение в тетрадь

Отвечают: 9
Выполняют задание

Отвечают на вопрос с использованием текста учебника на стр. 68




На доске тема «Дисперсные системы»

Карта-инструкция см. приложение



Закрепление и обобщение изученного материала, 10 мин

Тестирование

А теперь чтобы определить как вы усвоили данную тему выполните тестовые задания, которые я сейчас вам раздам (раздаю тестовые задания, после чего совместно с учащимися проверяю задания. Разъясняю типичные ошибки)

Выполняют тестовые задания




Задание на дом, 2 мин




§8, вопросы после параграфа, конспект пункта «Растворы» на стр. 70-71

Записывают задание в дневник







Гарифзянов Андрей Рузильевич