Конспект урока по теме: Люди Древней Руси - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по теме «Особые формы глагола. Понятие о деепричастии» 1 66.15kb.
Конспект открытого интегрированного урока (физическая культура +... 1 109.78kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. 1 86.91kb.
Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 1 81.82kb.
Конспект урока по теме: «Кибертерроризм, основанный на межличностных... 1 29.04kb.
Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание... 1 112.42kb.
Конспект урока по теме «изучение производной в средней школе» 1 213.61kb.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда» 1 56.33kb.
Конспект урока по теме «Льюс Кэрролл «Алиса в Стране чудес» 1 33.01kb.
«Сравнительный анализ развития ментальности высших сословий в Древней... 1 27.06kb.
Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха» умк... 1 64.46kb.
Ооо«Бюро путешествий «Липецктурист» г. Липецк, пл. Петра Великого, 1 1 29.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект урока по теме: Люди Древней Руси - страница №1/1

Конспект урока по теме: Люди Древней Руси.

Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель: Л.Л.Телегина

Цель урока: - Дать учащимся представления о людях древней Руси, их

идеалах и стремлениях;

-Познакомить с историческим очерком Б.Зайцева

« Преподобный Сергий Радонежский », с личностью Пр.

Сергия Радонежского.

- Воспитать у уч-ся патриотические чувства любви и

уважения к историческому прошлому своего Отечества,

своего народа.

Оборудование:


  1. Картины: В.Васнецова « Богатыри », М. Врубеля « Микула Селянинович », П. Корина « Александр Невский », И. Глазунова « Дмитрий Донской », А. Бубнова «Утро на Куликовом поле » и др.

  2. Грамзапись: из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка »,

из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь ».

Ход урока:

  • Вступительное слово учителя.

- Ребята, в 5 – 7 кл. вы уже познакомились с произведениями фольклора и древнерусской литературы. Вы знаете былины, сказки, а в 8 кл. познакомились с историческими и лирическими песнями. Вспомните, пожалуйста, какие же былины, сказки вам известны, какими вы представляете себе героев этих устных народных жанров.

- Так какими же вам на основании прочитанного, увиденного и услышанного – представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

Обобщение учителя:

- Да, ребята люди Древней Руси - это люди, горячо любящие свою Родину, свое Отечество. Это трудолюбивые люди: хлебопашцы, земледельцы. Это воины доблестные, защищавшие свое Отечество от иноземных захватчиков.

( Например: Дмитрий Донской, Александр Невский и др. )

А были на Руси еще особые люди, жившие по – иному, не по-мирски. Это иноки, монахи, проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении. Они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Кто-то жил в лесу, спасая свою душу, но к таким отшельникам постепенно присоединялись др. люди ( монахи, братья ). Так основывался монастырь – место, где живут и несут свои молитвенные труды, послушания монахи. В нашей стране много монастырей, но особо почитаемые 4 Лавры ( Лавра – греч.: уединенное место, большой монастырь ).

1.Киево-Печерская Лавра

2.Троице- Сергиева Лавра ( под Москвой, г. Сергиев Посад )

3.Александро-Невская Лавра ( в г. Санкт-Петербурге )

4. Почаево-Успенская Лавра ( в г. Кременце на Украине )

( Обращение к книгам на выставке )



  • Слово учителя о Преподобном Сергии Радонежском.

- Широко на Руси славится имя Преподобного Сергия Радонежского.

Наши прапрадеды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней когда-то получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет ) от самого Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал свои знаменитые иконы Андрей Рублев (показать репродукцию картины А.Рублева « Троица »), она и поныне притягивает к себе тысячи паломников, как нашего православного Отечества, так и из-за рубежа и является обительно Патриарха в наши дни.

- Так как же Троице-Сергиева Лавра стала такой святыней, почитаемой всем православным миром?



  • Постановка проблемных вопросов урока.

- Каково значение личности Пр. Сергия Радонежского?

Почему Преп. Сергия называют Святым?

Чему учит нас жизнь Преп. Сергия?

Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе на вооружение?



  • Беседа:

- Как наз. произведения, в которых рассказывается о людях, прославившихся подвигами самопожертвования и веры и которых церковь причисляет к ликусвятых? (жития святых)

- Кто впервые составил житие Пр. Сергия Радонежского? ( Епифаний Премудрый. Написано оно очень давно: примерно 600 лет назад. Епифаний Премудрый жил в монастыре Пр. Сергия и знал его лично.)

- Сейчас вы услышите аудиозапись, основанную на фактах из жития Пр. Сергия, сост. Епифанием Премудрым.

В ходе прослушивания вы должны будете обратить внимание и дать ответ на следующие вопросы:



- В какое время жил Преподобный Сергий?

- Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

- Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Пр. Сергия?

- В чем вы бы хотели быть на него похожим?

  • Лексическая работа.

Пустынник - житель пустыни.

Обитель - место, где живут монахи.

Братья – монахи в монастырях.

Отрок – мальчик.

Чадо – ребенок.

Скорбит – грустит.

Вкушение – то, когда едят.

Игумен – главный в монастыре.

Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодили Богу, прибывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.


  • Прослушивание аудиозаписи с эпизодами из жизни Пр. Сергия.

  • Беседе после прослушивания.

- Из какой семьи выходец Пр. Сергий Радонежский?

- Как звали от рождения до пострига в монахи? (Варфоломеем)

- Как звали родителей Пр. Сергия? (Мария и Кирилл)

- Каковы занятия Сергия – монаха? ( Варил обед, шил одежду, обувь и т.п.)

- Что явилось началом Троице – Сергиевой Лавры? ( Крошечная деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная Пр. Сергием)


  • Чтение истории из очерка Б.Зайцева.

  • Беседа после прочитанного очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский »

- Что рассказывал о детстве Пр. Сергия Борис Зайцев в очерке?

( Пр. Сергий не мог научиться читать.)



- Как об этом говорится в тексте? Найдите и зачитайте.

- Как вы думаете, почему Варфоломею «наука не давалась»?

(То, что Пр. Сергий научился читать таким чудесным образом, было предзнаменованием его дальнейшей судьбы.)

- И вот Сергий вместе с братом Стефаном построили церковь во имя Святой Троицы.

- Какие испытания, искушения приходилось претерпевать ПР. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

( Не выдержав тяжелой жизни)

-Чем отличается монашеская жизнь от нашей, мирской жизни?

- Как раскрывает автор о том, что трудолюбие мальчика Варфоломея помогло ему трудные дни игуменства.

(Случай, когда 3 дня поголодав, он пошел строить сени в келлии Даниила и получил за работу « решето с кусками гнилого хлеба »)

- На какую битву благословил Пр. Сергий Дмитрия Донского?

( На Куликовскую битву.)

Расскажите об этом. (Сообщение уч-ся о Куликовской битве.)

- Как автор рассказывает о том, чему учит Пр. Сергий Радонежский всем своим обликом?( Найдите строчки и зачитайте)


  • Работа с портретом.

Обратимся к портрету Пр. Сергия.

-глаза внимательны;

- взгляд добрый и кроткий;

- руки: правая рука благословляет, а в левой держит свиток, наверное, в знак благословения на учение, на учебный труд.



  • Обратимся к картине Нестерова « Видение отроку Варфоломею ».

- Кто изображен на картине?

- Что можно сказать о пейзаже

- Зачитаем в статье ученика « Языком живописи » о том, какую роль играет пейзаж в выражении сущности русского характера.

  • Ответы на проблемный вопрос урока.

( Вопросы проблемные читаются)

  • Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание – дифференцированное.

I уровень «3» - приготовить пересказ понравившегося эпизода из истории очерка Б.Зайцева « Пр. Сергий Радонежский ». Сделать иллюстрацию, рисунок в тетрадь.

II уровень «4» - Вы получаете задание: На карточках написаны 3 народные пословицы. Вам надо привести пример из жизни Пр. Сергия, иллюстрирующий эту пословицу:

  1. « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »

  2. « Жить – Богу служить »

  3. « Умный смиряется, глупый надувается »

( Для этого надо хорошо знать очерк)

III уровень «5» - Письменно ответить на вопрос: Что общего и в чем различие двух произведений - Епифания Премудрого «Житие Пр. Сергия Радонежского» и очерка Б.Зайцева « Пр. Сергия Радонежский».

Составить план очерка.

(примерный план:

-родители

- рождение

- встреча с иконном

- юность


- служение Богу)
Борис Зайцев

«Преподобный Сергий Радонежский»
Вставьте пропущенные слова в высказывания Преподобного Сергия:

Желание игуменства есть начало и корень………….

Лучше учиться, нежели………….

Лучше повиноваться, нежели………….

Я не беру платы прежде………….
Викторина по древнерусской литературе:

  1. Кто составил житие Сергия Радонежского?

  2. Назовите первое автобиографическое произведение русской литературы.

  3. Как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой?

  4. Кому Преподобный Сергий сказал: « Его ждет гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа »? Кого ждет гибель, кого - слава?

  5. Как звали двух монахов – схимников, которых Преподобный Сергий дал помощниками князю Дмитрию?

  6. Назовите четыре прославленные Лавры и их местонахождения.

  7. О ком М Горький писал: « Язык, а также стиль … его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца »? ………….

  8. Напишите значения церковных слов.

черноризец………….

пресвитер………….

просфора………….

псалом………….

игумен………….

келья………….

пустынь………….

литургия………….

схима………….

дьякон………….

протопоп………….

всенощная………….

архимандрит………….

чернец………….



скуфья………….

апокалипсис………….