Магистерская диссертация - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Миназова Максима Сергеевича Магистерская диссертация 1 18.37kb.
Папп Карины Габоровны «Дискурс жестокости в новом латиноамериканском... 1 26.53kb.
Реферат диссертации на соискание академической степени магистра гуманитарных... 1 411.78kb.
Магистерская диссертация 7 924.02kb.
Лексико-стилистические аспекты речи персонажей 1 41.16kb.
Зосимова Ирина Викторовна построение системы понятий для оценки деятельности... 3 432.28kb.
Выпускной квалификационной работы на соискание степени магистра филологии... 1 8.49kb.
Кузнецов Кирилл Олегович Облачная мультиагентная платформа на основе... 1 260.8kb.
Ф. Г. Беневича «Судьба жанра философского диалога от язычества к... 1 44.66kb.
Жижина Екатерина Анатольевна Теория и практика применения международных... 1 39.98kb.
Вальковского Михаила Викторовича «Модель Изинга фазового перехода... 1 21.53kb.
Institute of Physics Анализ ресурсов проводился экспертным советом... 1 39.88kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Магистерская диссертация - страница №1/8

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет медиакоммуникаций
Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Трансформация медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа

Выполнила

студентка группы № 743ж

Щелкунова Е.М.

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Давыдов С.Г.

Москва, 2013

Оглавление




Введение 3

Глава 1. Понятие медиапотребления и теоретические основы его изучения. 9

1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики. 9

1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме. 20

1.3 Трансформация основных практик медиапотребления в условиях интернет-коммуникации. 30

Глава 2. Качественные тенденции и количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. 54

2.1 Качественные тенденции трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. 54

2.2 Количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. 71

Заключение 93

Библиографический список 99

Приложение 1. Экспертное интервью с Гатовым В.В., заместителем генерального директора РИА Новости, руководителем Медиа Лаборатории РИАН 107

Приложение 2. Экспертное интервью с Пашутиным Д.Н., директором по медиа-аналитике онлайн-кинотеатра ivi.ru 114

Приложение 3. Экспертное интервью с Беляевым А.А., руководителем отдела исследований интернета Аналитического Центра Видео Интернешнл 122

Приложение 4. Экспертное интервью с Полуэхтовой И.А., д.с.н, руководителем отдела социологических исследований АЦВИ. 128




Введение


Первое десятилетие XXI века обернулось дальнейшим развитием информационно-коммуникационных технологий, начавшимся еще в 70-е гг. XX века под флагом цифровой революции, и прежде всего, становлением интернета в качестве главной коммуникационной среды в обществе. За сорок лет своего существования интернет как объединенная сеть сетей сумел развиться из военной разработки во всеобщее глобальное пространство коммуникации, хранения, передачи и взаимодействия с информацией. Интернет не просто создал новое информационное пространство – его распространение привело к трансформации социальной организации общества и становлению сети как главного принципа общественной организации, а самого интернета – как материальной основы реализации сетевого принципа. В соответствии с трансформировавшейся социальной структурой современного общества изменилось и большинство общественных процессов – от глобальных, затрагивающих человечество в целом до повседневных, касающихся жизни отдельного человека.

Медиапотребление как обязательный элемент повседневной жизни каждого человека, изменилось одним из первых. Интернет, объединив в одной среде текст, видео и аудио, автономные, вещательные и сетевые медиа, а так же создав безграничное пространство для хранения самого разнообразного контента, предоставил индивиду не бывалые до этого возможности потреблять и взаимодействовать с информацией. Теперь он может смотреть, слушать и читать что хочет без привязки ко времени и месту, обсуждать и делиться информацией с другими, а так же бесконечно создавать, копировать и сохранять контент, потратив на это минимум временных и материальных затрат. К тому же, у индивида появилось множество новых устройств для совершения онлайн-практик – к привычному персональному компьютеру добавились смартфон, планшет, «подключенный» телевизор, которые благодаря своим технологическим возможностям и пользовательским свойствам существенно изменили поведение пользователя в медиапространстве, вследствие чего оно стало отличаться от его поведения и привычек полвека или даже двадцать лет назад. В итоге медиаиндустрия заговорила о трансформации медиапотребления вследствие распространения интернета и онлайн-медиа.



Более того, традиционные медиа забили тревогу, оценивая существенный масштаб изменений и растущую приверженность аудитории к интернет-практикам. По данным TNS на конец 2012 года, интернет – второе после телевидения медиа по охвату, а в молодых возрастных группах – даже первое. Стремительно растет время его использования, обгоняя время на прессу и радио в структуре бюджета времени пользователя. В телевидении, пока сохраняющем преимущество в охвате и времени потребления по сравнению с другими медиа, так же наметились тенденции к постепенному снижению этих показателей. С другой стороны, что потребляют пользователи в интернете? В том числе те же телепередачи и фильмы, но уже на различных площадках просмотра онлайн-видео, читают газетные статьи, но только в электронной версии. Очевидно, что, изменения, в первую очередь, коснулись канала потребления медийного контента. Хотя не говорить об изменении содержания медиапотребления тоже нельзя –цифровая среда служит не только новым каналом распространения для медийного контента, но и порождает его новые типы. Поэтому рассмотрение данной проблемы в магистерской работе представляется актуальным: понять, что именно меняется в поведении аудитории, как меняется сам контент и формы его доставки и на сколько серьезную угрозу это представляет для традиционных медиа. В виду того, что трансформационные процессы далеки от завершения, в науке изучение данной темы характеризуется новизной и преимущественно фрагментарными практическими исследованиями. Наблюдается недостаток какой-либо общепринятой систематизации знаний по заданной тематике, что так же дает качественную исследовательскую предпосылку для изучения данной темы. С практической точки зрения, знания о тенденциях и количественных показателях трансформационных процессов поможет субъектам медиаотрасли лучше ориентироваться в происходящих изменениях, строить свою деятельность адекватно процессу трансформации, эффективно приспосабливаясь к новым условиям и извлекая из интернета шансы для дальнейшего развития.

Объектом исследования в работе служит медиапотребление в России, предметом – трансформация процессов медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. Цель исследования - выявить особенности трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные научные подходы к изучению медиапотребления, дать определение данному понятию и раскрыть его основные характеристики;

  2. Дать определение понятию онлайн-медиа, раскрыть их основные характеристики и место в современной медиасистеме, рассмотреть факторы их стремительного распространения;

  3. Охарактеризовать трансформацию основных практик медиапотребления контента профессиональных СМИ - телесмотрения, чтения прессы и слушания радио - в контексте развития онлайн-медиа;

  4. Выявить и объяснить качественные тенденции и закономерности трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа;

  5. Вывести и оценить основные количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа.

Гипотеза исследования состоит в том, что появление онлайн-медиа качественно изменило практики и особенности медиапотребления в России, что позволяет говорить о трансформации медиапотребления в стране в контексте развития онлайн-медиа.

В ходе работы были применены следующие теоретические методы исследования: историко-генетический анализ, структурно-функциональный анализ, структурно-динамический анализ, сравнительный анализ. В качестве эмпирических методов использовался анализ вторичных данных и экспертный опрос. Теоретическая база исследования основана на социологической теории практик (И.Гофман1, П. Бурдье2, Э.Гидденс3, М. де Серто4 и др.), использованной для определения понятия медиапотребления и его сущностных характеристик, а так же на работах представителей различных направлений теории потребления (А.Маршалл5, Т.Веблен6, Ж.Бодрийяр7) для более широкой трактовки медиапотребления как одного из видов потребления. Для объяснения трансформационных процессов медиапотребления приводятся теория информационного общества (Д.Белл8, Э.Тоффлер9, М.Кастельс10) и теория новых медиа (Л.Манович11, В. Кросби12, Г.П.Бакулев13), а так же различные теории в рамках социологии коммуникаций (М.Маклюэн14, Д.МакКуэйл15, Ф.Балль16). В качестве эмпирической базы в работе использованы данные всероссийского исследования медиапотребления российских горожан «Телевидение Глазами Телезрителей (ТВГТЗ)» за 2000-2012гг., ежегодно проводимого Аналитическим Центром Видео Интернешнл, так же другие исследовательские и аналитические проекты АЦВИ. Помимо этого, эмпирическую базу составляют всероссийские опросы ФОМ, исследования и базы данных TNS, Synovate Comcon Media и comScore, данные и прогнозы зарубежных исследовательских компаний (eMarketer, Pew, Ipsos, IBM и др.). В виду новизны темы и ее практического характера, в работе широко использованы материалы экспертного опроса четырех представителей медиаотрасли в России: как практиков современной медиаиндустрии, так и представителей научно-исследовательского сообщества. Среди них Беляев А.А. – руководитель отдела исследований интернета АЦВИ; Полуэхтова И.А. – д.с.н., руководитель отдела социологических исследований АЦВИ; Гатов В.В. - заместитель генерального директора РИА Новости, руководитель Медиа Лаборатории РИАН, Пашутин Д.Н. – к.э.н., медиа-аналитик онлайн-кинотеатра Ivi.ru.

Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, в которых представлены интервью с участниками экспертного опроса. Первая глава носит преимущественно теоретический характер и посвящена трактовке медиапотребления и контексту его современной трансформации. Вторая глава, практическая, описывает качественные тенденции и количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа.

Глава 1. Понятие медиапотребления и теоретические основы его изучения.

1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики.


Медиапотребление как понятие активно используется в медиаисследованиях и с научной точки зрения входит в предметную область медиасоциологии – отрасли социологической науки, изучающей поведение людей в современной медийной среде.17 Термин, подразумевающий под собой различные практики потребления медиа, имеет преимущественно практическое применение, что обусловлено характером его исторического развития. Предпосылкой возникновения данного понятия послужило усложнение медийной структуры общества, увеличение количества медиаканалов и коммерциализация СМИ, произошедшие в середине XX века на фоне развития электронных коммуникаций. В итоге в загруженном медийном пространстве до человека становилось все сложнее достучаться, и в обществе складывалась объективная необходимость в появлении некого интегрального понятия, отражающего эффективность коммуникаций в разрезе основных медиа.18 В частности, увеличившаяся конкуренция на рынке СМИ формировала у медиакомпаний потребность в актуальных знаниях о своей аудитории, ее привычках и поведении в качестве обоснования рекламной эффективности для рекламодателя. К тому же, государство, активно используя масс-медиа в середине XX века в качестве средства пропаганды, так же было заинтересовано в знаниях о различных медийных возможностях воздействия на индивида и измерениях их эффективности. Поэтому именно общество в лице его различных агентов сформировало спрос на исследования аудитории и практик ее медиапотребления, затем уже подхваченный наукой.

Первые исследования аудитории средств массовой информации датируются 1930-1940 гг. и относятся к направлению эмпирической социологии. Связаны они с именем американского социолога П.Лазерсфельда.19 Сферу его научных интересов составляло изучение воздействия масс-медиа на общество, в контексте которых Лазерсфельд активно выступал за включение эмпирических методов исследования в социологическую теорию. Он утверждал, что любые теоретические выводы и эффекты требуется подтверждать эмпирическими данными. С точки зрения практической работы он известен изучением аудитории радио в рамках соответствующего проекта на базе Принстонского, а затем Колумбийского Университета США. Проект предполагал исследование предпочтений радиослушателей в зависимости от их уровня дохода и образования, а сама постановка проблемы была вызвана возможным изменением характера радиовещания из-за постоянного расширения аудитории слушателей за счет представителей низших слов общества.20

Однако наука не согласилась с исключительно эмпирическим подходом к изучению медиапотребления в виду его чрезмерной практичности и невозможности объяснить социальный дискурс этого феномена, его место в системе общественных процессов. В связи с этим получает развитие трактовка медиапотребления в рамках научного направления социологии коммуникаций, рассматривающая его в контексте коммуникационной среды общества и многообразия социальных активностей индивида. В данном случае можно выделить ряд школ, чьи научные интересы так или иначе пересекаются с проблемами медиапотребления.

Если рассматривать потребление медиа с точки зрения детерминированности техническими устройствами, то следует обратить внимание на кибернетический подход к исследованию коммуникаций в работах Н.Виннера21, а так же представителей Торронтской школы – Г.Инниса22 и М.Маклюэна23, заложивших своими трудами основы теории массовой коммуникации. Футурологическая концепция Виннера исходит из построения нового общества на основе свободной циркуляции информации и бесстрастной власти машин, так как только машины могут упорядочить «энтропию» (беспорядочное движение) в обществе. Иннис и Маклюэн, уделяют внимание влиянию медиа и современных устройств коммуникации на общественные процессы. Иннис приходит к выводу, что средства коммуникации есть средство реализации власти в обществе, а Маклюэн – что средство коммуникации определяет передаваемое сообщение и характер его восприятия адресатом.



Однако в нашем случае намного целесообразней будет посмотреть на медиапотребление не с точки зрения технической обусловленности, а с точки зрения встроенности данного процесса в повседневную жизнь человека и общества. Трактуя его как на одну из наиболее привычных и частых форм человеческой деятельности, мы приходим к социологической теории практик, которую и будем использовать в качестве основной для теоретического осмысления данного понятия. Теория практик рассматривает человеческую деятельность в категориях социальных практик, то есть принятых в культуре (традиционных) способов деятельности и привычных навыков обращения с различными предметами – людьми, вещами, символами, своим телом, языком, временем и пространством.24 Социальные практики наполняют «повседневность» человека - сферу социальной реальности, изо дня в день воспроизводящуюся для каждого человека здесь и сейчас.25 Кроме привычных образов действий, практики фиксируют смысл или отношение человека к объектам взаимодействия, а так же согласовывают эти смыслы. А. Радкевич в своем диссертационном исследовании26 выделяет следующие критерии понятия «социальная практика», которые, на наш взгляд, хорошо описывают его структуру:

  • конкретность действий - практика переживается реальными людьми в реальном времени и пространстве, потому ее можно отследить и наблюдать;

  • рутинность действий, то есть их опривыченность и повторяемость;

  • наличие фона или контекста, в рамках которого практика совершается, то есть совокупность других практик, реализуемых параллельно этой;

  • анализ внешних условий на предмет приемлемости в них той или иной практики;

  • единение действия с принятой нормой, которое обуславливает коллективный характер практики и ее понятность для других индивидов;

  • специализированные навыки и умения, полученные специально для решения повседневной задачи, а так же наличие инструмента (как собственное тело человека, так и неодушевленные предметы, выступающие его продолжением) для ее решения.

Изучение практик как ветвь социологии объединяет широкий круг научных деятелей, среди которых Л.Витгенштейн, И.Гофман, Г.Гарфинкель, П.Бурдье, Э.Гидденс, М. де Серто, и др. Каждый из них рассматривал социальные практики под собственным углом зрения, выделяя те или иные характеристики этого феномена. Французский социолог Пьер Бурдье акцентирует внимание на присутствии бессознательных мотивов в совершении практики, что связано с привычностью действия. Для объяснения феномена привычности ученый вводит понятие «габитуса» - системы диспозиций (предрасположенности) действий, мышления и вкусов, детерминирующих поведение и в то же время являющейся ментальной структурой, через которую агенты воспринимают социальный мир.27 Посредством габитуса передается социальная история человека, отражаются установки, цели и задачи его деятельности, которые впоследствии структурируют совершаемые практики. «Габитус» зависит от социального статуса человека и соответствует его окружению. Еще один представитель теории практик Мишель де Серто указывал на активность совершаемых практик: индивид не просто взаимодействует с предметом в своих практиках, он использует его, а также сам присваивает смысл данному использованию.28

В дальнейшем положения теории практик нашли отражение в концепции «использования и удовлетворения» медиа.29 Она определяет медиапотребление как активное использование, включение медиа в повседневные практики и фокусирует свое внимание на изучении паттернов медиапотребления и удовлетворения, которое люди получают от контакта с различными медиа и жанрами30. Данное направление - сравнительно молодое в сфере медиасоциологии, среди его представителей - Дж. Блюмлер, Э. Кац31, Д. Даян. В рамках подхода анализируется достаточно широкий круг прикладных вопросов медиапотребления – от вовлеченности аудитории в те или иные медиапродукты до анализа восприятия сериальной продукции и месте телевидения в семейном просмотре.

Подводя итог историческому обзору научных подходов к исследованию медиапотребления, воспользуемся социологической теорией практик для его определения: медиапотребление есть совокупность различных социальных практик использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения символического содержания медийных продуктов, а так же осуществления социальных связей и взаимодействий.32 Объектом медиапотребления как деятельности выступает символический материал, заключенный в медийный продукт, а средствами такой деятельности - способы обращения с техническими устройствами, которые доносят медийные продукты до аудитории.

С учетом приведенных выше структурных характеристик понятия «социальная практика» попробуем вывести некоторые характеристики медиапотребления как практики. Во-первых, практики медиапотребления практически всегда обусловлены техническим устройством для их осуществления, что в свою очередь требует технических и культурных компетенций от индивида – умения обеспечить надлежащую работу медианосителя и навыков декодирования сообщений, заложенных в нем. Таким образом, медиапотребление есть технически обусловленный и квалифицированный процесс. Во-вторых, так как практики медиапотребления предполагают декодирование сообщений пользователем, то сам процесс можно охарактеризовать как активный и интерпретационный. Иными словами, для освоения смысла медийного продукта не достаточно просто пассивно его приобрести/включить, нужно приложить определенную долю внимания, чтобы понять закодированный в нем смысл. Активность практик определяется предпочтениями аудитории к содержанию медиасообщения и форме его подачи.33 В-третьих, медиапотребление рутинизировано, то есть привычно, упорядоченно в осуществлении и встроено в повседневную жизнь человека. В связи с этим изучение медиапотребления напрямую коррелирует с изучением образа жизни человека, бюджета времени на различные медиа, насыщенности окружающей медиасреды как пространства социального функционирования коммуникационных технологий и пр.34 И наконец, в-четвертых, медиапотребление ситуативно, то есть обусловлено определенным социально-историческими контекстом осуществления. Структура и объем медиапотребления индивидов часто зависят от доступности ресурсов, распределения власти и полномочий в социальном окружении, наличия правил и норм поведения и т.д.

Следует отметить, что на медиапотребление можно взглянуть, выйдя за рамки медиасоциологии, и тогда трактовать этот феномен более широко – с точки зрения встроенности не только в медийные, но и в другие общественные процессы. Интерпретируя медиапотребление как один из видов потребления, обратимся к наукам, занимающимся проблематикой этого феномена. Прежде всего - к экономике, в которой потребление является одной из основополагающих категорий. В соответствии с этим подходом медиапотребление как один из видов потребления всегда будет нести в себе естественную рациональную потребность, удовлетворяемую с помощью медийных продуктов, его объем будет определяться субъективно исходя из личных предпочтений индивида и ситуации на рынке, при этом индивид стремится удовлетворить максимум своей потребностей за минимум затрат.35 Потребности индивида безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. В рамках закона убывающей предельной полезности так же утверждается, что каждая последующая единица потребляемого блага приносит меньшую полезность, чем предыдущая. В качестве отдельного направления экономической мысли следует выделить маркетинговый подход к трактовке потребления. Именно в маркетинге возникает такая идея как производство потребления – деятельность по стимулированию спроса на данный товар и его дальнейшую покупку. Соответственно, потребление становится управляемым, и достигается это посредством эмоционального воздействия рекламного образа товара (бренда) на потребителя и формирования у него искусственной потребности в данном товаре.36 Впоследствии многие ученые современности отнесли данную способность рекламы к основным стимулам современного потребительского поведения.

Социология как наука внесла немалый вклад не только в определение медиапотребления, но и в анализ потребления как такового. Она указывает на взаимосвязь потребления и социального статуса человека. В данном случае нельзя не упомянуть имя американского социолога начала XX века Торстейна Веблена, который в своих исследованиях указал на «демонстративность» процесса потребления, то есть «использование потребляемых благ в целях доказательства богатства»37. Демонстрация потребления в условиях урбанизации и опосредованности информационных связей больших городов XX века становится единственным средством выражения социально-экономического статуса человека. Таким образом, потребление приобретает иррациональные мотивы и символический смысл, а блага начинают служить знаками идентификации.

Определение медиапотребления можно привести и в культурологической трактовке: передача и освоение культурных норм и ритуалов общества посредством медиа, а так же исследование влияния медиа на культуру общества.38 Культурология рассматривает потребительские практики в тесной связи со стандартами и ценностями культуры, предполагает наличие в любом медийном продукте культурного значения, которое раскрывается через его потребление. Сторонники данного подхода исходят из того, что индивид всегда включен в ту или иную культуру, которая регулирует потребительское поведение и наделяет товары определенным культурным значением.

С культурологическим подходом тесно связан философский подход к потреблению, которое рассматривается здесь как одна из систем существования общества, мнимая реальность, наполненная посредством потребленных медиа различными смыслами.39 В данном случае следует обязательно упомянуть имя французского философа Жана Бодрийяра40 - одного из основоположников современной философской концепции потребления. Он рассматривает потребление как массовый социальный феномен, отражающий специфику повседневной жизни людей. В его трактовке оно теряет свою биологическую основу и экономическое содержание, сохраняя лишь экономическую форму обмена. Для людей главным становится смысл, знак, который несет в себе потребляемая вещь, а полезность вещи служит лишь прагматическим подтверждением покупки. Соответственно, современный товар утрачивает свою связь с потребительским благом, и происходит это благодаря рекламе. Она создала в сознании потребителя определенный рекламный образ, связанный с реальной действительностью знаками и символическими отношениями. Когда потребитель покупает товар, он, прежде всего, приобретает не потребительскую ценность, а этот образ. Однако, основанный на символической связи, он не реализуем в действительности, поэтому окружающую реальность наполняют мнимые образы. Для их обозначения Бодрийяр вводит понятие «симулякр» - ложное подобие, условный знак, заменяющий в обществе реальность, которая насыщенна коннотацией.41 Потребление товаров есть ни что иное как потребление симулякров. Философская концепция интересна не только с точки зрения широты научного взгляда, когда потребление трактуется в контексте способов человеческого бытия, но и указанием на принципиальную взаимосвязь медиапотребления и потребления. По сути, философия хочет сказать, что те символические смыслы, которые мы потребляем в медиасреде, в современном обществе вышли за ее пределы и распространились на потребление других товаров.

Таким образом, несмотря на многообразие теоретических подходов к проблематике потребления, термин медиапотребление имеет, прежде всего, практическую трактовку и активно используется в медиаисследованиях для изучения поведения аудитории в условиях мультимедийности современного медиапространства. С научной точки зрения он принадлежит проблематике медиасоциологии и определяется как совокупность повседневных практик потребления символического содержания медийных продуктов. Эти практики рутинизированны, активны, ситуативны, технически-обусловлены и квалифицированны. Социологический подход к интерпретации медиапотребления является основным в теоретическом изучении данного феномена, хотя другие науки, в том числе экономика, культурология, философия, также касаются данного феномена в своих исследованиях.
следующая страница >>