страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный - страница №1/1
Тема 4. Стилистические средства словообразования 1. Словообразовательная система русского языка. 2. Создание оценочных значений средствами словообразования. 3. Стилистические возможности различных способов словообразования и словообразовательных аффиксов. Литература:
Дополнительная:
Словари и справочники:
I. Словообразовательная система русского языка. Словарный состав языка пополняется, в первую очередь, в результате образования новых слов, которые требуются для наименования появляющихся новых понятий или иного называния уже существующих. Активно образуются в современном русском языке имена существительные (нейтральные и различной стилевой, стилистической окраски): 1) со значением абстрактности, процесса, оценочности с помощью суффиксов (-ость, - изм, -от, -ин, -изн, -ятин, -ух, с финалями — изация, —фикация) от основ прилагательных и существительных: Ельцин — ельцинизм (по модели Фрейд — фрейдизм), советский — советскость (по модели бодрый — бодрость) и др.; 2) со значением лица по роду деятельности и свойству, качеству - с помощью суффиксов (-ик, -чик (-щик), -ник, -ант, -тель, -ец, -ун, -ист, -арь, -яг) от основ прилагательных, существительных, глаголов при обозначении лица мужского пола: предприниматель, нефтяник, газовик, рыночник, льготник, кооперативщик, биржевик, теневик; - с помощью суффикса -ник- и интерфикса -ш- от сушествительных-аббревиатур: СНГ — эсэнгешник, МГУ — эмгэушник, ФСБ — эфэсбешник, ГАИ — гаишник; - путём отсечения суффикса от имен прилагательных: индивидуальный — индивидуал, нелегальный — нелегал, универсальный — универсал; 3) со значением лица, связанного каким-то образом с тем, что названо производящей основой (-ец, -ист, -ант, -ер, -ан, -ач): путинец, пушкинист, конкурсант, киоскёр, пузан, циркач; 4) со значением признака от имен существительных и прилагательных префиксальным способом (с помощью приставок анти-, пост-, про-, после-, сверх): антидуховность, антиколлективность, антинейтральность, антиагрессивность, антигегемония, антисоветскость, бессобытийность; 5) со значением носителя признака, оценки с помощью суффиксов ( -ик, -ец, -ист, -яг): антиперестроечник, делец, лоббист, деляга; 6) со значением места, помещения от существительных с помощью суффиксов (-льн`, -лк, -ищ, -н`, -ник): купаться — купальня, раздеваться — раздевалка, учить(ся) — училище, кофейня, бомж — бомжатник (с интерфиксацией) и др. Имена прилагательные образуются:
а) со значением отношения к предмету (н-, ск-, ов-, ан-): офисный, мобильный, роковый, интернетовский, компьтерный, путчистский; б) со значением обладания чем-либо (-ист, -ат, -чат, -лив): лобастый, жилистый, усатый, коленчатый, счастливый; в) со значением принадлежности (-ин, -ов, -ск): авторский, отцов, президентский; г) со значением свойственности ряду лиц или животных (-j,- ин, -ов, -ск): волчий, пчелиный, китовый, писательский;
а) со значением субъективной оценки (-оньк (-еньк), -ущ, -енн, -ошенек (-ёшенек), -охонек (-ёхонек)): добренький, злющий, высоченный, белёшенек, чернёхонек; б) со значением объективной оценки слабости, неполноты проявления признака (-оват-): глуповатый;
а) с помощью суффиксов (-ниj, -абельн): читабельный (по типу операбельный), диссертабельный, носибельный, смотрибельный; б) с помощью суффиксов со значением процессуального признака (-н, -л, -к, -уч, -ач, -чив, -ист, -чат, -им): разрезной, горелый, тряский, шипучий, сидячий, влюбчивый, поджаристый, рассыпчатый, возбудимый; 4) от основ наречий с помощью суффикса –н (и интерфикса (межморфемной прокладки –ш-): вчерашний, сегодняшний; 5) от основ имён прилагательных при помощи приставок: а) со значением интенсивности, полноты проявления признака (пре-, раз-, (раз-), архи-, сверх-, супер-, экстра-, ультра-): наиумнейший, преглупый, развесёлый, расчудесный, архисложный, сверходарённый, супермодный, ультрасовременный; б) со значением отрицания, противоположного качества (не-, анти-, противо-, ин-, им-, ир-, а-): нерентабельный, антиюбилейный (антинаучный), противовоспалительный, ирреальный, имморальный (=аморальный), инвариантный и др. Глаголы в современном русском языке образуются: 1) от основ имён существительных при помощи суффикса (-и-, -нича-, -ова-, -ну-, -е-, -а-): соль — солить, слесарь — слесарничать, форма — формовать, компьютер — компьютеризировать, сникерснуть («Не тормози! Сникерсни!» (реклама шоколада «Сникерс»)); обед — обедать, пиар — пиарить, спонсор — спонсировать, дезодорант — дезодорировать; 2) от основ имён прилагательных при помощи суффиксов: а) -и- (со значением “делать каким-либо”): белить, чернить, синить; б) -е- (со значением “становиться каким-либо”): добреть, чернеть, синеть, белеть; в) –ова-, –нича- (со значением “делаться каким-либо, казаться каким-либо”): пустовать, важничать; 3) от основ глаголов совершенного вида при помощи суффикса –ыва- (-ива-), -а- (-я-), -ва-, -ева- (со значением несовершенного вида): дорисовывать, задерживать, пленять, давать, затмевать, наступать; 4) от основ местоимений, междометий, звукоподражаний при помощи суффикса –а-: якать, тыкать, выкать, охать, ойкать, нукать, мяукать; 5) от основ глаголов при помощи приставок: а) со значением направленности действия (в-, вз-, до-, за-, на-, о-, от-, пере-, при-, про-, с-, у-): вбежать, взлететь, донести, заехать, налететь, обежать, отрезать, перевезти, прибить, проскакать, спрыгнуть, уплыть; б) с количественно-временным значением (за-, по-, вз- (вс-), от-, до-): заговорить, поехать, пооффшорить, взреветь, вскричать, занаркоманить, отцвести, дочитать и др. II. Создание оценочных значений средствами словообразования. Русский язык богат разнообразными словообразовательными средствами, создающими оценочное значение в слове, обладающими яркой экспрессивной окрашенностью: 1) суффиксами субъективной оценки - имен существительных: (-ушк-, -юшк-, -онк-, -ёнк-, -ок, -ёк, -ах-, -ишк-, -ышк-, -ан, -ин-, -уль, -н-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -иц-, -ищ-, -ик, -ец, -ок, -енц-, -ей и др.): деточка, бабуля, кислятина, девонька, девица, девушка, деньжищи, детина, бумаженция, солдатня, грамотей и т. д.; - прилагательных (-еньк-, -енн-, -ящ-, -ющ-, -юч-, -яв-, -усеньк-, -юсеньк-): добренький, страшенный, завалящий, злющий, малюсенький и т.д.; - местоимений (-еск-, -овск-, -еньк-): всяческий, нашенский, ничегошеньки, таковский; - наречий (-очк-, -ом, -к-, -ёхоньк-, -еньк-, -ечк-): ранехонько, рядком, вприкусочку, давненько, потихоньку, вдругорядь, опосля и т.д.; 2) субъективно-оценочными префиксами (рас-, пре-, сверх-, супер-, ультра-, экстра-): расчудесный, предобрый, сверхмодный, суперстар, ультрасовременный, экстраординарный; 3) повторением слов или их основ (удвоением): сильно-сильно, странный-престранный и т. д. III. Стилистические возможности различных способов словообразования и словообразовательных аффиксов. В разных стилях продуктивность тех или иных словообразовательных моделей (типов, схем образования слов) различна, например: 1) в книжных стилях используются: а) модель образования отглагольных существительных с суффиксами -ани-, -ени- (распиливание, закаливание, транспортирование, протирание); б) модель образования существительных - медицинских терминов с суффиксом -ом- (аденома, миома, фиброма), -ит- (бронхит, радикулит, простатит, менингит), -ин (анальгин, аспирин), -ол (ментол, валидол); в) в научном и публицистическом стилях - модель отвлеченных существительных с суффиксами -иан-, -иад-, -овств-, -изм-, -изациj- (Пушкиниана, Сибириада, толстовство, авантюризм, натурализация, приватизация, коммерциализация); прилагательных - с суффиксом -абельн- (диссертабельный, решабельный, смотрибельный); глаголов - с суффиксом -ирова-, -изирова- (гербаризировать, десантировать, йодировать, хлорировать, педалировать); г) модели образования слов с иноязычными приставками (антитоксичный, алогизм, гиперзвук, дешифровать, псевдонаучный, квазиомоним, трасконтинентальный); с исконно русскими приставками (прозападный, соавтор, предынсультный, межведомственный); старославянские приставки, придающий значение возвышенности (воспылать, преисполнить, предвозвестник); д) модель образования имен прилагательных путем чистого сложения (легкоатлетический, торгово-промышленный, взаимовыгодный, многосторонний, добрососедский); е) в официально-деловом стиле - модель образования прилагательных лексико-синтаксическим способом (общеобязательный, самоустранился, вышеуказанный, трудновоспитуемый); ж) модель образования сложных слов , состоящих из трех и более основ (трубопроводостроительный, тибето-санскритско-русско-английский словарь); з) в научном и официально-деловом стилях - модели образования сложносокращенных слов и аббревиатур, которые со временем переходят в межстилевую лексику (НАТО, ЕБС, ЮНЕСКО). 2) в разговорном стиле используются: а) модели образования отглагольных существительных с суффиксом -к- (распилка, закалка, транспортировка, протирка); б) модели образования разговорных вариантов существительных с суффиксом -к- от бессуффиксных имен существительных (табуретка, кепка, жилетка) и др.; в) модели образования существительных со значением лица с помощью суффиксов -ан, -ун, -ух, -уш, -ён (братан, старуха, роднуша, гулена); г) модель образования отглагольных существительных-профессионализмов безаффиксным способом (отжим, нагрев, разруб, откорм, розлив) и образованных от имен прилагательных (неликвид, ультрафиолет, эксклюзив, нелегал); д) модели образования оценочной лексики, рассмотренной ранее. |
|