Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А. Н. Васильева. 2-е изд., ст - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курс лекций для специальностей: 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет... 7 2542.66kb.
И. Р. Гальперин очерки по стилистике английского языка 17 6417.17kb.
Анализ высказывания в прагматическом аспекте: предпосылки и особенности... 1 44.96kb.
Научный стиль речи: история вопроса 1 69.67kb.
Программа «прикладное языкознание» 1 93.92kb.
Курс лекций 3-е издание Минск 2005 (075. 8) Б бк 87. 7 я 7 6 681.13kb.
И культура речи направление 620100 (031202. 65) Лингвистика и межкультурная... 1 110.48kb.
Курс лекций / В. А. Романьков. 2-e изд., испр и доп. М.: Форум, 2012. 1 22.36kb.
Развёрнутый план конспект занятия по русскому языку в 10 -м классе... 1 128.28kb.
1. Школьный этимологический словарь русского языка 1 32.92kb.
Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени... 1 70.41kb.
Работа по реализации поставленных задач и организация образовательного... 1 130.88kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный - страница №1/1

Тема 4.

Стилистические средства словообразования
1. Словообразовательная система русского языка.

2. Создание оценочных значений средствами словообразования.

3. Стилистические возможности различных способов словообразования и словообразовательных аффиксов.

Литература:



  1. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – 11-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

  2. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка : учеб. / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. – М. : Флинта : Наука, 2008.

  3. Стилистика и литературное редактирование : учеб. / под ред. В. И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2007.

Дополнительная:

  1. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А. Н. Васильева. – 2-е изд., стер. – М. : КомКнига, 2005.

  2. Горшков, А. И. Русская стилистика : Стилистика текста и функциональная статистика : учеб. / А. И. Горшков. – М. : АСТ : Астрель, 2006.

Словари и справочники:

  1. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. — М, 2007.

  2. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. Яз., 1985.


I. Словообразовательная система русского языка.

Словарный состав языка пополняется, в первую очередь, в результате образования новых слов, которые требуются для наименования появляющихся новых понятий или иного называния уже существующих.

Активно образуются в современном русском языке имена существительные (нейтральные и различной стилевой, стилистической окраски):

1) со значением абстрактности, процесса, оценочности с помощью суффиксов (-ость, - изм, -от, -ин, -изн, -ятин, -ух, с финалями — изация, —фикация) от основ прилагательных и существительных: Ельцин — ельцинизм (по модели Фрейд — фрейдизм), советский — советскость (по модели бодрый — бодрость) и др.;

2) со значением лица по роду деятельности и свойству, качеству

- с помощью суффиксов (-ик, -чик (-щик), -ник, -ант, -тель, -ец, -ун, -ист, -арь, -яг) от основ прилагательных, существительных, глаголов при обозначении лица мужского пола: предприниматель, нефтяник, газовик, рыночник, льготник, кооперативщик, биржевик, теневик;

- с помощью суффикса -ник- и интерфикса -ш- от сушествительных-аббревиатур: СНГ — эсэнгешник, МГУ — эмгэушник, ФСБ — эфэсбешник, ГАИ — гаишник;

- путём отсечения суффикса от имен прилагательных: индивидуальный — индивидуал, нелегальный — нелегал, универсальный — универсал;

3) со значением лица, связанного каким-то образом с тем, что названо производящей основой (-ец, -ист, -ант, -ер, -ан, -ач): путинец, пушкинист, конкурсант, киоскёр, пузан, циркач;

4) со значением признака от имен существительных и прилагательных префиксальным способом (с помощью приставок анти-, пост-, про-, после-, сверх): антидуховность, антиколлективность, антинейтральность, антиагрессивность, антигегемония, антисоветскость, бессобытийность;

5) со значением носителя признака, оценки с помощью суффиксов ( -ик, -ец, -ист, -яг): антиперестроечник, делец, лоббист, деляга;

6) со значением места, помещения от существительных с помощью суффиксов (-льн`, -лк, -ищ, -н`, -ник): купаться — купальня, раздеваться — раздевалка, учить(ся) — училище, кофейня, бомж — бомжатник (с интерфиксацией) и др.



Имена прилагательные образуются:

  1. от основ имён существительных с помощью суффиксов

а) со значением отношения к предмету (н-, ск-, ов-, ан-): офисный, мобильный, роковый, интернетовский, компьтерный, путчистский;

б) со значением обладания чем-либо (-ист, -ат, -чат, -лив): лобастый, жилистый, усатый, коленчатый, счастливый;

в) со значением принадлежности (-ин, -ов, -ск): авторский, отцов, президентский;

г) со значением свойственности ряду лиц или животных (-j,- ин, -ов, -ск): волчий, пчелиный, китовый, писательский;



  1. от основ имён прилагательных с помощью суффиксов

а) со значением субъективной оценки (-оньк (-еньк), -ущ, -енн, -ошенек (-ёшенек), -охонек (-ёхонек)): добренький, злющий, высоченный, белёшенек, чернёхонек;

б) со значением объективной оценки слабости, неполноты проявления признака (-оват-): глуповатый;



  1. от основ глаголов:

а) с помощью суффиксов (-ниj, -абельн): читабельный (по типу операбельный), диссертабельный, носибельный, смотрибельный;

б) с помощью суффиксов со значением процессуального признака (-н, -л, -к, -уч, -ач, -чив, -ист, -чат, -им): разрезной, горелый, тряский, шипучий, сидячий, влюбчивый, поджаристый, рассыпчатый, возбудимый;

4) от основ наречий с помощью суффикса –н (и интерфикса (межморфемной прокладки –ш-): вчерашний, сегодняшний;

5) от основ имён прилагательных при помощи приставок:

а) со значением интенсивности, полноты проявления признака (пре-, раз-, (раз-), архи-, сверх-, супер-, экстра-, ультра-): наиумнейший, преглупый, развесёлый, расчудесный, архисложный, сверходарённый, супермодный, ультрасовременный;

б) со значением отрицания, противоположного качества (не-, анти-, противо-, ин-, им-, ир-, а-): нерентабельный, антиюбилейный (антинаучный), противовоспалительный, ирреальный, имморальный (=аморальный), инвариантный и др.



Глаголы в современном русском языке образуются:

1) от основ имён существительных при помощи суффикса (-и-, -нича-, -ова-, -ну-, -е-, -а-): соль — солить, слесарь — слесарничать, форма — формовать, компьютер — компьютеризировать, сникерснуть («Не тормози! Сникерсни!» (реклама шоколада «Сникерс»)); обед — обедать, пиар — пиарить, спонсор — спонсировать, дезодорант — дезодорировать;

2) от основ имён прилагательных при помощи суффиксов:

а) -и- (со значением “делать каким-либо”): белить, чернить, синить;

б) -е- (со значением “становиться каким-либо”): добреть, чернеть, синеть, белеть;

в) –ова-, –нича- (со значением “делаться каким-либо, казаться каким-либо”): пустовать, важничать;

3) от основ глаголов совершенного вида при помощи суффикса –ыва- (-ива-), -а- (-я-), -ва-, -ева- (со значением несовершенного вида): дорисовывать, задерживать, пленять, давать, затмевать, наступать;

4) от основ местоимений, междометий, звукоподражаний при помощи суффикса –а-: якать, тыкать, выкать, охать, ойкать, нукать, мяукать;

5) от основ глаголов при помощи приставок:

а) со значением направленности действия (в-, вз-, до-, за-, на-, о-, от-, пере-, при-, про-, с-, у-): вбежать, взлететь, донести, заехать, налететь, обежать, отрезать, перевезти, прибить, проскакать, спрыгнуть, уплыть;



б) с количественно-временным значением (за-, по-, вз- (вс-), от-, до-): заговорить, поехать, пооффшорить, взреветь, вскричать, занаркоманить, отцвести, дочитать и др.

II. Создание оценочных значений средствами словообразования.

Русский язык богат разнообразными словообразовательными средствами, создающими оценочное значение в слове, обладающими яркой экспрессивной окрашенностью:

1) суффиксами субъективной оценки

- имен существительных: (-ушк-, -юшк-, -онк-, -ёнк-, -ок, -ёк, -ах-, -ишк-, -ышк-, -ан, -ин-, -уль, -н-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -иц-, -ищ-, -ик, -ец, -ок, -енц-, -ей и др.): деточка, бабуля, кислятина, девонька, девица, девушка, деньжищи, детина, бумаженция, солдатня, грамотей и т. д.;

- прилагательных (-еньк-, -енн-, -ящ-, -ющ-, -юч-, -яв-, -усеньк-, -юсеньк-): добренький, страшенный, завалящий, злющий, малюсенький и т.д.;

- местоимений (-еск-, -овск-, -еньк-): всяческий, нашенский, ничегошеньки, таковский;

- наречий (-очк-, -ом, -к-, -ёхоньк-, -еньк-, -ечк-): ранехонько, рядком, вприкусочку, давненько, потихоньку, вдругорядь, опосля и т.д.;

2) субъективно-оценочными префиксами (рас-, пре-, сверх-, супер-, ультра-, экстра-): расчудесный, предобрый, сверхмодный, суперстар, ультрасовременный, экстраординарный;

3) повторением слов или их основ (удвоением): сильно-сильно, странный-престранный и т. д.

III. Стилистические возможности различных способов словообразования и словообразовательных аффиксов.

В разных стилях продуктивность тех или иных словообразовательных моделей (типов, схем образования слов) различна, например:

1) в книжных стилях используются:

а) модель образования отглагольных существительных с суффиксами -ани-, -ени- (распиливание, закаливание, транспортирование, протирание);

б) модель образования существительных - медицинских терминов с суффиксом -ом- (аденома, миома, фиброма), -ит- (бронхит, радикулит, простатит, менингит), -ин (анальгин, аспирин), -ол (ментол, валидол);

в) в научном и публицистическом стилях - модель отвлеченных существительных с суффиксами -иан-, -иад-, -овств-, -изм-, -изациj- (Пушкиниана, Сибириада, толстовство, авантюризм, натурализация, приватизация, коммерциализация); прилагательных - с суффиксом -абельн- (диссертабельный, решабельный, смотрибельный); глаголов - с суффиксом -ирова-, -изирова- (гербаризировать, десантировать, йодировать, хлорировать, педалировать);

г) модели образования слов с иноязычными приставками (антитоксичный, алогизм, гиперзвук, дешифровать, псевдонаучный, квазиомоним, трасконтинентальный); с исконно русскими приставками (прозападный, соавтор, предынсультный, межведомственный); старославянские приставки, придающий значение возвышенности (воспылать, преисполнить, предвозвестник);

д) модель образования имен прилагательных путем чистого сложения (легкоатлетический, торгово-промышленный, взаимовыгодный, многосторонний, добрососедский);

е) в официально-деловом стиле - модель образования прилагательных лексико-синтаксическим способом (общеобязательный, самоустранился, вышеуказанный, трудновоспитуемый);

ж) модель образования сложных слов , состоящих из трех и более основ (трубопроводостроительный, тибето-санскритско-русско-английский словарь);

з) в научном и официально-деловом стилях - модели образования сложносокращенных слов и аббревиатур, которые со временем переходят в межстилевую лексику (НАТО, ЕБС, ЮНЕСКО).

2) в разговорном стиле используются:

а) модели образования отглагольных существительных с суффиксом -к- (распилка, закалка, транспортировка, протирка);

б) модели образования разговорных вариантов существительных с суффиксом -к- от бессуффиксных имен существительных (табуретка, кепка, жилетка) и др.;

в) модели образования существительных со значением лица с помощью суффиксов -ан, -ун, -ух, -уш, -ён (братан, старуха, роднуша, гулена);

г) модель образования отглагольных существительных-профессионализмов безаффиксным способом (отжим, нагрев, разруб, откорм, розлив) и образованных от имен прилагательных (неликвид, ультрафиолет, эксклюзив, нелегал);

д) модели образования оценочной лексики, рассмотренной ранее.