Конвенция о биологическом разнообразии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Конвенция о биологическом разнообразии - страница №1/4







CBD





КОНВЕНЦИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ

Distr.

GENERAL
UNEP/CBD/SBSTTA/9/9/Add.1

15 August 2003
RUSSIAN

ORIGINAL: ENGLISH



ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПО

НАУЧНЫМ, ТЕХНИЧЕСКИМ И

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ

Девятое совещание

Монреаль, 10-14 ноября 2003 года


Пункт 5.2 предварительной повестки дня*

Устойчивое использование: разработка практических принципов, оперативных руководящих принципов и связанных с ними инструментов


Записка Исполнительного секретаря

Добавление


управление лесными ресурсами в целях получения продуктов и услуг и совместное использование выгод

исполнительное резюме


Настоящая записка подготовлена в соответствии с пунктом 19 f) решения VI/22 Конференции Сторон, в котором Исполнительному секретарю поручается подготовить в сотрудничестве с другими соответствующими организациями доклад с рекомендациями, посвященный вопросам регулирования биоразнообразия лесов, устойчивого использования в целях получения необходимых продуктов и услуг и совместного использования выгод. Конференция Сторон поручила включить в доклад следующие элементы: i) устойчивое использование лесов и регулирование лесопользования, в том числе местными и коренными общинами; ii) средства планирования и моделирования; iii) критерии и индикаторы; iv) экономическую оценку ценности товаров и услуг, обеспечиваемых биоразнообразием лесов; v) мониторинг неустойчивого использования; vi) потребности коренных и местных общин; и vii) информацию относительно учета потребностей будущих поколений. Далее Конференция Сторон поручила основать доклад на информации, представленной Сторонами и Совместным партнерством по лесам.

В целях оказания содействия сбору соответствующей информации Исполнительный секретарь распространил в октябре 2002 года анкету с вышеупомянутыми вопросами. Во введении к настоящей записке приводится краткое объяснение поручения, содержащегося в пункте 19 f) решения VI/22, и процесса сбора соответствующей информации. Ответ на анкету был получен от 25 Сторон Конвенции и ниже приводится обобщение их ответов.


Вопросы политики и планирования и законодательные вопросы


После краткого введения в разделе II настоящей записки приводится резюме информации, касающейся вопросов законодательного порядка, политики и планирования. В большинстве случаев проводимая государствами координация деятельности и организационные изменения обеспечивают, по всей видимости, согласованность действий в рамках национальных ведомств и учреждений. Кроме того, поправки, внесенные в структуру экологического права, явившиеся в основном результатом соглашений, заключенных на международном уровне, или изменений национального политического курса, содействуют переходу к разумной экологической политике и, в частности, к созданию охраняемых районов и природных заповедников. Кроме того, Стороны последовательно решают вопрос об удовлетворении потребностей будущих поколений, стимулируя реализацию комплекса мероприятий по сохранению биоразнообразия, устойчивому использованию своих лесных ресурсов и распределению выгод от их использования, а также предоставлению полномочий местным общинам.

Закладывание странами основ и реализация ими серии программ и планов по устойчивому управлению лесными ресурсами, а также разработка национальной политики и стратегий, нацелены в общем на достижение устойчивости и оптимизацию экологических услуг вкупе с повышением конкурентоспособности и производительности лесного сектора. Во многих случаях национальные программы лесохозяйственной деятельности представлены как инструменты достижения консенсуса и стимулирования участия субъектов деятельности и местных общин в достижении устойчивого лесопользования через посредство совместного принятия решений. Очень часто программы и планы обеспечивают включение социально-экономических и культурных ценностей в практику управления лесными ресурсами и защиту традиционных знаний и обычаев. Участие в работе общественности превратилось в один из основных инструментов, обеспечивающих сбалансированность природоохранных, экономических и экологических факторов в планировании и регулировании лесохозяйственной деятельности. Был также введен ряд субсидий и других стимулов для оказания содействия устойчивому управлению биоразнообразием лесов.


Коренные и местные общины


В отношении вопросов, касающихся коренных и местных общин (раздел III), в докладе подчеркивается важное значение разработки программ стимулирования устойчивого регулирования и использования лесных ресурсов, в которых учитываются особые потребности коренных и местных общин. В этом отношении успешная деятельность, как правило, заключается в реализации специфических проектов и в учреждении механизмов общественного участия. Вообще же большинство проектов, описанных Сторонами, нацелено на повышение качества жизни местных общин путем устойчивого использования биоразнообразия. Кроме того, была внедрена серия механизмов и процедур для обеспечения сбалансированности различных интересов целого ряда субъектов деятельности.

Инструменты и критерии


В том, что касается вопроса экономической оценки ценности товаров и услуг, обеспечиваемых биоразнообразием лесов, то в этой области многие страны проводят научные исследования с целью разработки новых подходов (раздел IV). Однако, несмотря на успешное продвижение работы, в ходе научных исследований пока еще не удалось преодолеть препятствий, мешающих внедрению механизма экономической оценки ценности. Попытки многих стран учредить системы финансового учета все еще находятся на начальном этапе. На международном уровне определены конкретные инструменты планирования и подходы, касающиеся управления ресурсами и представления отчетности об использовании критериев и индикаторов, и, кроме того, проводится работа по адаптации и уточнению таких индикаторов для их применения на национальном уровне. В этой связи Стороны посчитали, что разработка планов явится практическим инструментом для реализации долгосрочных программ и законодательных норм, связанных с вопросами леса. В отношении недревесных лесных ресурсов большинство стран сообщает о широком использовании таких ресурсов, но конкретные программы и мероприятия, нацеленные на устойчивое управление ими, все еще отсутствуют. Что до мониторинга неустойчивого использования, то в рамках проводимых Сторонами проверок, как правило, используются методы разведки, применяемые в биологических науках, которые охватывают экологические и биологические параметры, но не обязательно отражают устойчивость использования биоразнообразия лесов или управления им.

Положение дел с осуществлением добровольных независимых программ сертификации лесов


Среди ответов на анкету, представленных 25 странами, было выделено несколько систем сертификации лесов, главными из которых были программа Лесного попечительского совета (ЛПС) и Панъевропейская программа сертификации лесов. Выбор, сделанный странами, и разработка национальных программ сертификации определялись, как правило, на примере вышеупомянутых моделей. В докладе отражено, как принятие добровольной программы каждой ответившей на анкету Стороной содействовало практике устойчивого лесопользования (раздел V).

Оказание поддержки и содействия инициативам регионального сотрудничества


Среди механизмов сотрудничества, разработанных на национальном и региональном уровнях, одной из наиболее эффективных форм сотрудничества становится, по всей видимости, Сеть модельных лесов. В докладе также подчеркивается и характеризуется на основе опыта Сторон, ответивших на анкету, роль Сообщества южно-африканского развития и Южно-тихоокеанской региональной программы по защите окружающей среды (раздел VI).

Накопленный опыт


В разделе VII рассматривается опыт, накопленный странами в области устойчивого использования биоразнообразия лесов и совместного использования выгод, и специфические проблемы стран, связанные с данными вопросами. Судя по полученным ответам, среди стран возникает консенсус по поводу важного значения программ повышения осведомленности общественности, просвещения и связи для оказания содействия внедрению устойчивых методов. Кроме того, многие страны назвали в качестве одного из своих приоритетов необходимость проведения дальнейших научных исследований и мониторинга в области биоразнообразия и обмена информацией. Помимо этого целый ряд стран указал, что проведение консультаций с местными общинами и создание потенциала являются средством совершенствования работы в области устойчивого лесопользования.

предлагаемые рекомендации


Приводимые ниже предлагаемые элементы рекомендаций, которые Вспомогательный орган по научным, техническим и технологическим консультациям представит Конференции Сторон, основаны на мнениях и предложениях, содержавшихся в ответах Сторон на анкету, и в них учитывается национальный опыт устойчивого использования биоразнообразия лесов и распределения выгод.

1. В отношении управленческих стратегий и подходов существует необходимость:



  1. признать широкий подход к управлению экосистемами, включающий систему устойчивого лесопользования, а также экосистемный подход, в качестве надлежащей структуры для поддержания деятельности по планированию и управлению в требуемых ландшафтных масштабах;

  2. признать, что устойчивое лесопользование, основанное на принципах экономической жизнеспособности, социально-экологического признания и экологической целостности, является приемлемой структурой для связывания целей сохранения биоразнообразия и развития;

  3. разработать и/или проанализировать соответствующие законодательные нормы на национальном уровне с целью регулирования и укрепления существующих режимов устойчивого лесопользования.

2. В отношении коренных и местных общин существует необходимость:

  1. провести обзор существующих законодательных норм и разработать (по мере необходимости) конкретные законодательные меры для защиты традиционных знаний, касающихся лесов;

  2. обеспечить эффективное применение законодательных норм в целях содействия достижению устойчивого управления биологическим разнообразием лесов, его использования и распределения выгод;

  3. инициировать или усилить специальные кампании по повышению осведомленности общественности для стимулирования участия общественности в устойчивом управлении биоразнообразием лесов в рамках коренных и местных общин;

  4. поощрять передачу технологии и использование соответствующих стимулов для расширения участия коренных и местных общин в процессе устойчивого управления биоразнообразием лесов;

  5. выявлять и удовлетворять технические и финансовые потребности коренных и местных общин, связанные с устойчивым лесопользованием.

3. В отношении механизмов общественного участия, обмена информацией и просвещения существует необходимость:

  1. организовать проведение дополнительных мероприятий на международном и национальном уровнях и укрепить сотрудничество среди соответствующих организаций и учреждений, отвечающих за сохранение ресурсов леса и управление ими, посредством, кроме всего прочего, обмена информацией о накопленном опыте в области устойчивого лесопользования и выявлении технических механизмов и механизмов финансирования, которые могли бы оказывать поддержку развивающимся странам в реализации соответствующих программ и стратегий;

  2. усовершенствовать национальные системы мониторинга лесов и создать с этой целью национальные центры кадастров и хранения документов, разработать и использовать надлежащие индикаторы биологического разнообразия лесов и организовать картирование и регулярный мониторинг биоразнообразия;

  3. поощрять соответствующих субъектов деятельности и позволять им принимать участие в реализации национальных программ развития лесоводства, чтобы решать проблемы спроса на ресурсы естественных лесов, стимулируя одновременно устойчивое использование ресурсов и защиту традиционных знаний;

  4. рассмотрения вопроса о просвещении и профессиональной подготовке в качестве приоритета для обеспечения устойчивого лесопользования и поощрение в этой связи создания региональных, национальных и/или местных систем просвещения и подготовки кадров, предназначенных для различных субъектов деятельности.

4. В отношении сотрудничества существует необходимость:

  1. выявить технические механизмы и механизмы финансирования, которые оказывают поддержку странам в реализации программ и стратегических мероприятий по стимулированию устойчивого использования биоразнообразия лесов, таких как научные исследования и кадастры, и активизировать участие в работе организаций коренных и местных общин;

  2. предоставлять дополнительную техническую и финансовую помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой посредством, кроме всего прочего, обеспечения более серьезных обязательств со стороны финансирующих правительств и международных организаций по оказанию поддержки устойчивому управлению биологическим разнообразием и его использованию.



СОДЕРЖАНИЕ


Устойчивое использование: разработка практических принципов, оперативных руководящих принципов и связанных с ними инструментов 1

управление лесными ресурсами в целях получения продуктов и услуг и совместное использование выгод 1

исполнительное резюме 1

исполнительное резюме 1

предлагаемые рекомендации 3

предлагаемые рекомендации 3

I. ВВЕДЕНИЕ 8

I. ВВЕДЕНИЕ 8

II. вопросЫ законодательного порядка, политики и планирования 8

II. вопросЫ законодательного порядка, политики и планирования 8

A. Модификация существующих организационных структур и лесного законодательства 9

B. Потребности и интересы будущих поколений 9

C. Политика, стратегии, программы и планы 10

D. Учитывание социально-экономических и культурных ценностей 11

III. КОРЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ОБЩИНЫ 12

III. КОРЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ОБЩИНЫ 12

A. Проекты, стимулирующие традиционное использование и традиционные знания 13

B. Механизмы общественного участия 13

IV. ИНСТРУМЕНТЫ И КРИТЕРИИ 13

IV. ИНСТРУМЕНТЫ И КРИТЕРИИ 13

A. Экономическая оценка ценности товаров и услуг, обеспечиваемых биоразнообразием лесов 14

B. Инструменты планирования и моделирования для обеспечения устойчивого использования биоразнообразия лесов и управления им 14

B. Инструменты планирования и моделирования для обеспечения устойчивого использования биоразнообразия лесов и управления им 14

C. Критерии и индикаторы устойчивого использования биологического разнообразия лесов 15

D. Устойчивое использование недревесных лесных ресурсов 17

V. Положение дел с осуществлением добровольных независимых программ сертификации лесов 17

V. Положение дел с осуществлением добровольных независимых программ сертификации лесов 17

VI. Оказание поддержки и содействия инициативам регионального сотрудничества 20

VI. Оказание поддержки и содействия инициативам регионального сотрудничества 20

VII. НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ 21

VII. НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ 21

задача 1 цели 4 элемента 1 расширенной программы работы по биологическому разнообразию лесов 24

задача 1 цели 4 элемента 1 расширенной программы работы по биологическому разнообразию лесов 24

анкета 25



анкета 25
следующая страница >>