страница 1страница 2страница 3страница 4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
И соответствующих положений конвенции о биологическом разнообразии - страница №1/4
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕЖСЕССИОННАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА ОТКРЫТОГО СОСТАВА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СТАТЬИ 8 j) И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ Четвертое совещание Гранада, Испания, 23-27 января 2006 года Пункт 8 предварительной повестки дня* Разработка элементов системы sui generis по охране традиционных знаний, нововведений и практикиЗаписка Исполнительного секретаряI. ВВедение1. В пункте 6 b) решения VII/16 H Конференция Сторон поручила Рабочей группе совместно с соответствующими международными организациями, например, Постоянным форумом ООН по вопросам коренных народов, провести в качестве приоритетной проблемы дальнейшую разработку элементов систем sui generis с целью охраны традиционных знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, включая традиционный образ жизни, связанный с сохранением и устойчивым использованием биологического разнообразия, и обеспечения совместного использования выгод для этих общин при осуществлении доступа к их традиционным знаниям и связанным с ними генетическим ресурсам. 2. Исполнительный секретарь подготовил этот документ в целях содействия работе Рабочей группы. В разделе II представлен анализ элементов систем sui generis, перечисленных в приложении к решению VII/16 H. В разделе III предлагаются рекомендации Рабочей группы по дальнейшей работе в области систем sui generis по охране традиционных знаний, нововведений и практики. Наконец, в приложении I приведен предварительный список законодательных актов и других мер, осуществляемых на национальном уровне в области систем sui generis, а в приложении II содержатся предлагаемые определения некоторых основных терминов. II. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ SUI GENERIS ПО ОХРАНЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЗНАНИЙ, НОВОВВЕДЕНИЙ И ПРАКТИКИ КОРЕННЫХ И МЕСТНЫХ ОБЩИН 3. В пункте 6 b) решения VII/16 H Конференция Сторон поручила Специальной межсессионной рабочей группе открытого состава по осуществлению статьи 8 j) и соответствующих положений Конвенции о биологическом разнообразии рассмотреть вопрос о применении систем sui generis по охране традиционных знаний и в качестве приоритетной проблемы провести дальнейшую разработку элементов систем sui generis, перечисленных в приложении, а именно:
4. Все эти элементы рассматриваются ниже на предмет содействия обсуждению Рабочей группой. A. Заявление цели, задач и сферы применения1. Цель5. Общей целью систем sui generis может быть введение в действие комплекса мер по признанию и охране знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, включая традиционный образ жизни, связанный с сохранением и устойчивым использованием биологического разнообразия (в дальнейшем - ), и обеспечение использования на справедливой и равной основе выгод от их применения, а также того, чтобы подобное применение основывалось на предварительном обоснованном согласии. 6. Более конкретно, системы sui generis способны обеспечить коренным и местным общинам средства для:
7. Системы sui generis способны обеспечить средства защиты от претензий третьих сторон на права интеллектуальной собственности в области традиционных знаний. Возражения против этой общей защиты должны быть четко определены, и любое разрешение использования должно соответствовать принципам предварительного обоснованного согласия, совместного использования выгод и другим принципам обычного права затронутых общин. В защиту знаний от претензий третьих сторон на права интеллектуальной собственности можно было бы включить защиту от несанкционированного раскрытия, неблагоприятного в культурном плане или несанкционированного использования традиционных знаний. 8. Системы sui generis также способны стимулировать развитие четкой, прозрачной и эффективной системы охраны традиционных знаний, которая повышает правовую определенность и возможность прогнозирования, что выгодно не только носителям знаний, но и обществу в целом, в том числе предприятиям и учреждениям, которые являются потенциальными партнерами носителей знаний. Посредством стимулирования подобной прозрачности и эффективности системы sui generis будут нацелены на снижение стоимости оформления сделок для коренных и местных общин в целях охраны их традиционных знаний или для тех, кто использует эти знания в коммерческих или некоммерческих целях. 9. Кроме того, дополнительными причинами для применения систем sui generis могут являться экономическое развитие и борьба с нищетой. В частности, такая система могла бы действовать в целях повышения доступа к капиталу коренных и местных обществ, способствуя таким образом созданию коммерческих предприятий в традиционных общинах. Если будет решено, что системы sui generis должны стимулировать экономическое развитие, то при этом необходимо со всей осторожностью поддерживать равновесие между целью охраны традиционных знаний и целью стимулирования использования. 10. Наконец, учитывая глобальный характер традиционных знаний и необходимость признания их культурной составляющей, системы sui generis не должны требовать отделения и изолирования различных элементов традиционных знаний, а использовать системный и комплексный подход. 2. Задачи11. Важной задачей систем sui generis должна стать разработка систем, основанных на соответствующих принципах аборигенного обычного права, которые отвечали бы конкретным нуждам и обстоятельствам коренных и местных общин и национальных государств во многих, самых разнообразных и сложных ситуациях. 12. Системы sui generic также должны быть направлены на обеспечение совместного использования на справедливой и равной основе выгод, полученных в результате применения традиционных знаний, и на предотвращение несанкционированного использования благодаря применению эффективных механизмов. Подобные механизмы будут распространяться на любое использование любыми лицами и общинами, которые юридически не признаны «владельцами» ли «носителями» традиционных знаний, нововведений и практики согласно национальному законодательству или обычному праву соответствующей общины. 13. Кроме того, системы sui generis могут действовать в целях стимулирования справедливости путем повышения доверия, сохранения окружающей среды, культурного разнообразия и устойчивого обновления. 14. Наконец, в системах sui generis по охране традиционных знаний может быть признана важная взаимосвязь между охраной традиционных знаний и защитой прав владения землями и акваториями, традиционно занимаемыми или используемыми коренными и местными общинами. 3. Сфера применения14. Для обеспечения эффективности систем sui generis может возникнуть необходимость в принятии мер на местном, национальном и международном уровнях. На каждом из этих уровней меры могут носить обязательный либо необязательный характер, давать либо подробные рекомендации в рамках законодательства, либо более общие указания на основе передовой практики, или же только описывать структуру. Подход, используемый на каждом уровне, будет зависеть от конкретных задач каждого уровня и от основных задействованных субъектов (т.е. государств, коренных и местных общин, частных субъектов). 15. Традиционные знания охватывают три аспекта: культурный аспект (знания отражают культуру и ценности общины), временной аспект (передаются из поколения в поколение и медленно адаптируется к изменяющейся действительности) и пространственный аспект (относятся к территории или связям общины с этими землями и акваториями, которые они традиционно занимают или используют). Все эти три аспекта должны признаваться и защищаться для достижения эффективности систем sui generis. В. Ясность в отношении прав собственности на традиционные знания, связанные с биологическими и генетическими ресурсами16. При разработке систем sui generis необходимо прояснить права собственности и интересы коренных и местных общин в отношении их традиционных знаний. Помимо ясности в отношении прав и интересов общины на традиционные знания, системы sui generis также требуют большей ясности в отношении прав собственности на генетические ресурсы, связанные с традиционными знаниями общины, а также территории, к которым относятся традиционные знания. То, как система определяет права на традиционные знания и связанные с ними ресурсы, земли и акватории, будет влиять на осуществление предварительного обоснованного согласия и совместного использования выгод. 17. Тот факт, что традиционные знания относятся к коллективной собственности и культурному наследию коренных и местных общин, предполагает, что права собственности на традиционные знания должны принадлежать скорее общинам, чем отдельным лицам, хотя зачастую именно отдельные лица являются «хранителями» знаний от лица коллектива. Поэтому подход к работе с такими хранителями должен соответствовать обычному праву коренных или местных общин. 18. В ходе применения систем sui generis важно не только признать значение обычного права, но и активно внедрять его принципы и осуществлять их в рамках системы. Значение обычного права особенно велико при установлении прав и выгод внутри общины. Все меры, связанные с охраной и совместным использованием на справедливой основе выгод, полученных в результате использования традиционных знаний, как на национальном, так и на международном уровне, должны признавать важность обычаев и традиций общин, связанных с предоставлением разрешения отдельным лицам использовать элементы традиционных знаний внутри или вне общины, а также вопросов, касающихся собственности, прав на получение выгод и т.д. Для того чтобы это признать, по решению общины желательно разработать реестр для записи обычаев и традиций наряду с элементами традиционных знаний. Это гарантирует, что охрана будет осуществляться не только в отношении самих соответствующих элементов традиционных знаний, но и в связи с совместным использованием выгод внутри общины/общин. 19. Несмотря на наличие совпадений между системами обычного права коренных и местных общин, между ними также наблюдаются и значительные отличия. Во всех системах sui generis, разработанных на национальном уровне, должно в достаточной мере признаваться разнообразие моделей прав собственности, существующих в традициях обычного права различных коренных и местных общин. 20. В случае трансграничного положения каких-либо биологических и генетических ресурсов и связанных с ними традиционных знаний, а также положения между различными коренными и местными общинами внутри одной страны совместные знания и ресурсы должны рассматриваться в качестве общей собственности, при этом необходимо наличие согласие всех задействованных сторон. В данном случае исследование и развитие традиционных знаний должно быть согласовано, а выгоды должны делиться на справедливой основе и согласно соответствующим нормам обычного права. Нормы и практика обычного права также должны применяться в случае возникновения разногласий между заинтересованными коренными и местными общинами. |
|