Похожие работы
|
Конвенция о биологическом разнообразии - страница №1/1
|
|
CBD
|
|
КОНВЕНЦИЯ О
БИОЛОГИЧЕСКОМ
РАЗНООБРАЗИИ
|
|
Distr.
GENERAL
UNEP/CBD/SBSTTA/6/12
20 December 2000
RUSSIAN
ORIGINAL: ENGLISH
|
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПО
НАУЧНЫМ, ТЕХНИЧЕСКИМ И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ
Шестое совещание
Монреаль, 12-16 марта 2001 года
Пункт 5.4 предварительной повестки дня*
Мигрирующие виды и сотрудничество с КонвенциЕЙ об охране мигрирующих видов диких животных
Записка Исполнительного секретаря
Исполнительное резюме
Мигрирующие виды представляют собой ценный компонент биологического разнообразия. Важное значение их мест обитания конкретно упоминается в тексте Конвенции о биологическом разнообразии. О необходимости их охраны и устойчивого использования говорится во многих решениях Конференции Сторон, и Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (КМВ) является в настоящее время основным форумом, на котором рассматриваются вопросы мигрирующих видов.
Исполнительный секретарь подготовил настоящую записку, чтобы предложить пути дальнейшего включения тематики мигрирующих видов в программы работы в рамках Конвенции о биологическом разнообразии и обсудить возможную роль Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных в процессе осуществления Конвенции о биологическом разнообразии. Кроме того, секретариаты обеих конвенций разработали проект программы совместной работы по осуществлению предлагаемых мероприятий (UNEP/CBD/SBSTTA/6/12/Add.1).
Предлагаемые рекомендации
Вспомогательный орган по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК), возможно, пожелает рекомендовать, чтобы в целях более широкого включения тематики мигрирующих видов в программы работы в рамках Конвенции Конференция Сторон:
a) предложила секретариату КМВ обобщить и распространить через механизм посредничества Конвенции о биологическом разнообразии тематические исследования по мигрирующим видам и их местам обитания, имеющие отношение к тематическим областям и сквозным вопросам в рамках Конвенции о биологическом разнообразии;
b) предложила Исполнительному секретарю разработать в сотрудничестве с секретариатом КМВ и с другими соответствующими организациями руководящие принципы по включению тематики мигрирующих видов в национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия и в текущие и будущие программы работы, осуществляемые в рамках Конвенции о биологическом разнообразии;
c) рассмотрела необходимость проведения мероприятий по обеспечению финансовых ресурсов в соответствии со статьями 20 и 21 Конвенции для включения тематики сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов и их мест обитания в программы финансирования;
d) настоятельно призвала Стороны представлять в своих национальных докладах сведения о ходе решения вопросов мигрирующих видов в стране и о сотрудничестве с другими государствами ареала.
Вспомогательный орган, возможно, пожелает рекомендовать далее, чтобы в целях укрепления роли КМВ в осуществлении Конвенции о биологическом разнообразии Конференция Сторон признала КМВ ведущим партнером в деятельности по сохранению и устойчивому использованию мигрирующих видов во всех их ареалах и чтобы Конвенция обеспечила международную правовую структуру, посредством которой государства ареала могли бы осуществлять сотрудничество в вопросах, касающихся мигрирующих видов.
Вспомогательный орган, возможно, пожелает также поручить Исполнительному секретарю окончательную подготовку и реализацию программы совместной работы обоих секретариатов на период 2001–2002 годов (UNEP/CBD/SBSTTA/6/12/Add.1).
СОДЕРЖАНИЕ
Записка Исполнительного секретаря 1
Исполнительное резюме 1
Предлагаемые рекомендации 1
I. ВВЕДЕНИЕ 4
II. ПУТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТЕМАТИКИ МИГРИРУЮЩИХ ВИДОВ В ПРОГРАММУ РАБОТЫ КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ 5
A. Мигрирующие виды в качестве важного компонента биологического разнообразия 5
1. Положение дел с мигрирующими видами 5
2. Ценность мигрирующих видов 5
3. Факторы угрозы 6
B. Меры, необходимые для более эффективного включения тематики мигрирующих видов в программы работы, осуществляемые в рамках Конвенции о биологическом разнообразии 7
III. ВОЗМОЖНАЯ РОЛЬ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ МИГРИРУЮЩИХ ВИДОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ 9
A. Применяемые подходы к сохранению и устойчивому использованию мигрирующих видов в рамках Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 9
B. Значимость существенных обязательств и программ работы КМВ для обязательств и программ работы Конвенции о биологическом разнообразии 11
C. Меры, которые могут быть приняты для совершенствования роли Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных в осуществлении Конвенции о биологическом разнообразии 11
Приложение 13
I. ВВЕДЕНИЕ
-
На своем третьем совещании, проводившемся в Буэнос-Айресе в 1996 году, Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии приняла решение III/21, в котором она, среди прочего, поручила Исполнительному секретарю при консультациях с секретариатом Конвенции об охран мигрирующих видов диких животных «проанализировать, как выполнение этой Конвенции могло бы дополнять осуществление Конвенции о биологическом разнообразии посредством ее трансграничной скоординированной и согласованной деятельности на региональном, континентальном и глобальном уровнях».
-
Во исполнение этого решения секретариат КМВ представил доклад о положении дел, озаглавленный «Взаимосвязь между Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных и Конвенцией о биологическом разнообразии» (UNEP/CBD/COP/4/Inf.22/Rev.1), на четвертом совещании Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, проводившемся в Братиславе в 1998 году, и также представил исследование по взаимодополняемости действий обеих конвенций (UNEP/CBD/COP/5/INF/28) на пятом совещании Конференции Сторон, проводившемся в Найроби в 2000 году. В последнем документе пояснялось: i) важное значение мигрирующих видов в деятельности по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия; ii) текущие и дальнейшие возможные действия в рамках документов КМВ по оказанию содействия осуществлению Конвенции о биологическом разнообразии; и iii) возможная совместная деятельность в рамках документов КМВ и Конвенции о биологическом разнообразии.
-
В пункте 7 своего решения V/21 Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии поручила Исполнительному секретарю:
-
принять во внимание исследование по взаимодополняемости действий КМВ и Конвенции о биологическом разнообразии и разработать в сотрудничестве с секретариатом КМВ предложение о возможных путях включения тематики мигрирующих видов в программу работы Конвенции о биологическом разнообразии и о той роли, которую Конвенция об охране мигрирующих видов могла бы сыграть в осуществлении Конвенции о биологическом разнообразии относительно, в частности, экосистемного подхода, Глобальной таксономической инициативы, индикаторов, оценок и мониторинга, охраняемых районов, просвещения и повышения уровня осведомленности общественности, а также устойчивого использования, включая туризм; и
-
представить предложение, о котором идет речь выше, на рассмотрение Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК) до шестого совещания Конференции Сторон.
-
В пункте 8 того же решения Конференция Сторон поручила также ВОНТТК представить консультативное заключение на ее шестом совещании.
-
В этой связи Исполнительный секретарь подготовил настоящую записку в сотрудничестве с секретариатом КМВ. Она представлена ВОНТТК для рассмотрения и для оказания ему помощи в подготовке консультативного заключения для Конференции Сторон. В разделе II содержатся предложения относительно путей включения тематики мигрирующих видов в программу работы Конвенции. В разделе III излагается возможная роль КМВ в осуществлении Конвенции о биологическом разнообразии, включая возможные меры по совершенствованию этой роли. Предлагаемая программа совместной работы будет распространена в виде дополнения (UNEP/CBD/SBSTTA/6/12/Add. 1) к настоящей записке.
II. ПУТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТЕМАТИКИ МИГРИРУЮЩИХ ВИДОВ В ПРОГРАММУ РАБОТЫ КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ
A. Мигрирующие виды в качестве важного компонента биологического разнообразия
-
Популяции мигрирующих видов включают в себя различные ценные таксоны. Многие из них находятся под угрозой исчезновения во всем своем ареале или в значительной его части или обладают неблагоприятным статусом сохранности.
1. Положение дел с мигрирующими видами
-
Миграция животных представляет собой глобальное явление. К мигрирующим принадлежат самые разные виды животных. К наиболее известным из этих видов относятся антилопы, китообразные, как, например, дельфины и киты, морские черепахи, а также рыбы, например осетры, и насекомые, как бабочки-данаиды.
-
В пункте 1 a) статьи I Конвенции об охране мигрирующих видов мигрирующий вид определен как «вся популяция или же обособленная часть популяции любых видов или любых более низких таксонов диких животных, значительная часть которых циклично и предопределенно пересекает одну или более границ национальной юрисдикции». Слово «циклично» относится к любым видам циклов, например, астрономических (или годовых и т. д.), жизненных или климатических, и к любой их периодичности. Слово «предопределенно» означает, что можно ожидать повторения какого-то явления при определенном стечении обстоятельств, но необязательно во времени (резолюция 2.2 Конференции Сторон Конвенции об охране мигрирующих видов, Женева, 1988 г.).
-
Точное число мигрирующих видов в мире неизвестно. В Глобальном реестре мигрирующих видов (ГРМВ), который разрабатывается Боннским университетом в сотрудничестве с секретариатом КМВ, указывается, что существует 4 000 мигрирующих видов.1/ Эта цифра выведена на основании биологического определения, которое почти полностью совпадает с определением, данным КМВ, и минимальной дистанции миграций, определенной в 100 километров. В приложении к настоящей записке приводится характеристический статус отдельных таксонов мигрирующих видов, включенных в базу данных ГРМВ.
-
Миграционные виды населяют и используют во время перемещений широкий спектр сред обитания в морских и прибрежных районах, во внутренних водах, лесах, в сельскохозяйственных угодьях, на засушливых и субгумидных землях (то есть, в экосистемах засушливых, аридных, полуаридных, средиземноморских районов, лугопастбищных угодий и саванн), в горах и даже в городских средах. Миграционные ареалы некоторых видов, в особенности перелетных птиц, включают места обитания в нескольких биомах.
-
Многие животные мигрируют ввиду биологической необходимости. Типичной биологической необходимостью многих мигрирующих видов является потребность в нахождении подходящих мест для размножения и выведения потомства и районов наличия корма в различное время года. В крайних обстоятельствах животным приходится мигрировать в районы, находящиеся за тысячи километров. В качестве примера можно привести некоторые виды китов, например японского кита, и птиц, таких как альбатроса, сибирского журавля и полярную крачку.
2. Ценность мигрирующих видов
-
Мигрирующие виды представляют собой чрезвычайно важное значение для человека, которое заключается, например:
-
в социально-экономической ценности морских черепах для многих прибрежных общин. Перелетные утки и гуси в миллионных количествах служат средством пропитания.
-
в экологической роли, которую копытные животные играют в поддержании пустынных и полупустынных сред обитания Сахары и Сахеля;
-
в обеспечении экологических ценностей: тщательно запланированные и осуществленные мероприятия в целях сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов, в особенности их мест обитания, почти всегда будут производить благотворный «ударный эффект» на другие связанные с ними немигрирующие и мигрирующие виды;
-
в научной ценности некоторых мигрирующих видов, выступающих в качестве индикаторов здоровья экосистем и изменения климата; и
-
научно-познавательной, культурной и рекреационной ценности журавлей и других водяных птиц. Более того, некоторые мигрирующие виды, и в особенности те, которые находятся под чрезвычайной угрозой исчезновения или привлекают к себе пристальное внимание, как, например, сибирский журавль, малый кроншнеп или дрофа, могут служить «видами-флагманами», поскольку усилия, направленные на их сохранение, могут привлечь внимание к необходимости сохранения биоразнообразия и содействовать повышению осведомленности о такой необходимости, что в свою очередь способствует улучшению перспектив выживания как самих этих видов, так и других видов, сохранения их естественных сред обитания и определенных экосистем.
3. Факторы угрозы
-
Для мигрирующих видов чрезвычайно важны конкретные места, которые они находят во время и в конце пути. И они не ограждены от многочисленных естественных и антропогенных факторов угрозы, возникающих на всем протяжении их ареалов миграции. Хотя эти факторы угрозы разные для разных видов, можно тем не менее сделать определенные обобщения.
-
Потеря и деградация мест обитания в ключевых районах, используемых на различных этапах миграционной жизни вида и миграционных циклов (иногда называемых «местами затора»), например, гнездовий птиц, кормовых площадей и мест отдыха или остановок, представляют собой главную угрозу для мигрирующих видов. Многие водно-болотные угодья, прибрежные среды обитания и открытые ландшафты, которые используют перелетные птицы, были изменены и раздроблены в результате деятельности человека, включая сельскохозяйственное производство, а также городское и промышленное развитие. Газелям, сернобыкам и другим видам антилоп, населяющих район Сахеля и Сахары, грозит вымирание вследствие деградации мест обитания, вызванной выбиванием и опустыниванием пастбищ вкупе с неумеренной охотой в некоторых районах.
-
Преграды на пути вызывают особые трудности для мигрирующих сухопутных и водных видов. Например, для мигрирующих речных дельфинов и для некоторых видов рыб угрозой являются действующие и планируемые плотины, которые физически препятствуют миграции. Ограждения затрудняют передвижение сухопутных мигрирующих видов. Линии электропередачи могут представлять собой угрозу для пернатых мигрирующих видов.
-
Еще одним серьезным фактором угрозы является чрезмерное истребление животных в результате бесконтрольной охоты на них и случайного их попадания или поимки в рыболовные сети. Случайная поимка в рыболовные сети считается основной причиной гибели альбатросов южного полушария. Для морских черепах, которые считаются одной из самой старых форм жизни на Земле, большую угрозу представляет чрезмерное потребление населением черепашьего мяса и яиц.
-
Уничтожение мигрирующих животных может происходить в международном масштабе, когда они, например, скапливаются в огромных количествах на очень короткие, сезонные периоды (называемые иногда «сезоном затора») и считаются вредителями. Это происходит в случаях миграции птиц, наносящих вред урожаям, дельфинов и тюленей, из-за которых уменьшаются объемы отлова рыбы, и летучих мышей, которые в результате многовековой дезинформации и суеверий подвергаются непосредственному уничтожению, а их естественные места обитания разрушаются.
-
Инвазивные чужеродные виды или неаборигенные виды могут вытеснять мигрирующие виды в их местах обитания или гибридизироваться с ними. Внесение в среду загрязняющих агентов может стать причиной заражения и истребления мигрирующих видов.
-
К числу прочих факторов угрозы относятся:
-
общее нарушение покоя, вызванное результатами деятельности человека, например, шум или туризм;
-
незаметно возникающая угроза деградации земель, включая опустынивание, обезлесение и воздействие изменения климата на наличие естественных мест обитания и корма; и
-
отдельные и совокупные угрозы в районах основных мест обитания и на протяжении путей миграции, которые отрицательно влияют на статус сохранности многих мигрирующих видов и привели к тому, что некоторые виды оказались в серьезной опасности и на грани вымирания.
B. Меры, необходимые для более эффективного включения тематики мигрирующих видов в программы работы, осуществляемые в рамках Конвенции о биологическом разнообразии
-
В тексте Конвенции о биологическом разнообразии мигрирующие виды упоминаются конкретно только в приложении I, в котором идет речь об определении мест обитания, необходимых для таких видов. Тем не менее на Сторонах Конвенции лежит общее обязательство по сохранению и устойчивому использованию мигрирующих видов и их естественных мест обитания, поскольку мигрирующие виды являются важным компонентом биоразнообразия. Это обязательство имеет силу для всех, не зависимо от того, является ли Сторона также стороной Конвенции об охране мигрирующих видов.
-
В своих решениях Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии конкретно указывала на мигрирующие виды в контексте:
-
включения их тематики в национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия (решение III/21);
-
положения и тенденций в области биологического разнообразия внутренних водных экосистем (решение IV/4); и
-
программы работы по засушливым и субгумидным землям (т.е. коридорам миграции) (приложение I к решению V/23).
-
Дальнейшее включение вопросов сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов в программу работы, осуществляемую в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, будет в значительной мере способствовать осуществлению обеих конвенций, и прежде всего потому, что меры, принимаемые с целью сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов, окажут скорее всего благоприятное воздействие на остальные связанные с ними компоненты биоразнообразия на протяжении миграционного ареала соответствующих миграционных видов и увеличат количество товаров и услуг, обеспечиваемых этими компонентами.
-
Кроме того, экосистемный подход, одобренный Конференцией Сторон Конвенции о биологическом разнообразии в решении V/6I, в котором, кроме всего прочего, подчеркивается необходимость акцентировать внимание на функциональных соотношениях и процессах внутри экосистем, не препятствуя при этом применению других регулирующих и природоохранных подходов, например программ по сохранению видов, является необходимой управленческой стратегией для сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов. Естественные среды обитания мигрирующих видов находятся в целом ряде различных экосистем. Поэтому поддержание структуры и функционирования данных экосистем чрезвычайно важно для обеспечения в конечном итоге выживания мигрирующих видов и их сред обитания.
-
Теоретически тематику сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов и их мест обитания можно включить в почти любой аспект программы работы Конвенции о биологическом разнообразии. Включение этой тематики может осуществляться посредством принятия ряда мер, к примеру:
-
Секретариаты обеих конвенций могли бы:
-
в целях повышения осведомленности тех, кто осуществляет Конвенцию о биологическом разнообразии, обобщать и распространять соответствующие тематические исследования, в которых поясняется упоминание и важное значение мигрирующих видов во всех тематических областях и сквозных вопросах Конвенции, включая, в частности, экосистемный подход. Таким же образом секретариат КМВ мог бы представлять органам, учрежденным в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, ежегодный доклад о ходе осуществления Конвенции об охране мигрирующих видов и связанных с ней соглашений; и
-
совместно разрабатывать руководящие указания для Сторон Конвенции о биологическом разнообразии относительно сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов и их мест обитания. Такие руководящие указания могут быть необходимы, например, для того, чтобы стимулировать среди этих Сторон включение тематики мигрирующих видов в национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия (НСПДСБ).
-
Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии могла бы поручить ВОНТТК обеспечить надлежащее включение вопросов, касающихся мигрирующих видов, во все тематические и сквозные области, изучаемые в рамках Конвенции. Для осуществления этой задачи можно было бы использовать опыт, накопленный в рамках документов КМВ;
-
Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии могла бы поручить своим Сторонам:
-
рассмотреть вопрос недостатка информации о статусе сохранности мигрирующих видов;
-
при непосредственном сотрудничестве с другими государствами ареала или через международные организации осуществлять сохранение и устойчивое использование мигрирующих видов на протяжении их миграционного ареала во исполнение своих обязательств в рамках статьи 5 Конвенции о биологическом разнообразии (Сотрудничество). Конференция Сторон уже сделала шаг в этом направлении, но лишь в одном случае, касающемся биоразнообразия внутренних вод. В данном случае Сторонам предлагается налаживать и поддерживать эффективное сотрудничество в целях устойчивого регулирования, среди прочего, и мигрирующих видов, используя для этого также практику заключения двусторонних и многосторонних соглашений;
-
обеспечить, чтобы в проекты по сохранению биоразнообразия, которые они представляют для получения финансирования, например через ГЭФ или через другие двусторонние или многосторонние источники, и затем внедряют, были включены в той мере, в какой это возможно, соображения, касающиеся сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов и их мест обитания, и был также предусмотрен подход с учетом миграционного ареала;
-
обеспечить наличие в своих странах активной координации действий между своими координационными центрами обеих конвенций в целях создания условий для обмена информацией и согласования позиций на совещаниях, проводимых в рамках соответствующих конвенций, как это предусматривается в решении III/21 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии; и
-
представлять доклады об осуществлении вышеизложенных мероприятий в качестве основы для принятия будущих решений, сообщая также в этих докладах о принятых мерах по включению тематики сохранения и устойчивого использования мигрирующих видов в НСПДСБ.
-
Оба секретариата предлагают рассмотреть некоторые из вышеизложенных мероприятий для включения их в программу совместной работы на 2001 – 2002 годы.
III. ВОЗМОЖНАЯ РОЛЬ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ МИГРИРУЮЩИХ ВИДОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ
A. Применяемые подходы к сохранению и устойчивому использованию мигрирующих видов в рамках Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных
-
Необходимость налаживания сотрудничества между странами в целях сохранения диких животных, мигрирующих через национальные границы или пересекающих области национальной юрисдикции и области за пределами национальной юрисдикции (например международные воды), была признана в рекомендации 32 Конференции ООН 1972 года по проблемам окружающей человека среды. Это признание послужило стимулом для последующего принятия в Бонне в 1979 году Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных. Конвенция вступила в силу 1 ноября 1983 года.
-
Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных представляет собой единственный глобальный договор в рамках Организации Объединенных Наций, конкретной целью которого является сохранение мигрирующих видов (пернатых, морских и сухопутных) на всем протяжении их миграционного ареала путем трансграничной координации и согласованных мер, осуществляемых в региональном, континентальном или глобальном масштабах. Она предоставляет международную правовую структуру, посредством которой государства ареала могут налаживать сотрудничество по вопросам, касающимся мигрирующих видов, включая сбор и оценку надежных научных данных о статусе сохранности сотен мигрирующих видов. Стороны Конвенции могут принимать конкретные меры по сохранению мигрирующих видов и их мест обитания тремя способами:
-
введением строгих мер по защите мигрирующих видов, которым грозит опасность вымирания;
-
заключением соглашений; и
-
проведением совместных научных исследований и мониторинга.
-
Стороны Конвенции должны принимать строгие меры по защите мигрирующих видов, которым грозит опасность вымирания, на всей или на значительной части протяженности их ареалов. Эти виды перечислены в приложении I к Конвенции, в котором на текущий момент содержится 76 мигрирующих видов, находящихся под угрозой исчезновения. Вообще Стороны, являющиеся государствами ареала мигрирующих видов, перечисленных в приложении I, должны принять как минимум три непосредственные меры:
-
запретить «добывание» отдельных животных, за исключением случаев «удовлетворения потребностей в пропитании традиционных пользователей таких видов»;
-
охранять и восстанавливать основные местообитания; и
-
нейтрализовать влияние факторов, препятствующих миграции, и регулировать те факторы, которые могут угрожать мигрирующим видам.
-
Сторонам предлагается заключать соглашения в целях сохранения и регулирования мигрирующих видов, перечисленных в приложении II, которое включает мигрирующие виды или группы видов с неблагоприятным статусом сохранности, а также те виды, статус сохранности которых был бы значительно улучшен в результате международного сотрудничества. Форма таких соглашений может быть самой разной - от имеющих обязательную силу договоров до менее формальных меморандумов о договоренности. Фактически они являются отдельными международными договорами, цель которых согласно Конвенции заключается в «восстановлении благоприятного статуса соответствующего мигрирующего вида или в поддержании такого статуса». Стороны соглашения могут не быть Сторонами самой Конвенции. Такой прагматичный подход обеспечивает оперативность действий по сохранению мигрирующих видов.
-
КМВ предоставляет дополнительные руководящие указания относительно содержания соглашений, которые соответствуют обязательствам в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, например, по сохранению in-situ, экосистемному подходу, международному сотрудничеству, научным исследования и повышению осведомленности общественности. Руководящие указания включают положения, предусматривающие: i) поддержание сети подходящих местообитаний, ii) сохранение, восстановление и защиту местообитаний; iii) разработку согласованных планов сохранения и регулирования видов; iv) создание новых благоприятных местообитаний или реинтродукцию видов в благоприятные местообитания; v) периодическое выявление факторов, которые могут оказать потенциально вредное влияние на статус сохранности видов; vi) рассмотрение информации о факторах угрозы, включая факторы, препятствующие миграции, вредные вещества, представляющие угрозу для мигрирующие видов, незаконное добывание и чужеродные виды, а также обмен такой информацией; vii) организацию совместных научных исследований и мониторинга; viii) разработку чрезвычайных процедур; и ix) оказание содействия повышению осведомленности общественности.
-
Кроме соглашений, касающихся видов, которые включены в приложение II, Конвенция предлагает своим Сторонам «принять меры» по заключению других соглашений о любой популяции или же любой географически обособленной части популяции любого вида диких животных, которые периодически пересекают границы национальной юрисдикции. В данном случае соглашения включают в себя гибкие документы, такие как, например, меморандумы о договоренности.
-
На текущий момент заключены следующие соглашения и меморандумы о договоренности: i) Соглашение об охране тюленей Вадденского моря (1990 г.); ii) Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей (1991 г.); iii) Соглашению по охране летучих мышей в Европе (1991 г.); iv) Соглашение по охране африкано-евроазиатских мигрирующих водяных птиц (1995 г.); v) Соглашение об охране китов Средиземного и Черного морей (1996 г.); vi) Меморандум о договоренности, касающийся мер по сохранению сибирского журавля (1993 г.); vii) Меморандум о договоренности, касающийся мер по сохранению малого кроншнепа (1994 г.); и viii) Меморандум о договоренности, касающийся мер по сохранению морских черепах атлантического побережья Африки (1999 г.); ix) Меморандум о договоренности, касающийся сохранения и регулирования популяций морских черепах и их местообитаний в Индийском океане и в Юго-восточной Азии (2000 г.); x) Меморандум о договоренности, касающийся сохранения и регулирования среднеевропейских популяций дрофы (2000 г.).
-
В планах действий точнее всего проявляются обязательства, содержащиеся в соглашении. В них рассматриваются мероприятия, которые должна осуществлять группа государств, являющихся сторонами определенного документа, а также более конкретные мероприятия, которые должно выполнять каждое отдельное государство. Эти планы достаточно гибкие, и они периодически пересматриваются Конференцией Сторон соответствующих соглашений. Таким образом, они дорабатываются по мере того, как меняется статус сохранности рассматриваемого вида.
-
Стороны КМВ должны проводить совместные научные исследования и мониторинг мигрирующих видов. Согласованные или совместные научные исследования, мониторинг и деятельность по сохранению мигрирующих видов будут, по всей видимости, более эффективными и рентабельными мерами, чем специальные отдельные меры, осуществляемые в соответствующих государствах ареала. Более того, общая ответственность государств ареала за создание условий для сохранения мигрирующих видов в качестве глобального ресурса на протяжении всего их жизненного цикла и ареала миграции является фундаментальным принципом, лежащим в основе международного сотрудничества в области мигрирующих видов. Этот принцип общей ответственности государств фактически дополняет положение преамбулы Конвенции о биологическом разнообразии, в котором говорится, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества и что государства несут ответственность за сохранение биоразнообразия и устойчивое использование биологических ресурсов на территории, находящейся под их юрисдикцией или контролем.
B. Значимость существенных обязательств и программ работы КМВ для обязательств и программ работы Конвенции о биологическом разнообразии
-
В упоминавшемся выше исследовании по взаимодополняемости действий обеих конвенций (UNEP/CBD/COP/5/INF/28) было выявлено, что документы КМВ пересекаются по крайней мере с 26 резолютивными положениями Конвенции о биологическом разнообразии. В исследовании отмечено, что это особо явно проявляется в отношении мер, связанных с экосистемами и видами, включая, например, охраняемые районы и чужеродные инвазивные виды (статья 8 Конвенции о биологическом разнообразии); с определением и мониторингом (статья 7), включая проведение научных оценок и индикаторы; с устойчивым использованием компонентов биологического разнообразия (статья 10), включая туризм; с исследованиями и подготовкой кадров (статья 12); с просвещением и повышением осведомленности общественности (статья 13); с оценкой воздействия и сведением к минимуму неблагоприятных последствий (статья 14); с обменом информацией (статья 17); и с научно-техническим сотрудничеством (статья 18). Точно также, как в статье 7 с) и в пункте 1 статьи 8 Конвенции о биологическом разнообразии, во всех документах КМВ требуется, чтобы их Стороны выявляли факторы, представляющие угрозу для мигрирующих видов, которыми они занимаются, и чтобы они регулировали или контролировали эти факторы угрозы. Кроме того, в каждом из 10 соглашений и меморандумов о договоренности КМВ от их Сторон требуется прилагать усилия к тому, чтобы совмещать текущее использование мигрирующих видов с практикой сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия. Это ключевое соображение для тех случаев, когда долголетняя деятельность человека, как, например, охота и рыбная ловля, представляют собой угрозу для мигрирующих видов и их местообитаний.
C. Меры, которые могут быть приняты для совершенствования роли Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных в осуществлении Конвенции о биологическом разнообразии
-
Выше, в разделах А и В, указывалось, что подход к решению вопросов, применяемый КМВ, соответствует целям Конвенции о биологическом разнообразии и что меры, принимаемые Сторонами КМВ и другими правительствами-участниками соглашений и меморандумов о договоренности, содействуют разработке тематических областей, изучаемых в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, и оказывают существенную поддержку работе по решению сквозных вопросов. С другой стороны, КМВ упоминается в решениях Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии в связи с: i) организационным сотрудничеством и координацией действий (решение III/21); ii) координацией действий между координационными центрами обеих конвенций (решение III/21); iii) оценкой воздействий на окружающую среду (решения IV/10 и V/18); и iv) совместной работой по чужеродным видам (решение V/8). Более того, документы и существенные обязательства в рамках КМВ и программы работы в рамках Конвенции о биологическом разнообразии в значительной степени пересекаются между собой.
-
Укрепление организационного сотрудничества содействует расширению роли КМВ в процессе осуществления Конвенции о биологическом разнообразии. 13 июня 1996 года руководители обоих секретариатов заключили меморандум о сотрудничестве с целью дальнейшего взаимодействия и совместной работы. В этом меморандуме предусматривается обмен опытом и информацией, координация программ работы и возможность согласования требований по представлению докладов. Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии одобрила этот меморандум в своем решении II/10. Пятое совещание Конференции КМВ одобрило «Цели и направление действий на трехлетний период 1998 – 2000 годов», где в цели 8.1 Сторонам КМВ и секретариату КМВ предлагается осуществлять меморандум о сотрудничестве.
-
В целях упорядочения той роли, которую оба секретариата играют в процессе осуществления обеих конвенций, они разработали в рамках меморандума о сотрудничестве программу совместной работы на период 2001-2002 годов, которая будет распространена на совещании ВОНТТК в виде дополнения к настоящей записке. Программа совместной работы, как ожидают, будет содействовать расширению роли каждого из секретариатов в осуществлении обеих конвенций. В ней рассматриваются все тематические области и сквозные вопросы, перечисленные в пункте 7 решения V/21, а также вопрос случайной поимки животных в рыболовные сети.
-
В соответствии со своим решением III/21 Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии призывает к дальнейшему развитию сотрудничества между ВОНТТК и Научным советом КМВ. Пятое совещание Конференции Сторон КМВ также подтвердило, что КМВ должна укреплять или налаживать новые партнерские связи с учреждениями, созданными в рамках Конвенции о биологическом разнообразии. Постоянному комитету и Научному комитету КМВ предлагалось связаться с данными органами, принимать участие в работе их совещаний и докладывать об этом органам КМВ. Одного из представителей Научного совета КМВ приглашают и он принимает приглашение принять участие в работе совещаний ВОНТТК в качестве наблюдателя. Шестое совещание Конференции Сторон КМВ предложило, чтобы ВОНТТК был представлен в качестве наблюдателя на совещаниях Научного совета КМВ.
-
В число дополнительных элементов, которые могли бы содействовать расширению роли КМВ в процессе осуществления Конвенции о биологическом разнообразии, можно включить следующие:
-
ввиду того, что мигрирующие виды являются компонентом биоразнообразия, имеющим глобальное значение, и что КМВ предоставляет глобальный форум для рассмотрения вопросов мигрирующих видов во всех их ареалах, Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии могла бы признать КМВ ведущим партнером в деятельности по сохранению и устойчивому использованию мигрирующих видов и их местообитаний; и
-
в том, что касается финансирования проектов по сохранению и устойчивому использованию мигрирующих видов, учитывая, в частности, трудности финансирования таких проектов на всем протяжении миграционного ареала какого-либо из видов, Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии могла бы обратиться к двусторонним и многосторонним учреждениям, обеспечивающим финансирование, включая механизм финансирования Конвенции, с настойчивым призывом включить тематику мигрирующих видов и их местообитаний в свои программы финансирования.
Приложение
ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП МИГРИРУЮЩИХ ВИДОВ, ЗАНЕСЕННЫХ В БАЗУ ДАННЫХ ГРМВ, И ФАКТОРЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ НИХ УГРОЗУ
Таксон
|
Положение дел с информацией
|
Предполагаемое число мигрантов2/
|
Число видов в приложениях КМВ3/
|
Общие факторы угрозы4/
|
Млекопитающие
|
В общем
|
от очень хорошего до плохого
|
600
|
112
|
-
|
Летучие мыши
|
информации недостаточно
|
100
|
52
|
биоциды; потеря мест обитания
|
Китообразные
-большие киты
-малые киты
|
хорошее
плохое
|
90 (в общей сложности)
|
|
добывание; биоциды; шум
|
|
6
|
|
|
32
|
|
Речные дельфины
|
|
|
4
|
все указанное выше и ниже
|
Тюлени (Pinnipeds и Sirenia)
|
удовлетворительное
|
40
|
5
|
потеря мест обитания; случайная поимка; браконьерство; шум
|
Сухопутные млекопитающие (например жвачные)
|
удовлетворительное
|
35
|
17
|
браконьерство; потеря мест обитания
|
Птицы
|
В общем
|
хорошее
|
2000
|
570
|
все указанное выше и ниже; инвазивные чужеродные виды; высвобождение гибридов
|
Черепахи
|
В общем
|
хорошее
|
7
|
9
|
случайная поимка; разрушение мест гнездовий в прибрежных зонах
|
Рыбы
|
В общем
|
хорошее, но плохое по тропическим и некоммерческим видам
|
1000
|
20
|
добывание;случайная поимка; загрязнение окружающей среды; плотины
|
Беспозвоночные
|
В общем
|
от хорошего до плохого
|
500
|
1
|
загрязнение окружающей среды; потеря мест обитания
|
/…
Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии документа на заседания и не запрашивать дополнительных копий.
|