Кафедра социологии и управления в. П. Одинцова, И. В. Федоров - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кафедра социологии и управления н. Ф. Сухорукова, И. В. Федоров 2 505.37kb.
Темы научных работ Управление и познание в социальных сферах: теория... 1 14.1kb.
Кафедра социологии программа минимум 1 254.4kb.
Кафедра социальной антропологии и социальной работы 1 87.56kb.
Курсы повышения квалификации для преподавателей социальных наук,... 1 141.86kb.
45. Социология. Учебное пособие/ Под ред. Э. В. Тадевосяна. 1 57.76kb.
А. Р. Тузиковым в рамках Совместного европейского проекта «Распространение... 1 131.22kb.
Кафедра гуманитарного образования и социологии 1 14.41kb.
Тема Предмет и метод социологии коммуникаций Социально-экономические... 1 101.08kb.
Кафедра Экономики труда и управления персоналом 1 69.78kb.
Научные публикации кафедры за 2004-2010 г 1 129.79kb.
Социальная психология 1 143.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Кафедра социологии и управления в. П. Одинцова, И. В. Федоров - страница №1/6



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВПО






КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
В.П. ОДИНЦОВА, И.В. ФЕДОРОВ
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов специальности 080505

«Управление персоналом»

МОСКВА

2005

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВПО




КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
В.П. ОДИНЦОВА, И.В. ФЕДОРОВ
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов специальности 080505

«Управление персоналом»

Учебно-методическое пособие



МОСКВА

2005

Одинцова В.П., Федоров И.В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»: учебно-методическое пособие. – М.: МАДИ (ГТУ), 2005. - 48 с.



  1. Цель и задачи преподавания курса «Социальная психология» 3

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4

  3. Методические рекомендации студентам 5

  4. Разделы дисциплины и виды учебных занятий 10

  5. Содержание практических занятий 11

    1. Социальная психология как наука 11

    2. Методология и методы социальной психологии 15

    3. История развития социальной психологии 17

    4. Исследование личности в социальной психологии 19

    5. Процесс социализации личности 21

    6. Социальные установки 23

    7. Основные характеристики общения 24

    8. Коммуникативная сторона общения 26

    9. Общение как взаимодействие (интеракция) 29

    10. Общение как взаимное восприятие (социальная перцепция) 30

    11. Коллоквиум 32

    12. Понятие социальной общности и социальной группы 33

    13. Психология больших социальных групп и социальных

движений 34

    1. Малые группы в социальной психологии 36

    2. Групповая динамика 38

    3. Социально-психологические конфликты 40

  1. Тематика рефератов по курсу «Социальная психология» 41

  2. Вопросы для самоконтроля при подготовке к зачету по курсу

«Социальная психология 43

  1. Рекомендуемая литература 45


  • Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005.

  • Федеральное агентство по образованию, 2005.

  • Московский автомобильно-дорожный институт

  • (государственный технический университет), 2005.

  • Институт проблем развития ВПО, 2005.

  • Кафедра социологии и управления, 2005.

  • Одинцова В.П., Федоров И.В. 2005.

1. Цель и задачи преподавания курса «Социальная психология»
Планы семинаров по курсу «Социальная психология» разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 080505 «Управление персоналом» и учетом опыта преподавания социальной психологии в российских и зарубежных вузах.

Основной целью преподавания социальной психологии в вузе является формирование у студентов системных знаний о закономерностях и особенностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также об основных характеристиках самих этих групп, закономерностях и особенностях их формирования и развития, группового поведения и отношениях между его субъектами: индивидами, группами и обществом.



Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса «Социальная психология» решаются следующие задачи:

  • изучаются основные категории и функции, методология и методы социальной психологии; этапы становления и особенности развития социальной психологии в России и за рубежом;

  • раскрывается сущность социально-психологического подхода к изучению личности, процесс ее социализации, формирования социальных установок и поведения личности;

  • рассматриваются закономерности общения как триединого процесса коммуникации, социального взаимодействия и взаимного восприятия людей;

  • анализируются основные характеристики и виды социальных групп, закономерности и особенности их формирования и развития;

  • изучаются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также особенности группового поведения и отношений между его субъектами: индивидами, группами и обществом;

  • анализируются место и роль малых групп в жизнедеятельности индивидов и общества, процессы их формирования, функционирования и развития, а также различные формы коллективного поведения, массовых движений и явлений психики;

  • рассматриваются основные причины, структура и динамика межличностных и групповых социально-психологических конфликтов, методы и средства их предупреждения и разрешения;

  • раскрываются области практического применения социально-психологических знаний в профессиональной и других сферах деятельности специалистов с высшим образованием;

  • формируются у студентов навыки самостоятельного изучения учебной и научной литературы, исследования и разработки различных социально-психологических проблем организаций в объеме достаточном для их будущей профессиональной деятельности.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По итогам изучения курса «Социальная психология» студент должен:

  • знать основные категории и понятия социальной психологии, иметь представление о предмете и объекте социальной психологии, ее соотношении с общей психологией и социологией, месте социальной психологии в системе наук и ее основных отраслях;

  • знать основные функции социальной психологии и ориентироваться в ее основных проблемах;

  • иметь представление о методологии и методах прикладного социально-психологического исследования;

  • знать основные этапы становления и развития социальной психологии за рубежом и в России;

  • иметь представление о социально-психологических проблемах личности, ее структуре, основных характеристиках и их социально-психологических измерениях;

  • понимать сущность процесса социализации личности, формирования её социальных установок и поведения;

  • знать основные характеристики и закономерности общения, уяснить закономерности общения как триединого процесса коммуникации, социального взаимодействия и взаимного восприятия людей;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения и диагностировать уровень сформированности межличностных связей;

  • знать основные характеристики и виды социальных групп, закономерности и особенности их формирования и развития;

  • понимать основные закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также особенности группового поведения и отношений между его субъектами: индивидами, группами и обществом;

  • знать место и роль малых групп в жизнедеятельности индивидов и общества, процессы их формирования, функционирования и развития, а также различные формы коллективного поведения, массовых движений и явлений психики;

  • уяснить основные причины, структуру и динамику межличностных и групповых социально-психологических конфликтов, методы и средства их предупреждения и разрешения;

  • уметь раскрывать области практического применения социально-психологических знаний в профессиональной и других сферах деятельности специалистов с высшим образованием;

  • получить навыки самостоятельного изучения учебной и научной литературы, исследования и разработки различных социально-психологических проблем организаций в объеме достаточном для будущей профессиональной деятельности.

3. Методические рекомендации студентам

РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ




При подготовке доклада, сообщения необходимо определиться с основными источниками информации. Для этого нужно подобрать литературу по теме доклада, сообщения:


    • по рекомендации преподавателя;

    • по систематическому или алфавитному каталогам;

    • по справочному номеру журнала.

Следует ознакомиться в целом с содержанием источника информации. Такая работа включает в себя:



    • чтение аннотации источника;

    • чтение вступительной статьи;

    • просматривание оглавления;

    • чтение источника с выделением основных проблем и выводов;

  • работу со словарем с целью выяснения значения понятий.

Целесообразно выяснить исторические условия создания работы.


Важное место занимает составление плана темы, при этом важно:

  • выделить логически законченные части;

  • выделить в них главное, существенное;

  • сформулировать вопросы или пункты плана.

Рекомендуется соотнести материал с логической структурой плана и наполнить пункты плана конкретным содержанием.


Оформить сообщение, доклад можно в виде конспекта, тезисов, вопросов к аудитории с указанием источника информации, фамилии автора, названия, места, года и страницы издания.
Подготовка к докладу / сообщению
Начальный этап при подготовке к докладу /сообщению включает в себя:

  • выбор темы;

  • определение ее границ и объема;

  • формулировку собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Следующий этап - сбор материала и определение системы подготовки:

  • составление библиографического списка литературы;

  • изучение материала;

  • выписки, конспектирование, отбор фактов;

  • составление плана и тезисов доклада /сообщения.

Заключительный этап - составление текста доклада /сообщения. Он состоит из следующих важных моментов:

  • обдумывание материала в целом;

  • классификация материала и выделение основных сюжетных линий по каждому пункту плана или тезиса, включение интересных фактов и цифр;

  • компоновка частей в соответствии с планом, тезисами;

  • формулировка выводов и предложений.


Конспектирование
Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Этот вид текста создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Прежде чем конспектировать, необходимо:

  • определить цель конспектирования;

  • прочитать статью полностью;

  • выделить логически законченные части, а в них - главное, существенное;

  • составить план;

  • выделить цитаты, подтверждающие пункты плана (подчеркнуть, сделать закладки);

  • выделить незнакомые слова, определить их значение по словарю.

Далее следует законспектировать статью:

  • указать автора статьи, название, место и год издания, страницы;

  • составить конспект по выбранной форме (по указанию преподавателя или выбору студента)

В практике работы используются следующие формы конспекта:

1. Цитатный план, который позволяет представить логические части в виде цитат.

2. Тезисный план включает расширенные заголовки логических частей, которые отражают главное, существенное.

3. Традиционная форма предполагает разделение текста конспекта на две графы. В первой записывается план или вопросы, отражающие основное содержание логической части, во второй – краткое изложение текста.



Выступление с докладом / сообщением
При выступлении с докладом /сообщением важно помнить о его композиции:

Доклад /сообщение начинается с вступления, в котором необходимо:



  • подчеркнуть актуальность выбранной темы, показать ее значение, затронуть историю и постановку вопроса у разных авторов;

  • назвать источники информации, на которые опирались при подготовке к выступлению;

  • сформулировать (выделить) общие вопросы (тезисы), которые будут раскрыты в докладе, сообщении.

Основная часть предполагает:

  • изложение содержания доклада /сообщения в форме живого общения, целенаправленно, ясно, точно, выразительно, правильно с точки зрения законов и норм русского языка;

  • аргументацию своей точки зрения на выдвинутую проблему.

В заключении следует доказательно сформулировать свое мнение и отношение к обсуждаемому вопросу; проанализировать дополнения, поправки, предлагаемые выступающими при обсуждении доклада, дать ответы на вопросы, сделать общее заключение по докладу; показать значение вопроса для практической деятельности на современном этапе в современных условиях.
Выступление на семинаре
При выступлении на семинаре требуется назвать источники информации, которые использовались при подготовке к семинару по данному вопросу;

  • выделить основные проблемы, поднятые авторами изученного материала;

  • сформулировать основные тезисы выступления;

  • подтвердить тезисы фактическим материалом, показать практическое и методологическое значение основных положений изученного материала;

  • обосновать свое мнение и отношение к обсуждаемому вопросу.


Рассуждения
Рассуждение на тему предполагает:

  • формулировку изначального тезиса, предполагающего дальнейшее рассуждение;

  • привлечение ранее изученного материала по смежным дисциплинам;

  • логичность, аргументированность, доказательность рассуждения;

  • выводы, подтверждающие выдвинутый тезис.

Составление отзыва
Работая над отзывом на выступление, оппоненту важно отметить следующее:

  • соответствует ли содержание названию темы;

  • определить как проведен анализ используемой литературы;

  • оценить логичность в представлении материала, точность и правильность речи, разумность и рациональность в применении цитат – одно из основных требований к отзыву;

  • обязательным является оценка используемого понятийного аппарата;

  • особо рассмотреть соответствие излагаемого материала современным достижениям науки;

  • проанализировать уровень владения материалом;

  • подчеркнуть самостоятельность мышления и отношение автора к поднятым проблемам;

  • оценить полноту раскрытия темы и сделанные итоговые выводы.



Составление рецензии
При составлении рецензии рекомендуется:

  • внимательно прочитать работу;

  • определить соответствие содержания названию темы и плану работы;

  • дать анализ подбора используемой литературы;

  • дать общую характеристику следующих сторон работы:

    • актуальность темы;

    • самостоятельность изложения;

    • использование понятийного аппарата;

    • разумность и рациональность в применении цитат;

    • умение отбирать фактический, иллюстративный, статистический и другой материал;

    • научный, теоретический уровень работы, умение связать его с современностью;

    • обоснованность темы, логичность и полнота ее раскрытия;

    • личностное отношение к поднятым проблемам;

    • язык и грамотность.

В заключение дается анализ недостатков в работе и формулируются пожелания автору и выводы о значении работы.

Работа над рефератом
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, литературы по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста.

Работая над рефератом, следует:



  • определить тему, согласовав ее с преподавателем, подобрать литературу, которую предстоит изучить;

  • изучить первоисточники, составить целостное представление о прочитанном и тех проблемах, которые там поднимаются. Изучая источники, обратить внимание на его главные идеи и выводы;

  • выписать непонятные термины, выражения и выяснить их значения в словарях;

  • составить план реферата.

Приступая к написанию реферата, стремитесь логически анализировать, аргументировать критические замечания. В реферате должны прозвучать выводы, к которым Вы пришли в процессе работы над данной проблемой, размышления над тем, что дала лично Вам работа над рефератом с точки зрения общего и профессионального совершенствования, обогащения новой информацией, знаниями и т.п.

Оформление реферата содержит:

а) титульный лист, на котором указывается название учебного заведения, кафедры, тема реферата, по какому предмету, фамилия, имя, отчество студента и руководителя, дата, город;

б) план реферата:



  • введение (обоснование выбора темы, проблемы и задачи ее изложения);

  • основная часть;

  • заключение (выводы, итоги);

в) перечень литературы в алфавитном порядке, с указанием автора, названия, издательства, города, года издания.

следующая страница >>