Кафедра социологии и управления в. П. Одинцова, И. В. Федоров - страница №1/6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВПО
|
|
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
В.П. ОДИНЦОВА, И.В. ФЕДОРОВ
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов специальности 080505
«Управление персоналом»
МОСКВА
2005
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВПО
|
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
В.П. ОДИНЦОВА, И.В. ФЕДОРОВ
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов специальности 080505
«Управление персоналом»
Учебно-методическое пособие
МОСКВА
2005
Одинцова В.П., Федоров И.В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»: учебно-методическое пособие. – М.: МАДИ (ГТУ), 2005. - 48 с.
-
Цель и задачи преподавания курса «Социальная психология» 3
-
Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4
-
Методические рекомендации студентам 5
-
Разделы дисциплины и виды учебных занятий 10
-
Содержание практических занятий 11
-
Социальная психология как наука 11
-
Методология и методы социальной психологии 15
-
История развития социальной психологии 17
-
Исследование личности в социальной психологии 19
-
Процесс социализации личности 21
-
Социальные установки 23
-
Основные характеристики общения 24
-
Коммуникативная сторона общения 26
-
Общение как взаимодействие (интеракция) 29
-
Общение как взаимное восприятие (социальная перцепция) 30
-
Коллоквиум 32
-
Понятие социальной общности и социальной группы 33
-
Психология больших социальных групп и социальных
движений 34
-
Малые группы в социальной психологии 36
-
Групповая динамика 38
-
Социально-психологические конфликты 40
-
Тематика рефератов по курсу «Социальная психология» 41
-
Вопросы для самоконтроля при подготовке к зачету по курсу
«Социальная психология 43
-
Рекомендуемая литература 45
-
Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005.
-
Федеральное агентство по образованию, 2005.
-
Московский автомобильно-дорожный институт
-
(государственный технический университет), 2005.
-
Институт проблем развития ВПО, 2005.
-
Кафедра социологии и управления, 2005.
-
Одинцова В.П., Федоров И.В. 2005.
1. Цель и задачи преподавания курса «Социальная психология»
Планы семинаров по курсу «Социальная психология» разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 080505 «Управление персоналом» и учетом опыта преподавания социальной психологии в российских и зарубежных вузах.
Основной целью преподавания социальной психологии в вузе является формирование у студентов системных знаний о закономерностях и особенностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также об основных характеристиках самих этих групп, закономерностях и особенностях их формирования и развития, группового поведения и отношениях между его субъектами: индивидами, группами и обществом.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса «Социальная психология» решаются следующие задачи:
-
изучаются основные категории и функции, методология и методы социальной психологии; этапы становления и особенности развития социальной психологии в России и за рубежом;
-
раскрывается сущность социально-психологического подхода к изучению личности, процесс ее социализации, формирования социальных установок и поведения личности;
-
рассматриваются закономерности общения как триединого процесса коммуникации, социального взаимодействия и взаимного восприятия людей;
-
анализируются основные характеристики и виды социальных групп, закономерности и особенности их формирования и развития;
-
изучаются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также особенности группового поведения и отношений между его субъектами: индивидами, группами и обществом;
-
анализируются место и роль малых групп в жизнедеятельности индивидов и общества, процессы их формирования, функционирования и развития, а также различные формы коллективного поведения, массовых движений и явлений психики;
-
рассматриваются основные причины, структура и динамика межличностных и групповых социально-психологических конфликтов, методы и средства их предупреждения и разрешения;
-
раскрываются области практического применения социально-психологических знаний в профессиональной и других сферах деятельности специалистов с высшим образованием;
-
формируются у студентов навыки самостоятельного изучения учебной и научной литературы, исследования и разработки различных социально-психологических проблем организаций в объеме достаточном для их будущей профессиональной деятельности.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По итогам изучения курса «Социальная психология» студент должен:
-
знать основные категории и понятия социальной психологии, иметь представление о предмете и объекте социальной психологии, ее соотношении с общей психологией и социологией, месте социальной психологии в системе наук и ее основных отраслях;
-
знать основные функции социальной психологии и ориентироваться в ее основных проблемах;
-
иметь представление о методологии и методах прикладного социально-психологического исследования;
-
знать основные этапы становления и развития социальной психологии за рубежом и в России;
-
иметь представление о социально-психологических проблемах личности, ее структуре, основных характеристиках и их социально-психологических измерениях;
-
понимать сущность процесса социализации личности, формирования её социальных установок и поведения;
-
знать основные характеристики и закономерности общения, уяснить закономерности общения как триединого процесса коммуникации, социального взаимодействия и взаимного восприятия людей;
-
уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения и диагностировать уровень сформированности межличностных связей;
-
знать основные характеристики и виды социальных групп, закономерности и особенности их формирования и развития;
-
понимать основные закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также особенности группового поведения и отношений между его субъектами: индивидами, группами и обществом;
-
знать место и роль малых групп в жизнедеятельности индивидов и общества, процессы их формирования, функционирования и развития, а также различные формы коллективного поведения, массовых движений и явлений психики;
-
уяснить основные причины, структуру и динамику межличностных и групповых социально-психологических конфликтов, методы и средства их предупреждения и разрешения;
-
уметь раскрывать области практического применения социально-психологических знаний в профессиональной и других сферах деятельности специалистов с высшим образованием;
-
получить навыки самостоятельного изучения учебной и научной литературы, исследования и разработки различных социально-психологических проблем организаций в объеме достаточном для будущей профессиональной деятельности.
3. Методические рекомендации студентам
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ
При подготовке доклада, сообщения необходимо определиться с основными источниками информации. Для этого нужно подобрать литературу по теме доклада, сообщения:
-
по рекомендации преподавателя;
-
по систематическому или алфавитному каталогам;
-
по справочному номеру журнала.
Следует ознакомиться в целом с содержанием источника информации. Такая работа включает в себя:
-
чтение аннотации источника;
-
чтение вступительной статьи;
-
просматривание оглавления;
-
чтение источника с выделением основных проблем и выводов;
-
работу со словарем с целью выяснения значения понятий.
Целесообразно выяснить исторические условия создания работы.
Важное место занимает составление плана темы, при этом важно:
-
выделить логически законченные части;
-
выделить в них главное, существенное;
-
сформулировать вопросы или пункты плана.
Рекомендуется соотнести материал с логической структурой плана и наполнить пункты плана конкретным содержанием.
Оформить сообщение, доклад можно в виде конспекта, тезисов, вопросов к аудитории с указанием источника информации, фамилии автора, названия, места, года и страницы издания.
Подготовка к докладу / сообщению
Начальный этап при подготовке к докладу /сообщению включает в себя:
-
выбор темы;
-
определение ее границ и объема;
-
формулировку собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.
Следующий этап - сбор материала и определение системы подготовки:
-
составление библиографического списка литературы;
-
изучение материала;
-
выписки, конспектирование, отбор фактов;
-
составление плана и тезисов доклада /сообщения.
Заключительный этап - составление текста доклада /сообщения. Он состоит из следующих важных моментов:
-
обдумывание материала в целом;
-
классификация материала и выделение основных сюжетных линий по каждому пункту плана или тезиса, включение интересных фактов и цифр;
-
компоновка частей в соответствии с планом, тезисами;
-
формулировка выводов и предложений.
Конспектирование
Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Этот вид текста создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Прежде чем конспектировать, необходимо:
-
определить цель конспектирования;
-
прочитать статью полностью;
-
выделить логически законченные части, а в них - главное, существенное;
-
составить план;
-
выделить цитаты, подтверждающие пункты плана (подчеркнуть, сделать закладки);
-
выделить незнакомые слова, определить их значение по словарю.
Далее следует законспектировать статью:
-
указать автора статьи, название, место и год издания, страницы;
-
составить конспект по выбранной форме (по указанию преподавателя или выбору студента)
В практике работы используются следующие формы конспекта:
1. Цитатный план, который позволяет представить логические части в виде цитат.
2. Тезисный план включает расширенные заголовки логических частей, которые отражают главное, существенное.
3. Традиционная форма предполагает разделение текста конспекта на две графы. В первой записывается план или вопросы, отражающие основное содержание логической части, во второй – краткое изложение текста.
Выступление с докладом / сообщением
При выступлении с докладом /сообщением важно помнить о его композиции:
Доклад /сообщение начинается с вступления, в котором необходимо:
-
подчеркнуть актуальность выбранной темы, показать ее значение, затронуть историю и постановку вопроса у разных авторов;
-
назвать источники информации, на которые опирались при подготовке к выступлению;
-
сформулировать (выделить) общие вопросы (тезисы), которые будут раскрыты в докладе, сообщении.
Основная часть предполагает:
-
изложение содержания доклада /сообщения в форме живого общения, целенаправленно, ясно, точно, выразительно, правильно с точки зрения законов и норм русского языка;
-
аргументацию своей точки зрения на выдвинутую проблему.
В заключении следует доказательно сформулировать свое мнение и отношение к обсуждаемому вопросу; проанализировать дополнения, поправки, предлагаемые выступающими при обсуждении доклада, дать ответы на вопросы, сделать общее заключение по докладу; показать значение вопроса для практической деятельности на современном этапе в современных условиях.
Выступление на семинаре
При выступлении на семинаре требуется назвать источники информации, которые использовались при подготовке к семинару по данному вопросу;
-
выделить основные проблемы, поднятые авторами изученного материала;
-
сформулировать основные тезисы выступления;
-
подтвердить тезисы фактическим материалом, показать практическое и методологическое значение основных положений изученного материала;
-
обосновать свое мнение и отношение к обсуждаемому вопросу.
Рассуждения
Рассуждение на тему предполагает:
-
формулировку изначального тезиса, предполагающего дальнейшее рассуждение;
-
привлечение ранее изученного материала по смежным дисциплинам;
-
логичность, аргументированность, доказательность рассуждения;
-
выводы, подтверждающие выдвинутый тезис.
Составление отзыва
Работая над отзывом на выступление, оппоненту важно отметить следующее:
-
соответствует ли содержание названию темы;
-
определить как проведен анализ используемой литературы;
-
оценить логичность в представлении материала, точность и правильность речи, разумность и рациональность в применении цитат – одно из основных требований к отзыву;
-
обязательным является оценка используемого понятийного аппарата;
-
особо рассмотреть соответствие излагаемого материала современным достижениям науки;
-
проанализировать уровень владения материалом;
-
подчеркнуть самостоятельность мышления и отношение автора к поднятым проблемам;
-
оценить полноту раскрытия темы и сделанные итоговые выводы.
Составление рецензии
При составлении рецензии рекомендуется:
-
внимательно прочитать работу;
-
определить соответствие содержания названию темы и плану работы;
-
дать анализ подбора используемой литературы;
-
дать общую характеристику следующих сторон работы:
-
актуальность темы;
-
самостоятельность изложения;
-
использование понятийного аппарата;
-
разумность и рациональность в применении цитат;
-
умение отбирать фактический, иллюстративный, статистический и другой материал;
-
научный, теоретический уровень работы, умение связать его с современностью;
-
обоснованность темы, логичность и полнота ее раскрытия;
-
личностное отношение к поднятым проблемам;
-
язык и грамотность.
В заключение дается анализ недостатков в работе и формулируются пожелания автору и выводы о значении работы.
Работа над рефератом
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, литературы по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста.
Работая над рефератом, следует:
-
определить тему, согласовав ее с преподавателем, подобрать литературу, которую предстоит изучить;
-
изучить первоисточники, составить целостное представление о прочитанном и тех проблемах, которые там поднимаются. Изучая источники, обратить внимание на его главные идеи и выводы;
-
выписать непонятные термины, выражения и выяснить их значения в словарях;
-
составить план реферата.
Приступая к написанию реферата, стремитесь логически анализировать, аргументировать критические замечания. В реферате должны прозвучать выводы, к которым Вы пришли в процессе работы над данной проблемой, размышления над тем, что дала лично Вам работа над рефератом с точки зрения общего и профессионального совершенствования, обогащения новой информацией, знаниями и т.п.
Оформление реферата содержит:
а) титульный лист, на котором указывается название учебного заведения, кафедры, тема реферата, по какому предмету, фамилия, имя, отчество студента и руководителя, дата, город;
б) план реферата:
-
введение (обоснование выбора темы, проблемы и задачи ее изложения);
-
основная часть;
-
заключение (выводы, итоги);
в) перечень литературы в алфавитном порядке, с указанием автора, названия, издательства, города, года издания.
следующая страница >>