Ирина Сергеевна Клецина Гендерная психология Предисловие ко второму изданию Впервые эта книга - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 15страница 16страница 17страница 18страница 19
Похожие работы
Ирина Сергеевна Клецина Гендерная психология Предисловие ко второму изданию Впервые - страница №18/19


Этап 8. Подведение итогов занятия

Цель этапа: закрепление знаний, полученных в процессе занятия и повторное определение отношения к собственной внешности.

Каждому студенту предлагается взять свой бланк «Удовлетворенность собственной внешностью» и еще раз, предварительно проанализировав материал сегодняшнего занятия, зафиксировать свое отношение к собственной внешности другим цветом.

После окончания индивидуальной работы преподаватель просит поднять руки тех, у кого:

• удовлетворенность своей внешностью стала выше (ожидается, что таких людей будет большинство);

• удовлетворенность своей внешностью осталась на прежнем уровне;

• удовлетворенность своей внешностью стала ниже. Преподаватель просит студентов ответить на следующие вопросы.

1. Что повлияло на изменение первоначальных результатов? Почему результаты изменились?

2. С помощью чего можно повысить степень удовлетворенности собственной внешностью?



Итоговое задание

Если группа небольшая, то каждый студент письменно отвечает на вопрос: «Какие пять полезных идей сегодняшнего занятия я могу назвать?»

Если группа большая, то это задание можно выполнить в малых группах.

После выполнения задания студенты озвучивают то, что написали.

Контрольные вопросы

1. Как можно определить феномен «эталон физической привлекательности»?

2. Перечислите основные гендерные различия эталона физической привлекательности.

3. В чем причины гендерных различий эталона физической привлекательности?

4. Для кого (мужчины или женщины) в современном западноевропейском обществе в большей степени значимо соответствовать эталону физической привлекательности? И почему?

5. Какие негативные последствия для личности может повлечь высокая степень стремления соответствовать современному эталону физической привлекательности?

6. С помощью каких методов человеку можно повысить степень удовлетворенности собственной внешностью?

Список литературы

1. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000. С. 297–346

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

3. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.

5. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

6. Быховская И. М. «Homo Somatikos»: аксиология человеческого тела. – М.: Эудиториал УРСС, 2000. – 208 с.

7. Воронина О. А. Теоретико–методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001. С. 9–20.

8. Вулф Н. Миф о красоте. Как представления о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Московский Центр гендерных исследований, 2001. С. 281–287.

9. Дворкин А. Геноцид, или китайское бинтование ног // Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000. С. 14–28.

10. Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. Вып. 2. – СПб.: СПбГУ, 1998. С. 188–202.

11. Клецина И. С. Гендерная социализация. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.

12. Кон И. С. Мужское тело в истории культуры. – М.: Слово, 2003. – 360 с.

13. Коркина М. В., Цивилько М. А., Марилов В. В. Нервная анорексия. – М.: Медицина, 1986. —227 с.

14. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 688 с.

15. Михель Д. В. Тело в западной культуре. – Саратов: Научная книга, 2000. – 172 с.

16. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. Т. 23. 2002. С. 113–121.

17. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика–Пресс, 1996. – 440 с.

18. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. 4–е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

19. Bordo S. Unbearable weight: feminism, Western culture, and the body. – University of California Press, 1993. – 361 p.

20. Bruch H. The golden cage. The enigma of anorexia nervosa – Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1978. – 150 p.

21. Deutsch F. M, Zalenski, C. M, & Clark, M. E. (1986). Is there a double standard of aging? // Journal of Applied Social Psychology, 16. P. 771–785.

22. Irving L. M. Mirror images: Effects of the standartd of beauty on the self–and body–esteem of women exhibiting varying levels of bulimic symptoms // Journal of Social and Clinical Psychology, 1990, 9. P. 230–242.

23. Featherstone M. The Bode in Consumer Culter // Teory, Culture and Society, 1982. Vol. 1. № 2.P. 18–33.

24. Lin Lilly F. and KulikJames A. Social Comparison and Women's Body Satisfaction // Basic and Applied Social Psychology. June 2002. Vol. 24. № 3. Р. 115–123.

25. Richins Marsha. Social comparison and the idealized images of advertising // Journal of Consumer Research. 1991. Vol. 18. P. 71–83.

26. Silverstein B, Perdue L, Peterson B, Kelly E. The role of the mass media in promoting a thin standard of bodily attractiveness for women // Sex Roles. May 1986. Vol. 14. № 9–10. P. 519532.

Приложение

Бланк «Удовлетворенность собственной внешностью»

На шкале укажите в %, в какой степени вы удовлетворены своей внешностью. Напишите одну ОСНОВНУЮ причину вашей степени удовлетворенности собственной внешностью.

Глава 28

Гендерные стереотипы в спорте

Н. С. Цикунова

Вводные замечания

Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы – это мнения о личностных качествах и особенностях поведения мужчин и женщин [1]. Существует три группы гендерных стереотипов [4].

I. Первая группа – это стереотипы маскулинности/фемининности, они связаны с качествами личности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. Как институт социализации спорт воспитывает качества личности, стереотипно воспринимаемые как маскулинные.

2. Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется с образом женственности.

3. Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера – экспрессивная, мужская – инструментальная). Отсюда возникает деление видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм [11].

В какой–то мере стереотипы целесообразны, в какой–то – ошибочны. Выделены следующие компоненты негативной роли гендерных стереотипов.

1. Они подчеркивают различия между мужчинами и женщинами в значительно большей степени, чем это есть в действительности.

2. Способствуют различной интерпретации и оценке одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события.

3. Тормозят развитие тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу [3].



Краткое содержание темы

1. Понятие о стереотипах маскулинности/фемининности как разновидности гендерных стереотипов.

2. Спорт как институт социализации маскулинности.

3. Стереотипы маскулинности/фемининности в спорте.

4. Деление видов спорта на «мужские» и «женские».

5. Сексизм в спорте.

6. Ограничение, накладываемое гендерными стереотипами на развитие профессионально важных качеств.

Цель занятия

Познакомить студентов с проявлением гендерных стереотипов в спорте.



Порядок работы

Работа строится на выполнении упражнений практического характера с последующим обсуждением полученных результатов и изложением фактического материала.



Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1 (мужские и женские качества).

Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2 (качества, которые формирует спортивная деятельность).

Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3 (спортсмен и спортсменка).

Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4 (гендер в спортивных СМИ).

Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5 (нестереотипные спортсмен и спортсменка).

Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1

Инструкция. «Разделите лист на два столбца. Напишите качества, которые традиционно относят к мужским, и те, которые традиционно относят к женским».

Цель обсуждения. Выяснить, какие качества были отнесены к традиционно мужским и традиционно женским. Получается ли у нас, с одной стороны, портрет «настоящей» женщины, с другой – «настоящего» мужчины.

В рамках интерпретации результатов нужно ознакомить студентов с понятием гендерных стереотипов и с первой их группой – стереотипами маскулинности/фемининности, связанными с качествами личности.

Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. В детском возрасте представления о мужской и женской модели поведения также дифференцированы: мужская модель связана с проявлением физической силы и умением драться, в женскую включены представления о внешней привлекательности и проявлениях доброты [9].

Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2

Инструкция. «Напишите качества личности, которые формирует спортивная деятельность».

Инструкция к обсуждению. «Сравните качества, которые формируются в спорте, с теми качествами, которые вы отнесли к мужским и женским. Под какой образ «настоящего» мужчины или «настоящей» женщины больше подходит образ спортсмена? Какие качества формирует спорт: те, которые мы относим к традиционно мужским или традиционно женским?»

Вывод: спорт в основном формирует мужские качества личности.

Интерпретация результатов

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления профессиональных ролей в соответствии с полом. Спорт считается институтом социализации стереотипно мужского поведения. Можно сказать, что спорт унифицирует мужчин и женщин по психологическим качествам [7]. Обратимся к исторической справке. Изначально женщин не допускали до участия в Олимпийских играх. Только с 1900 г. они стали принимать участие в Олимпийских состязаниях. Всего 11 спортсменок соревновались по гольфу и теннису, однако и это не было официальным. Лишь в 1924 г. женщины добились официального разрешения выходить на олимпийскую арену [5, 6].



Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3

Студентам предлагается разделиться на две группы. Одна группа рисует спортсмена, другая – спортсменку.



Инструкция к обсуждению, интерпретации результатов

Каким получился портрет спортсмена, каким – спортсменки? Какие действия они совершают на изображении? Какими видами спорта могли бы заниматься эти спортсмены?

Как правило, мужчина–спортсмен будет представлен физически сильным, крепким, доминантным, в то время как женщина–спортсменка привлекательна, грациозна, пассивна. Для женщины в большей степени будут приветствоваться такие виды спорта, в которых можно проявить артистизм, эмоциональность, грацию (т. е. традиционно женские качества): фигурное катание, синхронное плавание, гимнастика и т. д. Среди видов спорта, опасных для женщин, называют те, которые в наибольшей степени требуют маскулинных черт и поведения: бокс, тяжелая атлетика, борьба, прыжки на лыжах с трамплина и т. д. [2, 8].

Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4

Инструкция. «Студентам нужно представить нарисованный образ в каком–либо спортивном журнале, например «Сила и красота». Необходимо составить план того, что могло бы быть написано про спортсмена или спортсменку в этом журнале».

Инструкция к обсуждению. «Какие характеристики, скорее всего, подчеркивались бы в СМИ у спортсменов мужского, а какие – у спортсменов женского пола? О чем их спрашивали бы в интервью?».

Несмотря на то что спорт – маскулинный вид деятельности, спортсменов–мужчин и женщин СМИ представляют в традиционных гендерных ролях.



Интерпретация результатов

Сексизм – индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола. По данным ряда зарубежных ученых, спортивные СМИ нередко низводят женщину до уровня сексуального объекта. 85–95 % места и времени, которое СМИ уделяют спорту, занимает информация о мужском спорте. Из видов спорта, в которых участвуют женщины, полнее освещаются в СМИ те, что более женственны, как, например, фигурное катание. В репортажах о мужских видах спорта преобладают описания физической силы, доминирования. Когда речь идет о женском спорте, описания часто разворачиваются вокруг внешнего вида, привлекательности, грации, а о силе практически не упоминается [12].



Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5

Выполняется, если в упражнении 3 нарисованы портреты в стереотипном гендерном контексте.



Инструкция. «Нарисуйте портрет женщины, занимающейся маскулинным («мужским») видом спорта, и мужчину, занимающегося фемининным видом спорта».

Интерпретация результатов

Если бы спортсмены были представлены по–другому, например, женщины в тех видах спорта, которые традиционно относятся к прерогативе мужчин, и мужчины в видах спорта, приоритетных и для женщин, что изменилось бы в их портретах?

Как правило, при восприятии женщины, специализирующейся в видах спорта, относящихся к прерогативе мужчин, утрируется проявление маскулинных черт. Но на самом деле совсем не обязательно, что эти маскулинные черты проявляются во внешнем виде, деформируют личность, негативно влияют на спортсменку. То же самое можно сказать про спортсменов мужского пола в фемининном виде спорта. Установлено, что спорт как деятельность независимо от того, репрезентирует ли он образы маскулинности или фемининности, не деформирует личность, а способствует формированию андрогинного типа [10].

В целом отклонение от женской роли воспринимается обществом более спокойно, чем отклонение от мужской. Однако в связи с тем, что спорт – одна из возможных институциональных рамок для выражения маскулинности, к мужчине, занимающемуся фемининным видом спорта, относятся менее строго, чем к женщине в маскулинном. То есть представляется, что женщина, занимающаяся маскулинным видом спорта, вдвойне вторгается на чужую территорию: сначала это практика спорта вообще, а затем еще и практика мужского вида.

Гендерные стереотипы выступают барьерами на пути роста профессиональной деятельности. Большинство женщин не стремятся заниматься традиционно «мужским» делом, проявлять соответствующие качества, ожидая негативных последствий для своих взаимоотношений с людьми. Тренеры поставлены перед проблемой: как взаимодействовать в образовательном процессе с мальчиками и девочками, ориентироваться ли в воспитании представительниц женского пола на требования, предъявляемые видом спорта, или на традиционные представления о фемининности. Проблема поиска внутренних резервов была и остается актуальной. Новым аспектом в решении этой проблемы может быть осознание и преодоление гендерных стереотипов.

Особенности выполнения упражнений по теме и возможные сложности

Как правило, данная тема в целом вызывает интерес у студентов, и специально включать в работу их не требуется. Однако сложным моментом для преподавателя может стать его неготовность управлять как раз именно этой эмоциональной заинтересованностью, а также недостаточная компетентность в области гендерной психологии. При изложении материала педагогу лучше всего занять нейтральную позицию, избегать в своих суждениях крайних точек зрения, указывать на положительные и отрицательные стороны гендерных стереотипов.

При выполнении упражнений, в частности, упражнения 1, в разных группах возможны разные образы мужчины и женщины. У достаточно гендерно–ориентированных студентов созданные ими образы могут не соответствовать ярко стереотипной модели. В этом аспекте педагогу важно указать на социальный феномен гендерных стереотипов, их различную наполняемость в различных социальных группах.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют группы гендерных стереотипов?

2. Как проявляются гендерные стереотипы в спорте?

3. По каким причинам появляются гендерные стереотипы в спорте?

4. Приведите примеры сексизма в спорте.

5. Какие ограничения накладывают гендерные стереотипы на развитие профессионально важных качеств?

Список литературы

1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

2. Дроздовски 3, Келбасевич–Дроздовска И. Спортивная активность женщин Польши // Теория и практика физической культуры. 1999. № 6. С. 8–10.

3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

4. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.

5. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11–17.

6. Мельникова Н. Ю. Эволюция женской олимпийской программы // Теория и практика физической культуры. 1999. № 6. С. 33–36.

7. Сибирев В. В. Роль ценностных ориентаций личности в спортивной карьере: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2004. – 16 с.

8. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. С. 55–58.

9. Таран И. И. Гендерная социализация дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2004. – 23 с.

10. Цикунова Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2003. – 19 с.

11. Diegel H. Sport in changing society: sociological essays // Sport science studies. 1995. № 7. – 200 р.

12. Sabo D.,Jansen S. Image of men in sport media: The social reproduction of gender order // Men, masculinity, and the media / Ed. by S. Craig. – Beverly Hills, CA: Sage, 1992. P. 169–186.



Глава 29

Насилие в семье: гендерный аспект

Н. В. Солнцева

Вводные замечания

В последнее десятилетие насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и психологических проблем. Насилие в гендерном аспекте – разновидность агрессии на основе признака пола; это поведение, наносящее вред или имеющее целью причинение вреда другому человеку [29, с. 158].

«Домашнее насилие – любая форма физического, сексуального или психологического насилия, которая угрожает безопасности или здоровью членов семьи со стороны других членов семьи. Формами домашнего насилия считаются угрозы применения физической силы, побои и избиения, психологическое и сексуальное насилие. Чаще всего жертвами оказываются женщины и дети, хотя могут быть и мужчины, особенно если речь идет о психологическом насилии» [6, с. 470].

В российской криминальной статистике не используется гендерный анализ, поэтому существуют лишь примерные данные о масштабах такого явления, как насилие в гендерных отношениях. Статистика общего порядка дает следующую картину: из общего числа убийств 30–40 % совершаются в быту, в 70 % случаев насильственных посягательств в семье жертвами становятся женщины и дети [25].

В 1993 г. по инициативе женских общественных организаций появились первые публикации, посвященные проблемам насилия в семье. В рамках женского движения было положено начало качественно новой концепции понимания этого вопроса, стали действовать первые «телефоны доверия», кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от насилия. Благодаря усилиям неправительственных женских организаций, специалистов в области гендерных исследований, «приоткрылись» для общества многие аспекты этиологии и генезиса насилия, по сути своей направленного на подавление, неприятие и отвержение личности [16].

Поскольку в отечественных публикациях статистические данные, касающиеся распространенности фактов насилия в гендерных отношениях, найти практически невозможно, основную статистику о домашнем насилии можно почерпнуть только из различного рода исследований, которые проводятся силами представителей общественных организаций, занимающихся этой проблемой. Так, например, в Санкт–Петербургском кризисном центре для женщин 70 % всех консультаций составляют разнообразные случаи насилия по отношению к женщинам. Среди субъектов насилия лидируют знакомые мужчины (около 80 % случаев), 10 % – это насилие женщин над женщинами, 10 % – насилие над женщинами со стороны незнакомых мужчин. Среди «знакомых мужчин» преобладают мужья, бывшие мужья и партнеры [37].



Насилие в отношении женщин – вид агрессивного поведения и использования силы для нанесения вреда: от словесных оскорблений и угроз до побоев и изнасилования. Женщины гораздо чаще, чем мужчины, становятся жертвами экономического, психологического, физического и особенно сексуального насилия [6, с. 484].

Насилие /жестокое обращение с ребенком – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка [13, с. 8].

В англоязычной литературе основными используемыми терминами в данной области являются «abuse» (ненормальное использование, злоупотребление, весь спектр ненормального использования, начиная от оскорбления или издевательства и кончая крайним физическим и сексуальным насилием) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы).

Выделяют три основных вида насилия «abuse & neglect»: физическое, сексуальное и психологическое.

1. Физическое насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести (побои, ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков и т. п.).

2. Сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой–либо иной выгоды.

3. Психологическое насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т. п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития [23, 33].

Психологическое и физическое насилия изучены меньше, чем сексуальное, кроме того, психологические травмы детства можно представить в виде спектра с несколькими взаимно пересекающимися областями – от крайних случаев физического насилия, через сексуальные оскорбления, до трудно распознаваемых патогенных психических воздействий [38].

Условно можно выделить соотношение трех форм «abuse & neglect»: по своему объему понятие «сексуальное насилие» больше, чем понятие «физическое насилие», а понятие «физическое насилие» – больше, чем понятие «психологическое насилие». Иначе говоря, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Но психологическое насилие является «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилия [23].

Какой бы ни была ситуация насилия, она всегда причиняет ущерб развитию личности. Последствия пережитого насилия для ребенка или взрослого можно структурировать, разделяя их либо на физические (заболевания, тяжелые телесные повреждения), психологические (фобии, ночные кошмары, суицидальные тенденции) и социальные (трудности в межличностных отношениях, деликвентность), либо на кратковременные и долговременные (называемые «психологической бомбой замедленного действия» и включающие хроническую депрессию, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях).

«Насилие в семье»/«Семейное насилие»: общая характеристика



Насилие в семье/Семейное насилие/Домашнее насилие – это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного члена семьи по отношению к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью, и до настоящего времени существует сопротивление социума обращению к этой проблеме. В общественном сознании и СМИ проблема насилия представлена в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая» [23]. Существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия, таких как: насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, существует определенный внешний вид и социальное положение женщин, подвергающихся насилию, и т. п.

Насилие существует во всех социальных группах независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе, классовых, расовых, культурных, религиозных, социоэкономических аспектов, т. е. распространенность различных видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю популяцию.

Внутри семейного насилия можно выделить отдельные категории, такие как: жестокое обращение с детьми; насилие, направленное против супруги(а); насилие в отношении престарелых и др. Особенность насилия в семейном контексте – и для насильника, и для жертвы – состоит в необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межличностных взаимоотношений.

В учебном пособии «Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты» [34] описаны четыре отличительные особенности домашнего насилия.

1. Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерны) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна – важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Американская исследовательница, психолог и видный специалист по проблеме семейного насилия Л. Уокер в своих исследованиях впервые подчеркнула, что для того, чтобы семейный конфликт мог попасть в категорию домашнего насилия, необходимо, чтобы это повторилось хотя бы дважды. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить. В «хронической» ситуации насилия в семье один человек постоянно контролирует или пытается контролировать и управлять поведением и чувствами другого, в результате чего подвергшийся насилию человек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или физические вред, ущерб или травму [45].

2. Второе принципиальное отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в особенностях отношений между объектом и субъектом насильственных действий. В отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем, домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми, которые включают в себя супругов или близких партнеров, бывших супругов, родителей, детей, других родственников, людей, которые были помолвлены или собираются (собирались) пожениться. Учитывая это, можно дать определение феномену «домашнее насилие». Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.

3. Здесь следует отметить и третью принципиальную особенность домашнего насилия. Она состоит в том, что, как показывают исследования, проведенные в разных странах мира, домашнее насилие имеет четкие очертания гендерной проблемы. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины. Женщина прибегает к насилию в основном после того, как сама продолжительное время неоднократно оказывалась в положении жертвы своего мужа или партнера. Нередко женщины применяют насилие в отношении мужчин как средство самозащиты или в целях прекращения насилия мужчин в отношении их самих. Лишь немногие женщины систематически применяют насилие, чтобы властвовать над мужем; редкая женщина обладает необходимой для этого физической силой. К тому же женщины, в отличие от мужчин, лишены культурного одобрения применения силы. Статистические данные из США и Канады, составленные на основе опросов женщин и мужчин, сведений из судебных баз данных и полицейских отчетов, демонстрируют, что женщины являются жертвами агрессии в 90–96 % случаев домашнего насилия [43]. Эти данные подтверждаются и некоторыми другими сведениями. Так, например, исследования, проведенные в Шотландии, показали, что по статистике правонарушений, связанных с преступлениями против своих близких, женщины являются пострадавшими в 94 % случаев, а обидчиками – лишь в 3 %.

4. Следует учитывать, что, конечно, не только женщина страдает в ситуации насилия. Говоря об опасности, которую представляет собой насилие в семье, и о масштабах его воздействия, необходимо учитывать, что даже если насильственные действия направлены только против одного человека, то все остальные члены семьи все равно оказываются подвержены тому, что обозначается исследователями как «вторичная виктимизация» и заключается в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва. Особенно тяжелые переживания испытывают дети, наблюдающие за тем, как отец издевается над матерью.

Характерные черты насилия в семье: насилие, начавшись в семье, с каждым последующим разом увеличивается по частоте и степени жестокости; насилие чередуется с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком; при попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

Причины (факторы) насилия в семье подразделяются на:

 психопатические (предрасположенность к насилию родителей и детей);

 социальные [воздействие внешних (социальных) факторов: бедность, безработица, социальная изоляция, низкий образовательный и культурный уровень и т. п. ];

 психосоциальные (факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные; коммуникативные факторы являются определяющими).

Как уже подчеркивалось, в большинстве случаев семейное насилие направлено против женщин. «Векторная направленность насилия не является гендерно–нейтральной, а следовательно, ее нельзя рассматривать без учета гендерного аспекта и применения гендерного анализа» [7, с. 388].

Распространенность насилия в отношения женщин не зависит от их социального положения и профессионального статуса. [21]. Статистические данные относительно распространенности насилия считаются заниженными. Подлинные масштабы этого явления остаются неявными в связи с тем, что многие жертвы домашнего насилия ощущают себя эмоционально зависимыми от насильника и не обращаются за помощью. Многие жертвы не могут дифференцировать момент, когда семейные конфликты превращаются в открытые проявления насилия. Различные источники свидетельствуют о том, что каждая третья женщина во всем мире была избита, принуждена к сексуальным отношениям или же подверглась каким–либо иным формам насилия. Каждая четвертая женщина в мире подвергалась насилию во время беременности. Нападение супруга/партнера более распространено, чем автомобильные катастрофы, хулиганские нападения и раковые заболевания, вместе взятые; вероятнее женщину может убить ее предыдущий или настоящий партнер, чем незнакомец [42]. В России внутрисемейные убийства составляют около 40 % всех убийств [41].

Наиболее разрушительный ущерб семейное насилие наносит детям. О масштабах насилия в семье в отношении детей нет достоверных данных, но о нем можно судить по результатам других более общих исследований. Например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице, при этом 90 % беспризорных детей имеют родителей, от которых он ушли, как правило, в силу семейного насилия.

Основными психологическими мотивами жестокости по отношению к своим детям могут быть:

• бессознательная потребность перенести на другого человека унижения, которому подверглись когда–то сами;

• потребность найти выход для подавленных чувств;

• потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования;

• самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического переложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребенка;

• страх появления того, что было подавлено; того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше;

• реванш за боль, которую родитель когда–то пережил [39, с. 27].

Существует три основных типа вовлеченности детей в ситуацию домашнего насилия.

1. Первый тип – это непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных действий (физическое, сексуальное и (или) психологическое насилие по отношению к ребенку с целью установления над ним своей власти). Этот тип насилия по отношению к детям часто связан с насилием мужа по отношению к жене (чем более жестокие виды насилия применяются к жене, тем с большей жестокостью отец обращается и с ребенком; нередко в такой ситуации ребенок избивается отцом, когда пытается остановить избиение матери). Девочки гораздо чаще, чем мальчики, становятся жертвами агрессивного поведения отца.

Также для девочек из таких семей риск подвергнуться сексуальному насилию со стороны отца почти в семь раз выше, чем для их ровесниц из семей, где нет насилия.

2. Второй тип – это непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций (использование ребенка насильником для установления контроля над взрослой жертвой). Основная цель актов насилия – не ребенок, а мать (или другие члены семьи).

3. Третий тип – опосредованная вовлеченность, когда ребенок не является жертвой агрессивных действий, а наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие. Психологическая травма, которую получают подобные дети–свидетели, по силе равна той, которую имеют дети – жертвы жестокого обращения (испытываемые ими поведенческие, соматические и эмоциональные проблемы практически такие же). Поэтому в последние годы произошло изменение в терминологии: термин для определения детей и подростков как «свидетелей насилия» (термин, который выносит ребенка за ситуацию насилия и ставит его в позицию пассивного наблюдателя) изменился на «подверженный домашнему насилию», «живущий в ситуации с домашним насилием» (термин, позволяющий отразить опыт детей как субъектов, включенных в ситуацию насилия в семье).

Н. К. Асанова [2], обобщив определения, приводимые различными зарубежными авторами, выделяет четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку родителем или лицом, осуществляющим опеку.

2. Сексуальное насилие над детьми – использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежение – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, жилье, медицинском уходе, образовании, защите.

4. Психологическое насилие, в которое включается психологическое пренебрежение (последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность) и психологическое жестокое обращение (унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, носящие хронический, систематический характер) [9, с. 9].

Какие виды насильственных действий включает в себя домашнее насилие? Четыре основных вида домашнего насилия выделяются исследователями, занимающимися этой проблемой [29, 37, 25 и др.]. Это следующие виды насилия: психологическое, физическое, сексуальное, экономическое.

Конкретный случай домашнего насилия может включать в себя все четыре вида, несколько или один из них. Данные виды также могут чередоваться во времени и переходить от одного к другому.

Психологическое насилие



Психологическое насилие подразумевает наличие вербальных оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т. п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы.

Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье. Психологическое насилие трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия редко видны, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.



Психологическое насилие по отношению к детям – это враждебное или безразличное отношение к ребенку/подростку, приводящее к снижению самооценки, утраты веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка. У ребенка создается впечатление, что он никчемный, нелюбимый, порочный и заслуживающий подобного негативного отношения, не представляющий собой ценность. В западной литературе авторы часто используют синонимичный термин – «эмоциональное насилие», введенный NSPCC (National Society for the Prevention of Cruelty to Children).

Психологическое насилие может принимать различные формы [по классификации Американского профессионального общества помощи детям, пережившим насилие (APSylC)].

1. Отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство).

2. Терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение).

3. Изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками).

4. Эксплуатация/развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков).

5. Игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком) [13, с. 11].

6. Психологическое насилие в семье включает в себя различные формы взаимодействия с ребенком, которые разрушают отношения привязанности или, напротив, насильственно их фиксируют. Дж. Боулби ввел термин неадекватное/патогенное родительское воспитание/ родительствование – это специфические формы коммуникации родителей и детей, проявляющиеся на полюсе родителей в виде психологического насилия, а на полюсе детей в невротизации и «виктимизации». К неадекватному/патогенному родительскому воспитанию относят эмоциональную депривацию, симбиоз, отвержение, гиперсоциализацию, неадекватные родительские установки. Как отмечает Е. Т. Соколова [32], эти феномены родительского отношения не получали необходимого осознания в обществе, хотя их насильственная природа является достаточно очевидной: ребенок жертвует своими потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя.

7. Игнорирование элементарных психологических потребностей ребенка близко к заброшенности. Насильник выстраивает стратегию подчинения через систематическое лишение ребенка пищи, света, сна или общения с друзьями. Такое наказание является более тяжким по сравнению с заброшенностью, так как предполагает умышленное воздействие на психику ребенка, в то время как при заброшенности имеет место просто безразличие к его состоянию.

Последствия психологического насилия

У ребенка, подвергающегося систематическому психологическому насилию, развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» повторять эту модель в своей взрослой жизни [30,

с. 69]. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты.

• Искажение образа Я, обвинение самих себя за происходящее; снижение чувства собственной ценности и значимости.

• Чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства, мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный.

• Открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного Я, неспособность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения.

• Депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности).

• Обязательное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей.

• Подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержение себя и других).

Физическое насилие



Физическое насилие – преднамеренное нанесение личности побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают ее физическое и психическое здоровье [35]. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в семье имеет гендерную направленность. «Насилие рассматривается как проявление мужской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Патриархатные гендерные установки порождают искаженное восприятие ситуации насилия, формируют, в частности, представления о виктимности, о том, что женщина «сама виновата» в произошедшем» [27, с. 72]. Многими мужчинами женщинами физическое насилие воспринимается как атрибут «нормальной» жизни.

Физическое насилие в отношении женщины происходит в устойчивых супружеских парах, имеющих детей, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Женщины, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение и готовность к многократному прощению обидчика. Это терпение связано с чувством страха экономических осложнений, нежеланием оставлять детей без отца, жалостью к мужу, опасением потери уважения общества.

К психологическим факторам, характеризующим ситуацию физического насилия в отношении женщины в семье, относится алкогольная зависимость супруга. Эти данные в целом соответствуют данным подобных исследований во многих странах мира [18].

В последние годы в большинстве европейских стран обнаруживается тенденция к росту числа избитых мужей. В России также обнаруживается та же тенденция [41].

Взаимодействие детей и родителей анализируется в контексте процесса воспитания. На этот процесс большое влияние оказывает культурный компонент. В отечественной культуре существует миф о «пользе» физического наказания в целях эффективного воспитания, что легитимирует побои в сознании и взрослого и ребенка.

Физическое насилие причиняет вред не только телесному, но и психологическому благополучию ребенка. Но психологические последствия физического насилия выявить гораздо сложнее. Выделяют «синдром избиваемого ребенка»: следствием хронического избиения ребенка являются болезненная робость, пугливость, раздражительность, грубость. Эти формы реагирования являются тотальными, подобным образом ребенок ведет себя во всех ситуациях, он распространяет свой страх или протест против всех, даже вовсе безобидных людей [5]. Л. Шенгольд и А. Шиллер, проанализировав случаи наиболее жестокого обращения с детьми, назвали этот феномен «убийством души»; «когда родители бьют своих детей, они убивают их душу…» [39, с. 79].

Среди подростков с девиантным поведением более 70 % имеют опыт физического насилия, причем мальчики и девочки примерно в равной степени. Но существует гендерная разница в характере насилия. Девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают насилие внутри семьи, мальчики – вне семьи. Девочки подвергаются избиению в более младшем возрасте, как правило, до наступления подросткового периода, мальчики – уже будучи подростками [9, с.42].

Физическое насилие в семье может транслироваться на протяжении нескольких поколений. У ребенка, который подвергался жестокому обращению, психология насилия становится частью собственного Я. Он начинает проявлять по отношению к окружающим такую же жестокость, которой сам был подвергнут. «Согласно ряду исследований, родители, применяющие физические методы наказания своих детей, часто происходят из неблагополучных семей и в детстве страдали от жестокости своих родителей. Иногда физическое наказание детей может практиковаться в семье на протяжении нескольких поколений» [26, с. 220].
<< предыдущая страница   следующая страница >>