Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт Москва 2001 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3 ... страница 14страница 15
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Механизмы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Италии... 9 1059.56kb.
Ассоциация юристов инициировала пилотный проект по развитию медиации... 1 43.62kb.
Зарубежный опыт Государство и бизнес в инновационной экономике: зарубежный... 1 148.93kb.
О необходимости сплошного обследования предприятий малого бизнеса 1 65.78kb.
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса региона в условиях... 1 93.86kb.
Семинар-тренинг «Практика развития малого инновационного бизнеса» 1 20.96kb.
Наименование исходных показателей 1 94.43kb.
Мировой опыт функционирования наблюдательных и попечительских советов... 1 119.58kb.
Риск и системные характеристики теневого бизнеса теневой бизнес как... 1 141.8kb.
Модуль «кмсрк» для подготовки воды в системе ппд. Влияние качества... 1 66.87kb.
Отечественный и зарубежный опыт работы по привлечению молодёжи к... 1 262kb.
Рабочая программа по дисциплине институциональная экономика 3 411.69kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт - страница №2/15

Раздел 1. БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА




К. Брюмер. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ГЕРМАНИИ - ВОЗМОЖНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ РОССИИ?


Клаус Брюмер. Советник Посольства Германии в Москве, Руководитель КфВ -Отдела координации экономико-консультационной деятельности Посольства
Частные предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ), включая представителей „свободных профессий" (врачей, аптекарей, инженеров, адвокатов) вносят основной вклад в развитие экономики западных индустриальных стран, в обеспечение социальной стабильности и благосостояния широких слоев населения и тем самым способствуют политической стабильности в этих странах. Создание большого числа новых малых и средних предприятий (МСП) в некоторых странах с переходной экономикой в центральной и восточной Европе, прежде всего, в Польше, Венгрии, Чехии, Эстонии, Словении, привело к существенному ускорению процесса реформ в этих странах, а также к значительному росту уровня доходов населения. Вследствие этого в решающей степени усилилась конкурентоспособность экономик этих стран на мировом рынке, что позволило им стать первыми кандидатами на вступление в Европейский Союз (ЕС), насчитывающий в настоящее время 15 стран-участников. В России частные МСП все еще играют второстепенную роль, прежде всего, в производственной сфере. Создание большего количества МСП в этой сфере могло бы привести к значительному росту российской экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Некоторые зарубежные страны делают упор в техническом сотрудничестве с Россией на „пилотные" проекты по созданию МСП. Среди них - Германия с программой "ТРАНСФОРМ" и Европейский Союз с программой TACIS, на 25 % финансируемой из бюджета Германии. Такие проекты сотрудничества. представляют собой для России помощь, для самостоятельного развития. Само собой разумеется, что решающие меры по увеличению числа МСП и их доли в производственной сфере должны быть приняты в области российской экономической политики.

По оценке Федерального министерства экономики и технологии Германии (БМВи), совокупность МСП и представителей свободных профессий (работающих в качестве индивидуальных предпринимателей врачей, аптекарей, инженеров, адвокатов) представляет собой средний класс частной экономики Германии. Этот средний класс является основной составляющей широкого слоя немецкого общества со средними доходами и владеющего частной собственностью, столь важного для политической стабильности немецкой демократии. В отличие от представителей среднего класса, работающих по найму, а также крупного бизнеса, малые и средние предприятия имеют следующие особенности:



1. Качественные отличительные особенности: малыми и средними предприятиями руководят преимущественно самостоятельные владельцы этих предприятий, работающие на них же и несущие на себе все экономические риски в полном объеме. В общем и целом, финансирование для своего бизнеса они находят не на финансовых рынках. МСП существуют практически во всех отраслях экономики - в ремесленном производстве, торговле, промышленности, сфере услуг и в сфере „свободных профессий".

2. Количественные отличительные особенности: в одной из своих пуб­ликаций немецкий Институт исследований проблем среднего класса в 2000 году привел следующую классификацию предприятий в зависимости от величины:


Размер предприятий

Количество занятых

Годовой оборот

а) малые

б) средние

в) крупные


до 9

от 10 до 499

500 и более


до 1 млн.

от 1 до 100 млн.

100 млн. и более

В настоящее время наряду с 5800 крупными предприятиями в Германии существует более 3,3 миллиона МСП и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственной сфере, торговле, сфере услуг и „свободных профессий". Они составляют более 99 % всех предприятий-налогоплательщиков. Таким образом, крупные предприятия составляют менее 1 % всех немецких предприятий. МСП обеспечивают почти 70 % всех рабочих мест в Германии, обучают около 80 % всех молодых специалистов, платят почти 45 % всех налогов с оборота, осуществляют около 30 % немецкого экспорта, в 1999 обеспечили 46 % валовых инвестиций в Германии и 57 % ВНП. МСП представляют собой „спинной хребет" немецкой экономики. Для немецкого Правительства политика в отношении среднего класса и политика в сфере занятости являются взаимосвязанными задачами.

В начале 1990 года в бывшей ГДР было около 80.000 частных малых ремесленных предприятий, 10.000 представителей „свободных профессий" и около 7.500 преимущественно крупных и средних государственных предприятий. После объединения Германии в октябре 1990 года в период до конца 1994 года практически все государственные предприятия бывшей ГДР были приватизированы. К 1999 году количество активно работающих МСП в новых федеральных землях выросло почти до 550.000.

Международные эксперты оценивают немецкую политику в отношении МСП как весьма успешную и обеспечивающую важную основу для сильной, конкурентоспособной на мировом рынке немецкой экономики, которая, несмотря на ограниченность полезных ископаемых в Германии, относится к ведущим экономическим системам мира.

Важной основой такого успеха является то, что практическую реализацию законов, постановлений и директив, изданных в Германии для обеспечения нормального функционирования экономики, осуществляет квалифицированная и неподкупная администрация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Уверенность в государственном правопорядке Германии внутри страны и за рубежом является центральным фактором экономической и политической стабильности Германии.

К важнейшим регулирующим функциям немецкого "государства по обеспечению свободного правового и экономического порядка относятся:



1. Обеспечение основополагающего права на свободу предпринимательской деятельности, например, права заключать договоры, вступать в объединения, создавать филиалы и отделения, права свободно выбирать профессию и место работы, самостоятельно устанавливать цены и свободно выражать свое мнение.

2. Обеспечение основополагающего права на частную собственность и распоряжение ею, прежде всего средствами производства (земельными участками, зданиями, машинами и другими основными фондами).

Указанные в пунктах 1 и 2 основные права являются законодательно закрепленными основами свободной самостоятельной предпринимательской деятельности.



3. Ограниченное государственное вмешательство в экономику для достижения общественно-политических целей и избежания/снижения отклонений от нормального экономического развития.

Наряду с обеспечением вышеназванных основных прав государство вправе вмешиваться в экономический процесс лишь в той мере, в какой частный сектор экономики оказывается не в состоянии или не может в полной мере обеспечить соответствие народного хозяйства существующим или изменившимся общественно-политическим требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Важное значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, т.е. государственное вмешательство не должно отменять действие этих правил. Важнейшими регулирующими функциями государства в этом направлении являются:

• обеспечение справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Для этого немецкое государство стремится к созданию и сохранению как можно большего числа эффективных, динамично развивающихся МСП и одновременно препятствует с помощью антимонопольного законодательства приобретению отдельными хозяйствующими субъектами доминирующего (монопольного) положения на рынке. Посредством такой политики государство старается защитить экономику и общественно-политическую стабильность Федеративной Республики Германии от вредных влияний.

• обеспечение стабильности финансовой и валютной систем посредством денежно-финансовой политики государства и независимого немецкого Центрального Банка, Бундесбанка и банковского законодательства (в том числе и посредством банковского надзора);

• проведение социальной политики, направленной на обеспечение по возможности всеобъемлющей социальной справедливости и социальных гарантий (в том числе посредством налогового законодательства, а также законодательства по социальному страхованию, поддержке семьи, защите прав трудящихся);

• создание и поддержание хорошо функционирующей общедоступной и экономически оправданной инфраструктуры (в том числе транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры, системы госуправления, госинститутов по обеспечению внутренней и внешней безопасности, конкурентоспособных на мировом

• рынке систем образования и здравоохранения);

• проведение политики в отношении МСП, региональной и отраслевой политики, а также политики по защите окружающей среды и распространению технологий с целью обеспечения дальнейшего экономического и технического развития немецкой экономики.

Учитывая вышеупомянутое значение МСП для экономики, немецкая политика в отношении среднего класса ставит своей целью создание и поддержку как можно большего числа производительных, динамично развивающихся МСП. Эта работа направлена не только на решение уже упомянутых задач по обеспечению занятости населения, но и на достижение целей региональной, антимонопольной политики, а также политики по защите окружающей среды. Большое количество МСП обеспечивает развитие здоровой конкуренции и ее высокий уровень. Кроме того, с помощью большого числа МСП удается воспрепятствовать или ограничить чрезмерную концентрацию экономической и связанной с ней политической власти в руках немногих.

Наряду с повышенным вниманием к названным предпосылкам успешной экономической политики и политики в отношении МСП, большое значение в Германии придается следующим принципам:

1. Каждое предприятие самостоятельно приспосабливается к изменяющимся условиям рынка (приоритет самостоятельности предприятий, а не государственной поддержки). В интересах экономики в целом государство не вправе сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий. Это означает, что неэффективные предприятия и отрасли, которые не в состоянии адаптироваться к развитию рынка, должны с него уйти. Государство также не вправе защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики.

2. При проведении мероприятий по поддержке МСП в Германии упор делается на использование рыночных механизмов. Такие мероприятия направлены преимущественно на решение проблем МСП, связанных не с их эффективностью, а с небольшими размерами по сравнению с крупным бизнесом, например, облегчается доступ МСП к рынкам капитала и новым технологиям.

В Германии решения в сфере политики в отношении МСП принимают органы власти на уровне федерации, федеральных земель, городских и земельных округов, общин, а также все в большей степени Комиссия Европейского Союза в Брюсселе.

С целью разгрузки органов государственного управления и повышения эффективности поддержки МСП важные функции по оказанию такой поддержки были переданы ряду публично-правовых институтов, в частности, специализированным банкам, таким, как Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ), а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, как, например, палатам ремесленников и торгово-промышленным палатам.

Здесь представляется уместным дать краткое описание Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ). Это наиболее значительное немецкое специализированное кредитное учреждение, осуществляющее в федеральном масштабе программы по поддержке МСП, было учреждено специальным законом в 1948 году с местонахождением во Франкфурте-на-Майне. По сумме баланса КфВ относится к десяти крупнейшим немецким банкам. В уставном капитале КфВ, составляющем 1 миллиард немецких марок, на 80 % участвует Федерация и на 20 % - федеральные земли. К важнейшим задачам КфВ относятся:

содействие немецкой экономике посредством финансовой поддержки инвестиций малых и средних немецких предприятий внутри страны и за рубежом, а также экспорта немецких товаров посредством предоставления экспортных кредитов;

поддержка развивающихся стран в рамках финансового сотрудничества Германии с этими странами;

оказание консультационных и других услуг: в связи с объединением Германии КфВ по поручению Федерации осуществляет ряд задач по финансированию процесса объединения. Кроме того, с 1993 года КфВ осуществляет координацию консультационной программы ТРАНСФОРМ для стран центральной и восточной Европы с переходной экономикой, финансируемой немецким правительством.

Немецкие государственные специализированные кредитные институты и, в первую очередь, КфВ как крупнейший немецкий банк, оказывающий поддержку МСП, внесли решающий вклад в успешное осуществление политики поддержки МСП в Германии. Среди важнейших основ успешной работы КфВ в этом направлении следует, прежде всего, назвать следующие.

Кредитование через бизнес-банки: КфВ предоставляет льготные кредиты малым и средним предприятиям не непосредственно, а через немецкие бизнес-банки. Такая схема позволяет КфВ, являющемуся государственным кредитным институтом, осуществлять льготное кредитование гибко и в соответствии с принципами рыночной экономики, сохраняя при этом нейтральную позицию по отношению к конкурирующим бизнес-банкам. Участие в этом процессе бизнес-банков, имеющих филиалы во всех регионах и городах, избавляет от необходимости создавать дорогостоящую бюрократическую .филиальную сеть госбанков. Кроме головного офиса во Франкфурте-на-Майне, КфВ имеет только один филиал в Берлине. Бизнес-банки принимают на себя минимум 50 % рисков, связанных с невозвратом кредитов. Оставшуюся часть рисков берет на себя КфВ. Чем больше рисков берет на себя бизнес-банк, тем большую маржу он получает как посредник от КфВ.

Большая степень независимости от государства и осуществление кредитования в соответствии с обычными банковскими критериями: в рамках выполнения государственных задач, возложенных на него собственниками Банка, руководство КфВ обладает высокой степенью независимости в решении политических и деловых вопросов. Все решения о предоставлении кредитов КфВ принципиально принимаются на основе обычных банковских критериев, а не директив государства. В связи с выполнением государственных задач КфВ имеет определенные налоговые льготы, но не получает субсидий от государства. Существенным вкладом в укрепление независимости КфВ и превращение его в один из крупнейших немецких банков явилось закрепленное в законе положение, согласно которому КфВ не вправе распределять среди своих собственников полученную годовую прибыль, а должен использовать ее для увеличения собственного капитала. Фундаментальная и серьезная политика КфВ способствовала приобретению им отличной репутации и ведущего положения на национальном и международном рынке капитала.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает в себя более 500 программ на федеральном и региональном уровнях и направлена на содействие инвестиционной деятельности в сфере МСБ. Инвестиции являются основополагающей предпосылкой для появления на рынке новых предприятий и приспособления уже существующих к изменяющимся условиям и техническому прогрессу. Инвестиции в производство вносят, таким образом, решающий вклад в поддержание и повышение производительности немецкой экономики на международном рынке. В Германии и других западных странах поддержка инвестиций в МСП является поэтому основной задачей экономической политики. Выделяют следующие направления государственной поддержки инвестиционной деятельности в зависимости от объекта инвестиций:

1. Поддержка инвестиций в информационное обеспечение МСП: в этом направлении содействие оказывается инвестициям в обеспечение новых и уже существующих предприятий технологиями и экономической информацией. Целью государственной поддержки является удовлетворение потребностей предприятий в информационных и технологических ресурсах. К мероприятиям государственной поддержки в этом направлении относятся все финансируемые из государственного бюджета экономические и технические консультации для начинающих предпринимателей и для существующих МСП, а также мероприятия по обучению и повышению квалификации сотрудников и руководителей МСП.

2. Поддержка инвестиций в материальное обеспечение МСП: в этом направлении целью государственной поддержки является обеспечение предприятий капиталом и вследствие этого усиление их экономической мощи. Различают следующие виды инвестиций в материальное обеспечение МСП:

3. Поддержка инвестиций в уставный капитал (формирование начального капитала при создании предприятий).

4. Поддержка преимущественно долгосрочных инвестиций в МСП, например, в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства.

Наряду с содействием малому и среднему бизнесу государственная поддержка инвестиционной деятельности имеет также региональную, научно-исследовательскую, природоохранную и внешнеэкономическую цели. Несмотря на то, что эти направления не концентрируются непосредственно на МСБ, большая часть и этой поддержки приходится на долю малых и средних предприятий. При этом следует упомянуть также и содействие развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса. Наряду с классической инфраструктурой (см. Раздел III. Основные предпосылки для успешного развития малых и средних предприятий Германии), создающей основу для предпринимательской деятельности, в связи с возрастающим разделением труда и прогрессом в техническом обеспечении возникла необходимость создания современной экономической инфраструктуры, направленной преимущественно на усиление конкурентоспособности МСП.

Используемые в отдельных областях инструменты для достижения целей поддержки МСП можно классифицировать следующим образом:

1. Создание инфраструктуры, содействующей экономическому развитию МСП:

а) законы, направленные на поддержание предпринимательской деятельности, а также определенные правовые акты, создающие благоприятные условия для МСП, например, положения антимонопольного законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету, защищающие интересы МСП;

б) инвестиции в организации, создающие инфраструктуру для МСБ, например, организации содействия экономическому развитию, экономические союзы, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы.

2. Виды финансовой поддержки: выделяют косвенную финансовую помощь малым и средним предприятиям, например, налоговые льготы для МСП (освобождение от обязанности по уплате подоходного налога на доходы в определенных пределах) и особые нормы амортизации для определенных инвестиций в производство, а также прямую финансовую помощь, представляющую собой по объему и многообразию вариантов один из важнейших инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Выделяют следующие разновидности прямой финансовой помощи:

2.1. Государственные инвестиционные надбавки/субсидии очень редко предоставляются на условиях возвратности. За основу для расчета надбавок и субсидий берется запланированный объем инвестиций. Инвестиционные надбавки не подлежат в целом налогообложению и предоставляются по требованию. В отличие от них инвестиционные субсидии облагаются налогом и предоставляются по усмотрению распределяющего их органа.

2.2. Льготное кредитование является наиболее часто используемым инструментом финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Льготные кредиты называют также скрытой финансовой помощью, т.к. собственно сумма помощи представляет собой разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других видов скрытой финансовой помощи можно назвать гарантии по кредитам, предоставляемые специализированными банками, и долевые участия инвестиционных компаний в капиталах МСП, если эти банки или компании, а также суммы скрытой помощи финансируются государством.

Существенные надбавки/субсидии и льготные кредиты являются хотя и важными, но не решающими факторами, стимулирующими инвестиционную деятельность. Принятие инвестиционных решений зависит в основном от доходности инвестиций, которая определяется, исходя из чистой выручки, полученной в результате осуществленных инвестиций.

Надбавки и субсидии покрывают, как правило, лишь небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании. В полном объеме финансирование инвестиций на приемлемых условиях возможно, прежде всего, через льготные кредиты, при условии, что МСП, подающее заявку на получение кредита, является кредитоспособным. Хотя льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, они обеспечивают инвестору стабильное, долгосрочное финансирование значительной части его проекта в основном по твердой кредитной ставке и не снижают на начальном этапе проекта ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.

Как уже указывалось выше, льготное кредитование является по объему выделяемых на него финансовых средств одним из наиболее важных инструментов государственной поддержки МСБ в Германии и одновременно наиболее рыночным инструментом, благодаря своей относительно низкой дотационной составляющей. Льготное кредитование в значительной степени соответствует принципу „помощи для самостоятельного развития".

В Германии в рамках государственных кредитных программ дотации при предоставлении льготных кредитов составляют от 3 до 10 процентов суммы кредита. По программам льготного кредитования Кредитного института по восстановлению экономики (КфВ), финансируемым за счет собственных средств банка, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными кредитными программами. Вследствие этого собственные кредитные программы КфВ не причисляются к государственным.

Такая кредитная политика КфВ направлена на выравнивание возможностей МСП по рефинансированию кредитов по отношению к возможностям крупных предприятий. Последние имеют, как правило, больше шансов выгодно рефинансировать полученные кредиты на внутреннем и международном рынках капиталов благодаря своему влиянию и экономическим возможностям.

Наиболее важными отличительными признаками льготных кредитов для МСП в Германии являются следующие.

Предоставление кредитов в рамках государственных программ осуществляется по единым и ясным для всех правилам в соответствии с обычными принципами банковского кредитования, т.е. кредиты выдаются только кредитоспособным клиентам, без какого-либо предпочтения отдельным заявителям.

Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, которые занимаются выдачей кредитов и дальнейшей работой с клиентами. Коммерческие банки заключают с государственным банком (КфВ) договор о рефинансировании кредитов в соответствии с которым берут на себя обязательство по возврату предоставленных им средств. Государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с МСП кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты МСП по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя ответственность от 50 до 100 процентов за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.

Льготные условия кредитования: низкая процентная ставка по кредиту устанавливается, как правило, на весь срок кредитования; длительные сроки кредитования (часто 10 лет), при этом, как правило, минимум на первые два года предприятие освобождается от выплат по кредиту; возможность возвращать кредит в любое время, по большей части без дополнительных выплат.

- Принцип долевого финансирования: за счет государственных средств финансируется только определенная часть инвестиционного проекта, например, 50 процентов. Оставшаяся часть проекта финансируется за счет собственных средств инвестора или других заемных средств.

Заявка на предоставление кредита подается до начала инвестиционного проекта, т.е. последующее финансирование проекта и конверсия долга не допускаются.



Краткий обзор наиболее важных кредитных и консультационных программ для МСП в Германии. 1. Поддержка начинающих предпринимателей.

Согласно отчету Федерального министерства экономики и технологий, в 2000 году в рамках федеральных программ было выделено около 8 миллиардов немецких марок на финансовую поддержку начинающих предпринимателей в Германии. Эта поддержка стимулировала вложение около 30 миллиардов марок в виде инвестиций.



1.1. Кредитная поддержка: на начальном этапе предпринимательской деятельности предприниматель по большей части испытывает недостаток в собственном капитале, в возможностях заимствовать капитал и в специальных знаниях.

До 40 процентов инвестиций при создании предприятий могут быть профинансированы без предоставления гарантий через особенно льготные кредиты сроком до 20 лет, предоставляемые без выплаты процентов на первые два года и освобождаемые от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма кредита 1 миллион марок). Такие кредиты заменяют собой собственный капитал начинающего предпринимателя, так как государство берет на себя в полном объеме риск невозврата кредита. Большая часть недостающего капитала может быть получена за счет специальных льготных государственных кредитов начинающим предпринимателям, по которым требуется предоставление обеспечения. Они выдаются под 5 % годовых на срок до 20 лет и покрывают максимум 50 % стоимости инвестиционного проекта (максимальная сумма кредита - 1 миллион немецких марок).



1.2. Помощь в виде участия в капитале: наряду с уже названными видами кредитной поддержки за счет государственных программ и программ КфВ могут быть профинансированы долевые участия частных инвестиционных компаний в капиталах новых и уже существующих малых и средних предприятий (по большей части в виде пассивного участия). Максимальный размер долевого участия - 1,5 миллиона марок, срок участия - до 10 лет. Такие схемы долевых участий, риск по которым в полном объеме несут инвестиционные компании, укрепляют собственный капитал и финансовую базу МСП.

1.3. Поддержка посредством предоставления гарантий и поручительств: специализированные „гарантийные" банки, созданные как институты поддержки немецкой экономики, берут на себя риск невозврата кредитов до 80 % суммы кредита или долевого участия в капитале (максимальная сумма 1,5 миллиона марок) посредством предоставления гарантий и поручительств новым и уже существующим МСП. С их помощью становится возможным получение кредитов теми МСП, которые не имеют или имеют в недостаточном количестве собственные возможности по обеспечению кредитов. Федерация и федеральная земля, на территории которой находится гарантийный банк, покрывают в совокупности до 60 % риска гарантийного банка посредством предоставления ему собственных гарантий.

1.4. Содействие в виде консультационных услуг и повышения квалификации: начинающие предприниматели до и после создания предприятия нуждаются в консультационной поддержке экспертов со стороны. Эта потребность удовлетворяется в рамках специальных государственных консультационных программ для начинающих МСП. Новые и уже существующие МСП могут получить консультационную поддержку в рамках общеэкономических и специализированных консультационных программ для предпринимателей. К работе в этих программах часто привлекаются специализированные консультационные бюро и частные консалтинговые фирмы. В Германии ежегодно проводится большое количество образовательных мероприятий, которые посещают многочисленные специалисты и руководители МСП.

2. Общая и региональная поддержка предпринимателей: целью региональной структурной политики в Германии является устранение диспропорций между экономически сильными и слабыми регионами посредством поддержки инвестиций в предприятия и предпринимательскую инфраструктуру. Таким образом, осуществляется политика выравнивания уровня жизни во всех регионах Германии. К инструментам региональной поддержки для восточно-германских федеральных земель (территория бывшей ГДР) относится, наряду с надбавками и субсидиями, также льготный порядок амортизации инвестиций, в первую очередь, для инвестиционных кредитов, полученных в рамках государственной программы по восстановлению экономики восточных земель (максимальная сумма кредита 2 миллиона марок на срок от 5 до 20 лет с освобождением от погашения кредита на первые 5 лет; твердая процентная ставка на 20 лет - около 5 % годовых).

В рамках программы КфВ по поддержке МСБ начинающим предпринимателям и для финансирования развития уже существующих МСП во всех федеральных землях предоставляются кредиты на срок 10 лет под 5-6 % годовых. Согласно отчету Федерального министерства экономики и технологий (БМВи), в 2001 году на финансирование инвестиций в уже существующие МСП в Германии из государственных кредитных фондов и в рамках программы КфВ по поддержке малого и среднего бизнеса выделено около 20 миллиардов марок.



3. Содействие инвестициям, направленным на охрану окружающей среды: наряду с поддержкой инвестиций в охрану окружающей среды на муниципальном уровне, осуществляется также кредитование инвестиций предприятий в охрану окружающей среды за счет государственного бюджета и средств КфВ. За счет таких кредитов нередко облегчается задача финансирования обязательных «экологических» инвестиций. Льготное кредитование в рамках специальных федеральных программ предоставляется инвестиционным проектам в следующих областях: очистка сточных вод, утилизация отходов, очистка воздуха, экономия электроэнергии (максимальная сумма кредита _- 1 миллион марок на срок 10 лет по ставке около 5 % годовых).

4. Поддержка инвестиций в научно-исследовательские работы, технологии и инновационные разработки: в рамках программы федерального правительства по развитию высоких технологий соответствующие молодые немецкие предприятия могут получить поддержку из специального фонда долевого участия. В 1999 году в рамках этой программы было предоставлено более 1,5 миллиарда марок. На финансирование инновационных разработок от начала и до выхода продукта на рынок существующие технологичные предприятия могут получить льготные кредиты в рамках государственной программы по поддержке инновационных разработок (максимальная сумма кредита - 10 миллионов марок на 10 лет под приблизительно 5% годовых).

В наибольшей степени успех МСП на рынке зависит от способности использовать самые современные технологии, например, в сфере коммуникаций и передачи информации. В созданных по всей Германии учебных и технологических центрах проводятся консультации для МСП по технологическим вопросам, например, на тему „Инновационный менеджмент и использование Интернета".



5. Поддержка немецкой экспортной промышленности и немецких инвестиций за рубежом: около трети ВНП Германии поступает из-за рубежа. Небогатая сырьевыми ресурсами Германия нуждается в конкурентоспособном экспорте для сохранения рабочих мест и поддержания высокого уровня жизни. Постоянно возрастает значение экспортных рынков для многих немецких МСП. Именно для них особое значение имеют гарантии на случай неплатежей по экспортным операциям на сложных зарубежных рынках. Для обеспечения зарубежных рисков по немецким экспортным кредитам в таких странах федеральное правительство предлагает значительные гарантии в рамках программы Гермес на случай неплатежей, вызванных политическими и экономическими причинами. В 1999 году в рамках программы Гермес были выданы гарантии для немецких экспортных кредитов на сумму около 30 миллиардов марок. Экспортные кредиты предоставляются в основном на рыночных условиях. Установлению партнерских связей между немецкими и зарубежными предприятиями способствуют консультации по общим вопросам экспортных операций, проводимые саморегулируемыми экономическими организациями в Германии (ТПП и профессиональные союзы) и за рубежом (внешнеторговые палаты, представительства немецкой экономики). Немецкие МСП получают государственную поддержку в форме субсидий для участия в международных ярмарках в Германии и за рубежом. Для прямых инвестиций немецких МСП за рубежом Федеральное Правительство предоставляет гарантии для покрытия политических рисков в развивающихся странах и странах с переходной рыночной экономикой. В рамках программы КфВ по поддержке МСП за рубежом могут быть предоставлены кредиты для финансирования немецких инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы, при этом предоставляющий кредит немецкий коммерческий банк и КфВ берут на себя по 50 % кредитных рисков.

За последние 10 лет Россия достигла ощутимого прогресса в осуществлении перехода к рыночной экономике. Однако за этот же период в различных странах с переходной экономикой, например, в Венгрии, Польше, Чешской республике и Эстонии возникло значительно большее количество МСП и были достигнуты лучшие показатели соотношения ВНП и численности населения, чем в России. Международные и российские эксперты объясняют это явное отличие прежде всего недостатками в создании здоровой экономической инфраструктуры, а также недостатками в рамочных условиях осуществления предпринимательской деятельности. Называются, прежде всего, следующие проблемы МСП в России:

а) недостаточная ясность, содержательность и практическое применение законов и других нормативных актов (высокие косвенные расходы для МСП);

б) не благоприятная по отношению к МСП система административного управления (бюрократические барьеры, коррупция) и недостатки институционального характера, например, не развитая банковская и в целом финансовая система, слабая система поддержки МСП;

в) недостаточная подготовленность руководителей частного бизнеса (дефицит качественного менеджмента).

Чтобы не отстать еще больше, России нужны решительные реформы, направленные на расширение возможностей собственного развития МСП. Основным условием для этого является скорейшее устранение барьеров, препятствующих развитию МСП. Изложенные в этой статье основные принципы успешной политики в отношении МСП могли бы послужить ориентиром для российских реформ. Эти принципы были использованы во всех западных странах с рыночной экономикой.

С начала 90-х годов Германия оказывает прямую финансовую поддержку процессу реформ в России и других странах с переходной рыночной экономикой, исчисляемую миллиардами марок. Кроме того, являясь членом МВФ, Мирового Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития, Германия косвенно оказывает финансовую поддержку России через эти международные финансовые институты. Наряду с финансовой поддержкой инвестиционной деятельности Германия содействует процессу реформ в России посредством инвестиций в информационное обеспечение страны, например, через 25 %-ное участие в программе ТАСИС Европейского Союза, а также через немецко-российские проекты в рамках программы ТРАНСФОРМ. Приоритетной задачей программы ТРАНСФОРМ является поддержка МСП в России. Ниже приведен краткий перечень проектов программы, направленных на содействие сектору МСБ в России:

1. Проекты, направленные на развитие правовой и экономической инфраструктуры для МСП.

К этой категории относятся консультационные проекты для российского Правительства, Государственной Думы и региональных администраций с целью улучшения общих правовых и экономических рамочных условий, причем не только для МСП.

Наряду с этим в рамках проектов программы в отдельных российских городах и регионах была создана инфраструктура поддержки МСП. В качестве примеров можно привести следующие проекты:

• Консультационные и бизнес-центры в Московской области;

• Консультационное бюро для МСП и Бизнес-инкубатор в Твери;

• Партнерские связи между ТПП Ярославля и Касселя;

• Создание гильдии мебельщиков в Санкт-Петербурге, представляющей интересы около 70 мебельных предприятий;

• Партнерские связи между палатами ремесленников в Москве и Дюссельдорфе и создание Центра обучения ремесленников в Москве.

Большая работа в рамках программы проделана для улучшения финансовой инфраструктуры МСП. Одним из направлений этой работы является реструктуризация российского банковского сектора. Важным моментом является участие Немецкого Общества Развития (ДЕГ), являющегося дочерней компанией КфВ, с 22 %-ной долей в уставном капитале КМБ-Банка, учрежденного Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР). КМБ-Банк имеет свои филиалы в различных российских городах и предоставляет кредиты МСП. В настоящее время в Германии изучается вопрос о возможности предоставления большей кредитной линии для российских МСП. В Волгоградской области КфВ поддерживает проект по созданию российских кредитных кооперативов в рамках программы ТРАНСФОРМ с целью расширения возможностей по получению кредитов в сельских районах. В рамках проекта образован немецкий гарантийный фонд в сумме 100.000 марок для обеспечения вкладов кредитных кооперативов. В Самарской области немецкое правительство также создало фонд в рамках программы ТРАНСФОРМ в сумме 100.000 марок для поддержания начинающих предпринимателей (новых МСП) в г. Тольятти. Еще одним проектом программы, направленным на развитие российской финансовой инфраструктуры, является проект по поддержке менеджмента Венчурных фондов Европейского Банка Реконструкции и Развития в России. Менеджмент двух региональных фондов (Санкт-Петербургского и Центрально-российского), а также сопутствующее техническое содействие получают поддержку немецкого правительства в сумме 20 миллионов долларов в течение 10 лет.

2. Примеры консультационных проектов программы ТРАНСФОРМ, направленных на поддержку отдельных предприятий.

• Консультирование мебельных предприятий в Московской области;

• Консультирование предприятий-производителей стройматериалов в Москве и Московской области;

• Поддержка МСП в Самарской области и фонд поддержки начинающих предпринимателей в Тольятти.



3. Мероприятия по обучению и повышению квалификации российских специалистов и руководителей.

Германия вносит большой вклад в Инициативу российского Президента по подготовке управленческих кадров. До середины 2001 года около 1.500 специалистов и руководящих работников российских предприятий прошли производственную практику в Германии. Среди них большую часть составляют руководители МСП.

На подготовку и повышение квалификации российских специалистов направлено большое количество проектов программы ТРАНСФОРМ, как, например, проект по подготовке кадров для управленческих структур и организаций, образующих экономическую инфраструктуру, в том числе и для МСП. С учетом размеров территории РФ Германия может реализовывать в России только пилотные проекты по поддержке МСП в отдельных регионах. Эти немецко-российские проекты задуманы в соответствии с принципом „помощи для самостоятельного развития" и представляют собой исходную базу для распространения опыта этих проектов в других российских регионах и на всей территории РФ. Первые успехи российско-германского сотрудничества в рамках проектов программы ТРАНСФОРМ по содействию МСБ вполне ощутимы. Успех немецких проектов содействия, а также проектов других международных доноров, направленных на ускорение процесса перехода России к рыночной экономике, зависит в долгосрочной перспективе в решающей степени от того, насколько люди, ответственные за российскую экономическую политику, смогут реализовать на практике советы и рекомендации международных экспертов и создать законодательные стимулы для поддержки МСП во всех российских регионах.

<< предыдущая страница   следующая страница >>