Учебно-методический комплекс по дисциплине: Современные средства оценивания результатов обучения (психологический блок) Специальност - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине ротельство как социально-психологический... 3 542.29kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 4 937.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 372.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет внешнеэкономической... 3 877.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 2 500.82kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая социология... 2 487.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Реклама в коммуникационном процессе 2 1025.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине: Современные средства оценивания результатов - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра__________________________
Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

___________________

___________________ зав.кафедрой__________

Протокол №__________

от__________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине: Современные средства оценивания результатов обучения (психологический блок)


Специальность:______________________________

(наименование и код специальности)

Хабаровск

2008

Аннотация
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения - методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).



2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИСЦИПЛИНЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ (Согласно ГОС ВПО)

Дисциплина читается преподавателями трех специальностей – психологии, педагогики и методики преподавания спец. дисциплин. Далее будет приведена только та часть учебной программы данной дисциплины, которая читается преподавателями кафедры психологии.


3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

студент, изучивший дисциплину, должен знать:

историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом; традиционные и современные подходы к оценке учебных достижений; особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы предтестовых заданий; различные методы оценивания результатов тестирования; нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ, структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету; процедуру проведения тестирования;



уметь:

давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов; проводить тестирование и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов;



владеть:

методами разработки занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по своему предмету; навыками работы с компьютерными пакетами программ по обработке результатов тестирования.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра ___________________

«Утверждаю»:

завкафедрой___________________
________________________

(подпись, Ф.И.О. завкафедрой)

«_______» ________________200 _г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Современные средства оценивания результатов обучения (психологический блок)

Специальность _____________ ________________________________

код ОКСО наименование

Курс_________________

Семестр______________

2008


(год)


Оборотная сторона титульного листа
Разработчик (и)
Доцент Психологии Галактионов И.В.

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия)


_________________ __________ ___________ _______________

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия)

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина ___________________________________________________________

(наименование кафедры)


______________ протокол № _____

(дата)


Задачи учебной дисциплины

Задачи дисциплины:

рассмотреть методы конструирования и использования гомогенных педагогических тестов; методы шкалирования и интерпретации полученных результатов; компьютерные технологии, используемые в тестировании;

определить психологические и педагогические аспекты использования тестов для контроля знаний учащихся;



развить умение составления и оценивания результатов тестовых заданий по своему предмету.
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности (психологический блок)




Название дисциплины и дидактических единиц (выписка из ГОС ВПО)

1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ



2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


4

ВИДЫ ТЕСТОВ И ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

5

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМЫ) И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

6

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КОНКРЕТНОМУ ПРЕДМЕТУ



Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема (психологический блок)




Виды учебной работы

Объем в часах по формам обучения







ДО

ОЗО

1

Общая трудоемкость

20

20

2

Аудиторные занятия

10




3

Лекции

4

2

4

Семинары/практические занятия

6

2

5

Курсовые работы







6

Самостоятельная работа

10

16

7

Вид итоговой аттестации

зачет

зачет


Тематическое планирование дисциплины (ДО)



Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семинары

Практические

Самост. работа

Продукт самостоятельной работы

1

История развития системы тестирования в России и за рубежом

2

1







1

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

2

Психолого-педагогические аспекты тестирования

2

1







1

Задание для сам. работы, тест, контр. работа или реферат

3

Педагогические тесты. Термины и определения

2

1







1

Задание для сам. работы, тест, или реферат

4

Виды тестов и формы тестовых заданий

4







2

2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

5

Контрольно-измерительные материалы (КИМЫ) и интерпретация результатов тестирования

6

1




2

3

Задание для сам. работы, тест, или реферат

6

Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету

4







2

2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

7

ИТОГО

20

4




6

10





Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)



Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семинары

Практические

Самост. работа

Продукт самостоятельной работы

1

История развития системы тестирования в России и за рубежом

4

2







2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

2

Психолого-педагогические аспекты тестирования

4










4

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

3

Педагогические тесты. Термины и определения

4










4

Задание для сам. работы, тест, или реферат

4

Виды тестов и формы тестовых заданий

4







2

2

Задание для сам. работы, тест, или реферат

5

Контрольно-измерительные материалы (КИМЫ) и интерпретация результатов тестирования

2










2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

6

Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету

2










2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

7

ИТОГО

20

2




2

16






Краткое содержание каждой темы

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Возникновение тестирования. Ф. Гальтон - родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Вине, Т. Симона, Дж. Фамера. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Современная теория тестов (1РТ). История её создания.

Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы XX в. Современные центры тестирования.
II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Педагогическое и психологическое тестирование. Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе.
III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Валидность, надёжность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушённость, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.


  1. ВИДЫ ТЕСТОВ И ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Классификация тестов по разным основаниям.

Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза качества содержания. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.


  1. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМЫ) И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов


  1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КОНКРЕТНОМУ ПРЕДМЕТУ

Выявление типовых тестовых заданий ЕГЭ по конкретному предмету. Обобщенные способы выполнения типовых тестовых заданий. Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.

Перечень учебной литературы


Автор

Название

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Аванесов, В.С.

Композиция тестовых заданий.

Учебное пособие

-М., 2002.

Анастази, А., Урбина, С.

Психологическое тестирование

Учебное пособие

-СПб.: Питер, 2007. -688 с.

Бурлачук, Л.Ф.

Словарь-справочник по психодиагностике.

Учебное пособие

-Спб.: Питер, 2000. -528 с.

Бурлачук, Л.Ф.

Психодиагностика.

Учебник

-Спб.: Питер, 2002. -352 с.

Горбатов, Д.С.

Практикум по психологическому исследованию

Учебное пособие

-Самара.: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2000.-248 с.

Дружинин, В.Н.

Экспериментальная психология

Учебник

-СПб.: Питер, 2007. – 320 с.




ЕГЭ. Сборник нормативных документов.

Учебное пособие

-М., 2002.

Ермолавева, О.Ю.

Математическая статистика для психологов

Учебник

-М.: Московский социально-психологический институт: Флинта, 2003. -336с.

Корнилова, Т.В.

Экспериментальная психология: теория и методы

Учебник

-М.Аспект Пресс, 2002. -381 с.

Майоров, АН.

Теория и практика создания тестов для системы образования.

Учебное пособие

-М.,2000.

Мельникова, М.Б.

Теория и практика конструирования педагогических тестов.

Учебное пособие

-М., 2002.

Немов, Р.С.

Психология. В 3 кн.: Кн. 3.

Учебник

-М.: Просвещение: Владос, 2005. -512 с.




Справочник практического психолога: Психодиагностика. п/р Т.С. Посоховой

Учебное пособие

-М: АСТ, -СПб.: Сова, 2005. -671 с.

Дополнительная литература

Батаршев, А.В.

Тестирование: основной инструментарий практического психолога.

Учебное пособие

-М.: Дело, 2001, -240 с.

Нардюжев, В.И., Нардюжев, И. В.

Модели и алгоритмы информационно-
вычислительной системы компьютерного тестирования.

Учебное пособие

-М., 2000.




Общая психодиагностика.

Учебное пособие

-СПб.: Речь, 2000. -440 с.




Основы психологии: Практикум/ ред.-сост. Л.Д. Столяренко

Практикум по психологии

-Ростов н/Д: «Феникс, 2002. -704 с.

Поздняков, С.В.

Тестирование в психологической диагностике.

Учебное пособие

-М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Реан, А.А.

Психология и психодиагностика личности.

Учебное пособие

-СПб.: Прайм- Еврознак, 2006. -255.

Шмелев, А.Г.

Психодиагностика личностных черт

Учебное пособие

-М.: Флинта, 2003. -312 с.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в
программе по курсу «Современные средства оценки результатов обучения»
раскрываются задачи, содержание и методы тестирования по профилю специальности,
связи с другими науками.

Программа курса «Современные средства оценки результатов обучения»


реализуется в процессе чтения лекций, проведения лабораторных занятий,
организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных
консультаций, собеседований в связи с подготовкой к зачету, написанием рефератов и
контрольных работ, докладов для научно-методических студенческих конференций,
проведением педпрактики.

В программе отражены современные научные и методические исследования по данной проблеме. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

В программе раскрывается исторический аспект развития средств оценки, фиксируется внимание на новейших поисках и перспективах развития различных методик оценивания результатов обучения и контроля качества образования.

Учебная работа студентов в рамках данного курса предусматривает лабораторные занятия в компьютерном классе, в ходе которых под руководством преподавателя осуществляется знакомство с пакетами прикладных программ в соответствии с предложенной тематикой. При этом в ходе самостоятельной индивидуальной работы студент должен пройти аттестационные компьютерные тесты централизованного тестирования. Завершающим этапом практической работы является составление тестовых заданий по профилю специальности, их апробация и статистическая обработка. В содержании программы представлены основные типы задач на составление тестовых заданий, приведены конкретные примеры практических заданий, иллюстрирующие уровень возможной сложности тестовых заданий.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

По дисциплине: Современные средства оценивания результатов обучения (психологический блок)

Специальность _____________ ________________________________

код ОКСО наименование


ПРАКТИЧЕСКО ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: ВИДЫ ТЕСТОВ И ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Продолжительность 2 часа


  1. Учебная цель: познакомить учащихся с сущностью и особенностями тестов, видовым разнообразием тестовых заданий и их психологическими особенностями

  2. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии. (См. приложение 1)

  3. Рекомендуемая литература.

Автор

Название

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Аванесов, В.С.

Композиция тестовых заданий.

Учебное пособие

-М., 2002.

Анастази, А., Урбина, С.

Психологическое тестирование

Учебное пособие

-СПб.: Питер, 2007. -688 с.

Бурлачук, Л.Ф.

Словарь-справочник по психодиагностике.

Учебное пособие

-Спб.: Питер, 2000. -528 с.

Бурлачук, Л.Ф.

Психодиагностика.

Учебник

-Спб.: Питер, 2002. -352 с.

Горбатов, Д.С.

Практикум по психологическому исследованию

Учебное пособие

-Самара.: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2000.-248 с.

Дружинин, В.Н.

Экспериментальная психология

Учебник

-СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

Корнилова, Т.В.

Экспериментальная психология: теория и методы

Учебник

-М.Аспект Пресс, 2002. -381 с.

Немов, Р.С.

Психология. В 3 кн.: Кн. 3.

Учебник

-М.: Просвещение: Владос, 2005. -512 с.




Справочник практического психолога: Психодиагностика. п/р Т.С. Посоховой

Учебное пособие

-М: АСТ, -СПб.: Сова, 2005. -671 с.

Дополнительная литература

Батаршев, А.В.

Тестирование: основной инструментарий практического психолога.

Учебное пособие

-М.: Дело, 2001, -240 с.




Общая психодиагностика.

Учебное пособие

-СПб.: Речь, 2000. -440 с.




Основы психологии: Практикум/ ред.-сост. Л.Д. Столяренко

Практикум по психологии

-Ростов н/Д: «Феникс, 2002. -704 с.

Поздняков, С.В.

Тестирование в психологической диагностике.

Учебное пособие

-М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Реан, А.А.

Психология и психодиагностика личности.

Учебное пособие

-СПб.: Прайм- Еврознак, 2006. -255.

Шмелев, А.Г.

Психодиагностика личностных черт

Учебное пособие

-М.: Флинта, 2003. -312 с.


  1. Задания студентам для самостоятельной работы:

Подготовьте реферат по одной из предложенных ниже тем:

  1. История развития тестирования в России.

  2. Основные подходы к оцениванию качества подготовки и способы их реализации.

  3. Система оценивания и контроль качества образования в образовательных
    учреждениях разного типа и уровня.

  4. Современные тенденции в оценивании школьных достижений.

  5. Виды контроля в учебном процессе.

  6. Функции оценки в современном учебном процессе.

  7. Проблема выбора способа оценивания для различных профилей обучения.

  8. Критерии отбора содержания для составления тестовых заданий.

  9. Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.

  10. Эксперимент по введению Единого государственного экзамена: концепция,
    реализация, проблемы.


  1. Контрольные вопросы по теме занятия:

    • Чем отличается тестирование от эксперимента?

    • Каковы основные особенности метода тестов?

    • Какие существуют разновидности тестов?

    • В чем состоят принципиальные различия проективной диагностики от иных тестовых методик?

    • Каковы особенности основных групп проективных методик.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМЫ) И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Продолжительность 2 часа

  1. Учебная цель:

  2. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии (См. приложение 2)

  3. Рекомендуемая литература.




Автор

Название

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Анастази, А., Урбина, С.

Психологическое тестирование

Учебное пособие

-СПб.: Питер, 2007. -688 с.

Дружинин, В.Н.

Экспериментальная психология

Учебник

-СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

Горбатов, Д.С.

Практикум по психологическому исследованию

Учебное пособие

-Самара.: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2000.-248 с.

Ермолавева, О.Ю.

Математическая статистика для психологов

Учебник

-М.: Московский социально-психологический институт: Флинта, 2003. -336с.

Корнилова Т.В.

Экспериментальная психология: теория и методы

Учебник

-М.Аспект Пресс, 2002. -381 с.

Майоров, АН.

Теория и практика создания тестов для системы образования.

Учебное пособие

-М.,2000.

Немов Р.С.

Психология. В 3 кн.: Кн. 3.

Учебник

-М.: Просвещение: Владос, 2005. -512 с.

Дополнительная литература

Нардюжев, В.И., Нардюжев, И. В.

Модели и алгоритмы информационно-
вычислительной системы компьютерного тестирования.

Учебное пособие

-М., 2000.

  1. Задания студентам для самостоятельной работы:

  • Пройдите пробное Интернет-тестирование по специальности.

  • Проведите статистическую обработку выполненных тестовых заданий.

  • Интерпретируйте результаты выполненных тестовых заданий.



  1. Контрольные вопросы по теме занятия:

    • Какие характеристики качества измерения Вам известны?

    • О чем информирует исследователя значение коэффициентов каждой из них?

    • Каковы возможности корреляционного анализа в психологических исследованиях?

    • Что можно и что нельзя выявить с помощью данного теста?

    • Какова последовательность действий при определении коэффициентов линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена?



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КОНКРЕТНОМУ ПРЕДМЕТУ
Продолжительность 2 часа

  1. Учебная цель: познакомить учащихся с разнообразим тестовых заданий и их особенностями

  2. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии (См. приложение 3).

  3. Рекомендуемая литература.




Автор

Название

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Аванесов, В.С.

Композиция тестовых заданий.

Учебное пособие

-М., 2002.

Анастази, А., Урбина, С.

Психологическое тестирование

Учебное пособие

-СПб.: Питер, 2007. -688 с.

Дружинин, В.Н.

Экспериментальная психология

Учебник

-СПб.: Питер, 2008. - 320 с.




ЕГЭ. Сборник нормативных документов.

Учебное пособие

-М., 2002.

Корнилова Т.В.

Экспериментальная психология: теория и методы

Учебник

-М.Аспект Пресс, 2002. -381 с.

Майоров, АН.

Теория и практика создания тестов для системы образования.

Учебное пособие

-М.,2000.

Мельникова, М.Б.

Теория и практика конструирования педагогических тестов.

Учебное пособие

-М., 2002.

Дополнительная литература

Нардюжев, В.И., Нардюжев, И. В.

Модели и алгоритмы информационно-
вычислительной системы компьютерного тестирования.

Учебное пособие

-М., 2000.




  1. Задания студентам для самостоятельной работы:

  • Составьте задания в тестовой форме с выбором одного правильного ответа (в
    соответствии с профилем специальности).

  • Составьте задания в тестовой форме с выбором нескольких правильных ответов (в
    соответствии с профилем специальности).

  • Составьте тестовые задания в тестовой форме открытой формы (в соответствии с
    профилем специальности).

  • Составьте «портфолио» по дисциплине «Современные средства оценки результатов обучения».

  • Проведите мониторинг успеваемости в своей группе по изучаемой дисциплине.




  1. Контрольные вопросы по теме занятия:

  • Какие вам известны нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ?

  • Какова структура и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по вашему предмету?

  • Что вам известно про процедуру проведения тестирования?



Основные понятия дисциплины: тестирование; тест; стандартизированность; коэффициент интеллекта; надежность; типы надежности: ретестовая, параллельных форм, частей теста, валидность; типы валидности: содержательная, конструктивная, критериальная, текущая, прогностическая, эмпирическая; экономичность; ориентированные на статистическую норму тесты; критериально-ориентированные тесты; виды тестов: интеллекта, способностей, достижений, личности, межличностные, вербальные, образные, практические, комбинированные, бланковые, скорости, результативности; личностные опросники, проективные методики, проекция, виды проективных методик: структурирования, конструирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графические; корреляция; корреляционный анализ; коэффициент линейной корреляции Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; критические значения коэффициентов корреляции.
Вопросы к зачету (психологический блок):


  1. Расскажите историю возникновения тестирования в России.

  2. Каковы причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы XX века?

  3. Назовите современные центры тестирования.

  4. Укажите место психологических и педагогических измерений в современном
    образовании.


  5. Охарактеризуйте цели и задачи педагогического и психологического тестирования.

  6. Сходство и различие педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

  7. Назовите психологические тесты, применимые в учебном процессе,

  8. Дайте определение следующим понятиям: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста.

  9. Расскажите о видах тестов.

  10. Охарактеризуйте основные положения классической теории тестов.

  11. Дайте классификацию тестов по разным основаниям.

  12. Понятие гомогенных и гетерогенных тестов.

  13. Назовите основные виды заданий в тестовой форме.

  14. Расскажите о структуре тестового задания.

  15. На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового
    задания?


  16. Как производится экспертиза качества содержания теста?



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
по ________________________________________________­­__________

(указывается дисциплина)

Специальность _____________ ________________________________

код ОКСО наименование


I. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ОБРАЗЕЦ)

Тестовые задания по дисциплине: Современные методы оценивания результатов обучения (5 курс).

Вариант 1.

1.Назовите отличительные особенности фундаментальных научных исследований.

2.Что такое «ретестовая надежность», какую роль играет эта характеристика в оценке процедур тестирования?

3.Что такое критериальная валидность?

4.Что такое текущая валидность, где она встречается?

5.Какие вам известны разновидности тестов в зависимости от предмета измерения?

6. В чем заключаются специфические особенности проективных тестов.

Вариант 2.

1.Назовите отличительные особенности междисциплинарных научных исследований.

2.Что такое надежность частей теста, какое значение имеет эта характеристика в оценке тестовых методик, для чего она применяется?

3.Что такое конструктивная валидность?

4. Что такое прогностическая валидность, где она встречается?

5.Какие вам известны разновидности тестов в зависимости от характера тестовых заданий?

6. Охарактеризуйте возможные недостатки метода тестирования.

Вариант 3.

1.Назовите отличительные особенности критического научного иссследования.

2.Что такое надежность параллельных форм, какую роль играет эта характеристика в оценке процедур тестирования, когда она применяется?

3.Что такое содержательная валидность?

4.Что такое экономичность теста. Какое значение имеет эта характеристика теста?

5.Какие вам известны разновидности тестов в зависимости от времени выполнения?

6. Охарактеризуйте основные психологические достоинства метода тестов.

Примечание: все вопросы теста требуют краткого развернутого ответа.

Тематика контрольных работ

  1. Психологический анализ отношений детей и родителей в семье.

  2. Изучение особенностей межличностных отношений супругов.

  3. Диагностика развития познавательных процессов у детей различных возрастов.

  4. Исследование аспектов готовности ребенка 6-7 летнего возраста к школьному обучению

  5. Выявление причин недостаточной успеваемости подростка (младшего школьника).

  6. Диагностика особенностей системы межличностных отношений подростка.

  7. Опишите характерологические особенности личности подростка (младшего школьника).

  8. Осуществите профориентационную диагностику старшеклассников.

  9. Опишите характерологические особенности личности взрослого человека.

  10. Исследуйте особенности психологического климата школьного класса, студенческой группы.

Методические рекомендации к проведению контрольных работ:

Самостоятельное выполнение приведенных ниже работ предусматривает актуализацию студентами гуманитарного университета теоретических знаний, полученных на занятиях по психологии, а также сформированность умений по применению методов психологической диагностики. Выбор конкретных методик (3-4), адекватных теме контрольной работы и соответствующих особенностей испытуемых осуществляется самостоятельно и по усмотрению самого студента, но обязательно впоследствии корректируется и согласуется с преподавателем вуза.

Представляемый по окончании работы отчет включает в себя:


  • Общие сведения об испытуемых. Полученные путем опроса и изучения документов

  • Состав психологического инструментария

  • Данные по применению каждой методики с краткими комментариями

  • Выводы и рекомендации.

В последствии результаты исследования могут быть использованы не только на занятиях по данной дисциплины, но и в качестве исследовательской части курсовых и выпускных квалификационных работ.

Приложение 1.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с разновидностями методов диагностики личностности.



  1. Выявление самооценки степени соответствия имеющего­ся в настоящий момент образа собственной личности и иде­ального образа квалифицированного профессионала (конкретиза­ция представлений о направлениях саморазвития);

  2. Ознакомление с процедурами применения методики лич­ностного дифференциала (ЛД).

Методика представляет собой оригинальный вариант клас­сической техники семантического дифференциала Чарльза Ос­туда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологичес­кого института им. В. М. Бехтерева. Общепризнана как ком­пактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания, а также межличностных отношений. Приме­няется в клинико-исихологической, психодиагностической, со­циально-психологической практике.

В представленном ниже бланке содержится 21 полярная пара черт личности. Каждая из них при интерпретации соот­носится с каким-либо базовым фактором (Оценки (О); Силы (С); Активности (А)).

Повышение эффективности использования ЛД во многом обусловлено возможным варьированием предметов оценки (на­пример, "каким должен быть отец", "идеальный супруг", "моя жена думает, что я..." и т. д.) с последующим вычислением интервалов между идеальным и реальным, ожидаемым и суще­ствующим.

В.нашем случае испытуемые руководствуются следую­щей инструкцией: "На бланке приведены противоположные по смыслу пары слов, при помощи которых можно описать личностные особенности людей (реальных или воображаемых). Между этими словами, как Вы видите, на каждой строке раз­мещены цифры. Чем ближе расположена цифра к тому или иному слову, тем большую выраженность имеет данное каче­ство в оцениваемом человеке.

Ваша работа будет происходить в два этапа. Вначале Вам предстоит дать оценку степени выраженности качеств высо­коквалифицированного профессионала в выбранном вами виде профессии. Для этого надо зачеркнуть крестиком соответствующие цифры. Помните только, что данный профессионал вовсе не является идеальным человеком. Вы поступите неверно, если зачеркнете, к примеру, цифру "3" у каждого по­ложительного качества.

Затем, на втором этапе, Вам предстоит оценить выражен­ность данных качеств у самого себя в настоящее время. Для этого надо обвести соответствующие цифры кружками. Пусть ваши оценки будут достоверными. Работайте..."



БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Ф.И.О.__________________________пол___________________возраст________________


+1.

обаятельный

3

2

1

0

1

2

3

-

непривлекательный

- 2.

слабый

3

2

1

0

1

2

3

+

сильный

+3.

разговорчивый

3

2

1

0

1

2

3

-

молчаливый

- 4.

безответственный

3

2

1

0

1

2

3

+

добросовестный

+5.

упрямый

3

2

1

0

1

2

3

-

уступчивый

- 6.

замкнутый

3

2

1

0

1

2

3

+

открытый

+7.

добрый

3

2

1

0

1

2

3

-

эгоистичный

- 8.

зависимый

3

2

1

0

1

2

3

+

независимый

+9.

деятельный

3

2

1

0

1

2

3

-

пассивный

- 10.

черствый

3

2

1

0

1

2

3

+

отзывчивый

+11.

решительный

3

2

1

0

1

2

3

-

нерешительный

- 12.

вялый

3

2

1

0

1

2

3

+

энергичный

+13.

справедливый

3

2

1

0

1

2

3

-

несправедливый

- 14.

расслабленый

3

2

1

0

1

2

3

+

напряженный

+15.

суетливый

3

2

1

0

1

2

3

-

спокойный

- 16.

враждебный

3

2

1

0

1

2

3

+

дружелюбный

+17.

уверенный

3

2

1

0

1

2

3

-

неуверенный

- 18.

нелюдимый

3

2

1

0

1

2

3

+

общительный

+19.

честный

3

2

1

0

1

2

3

-

неискренний

- 20.

несамостоятельный

3

2

1

0

1

2

3

+

самостоятельный

+21.

раздражительный

3

2

1

0

1

2

3

-

невозмутимый

Интерпретация индивидуального выполнения ЛД начина­ется с исследования самооценки. При этом данные по конк­ретным параметрам объединяются в комплексные признаки ("ключ" на обратной стороне бланка).

Результаты фактора Оценки (О) свидетельствуют об уров­не самоуважения. Высокие значения говорят о том, что испы­туемый принимает себя как личность, удовлетворен собой, при­писывает себе позитивные, социально одобряемые характерис­тики. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, на недостаточный уровень принятия себя, на неудовлетворенность собственным поведе­нием и особенностями личности. Особо низкие значения этого фактора рассматриваются как возможные свидетельства на­личия неврологических или иных проблем, связанных с ощу­щением малой ценности своей личности.

Данные по фактору Силы (С) определяют самооценку раз­вития волевых качеств. Высокие значения показывают уве­ренность в себе, независимость, склонность собственными си­лами преодолевать трудности, низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности придерживать­ся принятой линии поведения, зависимости от внешних обсто­ятельств. Особо низкие оценки указывают на возможную астенизацию и тревожность.

Показатели фактора Активности (А) соотносимы с поняти­ями экстраверсии и интроверсии. Так, положительные (+) зна­чения указывают на высокую активность, общительность, им­пульсивность. Отрицательные (-) на замкнутость, пассивность, преобладание спокойных эмоциональных реакций.

Далее, в предлагаемом варианте ЛД изучаются представле­ния о личностных качествах профессионала и о сте­пени соответствия собственных черт свойствам этого своеоб­разного "эталона". Здесь представленные на бланке парамет­ры личности рассматриваются уже вне названных факторов, т. с. взятыми сами по себе. При этом составляются следую­щие перечни:



  • черты, выделенные как доминирующие в структуре рефе­рентной личности (соответствуют отметке "3" на первом эта­пе заполнения бланка);

  • черты, выделенные как второстепенные для психолога -профессионала (по другим отметкам первого этапа в порядке убывания); черты, в отношении которых существует полное соответ­ствие между "реальным" и "идеальным" образами личности (по совпадению отметок на первом и втором этапе заполнения бланка);

- черты, по которым испытуемым отмечается значительное несоответствие (в два балла и более) между желаемым уров­нем и выделенным при самооценке.

Следует иметь в виду, что на бланке ЛД отражаются субъективные представления человека, которые могут лишь час­тично соответствовать реальному положению дел. Поэтому дан­ную методику целесообразно на практике использовать в сочета­нии с более достоверными способами получения информации.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с разновидностями методов диагностики личностности.

Познакомиться с конструкцией теста опросника и его основными характеристиками: валидностью, надежностью, процентилями, «сырыми» баллами, рангами, средний балл. Среднее квадратичное отклонение. Определить их значения, научиться их вычислять.

Провести тестирование с помощью приведенного ниже опросника Ю.Б.Орлова. Вычислить все приведенные выше характеристики теста для данной группы, сравните их с теми, которые приведены в бланке приложения.


Тест- опросник для измерения потребности в достижениях.

(Ю.М.Орлов)


  1. Думаю, что успех в жизни зависит больше от расчета, чем от случая.

  2. Если я лишусь любимого занятия, то жизнь потеряет для меня смысл.

  3. Для меня в любом деле важнее процесс его исполнения, чем его конечный результат.

  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

  5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.

  6. Если даже есть возможность и я уверен, что никто этого не заметит, я не могу пойти в кино без билета.

  7. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

  8. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

  9. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

  10. Поглощенный мыслями об успехе я могу забыть о мерах предосторожности.

  11. Мои родители считали меня ленивым ребенком.

  12. Думаю, что в моих неудачах повинен я сам, а не обстоятельства.

  13. Мои родители строго контролировали меня.

  14. Терпения во мне больше чем способностей.

  15. Лень, а не сомнения в успехе, вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

  16. Думаю, что я уверенный в себе человек.

  17. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

  18. Я не усердный человек.

  19. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

  20. Если бы я работал в газете, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

  21. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

  22. Уровень моих требований к жизни ниже чем у моих товарищей.

  23. Я настойчив в достижении своих целей.

Обработка результатов:





N

Валидность

Надежность

Ответ

1

0.41

0.42

да

2

0.43

0.39

да

3

0.50

0.29

нет

4

0.41

0.30

нет

5

0.56

0.41

нет

6

0.46

0.31

нет

7+

0.70

0.32

да

8

0.63

0.46

да

9

0.51

0.25

да

10

0.44

0.38

нет

11

0.54

0.30

нет

12

0.54

0.25

нет

13+

0.63

0.56

нет

14

0.52

0.29

нет

15

0.58

0.37

да

16-

0.50

0.15

нет

17

0.55

0.44

да

18-

0.41

0.20

нет

19

0.51

0.33

да

20+

0.64

0.40

да

21-

0.28

0.34

нет

22-

0.49

0.24

да

23+

0.68

0.33

да

Тестовые нормы




Шкала

%

Процентили

"Сырой" балл

0

0.9

0.3

0-4

1

2.8

1.2

5-7

2

6.6

4.0

8

3

12.1

10.6

9

4

17.4

22.7

10

5

19.8

40.1

11-12

6

17.4

59.9

13

7

12.1

77.3

14

8

6.6

89.4

15

9

2.8

96.0

16-17

10

0.9

98.8

18-23

Средний балл М=12.6, среднее квадратичное отклонение S=2.51

Приложение 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.

ЦЕЛЬ: ознакомление с процедурами корреляционного анализа как средства получения информации.


Упражнение 1:

Установите, являются ли статистически достоверными сле­дующие показатели корреляции переменных:

а) коэффициент Пирсона +0,445 для данных двух тести­рований и группе, состоящей из 20 испытуемых;

б) коэффициент Пирсона -0,810 при числе степеней свобо­ды, равном 4;

в) коэффициент Спирмена +0,415 для группы из 26 человек;

г) коэффициент Спирмена +0,318 при числе степеней сво­боды, равном 38.


Упражнение 2:

Определите коэффициент линейной корреляции между дву­мя рядами показателей:

Ряд1: 2,4,5,5,3,6,6,7,8,9

Ряд2: 2,3,3,4,5,6,3,6,7,7


Упражнение 3:

Сделайте выводы о статистической достоверности и степе­ни выраженности корреляционных отношений при числе степени свободы, равном 25, если известно, что сумма квадратов разностей рангов составляет: а) 1200; 0 1555; в) 2300.


Упражнение 4:

С помощью коэффициента линейной корреляции рассчи­тайте показатели ретестовой надежности имеющегося в нашем распоряжении теста интеллекта (тест Г. Айзенка). Выполните исследование в студенческой группе с интервалом времени между тестированиями в 7-10 дней. Сформулируйте выводы.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2.
ЦЕЛЬ: ознакомление с процедурами выявления самооценки (на основе варианта методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других является, как известно, важным регуля­тором ее поведения. От самооценки во многом зависят взаимо­отношения человека с окружающими, его критичность, требо­вательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Обычно выделяют три типа самооценки: адекватную, заниженную и завышенную.

Заниженная самооценка, как правило, уменьшает соци­альную активность человека, его инициативность, готовность к конкуренции. Реальные успехи и положительное отношение окружающих воспринимаются при этом как нечто случайное, временное. Завышение самооценки приводит к тому, что чело­век самонадеянно берется па работу, не проанализировав ре­альности поставленных целей и условий их достижений. В том и в другом случае возникают внутренняя неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, конфликтность.
ЗАДАНИЕ: с помощью процедур ранговой корреляции определите типы самооценок у 3-5 испытуемых.

Применение методики начинается с ознакомления испы­туемых со списком разнообразных личностных качеств, пред­ставленных на бланке.



Агрессивность, аккуратность, активность, артистизм, беспечность, бод­рость, болтливость, вдумчивость, внушаемость, вспыльчивость, восприим­чивость, гордость, грубость, жадность, жесткость, жестокость, жизнерадос­тность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, интел­лектуальность, интеллигентность, инициативность, изысканность, искрен­ность, исполнительность, ироничность, капризность, конфликтность, лег­коверие, легкомыслие, медлительность, мечтательность, мнительность, мсти­тельность, мужественность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, ос­торожность, отзывчивость, пассивность, педантичность, подвижность, по­дозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, проница­тельность, равнодушие, радушие, развязность, рассудительность, ре­шительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыд­ливость; смелость, терпеливость, трусость, увлекаемость, увлеченность, упорство, упрямство, уступчивость, черствость, честность, хладнокро­вие, холодность, целеустремленность, эгоизм, экономность, энергич­ность, энтузиазм.

Инструкция.

Часть 1: «Выберите из этого списка качеств любые 20, которые, по вашему мнению, наиболее часто встре­чаются в жизни и в общении. Запишите их в любом порядке во вторую графу таблицы на бланке (см. бланк ответов). При этом можно исполь­зовать любые другие личностные качества, не вошедшие в наш перечень».

Часть 2: «Прочтите еще раз выписанные Вами слова. Рас­смотрите эти качества с точки зрения их социальной полезно­сти и приемлемости. Оцените каждое качество от 1 до 20 бал­лов. Баллы проставьте в левой колонке (N1). Так, балл "1" выставьте напротив того качества, которое менее всего жела­тельно и приемлемо, либо выберите самое желательное каче­ство и напротив поставьте балл "20". Оценки от 2 до 19 (или от 19 до 2) расположите в соответствии с Вашими представле­ниями о том, насколько полезны они для общества. Помните, что при этом ни одна оценка не должна повторяться».

Когда эта часть задания выполнена, левую сторону бланка следует загнуть, чтобы цифры в дальнейшем не были видны.

Часть 3: «Справа от столбца качеств (в графе N2) отметь­те цифрой "20" качество, которое присуще Вам в наибольшей степени; сценкой "19" - качество, присущее Вам несколько меньше и т. д.; наконец, оценкой "1" - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что и здесь оценки не должны повторяться».

Вычислите коэффициент корреляции между двумя полученными рядами показателей.

При интерпретации методики следует иметь в виду, что дан­ный аспект самооценки в значительной мере испытывает на себе влияние выражаемого испытуемым отношения к обще­ству. Так, критический или скептический настрой к распрост­раненным в той или иной социальной группе нормам и прави­лам поведения при несоответствии приписываемых себе качеств «нормативным» способен существенно исказить показа­тели самооценки.

В целом, чем ближе коэффициент ранговой корреляции к 1, тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке обычно свидетельствует коэффициент от 0,47 до 0,74. Пока­затель от 0,75 и более характеризует в этом случае завышен­ную самооценку. Отсутствие же статистической значимости полученного коэффициента становится свидетельством зани­женной самооценки. Значение коэффициента корреляции ран­гов от -0,47 и менее может быть интерпретировано как пока­затель возможных нарушений социальной адаптации или де­монстративно-критического мнения о сложившихся обществен­ных отношениях.



Бланк ответов


N1

Качества

N2

d

d2
















































Приложение 3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ЦЕЛЬ: выработка умений составления заданий для тести­рования учебных достижений.

Структурно тестовое задание обычно состоит из четырех частей:



  1. Инструкция;

  2. Текст задания (вопроса);

  3. Варианты ответов (кроме тех случаев, когда ответ надо сформулировать самостоятельно);

  4. Правильный ответ.

При этом под инструкцией понимается совокупность по­нятных и кратких указаний на то, что именно должен сде­лать испытуемый и каким образом ему следует зафиксиро­вать результат своих действий. Как правило, инструкции предваряют серию однотипных заданий. Они могут иметь такой вид:
«Подчеркните тот вариант ответа из перечисленных, который вы счи­таете правильным».

«Впишите пропущенные слова на месте многоточий».

«В левом ряду - имена известных ученых, в правом – сделанные ими открытия. Соедините их стрелками, установив взаимосвязи имен и научных достижений. При этом некото­рые имена останутся лишними».
Текст задания должен содержать одну законченную мысль или однозначно понимаемое утверждение. В нем не должно быть лишних слов, непреднамеренных подсказок, скрытых под­вохов. Желательно избегать в вопросе выражений отрицания.

В чем состоят недостатки следующих заданий?


«Как известно, в 1709 году русская армия разгромила шведские вой­ска Карла XII под стенами одного украинского города. Как называется одноименная поэма А. С. Пушкина?»

«Вы знаете о том, что в 1703 году Петром I был заложен город Санкт-Петербург. Одобряли или не одобряли бояре, жившие в то время, это событие?»

«Как звали сподвижника Петра Великого, внесшего заметный вклад в качестве командующего армией в победу России в Северной войне?»

«Чем завершился Прутскнй поход русской армии в 1910 году?»
В том случае, если задание содержит варианты ответов, к ним предъявляются следующие требования:

  • неправильные ответы должны быть внешне похожи на правильные;

  • все варианты необходимо грамматически согласовать с вопросом;

  • выбор ответа не должен зависеть от содержания предше­ствовавших вопросов и ответов;

  • местоположение правильного ответа определяется в слу­чайном порядке;

  • неверные ответы не должны содержать очевидных несо­образностей и явных неточностей;

  • лучше использовать длинный вопрос и короткие ответы, чем наоборот;

  • если ответов несколько, то необходимо их логически упо­рядочить (например, от меньшего к большему выражению некоего качества).

Эталонный ответ формулируется предельно однозначно для того, чтобы исключить возможности проявлений субъективиз­ма лица, оценивающего результаты тестирования. При этом указываются все синонимичные варианты правильного от­вета.
Рассмотрим теперь классификацию видов заданий в тестах учебных достижений.
ЗАДАНИЯ СО СВОБОДНОЙ ФОРМОЙ ОТВЕТОВ

(предусматривают самостоятельное составление испытуемы­ми своих ответов):

1. Краткие ответы на вопросы.
Например:

«Как называется группа, поведение членов которой становится для человека образцом для подражания?»

«С помощью какого понятия можно выразить стремление члена группы "быть как все?»

«При каком стиле управления группой все решения принимает еди­нолично ее руководитель?»

2. Дополнения текстов, рисунков, рядов чисел.

«Социальная фасилитация - это... качества работы человека из-за присутствия...»

«Стремление людей во что бы то ни стало поступать... воле... назы­вают нонконформизмом».

«По степени добровольности участия малые группы подразделяются на... и...»

3. Микросочинения, рассуждения на заданную тему.

«Среди множества ироничных определений психологии есть и такое: «Это наука о студентах-второкурсниках и белых крысах»... Почему оно возникло? Насколько сохранило актуальность в настоящее время? Обоснуйте свое мнение».

«Подготовьте развернутый ответ на вопрос: каковы причины появле­ния «знаменитого» постановления ЦК ВКП(б) «О педологических из­вращениях в системе Наркомпроса» (1934г)?»
ЗАДАНИЯ С ЗАКРЫТОЙ ФОРМОЙ ОТВЕТОВ

(пред­полагают выбор испытуемым правильных ответов из пред­ставленного множества):

4. Альтернативные ответы, содержащие только два вариан­та. Например:

«Конформизм проявляется, когда человек изменяет свою позицию в соответствии с мнением большинства группы:

а) верно; б) неверно».

«Роберт Зайонц доказал, что возбуждение индивида от присутствия других его доминирующую реакцию:

а) уменьшает; б) увеличивает».

«Паника обычно возникает вследствие действия

а) заражения; б) внушения».

5. Задания с выбором ответа (из 4-5 возможных):

«Только одно слово из перечисленных достаточно точно соответствует понятию конформизма. Какое?

а) упрямство;

б) слабость;

в) ошибочность;

г) приспособление».

«Непроизвольная передача эмоционального состояния от одних чле­нов группы другим в социальной психологии называется

а) заражением;

б) внушением;

в) подражанием;

г) убеждением».

«Среди экспериментов, направленных на изучение условий подчине­ния авторитету, наиболее известны те, которые провел

а) Соломон Аш;

б) Стенли Милгрэм;

в) Серж Московичи;

г) Музафер Шериф».

6. Определение взаимосвязи, соответствия. Такие задания


содержат два списка, неравных но объему, между которыми
надо графически установить связь или соответствие.

"Укажите соответствующей цифрой, какой ученый опубликовал тот или иной труд (одному автору соответствует только одно наиме­нование):




Ученые

Труды

Цифры

1. А. Бине







2. В. Вундт







3. Ж. Пиаже







4. Д. Уотсон







5. З. Фрейд







6. С.Холл







7. К.Г. Юнг






«В одном ряду приведены имена ученых, в другом - наименования разработанных ими теорий. Установите связь, соединив их стрелками. При этом некоторые имена останутся лишними.

Альфред Адлер Феноменологическая теория

Ганс Анзснк Гуманистическая теория

Робсрто Ассаджиоли Когнитивная теория

Альберт Бандура Теория аналитической психологии

Абрахам Маслоу Теория индивидуальной психологии

Маргарет Мид Социально-когнитивная теория научения

Джордж Келли

Карл Роджерс

Карл-Густав Юнг».
ЗАДАНИЕ: Работая в микрогруппах, самостоятельно со­ставьте и запишите но три примера к каждому типу тестовых заданий. Проанализируйте выявленные недочёты и ошибки.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Кафедра психологии

«Утверждаю»:

зав. кафедрой___________________

_______________________________

(подпись, Ф.И.О. завкафедрой)

«_______» ________________20 _г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Современные средства оценивания результатов обучения

Специальность _____________ ________________________________

код ОКСО наименование

Курс_________________5

Семестр______________1

2010


(год)

Тематическое планирование дисциплины (ДО) на 2010/11 уч. год



Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семинары

Практические

Самост. работа

Продукт самостоятельной работы

1

История развития системы тестирования в России и за рубежом

2

1







1

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

2

Психолого-педагогические аспекты тестирования

2

1







1

Задание для сам. работы, тест, контр. работа или реферат

3

Педагогические тесты. Термины и определения

2

1







1

Задание для сам. работы, тест, или реферат

4

Виды тестов и формы тестовых заданий

4







2

2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

5

Контрольно-измерительные материалы (КИМЫ) и интерпретация результатов тестирования

6

1




2

3

Задание для сам. работы, тест, или реферат

6

Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету

4







2

2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

7

ИТОГО

20

4




6

10





Тематическое планирование дисциплины (ОЗО) на 2010/11 уч. год



Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семинары

Практические

Самост. работа

Продукт самостоятельной работы

1

История развития системы тестирования в России и за рубежом

4

2







2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

2

Психолого-педагогические аспекты тестирования

4










4

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

3

Педагогические тесты. Термины и определения

4










4

Задание для сам. работы, тест, или реферат

4

Виды тестов и формы тестовых заданий

4







2

2

Задание для сам. работы, тест, или реферат

5

Контрольно-измерительные материалы (КИМЫ) и интерпретация результатов тестирования

2










2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

6

Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету

2










2

Задание для сам. работы, тест, контр. работа, или реферат

7

ИТОГО

20

2




2

16






Уточненный список учебной литературы в учебном 2010/11году


Автор

Название

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Аванесов, В.С.

Композиция тестовых заданий.

Учебное пособие

-М., 2002.

Анастази, А., Урбина, С.

Психологическое тестирование

Учебное пособие

-СПб.: Питер, 2007. -688 с.

Бурлачук, Л.Ф.

Словарь-справочник по психодиагностике.

Учебное пособие

-Спб.: Питер, 2000. -528 с.

Бурлачук, Л.Ф.

Психодиагностика.

Учебник

-Спб.: Питер, 2002. -352 с.

Дружинин, В.Н.

Экспериментальная психология

Учебник

-СПб.: Питер, 2007. – 320 с.




ЕГЭ. Сборник нормативных документов.

Учебное пособие

-М., 2002.

Ермолавева, О.Ю.

Математическая статистика для психологов

Учебник

-М.: Московский социально-психологический институт: Флинта, 2003. -336с.

Корнилова, Т.В.

Экспериментальная психология: теория и методы

Учебник

-М.Аспект Пресс, 2002. -381 с.

Мельникова, М.Б.

Теория и практика конструирования педагогических тестов.

Учебное пособие

-М., 2002.

Немов, Р.С.

Психология. В 3 кн.: Кн. 3.

Учебник

-М.: Просвещение: Владос, 2005. -512 с.




Справочник практического психолога: Психодиагностика. п/р Т.С. Посоховой

Учебное пособие

-М: АСТ, -СПб.: Сова, 2005. -671 с.

Дополнительная литература




Основы психологии: Практикум/ ред.-сост. Л.Д. Столяренко

Практикум по психологии

-Ростов н/Д: «Феникс, 2002. -704 с.

Поздняков, С.В.

Тестирование в психологической диагностике.

Учебное пособие

-М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Реан, А.А.

Психология и психодиагностика личности.

Учебное пособие

-СПб.: Прайм- Еврознак, 2006. -255.

Шмелев, А.Г.

Психодиагностика личностных черт

Учебное пособие

-М.: Флинта, 2003. -312 с.