страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для - страница №1/1
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет ФилософииУчебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100.62, философия, подготовки бакалавра Автор: Б.Н. Кашников, доктор философских наук, профессор кафедры практической философии Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Прагматизм». Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Прагматизм » являются сформировать у студентов способности осмыслять сложные проблемы, анализом которых занимается прагматизм. Прагматизм в современной культуре имеет, по меньшей мере, два смысла. Первый из них это моральный прагматизм. Он означает этическую установку субъекта на достижение успеха, или практического результата. В некоторых случаях такой прагматизм может означать аморализм. Это происходит в том случае, если успех превращается в единственную цель деятельности, лишается моральных ограничений. Действительно, современная политика и бизнес имеют тенденцию к аморализму и прагматизму в этом смысле. Философский прагматизм это система философских методов, ценностей и знаний, которые ориентируют человека на успешную деятельность в этом мире, но не в смысле отказа от морали. Скорее наоборот, сама мораль в прагматизме рассматривается как необходимое условие успеха. При этом успех понимается в социальном смысле, как коллективное предприятие, имеющее глубокие общечеловеческие смыслы. Освоение прагматизма способствует освобождению разума и морали от догм. Прагматизм не знает ничего законченного и застывшего. Он призывает к бесконечному творчеству и пересмотру самих оснований наших знаний и ценностей в имя творчества и прогресса. Прагматизм глубоко проник в саму ткань современной культуры. Современная культура прагматична во всех своих проявлениях, даже если на ней и не стоит ярлыка «прагматизм». Умение различать это свойство культуры и отделять истинных прагматизм от примитивного аморализма представляет собой важнейшую цель изучения дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Введение Мы приступаем к изучению классического американского прагматизма. Это специфическое философское направление, связанное с именами Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи. Специфика этой философии заключается в том, что она (эта философия) в наибольшей степени чем какая бы то ни было может претендовать на звание «национальной философии». В данном случае – философии «Американского духа». Но в действительности это не так. Прагматизм, как и любая другая философия не является национальной. Просто условия американской жизни потребовали именно такую философию. На первый взгляд прагматизм имеет короткую историю. Он внезапно родился и быстро встал на ноги. Приобрел большую популярность и сошел со сцены. Уже в этих обстоятельствах рождения, расцвета и заката прагматизма философ найдет немало поучительного для понимания философии вообще. Но прагматизм отнюдь не умер. Скорее он выполнил свое предназначение. Современная философия, даже если она не носит название прагматизма является в значительной степени прагматической. Прагматизм интересен для нас еще и как практическая философия «в квадрате». В том смысле, что эпистемология, метафизика, логика прагматизма подчинены его этике. Что же касается собственно этики, то это главным образом этика успешной деятельности. Учебная работа предполагает лекционный курс, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу. В ходе обучения студенты должны будут написать короткое эссе, реферат. Обучение завершается письменным экзаменом В связи с тем, что у нас нет общего учебника по этому курсу посещение лекций весьма желательно. Лекции необходимо записывать очень обстоятельно, поскольку в противном случае могут возникнуть проблемы в понимании изучаемых нами статей. Семинарские и практические занятия будут организованы нами таким образом, что студенты получат возможность детально ознакомиться с наиболее важными текстами Пирса, Джеймса и Дьюи. Это следующие тексты: Пирс – «Как сделать наши идеи ясными», «Закрепление верований», «Что такое прагматизм», «Эволюционная любовь». Джеймс – «Воля к вере», «Прагматизм». Дьюи – «Реконструкция в философии», «Проблемы человека». Эти и другие статьи, которые вы найдете в прилагаемом ридере, позволяют получить достаточное представление о философии прагматизма. Некоторые из этих статей мы будет изучать коллективно в соответствии с нижеприведенным планом. Другие станут темой докладов. При чтении текстов и подготовке к практическому занятию следует обратить внимание не только на общую структуру и логику работу, но и на отдельные выражения, даже слова. Весьма приветствуется чтение этих статей в оригинале. В ряде случаев особенности перевода могут значительно отразиться на смысле слов и концепций. При подготовке доклада по той или иной статье следует также обратить внимание на смысл слов и выражений и обратиться в случае необходимости к оригиналу. Но особое внимание следует обратить на анализ текста. Чтение текста и доклад об этом тексте должны иметь аналитический характер. Недостаточно просто воспроизвести содержание статьи. Оно должно пройти через ваше собственное понимание. Вы должны будете изложить не статью, но ваше понимание этой статьи. Для этого потребуется провести сравнение с другими философскими направлениями, с вашим собственным опытом жизни и т.д. Вы также должны будете «подняться» над текстом и дать ему оценку. При работе над эссе следует иметь в виду, что ответ на поставленный вопрос должен быть максимально лаконичным. Слишком многословное эссе не будет оцениваться. Ссылки и сноски не обязательны. При работе над рефератом задача будет заключаться в том, чтобы найти основные положения подтверждающие взгляды изучаемого философа на том или иной предмет. Сноски и ссылки становятся необходимы. Реферат не может быть меньше по количеству слов того минимума, который указан ниже. Формы контроля: Контроль за посещением занятий. Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения) Реферат (6-7 тыс. слов) Домашнее эссе (3-4 тыс. слов) Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: Работа на практических занятиях дает до 20 % Реферат до 30% Домашнее эссе до 10% Посещение занятий до 20% Тематический план учебной дисциплины
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Содержание программы Содержание разделов и тем программы курса «классический прагматизм как практическая философия» 1. Американский прагматизм. Истоки. Ложность обыденных представлений о прагматизме. Идеалистический характер и этический смысл классического прагматизма. Возникновение прагматизма. Первые статьи Ч. Пирса в 70-х годах 19го века и лекции У. Джеймса в в 90-х годах 19го века. Расцвет прагматизма в начале 20го века и причины его постепенного упадка начиная с 30-х годов. Влияние прагматизма на развитие логического позитивизма в Америке и на последующее развитие аналитической философии. Научные источники американского прагматизма. Физика Ньютона. Теория эволюции Ч. Дарвина. Психология второй половины 19го века. Научный дух прагматизма. Связь ведущих теоретиков прагматизма с практической наукой. Специфическое понимание прогресса. Отрицание прямолинейных выводов из теории Дарвина. Отрицание механистического детерминизма. Взаимодействие с классическим позитивизмом О.Конта и Дж.Ст. Милля. Критика позитивизма и отрицание первоначальной формы эмпиризма. Религиозные и этические корни прагматизма. Американский протестантизм. Личностный характер связи человека с истиной. Право каждого индивида на истину. Философские корни позитивизма. Традиции философии языка и теории значения. Сократ, Платон, спор об универсалиях и реалиях. Связь с традициями британского эмпиризма но неприятие его развития Юмом. Реализм здравого смысла шотландской школы. Влияние философии Дж. Ройса. Космическая философия Дж. Фиске. Теистический эволюционизм Бичера.
Дополнительная литература:
2. Теория познания Ч. Пирса. Обстоятельства жизни Ч. Пирса. Связь с практической наукой и математикой. Отношение к позитивизму и метафизике. Внимание Пирса к средневековой философии и в особенности спору реалистов и номиналистов. Отождествление собственной позиции с позицией Дунса Скота. Специфика решения Пирсом проблемы универсалий. Три основные понятия эпистемологии Пирса: первичность, двоичность, троичность. Первичность как потенциальная возможность актуальной идеи, сходство с неактуализированными сущностями схоластов. Двоичность как взаимодействие. Троичность как результат действия и придания смысла субъектом. Специфика эмпиризма Пирса. Реальность общих понятий и человеческая способность эмпирического созерцания общих понятий. Действие и общее понятие. Невозможность абстрактного определения общего понятия. Необходимость связи идеи и действия. Пример с определением химического элемента. Пример с определением дерева. Связь с религиозной практикой: «По плодам их узнаете из». Ранний прагматизм как способ уточнения значения концептов. Три разновидности идей. Структура сложной идеи. Первичность, двоичность и троичность. Теория знаков как следствие прагматических представлений. Прагматическая максима. Связь познания и воли. Отрицание декартовского подхода. Когнитивный и целевой аспект опыта. Опыт и социальная привычка. Критика теории познания Пирса. Основная литература:
Дополнительная литература:
3. Статья Ч. Пирса. «Как сделать наши идеи ясными» и «Закрепление верования». В процессе совместного анализа этих двух статей студенты должны ответить на следующие вопросы: «Как сделать наши идеи ясными»?
24. Есть ли смысл говорить о ней? «Закрепление верований»:
4. Теория реальности Ч. Пирса. Два определения реальности Пирсом. Нечто объективное и нечто однозначное. Проблема отделения реального от фиктивного. Разновидности фиктивного: сон и содержание произведения искусства. Возможность социальной значимости фиктивного. Ментальная реальность и внешняя реальность. Три теста экстериальности: подавление восприятия актом воли, приглашение других наблюдателей, использование приборов. Реальность как договоренность. Проблема предопределения и неизбежности. Их связь с реальностью. Статистика. Математический характер реальности. Реальность как бесконечность. Бесконечность процесса элиминации субъективного момента в бесконечном опыте поколений. Реальность и сообщество наблюдателей. Моральный смысл познания. «Случай, любовь и логика». Протестантский характер истины как надежды. Основные методы или принципы исследования: упорство, авторитет, метод вкуса (априорный), наука. Их сравнительные преимущества и недостатки. Исторический подход Пирса. Идея прогресса процесса познания. Объективность, публичность и связь с фактами, как необходимые свойства метода. Морально-практический смысл познания. Практические последствия вытекающие из подобного понимания реальности – успешное коллективное действие. Критика мистики и магии. Критика вещи в себе. Критика феноменологии.
Дополнительная литература:
5. Концепция закона Ч. Пирса Реализм, эмпиризм и закономерность. Метафизический клуб. Влияние Аббота. Распространение реализма на область законов. Номиналистическое понимание закона. Уверенность Пирса в необходимости реалистического понимания закона, как потребности развития научного знания. Доказательство ненаучности номинализма. Восприятие общих законов. Доступность объективных связей эмпирическому познанию. Момент всеобщности, содержащийся в опыте. Инстинктивный характер знания всеобщих законов. Связь с установками философии жизни. Инстинкты пространства, времени, силы. Проблемы возникающие из такого понимания. Метафизика научного закона. Объективный характер научного закона. Закон и факт. Закон и явления. Потенциальные и актуальные законы. Три концепции Пирса в отношении законов: tychism, synechism, agapasm. Отрицание Пирсом механистического детермининизма. Отношение к жизни и смерти. Сходство с идеями Шопенгауэра. Идея роста и всепобеждающей жизни. Случайность и необходимость. Законы разума и распространение идей. Статья Пирса «Эволюционная любовь». Доктрина эволюции как доктрина любви. Любовь и прогресс. Космология Пирса. Начало мира – темная первичность. Хаос. Появление вторичности – силы. Троичность как свойство создавать привычные связи. Появление закона. Исчезновение случайности как перспектива вселенной. Достижение разумности и гармония космоса. Сходство этих идей с идеями русского космизма. Концепт потенциальности. Реальность вне ощущений. Возможность законов, которые никак не проявляют себя. Пример с моральным законом, который может не выполняться никем.
Дополнительная литература:
6. Философия религии У. Джеймса Обстоятельства жизни и творчества Джеймса. Влияние кальвинизма на Джеймса. Изучение психологии. Основные работы Джеймса. Творческое развитие. Духовный кризис. Первая формулировка проблемы. Бессмертие и разум оказываются вне поля зрения научной философии. Необходимость в новой философии. Отличие от прагматизма Пирса. Религия как новый объект прагматизма. «Воля к вере». Мягкий и жесткий тип человеческой веры. Метод, религия, вера. Критика Спенсера. Различие абстрактной и практической философии. Необходимость веры. Наука как разновидность веры. Вера как условие деятельности. Пример с деревом. Деятельный характер веры и истины. Идея мелиоризма. Осуждение концепции Джеймса Ватиканом. Критика Рассела. Wishfull thinking. Право на веру. Живые и мертвые гипотезы. Различие между агностиком и скептиком. Практическая невозможность полного скепсиса. Тривиальные и существенные гипотезы. Необходимые и случайные гипотезы. Примеры из жизни. Возможность веры создавать факты для собственного подтверждения. Противоречие с прагматизмом Пирса. Метафизика религии. Прагматическое доказательство бытия Бога. Теистический монизм. Морализация вселенной. Идея человеческой ответственности. Участие сознания в эволюции вселенной. Понятие конечного Бога. Возможность для человека партнерства с Богом. Теодицея. Гуманизм и идея ценности индивида.
Дополнительная литература:
7. Статьи У. Джеймса «Воля к вере» и «Что такое прагматизм». В процессе совместного анализа этих двух статей студенты должны ответить на следующие вопросы:
«Что такое прагматизм»:
8. Прагматизм У. Джеймса. Специфика прагматизма Джеймса. Статья Джеймса «Прагматизм». Два источника прагматизма Джеймса: прагматизм Пирса и британский эмпиризм. Привычка к действию как смысл прагматизма. Консеквенциализм Джеймса. Акцент на результате действия. Номинализм Джеймса. Эмпиризм и прагматизм. Специфика эмпиризма Джеймса. Нормативный или радикальный эмпиризм. Отношение к Юму и Канту. Продолжение линии Юма и отрицание Канта. Отрицание спекулятивной метафизики Пирса. Конкретность ощущений. Познание как процесс. Знание объекта как обладание идеей, которая позволяет совершать действия или мыслительные операции. Амбулаторный процесс и салтаторный процесс. Пример с формой земли. Успешное действие как условие истины. Теория Ума и теория Реальности. Статья Пирса «Существует ли сознание». Нейтральный монизм Джеймса. Концепция нейтрального опыта. Проблема истины. Реальность и истина. Роль веры. Невозможность истины факта. Истина как качество идеи. Идея и суждение. Истина как то, что случается с идеей. Идея как план действий. Удовлетворенность как критерий качества идеи. Верификация. Концепция «обналичивания» идей в опыте. Прагматический анализ истины. Общие затруднения теории верификации. Невозможность верификации всеобщих законов. Решение Джеймса как компромисс догматизма и скептицизма.
Дополнительная литература:
9. Статья У. Джеймса «Современная дилемма в философии» и «Прагматическая концепция истины» В процессе совместного анализа этих двух статей студенты должны ответить на следующие вопросы:
«Прагматическая концепция истины»:
10. Теория исследования Дж. Дьюи. Обстоятельства жизни и творчества Дьюи. Влияние шотландского реализма. Работа учителем в средней и высшей школе. Критика Декарта. Отношение к Дарвину, Фрейду, Марксу. Стремление объединить все достижения человеческой мысли. «История идей», «Стремление к достоверности». Расколдование мира. Стремление соединить факты и ценности. «Организм и среда». Естественный процесс познания. Познание как взаимодействие со средой. Различие между опытом и знанием. Различие между опытом и знанием. Идеи как инструменты. Шаблонный характер восприятия объектов. Привычки ума. Индивид как сумма всех привычек ума. Процесс исследования. «Очерк экспериментальной логики». Непосредственные и опосредованные действия. Инструментализм. Мысль как инструмент развития. Концепция единства теории и практики. Причины прежнего раскола теории и практики. Инструментализм и доктрина непосредственного восприятия. Объекты таковы какими они представляются. Единство объектов науки и обыденной жизни. Единство фактов и ценностей. Возможность научного познания ценностей.
Дополнительная литература:
11. Этика Дж. Дьюи Предшественники. Односторонность прежних теорий. Разрыв мотива и цели. Религиозная этика и Кант с одной стороны. Утилитаризм с другой. Важен не мотив, но мотив, направленный на результат. Важен не результат, но направленный на него мотив. Аристотель. Этика Дьюи как возрождение этики добродетелей. Моральный закон как закон человеческих желаний. Привычки к действию. Влияние Дарвина. Натурализм Дьюи. Три среды поведения: Неорганический мир, Органический мир, Мир ценностей. Отрицание абсолютных ценностей но признание ценностей объективных. Зависимость морали от условий человеческой жизни. Опыт лежащий в основе добра и зла. Этика должна быть научной. Основные положения. Этика социальных привычек. Этика как иная формулировка прагматической теории значения. Индивид взятый в единстве с его деятельностью. Этика как эмпирическая наука. Ее связь с социальной психологией. Основные человеческие добродетели как результат успешного приспособления к среде. Привычка и импульс. Разум как способ преодоления импульса. Человеческая природа. Возможность ее развития. Индивид как совокупность своих привычек. Среда и индивид. Индивид и общество. Социальные группы. Привычки социальных групп. Разумные и неразумные привычки. Необходимость познания социальных привычек. Социальная этика. Опасность блокировки импульса как одно из условий массового иррационализма. Мутации импульса. Цели как благо. Совершенство как высшее благо. Перфекционизм Дьюи. Рост как единственная моральная цель. Причем рост как совместимый с дальнейшим ростом. Счастье как наслаждение динамикой жизни. Всестороннее развитие личности. Творческий труд и осмысленная деятельность. Чувство общины. Коммунитаризм Дьюи. Конструирование блага. Благо должно быть создано из условий роста. Суждения факта и суждения ценности. Необходимость их объединения посредством создания научной этики. Континуум целей и средств. Основная литература:
Дополнительная литература:
12. Практическая философия Дж. Дьюи Социальная философия. Свободное развитие индивида как центральная доктрина и основная задача социальных институтов. Должное – совокупность требований, предъявляемых другими. Подчиненность должного благу. Социальное давление. Разумность и неразумность социального давления. Демократия как главная тема социальной философии Дьюи. Моральный и социальный смысл демократии. Демократия как условие всестороннего развития индивида. Бесклассовая политическая организации как идеал демократии. Политическая и социальная демократия. Высокая социальная мобильность как идеал социальной демократии. Идеал положительной свободы. Недостаточность негативной свободы. Открытость общества как аналог открытой вселенной. Неопределенность как фактор мира. Необходимость общественной кооперации. Философия образования. Образование через деятельность. Образование как потребность индустриальной революции. Отставание образования от потребностей времени. Главная проблема современного образования – его оторванность от чувственного опыта. Причина – сохраняющийся дуализм ума и тела как наследие Декарта. Телесная активность понимается как нечто враждебное разуму. Проблема дисциплины в классе. Ложность образования только через развитие ума. Ум как условие преобразования мира. Коммунитарное образование. Школа как часть общины. Участие школы в жизни социума. Философия религии. Религиозность Дьюи. «Общая вера» - работа Дьюи вызвавшая протест представителей традиционных религий. Религия как существительное и религия как прилагательное. Религия как институт и как состояние человека. Религия как возможность интеграции своей личности со вселенной. Религия повседневной жизни. Натурализация религии. Вера в прогресс. Социальная критика. Недостаточность планирования социальной жизни. Критика индивидуализма и крайнего либерализма. Депрессии 30-х годов как следствие их. Общественный смысл экономики и политики. Либеральное образование. Критика состояния образования в Америке. Утверждение силы человека. Основная литература:
Дополнительная литература:
13. Конференция по работам У. Джеймса. Каждый из студентов готовит аналитический обзор одной из следующих статей:
Все работы содержатся в сборнике: Джеймс, У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. 14. Конференция по работам Дж. Дьюи Каждый из студентов готовит аналитический обзор одной из следующих статей:
Все работы содержатся в сборнике: Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003 Результирующая оценка по дисциплине Результирующая оценка по дисциплине складывается по формуле: О результ. = q1O итог. контроль + q1О накопленная . При этом q1 = 0,5, а q2 = 0,5. Накопленная оценка, в свою очередь, складывается по формуле: О накопленная = k1 O реферат + k2 O аудит + k3 О сам. работа. В качестве текущего контроля используется реферат по одной из тем, в соответствии с нижеприведенным списком. Оценка за аудиторную работу представляет собой итоговую оценку за работу на занятиях. При этом k1 = 0,75, k2 = 0,5, k3 = 0,25 Тематика Эссе
Другие темы возможны по согласованию с преподавателем Объем эссе. От 10 до 20 тыс. знаков Срок сдачи - не позднее последнего дня февраля
Другие темы возможны по согласованию с преподавателем Объем реферата от 20 до 30 тыс. знаков Срок сдачи – не позднее 20 марта Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./ Подпись обязательна. |
|