Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в об - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 2 784.93kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 1 361.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 93.33kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 2 587.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Психология и педагогика... 3 447.59kb.
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая... 1 371.11kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 2 480.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... 1 244.16kb.
К участию в межрегиональном семинаре были приглашены представители... 1 143.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М.Волосникова

__________ _____________ 201__г.



ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 050700.62 Педагогика,

профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании,

очная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ______________________________ /Ю.В. Лазарева/

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ «___» _____________ 2011 г. протокол №__. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем стр., тираж _________ экз.

Зав. кафедрой ______________________________/Г.В. Кухтерина/

«______»____________ 2011 г.


Рассмотрено на заседании УМК ИПиП ТюмГУ «___» _________ 2011 г. протокол № ___. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________________________/А.В. Арефьева/

«______»____________ 2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_______________/С.А. Федорова/

«____»____________ 2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М.Волосникова

__________ _____________ 201__г.



ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 050700.62 Педагогика,

профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании,

очная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ______________________________ /Ю.В. Лазарева/

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ «___» _____________ 2011 г. протокол №__. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Г.В. Кухтерина/

«______»____________ 2011 г.


Рассмотрено на заседании УМК ИПиП ТюмГУ «___» _________ 2011 г. протокол № ___. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________________________/А.В. Арефьева/

«______»____________ 2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_______________/С.А. Федорова/

«____»____________ 2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра возрастной и педагогической психологии


Ю.В. Лазарева


ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

направления 050700.62 – Педагогика

профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании

Издательство

Тюменского государственного университета

2011

УДК:


ББК:

Аз:


Лазарева Ю.В. ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании, очная форма обучения. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.психол.н., доцент



РЕЦЕНЗЕНТЫ:


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© Лазарева Ю.В., 2011.

Лазарева Ю.В. ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании, очная форма обучения. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.психол.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Лазарева Ю.В., 2011.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины – формирование умений и навыков у будущих педагогов-психологов в области сопровождения взаимодействия субъектов образования.

Задачи дисциплины:

  1. Сформировать представление об особенностях взаимодействия психолога с субъектами образования, факторах, их определяющих;

  2. Получить представление о взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве;

  3. Получить сведения о способах оптимизации взаимодействия субъектов образования и их профессионального согласия.


Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Настоящий курс входит в национально-региональный компонент (03) общепрофессиональных дисциплин программы бакалавриата по направлению подготовки 050700.62 «Педагогика», профиль 540609 «Практическая психология в образовании».
Требования к уровню освоения содержания курса:

Знать: содержание имплицитных теорий субъектов образования об образе психолога и взаимодействии с психологом.

Уметь: использовать различные активные методы групповой работы для работы с профессиональным самосознанием педагогов; рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий.

Владеть: различными методами групповой работы по повышению психологической компетенции субъектов образования; способами оптимизации взаимодействия субъектов образования и их профессионального согласия; представлениями о профессиональной этике взаимодействия психолога с субъектами образования.
Структура и трудоемкость дисциплины. Дисциплина изучается на 4 курсе в течение 8 семестра. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины 119 часов. Данный курс рассчитан на 44 аудиторных часа, из них 22 лекционных, 22 практических и 75 час для самостоятельной работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1


№ п/п

Тема


Лекции, час.

Практические занятия, час.

Самостоятельная и индивидуальная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Модуль 1.

1

Несформированность нормативной и методологической базы как фактор, определяющий трудности взаимодействия психолога в школе

2

4

11

17

0-12

2

Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе

4

4

14

22

0-18

Всего

6

8

25

39

0-30

Модуль 2.

1

Проблемы психологической компетентности субъектов образования

4

4

13

21

0-17

2

Сопряжение ожиданий субъектов образования.

4

4

12

20

0-13

Всего

8

8

25

41

0-30

Модуль 3.

1

Взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве.

4

2

13

19

0-14

2

Методологические подходы по налаживанию конструктивного взаимодействия субъектами образования

4

4

12

20

0-26

Всего

8

6

25

39

0-40

Итого

22

22

75

119

0-100



РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Таблица 2



Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


темы

Формы текущего контроля

Итого кол-во баллов




собеседование

ответ на семинаре

контрольная работа

комплексные ситуационные задания




1

2

3

4

5

6

Модуль 1.

1.1.

0-1

0-3




0-8

0-12

1.2.




0-4




0-14

0-18

Всего

0-1

0-7




0-22

0-30

Модуль 2.

2.1.

0-1

0-3

0-6

0-7

0-17

2.2.

0-2

0-2




0-9

0-13

Всего

0-3

0-5

0-6

0-16

0-30

Модуль 3.

3.1.

0-1

0-2




0-11

0-14

3.2.

0-3

0-3

0-7

0-13

0-26

Всего

0-4

0-5

0-7

0-24

0-40

Итого

0-8

0-17

0-13

0-62

0-100



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Несформированность нормативной и методологической базы как фактор, определяющий трудности взаимодействия психолога в школе.

Функция психолога в образовании: проектировщик и организатор развивающих сред, методолог, диагностом развития, выстраивающим коммуникации в ситуации развития, конфликтолог, психотерапевт. Неопределенность статуса школьного психолога. Влияние системы отношений психолог – администрация на статусную позицию психолога. Способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога. Минусы отсутствия статуса независимого эксперта.


Тема 2 Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе.

Мотивы овладения профессией. Психологическая профессия как своеобразная «надстройка» над уже имеющимся образованием. Содержание «борьбы ментальностей». Психолог-профессионал в представлениях различных исследователей (К. Роджерс, Р. Мэй, Г.С. Абрамова, Р.В. Овчарова, А.Г. Лидерс, М.Р. Битянова, Е.Е. Сапогова, Р. Кочунас, С. Укке, А.Э. Пятинин, Е.Л. Доценко). Отличительные признаки непрофессионального психолога. Профессиональные качества психолога как продолжение его личностных особенностей. Типичные проявления невысокого уровня профессионализма психолога в школе во взаимодействии с субъектами образования.


Тема 3. Проблемы психологической компетентности субъектов образования.

Недостаточность психологической компетенции у субъектов образования. Переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса как интегративный показатель социального компонента развивающей образовательной среды.



Проявления психологической некомпетенции части педагогов, администраторов и родителей. Психологическая компетентность педагогов как основополагающая в структуре педагогической деятельности. Предметно-центрированность образовательного процесса. Условия повышения психологической компетенции субъектов образования.
Тема 4. Сопряжение ожиданий субъектов образования.

Особенности взаимодействия психолога с субъектами образования: недостаточность согласованности в профессиональных ценностях, установках, смыслах; неудовлетворенность характером взаимодействия; наличие агрессивно-защитных форм взаимодействия; недостаточная востребованность психолога. Субъекты образования как носители обыденного сознания. Имплицитные теории взаимодействия Дж. Брунера.

Три стороны межличностного пространства общения – предметной, инструментальной и аффективно-потребностной, его составляющие: взаимопонимание (о предмете и мире), координация (о способах и стратегиях) и согласование (о намерениях и потребностях). Формирование совместного субъекта деятельности субъектов образования. Соотнесение сфер общения: когнитивной, операциональной, потребностно-смысловой.
Тема 5 Взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве.

Школа как семантическое (смысловое и знаковое) пространство c собственными контекстами взаимодействия. Взаимодействие субъектов образования как наложение субъективных полей. Напряжённость смыслового поля школы. Возможные смысловые рассогласования субъектов образования в каждом уровне, определяющем школу: архетипическом, государственном, культурном, межличностном, межгрупповом. Содержание архетипическокого уровня: Учитель–Ученик, Мудрец–Воспитанник, Преследователь–Жертва.

Базовые архетипы психолога в школе: Волшебник, Шаман, Герой. Содержание мифов (Г. Гринберг, Т. Гордон) препятствующие конструктивному взаимодействию педагога. “Профессиональный фантомом социальной ответственности” психолога. Взаимодействие психолога с родителями: возможные патогенные установки.
Тема 6 Методологические подходы по налаживанию конструктивного взаимодействия субъектами образования.

Содержание моделей работы психолога с педагогами, учащимися и родителями по повышению их психологической компетенции: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, гигиенический, ценностно-рефлексивный.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1. Образ школьного психолога в представлениях субъектов образования

1. Групповое обсуждение результатов проведенного в качестве самостоятельной работы интервью с целью выявления представлений обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему.

2. Анализ представленных результатов исследований характера ожидания субъектов образования от психолога и ожидания психолога.

3. Сравнение выявленных представлений обыденного сознания о психологе и представлений субъектов образования о психологе, дать объяснение различиям.


Практическое занятие 2. Способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога.

Обсуждение способов и стратегий укрепления статусной позиции психолога в образовательном учреждении по результатам самостоятельно сделанного анализа предложенных источников.


Практическое занятие 3-4. Условия и способы повышения психологической компетенции субъектов образования.

Проведение деловой игры «Субъекты образования глазами друг друга»

Ход работы:

Участники, Четыре группы (число подгрупп 6): «Ученики», две группы: «Трудные ученики», «Благополучные ученики»; «Родители», «Учителя», «Психологи», «Администраторы».

Задания группам:

1. «Портрет группы». Каждая группа дает описание себя: «Кто мы? Какие мы?» Эмоционально - волевая, мотивационная сферы, особенности взаимодействия, личностные, профессиональные потребности, ценности и смыслы.

2. «Портрет-отношение». Каждая группа дает описание всех других групп: «Кто они? Какие они?». Каковы их особенности, личностные и профессиональные ценности и смыслы. Что принимается, что отторгается.

3. Рефлексия. Сбор информации.

4. «Мозговой штурм»: над какими именно составляющими психологической компетенции психологов, педагогов, родителей, администраторов и учащихся необходимо работать психологу и как именно?

5. Обсуждение содержания следующих моделей работы психолога с педагогами для повышения их психологической компетенции: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, гигиенический, ценностно-рефлексивный.


Практическое занятие 5-6. Исследование представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования.

1. Исследование собственных представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования.

2. В малых группах сочинить сказку о взаимодействии психолога с субъектами образования.

3. Презентация сказки и анализ ее по предложному алгоритму.

Алгоритм анализа текста сказки:


  • Тема.

  • Роли – это то, с какими персонажами из сказки идентифицируются рассказчики (кто адм, кто пед, кто пси, кто ребенок).

  • Инициатива (кто держит инициативу, кто ставит промежуточные ситуации, кто вводит всех остальных в работу, у кого ведущая и направляющая роль).

  • Дистанция – межличностное расстояние, определяющаяся количеством преград, стоящих на пути сближения людей. Преграды бывают внешние и внутренние.

  • Пристройка – обозначает вертикальную составляющую психологического пространства взаимодействия. Пристройка может быть сверху, снизу, на равных. Пристройка сверху – это стремление доминировать. Может выражаться в поучениях, осуждениях, высокомерных и покровительственных интонациях и т.д. Пристройка снизу – может выражаться в просьбах, извинениях, оправданиях и т.д. Пристройка на равных – это отсутствие пристроек сверху и снизу. Выражается в стремлении к сотрудничеству, повествовательных интонациях и вопросах.

  • Преобладающие эмоции – рассмотреть эмоциональный тон каждого эпизода сказки, указать на то, что чувствуют герои сказки и сочинители сказки по отношению друг к другу.

  • Цели – информируют о том, к чему человек стремится, чего хочет добиться. Кто ставит цели, кто борется за собственные цели, как идет согласование целей составителей сказки, каким образом ставятся цели, что ставится в качестве цели?

  • Типичные формы поведения (анализ стратегии поведения). Дает информацию о том, как преимущественно ведет себя человек в проблемной ситуации. Стратегии – способы совладания с трудностями. Средства совладания с трудностями. При наличии затруднения, преграды – выбранные формы поведения (игнорирование, избегание, деструкция, компромисс). При затруднениях – анализ недостающих ресурсов, имеющихся ресурсов (качество, доступность, мощность).

  • Дополнительные вопросы для обсуждения:

  • Если были противоречия при сочинении, то по какому поводу?

  • Роль педагогов в вашей сказке;

  • Место психолога в школе из вашей сказки;

  • Место администратора;

  • Место ребенка;

  • Характер их взаимодействия.


Практическое занятие 7. Влияние возможных патогенных установок на характер взаимодействия психолога с родителями.

1. Обсуждение природы возможных патогенных установок во взаимодействии психолога с родителями, опираясь на содержание используемых для самостоятельного анализа источников: статей Вархатовой Е.К. «Из опыта работы школьного психолога: проблема отношений психолог-родитель», «Консультирование родителей: ловушки для психолога».

2. Обсуждение подготовленных в качестве самостоятельной работы в малых группах заключений о природе различий в представлениях о реальном и идеальном взаимодействии психолога с родителями и другими субъектами образования по предложенным результатам исследования представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования.
Практическое занятие 8.

1. Выступление студентов с подготовленными рефератами по предложенным темам.

2. Обсуждение содержания выступлений.
Практическое занятие 9.

Зачетное тестирование по основным темам.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. В малых группах составить и провести интервью с целью выявить представления обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему. Проанализировать полученные результаты.

2. Проанализировав предложенные источники, сравнить и обобщить способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога в образовательном учреждении:



  • Леви Т.С. К вопросу о взаимодействии психолога и педагогического коллектива. // Журнал практического психолога, 1997, 1. - с.5-9.

  • Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М.:, 1998. 127 с.

  • Мальцева О.А. О путях преодоления трудностей адаптации педагога психолога в образовательном учреждении. // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: секция “Образование взрослых: теория и практика (андрогогика)”. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.-Тюмень: ТОГИРРО, 1998. – с.95-97.

3. В малых группах подготовить заключение о природе различий в представлениях о реальном и идеальном взаимодействии психолога с субъектами образования, исследуя следующие источники и результаты исследований представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования:

  • Доценко Е.Л. Психолог в школе: исполнитель или заказчик. Школьная психологическая служба: проблемы и опыт. Вторая областная научно-практическая конференция, Тюмень:, 1994. – с. 5-7.

  • Леви Т.С. Проблема "вхождения" психолога в педагогический коллектив детского сада и школы//Журнал практического психолога, 1996, 5.- с.3-11.

  • Лидерс А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.// Журнал практического психолога, 1996, 3.

  • Мальцева О.А, Уточкина И.Ю. Образ школьного психолога в представлениях субъектов образования (психосемантическое исследование), // Психолог в школе, 1999, 2. – с. 31-45

  • Мальцева О.А. Образ педагога-психолога глазами администрации образовательных учреждений / Культура современного урока. Материалы областной научн.-практич. конференции, -Тюмень:, 1998. – с. 21-23.

  • Мальцева О.А. Образ педагога-психолога в представлениях педагога. // Практическая психология образования: опыт и проблемы. Сборник научных трудов – Курган:, 1999.- с.19-22.

  • Гильманов С.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебной деятельности. // Практическая психология образования: опыт и проблемы. Сборник научных трудов – Курган:, 1999.- с.15-19.

  • Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух. // Журнал практического психолога, 1997, 6.

4. Обсуждение предложенных заключений.

5. Сформулировать возможные патогенные установки психолога во взаимодействии с родителями, используя следующие предложенные в электронной версии источники: статьи Вархатовой Е.К. «Из опыта работы школьного психолога: проблема отношений психолог-родитель», «Консультирование родителей: ловушки для психолога».

6. Подготовка выступлений студентов с рефератами по темам

7. Разработка тестовых заданий по основным темам курса на основе предложенных источников.


Темы рефератов

  1. Структура продуктивного учебного взаимодействия.

  2. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве.

  3. Психологическая безопасность образовательной среды.

  4. Учитель в системе психологической службы в школе.

  5. Представления педагогов о психологической службе в школе.

  6. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании.

  7. Основы профессионально-педагогического общения.

  8. Технология работы психолога с учителем.

  9. Коммуникативной компетенции школьного психолога.

  10. Взаимодействие психолога и педагогического коллектива.

  11. Психологическая служба в структуре педагогического процесса.

  12. Профессиональное психологическое сознание.

  13. Ситуация учения-обучения как конфликт.

  14. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях образовательного учреждения.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ


    1. Функция психолога в образовании.

    2. Неопределенность статуса школьного психолога.

    3. Способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога.

    4. Психолог-профессионал в представлениях различных исследователей.

    5. Проявления непрофессионализма психолога в школе во взаимодействии с субъектами образования.

    6. Недостаточность психологической компетенции у субъектов образования.

    7. Проявления психологической некомпетенции у педагогов.

    8. Проявления психологической некомпетенции администраторов.

    9. Проявления психологической некомпетенции родителей.

    10. Условия повышения психологической компетенции субъектов образования.

    11. Особенности взаимодействия психолога с субъектами образования.

    12. Школа как семантическое пространство.

    13. Смысловые рассогласования субъектов образования на уровнях, определяющих школу.

    14. Содержание архетипическокого уровня семантического пространства школы.

    15. Базовые архетипы психолога в школе.

    16. Содержание фантома социальной ответственности психолога.

    17. Содержание мифов педагога, мешающих конструктивному взаимодействию.

    18. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве.

    19. Психологическая безопасность образовательной среды.

    20. Учитель в системе психологической службы в школе.

    21. Основы профессионально-педагогического общения.

    22. Взаимодействие психолога и педагогического коллектива.

    23. Типичные патогенные установки психолога во взаимодействии с родителями учащихся.

    24. Содержание моделей работы психолога с педагогами по повышению их психологической компетенции.

    25. Содержание моделей работы психолога с учащимися по повышению их психологической компетенции.

    26. Содержание моделей работы психолога с родителями по повышению их психологической компетенции. Структура продуктивного учебного взаимодействия.

    27. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве.

    28. Психологическая безопасность образовательной среды.

    29. Учитель в системе психологической службы в школе.

    30. Основы профессионально-педагогического общения.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 192 с.

  3. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М.: 2003. 127 с.

  4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1999. – 232 с.


Дополнительная литература:

  1. Божович Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса. // Вопросы психологии, 1986, 2. – с. 100-103.

  2. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. - Киев:, 1993.

  3. Гильманов С.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебной деятельности. // Практическая психология образования: опыт и проблемы. Сборник научных трудов – Курган:, 1999.- с.15-19.

  4. Доценко Е.Л. Особенности профессионального общения психолога. // Журнал практического психолога, 1997, 7.

  5. Доценко Е.Л. Психолог в школе: исполнитель или заказчик. Школьная психологическая служба: проблемы и опыт. Вторая областная научно-практическая конференция, Тюмень:, 1994. – с. 5-7.

  6. Кобзарь Т.Л. К проблеме коммуникативной компетенции школьного психолога. // Журнал практического психолога, 1999, 1. – с. 62-66.

  7. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж, НПО "МОДЭК", 1995. -144с.

  8. Леви Т.С. К вопросу о взаимодействии психолога и педагогического коллектива. // Журнал практического психолога, 1997, 1. - с.5-9.

  9. Леви Т.С. Проблема "вхождения" психолога в педагогический коллектив детского сада и школы//Журнал практического психолога, 1996, 5.- с.3-11.

  10. Лидерс А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.// Журнал практического психолога, 1996, 3.

  11. Мальцева О.А. О путях преодоления трудностей адаптации педагога психолога в образовательном учреждении. // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: секция “Образование взрослых: теория и практика (андрогогика)”. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.-Тюмень: ТОГИРРО, 1998. – с.95-97.

  12. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. // Журнал практ. психолога, 1999, 4. –с.28-34.

  13. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Э.М.Борисова и др. – М.: 1991. – 303 с.

  14. Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем. // Семья и школа, 1987, 10.

  15. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консуль-тирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.- 192с.

  16. Сапогова Е.Е. Дао психолога: феномены психологического бытия. Журнал практического психолога, 1998, 7.

  17. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух. // Журнал практического психолога, 1997, 6.

  18. Селихова Г.В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования. // Мир психологии. Научно-методический журнал., 1998, 4. - с. 113-119.

  19. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Ситуация учения-обучения как конфликт. // Журнал практического психолога, 1992, 2. – с.86-.

  20. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы. / Под ред. И.В.Дубровиной. - 252с.

  21. Алферов А.Д., Луговой Е.А. Учитель в системе психологической службы в школе. // Вопросы психологии, 1986, 2. – с. 74-79.

  22. Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота. – СПб.: 1997. – 95 с.

  23. Бенедиктов Б.А., Коломинский Е.Л., Ковалев С.А. Представления педагогов о психологической службе в школе. // Вопросы психологии, 1986, 2. – с. 103-109.

Юлия Валерьевна Лазарева

ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

направления 050700.620 – Педагогика

профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании



Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государсотвенного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10