страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль - страница №1/1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Проректор по учебной работе _______________________ Л.М.Волосникова __________ _____________ 201__г. ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании, очная форма обучения Автор работы: ______________________________ /Ю.В. Лазарева/ «______»___________2011 г. Объем стр., тираж _________ экз. Зав. кафедрой ______________________________/Г.В. Кухтерина/ «______»____________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП ТюмГУ «___» _________ 2011 г. протокол № ___. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК __________________________/А.В. Арефьева/ «______»____________ 2011 г. Зав. методическим отделом УМУ_______________/С.А. Федорова/ «____»____________ 2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М.Волосникова __________ _____________ 201__г. ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании, очная форма обучения Автор работы: ______________________________ /Ю.В. Лазарева/ «______»___________2011 г. Объем стр. Зав. кафедрой ______________________________/Г.В. Кухтерина/ «______»____________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП ТюмГУ «___» _________ 2011 г. протокол № ___. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК __________________________/А.В. Арефьева/ «______»____________ 2011 г. Зав. методическим отделом УМУ_______________/С.А. Федорова/ «____»____________ 2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра возрастной и педагогической психологии Ю.В. Лазарева ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 050700.62 – Педагогика профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании Издательство Тюменского государственного университета 2011 УДК: ББК: Аз: Лазарева Ю.В. ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании, очная форма обучения. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.психол.н., доцент
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © Лазарева Ю.В., 2011. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.психол.н., доцент © Тюменский государственный университет, 2011. © Лазарева Ю.В., 2011. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель дисциплины – формирование умений и навыков у будущих педагогов-психологов в области сопровождения взаимодействия субъектов образования. Задачи дисциплины:
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Настоящий курс входит в национально-региональный компонент (03) общепрофессиональных дисциплин программы бакалавриата по направлению подготовки 050700.62 «Педагогика», профиль 540609 «Практическая психология в образовании». Требования к уровню освоения содержания курса: Знать: содержание имплицитных теорий субъектов образования об образе психолога и взаимодействии с психологом. Уметь: использовать различные активные методы групповой работы для работы с профессиональным самосознанием педагогов; рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий. Владеть: различными методами групповой работы по повышению психологической компетенции субъектов образования; способами оптимизации взаимодействия субъектов образования и их профессионального согласия; представлениями о профессиональной этике взаимодействия психолога с субъектами образования. Структура и трудоемкость дисциплины. Дисциплина изучается на 4 курсе в течение 8 семестра. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины 119 часов. Данный курс рассчитан на 44 аудиторных часа, из них 22 лекционных, 22 практических и 75 час для самостоятельной работы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 1
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Несформированность нормативной и методологической базы как фактор, определяющий трудности взаимодействия психолога в школе. Функция психолога в образовании: проектировщик и организатор развивающих сред, методолог, диагностом развития, выстраивающим коммуникации в ситуации развития, конфликтолог, психотерапевт. Неопределенность статуса школьного психолога. Влияние системы отношений психолог – администрация на статусную позицию психолога. Способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога. Минусы отсутствия статуса независимого эксперта. Тема 2 Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе. Мотивы овладения профессией. Психологическая профессия как своеобразная «надстройка» над уже имеющимся образованием. Содержание «борьбы ментальностей». Психолог-профессионал в представлениях различных исследователей (К. Роджерс, Р. Мэй, Г.С. Абрамова, Р.В. Овчарова, А.Г. Лидерс, М.Р. Битянова, Е.Е. Сапогова, Р. Кочунас, С. Укке, А.Э. Пятинин, Е.Л. Доценко). Отличительные признаки непрофессионального психолога. Профессиональные качества психолога как продолжение его личностных особенностей. Типичные проявления невысокого уровня профессионализма психолога в школе во взаимодействии с субъектами образования. Тема 3. Проблемы психологической компетентности субъектов образования. Недостаточность психологической компетенции у субъектов образования. Переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса как интегративный показатель социального компонента развивающей образовательной среды. Проявления психологической некомпетенции части педагогов, администраторов и родителей. Психологическая компетентность педагогов как основополагающая в структуре педагогической деятельности. Предметно-центрированность образовательного процесса. Условия повышения психологической компетенции субъектов образования. Тема 4. Сопряжение ожиданий субъектов образования. Особенности взаимодействия психолога с субъектами образования: недостаточность согласованности в профессиональных ценностях, установках, смыслах; неудовлетворенность характером взаимодействия; наличие агрессивно-защитных форм взаимодействия; недостаточная востребованность психолога. Субъекты образования как носители обыденного сознания. Имплицитные теории взаимодействия Дж. Брунера. Три стороны межличностного пространства общения – предметной, инструментальной и аффективно-потребностной, его составляющие: взаимопонимание (о предмете и мире), координация (о способах и стратегиях) и согласование (о намерениях и потребностях). Формирование совместного субъекта деятельности субъектов образования. Соотнесение сфер общения: когнитивной, операциональной, потребностно-смысловой. Школа как семантическое (смысловое и знаковое) пространство c собственными контекстами взаимодействия. Взаимодействие субъектов образования как наложение субъективных полей. Напряжённость смыслового поля школы. Возможные смысловые рассогласования субъектов образования в каждом уровне, определяющем школу: архетипическом, государственном, культурном, межличностном, межгрупповом. Содержание архетипическокого уровня: Учитель–Ученик, Мудрец–Воспитанник, Преследователь–Жертва. Базовые архетипы психолога в школе: Волшебник, Шаман, Герой. Содержание мифов (Г. Гринберг, Т. Гордон) препятствующие конструктивному взаимодействию педагога. “Профессиональный фантомом социальной ответственности” психолога. Взаимодействие психолога с родителями: возможные патогенные установки. 1. Групповое обсуждение результатов проведенного в качестве самостоятельной работы интервью с целью выявления представлений обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему. 2. Анализ представленных результатов исследований характера ожидания субъектов образования от психолога и ожидания психолога. 3. Сравнение выявленных представлений обыденного сознания о психологе и представлений субъектов образования о психологе, дать объяснение различиям. Практическое занятие 2. Способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога. Обсуждение способов и стратегий укрепления статусной позиции психолога в образовательном учреждении по результатам самостоятельно сделанного анализа предложенных источников. Практическое занятие 3-4. Условия и способы повышения психологической компетенции субъектов образования. Проведение деловой игры «Субъекты образования глазами друг друга» Ход работы: Участники, Четыре группы (число подгрупп 6): «Ученики», две группы: «Трудные ученики», «Благополучные ученики»; «Родители», «Учителя», «Психологи», «Администраторы». Задания группам: 1. «Портрет группы». Каждая группа дает описание себя: «Кто мы? Какие мы?» Эмоционально - волевая, мотивационная сферы, особенности взаимодействия, личностные, профессиональные потребности, ценности и смыслы. 2. «Портрет-отношение». Каждая группа дает описание всех других групп: «Кто они? Какие они?». Каковы их особенности, личностные и профессиональные ценности и смыслы. Что принимается, что отторгается. 3. Рефлексия. Сбор информации. 4. «Мозговой штурм»: над какими именно составляющими психологической компетенции психологов, педагогов, родителей, администраторов и учащихся необходимо работать психологу и как именно? 5. Обсуждение содержания следующих моделей работы психолога с педагогами для повышения их психологической компетенции: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, гигиенический, ценностно-рефлексивный. Практическое занятие 5-6. Исследование представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования. 1. Исследование собственных представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования. 2. В малых группах сочинить сказку о взаимодействии психолога с субъектами образования. 3. Презентация сказки и анализ ее по предложному алгоритму. Алгоритм анализа текста сказки:
Практическое занятие 7. Влияние возможных патогенных установок на характер взаимодействия психолога с родителями. 1. Обсуждение природы возможных патогенных установок во взаимодействии психолога с родителями, опираясь на содержание используемых для самостоятельного анализа источников: статей Вархатовой Е.К. «Из опыта работы школьного психолога: проблема отношений психолог-родитель», «Консультирование родителей: ловушки для психолога». 2. Обсуждение подготовленных в качестве самостоятельной работы в малых группах заключений о природе различий в представлениях о реальном и идеальном взаимодействии психолога с родителями и другими субъектами образования по предложенным результатам исследования представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования. 1. Выступление студентов с подготовленными рефератами по предложенным темам. 2. Обсуждение содержания выступлений. Зачетное тестирование по основным темам. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1. В малых группах составить и провести интервью с целью выявить представления обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему. Проанализировать полученные результаты. 2. Проанализировав предложенные источники, сравнить и обобщить способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога в образовательном учреждении:
3. В малых группах подготовить заключение о природе различий в представлениях о реальном и идеальном взаимодействии психолога с субъектами образования, исследуя следующие источники и результаты исследований представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования:
4. Обсуждение предложенных заключений. 5. Сформулировать возможные патогенные установки психолога во взаимодействии с родителями, используя следующие предложенные в электронной версии источники: статьи Вархатовой Е.К. «Из опыта работы школьного психолога: проблема отношений психолог-родитель», «Консультирование родителей: ловушки для психолога». 6. Подготовка выступлений студентов с рефератами по темам 7. Разработка тестовых заданий по основным темам курса на основе предложенных источников. Темы рефератов
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература:
Дополнительная литература:
Юлия Валерьевна Лазарева ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 050700.620 – Педагогика профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________Издательство Тюменского государсотвенного университета 625003, г. Тюмень, Семакова, 10 |
|