Учебный курс «Русский язык и культура речи» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура... 3 2038.19kb.
Дисциплина «Русский язык, культура речи и делового общения» Темы... 1 37.51kb.
Прием студентов на 2013-2014 учебный год на I курс на заочную форму... 1 68.44kb.
Программа дисциплины Русский язык и культура речи для специальности... 1 108.38kb.
И культура речи направление 620100 (031202. 65) Лингвистика и межкультурная... 1 110.48kb.
Тема Культура речи как образовательная 1 41.82kb.
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 2 646.15kb.
В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»... 1 46.42kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.62kb.
Современный русский язык: лексикология 1 223.69kb.
Программа для детей изучающих русский, английский и итальянский языки. 1 79.57kb.
Санкт-петербург редакционная коллегия выпуска 11 3913.51kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебный курс «Русский язык и культура речи» - страница №2/5

Тема 2. Формы существования национального языка. Функциональные стили современного русского литературного языка


Вопросы:

1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

2. Что такое «национальный язык»?

3. Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

4. Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского языка?

5. Почему А.С. Пушкина считают создателем современного русского литератур­ного языка?

6. Перечислите основные признаки литературного языка. В чём состоит отличие литературного языка от нелитературных элементов?

7. Чем обусловлена функционально-стилевая дифференциация литературного языка?

8. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

9. Назовите и охарактеризуйте основные функциональные стили современного русского литературного языка (отметьте сферу использования, основные стилевые чер­ты, жанровые разновидности, языковые средства).



Упражнения:

1. Выберите правильный вариант:

Основоположником современного русского литературного языка является

а) Ломоносов

б) Карамзин

в) Горький

г) Пушкин

2. Из понятий «литературный язык» и «национальный язык» более широким является

а) литературный язык, так как на нем создаются художественные произведения, научная литература; это язык СМИ и образования

б) национальный язык

3. Какой признак не свойствен литературному языку?

а) наличие устной и письменной формы

б) территориальная ограниченность

в) нормированность



4. В литературном языке

а) 3 стиля

б) 5 стилей

в) 4 стиля

г) 6 стилей

5. Напишите, к какому стилю относятся данные образцы устной/письменной речи:


а) аннотация

б) трудовое соглашение

в) предвыборная речь

г) учебное пособие

д) заявление на имя ректора

е) «Горе от ума» А.С. Грибоедова



ж) письмо другу

6. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста):

А. Итак, в действительности видимое положение звезды оказывается смещенным относительно истинного на некоторый угол. Вектор скорости Земли все время поворачивается в плоскости орбиты, вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается, описывая конус вокруг истинного направления на звезду. Соответственно, видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность. Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол, отличный от прямого, видимое положение звезды описывает эллипс. Для звезды, лежащей в плоскости орбиты, эллипс превращается в прямую.

Б. При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы: транспортный документ, а в соответствующих случаях и коммерческий акт, составленный органами транспорта, рекламационный акт, составленный с участием представителя Стороны, получающей товар, либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны, получающей товар

В. Вам предстоит важный разговор с начальником. Вы решили пробить на работе свою идею и стремитесь получить поддержку коллег. В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем. Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию. Любое деловое общение требует подготовки, тщательно разыгранного сценария. От того, как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника, зависит успех переговоров. Большинство терпят фиаско по одной причине: рассчитывают на успех с первой попытки. И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом: если да так да, если нет так уж окончательное нет. А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда.

Г. Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных улиц и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано: Успение Божией Матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее.

7. Подберите фрагменты текстов, принадлежащих разным функциональным стилям. На основе анализа используемых языковых средств докажите, что данные тексты принадлежит научному, официально-деловому, публицистическому, художественному и разговорному стилю.

Тема 3.

3.1. Культура речи. Нормативный аспект культуры речи

Вопросы:

1. Раскройте содержание понятия «культура речи».

2. Что представляет собой культура речи как наука?

3. Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры речи.

4. Дайте определение культуры речи как качества хорошей речи. Каковы её со­ставляющие?

5. Каковы критерии оценки культуры речи?

6. Назовите уровни культуры речи.

7. Что понимается под языковой нормой? Перечислите характерные особенности нормы.

8. Типология норм современного русского литературного языка.

Упражнения:

1. Прочтите отрывки из работ известных русских лингвистов. Определите, о чем говорится в каждой цитате и каково ваше отношение к сказанному:

1. Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен (Л.В.Щерба).

2. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В.В. Виноградов).

3. Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку. Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития. Тот, кто знает, что такое «пенаты» (из учебника грамматики это узнать нельзя), никогда не ошибется в употреблении этого слова. Школьник, который слово «аврора» в тексте пушкинского стихотворения понимает как название знаменитого крейсера, повинен не в незнании языка, а в незнании и непонимании истории, в отсутствии верных представлений о жизни. Правильной речи мы учимся в той мере, в какой мы учимся всему тому, что составляет изучение нашей культуры. Учиться правильной речи можно только вместе с усвоением огромного содержания, в нее вложенного. Таким образом, правильная речь не только признак и условие высокой культуры, но она и сама обусловлена последней (Г.О. Винокур).

4. Основная и наибольшая часть уменья говорить дается в школе. Жизнь сравнительно мало прибавляет к приобретенному в школе. Отсюда понятна колоссальная государственно-культурная роль постановки родного языка в школе именно как предмета нормативного. Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому что составляют более ясные контракты и т.д. и т.п. Уменье говорить – то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый (А.М.Пешковский).

2. В одном из произведений писателя и философа Г.Гачева включено следующее письмо. Что затрудняет его чтение и правильное восприятие? Какую роль играет соблюдение/несоблюдение языковых норм в процессе общения (устного или письменного)?

Здраствуй дарагой уважаемы супрух иатец пишит тибе твая верная жина ираба дила впарядки чи го итибе жалаим здаровя таксибя приехал быты галубчик утишил душу диржис пакрепче нипадай сгары та



3. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста:

Патриарх ТЮЗа А.А.Брянцев рассказал мне об одном телефонном разговоре. Ему неожиданно позвонили и школы: "Вам зво΄нит преподавательница..." – "Не верю!" – прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок, и снова: "Вам зво΄нит преподавательница..." – "Не верю!" – и трубка опять повешена. В третий раз звонок: "Товарищ Брянцев, вам зво΄нит преподавательница... Почему вы не верите?" - "Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить..." – ответил А.А.Брянцев (Л.Раковский).



4. Найдите примеры несоответствия нормам современного литературного языка. О каком свойстве нормы они свидетельствуют?

1. Не выкормя, не выпоя, ворога не узнаешь (греч. посл.). 2. А слово "фильм", между прочим, было женского рода, говорили: "приключенческая фильма" (Панова). 3. Высокий крылец на улицу Зубинского дома обставился экипажами (Аксаков). 4. Много про чудо вселенной странник в дому говорил (Фет). 5. Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей остановляют поневоле Тятьяну прелестью своей (А. Пушкин). 6. Наше дело – учиться, учиться, стараться накоплять возможно больше знаний (Чехов). 7. Появились новые мебели из Москвы (Тургенев). 8. С тётей Дашей мы впервые ходили в "синематограф Люмьера". Так тогда называли кино (Паустовский).



5. Прочитайте приведённые ниже предложения. Найдите допущенные в них ошибки, исправьте их. Определите, какие типы норм нарушены в этих предложениях:

1. В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы. 2. Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов. 3. Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым как цепь страшных картин нищеты, голода, обмана, угнетения. 4. Иудушка – жестокий пустомыслительи пустопотребитель. 5. Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова – умность сердца. 6. Раскольников пришёл к своей теории в глубокой молодости после окончания университета. Крах его теории – это крах его мечт и стремлений. 7. Жухрай учил Павла приёмам, защищавшим себя от врага.



6. Прочитайте фрагмент повести В. Войновича «Путём взаимной переписки». Какие нормы литературного языка нарушены в письме героини произведения? Как это её характеризует?

Погоды у нас стоят холодные, много снега. Старики говорят, что урожай будет обильный. Берне вступил в партию КПСС, потому что перевели его на бухгалтера и работа очень ответственная. Ваня, ехайте скорее, мама напекёт пирогов с грибами, они вас дожидаются. К сему остаюсь с приветом. Ваша Люда.



3.2. Орфоэпические и акцентологические нормы

1. Что изучает орфоэпия?

2. Что является исторической основой орфоэпических норм?

3. Какую норму мы называем «старшей», а какую «младшей»?

4. Охарактеризуйте основные нормы произношения гласных современного русского языка.

5. Охарактеризуйте основные нормы произношения согласных современного русского языка.

6. Каковы особенности произношения заимствованных слов?

7. Назовите основные черты русского ударения.

8. Каковы функции ударения в русском языке?

9. Охарактеризуйте основные акцентологические нормы современного русского литературного языка (правила постановки ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях, наречиях).

10. Раскройте понятие благозвучия речи. Каковы условия благозвучия речи? Охарактеризуйте факторы, нарушающие благозвучие речи.

а. Нормы произношения

Упражнения:

1. Выберите номера слов, в которых после мягкого согласного, а также после «ж», «ш» под ударением произносится [о]:

1. афера 5. гренадер 9. одноименный

2. свекла 6. шофер 10. длинношерстный

3. оседлые племена 7. острие 11. желоб

4. маневр 8. безнадежный 12. истекший кровью

2. Выберите номера слов, в которых выделенный согласный перед «е» произносится мягко:

1. деканат 6. дегенерат 11. реквием 16. декларация

2. фанера 7. дезинфекция 12. тенденция 17. сессия

3. шинель 8. термин 13. тезис 18. кредо

4. диспансер 9. протекция 14. темп 19. сентенция

5. деградация 10. депонент 15. нейрохирург 20. декада



3. Выберите номера слов (словосочетаний), в которых сочетание «чн» произносится как [шн]:

1. скворечник 5. фильм скучен 9. яичница

2. пустячный 6. молочный 10. шапочное знакомство

3. горчичник 7. лоточник 11. нарочно

4. конечно (вводное 8. Наталья Ильинична 12. чертова перечница

слово)


4. Объясните «несовершенство» рифмы у классиков в контексте смены орфоэпических норм:

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов…

(М.Лермонтов)
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

(А.Пушкин)

б. Нормы ударения

Упражнения:

1. Прочитайте следующие омографы. Объясните их значение по образцу:

Образец: ледни'к (в горах) – ле'дник (погреб).

Па'рить – пари'ть, на'голо – наголо', а'тлас – атла'с, бро'ня – броня', ви'дение – виде'ние, у'гольный – уго'льный, про'клятый – прокля'тый, хло'пок – хлопо'к, о'рган – орга'н, хо'ры – хоры'.



2. Обратите внимание на место ударения в словах, различающихся значением, но сходных по форме. Прочитайте и объясните их значение по образцу:

Образец: языкова'я (подготовка) – языко'вая (колбаса), занято'й (человек) – за'нятый (дом).

Развито'й - ра'звитый - разви'тый; обходно'й - обхо'дный; переходно'й - перехо'дный; переводно'й - перево'дный; переносно'й - перено'сный; подвижно'й - подви'жный; призывно'й - призы'вный; характе'рный - хара'ктерный; чудно'й - чу'дный.



Запомните! Валово'й (доход, продукт), не ва'ловый; уста'вный (фонд, капитал), не уставно'й.

3. Прочитайте акцентологические варианты и дайте их стилистическую характеристику:

Творо'г - тво'рог, те'фтели - тефте'ли, и'скристый - искри'стый, во'лнам - волна'м, пе'тля - петля', ржа'веть - ржаве'ть, ки'рза - кирза', ба'ржа - баржа'.



4. Прочитайте слова, различающиеся профессиональными сферами употребления (нейтральное произношение – слева):

алкого'ль - а'лкоголь (у медиков)

шпри'цы - шприцы' (у медиков)

ко'мпас - компа'с (у моряков)

фле'йтовый - флейто'вый (у музыкантов)

ке'та - кета' (у рыбаков)

добы'ча - до'быча (у горняков)

шасси' - ша'сси (у лётчиков)

и'скра - искра' (у шофёров)

а'томный - ато'мный (у физиков)


5. Прочитайте слова, имеющие разную стилистическую окраску (просторечную, нейтральную, книжную):

кла'дбище (нейтр.) - кладби'ще (устар., поэтич)

деви'ца (нейтр.) - де'вица (народно-поэтич.)

шёлковый (нейтр.) - шелко'вый (народно-поэтич.)

свёкла (нейтр.) - свекла' (прост.).

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

6. Поставьте ударение в глаголах на –ировать:


блокировать

приватизировать

конструировать

экспортировать

делегировать

маркировать

премировать

нормировать

пломбировать

бомбардировать



7. Прочитайте глаголы, образованные от прилагательных. Обратите внимание на место ударения в них:

Глубокий – углубить, лёгкий – облегчить, бодрый – ободрить, прочный – упрочить.



8. Прочитайте глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени:

Отнять – отнял – отняла – отняли

понять – понял – поняла – поняли

начать – начал – начала – начали

начаться – начался – началась – начались

дать – дал – дала – дали

создать – создал – создала – создали

класть – клал – клала - клали



9. Прочитайте существительные в форме род. падежа множ. числа, обратите внимание на место ударения:

Область – областей

ведомость – ведомостей

простыня – простынь и простыней

плоскость – плоскостей

доска – досок

дно – доньев

сирота – сирот

торт – тортов

шарф – шарфов

порт – портов

торг – торгов (о торговых учреждениях)

торг – торгов (название действия)

ступень – ступеней (в лестнице) – ступеней (в развитии чего-либо).


10. Прочитайте следующие отглагольные существительные. Обратите внимание на место ударения в них:

Договор, созыв, обеспечение, сосредоточение, намерение, упрочение.



11. Прочитайте существительные иноязычного происхождения, обращая внимание на правильное ударение:

Саммит, маркетинг, пиццерия, диспансер, хаос, некролог, квартал, пуловер, нувориш, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.



12. Прочитайте краткие формы прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. Обратите внимание на место ударения в них:

Близок – близка – близки

горек – горька – горьки

длинен – длинна – длинны (стихи) – длинны (рукава)

ровен (путь), но: не ровён час – ровна – ровны

глубок – глубока – глубоки

роздан – роздана – розданы

созван – созвана – созваны

создан – создана – созданы

взят – взята – взяты

занят – занята – заняты

начат – начата – начаты.



13. Расставьте ударение в словах:

Вариант I: Торты, диспансер, договор, газопровод, инструмент, каталог, бармен, километр, славянин, анатом, кладовая, кремень, эксперт, свекла, кухонный, валовой, красивее, резки, отнял, звонят, баловать.

Вариант II: Шприцы, шасси, квартал, нефтепровод, медикамент, некролог, феномен, христианин, ломота, дефис, камбала, свекла, танцовщица, украинский, оптовый, красивейший, горьки, принял, звоним, копировать.

Вариант III: Пульты, жалюзи, ходатайство, трубопровод, цемент, аналог, христианин, добыча, каучук, лоскут, ракушка, щавель, столяр, экспертный, прирученный, красивее, ярки, продал, звонишь, блокировать

Вариант IV: Лифты, блага, туфля, шасси, флюорография, нефтепровод, бармен, медикамент, каталог, километр, христианин, дремота, досуг, эксперт, августовский, редки, красивейший, создал, звоним, осведомить.

Вариант V: Бомбардировать, вероисповедание, гербовый, давнишний, закупоривать, зубчатый, запломбированный, мастерски, мизерный, мышление, нормирование, обеспечение, облегчить, одновременно, премировать, принудить, памятуя, рассредоточение, средства, таможня, уведомленный, черпать.

3.3. Морфологические нормы

Вопросы:

1. Что такое морфологические нормы?

2. Каковы тенденции развития морфологических норм в современном русском литературном языке?

3. Охарактеризуйте основные морфологические нормы употребления имён существительных.

4. Как определить род несклоняемых имён существительных и аббревиатур?

5. Назовите основные правила склонения собственных имен существительных.

6. Охарактеризуйте нормы употребления разных видов числительных.

7. Охарактеризуйте нормы употребления имён прилагательных.

8. Охарактеризуйте основные нормы употребления глаголов (вид, залог, особен­ности

некоторых личных форм).



Упражнения:

Имя существительное

1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные:

(дружеский) пари, (удачный) пенальти, (необходимый) резюме, (домашний) тапоч(ек/ка), (дрессированный) пони, (финский) салями, (горячий) спагетти, (быстрый) каноэ, (куриный) филе, (железнодорожный) плацкарт(а), (знаменитый) маэстро, (многолюдный) Осло, (сельскохозяйственный) Чили, (полноводный) Конго, (солнечный) Батуми, (паровозный) депо, (трудный) хинди, (абсолютный) алиби, (яркий) клипс(а), (австралийский) кенгуру, (высокий) ботфорт(а), (красивый) бра, (известный) шансонье, (древний) Тбилиси, (глубокий) Миссури, (многомиллионный) Сомали, (жаркий) Таити, профессиональный) дзюдо, (кожаный) портмоне, (лакированный) туф(ель/ля), (говорящий) какаду, (древний) фарси, (новый) атташе, (железнодорожный) рельс(а), (ловкий) шимпанзе, (глубокий) Миссисипи, (каменистый) Гоби, (современный) Хельсинки, (красивый) Онтарио, (мороженый) кольраби, (сложный) суахили, (белый) жалюзи, (чёрный) кофе, (горячий) какао, (сладкий) безе, (белый) тюль, (солнечный) Сочи, (живописный) Эри, (гостеприимный) Капри, (сельскохозяйственный) Перу.



2. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания:

1. ЛДПР (выступил – выступила). 2. (Обновлённый – обновлённая) МКАД. 3. ФИДЕ (объявил – объявила). 4. ЮНЕСКО (определил – определила).



3. Поставьте имена собственные в нужной форме:

Тетрадь (Коля Гнатюк), блокнот (Оля Гнатюк), поговорить с (Витя Рябых), встретиться с (Катя Рябых), пьесы (Вильям Шекспир), роман (Шарль де Костер), матч с участием (Андрей Коряка), роман французской писательницы (Француаза Саган), выступление (Ромен Ролан), летопись времени (Юрий Долгорукий), произведения (Булат Окуджава), встреча с (Гельмут Коль), фильмы японского режиссера (Куросава), выступление (Тони Блеер), театр имени (Тарас Шевченко), пьесы (Бернард Шоу), опера (Глинка), деятельность (Патрис Лумумба), встреча с (Жак Ширак), поэзия (Ян Франко), романы (Эмиль Золя), гонки с участием (Микка Хаккенен), матч с участием (Роберто Карлос), лорд и леди (Гамильтон), Франклин и Элеонора (Рузвельт), супруги (Буш).



4. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным:

Перспективн(ый/ая) спортсмен(ка) Антонова участвовал(а) в соревнованиях. Экскурсии проводил(а) опытн(ый/ая) экскурсовод(ша) Соловьева. Игорь больш(ой/ая) неряха. Популярн(ый/ая) акт(ер/риса) Козлова играл(а) в новом спектакле. С приветственным словом выступил(а) нов(ый/ая) руководитель(ница) делегации Фёдорова. Костя редк(ий/ая) зазнайка.



5. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения:

Секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотрудница, директриса, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, машинистка.



6. а) Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа:

Сторож, ректор, директор, договор, доктор, катер, профессор, конструктор, паспорт, повар, редактор, бухгалтер, инструктор, инспектор, торт, округ, корм.



б) Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант:

1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическом развитию предприятия. 2. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников. 3. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска). 4. На стене висели (образы – образа). 5. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы – хлеба).



7. Выберите нужный вариант окончания родительного падежа:

(жить среди) казахи, цыгане, якуты, монголы, татары, саами

(отряд) сапёры, минёры, капитаны, солдаты, гусары

(пара) тапочки, носки, сапоги, манжеты

(несколько) вольты, гектары, килограммы, микроны

(килограмм) макароны, помидоры, груши, яблоки, мандарины

(несколько) вафли, ноздри, простыни, полотенца, свечи, грабли, блюдца

Для справки:

Род имен существительных

Мужской Женский Cредний

Аэрозоль, зал, кофе, Бандероль, вермишель, Боа, бра, жюри, повидло,

погон, рельс, толь, вуаль, мозоль, мышь, щупальце

тюль, шампунь тапка, туфля, фасоль

Равноправные варианты: ставень – ставня; манжет – манжета.

Окончания имен существительных

в форме именительного падежа множественного числа

Окончание -Ы (-И ) имеют слова: Окончание –А (-Я) имеют слова:

Бухгалтеры Редакторы Векселя Округа

Выборы Режиссеры Директора Ордера

Договоры Ректоры Жемчуга Отпуска

Инженеры Сваты Катера Повара

Инструкторы Секторы Кителя Поезда

Кондукторы Слесари Корма Профессора

Конструкторы Торты Кузова Сорта

Лекторы Фронты Купола Сторожа

Офицеры Шоферы Мастера Шелка

Приговоры Штемпеля

Равноправные варианты: тракторы – трактора; цехи – цеха; прожекторы – прожектора.



Окончания имен существительных

в форме родительного падежа множественного числа

Пара ботинок, валенок, туфель, погон, сапог, чулок; носков;

Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, грузин, турок, татар, цыган, туркмен; но: киргизов, негров, таджиков, узбеков;

Отряд солдат, партизан, минеров, саперов;

Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, помидоров, баклажанов, томатов;

Нет блюдец, полотенец, яблок, простынь;

Несколько гектаров, граммов, килограммов.

Имя числительное

1. Написанные цифрами имена числительные замените словами:

С 745 книгами; о 896 книгах; для 567 книг; к 352 книгам; в 1798 году; 86,4%; без 452,9 м.; 22 (сутки). До 589 книг; к 892 книгам; на 645 книгах; с 463 книгами; до1008 года; 9,4%; с 652,8 см.

1. Задача предложена 22 ученикам. 2. Мы плыли по морю 1,5 суток. 3. Поезд шёл с 368 пассажирами. 4. Длина реки равна 4 749 км. 5. Библиотека института ежегодно пополнялась 300-500 книгами. 6. К 2010 году количество первоклассников в нашем городе значительно уменьшится. 7. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 8. Высочайшая вершина мира – Джомолунгма (Эверест) возвышается над уровнем моря на 8848 м. Французские альпинисты не дошли до вершины лишь 300 м. 9. Если к 500 центнерам прибавить 67 центнеров, то получится 567 центнеров. 10. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.

Толковый словарь Даля с его 200 000 слов и 30 000 пословиц и поговорок является сокровищницей народной речи. С 1950 по 1965 год издавался 17-томный академический словарь современного русского языка. В нём дан комментарий к более чем 300 000 слов. Школьный орфографический словарь насчитывает около 90 000 слов. Словарь омонимов русского языка включает свыше 1 500 статей.

На нашей планете ледниками занято около 90 000 квадратных километров. В горах, по подсчётам специалистов Института географии Академии наук, насчитывается более 24 500 ледников, а запас сохраняемой ими воды приближается к 2 200 кубических километров.

Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540,7 м. Вес башни – около 55 000 т, объём внутренних помещений составляет более 70 300 кубических метров. Надёжность башни рассчитана на срок превышающий 300 лет.

Ежедневно над землёй сверкает в среднем более 300 000 000 молний. Это значит, что за одну секунду в разных концах света раздаётся не меньше 100 ударов грома. Напряжение в молнии достигает 100 000 000 вольт. Длина молнии может быть несколько километров, а толщина – всего от 20 до 150,6 мм.

Наша библиотека недавно пополнилась 850 книгами. Из них около 250 получил читальный зал. Более 100 книг отдали в переплётную мастерскую. Абонементному отделу пришлось довольствоваться 200 томами.



2. Укажите номера правильных вариантов:

1. В двух тысяча пятом году. 2. В одна тысяча пятом году. 3. В двухтысячнопятом году. 4. Семьсот сорокалетие со дня основания города. 5. Не более полкилометра. 6. Самолет приземлился с двумястами шестьюдесятью восемью пассажирами на борту. 7. К двум целым шести десятым метрам. 8. Более пятиста тонн. 9. На трехсот пятидесятиметровой глубине. 10. Не менее пятисот рублей. 11. В полутора километров от дома. 12. К Восьмому марту и к Девятому мая. 13. Восемьсотпятидесятилетие Москвы. 14. По обоим сторонам. 15. Не больше получаса. 16. Более четырехста зрителей. 17. В шестистах девяноста семи километрах. 18. На трехсот пятидесятиметровой глубине 19. Работали двадцать трое суток. 20. Двое мальчиков. 21. Трое студенток. 22. Четверо генералов.



Для справки:

Склонение числительных

Падеж 50-80 200-400 500-900

Им.п. Пятьдесят Двести Пятьсот

Род.п. ПятИдесятИ ДвУХсот ПятИсот

Дат.п. ПятИдесятИ ДвУМстАМ ПятИстАМ

Вин.п. Пятьдесят Двести Пятьсот

Твор.п. ПятьЮдесятьЮ ДвумЯстамИ ПятьЮстамИ

Предл.п. О пятИдесятИ О двУХстАХ О пятИстАХ

Местоимение

1. Проанализируйте использование личных местоимений в комической миниатюре А.П.Чехова «Ты и вы». Что делает речь рассказчика неясной и невразумительной?

- А какая вас надобность вступаться? Его жена, он и учит… Двое дерутся, третий не мешайся… Абрамка стал было его унимать, чтоб в кабаке не безобразил, а он Абрамку по уху, Абрамкин работник его… а он схватил его, поднял и оземь… Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить… Мы его из-под него за ноги вытащили.

- Кого его?

- Известно кого… На ком верхом сидел…

- Кто?

- Да этот самый, про кого сказываю.



2. Раскройте скобки и выберите нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? С чем это связано?

1. Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги. 5. В основе трагической катастрофы у Достоевского всегда лежит замкнутость героя в (своем, его) собственном мире. 6. Он не приукрашает (своей, его) жизни. 7. Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 8. Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 9. Ты отвечаешь а (твои, свои) слова? 10. Я хочу представить вас (моей, своей) жене. 11. Она слышит за стеной голос учителя (своего, его) сына. 12. Он заметил, как какой-т человек уронил (свой, его) кошелек. 13. У него (своя, его) дорога.



Имя прилагательное

1. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм сравнительной степени прилагательных, допущены в этих предложениях? Исправьте:

1. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 2. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.



2. Образуйте простую форму сравнительной степени следующих прилагательных:

Хлёсткий, бойкий, звонкий, ловкий, сладкий, дерзкий.



Глагол

1. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов:

Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.



2. Какие формы настоящего времени признаются нормативными для глаголов:

Кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, плескать?



3. Образуйте форму 1 лица единственного числа будущего времени от глаголов:

Победить, убедить, чудить, ощутить, очутиться.



3.4. Синтаксические нормы

Вопросы:

1. Что такое синтаксические нормы?

2. Назовите типы нарушений синтаксических норм.

3. Что такое управление как вид подчинительной связи?

4. Чем нужно руководствоваться при выборе формы прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием?

5. Каким правилом регулируется выбор предлогов в-из, на-с при зависимых существительных?

6. Что нужно учитывать при употреблении производных предлогов?

7. Как правильно выбрать предложно-падежную форму существительного при глаголах, называющих эмоциональные переживания человека (скучать и под.)?

8. Каким правилом нужно руководствоваться при выборе предложно-падежной формы существительного, которое оказывается в двойной зависимости (когда глагол и предлог требуют от него разных косвенных падежей)?

9. Чем объясняются колебания при выборе вариантов предлогов в-во, с-со, к-ко, перед-передо (пред-предо), над-надо и т. п.?

10. Что такое согласование как вид подчинительной связи?

11. Назовите общую закономерность согласования (при выборе формы числа) сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (счётным оборотом).

12. Какие есть частные правила при выборе форм единственного и множествен­ного числа сказуемого при подлежащем - счётном обороте?

13. Что значит смысловое согласование подлежащего и сказуемого? Как оно ре­ализуется при подлежащих, выраженных существительными общего рода (не­ряха, сирота, задира, соня и т. п.)?

14. Как согласуются сказуемые и определения с существительными типа ма­стер, педагог, врач, доцент, профессор, руководитель и т. п.?

15. Какие трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение?

16. По каким правилам согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным ме­стоимением?

17. Какая форма числа сказуемого предпочтительна при однородных подлежа­щих?

18. Назовите основные правила согласования определений.

19. Расскажите о правилах употребления предлогов при однородных членах


предложения.

20. Какие нужно знать правила сочетания однородных членов предложения?

21. Назовите типичные ошибки при образовании форм причастий и употребле­нии причастных оборотов.

22. Каково главное правило употребления деепричастного оборота?

23. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.

24. Каковы закономерности, регулирующие порядок слов в русском предложе­нии?



Упражнения:

1. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами:

Например: Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). Правильно: Познакомить с передовым опытом, обобщить и распространить его.

1.Уход, выращивание и уборка (урожай). 2. Влиять и вести за собой (молодёжь). 3. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 4. Повторять, напоминать (условия игры).



2. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами:

Например: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость). Нужно: Восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход). 4. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).



3. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги:

1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Благодаря (проведённые преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 3. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 4. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобразования).



4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания:

1. Ряд специалистов направлен…  на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан. 2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике. 3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам. 4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка. 5. Первые, кто приш…   на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры. 6. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширя…т информационные материалы. 7. В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь директора. 8. Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в Испании. 9. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект.



5. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя. 4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. 5. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.



6. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки:

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. “Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году. 3. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 4. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 5. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 6. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.



7. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание:

Например: Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. Правильно: Пресса отметила кинофильм восторженными отзывами.

1. Повесть – итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 2. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 3. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 4. В первую очередь подлежат запрету якорные стоянки всех типов судов в Охотском море в радиусе 4 км от мыса Пильтун. (из газет). 5. В отчете было отмечено составителем много подробностей текущего заседания участников олимпиады.



8. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

1.Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 4. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 5. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.



9. Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений:

1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растёт преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. В дискуссии участвовали много учёных. 5. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 6. Все приведённые факты говорят за то, что операция провалена. 7. Он осуждён к пяти годам заключения.



3.5. Лексические нормы

Вопросы:

1. Что такое лексические нормы?

2. Назовите виды лексической сочетаемости, прокомментируйте их.

3. Что такое плеоназм и тавтология?

4. В чём заключается явление полисемии?

5. Каким основным правилом нужно руководствоваться при употреблении многозначных слов и омонимов?

6. Каковы стилистические функции многозначных слов и омонимов?

7. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры слов-паронимов.

8. Что такое парономазия? Связана ли она с явлением паронимии?

9. Какие стилистические функции выполняют в речи синонимы?

10. Назовите ошибки, связанные с употреблением синонимов.

11. Что представляет собой внутрисловная антонимия?

12. Что такое анахронизм?

13. Какие факторы приводят к нарушению стилистической сочетаемости?

14. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний?

Упражнения:

а) Значение слова и лексическая сочетаемость

1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов:

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 6. Стала очевидна нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.



2. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова:

1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 5. Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 6. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 7. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 8. Все, о чем говорил докладчик, - моменты одной концепции.



3. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения:

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. В дипломной работе рассматриваются процессы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, дается теоретическое осмысление такого опыта. 6. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 7. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 8. Принципиально важным предполагается подход к изменению параметров налоговой системы, при котором все изменения вносятся только в новом финансовом году. 9. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 10. Ломка феодальных пут дала свои результаты.



4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения:

1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке ткани. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 5. Есть возможность тяжелых осложнений. 6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.



5. Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а также ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости. Для справок воспользуйтесь толковым словарем или “Словарем трудностей” русского языка:

1. В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда. 2. Примета времени – бурный темп развития холдингов. 3. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний. 4. Президентский совет наметил программу выживания и организационной структуры. 5. Это важный шаг, и его надо пройти. 6. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 7. Многие граждане справедливо поняли, что государство уже не ставит целью заботу о каждом. 8. Предполагаемый рост составил более 4 раз. 9. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности. 10. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 12. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 13. Большая половина игры проходила у ворот команды “Заря”. 14. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении. 15. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.



Для справки:

Использование слова в несвойственном ему значении – это неверный выбор слова, приписывание ему такого значения, которого у данного слова быть не может. Пример: Во второй главе работы выполняются следующие этапы исследования.

Правильно: Во второй главе работы излагаются результаты следующих этапов исследования.

Нарушение лексической сочетаемости слов – это образование словосочетания, нетипичного для русского языка. Пример: Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания.

Правильно: Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают соответствия качества обслуживания стандарту.

б) Многозначность и омонимия

1. В следующих предложениях найдите омонимы. Заменив омонимы синонимами (синонимическими сочетаниями), устраните двоякий смысл высказываний:

Пример: Фотограф за умеренную плату снимет квартиру. – 1. арендует, 2. сфотографирует.

1. В двадцать пять лет он остепенился. 2. По выходным дням я вожу детей в парк. 3. Он отходил двое суток. 4. Мне очень понравилась полька. 5. Юноша внимательно рассматривал финку. 6. Навстречу нам вышли пять женщин с длинными косами. 7. После повторного анализа были получены отличные данные. 8. Эту особенность поведения модели просмотрели. 9. Остаться одному невозможно, а собраться необходимо – иначе трудно рассчитывать на успех.



2. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении:

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна. 2. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг. 3. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 4. Компания РИКО обует всю страну (из рекламы). 5. Вы как редактор можете оставить этот термин.



в) Плеоназм и тавтология

1. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме:

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.



2. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов и отредактируйте фразы:

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом - исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.



3. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание "Соглашения о национальном согласии". 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину. 4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. 6. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.



4. Устраните речевую избыточность и тавтологию:

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда "Стрела". 2. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего. 3. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 7. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 8. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.



Для справки:

Плеоназм - смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и тоже или содержат один и тот же смысловой компонент; например: памятный сувенир (сувенир - подарок на память). Логически лишнее слово, которое частично дублирует по значению другое слово в предложении, не вносит в предложение ничего нового. Пример: Процессы дробления жидкостей вращающимися распылителями имеют свои специфические особенности.

Правильно: Процессы дробления жидкостей вращающимися распылителями имеют некоторые особенности.

Тавтология - это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т.п. Тавтологичны неправильные грамматические формы: более красивее (можно: красивее или более красивый); самый наилучший (можно: самый лучший или наилучший). Пример: Целью данной работы является разработка конкретных предложений по адаптации предприятия к рыночным условиям.

Правильно: Целью данного исследования является разработка конкретных предложений по адаптации предприятия к рыночным условиям.

г) Паронимы

1. Объясните разницу в значении словосочетаний (см. Приложение):

Опасный человек - опасливый человек; освоить прочитанное - усвоить прочитанное; осудить действия - обсудить действия; представить возможность - предоставить возможность; демократический метод - демократичный метод; тактичные шаги - тактические шаги; техническое исполнение - техничное исполнение; фактический материал - фактичный материал; хозяйские дела - хозяйственные дела.



2. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:

длинный - длительный (протяженный, долговременный);

запасный - запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный);

злой - злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый);

комический - комичный (смехотворный, комедийный);

нестерпимый - нетерпимый (недопустимый, невыносимый);

оборотливый - оборотный (предприимчивый, противоположный);

опасный - опасливый (рискованный, осторожный);

понятный - понятливый (ясный, способный);

скрытый - скрытный (неоткровенный, тайный);

удачный - удачливый (счастливый, везучий, успешный);

фактический - фактичный (действительный, достоверный, документальный);

явный - явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый);

3. Выберите нужное слово из данных в скобках:

1. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления, предоставления) квартир нуждающимся. 2. Верховенство права и закона - общий и (главный, заглавный) принцип правового государства. 3. Все, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано, описано) в современных публикациях. 4. Заключительный этап анализа - определение (оборотливости, оборотности) и эффективности операций. 5. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской (отчетливости, отчетности) по экспорту. 6. Отсутствие научно (основанных, обоснованных) механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.



4. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания:

Демонстративный – демонстрационный, адресат адресант, заплатить – оплатить, искусный искусственный, абонемент абонент, дефектный дефективный, давить – довлеть, встать – стать, проблема – дилемма, невежа – невежда, ложа – ложе, основать – обосновать, представить – предоставить, форум – кворум, нарочно – нарочито, район – регион, сытый – сытный, дипломник – дипломант, ванна – ванная, эмигрант – иммигрант, различать – отличать, факт - фактор, обеих – обоих экономный – экономический – экономичный.



Для справки:

Паронимы - близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории. Примеры паронимов: запасный - запасливый; представить - предоставить; тактичный - тактический; поступок - проступок; осудить - обсудить.

Смешение паронимов – это неразличение однокоренных слов, близких по написанию и звучанию, но различных по значению. Пример: Это объективно обусловливает усложнение его ориентации в системе экономических связей.

Правильно: Это объективно обусловливает осложнение его ориентации в системе экономических связей.

д) Синонимы

1. Прочитайте синонимические ряды. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания:

1. Бедный, неимущий, несостоятельный, нищий. 2. Бездомный, бесприютный. 3. Беспокойство, волнение, тревога, смятение. 4. Блестеть, сверкать, сиять, светиться, искриться. 5. Бессознательно, инстинктивно, машинально, автоматически, механически. 6. Близкий, ближний, близлежащий, недалекий, смежный, соседний. 7. Гость, посетитель. 8. Заботиться, хлопотать. 9. Возрождать, восстанавливать. 10. Высота, вышина. 11. Известный, популярный, знаменитый, прославленный, знатный, именитый, мировой.



2. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными:

1. Единый, один (момент, миг). 2. Долгий, продолжительный, длинный, длительный, долговременный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). 3. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). 4. Исправить, устранить (недостатки, ошибки). 5. Обнаружить, открыть (закон, закономерность). 6. Обосновать, доказать (теорему, теорию). 7. Осуществить, выполнить (программу, работу). 8. Повысить, усилить (внимание, интерес).



3. Выберите нужное слово из стоящих в скобках:

1. Свободные экономические зоны, таким образом, могут содействовать (реализация, осуществление, выполнение) стратегических планов России. 2. Уровень и качество оказания государственных (услуга, одолжение) такого характера оставляют желать лучшего. 3. Средства, получаемые от приватизации и (освобождаемый, высвобождаемый) в результате проведения приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья, его содержание. 4. На первом этапе, до середины 90-х годов, необходимо (амортизировать, погашать, ослаблять) социальную напряженность. 5. Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть (осуществлены, выполнены). 6. Свободные экономические зоны обеспечивают инвесторам большие возможности (решение, выполнение, осуществление) поставленных задач, помогут им укрепить свои позиции на российском рынке. 7. Сахалинская экономическая зона имела, по сравнению с остальными, более благоприятные (шанс, возможность, вероятность) добиться успеха. 8. Эти функции в рыночных условиях хозяйствования (реализовываться, осуществляться) самими предприятиями. 9. В таких условиях командно-административной системы еще как-то удавалось административными методами (понуждать, заставлять) и руководителя и рядового колхозника работать. 10. В результате сооружения этих объектов были (израсходованы, исчерпаны) все имевшиеся свободные денежные средства в размере 20 млн. инвалютных рублей.



4. Исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, заменив неправильно употребленные слова близкими по значению:

1. Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство. 2. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных инвестиций, навечно ушла в прошлое. 3. В 1992 году возможность выхода на внешний рынок имели 400 предприятий и организаций области, реализовали эту возможность 270 участников, зафиксированных соответствующими органами. 4. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 5. Научные работники периодически выезжали в самые отдаленные районы республики, отыскивали художников-самоучек, приобретали возделанные их руками замечательные образцы народного творчества. 6. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 7. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей.



5. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:

1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов. 7. Корпус и крышка шестеренной клети созданы из модифицированного чугуна. 8. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. 9. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.



Для справки:

Синонимы - слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различается либо оттенками смысла, объемом понятия, заключенного в них (ср.: способный - талантливый - гениальный), либо сферой употребления и/или экспрессивной окраской (ср.: похитить - украсть - стащить). В соответствии с этим различают идеографические и стилистические синонимы. Последние могут относиться к различным функциональным стилям, сферам употребления, обладать разной эмоциональной насыщенностью.

е) Антонимы

1. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:

Счастье, подъем, безделье; здоровый, отдохнувший; работает, стареет, живет, выздоравливает; любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, нежность; хороший, трезвый, чистый, тупой, прямой, полезный, умный, сладкий, мягкий; све, шум, ветер; светлый, шумный; темнеет, расцветает; весна, ум, мрак, холод, богатство; брать, встать, купить, заснуть, надеть.



2. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению:

1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать. 7. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 8. Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие.



Для справки:

Антонимы - слова с противоположными значениями. Например: светлый - темный, наслаждаться - страдать, праздники - будни.

Обобщающее задание:

Исправьте предложения и объясните харак­тер каждого лексического недочета (употребление слова без учета присущего ему в литературном языке значения; логическая несочетаемость (алогизм); сти­левой разнобой; нарушение привычной сочетаемости; неправильное употребле­ние многозначных слов и слов, имеющих омоним; смешение паронимов; плеоназмы; анахронизмы; немотивированное употребление иноязычных слов; употребление речевых штампов, канцеляризмов; немотивированное использование слов, имеющих ограниченную сферу функционирования; искажение и контаминация фразеологизмов):

Вариант 1

  1. Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.

  2. Этот человек был полный невежа в искусстве.

  3. Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

  4. Я согласился на это скрипя сердцем.

  5. Закопчённое копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света.

  6. Студенты прослушали лекцию о творчестве И. Бунина.

  7. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

  8. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

  9. Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

  10. Он заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

  11. Руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.

  12. Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Вариант 2

  1. За торт можно оплатить в первой кассе.

  2. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

  3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  4. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

  5. В этих событиях важную скрипку играют военные.

  6. Победители олимпиады были награждены памятными наградами.

  7. Они твердо верили в неминуемую победу.

  8. Взгляд Евгения пылал огненным пламенем.

  9. Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

  10. Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

  11. В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

  12. Её первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Вариант 3

  1. Свою автобиографию я уже вам рассказал.

  2. Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

  3. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  4. Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

  5. Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубо­кая разработка некоторых важных вопросов.

  6. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

  7. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  8. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

  9. Творчество М.А.Булгакова обладает большими художественными особенностями.

  10. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

  11. Страшная бедность заставила его влачить жалкое сосуществование.

  12. Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Вариант 4

  1. Всегда и во всём надо понимать меру.

  2. Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

  3. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

  4. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

  5. Слово представили самому молодому участнику конкурса.

  6. Мальчик, нахмурившись, нагнул голову и вышел из комнаты.

  7. Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

  8. Все ученики хорошо освоили теорему Пифагора.

  9. У неё были очень огромные карие глаза.

  10. Он обладал исключительным организационным талантом.

  11. Я впервые познакомился с ним на Урале.

  12. Руководители предприятий настроены на деловой настрой.


<< предыдущая страница   следующая страница >>