страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. - страница №2/2
тЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯПО РАЗДЕЛУ «СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»1. К региональным относят упражнения, в осуществлении которых принимает участие: а) менее 1/3 всей мышечной массы тела; б) от 1/3 до 1/2 всей мышечной массы; в) более 1\2 всей мышечной массы; г) конкретная группа мышц. а) равном 40-50% от их максимальной; б) равном 5-10% от их максимальной; в) при отсутствии внешнего сопротивления; г) равном 80-90% от их максимальной. 3. Общая энергетическая стоимость преодоления дистанции в беге со средней скоростью 5 м/с равна: а) 1,08 ккал/мин; б) 25, ккал/мин; в) 9,3 ккал/мин. а) 1-95%, 2-5%, 3-0%; б) 1-24%, 2-60%, 3-40%; в) 1-70%, 2-20%, 3-10%. 5. К динамическим упражнения малой аэробной мощности относятся те, при выполнении которых потребление кислорода равно: а) 55-65% от индивидуального МПК; б) 95-100% от индивидуального МПК; в) менее 50% от индивидуального МПК. 6. По своей природе предстартовые изменения функций являются: а) безусловными нервными и гормональными реакциями; б) стрессовыми реакциями; в) результатом разминки перед соревновательной деятельностью; г) условно-рефлекторными нервными и гормональными реакциями. а) иррадиация и концентрация возбуждения в ЦНС; б) «следовые» явления» в ЦНС и повышение температуры мышц; в) предстартовые изменения в деятельности вегетативных систем; г) продолжительность и интенсивность разминки. а) увеличивается примерно на 13%; б) увеличивается примерно на 50%; в) увеличивается примерно на 100%; г) снижается активность ферментов. а) увеличивается на 20% при повышении их температуры на 20; б) увеличивается на 50% при повышении их температуры тела на 10; в) скоростные способности мышц не изменяются. 10. Облегчение снабжения мышц кислородом при повышении температуры крови в результате выполнения разминки связано: а) со сдвигом кривой диссоциации оксигемоглобина вправо; б) со сдвигом кривой диссоциации оксигемоглобина влево; в) со сдвигом кривой диссоциации карбгемогловина вправо. 11. К особенностям врабатывания НЕ относятся: а) инертность развертывания вегетативных функций; б) не одновременность (гетерохронизм) в усилении отдельных функций организма; в) длительность периода врабатывания находится в прямой зависимости от мощности (интенсивности) упражнения, т.е. чем интенсивнее, тем длительнее. 12. Изменяющееся в начале работы несоответствие между потребностями организма в кислороде и его реальным удовлетворением приводит к образованию: а) кислородного долга; б) кислородного запроса; в) кислородного дефицита. 13. При выполнении циклических упражнений различной мощности в первую очередь происходит врабатывание: а) сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, МОК); б) нервно-мышечного аппарата; в) дыхательной системы (ЧД, МОК, ПО2). 14. При выполнении аэробных упражнений «истинное» устойчивое состояние возможно: а) в зоне максимальной аэробной мощности; б) в зоне средней аэробной мощности; в) в зоне малой аэробной мощности. 15. При каких значениях ЧСС возможно выполнение работы исключительно за счет окислительного фосфорилирования: а) до 140 уд/мин; б) при 150-160 уд/мин; в) до 180 уд/мин; г) при максимальных значениях. а) ЧСС менее 140 уд/мин; б) ЧСС больше 180 уд/мин; в) ЧСС 150-170 уд/мин. 17. Развитие запредельного, охранительного торможения (утомления) в нервных клетках вследствие их интенсивной (продолжительной) активности возникает в результате: а) снижения количества медиаторов в межнейронных синапсах; б) нарушения в координации вегетативного обеспечения мышечной деятельности; в) интенсивной проприорецептивной импульсации от рецепторов работающих мышц, суставов, связок и капсул движущихся частей тела. 18. Функциональные изменения в системе или системах, определяющих наступление состояния утомления, могут быть локализованы (укажите неправильный ответ): а) в регулирующих системах; б) в системах вегетативного обеспечения мышечной деятельности; в) в выделительных системах; г) в двигательном аппарате. а) снижением содержания лактата в крови; б) значительным повышением рН крови; в) появлением состояния «мертвой точки»; г) повышением жизненной емкости легких. а) недостаточное поступление кислорода к работающим мышцам и коре больших полушарий; б) снижение содержания гликогена в печени и соответственно глюкозы в крови (гипогликемия) развитие охранительного торможения в ЦНС; в) снижение рН в мышечных клетках и крови. 21. По существу, восстановление после физической работы есть: а) уменьшение ЧСС, артериального давления, легочной вентиляции и прочего до уровня покоя; б) перестройка нервных и нейрогормональных механизмов управления движениями и вегетативных процессов; в) восстановление нарушенного работой гомеостаза организма. 22. Устранение алактатной фракции кислородного долга происходит в течение: а) первых 2-3 минут восстановления; б) через 30-60 минут восстановления; в) нескольких суток. 23. Физиологическое поперечное сечение мышцы 10 см2. Максимальная произвольная сила мышцы равна 20кг. Какова абсолютная сила этой мышцы? А) 80 кг; Б) 20 кг; В) 200 кг. 24. Укажите правильный порядок фаз восстановления: а) 1- быстрая, 2 – замедленная, 3 – поздняя (длительная), 4 – суперкомпенсация; б) 1- быстрая, 2- суперкомпенсация, 3 - замедленная, 4 – поздняя; в) 1- быстрая, 2- замедленная, 3- суперкомпенсация, 4 – поздняя. 25. Периферические функциональные факторы определяющие величину максимального мышечного напряжения обусловлены: а) количественным содержанием в мышцах сократительных белков, АТФ, КрФ, гликогена; б) количеством мышечных волокон, их длинной, композицией мышц; в) частотой и характером нервных импульсов, регуляцией числа активных двигательных единиц. 26. Быстрота как физическое качество в первую очередь зависит от: а) анатомического и физиологического поперечника мышц и их длины; б) возбудимости, лабильности нервно-мышечного аппарата, подвижности нервных процессов и композиции мышц; в) скоростно-силовых качеств. 27. Основной причиной снижения работоспособности (утомления) при скоростно-силовой работе является: а) увеличение латентного времени расслабления мышц при некотором увеличении периода сокращения; б) истощение внутримышечных запасов гликогена; в) уменьшение латентного времени сокращения и расслабления мышц. 28. Общая выносливость (работоспособность) зависит от: а) анаэробных возможностей организма; б) способности многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы; в) аэробных возможностей организма. 29. Способность длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода характеризует: а) мощность аэробной производительности; б) емкость аэробной производительности; в) подвижность аэробной производительности. 30. Объем циркулирующей крови при физической работе увеличивается только у спортсменов, которые тренируют: а) скоростно-силовые качества; б) выносливость; в) скоростную выносливость. 31. Высокую физическую работоспособность (выносливость) способны показывать спортсмены, у которых МПК (в мл/мин/кг) равно: а) 70-90 мл/мин/кг; б) 30-50 мл/мин/кг; в) 150-200 мл/мин/кг. 32. Порог анаэробного обмена (ПАНО) у тренированных, выносливых спортсменов по сравнения с нетренированными достигается при нагрузках с потреблением кислорода на уровне: а) 70-80% от МПК; б) 90-100% от МПК; в)45-60% от МПК. 33. Свойство живого организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематической тренировки называется: а) тренированностью; б) тренируемостью; в) уровнем развития физических качеств. 34. Наименьшая ЧСС (интенсивность), ниже которой не возникает тренирующего эффекта, называется? И равна в процентах от максимальной: а) пиковой и равна 95% от максимальной ЧСС; б) рабочей и равна 60% от максимальной ЧСС; в) пороговой и равна 75% от максимальной ЧСС. 35. Меньшие мировые рекорды у женщин, чем у мужчин в основном связаны: а) с физиологическими особенностями реакции на физическую нагрузку; б) с механизмами, определяющими функциональные возможности и их изменение под влиянием спортивной тренировки; в) антропометрическими отличиями женского и мужского организма. 36. Снижение физической работоспособности в условиях пониженного атмосферного давления (на высоте не более 3000м) вызвано: а) снижением количества гемоглобина в крови; б) увеличением энергетической стоимости работы дыхания и сердца в следствии уменьшения парциального напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе; в) уменьшением парциального напряжения и содержания кислорода в крови. 37. Основные адаптационные изменения в системе крови в условиям пониженного атмосферного давления направлены на: а) увеличение концентрации гемоглобина в крови; б) увеличение объема плазмы крови; в) уменьшение щелочного резерва крови. 38. Укажите вторую стадию формирования двигательного навыка в ЦНС: а) концентрация нервных процессов; б) генерализация нервных процессов; в) иррадиация нервных процессов. 39. Какие компоненты навыков утрачиваются в первую очередь: а) двигательные; б) вегетативные. а) доминантой; б) экстраполяцией; в) вызванной активностью. 41. Предел роста тренировочных эффектов у человека предопределен (ограничен): а) генетически; б) методикой тренировки; в) утомлением. 42. Устойчивое состояние в деятельности систем организма спортсмена, когда потребление кислорода НЕ соответствует кислородному запросу, называется: а) кажущимся; б) истинным; в) ложным; г) неустойчивым. а) уменьшение возбудимости, лабильности, подвижности ЦНС и сократительной способности мышц; б) угнетение деятельности нервных центров и изменение внутренней среды; в) дискоординация моторных и вегетативных функций; г) развитие охранительного торможения в ЦНС и истощение энергоресурсов. а) уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС; б) угнетение деятельности нервных центров и изменение внутренней среды; в) дискоординация моторных и вегетативных функций; г) развитие охранительного торможения в ЦНС и истощение энергоресурсов.
А) в мышце; Б) в нервном волокне; В) в нервной клетке; Г) в синапсе. 46. При выполнении циклической работы относительной зоны субмаксимальной мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления является: а) уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС; б) угнетение деятельности нервных центров и изменение внутренней среды; в) дискоординация моторных и вегетативных функций; г) развитие охранительного торможения в ЦНС и истощение энергоресурсов. а) фазности; б) гетерохронности; в) избирательности; г) неравномерности. а) центральная нервная система и двигательный аппарат; б) системы: терморегуляции, желез внутренней секреции, кардиореспираторная; в) кислородтранспортная и нервная системы; г) большие запасы углеводов и функциональная устойчивость ЦНС. а) центральная нервная система и двигательный аппарат; б) системы: терморегуляции, желез внутренней секреции, кардиореспираторная; в) кислородтранспортная и нервная системы; г) большие запасы углеводов и функциональная устойчивость ЦНС. а) центральная нервная система и двигательный аппарат; б) системы: терморегуляции, желез внутренней секреции, кардиореспираторная; в) кислородтранспортная и нервная системы; г) большие запасы углеводов и функциональная устойчивость ЦНС. а) быстротой; б) ловкостью; в) силой; г) выносливостью. а) внутримышечные факторы, особенности нервной регуляции, психофизиологические механизмы; б) функционирование кислородтранспортной системы, морфофункциональные перестройки в сердечно-сосудистой системе; в) способность к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональные особенности; г) лабильность и подвижность нервных процессов, соотношение мышечных волокон в скелетных мышцах. а) быстротой; б) ловкостью; в) силой; г) выносливостью. а) внутримышечных факторов, особенностей нервной регуляции, психофизиологических механизмов; б) функционирования кислородтранспортной системы, морфофункциональных перестроек в сердечно-сосудистой системе; в) способности к управлению двигательным аппаратом и подвижности в суставах; г) лабильности и подвижности нервных процессов, соотношения мышечных волокон в скелетных мышцах. а) критическими; б) опережающими; в) сенситивными; г) возрастными. а) врачебного контроля; б) спортивной ориентации; в) диспансеризации; г) спортивного отбора. а) циклические и ациклические; б) силовые и скоростные; в) координационные и скоростно-силовые; г) аэробные и анаэробные. а) в килограммах, километрах, метрах в секунду; б) совокупностью физиологических реакций организма при её выполнении; в) объёмом и интенсивностью; г) совокупностью развития физических качеств.
А) одинаковую силу и большую скорость сокращения; Б) меньшую силу, но большую скорость сокращения; В) большую силу и скорость сокращения.
А) максимальная сила; Б) статическая сила; В) абсолютная сила; Г) взрывная сила.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Физиология человека (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Работники ВПО Срок обучения Форма обучения Режим занятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 К Приказу Минобразования РФ От 18 июня 1997г. № 1221 «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса или дисциплины (наименование дисциплины)
Тема 1. Лекция 1 (2 часа). Работоспособность в условиях повышенной температуры, влажности воздуха и пониженного атмосферного давления. Изменения функций организма в особых условиях среды. Тепловая адаптация (акклиматизация) и ее физиологическая характеристика. Питьевой режим. Повышение тепловой устойчивости организма. Спортивная работоспособность в условиях повышенной и пониженной температуры окружающей среды. Лекция 2 (2 часа). Характеристика факторов, действующих на организм человека в условиях среднегорья и высокогорья, изменения функций организма в этих условиях. Различные типы гипоксии и их физиологическая характеристика. Горная (высотная) болезнь. Адаптация человека к пониженному барометрическому давлению. Работоспособность спортсменов во время и после пребывания в среднегорье. Тема 2. Физиологические основы здоровья и здорового образа жизни. Лекция 1 (2 часа). Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и мышечный аппарат людей зрелого возраста при занятиях физической культурой. Гипокинезия и ее отрицательное влияние на функциональное состояние организма детей и взрослых. Лекция 2 (2 часа). Физиологическое обоснование и критерии эффективности занятий лиц разного возраста в группах здоровья. Физиологические механизмы закаливания. Физиологическое обоснование занятий аэробными нагрузками (оздоровительный бег, плавание и др.) с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей занимающихся. Физиологические особенности плавания. Плавание как средство оздоровления и закаливания. Принципы дозировки физических нагрузок, используемых для повышения функциональных резервов лиц разного пола, возраста и физической подготовленности, занимающихся физической культурой. Физиологические принципы и методы контроля величин нагрузок при занятиях физической культурой.
При написании контрольных и реферативных работ слушатель должен показать уровень своей теоретической подготовленности и умение проводить экспериментальные исследования, анализировать их и делать обобщения. Синтез теоретических знаний и практических навыков экспериментирования позволит самостоятельно и квалифицированно решать проблемы совершенствования физического воспитания учащихся. Поскольку контрольными работами предусматривается проведение эксперимента, то для своевременного ее проведения необходимо заранее получить задание. В результате освоения курса слушатель должен знать основные принципы работы функциональных систем организма человека, как в покое, так и при различных режимах мышечной деятельности, а также разбираться в механизмах регуляции физиологических функций. Изучение фундаментальных основ общей физиологии с выделением стержневых, базовых положений физиологии, необходимо для их последующего использования в практической деятельности специалиста.
Шахгельдян, Е.Н. Семенов ; - Воронеж: Научная книга, 2002. – 10 с.
4.1 Теоретический раздел. Изучить, используя учебники и дополнительную литературу, особенности терморегуляции в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Физиологическую характеристику факторов, снижающих спортивную работоспособность. Биологические ритмы человека. Циркадные ритмы. Ритмы и адаптация. Динамика работоспособности в течение суток. Влияние водной среды на спортивную работоспособность. Факторы, действующие на организм человека в водной среде (плотность, повышенное барометрическое давление, гипогравитация, теплоемкость и теплопроводность). Особенности терморегуляции организма в воде. Энергетика плавания. Функции сенсорных систем в воде. Функции анимальных и вегетативных систем в водной среде. 4.2 Практический раздел.ТЕМЫ и методические указания по написанию КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Необходимо внимательно и вдумчиво прочесть задание полностью. Контрольная работа должна состоять из трех частей: ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - теоретический вопрос - должен быть изложен максимально подробно с использованием материалов учебников и обязательным привлечением дополнительной литературы (список литературы - см. последний лист задания). Текст желательно сопровождать схемами, рисунками, таблицами. ВТОРАЯ ЧАСТЬ - вопрос-задача, решение которой требует некоторой сообразительности. Ответ обязательно следует доказать, обосновать или по крайней мере пояснить. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ предусматривает выполнение эксперимента, его обоснование, грамотное изложение полученных в ходе эксперимента данных, их статистическую обработку (в соответствии с требованиями, полученными при изучении спортивной метрологии). Изложение материала следует сопровождать протоколами, таблицами, графиками, оценками, выводами. Эксперимент выполняется после формулировки его цели, в соответствии с Вашей специализацией, работой, интересами, возможностями (в том числе техническими) и избранной темой. ТЕМУ первого и второго задания (теоретического вопроса и задачу) выбирают в соответствии с первой буквой собственной фамилии. ТЕМУ третьего задания (эксперимента) выбирают самостоятельно. ТЕМЫ ПЕРВОГО (теоретического) и ВТОРОГО (задача) ЗАДАНИЙ: A) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне максимальной мощности. 2. В организме за сутки окислилось 100гр белков, 70гр жиров, 500гр углеводов. Сколько энергии (в ккал) выделилось в результате этих процессов? Наблюдается ли зависимость между характером спортивной деятельности и энерготратами организма? Б) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне субмаксимальной мощности. 2. После удара по брюшной стенке или иного резкого воздействия на органы брюшной полости может произойти остановка сердечных сокращений. С чем это связано? Воздействие какого отдела вегетативной нервной системы проявляется? В каких видах спортивной деятельности наиболее часто можно наблюдать такую картину? B) 1. Уровень функциональных изменений в системе крови, дыхания и аппарата кровообращения при достижении максимального потребления кислорода (МПК), равного 6 л/мин. 2. Каковы механизмы одновременной и последовательной, положительной и отрицательной индукции в нервных центрах? Как проявляются эти закономерности при статической и динамической мышечной работе? Г) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне большой мощности. 2. Минутный объем дыхания (МОД) до нагрузки составил 6 л/мин. После выполнения физической нагрузки объем дыхания увеличился на 2 л/мин. Известно, что частота дыхания не менялась и была равна 12 в мин. За счет какого параметра произошло усиление дыхания? Можно ли дать оценку тренированности человека (спортсмена), исходя из этих данных? Д) 1. Физиологические принципы и критерии отбора детей для занятий спортом. 2. У спортсмена в 1 мм3 было найдено 5 000 000 эритро Е) 1. Строение двигательного аппарата. Двигательная единица (ДЕ) как структурно-функциональный элемент двигательного аппарата. Классификация и свойства двигательных единиц. Композиция мышц и её взаимосвязь с проявлением физических качеств. 2. Минутный объем крови (МОК) после выполнения физической нагрузки увеличился с 5 л.мин до 10 л.мин. За счет какого показателя произошло увеличение МОК? Если известно, что частота сердечных сокращений (ЧСС) не менялась и составила 70 уд/мин? Можно ли судить о степени тренированности человека (спортсмена), имея сведения о такой реакции сердечно-сосудистой системы (ССС)? Ж),З) 1. Показатели силы мышц. Способы их изменения. Факторы, определяющие максимальную произвольную силу мышц. Закон СРЕДНИХ НАГРУЗОК. Показатель механической эффективности мышечной работы. 2. Почему у людей, которым приходится подолгу неподвижно стоять, наблюдается нарушение состояния и нормального функционирования сосудов нижних конечностей? Почему мышечная активность нижних конечностей препятствует этой патологии? И) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне умеренной мощности. 2. Эритроциты помещают в три сосуда с кровозамещающей жидкостью. Концентрация солей в первом сосуде 0,5%. Во втором-0,3%, в третьем — 1,2%. Что произойдет с эритроцитами в каждом из этих растворов? Как называется каждый из приведенных растворов? Какие явления наблюдаются? К) 1. Механизм формирования двигательных навыков. Компоненты двигательных навыков. Значение экстраполяции. 2. Каждая из двух мышц способна поднять груз не тяжелее 800гр. Физиологическое поперечное сечение одной мышцы = 2см2, второй = 4см2. Площадь анатомического сечения каждой мышцы составляет 2см2. Какие показатели мышечной силы сходны, а какие различны для этих двух мышц? Какой тип расположения мышечных волокон можно предположить для каждой? Л) 1. Адаптация к физическим нагрузкам. «Цена» адаптации. 2. Кругооборот крови совершается за 30 сек. Частота пульса 60 ударов в 1 мин., минутный объем крови — 6 000 мл. Определите систолический объем крови и приблизительное количество циркулирующей крови. 2. По данным спирографии получены значения минутного объема дыхания (МОД). У одного испытуемого — 7л.мин , у второго — 12 л.мин. Частота дыхания у них была одинаковой и составила 14 дыхательных движений в минуту (14/мин). Определите значения дыхательного объема у каждого испытуемого, оцените и сравните степень их тренированности. Какое количество альвеолярного воздуха использовал каждый для газообмена крови? Н) 1. Основные закономерности роста и развития человека. Акселерация и ее последствия. Гиподинамия и гипокинезия. 2. Если содержание газов в газовой смеси при общем объеме давления 760мм рт. ст. составляет 20,46%, 0,04% и 79,5%, то каковы при этом будут значения парциального давления каждого из них? В каком воздухе может быть обнаружено такое соотношение и какие это газы? О) 1. Высшая нервная деятельность (ВНД). Ее значение для животных и человека. Механизм и условия образования и торможения условных рефлексов (УР). Динамический стереотип. Значение условных рефлексов в формировании двигательных навыков. 2. Артериальная кровь большого круга кровообращения содержит 19 объемных процентов (19об.%) кислорода, венозная - 11 об. %. Сколько кислорода получают ткани за одну минуту при минутном объеме крови (МОК) = 10 л.мин? П) 1. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Влияние мышечной деятельности на изменения в системе крови. 2. Изобразить схему рефлекторных дуг коленного и ахиллового рефлексов. Отметить их сходства и различия между собой и с дугой чувствительного рефлекса. Обосновать использование сухожильных рефлексов в клинической практике. Р) 1. Физиология сердца. Основные свойства сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла, показатели работы сердца (систолический и минутный объем крови). Регуляция работы сердца при физических нагрузках. 2. В какой части нервно-мышечного препарата раньше всего возникает утомление: в мышце, нервно-мышечном синапсе или нерве? Почему? С) 1. Значение АТФ в процессе сокращения мышечных волокон. Каковы энергетические системы, обеспечивающие ресинтез АТФ, их мощность и емкость? 2. Измеряя лабильность составных частей нервно-мышечного препарата, получили значения: 100, 200 и 500 импульсов в секунду (имп/с). Каким частям препарата принадлежит каждый из результатов? Т) 1. Физиологические принципы тренировки и их обоснование. 2. О чем свидетельствует удлинение интервала PQ на электрокардиограмме (ЭКГ)? Как рассчитать частоту сердечных сокращений (ЧСС) на ЭКГ, если известно, что скорость движения бумажной ленты = 25мм/с, а интервал RR = 23мм? Какому состоянию организма соответствует полученная ЧСС? Что такое тахикардия и брадикардия? Какова их природа? У) 1. Механизм обмена газов между альвеолами легких и кровью, диссоциация оксигемоглобина, обмен газов между кровью и тканями, кислородная емкость гемоглобина, кислородная емкость крови (КЕК), максимальное потребление кислорода (МПК), кислородный запрос (КЗ), кислородный долг (КД). Изменение показателей кислородного запроса и кислородного долга под воздействием тренировок. 2. У одного испытуемого объем сердца равен 1000 см3, частота сокращения сердца — 50 ударов в минуту, минутный объем крови 4 л, систолический объем — 70 мл, синусовая аритмия равна 0,3 сек; у другого эти параметры соответст венно были равны 700 см3, 65 ударов в мин., 6 л., 81 мл., 0,1 сек. Кто из этих двух лиц имеет более высокий уровень тренированности? Ф, Х) 1. Понятие о восстановительном периоде. Современные средства реабилитации спортсменов после больших физических нагрузок. 2. Сердце сокращается с интервалом 0,8 с. Длительность сокращения желудочка - 0,3 с. Можно ли получить экстрасистолу, воздействуя на сердечную мышцу через 0,2; 0,5; 0,7; 0,9 с после начала сокращения желудочка? Что следует за экстрасистолой и почему? Ц, Ч) 1. Роль отечественных и советских физиологов в развитии физиологии физических упражнений. 2. Изобразить и пояснить схему рефлекторной дуги, поддерживающей тонус мышц. Ш, Щ) 1. Показатели состояния тренированности организма, выявляемые в состоянии покоя, при дозированной (стандартной) и предельной физических нагрузках. 2. Как опытным путем доказать наличие в нервных центрах свойства суммации? Приведите пример суммации возбуждения из обыденной жизни. На каких этапах формирования двигательного навыка преобладают процессы иррадиации, а на каких концентрация возбуждения в нервных центрах? Поясните сущность этих процессов. Э, Ю, Я) 1. Железы внутренней секреции. Свойства, особенности и роль желез внутренней секреции в развитии и жизнедеятельности организма. Регуляция желез внутренней секреции. Работоспособность и гормональные сдвиги. 2. Два нервных волокна имеют различный диаметр: 12мк и 0,5мк. Каково строение этих волокон? По какому из них возбуждение способно распространяться с большей скоростью и почему? ТЕМЫ ТРЕТЬЕГО (эксперимент) ЗАДАНИЯ:
12. Изучить изменение пульса при пробе Вальсальвы (приложение 2) у учащихся 1—6 классов. Данные занести в таблицу. Сделать заключение.
Приложения: 1 Определение индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Для выполнения теста подобрать скамейку высотой 35 см. Испытуемые совершают восхождения на скамейку не более 5 минут в темпе 30 восхождений за 1 минуту. Если учащийся перестает сохранять заданный темп, то работа прекращается. Сразу после прекращения работы подсчитать частоту сердцебиения за 30 секунд. Далее произвести расчет индекса по формуле: При ИГСТ ниже 50 — уровень работоспособности низкий, при 50—80 — средний. Если же индекс больше 80 — работоспособность считается высокой. 2. Проба Вальсальвы. Для выполнения этого задания необходимо взять у школьного врача манометр для измерения артериального давления. Конец резиновой трубки отсоединить от резинового баллона для нагнетания воздуха. В этот конец резиновой трубки вставить металлическую трубку (гладкую) длиной 5 см. При выполнении пробы учащийся берет в рот металлическую трубку, производит максимальный вдох, закрывает нос и путем выдоха передвигает стрелку манометра до отметки 30 мм рт. ст. Этот уровень давления учащийся поддерживает до отказа. Необходимо фиксировать длительность пробы. Пульс измеряется до начала пробы, сразу после пробы, а зачтем через. 1, 2, 3 минуты. Следует тщательно дезинфицировать спиртом металлическую трубку после каждой пробы. 3. Исследование вестибулярной устойчивости. Учащийся совершает три вращательных движения головой в левую сторону. После этого закрывает глаза и как можно долго сохраняет равновесие на левой ноге, правая согнута в коленном суставе под прямым углом. Отметить длительность сохранения равновесия. Через 5 минут вновь сделать три вращения головой и определить длительность равновесия на правой ноге.
А) совокупность процессов образования сложных органических веществ; Б) совокупность процессов химического превращения веществ от момента их поступления в организм до выделения конечных продуктов обмена; В) поступление, распад и окисление органических веществ в клетке.
А) 30г; Б) 250г; В) 100г.
А) 200г; Б) 500г; В) 50г.
А) 50г; Б) 100г; В) 200г.
А) 1700ккал; Б) 1200ккал; В) 3000ккал.
А) 7000-9000 ккал; Б) 4500-5000ккал; В) 2000-2500ккал.
А)1,0; Б) 0,85; В) 0,7.
А) 4,1ккал; Б) 5,8ккал; В) 9,3ккал.
А) 5,3ккал; Б) 4,1ккал; В) 9,3ккал.
А) отрицательным азотистым балансом; Б) положительным азотистым балансом; В) азотистым равновесием.
А) белков; Б) углеводов; В) липидов.
А) 0,06%; Б) 0,12%; В) 0,04%.
А) в покое и при длительной малоинтенсивной работе; Б) в покое и при работе максимальной интенсивности; В) в восстановительный период и при работе средней интенсивности.
А) 1,5-2л; Б) 2,4-2,8л; В) 3,6-4л; Г) 0,5-1л.
А) строительным материалом; Б) составной частью многих форменных элементов и физиологически активных веществ; В) источником энергии и регуляторами процессов жизнедеятельности.
А) онкотическое давление; Б) осмотическое давление; В) кровяное давление.
А) 0,5л кислорода; Б) 1л кислорода; В) 0,8л кислорода.
А) 1г жира; Б) 0,8г жира; В) 0,5г жира.
А) 5,05 ккал; Б) 4,5 ккал; В) 9,3 ккал.
А 5,05 ккал; Б) 4,85 ккал; В) 3,75 ккал.
А) 4,85 ккал; Б) 8,3 ккал; В) 4,7 ккал.
А) продолговатый мозг; Б) гипоталамус; В) мозжечок; Г) средний мозг.
А) понижается; Б) повышается; В) не изменяется.
А) да; Б) нет.
А) коры надпочечников и поджелудочной железы; Б) гипофиза и щитовидной железы; В) паращитовидной и половых желез.
А) аппетит; Б) мотивация голода; В) пищевая потребность.
А) углеводы; Б) белки; В) жиры.
А) клетчатку; Б) углеводы; В) белки и липиды.
А) желудок; Б) тонкая кишка; В) толстая кишка.
А) аммиак и мочевина; Б) моносахариды и альбумины; В) аминокислоты и низкомолекулярные полипептиды.
А) низкомолекулярные пептиды; Б) моноглицериды, глицерин и жирные кислоты. В) холестерин и фосфолипиды.
А) 1-2 часа; Б) 24 часа; В) 4-10 часов.
А) усиливает секреторную и двигательную функции пищеварительного тракта; Б) угнетает секреторную и двигательную функции пищеварительного тракта; В) не оказывает существенного влияния.
А) нет, эти процессы не связаны друг с другом; Б) да, за счёт оттока крови от мышц в пищеварительный тракт; В) нет, так как при усиленном пищеварении в мышцы поступает больше питательных веществ.
А) 150л; Б) 50л; В) 1,5л.
А) 100л; Б) 1-1,5л; В) 3-5л.
А) 20-40мм.рт.ст.; Б) 80-100мм рт.ст.; В) 60-70мм рт.ст.
А) 30-35мм рт.ст.; Б) 5-10мм рт.ст.; В) 60-70мм рт.ст.
А) 1-1,5л; Б) 0,1-0,5л; В) 2,5-3л.
А) 0,5л в час; Б) 1-1,5л в час; В) 3-5л в час.
|
|