Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обуче - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план Таблица № Тематический план Наименование раздела... 1 69.12kb.
Название программы, форма обучения 1 24.82kb.
Название программы, форма обучения 1 19.71kb.
А. Г. Свинаренко 2 675.98kb.
1 Курс «Методы активного социально-психологического обучения» соответствует... 1 81.54kb.
Тематический план специальная психология Цель Категория слушателей 1 104.89kb.
Тематический план 5 класса по технологии гбоу сош «образовательный... 1 275.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Одержание и оформление контрольных работ 1 74.02kb.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы... 1 134.57kb.
Учебный план среднесрочной дополнительной образовательной программы 1 50.64kb.
М. М. Безруких; В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М. Академия, 2002. 1 37.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. - страница №1/2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(наименование программы, раздела)
Цель: Повышение квалификации.

Категории слушателей: Учителя Ф.К. СОШ

Срок обучения

Форма обучения



Режим занятий


№ п/п

Наименование разделов дисциплины и тем

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинары

1

Физиологические основы Ф.К.

8

6




2

Конспекты лек. и практ. занят.

1.1

Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам




2







Конспекты лек.

1.2

Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам




2







Конспекты лек.

1.3

Физиологические особенности урока физической культуры в школе




2







Конспекты лек.

1.4

Определение биологического возраста










2

Конспект практ. занят.




Стажировка итоговый контроль



















Итого
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

К Приказу Минобразования РФ

От 18 июня 1997г. № 1221


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса или дисциплины


Физиология человека

(наименование дисциплины)




  1. Введение: Физиология является одной из основных дисциплин, формирующих стратегию и тактику деятельности специалистов в области физической культуры. Знание физиологических функций человека, механизмов их развития, а также способов и методов оценки - необходимое условие успешной работы этих специалистов. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза. В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, физиология является одной из основных дисциплин, при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта, тренеров и педагогов. Физиология человека относится к категории сугубо экспериментальных и наиболее трудных и сложных наук. Она имеет первостепенную важность при научной организации процесса обучения и воспитания учащихся. Зная функции различных биосистем организма, закономерности роста и развития человека, особенности его высшей нервной деятельности, педагог сможет абстрактное представление об индивидуальных особенностях учащихся заполнить конкретным физиолого-психологическим содержанием. Только в этом случае процесс интенсивного духовного, морального и физического развития человека будет протекать без ущерба для здоровья.




  1. Содержание и последовательность изложения учебного материала.

Тема 1: Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам.

Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школь­ного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфо-функционального созревания их организма. Возрастные особенности управления движениями. Особенности созревания различных отделов ЦНС (спинного мозга, подкорковых отделов и, наконец, коры больших полушарий). Связь основных этапов созревания мозга и измене­ний процессов управления движениями — формирование основных поз; создание основного фонда движений; созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей; усовершенствова­ние кольцевого рефлекторного механизма с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей; созревание механизма цент­ральных команд (программного управления). Особенности возрастного развития у детей дошкольного и младшего школь­ного возраста физических качеств. Сенситивные периоды онтогенеза и развитие физических качеств. Специфичес­кие особенности проявления и индивидуальная программа разви­тия быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости и их проявления. Реакция вегетативных систем и энергообеспечения при физических нагрузках. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций, здоровье и работоспособность. Нормы двигательной активности детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Анализ нормирования физических нагрузок с учетом возрастных особенностей.

Тема 2: Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Особенности адаптации детей среднего и старшего школь­ного возраста к физическим нагрузкам в связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройка­ми организма, связанными с половым созреванием. Переходный период или пубертат, и его этапы. Распределение стадий половой зрелости у мальчиков и девочек. Гормональные и структурные перестройки переходного периода. Особенности развития ЦНС, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов. Реакция вегетативных систем и энергообеспечения при физических нагрузках. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Особенности возрастного развития у детей среднего и старшего школь­ного возраста физических качеств. Влияние спортивной тренировки на развитие функций, здоровье и работоспособность.
Тема 3: Физиологические особенности урока физической культуры в школе. Объем общей учеб­ной нагрузки и снижением внимания к занятиям физической куль­турой. ухудшение функций орга­низма, развитие преморбидных состояний и повышение уровня за­болеваемости учащихся.

Анализ су­ществующей системы педагогического и медицинского контроля за уроками физической культуры свидетельствует о том, что такие за­нятия проводятся без достаточного учета физиологических особен­ностей организма и работоспособности школьников. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям организма по трем параметрам: а) величина сдвигов физиологических констант и, прежде всего, частота сердечных сокращений, уровень артериаль­ного давления, потребление кислорода и легочная вентиляции;

б) биоэнергетические затраты организма; в) интенсивность физических упражнений (сила, скорость передвижения). Задачи физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры в школе. Влияние систематических физических нагрузок уроков физической культуры на развитие функций, здоровье и работоспособность. Комплексный физиолого-педагогический конт­роль (оперативный, текущий к этапный) и нормирование и управление уроком физической культуры.
Тема 4: Определение биологического возраста. Практическое занятие. Заполнение индивидуальной карты (паспорта функционального состояния) по данным легочных объемов и емкостей, фактических и должных, частоты дыхания, МВЛ, времени задержки дыхания на вдохе и выдохе.


  1. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины:

3.1 Овладение физиологическим арсеналом знаний требует прослушивания лекций, выполнения лабораторных работ. Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса физиологии. Для их выполнения необходимо ознакомится с лабораторным оборудованием, измерительными приборами, а также с техникой проведения основных лабораторных операций. Поскольку в лаборатории находятся электроприборы, и другое оборудование, слушатели должны строго соблюдать правила техники безопасности. Перед каждым лабораторным занятием следует изучить соответствующий раздел учебника, конспекта лекций и описание лабораторной работы. При оформлении отчета по проделанной работе в лабораторном журнале записывают дату, номер, название, цель, ход работы, расчетные формулы и результаты работы, выводы.



При написании контрольных и реферативных работ слушатель должен показать уровень своей теоре­тической подготовленности и умение прово­дить экспериментальные исследования, ана­лизировать их и делать обобщения. Синтез теоретических знаний и практических навы­ков экспериментирования позволит самостоятельно и квали­фицированно решать проблемы совершенст­вования физического воспитания учащихся. Поскольку контрольными работами преду­сматривается проведение эксперимента, то для своевременного ее проведения необходимо заранее получить задание. В результате освоения курса слушатель должен знать основные принципы работы функциональных систем организма че­ловека, как в покое, так и при различных режимах мышечной деятельности, а также разбираться в механизмах регуляции физиологических функций. Изучение фундаментальных основ общей физиологии с выделением стержневых, базовых положений физиологии, необходимо для их последующего использования в практической деятельности специалиста.

    1. Методические пособия:

  1. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 1./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 76

  2. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 2./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 78 с.

  3. Семенов Е.Н. «Морфофункциональные показатели кардио-респираторной системы в покое и при мышечной деятельности» Пособие для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности «Физическая культура и спорт». Воронеж: Научная книга, 2007. – .40 с.

  4. Семенов Е.Н. Словарь-справочник терминологических понятий по курсу общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2007. – 80 с.

  5. Семенов Е.Н. Курс лекций, и их мультимедийное сопровождение, по общей и спортивной физиологии для студентов дневного и заочного отделений. Учебно-методическое пособие (для самостоятельной работы студентов институтов физической культуры) / Е.Н. Семенов, С.С. Артемьева – Воронеж, 2010. – 200с.

  6. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / Э.К. Артемова, Е.Н. Семенов. - Воронеж: Научная книга, 2011. – 99с. Утверждено УМО от 07. 02. 2011г. № 01ТВ.

  7. Семенов Е.Н. Сборник самостоятельных работ по общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2005. – 35 с.

  8. Шахгельдян Ф.Г. «Человек в цифрах». Методические указания для студентов / Ф.Г.

Шахгельдян, Е.Н. Семенов ; - Воронеж: Научная книга, 2002. – 10 с.


  1. Контрольные задания для самостоятельной работы:

Теоретический раздел: Значение ВНД в осуществлении приспособительных реакций. Условные и безусловные рефлексы, их классификация. Условия и механизмы образования условных рефлексов. Виды условных рефлексов, торможение условных рефлексов: внешнее и внутреннее. Типы ВНД по И.П. Павлову. Понятие о динамическом стереотипе. Принципы организации движений и структура целостного поведения. Практический раздел: Исследование влияния выключения различных сенсорных систем на выполнение двигательных навыков овладеть методикой и получить количественные параметры, доказывающие преимущества бинокулярного зрения. Статистически оценивать преимущество стереоскопического зрения. Освоить методику измерения пространственного порога тактильной чувствительности. Определение изменений ЧСС и частоты дыхания при второсигнальных воздействиях в условиях предстартового состояния. Определение латерального доминирования у человека. Выработка сосудистого условного рефлекса у человека. Используя материалы учебников и лекции составить в виде таблиц должные величины, характеризующие биологический возраст детей и подростков.



ТЕМЫ

и методические указания по написанию
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Необходимо внимательно и вдумчиво прочесть задание полностью. Контрольная работа должна состоять из трех частей:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - теоретический вопрос - должен быть изложен максимально подробно с использованием материалов учебников и обязательным привлечением дополнительной литературы (список литературы - см. последний лист задания). Текст желательно сопровождать схемами, рисунками, таблицами.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ - вопрос-задача, решение которой требует некоторой сообразительности. Ответ обязательно следует доказать, обосновать или по крайней мере пояснить.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ предусматривает выполнение эксперимента, его обоснование, грамотное изложение полученных в ходе эксперимента данных, их статистическую обработку (в соответствии с требованиями, полученными при изучении спортивной метрологии). Изложение материала следует сопровождать протоколами, таблицами, графиками, оценками, выводами. Эксперимент выполняется после формулировки его цели, в соответствии с Вашей специализацией, работой, интересами, возможностями (в том числе техническими) и избранной темой.
ТЕМУ первого и второго задания (теоретического вопроса и задачу) выбирают в соответствии с первой буквой собственной фамилии.
ТЕМУ третьего задания (эксперимента) выбирают самостоятельно.

ТЕМЫ ПЕРВОГО (теоретического) и ВТОРОГО (задача) ЗАДАНИЙ:
А) 1. Физиологические принципы и критерии отбора детей для занятий спортом.

2. У спортсмена в 1 мм3 было найдено 5 000 000 эритроцитов. ак и почему изменится количество эритроцитов в


1 мм3 при подъеме на высоту 5000 м?
Б.) 1. Строение двигательного аппарата. Двигательная единица (ДЕ) как структурно-функциональный элемент двигательного аппарата. Классификация и свойства двигательных единиц. Композиция мышц и её взаимосвязь с проявлением физических качеств.

2. Минутный объем крови (МОК) после выполнения физической нагрузки увеличился с 5 л.мин до 10 л.мин. За счет какого показателя произошло увеличение МОК? Если известно, что частота сердечных сокращений (ЧСС) не менялась и составила 70 уд/мин? Можно ли судить о степени тренированности человека (спортсмена), имея сведения о такой реакции сердечно-сосудистой системы (ССС)?


В) 1. Показатели силы мышц. Способы их изменения. Факторы, определяющие максимальную произвольную силу мышц. Закон СРЕДНИХ НАГРУЗОК. Показатель механической эффективности мышечной работы.

2. Почему у людей, которым приходится подолгу неподвижно стоять, наблюдается нарушение состояния и нормального функционирования сосудов нижних конечностей? Почему мышечная активность нижних конечностей препятствует этой патологии?

Г) 1. Механизм формирования двигательных навыков. Компоненты двигательных навыков. Значение экстрапо­ляции.

2. Каждая из двух мышц способна поднять груз не тяжелее 800гр. Физиологическое поперечное сечение одной мышцы = 2см2, второй = 4см2. Площадь анатомического сечения каждой мышцы составляет 2см2. Какие показатели мышечной силы сходны, а какие различны для этих двух мышц? Какой тип расположения мышечных волокон можно предположить для каждой?


Д,Е) 1. Адаптация к физическим нагрузкам. «Цена» адаптации.

2. Кругооборот крови совершается за 30 сек. Частота пульса 60 ударов в 1 мин., минутный объем крови — 6 000 мл. Определите систолический объем крови и приблизительное количество циркулирующей крови.


Ж) 1. Вестибулярная и двигательная сенсорные системы. Строение, свойства и функции вестибулярной и двигательной сенсорных систем и их роль в управлении движениями.

2. По данным спирографии получены значения минутного объема дыхания (МОД). У одного испытуемого — 7л.мин , у второго — 12 л.мин. Частота дыхания у них была одинаковой и составила 14 дыхательных движений в минуту (14/мин). Определите значения дыхательного объема у каждого испытуемого, оцените и сравните степень их тренированности. Какое количество альвеолярного воздуха использовал каждый для газообмена крови?


З,И) 1. Основные закономерности роста и развития человека. Акселерация и ее последствия. Гиподинамия и гипокинезия.

2. Если содержание газов в газовой смеси при общем объеме давления 760мм рт. ст. составляет 20,46%, 0,04% и 79,5%, то каковы при этом будут значения парциального давления каждого из них? В каком воздухе может быть обнаружено такое соотношение и какие это газы?


О) 1. Высшая нервная деятельность (ВНД). Ее значение для животных и человека. Механизм и условия образования и торможения условных рефлексов (УР). Динамический стереотип. Значение условных рефлексов в формировании двигательных навыков.

2. Артериальная кровь большого круга кровообращения содержит 19 объемных процентов (19об.%) кислорода, венозная - 11 об. %. Сколько кислорода получают ткани за одну минуту при минутном объеме крови (МОК) = 10 л.мин?


П) 1. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Влияние мышечной деятельности на изменения в системе крови.

2. Изобразить схему рефлекторных дуг коленного и ахиллового рефлексов. Отметить их сходства и различия между собой и с дугой чувствительного рефлекса. Обосновать использование сухожильных рефлексов в клинической практике.


Р) 1. Физиология сердца. Основные свойства сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла, показатели работы сердца (систолический и минутный объем крови). Регуляция работы сердца при физических нагрузках.

2. В какой части нервно-мышечного препарата раньше всего возникает утомление: в мышце, нервно-мышечном синапсе или нерве? Почему?


С) 1. Значение АТФ в процессе сокращения мышечных волокон. Каковы энер­гетические системы, обеспечивающие ресинтез АТФ, их мощность и емкость?

2. Измеряя лабильность составных частей нервно-мышечного препарата, получили значения: 100, 200 и 500 импульсов в секунду (имп/с). Каким частям препарата принадлежит каждый из результатов?


Т,У) 1. Механизм обмена газов между альвеолами легких и кровью, диссоциация оксигемоглобина, обмен газов между кровью и тканями, кислородная емкость гемоглобина, кислородная емкость крови (КЕК), максимальное потребление кислорода (МПК), кислородный запрос (КЗ), кислородный долг (КД). Изменение показателей кислородного запроса и кислородного долга под воздействием тренировок.

2. У одного испытуемого объем сердца равен 1000 см3,


частота сокращения сердца — 50 ударов в минуту, минутный
объем крови 4 л, систолический объем — 70 мл, синусовая
аритмия равна 0,3 сек; у другого эти параметры соответст­
венно были равны 700 см3, 65 ударов в мин., 6 л., 81 мл.,
0,1 сек. Кто из этих двух лиц имеет более высокий уровень
тренированности?
Ф, Х) 1. Понятие о восстановительном периоде. Современные средства реабилитации спортсменов после больших физических нагрузок.

2. Сердце сокращается с интервалом 0,8 с. Длительность сокращения желудочка - 0,3 с. Можно ли получить экстрасистолу, воздействуя на сердечную мышцу через 0,2; 0,5; 0,7; 0,9 с после начала сокращения желудочка? Что следует за экстрасистолой и почему?


Ц, Ч,Ш,Щ) 1. Роль отечественных и советских физиологов в развитии физиологии физических упражнений.

2. Изобразить и пояснить схему рефлекторной дуги, поддерживающей тонус мышц.

Как опытным путем доказать наличие в нервных центрах свойства суммации? Приведите пример суммации возбуждения из обыденной жизни. На каких этапах формирования двигательного навыка преобладают процессы иррадиации, а на каких концентрация возбуждения в нервных центрах? Поясните сущность этих процессов.
Э, Ю, Я) 1. Железы внутренней секреции. Свойства, особенности и роль желез внутренней секреции в развитии и жизнедеятельности организма. Регуляция желез внутренней секреции. Работоспособность и гормональные сдвиги.

2. Два нервных волокна имеют различный диаметр: 12мк и 0,5мк. Каково строение этих волокон? По какому из них возбуждение способно распространяться с большей скоростью и почему?



ТЕМЫ ТРЕТЬЕГО (эксперимент) ЗАДАНИЯ:


  1. Динамика индекса физической работоспособности (ИГСТ) в Гарвардском степ-тесте (приложение 1) в недельном и месячном циклах тренировки у спортсменов (указать специализацию).

  2. Изменение показателей дыхания (ЧД, ЖЕ Л, МОД, времени задержки
    дыхания) при специальных нагрузках у спортсменов (указать специализацию).

  3. Динамика ЧСС в покое и после специализированной нагрузки у спортсменов в недельном цикле тренировки.

  4. Характеристика двигательных способностей борцов по показателям кистевой динамометрии, времени двигательной реакции и теппинг-теста.

  5. Характеристика двигательных способностей спортсменов, специализирующихся в спортивных играх по показателям времени двигательной реакции и теппинг-теста.

  6. Сравнительная характеристика величин полей зрения у представителей
    спортивных игр различной квалификации.

  7. Сравнительная характеристика порогов различения прикосновений у
    борцов различной квалификации.

  8. Функциональная оценка подготовительной, основной и заключительной частей урока физической культуры по ЧСС и ЧД у учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

  9. Динамика активности нервно-мышечного аппарата (по показателям
    кистевой динамометрии и теппинг-теста) в ходе проведения уроков
    физической культуры у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

  10. Сравнительная характеристика физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом.

  11. Сравнительная характеристика физической работоспособности студентов 1 и 5 курсов ФГОУ ВПО «ВГИФК».

12. Изучить изменение пульса при пробе Вальсальвы (приложение 2) у учащихся 1—6 клас­сов. Данные занести в таблицу. Сделать заключение.

  1. Сравнительная характеристика реакций организма на стандартную физическую нагрузку у спортсменов (мужчин и женщин), специализирующихся в различных видах спорта, по результатам измерения ЧСС, ЧД, кистевой динамометрии.

  2. Изучить вестибулярную устой­чивость у учащихся 1—6 классов (приложение 3). Дан­ные занести в таблицу, сделать заключение.

Приложения:

1 Определение индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ).


Для выполнения теста подобрать скамейку высотой

35 см. Испытуемые совершают восхождения на скамейку не более 5 минут в темпе 30 восхождений за 1 минуту. Если учащийся перестает сохранять заданный темп, то работа прекращается. Сразу после прекращения работы подсчитать частоту сердцебиения за 30 секунд. Далее произвести рас­чет индекса по формуле:



При ИГСТ ниже 50 — уровень работоспособности низ­кий, при 50—80 — средний. Если же индекс больше 80 — работоспособность считается высокой.

2. Проба Вальсальвы.

Для выполнения этого задания необходимо взять у школь­ного врача манометр для измерения артериального давле­ния. Конец резиновой трубки отсоединить от резинового бал­лона для нагнетания воздуха. В этот конец резиновой труб­ки вставить металлическую трубку (гладкую) длиной 5 см. При выполнении пробы учащийся берет в рот металлическую трубку, производит максимальный вдох, закрывает нос и путем выдоха передвигает стрелку манометра до отметки 30 мм рт. ст. Этот уровень давления учащийся поддержива­ет до отказа. Необходимо фиксировать длительность пробы. Пульс измеряется до начала пробы, сразу после пробы, а за­чтем через. 1, 2, 3 минуты. Следует тщательно дезинфициро­вать спиртом металлическую трубку после каждой пробы.

3. Исследование вестибулярной устойчивости.

Учащийся совершает три вращательных движения голо­вой в левую сторону. После этого закрывает глаза и как можно долго сохраняет равновесие на левой ноге, правая согнута в коленном суставе под прямым углом. Отметить дли­тельность сохранения равновесия. Через 5 минут вновь сде­лать три вращения головой и определить длительность равно­весия на правой ноге.

Тесты для самоконтроля знаний.

1. Гематокрит – это:

А) Доля сыворотки в общем объеме крови.

Б) Доля форменных элементов в общем объеме крови.

В) Доля эритроцитов в общем количестве форменных элементов.

Г) Соотношение между циркулирующей и депонированной кровью.
2. Во время выполнения физической нагрузки показатель гематокрита

А) Увеличивается.

Б) Уменьшается.

В) Не изменяется.


3. Буферные системы крови обеспечивают поддержание постоянства

А) Вязкости крови.

Б) Величины гематокрита.

В) Кислородной емкости крови.

Г) Уровня рН крови.
4. Потеря организмом воды во время физической нагрузки приводит к

А) Метаболическому алкалозу.

Б) Повышению гематокрита.

В) Понижению гематокрита.

Г) Снижению кислородной емкости крови.
5. Разница в уровне рН артериальной и венозной крови обусловлена

А) Разным парциальным давлением кислорода.

Б) Разным парциальным давлением углекислого газа.

В) Различной емкостью буферных систем.

Г) Погрешностью производимых измерений.
6. Третья фаза миогенного лейкоцитоза (вторая нейтрофильная стадия) и третья фаза миогенного эритроцитоза свидетельствуют о

А) начале восстановительного периода и накоплении форменных элементов в кровяных депо.

Б) адаптации организма к выполняемой физической работе и оптимизации уровня эритропоэза.

В) окончании восстановительного периода и возвращении показателей к исходному уровню.

Г) развитии чрезмерного утомления и угнетении эритропоэза.
7. Свойство сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нём самом называется:

А) проводимостью;

Б) законом «всё или ничего»;

В) автоматией;

Г) раздражимостью.


  1. Работа сердца подчиняется закону:

А) силы раздражения;

Б) «всё или ничего»;

В) длительности раздражения;

Г) трансформации и усвоения ритма раздражения.




  1. Гетерометрическая саморегуляция силы сокращения сердца или закон сердца Франка-Старлинга заключается в том, что:

А) чем сильней раздражитель, тем сильнее сокращение сердца;

Б) чем больше венозный возврат, тем более растянуты полости сердца и больше сила сокращения сердца;

В) чем больше венозный возврат, тем меньше сила сокращения сердца;

Г) чем выше давление крови в артериях, тем сильнее сокращение сердца.




  1. Гомеометрический механизм регуляции работы сердца заключается в увеличении:

А) частоты сердечных сокращений при изменении давления в артериях и венах;

Б) силы сокращения сердца при увеличении ЧСС и возрастании давления в аорте при мышечной работе;

В) длительности ритма сердца при изменении исходной длины мышечных волокон;

Г) величины сопротивления сосудов без изменения диастолического давления.




  1. Особенность проводимости сердца заключается в том, что:

А) потенциал действия, возникающий в одной мышечной клетке, является раздражителем для других;

Б) потенциал действия, возникающий в одной мышечной клетке, распространяется изолированно от других клеток;

В) возбуждение охватывает сразу все слои сердца;

Г) возбуждение распространяется только по проводящей системе сердца.




  1. Работа сердца как нагнетательного насоса обусловлена:

А) способностью регулировать внутрисердечные механизмы деятельности сердца;

Б) периодическим нарастанием и понижением давления в полостях сердца в различные фазы сердечного цикла;

В) регулирующими нервными и гуморальными влияниями на сердце;

Г) изменением давления крови в аорте и полых венах при сокращении и расслаблении сердца.




  1. Наполнению сердца кровью во время диастолы способствует:

А) снижение давления в полых венах и предсердиях при вдохе;

Б) повышение давления в полых венах при их сдавливании во время вдоха;

В) присасывающее действие грудной клетки, которое усиливается во время выдоха, когда повышается внутригрудное давление;

Г) присасывающее действие грудной клетки, которое усиливается во время вдоха, когда снижается внутригрудное давление.




  1. По электрокардиограмме (ЭКГ) можно судить:

А) о характере процессов возбуждения (возбудимости) и его распространения (проводимости) в различных отделах сердца;

Б) о характере процессов сокращения (сократимости) и расслабления различных отделов сердца;

В) о работе клапанного аппарата сердца;

Г) о величине зубцов и длительности интервалов возникающих при записи ЭКГ.




  1. На ЭКГ по интервалу R R судят о:

А) продолжительности распространения возбуждения по сердцу;

Б) времени систолы предсердий и желудочков;

В) длительности общей диастолы сердца;

Г) длительности сердечного цикла.




  1. Задержка проведения возбуждения в атриовентрикулярном узле имеет следующее физиологическое значение:

А) координация последовательности сокращения предсердий и желудочков;

Б) обеспечение синхронного сокращения желудочков;

В) обеспечение полноценного наполнения сердца кровью;

Г) координация последовательности сокращения и расслабления сердца;




  1. Систолический объем (ударный) в среднем в покое (при работе) равен:

А) 70 (до 180) мл;

Б) 40 (до 100) мл;

В) 120 (до 500) мл;

Г) 3-5 (до 25) л.


18. Систолический объем при физической работе достигает максимальных значений при ЧСС равной в среднем:

А) 180 уд/мин;

Б) 200 уд/мин;

В) 140 уд/мин;

Г) 100 уд/мин.


  1. Минутный объем кровообращения в покое равен:

А) 3-5л;

Б) 1-3л;


В) 6-8л;

Г) 25-30л.




  1. Минутный объем кровообращения при тяжелой физической работе может достигать:

А) 8-10л;

Б) 15-20л;

В) 25-30л;

Г) 3-5л.



  1. Нарушение ритма сердечных сокращений называется:

А) экстрасистолией;

Б) блокадой;

В) аритмией;

Г) тахикардией;




  1. ЧСС в покое равное 30-50 уд/мин называют:

А) тахикардией;

Б) брадикардией;

В) экстрасистолией;

Г) аритмией;




  1. ЧСС в покое превышающая 90 уд/мин называется:

А) тахикардией;

Б) брадикардией;

В) экстрасистолией;

Г) аритмией;




  1. ЧСС может изменяться условно рефлекторно:

А) да;

Б) нет;



  1. Влияние симпатических нервов на сердце вызывает:

А) увеличение частоты, силы сокращения, проводимости и возбудимости сердца;

Б) увеличение автоматии и кровоснабжения сердца;

В) снижение частоты и силы сокращений;

Г) увеличение брадикардии и тахикардии.




  1. Усиление влияния блуждающих нервов на сердце вызывает:

А) повышение скорости кровотока, величины давления, систолического объема;

Б) уменьшение силы, частоты сокращений, возбудимости и проводимости сердца;

В) повышение ЧСС, силы сокращения, проводимости сердца;

Г) снижение брадикардии.


26. Увеличение деятельности сердца при работе обеспечивается (укажите два правильных ответа):

А) увеличением афферентных импульсов в ЦНС с проприорецепторов мышц;

Б) активацией хеморецепторов работающих мышц вызванной повышением кислых продуктов в крови и ионов калия в межклеточном пространстве;

В) перераспределением крови между активными и неактивными органами;

Г) синхронным сокращением мышечных волокон сердца и отрицательным инотропным влиянием.


  1. Увеличение концентрации адреналина и норадреналина в крови вызывает:

А) снижение частоты и силы сокращений сердца;

Б) повышение силы и частоты сокращений сердца;

В) рабочую или функциональную гиперемию;

Г) значительный сосудорасширяющий эффект.




  1. Движение крови по сосудам обусловлено:

А) периферическим сопротивлением сосудов;

Б) разностью давления в артериях и венах;

В) объемной скоростью кровотока;

Г) средним артериальным давлением.




  1. Количество крови, проходящее в единицу времени через всю кровеносную систему, тем больше:

А) чем меньше разность давления в артериях и венах и сопротивление току крови;

Б) чем больше разность давлений в артериях и венах и меньше сопротивление кровотоку;

В) чем больше разность давлений в артериях и венах и сопротивление току крови.


  1. При изменении положения тела и понижении давления в аорте и полых венах рефлекторно:

А) влияние сосудорасширяющих нервов ослабляется, повышается тонус сосудов, усиливается работа сердца, возрастает АД.

Б) усиливаются сосудорасширяющие влияния, снижается тонус сосудов, уменьшается ЧСС и АД;

В) увеличивается венозный возврат, увеличивается сила сокращений сердца.


  1. Вентиляция между лёгкими и окружающей средой осуществляется благодаря:

А) поступлению воздуха в воздухоносные пути;

Б) периодическому изменению объёма лёгких и давления воздуха в них при вдохе и выдохе;

В) сокращению гладкой мускулатуры бронхов и трахеи;

Г) диффузии газов из лёгких в кровь и обратно.




  1. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) это:

А) максимальный объём воздуха, который может вдохнуть человек;

Б) объём максимального выдоха после максимально глубокого вдоха;

В) количество воздуха, остающегося в лёгких при глубоком выдохе;

Г) объём максимального вдоха или максимального выдоха.




  1. Минутный объём дыхания в среднем у мужчин равен:

А) 7л;

Б) 4л;


В) 80л;

Г) 16л.



  1. Укажите правильную последовательность этапов дыхания:

А) вентиляция лёгких, газообмен в лёгких, транспорт газов кровью, внутрилёгочное окисление, газообмен между кровью и тканями;

Б) вентиляция лёгких, газообмен в лёгких, транспорт газов кровью, обмен газов между кровью и тканями, внутриклеточное окисление;

В) газообмен в лёгких, лёгочная вентиляция, транспорт газов кровью, газообмен в тканях, внутриклеточное окисление.


  1. При физической работе максимальное потребление кислорода в минуту может быть равно:

А) 3 – 5л;

Б) 2 – 2,5л;

В) 8 – 10л;

Г) 30л.



  1. Кислородным запросом называют:

А) количество кислорода, необходимое для работы дыхательных мышц;

Б) количество кислорода, необходимое для окислительных процессов, обеспечивающих ту или иную мощность работы;

В) количество кислорода, необходимое для полного насыщения крови.


  1. Кислородный долг это:

А) количество кислорода, потребляемое в восстановительный период, сверх уровня покоя;

Б) недостаток кислорода при выполнении физической работы;

В) дефицит кислорода в начальном периоде работы.


  1. Понижение напряжения кислорода в тканях называется:

А) гипокапния;

Б) гипоксия;

В) ацидоз;


  1. Молочная кислота является продуктом расщепления:

А) белков;

Б) углеводов;

В) липидов.


  1. Калорический эквивалент 1 литра кислорода в среднем равен:

А) 0,5 ккал;

Б) 21 ккал;

В) 5 ккал;

Г) 2,1 ккал.




  1. При усилении функции гипофиза и щитовидной железы энергообмен:

А) понижается;

Б) повышается;

В) не изменяется.


  1. Может ли пищеварение отрицательно влиять на выполнение физических упражнений:

А) нет, эти процессы не связаны друг с другом;

Б) да, за счёт оттока крови от мышц в пищеварительный тракт;

В) нет, так как при усиленном пищеварении в мышцы поступает больше питательных веществ.
43. Витамины являются:

А) строительным материалом;

Б) составной частью многих форменных элементов и физиологически активных веществ;

В) источником энергии и регуляторами процессов жизнедеятельности.




  1. При физических упражнениях количество выделяемого пота может составлять:

А) 0,5л в час;

Б) 1-1,5л в час;

В) 3-5л в час.
45. По химической структуре гормонов выделяют:

А) 2 группы;

Б) нет различий;

В) 3 группы;

Г) 4 группы.



  1. Литература:

  1. Зимкин Н.В. Физиология человека. М., ФиС, 1975г.

  2. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности. М, ФиС, 1982.

  3. А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Физиология человека.

  4. Тхоревский В.И. Физиология человека. М.: ФОН, 2001.

  5. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики
    спортивной тренировки. М, ФиС, 1970г.

  6. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Спорт и здоровье. М, ФиС, 1963г.

  7. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологическое воспитание детей
    школьного возраста. М, ФиС, 1970г.

  8. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М, «Медицина», 1969г.

  9. Фарфель B.C., Коц Я.М. Физиология человека. М. ФиС, 1970 г.

  10. Фомин Н.А. Физиология человека. М, 1982г.

  11. Чусов Ю.Н. Физиология человека. М, 1981 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Физиология человека

(наименование программы, раздела)


Цель: Повышение квалификации.

Категории слушателей: Тренеры и спортсмены

Срок обучения

Форма обучения

Режим занятий


№ п/п

Наименование разделов дисциплины и тем

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинары

1

Спортивная физиология

8

6




2

Конспекты лек. и практ. занят.

1.1

Физиологические состояния организма при мышечной деятельности.



4







Конспекты лек.

1.2

Физиологические основы физических качеств.




2







Конспекты лек.

1.3

Сравнение степени тренированности в покое










2

Конспект практ. занят.




Стажировка итоговый контроль



















Итого















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

К Приказу Минобразования РФ

От 18 июня 1997г. № 1221


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса или дисциплины
Физиология спорта

(наименование дисциплины)




  1. Введение: Спортивная деятельность связана, как правило, с предельным или почти предельным напряжением ведущих физиологических систем, обеспечивающих ее осуществление. Основная задача спортивной физиологии - дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма для разных видов спортивной деятельности. Физиология спорта является одной из основных дисциплин, формирующих стратегию и тактику деятельности специалистов в области физической куль­туры и спорта. Знание физиологических функций человека, механизмов их развития, а также способов и методов оценки - необходимое условие успешной работы этих специалистов. Физиология спорта в институтах физической куль­туры служит теоретической основой таких предметов, как спортивная меди­цина, лечебная и адаптивная физическая культура, гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, повышение спортивного мастерства, теория и методика физической культуры. Спортивная физиология относится к категории сугубо экспериментальных и наиболее трудных и сложных наук. Она имеет первостепенную важность при научной организации про­цесса обучения и воспитания учащихся. Зная функции раз­личных биосистем организма при мышечной деятельности, закономерности адаптации человека, особенности его высшей нервной деятельности, педагог-тренер имея абстрактное представление об индивидуаль­ных особенностях учащихся, сможет заполнить его конкретным физиолого-психологическим содержанием. Только в этом случае процесс интенсивного духовного, морального и физического развития человека будет протекать без ущерба для здоровья.




  1. Содержание и последовательность изложения учебного материала.

Тема 1: Физиологические состояния организма при мышечной деятельности. Физиологическая характеристика предстартового состояния, разминки, врабатывания, устойчивой работоспособности. Физиологическое значение и механизмы предстартовых изменений. Разновидно­сти предстартового состояния и способы управления ими. Физиологические закономерности и механизм врабатывания функций. Разминка как фактор оптимизации предстартовых реакций, ускорения врабатывания функций. Значение общей и специальной разминки. Обоснование интервала отдыха между разминкой и соревнованием. «Мертвая точка» и «второе дыхание». Механизмы их развития. Пути преодоления «мертвой точки». Истинное и ложное устойчи­вое состояние при циклических упражнениях разной мощности. Характеристи­ка устойчивой работоспособности. Физиологическая характеристика утомления. Определение и физиологическая сущность утомления. Со­временные представления о механизмах утомления. Утомление и работоспо­собность. Физиологические проявления и стадии развития утомления при физической работе. Наиболее типичные факторы утомления при различных
спортивных упражнениях. Критерии и тесты оценки утомления. Понятие об основных факторах, лимитирующих работоспособность при упражнениях различного характера и мощности. Биологическая роль утомления.
Тема 2: Физиологические основы физических качеств. Максимальная сила мышц. Максимальная произвольная сила (МПС) и физиологические факторы, ее определяющие. Понятие о силовом дефиците. Виды гипертрофии мышц. Физиологические механизмы развития скорости (быстроты) движений. Скоростно-силовые упражнения. Центральные и периферические факторы, определяющие скоростно-силовые характеристики движений. Физиологические основы развития (тренировки) скоростно-силовых качеств. Анаэробная и аэробная производительность. Общая и специальная выносливость. Показатели и критерии выносливости. Максимальная анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость как основа анаэробной выносливости. Максимальное потребление кислорода (МПК) как интегральный показатель аэробных возможностей человека. Понятие о пороге анаэробного обмена (ПАНО) и использование его в тренировочном процессе. Композиция мышц и их аэробная выносливость. Физиологические основы тренировки периферических (мышечных) механизмов аэробной выносливости. Взаимосвязь генетических и средовых факторов в развитии периферических механизмов аэробной и анаэробной выносливости. Ловкость как проявление координационных способностей нервной системы. Показатели ловкости. Значение сенсорных систем, основной и дополнительной информации о движениях. Координация и способность к мышечному расслаблению. Способность управлять пространственными, силовыми и временными характеристиками движения. Координационные способности и утомление. Понятие о гибкости. Факторы, лимитирующие гибкость. Активная и пассивная гибкость. Влияние на гибкость разминки, утомления, температуры окружающей среды. Взаимодействие двигательных качеств и двигательных навыков.

Тема 3: Сравнение степени тренированности в покое. Практическое занятие.



  1. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины.

3.1 Овладение физиологическим арсеналом знаний требует прослушивания лекций, выполнения лабораторных работ. Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса физиологии. Для их выполнения необходимо ознакомится с лабораторным оборудованием, измерительными приборами, а также с техникой проведения основных лабораторных операций. Поскольку в лаборатории находятся электроприборы, и другое оборудование, слушатели должны строго соблюдать правила техники безопасности. Перед каждым лабораторным занятием следует изучить соответствующий раздел учебника, конспекта лекций и описание лабораторной работы. При оформлении отчета по проделанной работе в лабораторном журнале записывают дату, номер, название, цель, ход работы, расчетные формулы и результаты работы, выводы.

На самостоятельное изучение разделов программы отводится 50% часов. В этом случае боль­шое значение имеет выбор способа самоконтроля знаний. Следует помнить, что качество знаний значительно повышается, если самоконтроль за зна­ниями осуществляется путем решения задач по изучаемым разделам физиологии. В случае, когда материал хорошо по­нят и знания систематизированы, каждая задача решается в течение нескольких секунд. Если же имело место механиче­ское заучивание, то задачи решить невозможно без повтор­ного изучения материала.



При написании контрольных и реферативных работ слушатель должен показать уровень своей теоре­тической подготовленности и умение прово­дить экспериментальные исследования, ана­лизировать их и делать обобщения. Синтез теоретических знаний и практических навы­ков экспериментирования позволит самостоятельно и квали­фицированно решать проблемы совершенст­вования физического воспитания учащихся. Поскольку контрольными работами преду­сматривается проведение эксперимента, то для своевременного ее проведения необходимо заранее получить задание. В результате освоения курса слушатель должен знать основные принципы работы функциональных систем организма че­ловека, как в покое, так и при различных режимах мышечной деятельности, а также разбираться в механизмах регуляции физиологических функций. Изучение фундаментальных основ общей физиологии с выделением стерж­невых, базовых положений физиологии, необходимо для их последую­щего использования в практической деятельности специалиста.

    1. Методические пособия:

  1. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 1./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 76

  2. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 2./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 78 с.

  3. Семенов Е.Н. «Морфофункциональные показатели кардио-респираторной системы в покое и при мышечной деятельности» Пособие для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности «Физическая культура и спорт». Воронеж: Научная книга, 2007. – .40 с.

  4. Семенов Е.Н. Словарь-справочник терминологических понятий по курсу общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2007. – 80 с.

  5. Семенов Е.Н. Курс лекций, и их мультимедийное сопровождение, по общей и спортивной физиологии для студентов дневного и заочного отделений. Учебно-методическое пособие (для самостоятельной работы студентов институтов физической культуры) / Е.Н. Семенов, С.С. Артемьева – Воронеж, 2010. – 200с.

  6. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / Э.К. Артемова, Е.Н. Семенов. - Воронеж: Научная книга, 2011. – 99с. Утверждено УМО от 07. 02. 2011г. № 01ТВ.

  7. Семенов Е.Н. Сборник самостоятельных работ по общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2005. – 35 с.

  8. Шахгельдян Ф.Г. «Человек в цифрах». Методические указания для студентов / Ф.Г.

Шахгельдян, Е.Н. Семенов ; - Воронеж: Научная книга, 2002. – 10 с.


  1. Контрольные задания для самостоятельной работы.

Теоретический раздел: Изучить разновидно­сти предстартового состояния и способы управления ими. Физиологические закономерности и механизм врабатывания функций. Разминка как фактор оптимизации предстартовых реакций, уско­рения врабатывания функций. Значение общей и специальной разминки. Обос­нование интервала отдыха между разминкой и соревнованием. «Мертвая точ­ка» и «второе дыхание». Механизмы их развития. Пути преодоления «мертвой точки». Истинное и ложное устойчи­вое состояние при циклических упражнениях разной мощности. Характеристи­ка устойчивой работоспособности. Понятие о силовом дефиците. Связь МПС со статической и динамической выносливостью. Физиологические механизмы развития скорости (быстроты) движений. Скоростно-силовые упражнения. Физиологические основы развития (трени­ровки) скоростно-силовых качеств. Особенности скоростно-силовых качеств в разных видах спорта. Общая и специальная выносливость. Композиция мышц и их аэробная выносливость. Физиологические основы тренировки периферических (мышечных) механизмов аэробной выносливости. Взаимосвязь генетических и средовых факторов в развитии периферических механизмов аэробной и анаэробной выносли­вости. Координация и способ­ность к мышечному расслаблению. Способность управлять простран­ственными, силовыми и временными характеристиками движения. Координационные способ­ности и утомление. Активная и пас­сивная гибкость. Влияние на гибкость разминки, утомления, температуры ок­ружающей среды. Практический раздел: Регистрация физиологических показателей до, во время и после разминки, в процессе тренировки и после занятий. Изучение внешних признаков утомления при различных упражнениях. Апробирование средств, повышающих эффективность восстановительных процессов. Измерение максимальной силы и макси­мально произвольной силы у человека. Расчет силового дефицита. Регистрация и анализ скорости двигательных актов. Исследование латентного периода, оп­тимального и максимального темпа, сенсомоторных реакций у представителей разных спортивных специализаций. Исследование оптимальной и максималь­ной мощности циклической работы. Исследование статической выносливости, МПК, МКД, ПАНО. Изучение суточных изменений двигательных качеств. Исследование динамометрического профиля (функциональной топографии) у спортсменов разных видов спорта.

ТЕМЫ

и методические указания по написанию
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Необходимо внимательно и вдумчиво прочесть задание полностью. Контрольная работа должна состоять из трех частей:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - теоретический вопрос - должен быть изложен максимально подробно с использованием материалов учебников и обязательным привлечением дополнительной литературы (список литературы - см. последний лист задания). Текст желательно сопровождать схемами, рисунками, таблицами.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ - вопрос-задача, решение которой требует некоторой сообразительности. Ответ обязательно следует доказать, обосновать или по крайней мере пояснить.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ предусматривает выполнение эксперимента, его обоснование, грамотное изложение полученных в ходе эксперимента данных, их статистическую обработку (в соответствии с требованиями, полученными при изучении спортивной метрологии). Изложение материала следует сопровождать протоколами, таблицами, графиками, оценками, выводами. Эксперимент выполняется после формулировки его цели, в соответствии с Вашей специализацией, работой, интересами, возможностями (в том числе техническими) и избранной темой.
ТЕМУ первого и второго задания (теоретического вопроса и задачу) выбирают в соответствии с первой буквой собственной фамилии.
ТЕМУ третьего задания (эксперимента) выбирают самостоятельно.

ТЕМЫ ПЕРВОГО (теоретического) и ВТОРОГО (задача) ЗАДАНИЙ:
A) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне максимальной мощности.

2. В организме за сутки окислилось 100гр белков, 70гр жиров, 500гр углеводов. Сколько энергии (в ккал) выделилось в результате этих процессов? Наблюдается ли зависимость между характером спортивной деятельности и энерготратами организма?


Б) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне субмаксимальной мощности.

2. После удара по брюшной стенке или иного резкого воздействия на органы брюшной полости может произойти остановка сердечных сокращений. С чем это связано? Воздействие какого отдела вегетативной нервной системы проявляется? В каких видах спортивной деятельности наиболее часто можно наблюдать такую картину?


B) 1. Уровень функциональных изменений в системе крови, дыхания и аппарата кровообращения при дости­жении максимального потребления кислорода (МПК), равного 6 л/мин.

2. Каковы механизмы одновременной и последовательной, положительной и отрицательной индукции в нервных центрах? Как проявляются эти закономерности при статической и динамической мышечной работе?


Г,Д) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне большой мощности.

2. Минутный объем дыхания (МОД) до нагрузки составил 6 л/мин. После выполнения физической нагрузки объем дыхания увеличился на 2 л/мин. Известно, что частота дыхания не менялась и была равна 12 в мин. За счет какого параметра произошло усиление дыхания? Можно ли дать оценку тренированности человека (спортсмена), исходя из этих данных?


Е) 1. Строение двигательного аппарата. Двигательная единица (ДЕ) как структурно-функциональный элемент двигательного аппарата. Классификация и свойства двигательных единиц. Композиция мышц и её взаимосвязь с проявлением физических качеств.

2. Минутный объем крови (МОК) после выполнения физической нагрузки увеличился с 5 л.мин до 10 л.мин. За счет какого показателя произошло увеличение МОК? Если известно, что частота сердечных сокращений (ЧСС) не менялась и составила 70 уд/мин? Можно ли судить о степени тренированности человека (спортсмена), имея сведения о такой реакции сердечно-сосудистой системы (ССС)?


Ж),З) 1. Показатели силы мышц. Способы их изменения. Факторы, определяющие максимальную произвольную силу мышц. Закон СРЕДНИХ НАГРУЗОК. Показатель механической эффективности мышечной работы.

2. Почему у людей, которым приходится подолгу неподвижно стоять, наблюдается нарушение состояния и нормального функционирования сосудов нижних конечностей? Почему мышечная активность нижних конечностей препятствует этой патологии?


И) 1. Специфика физиологических сдвигов при работе в зоне умеренной мощности.

2. Эритроциты помещают в три сосуда с кровозамещающей жидкостью. Концентрация солей в первом сосуде 0,5%. Во втором-0,3%, в третьем — 1,2%. Что произойдет с эритроцитами в каждом из этих растворов? Как называется каждый из приведенных растворов? Какие явления наблюдаются?


К,Л) 1. Механизм формирования двигательных навыков. Компоненты двигательных навыков. Значение экстраполяции.

2. Каждая из двух мышц способна поднять груз не тяжелее 800гр. Физиологическое поперечное сечение одной мышцы = 2см2, второй = 4см2. Площадь анатомического сечения каждой мышцы составляет 2см2. Какие показатели мышечной силы сходны, а какие различны для этих двух мышц? Какой тип расположения мышечных волокон можно предположить для каждой?


М,Н) 1. Вестибулярная и двигательная сенсорные системы. Строение, свойства и функции вестибулярной и двигательной сенсорных систем и их роль в управлении движениями.

2. По данным спирографии получены значения минутного объема дыхания (МОД). У одного испытуемого — 7л.мин , у второго — 12 л.мин. Частота дыхания у них была одинаковой и составила 14 дыхательных движений в минуту (14/мин). Определите значения дыхательного объема у каждого испытуемого, оцените и сравните степень их тренированности. Какое количество альвеолярного воздуха использовал каждый для газообмена крови?


О,П) 1. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Влияние мышечной деятельности на изменения в системе крови.

2. Изобразить схему рефлекторных дуг коленного и ахиллового рефлексов. Отметить их сходства и различия между собой и с дугой чувствительного рефлекса. Обосновать использование сухожильных рефлексов в клинической практике.


Р) 1. Физиология сердца. Основные свойства сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла, показатели работы сердца (систолический и минутный объем крови). Регуляция работы сердца при физических нагрузках.

2. В какой части нервно-мышечного препарата раньше всего возникает утомление: в мышце, нервно-мышечном синапсе или нерве? Почему?


С) 1. Значение АТФ в процессе сокращения мышечных волокон. Каковы энер­гетические системы, обеспечивающие ресинтез АТФ, их мощность и емкость?

2. Измеряя лабильность составных частей нервно-мышечного препарата, получили значения: 100, 200 и 500 импульсов в секунду (имп/с). Каким частям препарата принадлежит каждый из результатов?


Т) 1. Физиологические принципы тренировки и их обоснование.

2. О чем свидетельствует удлинение интервала PQ на электрокардиограмме (ЭКГ)? Как рассчитать частоту сердечных сокращений (ЧСС) на ЭКГ, если известно, что скорость движения бумажной ленты = 25мм/с, а интервал RR = 23мм? Какому состоянию организма соответствует полученная ЧСС? Что такое тахикардия и брадикардия? Какова их природа?


У) 1. Механизм обмена газов между альвеолами легких и кровью, диссоциация оксигемоглобина, обмен газов между кровью и тканями, кислородная емкость гемоглобина, кислородная емкость крови (КЕК), максимальное потребление кислорода (МПК), кислородный запрос (КЗ), кислородный долг (КД). Изменение показателей кислородного запроса и кислородного долга под воздействием тренировок.

2. У одного испытуемого объем сердца равен 1000 см3,


частота сокращения сердца — 50 ударов в минуту, минутный
объем крови 4 л, систолический объем — 70 мл, синусовая
аритмия равна 0,3 сек; у другого эти параметры соответст­
венно были равны 700 см3, 65 ударов в мин., 6 л., 81 мл.,
0,1 сек. Кто из этих двух лиц имеет более высокий уровень
тренированности?
Ф, Х) 1. Понятие о восстановительном периоде. Современ­ные средства реабилитации спортсменов после больших физических нагрузок.

2. Сердце сокращается с интервалом 0,8 с. Длительность сокращения желудочка - 0,3 с. Можно ли получить экстрасистолу, воздействуя на сердечную мышцу через 0,2; 0,5; 0,7; 0,9 с после начала сокращения желудочка? Что следует за экстрасистолой и почему?


Ц, Ч) 1. Роль отечественных и советских физиологов в развитии физиологии физических упражнений.

2. Изобразить и пояснить схему рефлекторной дуги, поддерживающей тонус мышц.


Ш, Щ, Э, Ю, Я) 1. Показатели состояния тренированности организма, выявляемые в состоянии покоя, при дозированной (стан­дартной) и предельной физических нагрузках.

2. Как опытным путем доказать наличие в нервных центрах свойства суммации? Приведите пример суммации возбуждения из обыденной жизни. На каких этапах формирования двигательного навыка преобладают процессы иррадиации, а на каких концентрация возбуждения в нервных центрах? Поясните сущность этих процессов.


ТЕМЫ ТРЕТЬЕГО (эксперимент) ЗАДАНИЯ:


  1. Динамика индекса физической работоспособности (ИГСТ) в Гарвардском степ-тесте (приложение 1) в недельном и месячном циклах тренировки у спортсменов (указать специализацию).

  2. Изменение показателей дыхания (ЧД, ЖЕ Л, МОД, времени задержки
    дыхания) при специальных нагрузках у спортсменов (указать специализацию).

  3. Динамика ЧСС в покое и после специализированной нагрузки у спортсменов в недельном цикле тренировки.

  4. Характеристика двигательных способностей борцов по показателям кистевой динамометрии, времени двигательной реакции и теппинг-теста.

  5. Характеристика двигательных способностей спортсменов, специализирующихся в спортивных играх по показателям времени двигательной реакции и теппинг-теста.

  6. Сравнительная характеристика величин полей зрения у представителей
    спортивных игр различной квалификации.

  7. Сравнительная характеристика порогов различения прикосновений у
    борцов различной квалификации.

  8. Функциональная оценка подготовительной, основной и заключительной частей урока физической культуры по ЧСС и ЧД у учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

  9. Динамика активности нервно-мышечного аппарата (по показателям
    кистевой динамометрии и теппинг-теста) в ходе проведения уроков
    физической культуры у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

  10. Сравнительная характеристика физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом.

  11. Сравнительная характеристика физической работоспособности студентов 1 и 5 курсов ФГОУ ВПО «ВГИФК».

12. Изучить изменение пульса при пробе Вальсальвы (приложение 2) у учащихся 1—6 клас­сов. Данные занести в таблицу. Сделать заключение.

  1. Сравнительная характеристика реакций организма на стандартную физическую нагрузку у спортсменов (мужчин и женщин), специализирующихся в различных видах спорта, по результатам измерения ЧСС, ЧД, кистевой динамометрии.

  2. Изучить вестибулярную устой­чивость у учащихся 1—6 классов (приложение 3). Дан­ные занести в таблицу, сделать заключение.


Приложения:

1 Определение индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ).


Для выполнения теста подобрать скамейку высотой

35 см. Испытуемые совершают восхождения на скамейку не более 5 минут в темпе 30 восхождений за 1 минуту. Если учащийся перестает сохранять заданный темп, то работа прекращается. Сразу после прекращения работы подсчитать частоту сердцебиения за 30 секунд. Далее произвести рас­чет индекса по формуле:



При ИГСТ ниже 50 — уровень работоспособности низ­кий, при 50—80 — средний. Если же индекс больше 80 — работоспособность считается высокой.

2. Проба Вальсальвы.

Для выполнения этого задания необходимо взять у школь­ного врача манометр для измерения артериального давле­ния. Конец резиновой трубки отсоединить от резинового бал­лона для нагнетания воздуха. В этот конец резиновой труб­ки вставить металлическую трубку (гладкую) длиной 5 см. При выполнении пробы учащийся берет в рот металлическую трубку, производит максимальный вдох, закрывает нос и путем выдоха передвигает стрелку манометра до отметки 30 мм рт. ст. Этот уровень давления учащийся поддержива­ет до отказа. Необходимо фиксировать длительность пробы. Пульс измеряется до начала пробы, сразу после пробы, а за­чтем через. 1, 2, 3 минуты. Следует тщательно дезинфициро­вать спиртом металлическую трубку после каждой пробы.

3. Исследование вестибулярной устойчивости.

Учащийся совершает три вращательных движения голо­вой в левую сторону. После этого закрывает глаза и как можно долго сохраняет равновесие на левой ноге, правая согнута в коленном суставе под прямым углом. Отметить дли­тельность сохранения равновесия. Через 5 минут вновь сде­лать три вращения головой и определить длительность равно­весия на правой ноге.
следующая страница >>