Т. Н. Софина доктор экономических наук, доцент, профессор - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Актуальные вопросы психологии, социологии и социальных технологий... 6 1813.46kb.
Культура толерантности перед вызовами глобализации 1 267.44kb.
Ю. Т. Волков В. И. Добреньков В. Н. Нечипуренко А. В. Попов 19 7219.96kb.
Программа обучения по дисциплине (Syllabus) Алгебра II для студентов... 1 349.2kb.
Фомичёв Владимир Михайлович 1 10.24kb.
Л. Ю. Грудцына, доктор юридических наук, доцент, профессор Финансового... 1 131.9kb.
Рекомендация 1 30.11kb.
«филологическое обеспечение рекламы» по направлению подготовки 032700. 1 48.1kb.
Программа «Управление качеством» 1 91.58kb.
Квалификация выпускника: магистр психологии Руководитель программы... 1 37.1kb.
Клиодинамические параметры развития сервиса в россии* Федулин Александр... 1 238.59kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине «теория государства... 1 219.69kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Т. Н. Софина доктор экономических наук, доцент, профессор - страница №1/1



Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»
Утверждаю

Проректор по учебной работе,

председатель методического совета

________________________ Б. В. Россинский

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – МАГИСТР


кафедра ФИЛОСОФИИ

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН



ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Москва


2011

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Москва


2011

Автор:

Т.Н. Софина – доктор экономических наук, доцент, профессор

кафедры философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России
Рецензенты:

Т..Д. Викулина – доктор экономических наук, профессор, профессор

Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России


В.В. Монахова кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации, рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки магистров юриспруденции.


Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России.
© РПА Минюста России, 2011

Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.



ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности магистра – выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Академии по дисциплине «философия» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности магистра юриспруденции:

а) правотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц);

г) экспертно-консультационная (оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов);

д) организационно – управленческая (осуществление организационно – управленческих функций);

е) научно – исследовательская деятельность (проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

В процессе изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин: экономика организации, основы менеджмента, управление персоналом, управление качеством, управление логистикой, маркетинг, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент. Требуется также тесное взаимодействие с такими областями социального знания как: экономика, философия, социология, психология, политология, теория государства и права.

Дисциплина изучается в первом семестре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Инновационный менеджмент в современной экономике

Современные трансформации мировой экономики. Формирование и развитие инновационной теории. Становление инновационной экономики – основа возникновения и развития инновационного менеджмента. Место «Инновационного менеджмента» в системе экономических дисциплин.

Методологические основы инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент – функциональная форма системы управления в организации. Сущность, структура и особенности инновационного менеджмента. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента. Новые вызовы и современные тенденции развития инновационного менеджмента.

Тема 2. Основные понятия и определения

Ключевые понятия из области инноватики. Становление теории инноватики. Инноватика как наука. Цикличность экономического развития. Большие циклы конъюктуры Н.Д.Кондратьева. Деловые циклы Й. Шумпетера. Понятие технико-экономического уклада, его жизненный цикл и основные характеристики. Сравнительные характеристики развития промышленного производства в рамках четвертого и пятого технологических укладов. Устойчивое развитие и факторы экономического роста в России.

Новация (новшество), инновация (нововведение), инновационный процесс, инновационная деятельность, диффузия инноваций. Классификация инноваций. Источники инноваций. Жизненный цикл инновации. Инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, инновационный климат.


Тема 3. Инновационный процесс, его структура и организация

Цели и задачи институциональных структур общества в процессе организации инновационной деятельности. Инновационный процесс: понятие, структура, условия обеспечения. Инновационная инфраструктура: ее элементы и функции. Организационные инновации. Инжиниринг и реинжиниринг. Роль информационно-технологических подсистем инновационной инфраструктуры и инновационного брокерства.

Инновационный потенциал организации и его элементы. Инновационная политика и инновационные конкурентные стратегии фирм: стратегия дифференциации; стратегия снижения издержек; стратегия наилучшей стоимости. Стратегии инновационного конкурентного поведения фирм: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты.

Рынок инноваций. Методология маркетинга инноваций. Стратегический и оперативный маркетинг инноваций. Организация маркетинговой деятельности на инновационном предприятии/организации.

Организация НИОКР и основы инновационного проектирования. Экспертиза инновационных проектов. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации.

Тема 4. Особенности инновационных организаций.

Стратегические мотивы, цели, методы ведения хозяйственной деятельности в инновационных организациях. Главные характеристики и принципы инновационных организаций.

Организационные структуры управления, максимально приемлемые для эффективной инновационной деятельности (организация по дисциплинам, управление по проектам, организация по продукту, матричная структура, сетевая организация, венчурное управление и др.).

Технопарковые структуры: научные, технологические и исследовательские парки, бизнес-инкубаторы, инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы, технополисы, Spin-off фирмы. Оболочечные фирмы. Концепция наукоградов и других организационных структур, инициирующих и поддерживающих инновационный бизнес. Создание центров трансфера технологий, сетей и кластеров инновационного развития в России.

Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций. Проблемы поддержки российского малого бизнеса со стороны федеральных и региональных структур.

Венчурные фирмы/бизнес: сущность, место и роль в инновационных процессах. Финансово-промышленные группы. Стратегические альянсы, научно-исследовательские и научно-производственные альянсы.


Тема 5. Стратегические проблемы менеджмента инноваций

Миссия и стратегические направления деятельности инновационной организации. Факторы (условия) формирования инновационных стратегий: повышение скорости изменений во внутренней и внешней среде организации; повышение уровня неопределенности результатов; повышение инвестиционных рисков инновационных проектов; возрастание потребности гармонизации интересов в инновационной организации.

Базовые стратегии в системе стратегического и проектного управления: стратегия интенсивного развития, стратегия интеграционного развития; стратегия диверсификации, стратегия сокращения. Стратегии технологических и продуктовых инноваций. Стратегии инноваций услуг. Стратегии инновации бизнес–модели организации. Инновационные стратегии повышения эффективности производства.

Методы разработки и обоснования инновационных стратегий и их классификация. Управление идеями в организации: методы генерирования идей: мозговой штурм, морфологический анализ, синектика, теория рекомбинации идей и знаний, метод фокальных объектов. Выявление потенциала идей и доведение идеи до руководства. Системы управления идеями.

Факторы успешной реализации инновационной стратегии: организационные структуры управления, персонал, финансовая поддержка, совершенствование нормативно-правовой базы в области инновационной деятельности.
Тема 6. Формирование инновационной культуры организации.

Теоретические основы разработки организационной культуры предпринимательства адекватной требованиям инновационной экономики.

Принципы, источники и ключевые задачи развития инновационной организационной культуры. Механизм стратегического управления организационной культурой.

Творческие основы работы и развитие творческих способностей персонала в системе инновационной деятельности. Традиционные и нетрадиционные методы мотивации персонала инновационной организации. Разработка проблем инновационного лидерства. Направленность политики инновационного лидера на инициирование перемен и разработку приемов систематизированной инновационной деятельности. Современные трансформации корпоративной культуры российских предприятий.


Тема 7. Инновационное предпринимательство и риски

Понятие инновационного предпринимательства. Инновационные программы и основы инновационного проектирования. Экспертиза инновационных проектов. Организация и порядок выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Подготовка серийного производства новой продукции.

Финансирование инновационной деятельности и оценка ее эффективности. Сравнительные характеристики и методы (статические и динамические) оценки инновационного проекта. Основные показатели экономической эффективности инноваций (чистый дисконтированный доход; индекс доходности; внутренняя норма доходности; период окупаемости). Комплексная оценка эффективности инноваций (научно-техническая, социальная, экономическая эффективность). Финансово-экономический анализ (ФСА) эффективности инноваций.

Учет факторов риска и инфляции. Понятие и виды рисков. Процесс управления рисками на различных этапах инновационного процесса. Разработка мероприятий по снижению инновационных рисков.


Тема 8. Государственное регулирование инновационных процессов.

Социально-экономическая обоснованность государственного регулирования инновационной деятельности. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в системе инновационного менеджмента.

Инновации как объекты интеллектуальной собственности. Объекты авторского и смешанного права. Защита авторских прав на результаты инновационной деятельности: авторские свидетельства, патенты, товарные знаки. Промышленная собственность, ее элементы, способы передачи, патентная защита. Правовая защита конфиденциальной информации, ноу-хау как ее вида.

Лицензирование как форма коммерциализации и трансфера инноваций. Типы лицензионных соглашений. Франчайзинг как вид лицензирования. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы защиты интеллектуальной собственности: международные нормы и нормы российского законодательства. Правовая практика защиты инноваций в России.


Тема 9. Формирование национальных инновационных систем (НИС).

Становление национальных инновационных систем (НИС) в условиях интернационализации инновационной деятельности. Формы интернационализации инновационной деятельности: транснациональные корпорации (ТНК), соглашения о техническом партнерстве (стратегические альянсы), совместные предприятия (СП).

Российская национальная инновационная система (НИС): субъекты, масштабы, тенденции развития. Концептуальные основы перехода России на инновационный путь развития экономики. Интеграция научно-технической деятельности и образования, роль человеческого и социального капитала, мотивация к инновационному поведению граждан страны, совокупность государственных и частных институтов, поддерживающих инновации – ключевые направления формирования НИС России.

Необходимость государственно-частного партнерства (ГЧП) в условиях становления инновационной экономики России. Сущность, формы и роль ГЧП в становлении и развитии инновационной экономики. Проблемы совершенствования и повышения эффективности инновационного менеджмента в НИС России.




Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лек-

ции


Cеми-

нары


Прак-

тичес-кие занятия


Самостоя-тельная работа


1

2

3

4

5

6

Первый семестр

Тема 1. Инновационный менеджмент в современной экономике

4

2

-

-

2

Тема 2. Основные понятия и определения

6

2

2

-

2

Тема 3. Инновационный процесс, его структура и организация

Тема 4. Особенности инновационных организаций

Тема 5. Стратегические проблемы инновационного менеджмента


16

-

4



6

6

Тема 6. Формирование инновационной культуры организации

8

-

4

-

4

Тема 7. Инновационное предпринимательство и риски

4

-

-

-

4

Тема 8. Государственное регулирование инновационных процессов

Тема 9. Формирование национальных инновационных систем (НИС)



14

-

-

6

8


Контрольная работа

20

-

-

-

20

Зачет

Итого по дисциплине

72

4

10

12

46

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лек-

ции


Cеми-

нары


Прак-

тичес-кие занятия


Самостоя-тельная работа


1

2

3

4

5

6

Первый семестр

Тема 1. Инновационный менеджмент в современной экономике

4

2

-

-

2

Тема 2. Основные понятия и определения

4

-

2

-

2

Тема 3. Инновационный процесс, его структура и организация

Тема 4. Особенности инновационных организаций

Тема 5. Стратегические проблемы инновационного менеджмента


8

-

2



2

4

Тема 6. Формирование инновационной культуры организации

4

-

2

-

2

Тема 7. Инновационное предпринимательство и риски

4

-

-

-

4

Тема 8. Государственное регулирование инновационных процессов

Тема 9. Формирование национальных инновационных систем (НИС)



8

-

-

2

6


Контрольная работа

40

-

-

-

40

Зачет

Итого по дисциплине

72

2

6

4

60



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя
Целью обучения магистров юриспруденции в области инновационного менеджмента является освоение ими основ программно-целевого управления инновациями в организации. Это позволит слушателям приобрести одну из актуальных в современном обществе квалификаций – компетентности принятия решений в области инновационной деятельности.

Знания в области инноватики и управления инновационными процессами, имеют опосредованную, но конкретно направленную связь с профессиональной деятельностью юриста и необходимы для многих должностных позиций и функций, используемых в трудовой и других видах жизнедеятельности. Они позволяют специалисту применять научно-теоретические подходы и практические навыки для идентификации проблем, выбора подходящих альтернатив их решения в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды.

В процессе обучения, преподаватель должен помочь слушателям овладеть теоретическими знаниями системы управления инновациями в рамках научных направлений и концепций менеджмента, а также способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию развития социальных систем и процессов. В процессе обучения преподаватель должен обращать внимание на формирование/развитие общекультурных способностей и компетенций магистра-юриста. В части последних, важно стремиться к развитию у студентов способностей к коммуникации; способностей к кооперации и координации работы в группе; способностей к реализации поставленных целей и планов, конструктивному решению любых, в том числе и профессиональных проблем.

Преподавание дисциплины в соответствие программой курса «Инновационный менеджмент» имеет прикладной характер и ориентировано на преимущественное использование активных и интерактивных форм обучения. Значительная роль отводится организации самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим/семинарским занятиям, а также к участию в научных дискуссиях и конференциях. Подготовка студентами-магистрами выступлений по предлагаемой в УМК тематике докладов и рефератов, их участие в проведении встреч с экспертами и специалистами в области инновационного менеджмента должны способствовать развитию приемов и навыков научно-исследовательской работы.

Применение на практических занятиях учебных кейсов, деловых игр, имитационных является приемами активизации мыслительной работы обучающегося, развития его способностей к обучению, умению работать с информацией, развитию навыков принятия управленческих решений. Так, например, анализ практических ситуаций из опыта управления инновациями на российских и зарубежных предприятиях по методу “case study” позволяет переориентировать учебный процесс от теории к практике, вовлечь изучающего данную дисциплину в сферу обоснования вариантов принятия решений, их сравнения и принятия на себя ответственности за окончательные решения и их последствия. Преподаватель может предложить студентам ознакомится с содержанием кейса как в начале изучения темы, так и при ее завершении, ставя при этом различные методические задачи. Практическая ситуация может подлежать групповому обсуждению на практическом/семинарском занятии, либо индивидуальному выполнению в письменной форме во внеаудиторное время. Целеполагающими задачами использования выше названных и других методов обучения являются задачи инициирования практического интереса у обучающихся к обучению и формирования у них новых идей (подходов) к организации профессиональной деятельности в настоящем и будущем.
Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента, обучающегося по магистерской программе дисциплины «Инновационный менеджмент» являются лекции и практические/семинарские занятия.

В ходе лекции преподаватель раскрывает структуру и излагает основное содержание темы (проблемы), разъясняет связанные с ней теоретические и практические вопросы изучаемой дисциплины, дает необходимые рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студента – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал

Студент-магистр, должен обладать различными навыками самостоятельной работы с научной информацией. Приобретение и закрепление социально-экономического знания в ходе лекций, участия в проведении практического занятия, научной дискуссии и т.п. по существу представляет обмен знаниями, мнениями, представлениям. Продуктивность совместной работы слушателей по всем формам обучения несет синергетический эффект и непосредственно зависит от степени подготовленности и нацеленности на обучение. Эффективность использования учебного времени в значительной мере связана с избираемыми преподавателем приемами и методами активизации мышления и участия обучающегося на занятии, как, например, проблемная лекция, семинар-диспут, деловая игра, использование мультимедийных технологий, активное использование учебных кейсов.

Учебный кейс – это специально подготовленный учебный материал. Содержащий методически структурированное, т.е. представленное в удобном для постановки и решения учебных задач описание практических ситуаций, заимствованных их реальной практики бизнеса. Кейс-метод – педагогический. Он имеет свою историю. Впервые данный метод был применен на занятиях в Гарвардской бизнес школе в начале 20 века. В настоящее время он используется при подготовке управленческих кадров и достаточно широко применяется в зарубежной системе высшего образования. Главное достоинство данного метода обучения – его нацеленность на использование полученных знаний и определенной методологии для решения конкретной проблемы, в том числе в области инновационной деятельности. Цель обучения с помощью кейс-метода - научить управлять, т.е. самостоятельно анализировать ситуацию, выявлять проблему, проводить ее диагностику, принимать решения, а затем действовать и осуществлять контроль. На семинарских или практических занятиях с использованием кейсов преподаватель должен организовать работу студентов наиболее оптимальным способом, учитывая такие факторы как стимулирование активности каждого участника занятия; расположение в аудитории, число и состав участников групп по обсуждению кейса; этапы этого обсуждения; подведение итогов и оценка результатов занятия. Студенты могут познакомиться с содержанием практической ситуации во время занятия, либо предварительно, а также провести исследование ее во внеаудиторное время, в качестве задания для самостоятельной работы, предоставив результаты преподавателю в письменной форме.

Работа обучающихся по разработке отдельных вопросов курса в качестве рефератов и докладов и выступлений в ходе проведения практических занятий также весьма полезна с позиций расширения кругозора студента, освоения им палитры имеющихся мнений, идей и подходов к проблем, приобретения студентом навыков публичного выступления. На учебных занятиях и консультациях преподаватель может порекомендовать общие направления для самостоятельной творческой работы, отредактировать план и содержание, познакомить с приемами структурно-логического изложения содержания избранной темы.

Особое место в структуре самостоятельной работы студентов-магистров занимает выполнение ими контрольной работы по предложенной УМК тематике. Студент может заявить свою тему контрольной работы. Работа должна быть выполнена и представлена в установленный учебным планом срок.

Целью выполнения контрольной работы является отражение приобретенных в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы с научной информацией. Несмотря на то, что тематика контрольной работы, как правило, охватывает конкретную, достаточно узкую проблему, содержательная сторона данной работы должна носить научно-исследовательский характер. Структура контрольной работы включает в себя: план работы, краткое введение, основную часть, структурированную по отдельным элементам плана разрабатываемой проблемы, заключение.

Во введении дается актуальность разрабатываемой темы, состояние изученности в литературе (обзор информационных источников), креативные цели по написанию работы. Наличие обзора литературных источников, использованных при выполнении работы и списка литературы, располагаемого в тексте, после заключения, является рекомендательной нормой, однако, для магистерской подготовки вполне соответствующей.

Заключение не должно носить характер сжатого пересказа содержания, в нем должны быть изложены те выводы и результаты, к которым пришел автор в соответствие с логикой проведенного теоретического, а при наличии соответствующих данных и практического исследования.

В качестве обобщенной итоговой оценки автором проделанной им работы, следует указать, какие существуют пути продолжения исследования данной темы и какие новые научные задачи могут возникнуть в связи с разработанной проблемой. Выполнение контрольной работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа формата А4, обычно шрифт 12 Times New Roman с двойным интервалом или шрифт 14 Times New Roman c полуторным интервалом.

Целесообразным в системе магистерской подготовки является проведение деловой игры, учебных дискуссий и конференций, встреч с представителями бизнеса, государственных и общественных организаций. На подобного рода занятиях приветствуется высказывание собственного мнения/позиции по тому или иному вопросу и требуется научно-обоснованная аргументация и использование результатов самостоятельно проведенного анализа теоретических и эмпирических данных. Причем, навык и трудозатраты систематического самообразования студента-магистра по соответствующей дисциплине во внеаудиторное время создают прочные и осознанно применяемые в дальнейшем знания.

Текущий контроль в процессе обучения может проводиться в виде тестов и задач с использованием ПВЭМ в компьютерном классе Академии. Студентам могут быть предложены задания по описанию конкретных маркетинговых ситуаций (кейсов) в качестве самостоятельной работы во внеаудиторное время.

При проведении итогового контроля (зачетное занятие) знаний студентов по дисциплине «Инновационный менеджмент» преподаватель учитывает все виды выполненной учебной работы студента, оценивая его работу по многофакторной системе, дифференцируя отношение к предмету, трудоемкость, креативность и т.п. деятельности каждого. Студенты, пропустившие по какой либо причине значительный объем занятий, должны проработать упущенный учебный материал и пройти собеседование с преподавателем на консультации, а также выполнить те задания внеаудиторного времени, которые были вменены как обязательные.



Планы ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) Занятий



Семинар 1. Основные понятия и определения в области инноватики.

1. Циклично-генетические закономерности инновационного обновления экономики и общества. Инноватика как наука.

2. Идентификация инновации. Понятие, источники, типы инноваций.

3. Инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное предпринимательство.

4. Инновационный менеджмент, как разновидность функционального менеджмента.

5. Система менеджмента инноваций в организации и ее составляющие. Внешняя и внутренняя среда системы инновационного менеджмента.

6. Научное обеспечение управления инновациями в организации.

Доклад: Инновационная экономика и менеджмент.

Содоклад: Основные задачи инновационного менеджмента и глобальные тенденции его развития.


Семинар 2. Инновационный процесс: его структура и организация.

1. Инновационный процесс и его этапы. Жизненный цикл инновации.

2. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры.

3. Типы и особенности инновационных организаций.

4. Совершенствование организационной структуры управления фирмой.

5. Стратегическое управление инновациями.

6. Управление финансовой деятельностью и рисками в инновационной организации.

Доклад: Проектная и сетевая организационные структуры управления инновационной организации.

Содоклад: Системы управления идеями в организации.

Задание для самостоятельной работы: проанализировать две деловые ситуации: «Дженерал электрик»(GE) и «ООО Завод опытного приборостроения».
Семинар 3. Венчурный инновационный бизнес (практическое занятие).

Вопросы для проведения учебной дискуссии по теме: «Венчурный инновационный бизнес»

1. Что представляет собой венчурный механизм финансирования?

2. В чем состоят основные функции венчурного капитала?

3. Каковы условия формирования и этапы развития рынков венчурного капитала в США, ЕС и России?

4. В чем состоят основные риски инвесторов венчурного капитала?

5. В чем заключаются особенности венчурного финансирования инновационной деятельности в России?

7. Каковы направления государственной политики в области венчурной деятельности в РФ?
Семинар 4. Формирование инновационной культуры организации.

1. Понятие, принципы, источники и ключевые задачи развития инновационной культуры в организации.

2. Механизм стратегического управления организационной культурой.

3. Мотивация творческой деятельности персонала.

4. Идеи и разработка проблем инновационного лидерства.

5. Современные трансформации корпоративной культуры в России.



Доклад: Человек и персонал в системе креативного менеджмента.

Содоклад: Финансовые аспекты деловой репутации инновационной фирмы.

Задание для самостоятельной работы: проанализировать деловую ситуацию «Выдающиеся современные менеджеры».
Семинар 5. Формирование института социального партнерства в национальной инновационной системе (практическое занятие)

Вопросы для проведения учебной конференции по теме «Формирование института социального партнерства в национальной инновационной системе (НИС)».

1. Национальная инновационная система (НИС) России, ее особенности и тенденции развития.

2. Понятия социального института и института социального партнерства в обществе и экономике.

3. Принципы социального партнерства в системе инновационной деятельности.

4. Понятие и роль государственно-частного партнерства (ГЧП) в становлении инновационной экономики России.

5. Многообразие форм ГЧП в различных регионах мира и отраслях экономики.

6. Политико-правовые и финансово-экономические проблемы развития эффективного ГЧП в России.

Примерные темы докладов и рефератов


1. Стратегия инновационного развития и экономическая безопасность России.

2. Цели и стратегии инновационной деятельности предприятия.

3. Особенности организационных форм инновационной деятельности.

4. Информационное обеспечение и статистика инноваций.

5. Правовое и нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности.

6. Показатели инновационной активности организации.

7. Патентно-лицензионная деятельность инновационного предприятия.

8. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технологического уровня производства.

9. Человеческий фактор в инновационной стратегии фирмы.

10. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной сфере.

11. Малый бизнес в инновационной системе РФ.

12. Риски в инновационной системе предприятия.

13. Венчурный бизнес в России и за рубежом.

14. Роль государственно-частного партнерства в становлении инновационной экономики.

15. Проблемы прогнозирования социальных и экологических последствий инноваций.

16. Научно-техническая база инновационного развития РФ.

17. Роль ФПГ в финансировании инноваций в отечественной экономике.

18. Государственные корпорации в экономике современной России.

19. Формы организации инновационной деятельности.

20. Формы финансирования инновационной деятельности.

21. Маркетинга инноваций.

22. Становление российского рынка информационных продуктов и услуг.

23. Человеческий капитал в глобальной экономике знаний.

24. Подготовка, отбор и оценка проектов НИОКР.

25. Международные технологические альянсы в условиях глобализации.

Примерные темы контрольныхработ


1. Создание и развитие национальных инновационных систем.

2. Государственное регулирование инновационных процессов в РФ.

3. Понятие интеллектуальной собственности, ее охрана и правовое регулирование.

4. Патентная защита прав участников процесса нововведений.

5. Лицензионная деятельность при коммерциализации нововведений.

6. Инновационный потенциал организации и его оценка.

7. Организационные инновации.

8. Технологические инновации.

9. Маркетинговые инновации.

10. Инновационные программы и проекты.

11. Финансирование инновационной деятельности и его источники.

12. Оценка экономической эффективности инноваций.

13. Управление рисками в системе инновационной деятельности.

14. Корпоративная культура инновационных организаций.

15. Бенчмаркинг и инжиниринг (реинжиниринг) в системе приемов, воздействующих на создание, коммерциализацию и диффузию инноваций.

16. Стратегии инновационных организаций.

17. Инновационные стратегии и источники финансирования некоммерческих организаций.

18. Инновационная функция малого предпринимательства.

19. Методологические вопросы маркетинга инноваций.

20. Преимущества и недостатки различных организационных структур управления инновациями.

21. Характеристика основных форм инновационных предприятий.

22. Модели кластерной политики в инновационной экономике.

23. Методы инновационного менеджмента и их классификация.

24. Управление качеством в инновационном проекте.

25. Управление персоналом в инновационном проекте.

26. Особенности и принципы инновационных организаций.

27. Организация и порядок выполнения НИОКР.

28. Информационное обеспечение и статистика инноваций.

29. Современные тенденции и формы инновационного менеджмента.

30. Инновационное развитие как механизм модернизации экономики России.



ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты


1. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (ГК РФ), часть 4. от 18.12.2006 №230-ФЗ.

2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 № 385-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 № 685 « О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности».

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662


Основная литература

1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. – Издательство Академия, 2010.

2. Маркетинг-менеджмент. 12-изд. / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2007. – ( Серия «Теория и практика менеджмента»).

3. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник . – 4-е изд. / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2011.


Рекомендуемая литература,

для подготвки к семинарским и практическим занятиям
1. Аньшин, В.М., Филин, С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учебное пособие / В.М. Аньшин, С.А. Филин. – М.: Анкил, 2003.

2. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Серия. Высшая школа менеджмента./ А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович– Издательство Омега-Л, 2011.

3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2007.

4. Григорьев, Д.А. Менеджмент и управление инновациями: учеб пособие / Д. А. Григорьев. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007.

5. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. : Пер. с англ. / Питер, Ф. Друкер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

6. Друкер, Бизнес и инновации./ Питер, Ф. Друкер. – М.: ИД «Вильямс», 2007.

7. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование / Под ред. Ю.В. Яковца. – М.: РАГС, 2000.

8. Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2005.

9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А.В. Барышевой. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010.

9. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 1995.

10. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. / Н. Д. Кондратьев. – М: Экономика, 2002.

11. Леонтьев, Б.В. Цена интеллекта: интеллектуальный капитал в Российском бизнесе: оценка, ориентиры, моделирование; защита прав / Б.В. Леонтьев. – Изд. Акционер, 2002.

12. Мазур, И.И., Шапиро, В.Д.,Ольдерогге, Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие. – 2-ое изд. / И.И Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Омега-Л, 2004.

13. Основы инновационного менеджмент а : учеб. пособие / под. О-75 ред. проф. В.В. Косова. – М.: Магистр, 2009.

14. Портер, Майкл Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. / Майкл Портер. – М.: Альпина Бизнес. Букс, 2007.

15. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. экон. РАН; науч.- ред. совет изд-ва «Экономика». – М: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.

16. Софина, Т.Н., Монахова, В.В. Устойчивое развитие и региональные проблемы в России / Т.Н. Софина, В.В. Монахова. – Третьи Всероссийские Державинские чтения (Москва, 14-15 декабря 2007 года): сб. ст.: в 8 кн. – Кн. 7., отв. ред. В.Л. Гейхман. – М.: ГОУ ВПО Минюста России, 2008.

17. Скоробогатов, А. «Особый путь» России и стимулирование инновационной активности / А. Скоробогатов // Вопросы экономики. 2009. № 2.

18. Такер, Р. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / пер. с англ. / Р. Такер. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2006.

19. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс. 1982.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
В результате освоения программы учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» выпускник должен:

а) знать:

- теоретические основы инновационного менеджмента;

- основные понятия и их определения, а также их содержание и взаимосвязи в области управления инновациями;

- основные принципы и инструменты инновационного менеджмента в современных условиях;

- особенности инновационного менеджмента на разных уровнях экономики;

- содержание и структуру менеджмента инноваций в организации;

- закономерности формирования инновационных стратегий фирмы;

- основные направления формирования мотивации к инновационному поведению;

- опыт зарубежных и отечественных фирм в области инновационного менеджмента;

- основные законодательные и нормативные акты в системе государственной инновационной политики.



б) уметь:

- провести исследование объекта (предприятия/организации) с целью оценки его инновационного потенциала;

- оценить потенциал спроса на рынке инноваций и соответствие ему возможностей организации;

- целесообразность выбора инновационных стратегий и тактики их реализации;

- осуществить инновационное проектирование;

- выявить роль организационных структур управления и направлений их совершенствования как фактора достижения результата инновационного проектирования;

- использовать корпоративные принципы и методы мотивации персонала, играющие существенную роль в достижении успеха инновационной организации.

в) владеть:

- навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой в области инновационного менеджмента;

- приемами формирования системы креативного управления идеями организации;

- способами преодоления организационных барьеров, препятствующих инновациям;

- навыками структурирования проблемы в области инновационного менеджмента и проведения всесторонней ее диагностики, а затем принятия решений и осуществления хозяйственной деятельности;

г) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью эффективно участвовать в решении профессиональных и личных проблем и конфликтов, возникающих в структурированных социальных группах/организациях (ОК-1);

- возможностью реализовывать поставленные цели и планы в условиях социального взаимодействия в инновационных процессах (ОК – 2);

- способностью к когнитивному поведению, генерированию идей и повышению интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-3);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков социального взаимодействия и управления коллективом, навыков в организации научно-исследовательских разработок и из реализации в инновационной деятельности (ОК-5).

д) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью квалифицированно применять нормативно-правовые акты в области инвестиционной и инновационной деятельности (ПК-2).

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения в экономической сфере (ПК- 6);

- способностью квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в системе инновационного менеджмента (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экпертизы проектов нормативных актов, кающихся проблем управления инновациями, защиты интеллектуальной собственности, организационных форм предпринимательской деятельности в инновационной сфере (ПК-8).

Промежуточный контроль по дисциплине «Инновационный менеджмент» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации, проводимых согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.

В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.




МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Инновационный менеджмент – актуальная составляющая в системе современного управления.

2. Эволюция технологических укладов в рамках концепции цикличности экономического развития.

3. Устойчивое развитие и факторы экономического роста в России.

4. Новация, инновация и диффузия инноваций.

5. Классификация и жизненный цикл инноваций.

6. Инновационный процесс: его стадии и факторы эффективности.

7. Субъекты и инфраструктура инновационной деятельности.

8. Информационное обеспечение и статистика инноваций.

9. Государственное регулирование инновационной деятельности.

10. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации.

11. Подсистема научного обеспечения инновационного менеджмента.

12. Инновационный потенциал организации.

13. Организационная культура и ее элементы, влияющие на инновационное поведение.

14. Мотивирование персонала инновационной организации.

15. Роль лидера в системе менеджмента инновационной организации.

16. Организационные структуры инновационных организаций.

17. Роль сетевых структур в системе инновационного менеджмента.

18. Выбор инновационной стратегии поведения организации.

19. Классификация методов инновационного менеджмента.

21. Организация НИОКР и основы инновационного проектирования.

22. Методические основы управления рисками в инновационной организации.

23. Организационные формы инновационных предприятий.

24. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия.

25. Источники и формы финансирования инновационной деятельности.

26. Венчурный капитал и его применение в развитии инновационного предпринимательства.

27. Патентно-лицензионная деятельность при коммерциализации нововведений.

28. Особенности маркетинга инноваций.

29. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ.

30. Развитие системы социального партнерства в условиях модернизации российской экономики.



СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины ………………………3

Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной аттестации…………………………28