Развитие базовых качеств личности практического психолога - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация кабинета практического психолога 5 1014.43kb.
1 бытие и сознание практического психолога : Москва Смысл 16 8366.35kb.
Становление «самостоятельности» учащихся в обучении. Понятие «самостоятельности» 1 141.98kb.
"Сеттлеретика" новая междисциплинарная наука о "переселении" личности? 2 656.98kb.
Кодекс практического психолога 3 761.92kb.
Развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста... 1 46.15kb.
Литература к спецкурсу «Терапевтические основы глубинно-ориентированной... 1 89.86kb.
Книга практического психолога пособие для специалистов, работающих... 26 13565.22kb.
Резюме. Шувалова Екатерина Владимировна Кандидат психологических... 1 19.38kb.
Речевая оценка характерологических качеств личности: методически... 1 85.82kb.
Модель кабинета практического психолога в образовательном учреждении 1 329.66kb.
Практическая психология образования 17 10089.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Развитие базовых качеств личности практического психолога - страница №1/1

РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Колкова С.М.

ГОУ ВПО «Красноярский государственный университет им. В.П.Астафьева», г.Красноярск

kolkova_svetlana@mail.ru
Подготовка практического психолога яв­ляется предметом обсуждения многих известных психологов (К. Роджерс., М. Боуэн, Р. Мэй, И. Аттватер, Д.У. Джонсон, Б.С. Братусь, А.Ф. Копьев, Е.А. Климов, Г.А. Берулава и др.).

По мнению Берулава Г.А. [1]: «Научной психологии необходимо смириться с тем, что практическая психология, так же, как и педагогика, — не только наука, но и искусство, предполагающее наличие у самого психолога комплекса гуманистических качеств, отсутствие каждого из которых делает невозможным эффективное выполнение им профессиональной деятельности. К таким качествам должны быть, прежде всего, отнесе­ны: позитивные нравственные устои, высокий уровень теоретическо­го и социального мышления, эмпатии, рефлексии, способность к фасилитации, оптимистическая жизненная позиция, вера в гуманистиче­ский потенциал человека. В этом смысле практический психолог явля­ется гражданским духовником, а такое качество не может быть массовым и ко многому обязывает. К сожалению, сегодня делается по­пытка превращения профессии практического психолога в массовую профессию, что может принести больше вреда, чем пользы». Но, не смотря на объективные сложности, личность психолога остается основным орудием его работы. К.Роджерсом [8] описаны необходимые качества личности психолога:



Объективность определяется как «кон­тролируемая идентификация», «конструктивное самообладание» и как «эмоционально отстраненное отношение. В это понятие включается способность к про­явлению симпатии в разумных пределах, естественная восприимчи­вость и заинтересованное отношение, глубокое понимание, где нет места жестким оценочным суждениям моралистического характера или проявлениям реакций шокированности и ужаса. Человеку такого склада чуждо чувство холодной и безличной беспристрастности, с одной стороны, а с другой — он сильно отличается от чрезмерно со­чувствующего и сентиментального человека.

Уважение к индивиду как самодостаточному суще­ству. Прежде всего должно быть желание принять клиента таким, какой он есть, на его уровне приспособления, и дать ему некоторую свободу само­стоятельно найти решение своих проблем.

Понимание самого себя, своих осо­бенных эмоциональных проявлений, своих ограничений и недо­статков. Пока не будет достигнута эта ощутимая степень осмысле­ния, практический психолог будет не в состоянии распознать ситуацию, в которой он, вероятно, подвергается влиянию каких-то своих пре­дубеждений и эмоций. Терапевт должен обладать некоторым осмысленным представ­лением о собственной личности.

Возможно, что такая степень самопонимания наиболее эф­фективно достигается благодаря соответствующей системе су­первидения во время подготовки. Когда в процессе обучения кон­сультант разбирает собственные проблемные ситуации, он начинает в большей мере осознавать свои «слепые пятна», свои эмоциональ­ные потребности и способы их удовлетворения.



Психологические познания человеческого поведения, а также его физических, социальных и психологических детерминант. Наиболее важные качества практического психолога связаны с областью установок, чувств и осмысле­ния, нежели с интеллектуальной сферой.

Это качества, которых нельзя требовать от специалистов в массовом порядке, однако, если исходить из того, что профессия практического психолога стала фак­тически массовой, необходимо признать и то, что многие специалисты не обладают изначально теми необходимыми индивидуальными качествами, которые позволяют сделать их работу эффективной и профессионально грамотной. Психика челове­ка является саморазвивающейся системой, и ее развитие не может быть полностью детерминированным внешними и внутренними ус­ловиями. Поэтому студентам, имеющим «особенности» направленности личности, необходимо предложить возможность личностного роста. Хотя в современной системе высшего психологического образования подготовка личности будущего психолога для работы с клиентом возможна только частично. Психологи обычно получают подготовку в сфере необходимых теоретических знаний, а также достаточную практику в области исследований. А несформированность выделенных К.Роджкрсом [8] индивидуальных качеств, необходимых в психологической практике, помно­женная на методологическую неграмотность практического психолога, приводит к его общей профессиональной несостоятельности.

Занимаясь подготовкой психологов в Институте психологии, педагогики и управления образованием КГПУ им. В.П. Астафьева, мы разработали тренинг «Развитие способности к безусловному позитивному принятию клиента у студентов – будущих психологов», создающий условия для развития базовых качеств личности практического психолога. Тренинг организован в рамках спецкурса в объеме 30 часов.

Цель тренинга - развитие способности к безусловному позитивному принятию клиента.

Тренинг состоит из четырех этапов:

1. Осознавание собственных истинных эмоций и чувств.

2. Развитие чувственного и телесного осознавания.

3. Формирование объектно-центрированного подхода к восприятию мира.

4. Формирование целостности личности через работу с субличностями. Принятие себя и других.



Методы, используемые в тренинге:

- Осознавание собственных истинных чувств и эмоций происходит методом сопереживания ситуации, модифицированного нами.

- Осознавание информации, поступающей от органов чувств, осознавание внутренних ощущений тела происходит во время специально организованных упражнений методом самонаблюдения.

- Формирование объектно-центрированного подхода к восприятию мира организуется с помощью упражнений тренинга «Объективно-центрированное восприятие».

- Упражнениями тренинга на безусловную любовь, самонаблюдением при сознательной идентификации с вызывающим отрицательные чувства человеком достигается умение студентов замечать те моменты, когда они каким-то образом осуждают себя или других людей, т.е. не принимают их безусловно.

- Студенты используют научную информацию для осмысления собственного состояния, для получения умений превентивной самопомощи в русле позитивной психотерапии.

Необходимость представленного направления развития личности психолога, объясняется тем, позитивное изменение личности невозможно без понимания самого себя, своих осо­бенных эмоциональных проявлений, своих ограничений и недо­статков. Пока не будет достигнута эта ощутимая степень осмысле­ния, практический психолог будет не в состоянии распознать ситуацию, в которой он, вероятно, подвергается влиянию каких-то своих пре­дубеждений и эмоций. Психолог должен обладать некоторым осмысленным представ­лением о собственной личности, используя в числе других механизм осознавания.
“Список источников”


  1. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога - Изд-во: Высшая школа, 2003. – 64с.

  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

  3. Джонсон Д.У. Принятие себя и других: Тренинг общения и развития. - М., Прогресс. 2001, с. 146-156

  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. 308 с.

  5. Мэй Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2.

  6. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены конгруэнтности и эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68-72.

7. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. - М.: Гиль-Эстель, 1993.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.