Рабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности: "Клиническая психология" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная... 1 301.79kb.
Учебная программа курса «Клиническая психология» 2 633.16kb.
Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности 2 527.49kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Рабочая учебная программа дисциплины «экспериментальная психология»... 1 292.2kb.
Учебная программа по дисциплине «Возрастная психология» для специальности... 2 518.96kb.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности... 17 1860.08kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 218.16kb.
Программа по специальности 030401 "Клиническая психология" 1 63.52kb.
Клиническая психология 1 145.04kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Физиология высшей нервной деятельности 1 35.15kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности: "Клиническая - страница №1/1

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

____________________________________________________________


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования»Московский государственный медико-стоматологический



университет»
УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе

профессор

/Н.В.Ярыгин/

“_____”______________2011г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по нормальной физиологии

для специальности: “Клиническая психология”

030302

Кафедра: нормальной физиологии

Физиология ВНД и сенсорных систем”
Курс –2, семестр- 3

Программа рассмотрена на Заседании кафедры “_ ”__ 2011 г ( протокол № )


Зав. кафедрой нормальной физиологии, профессор /В.П.Дегтярев/
Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии по специальности

030302 “Клиническая психология” ” ____________2011г., протокол №

Председатель комиссии: профессор /Сирота Н.А./
Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

(ЦМС)МГМСУ « «__________ 2011г.протокол №

Председатель ЦМС:член-корр.РАМН,профессор /Э.В.Луцевич/

г.Москва 2011г.


1. Цели и задачи дисциплины
Специальность “клинический психолог” требует глубокого изучения закономерностей и механизмов формирования физиоло­гических процессов, поведения и психических функций человека. Высшая нервная деятельность как продукт эволюции мозга опирается на принципы и закономерности деятельности центральной нервной системы, функциональных систем организма, но в тоже время имеет существенные отличия, характеризующие более совершенный способ взаимодействия организма со средой обитания, в социуме и ноосфере. В связи с этим преподавание физиологии ВНД должно быть приближено к практическим задачам медицины в этой области. Современная медицина опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Преподавание физиологии должно предусматривать уплотнение информации за счет единого системного подхода во всех разделах, что облегчает усвоение материала, с учетом перераспределения материала со смежными дисциплинами. Для клинического психолога очень важны практические умения, которые необходимо формировать с первых курсов обучения. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии всех систем уже на младших курсах будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого клиническому психологу, т.к. закономерности реализации высшей нервной деятельности отражают не только течение мозговых процессов, но и их проявление в изменении деятельности физиологических систем организма.

Предлагаемая программа по физиологии высшей нервной деятельности для студентов факультета клинической психологии МГМСУ содержит необхо­димый объем знаний с учетом максимального профилирования мате­риала.



1.1. Целью преподавания дисциплины является:

- формирование системных знаний о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов;

- приобретение студентами знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин.
1.2. Задачи дисциплины:


  • изучение принципов системного подхода в организации физиологических функций различных

отделов коры больших полушарий

- изучение роли нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций;

- ознакомление с некоторыми методами экспериментальных и клинических исследований, используемых с целью диагностики физиологических процессов, протекающих в различных отделах центральной нервной системы и других системах организма;

- изучение высших психических функций мозга, нейронных механизмов переработки информации в сенсорных системах.



1.3.Коммуникативность.

Понимать и уметь использовать знания о нейронных механизмах переработки информации в сенсорных системах;

Понимать и уметь использовать знания об основных закономерностях высшей нервной деятельности и их проявлений в изменении деятельности других систем организма,поведения и психических функций.

1.4.Уровень компетентности.

Знание и философское понимание сущности физиологических процессов высшей нервной деятельности ;

Знание физиологических механизмов,лежащих в основе нормальных функций организма,а также некоторых патологических состояний,связанных с изменениями функций сенсорных систем и ВНД

.

Методы изучения предмета:

- теоретический (на лекциях, семинарах и практических занятиях),

- экспериментальный (проведение лабораторных работ).

проведение виртуальных практических работ с применением

компьютерных программ

- демонстрация учебных видеофильмов по всем разделам.

Контроль исходного уровня знаний студентов: собеседование, входной программированный контроль.

Контроль и учет результатов усвоения материала предмета


1. Входной программированный контроль на каждом практическом занятии.

2. Выходной программированный контроль по завершению каждой темы и раздела физиологии.

3. Экзамен:

Форма проведения:

1) тестовый контроль компьютерный

2) вопросы + ситуационные задачи.

2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
2.1.Студент должен иметь представление о современных методах исследования:
1. Электроэнцефалография.

2. Стереотаксическая методика .

3. Хронорефлексометрия.

3. Электрокардиография

4. Плетизмография

5. Реография

6. Исследование моторики желудочно-кишечного тракта

7. Принципы составления пищевых рационов

8. .Тестирование психологических свойств личности человека .
2.2 Студент должен иметь навыки, знать и уметь использовать определение:

1. Частоты пульса.

2. Измерения артериального давления.

3. Остроты зрения.

4. Полей зрения.

5. Цветового зрения.

6. Изменения величины зрачка на свет.

7. Остроты слуха.

8. Исследования болевой чувствительности.

9. Исследования вкусовой чувствительности.

10.Исследования обонятельной чувствительности.


2.3. Перечень дисциплин и разделов, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины:


Наименование

дисциплины



Перечень тем, необходимых для изучения

дисциплины Нормальная физиология



1.Философия


Темы: Мировоззренческая и методологическая функция фило­софии. Основные законы и категории философии. Познание как отра­жение действительности. Методы и формы научного познания. Различ­ные концепции познания. Религиозное, атеистическое, моральное созна­ние, наука и культура. Материя и сознание. Философские аспекты работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина и др.

2. Латинский язык

Терминология

3. Биология

Темы: Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие, типы, периоды развития. Элементарные процессы организма. Старение организма. Гомеостаз. Общие проблемы здоровья человека. Регенерация как структурная основа гомеостаза. Принципы эволюции органов, функций. Эволюция челюстно-лицевой системы. Экология. Специфичность экологии человека. Биосфера. Ноосфера.

4. Химия

Темы: Осмотическое и онкотическое давление, основные классы природных органических соединений, их обмен (белки, нуклеиновые кислоты, угле­воды, липиды). Витамины, ферменты, гормоны. Общие пути катаболизма. Биологическое окисление.

5.Физика

Темы: Термодинамика открытых систем, потоки вещества, энергии, энтропии, информации. Гомеостаз. Гомеокинез. Переходные процессы. Биофизика клеточных мембран. Основы электрогенеза. Электрические свойства нервных проводников. Биофизика синаптических процессов. Биофизика мышечного сокраще­ния и расслабления. Элементы теории информации. Элементы теории управления. Организм как система автоматического управления. Гидро­динамика, биомеханика. Акустика, оптика, электричество. Статистика, информатика, кибернетика


6.Нормальная анатомия

Темы: Строение периферической и центральной нервной системы – неврология. Строение костей черепа. Морфо-функциональная характеристика систем организма: сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мышечной, мочеполовой.

7.Гистология с эмбриологией и цитологией

Темы: Эмбриология, цитология. Эпителиальная, соединитель­ная ткани. Кровь. Мышечная и нервная ткани. Нервная система. Сер­дечно- сосудистая, эндокринная, дыхательная, пищеварительная, выдели­тельная и половая системы, органы чувств, кроветворения.



3.Объем дисциплины и виды учебной работы

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



III СЕМЕСТР




Общая трудоемкость диcциплины


120


Аудиторные занятия:


76


Лекции

20

Практические занятия

56

Самостоятельная работа

44

Формы текущего контроля


Опрос, программированный контроль

Экзамены:

3-й семестр



4.Содержание дисциплины

ФИЗИОЛОГИЯ ВНД И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий



Разделы дисциплины



Лекции


Практические занятия

Самостоят.работа

Всего




Кол-во

Час

Кол-во

Час

Час

Час




1.Нейро-гуморальная регуляция системы кровообращения

2

2

2

6

6

14




2. Нейро-гуморальная регуляция системы пищеварения

1

1

2

5

2

9




3.Сенсорные системы организма

7

7

7

21

15

43




4.Высшая нервная деятель-

ность


6

6

7

21

17

44




5.Защитные реакции организма

1

1

1

3

4

8




6.Роль ВНД,ЦНС,ВНС в регуляции процессов воспроизведения

1

1

---




--

--




7.Изменения ВНД,ЦНС,ВНС в

процессе различной трудовой деятельности



1

1

---




---

---




8.. Нейро-гуморальная регуляция процессов адаптации

1

1

---




---

---




ИТОГО:

20

20

19

56

44

120







4.2.Содержание разделов дисциплины

1. НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Пищеварение - главный компонент функциональной системы поддерживающий постоянный уровень питательных веществ в организме. Функции пищеварительного тракта секреторная. моторная, экскреторная, всасывательная. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке.

Фазы секреции желудочного сока(сложно—рефлекторная, нейрогуморальная). Внешне- секреторная деятельность поджелудочной железы. Фазы секреции поджелудочного сока (сложно - рефлекторная, нейрогуморальная).Роль печени в пищеварении.

Пищеварение в тонком кишечнике. Секреция кишечного сока Методы изучения всасывания. Виды и механизм всасывания веществ через биологические мембраны. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Всасывание воды, минеральных солей, белков, жиров, углеводов.. Моторная деятельность тонкой кишки и её регуляция. Пищеварение в толстой кишке. Секреторная и моторная функция толстого кишечника и их регуляция. Акт дефекации

Влияние коры полушарий большого мозга на функциональное состояние пищеварительного тракта. Функциональная система, поддерживающая оптимальное ля метаболизма количество питательных веществ в крови.

Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения. И.П. Павлов о пищевом центре. Аппетит, избирательный аппетит. Периодическая деятельность органов пищеварения как проявление возбуждения пищевого центра и как способ эндогенного обеспечения питательными веществами. Роль различных отделов ЦНС и гормональных механизмов в регуляции пищевого поведения. Прием пищи. “Сенсорное” и “истинное” насыщение. Нейро-гормональные механизмы регуляции питьевого поведения.
2. НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Значение кровообращения для организма. Гемодинамическая функция сердца. Фазовый анализ сердечного цикла. Систолический и минутный объем крови. Физиологические свойства и особенности сердечной мышечной ткани (автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость). Потенциал действия типичных и атипичных волокон сердца. Электрофизиологический ана­лиз распространение возбуждении по сердцу

Характеристика основных регуляторных влияний: хронотропное, инотропное, батмотропное дромотропное влияния. Саморегуляция деятельности сердца. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние медиаторов, гормонов и электролитов на деятельность сердца. Физиологические и клинические методы исследований сердечной деятельности. Тоны сердца, их происхождение. Электрокардиография.

Основные законы гемодинамики и их использование для объяснения физиологических функций и закономерностей дви­жения крови по сосудам. Факторы обеспечивающие движение крови. по сосудам. Изменения сопротивления, кровяного давления и скорости кровотока в различных участках сосудистого русла. Методы определения (С. Рива-Роччи, Н.С. Короткова) и регистрации (К. Людвиг) кровяного давления. Кривая артериального давления периодические колебания артериального давле­ния в связи с сокращениями сердца, дыханием и изменением тонуса сосудодвигательного центра. Артериальный пульс и его происхождение. Сфигмография. Венный пульс, его происхождение флебография.

Капиллярный кровоток и его особенности. Микроциркуляция и её роль в механизмах обмена жидкости и различных веществ - между кровью и тканями. Соотношение микро- и макроциркуляции.



Рефлекторная и гуморальная регуляция тонуса сосудов. Сосудодвигательный центр. Сосудодвигательные нервы. Гуморальное влияние на сосудистый тонус (адреналин, вазопрессин, ренин, гистамин, простагландины и кинины). Возрастные особенности системы кровообращения.

Основные компоненты функциональной системы,поддерживающей нормальный уровень артериального давления.


3.СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА
Физиологические механизмы регуляции сложных форм психической деятельности по А.Р. Лурия (три основных функциональных блока)-

Первый блок-обеспечение регуляции бодрствования и оптимального тонуса коры больших полушарий. Участие ретикулярной формации, подкорковых и стволовых отделов мозга в регуляции первого блока. Второй блок - прием, переработка и хранение внешней информации (затылочные, височные, теменные области коры). Третий блок- программирование, регуляция, и контроль сложных форм активной сознательной психической деятельности (передние отделы больших полушарий).



Понятие об органах чувств, анализаторах, сенсорных системах. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов в познании мира. Системный характер восприятия. Роль различных видов афферентации: обстановочной, пусковой и обратной в процессе познания.

Функциональная организация анализаторов. Периферический (рецепторный) отдел анализаторов.

Проводниковый отдел анализатора. Многоуровневость организа­ции восприятия и передачи информации, парал­лельность каналов информации в организмах животных и че­ловека. Принципиальное значение этих особенностей для обеспечения на­дежности системы передачи информации. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений.

Корковый отдел анализатора. Локализация афферентных функций. Моно- и полимодальные нейроны. Процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений. Участие ас­социативных областей в этом процессе; новое подразделение мозга животных и человека на блоки и их роль в осуществле­нии высшего анализа и синтеза в высшей нервной деятельно­сти. Принцип синергии и реципрокности в деятельности этих систем в норме и патологии.

Взаимодействие анализаторов. Кодирование информации в различных отделах анализаторов. Голографический принцип в объяснении механизмов восприятия.

Основные способы регулирования деятельности анализаторных систем на основе использования разных форм торможения на разных уровнях системы и нисходящих влияний от вышележащих отделов на нижележащие.

Адаптация анализаторов. Методики исследования анализаторов. Возрастные изменения сенсорных систем.

Зрительный анализатор

Рецепторный отдел зрительного анализатора. Проводниковый, корковый отдел. Методы исследования зрительного анализатора. Физиологические механизмы аккомодации. Острота зрения. Поле зрения.

Теория цветного зрения (М.В. Ломоносов, Гельмгольц, П.И. Лазарев). Основные формы нарушения цветного восприятия. Современное представление о восприятии цвета. Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушария

Слуховой анализатор.

Методы исследования слухового анализатора.

Звукоулавливающие и звукопроводящие аппараты периферического отдела слухового анализатора. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа улитки. Теории восприятия звуков(Г. Гельмгольц, Г. Бекеши). Особенности проводникового и коркового отделов слухового анализатора.

Вестибулярный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы. Роль в оценке положения тела в пространстве при перемещении в состоянии невесомости. Тренировка вестибулярного аппарата.

Двигательный анализатор. Роль его в восприятии положения тела в пространстве.

Вкусовой анализатор. Обонятельный анализатор.

Современное представление о вкусовом восприятии. Вкусовые ощущения и их классификация. Методы исследования. Пороговая густометрия. Функциональная мобильность.

Классификация запахов, теории их восприятия. Методы исследования. Ольфактометрия.

Рецепторный, проводниковый, корковый отдел анализаторов. Основные нарушения вкуса и обоняния.


Кожный анализатор


Основные рецепторы кожи. Тактильная, температурная, болевая чувствитель-

ность. Дифференциальный порог чувствительности. Нарушения кожной чувстви-

тельности. Эстезиометрия.

Температурный анализатор.Роль в восприятии температуры окружающей среды

и внутренней среды организма.


ИнтегративнаЯ деЯтельность организма
4. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТЬ
Безусловные рефлексы и их классификация. Особенности организации сложных безусловных рефлексов (инстинктов). Концепция драйва и драйв - рефлекса. Роль генотипа в формировании поведения. Сигнальные аспекты безусловнорефлекторной деятельности.

Условный рефлекс как наглядный пример интегративной деятельности мозга. Простые и сложные формы поведения как выражение интегративной деятельности мозга. Динамиче­ская стереотипия как первое открытие сложных форм интегра­тивной деятельности мозга. Сущность явления, изучение его в современных вариантах обучения животных в разных услови­ях. Условнорефлекторное переключение как пример сложной интегративной деятельности мозга. Понятие о фазических и тонических условных рефлексах, последние — как пример сложной анализаторно - интегративной деятельности мозга. Со­временные представления о роли различных систем мозга в осуществлении интегративной деятельности.

Определение сущности условного рефлекса. Условный рефлекс, простые и сложные фор­мы условнорефлекторной деятельности, классификация услов­ных рефлексов и форм высшей нервной деятельности на осно­ве разных сторон особенностей условных рефлексов по дан­ным И.П. Павлова и современных достижений науки.

Условия выработки условных рефлексов и осуществления условнорефлекторной деятельности, современные аспекты проблемы и их особенности по сравнению с классическим научением. Полез­ный приспособительный результат как основа формирования конкретной формы высшей нервной деятельности. Сигналь­ный характер условнорефлекторной деятельности, ее отличие от других форм рефлекторной деятельности нервной системы.

Павловские представления о механизмах замыкания временных связей, развитие его представлений в трудах отече­ственных и зарубежных ученых, разомкнутые и кольцевые схемы замыкания временной связи. Понятие о функциональ­ной системе П.К. Анохина и ее роль в понимании сущности физиологических процессов при выработке условного рефлек­са. Процессы, происходящие на уровне клетки и синапса и их роль в замыкании временной связи. Роль доминанты и лежа­щих в ее

основе физиологических закономерностей при выра­ботке и закреплении временной связи.




Основные нервные процессы при осуществлении высшей нервной деятельности



Возбуждение, основные закономерности возникновения и распространения в нервной системе. Анализ и синтез возбуждений при формировании условнорефлекторной деятельности.

Торможение. История открытия, сущность сеченовского торможения. Мембранные, синаптические и нейрохимические основы формирования торможения: ионные токи в клетках, тормозные синаптические процессы, пре - и постсинаптическое торможение, тормозные интернейроны, торможение на системном и организменном уровнях.

Торможение в высшей нервной деятельности, его классификация. Роль безусловнорефлекторного (внешнего) и условнорефлекторного (внутреннего) торможения в условнорефлекторной деятельности (поведении) человека и животных. Взаимная индукция как процесс взаимодействия возбуждения и торможения в мозге. Роль последовательной и одновременной индукции в выработке и осуществлении различных форм условнорефлекторной деятельности. Современные представления о механизмах формирования условного и безусловного торможения



Сон и гипноз как специальные состояния мозга. Физиологическое значение сна в свете представлений И.П. Павлова и данных современной науки. Теории сна. Современные представления о сне как части цикла “сон-бодрствование”, имеющего собственный аппарат осуществления, работающий на основе сложно - координированной работы активирующей и инактивирующей систем. Структура сна и его деление на “медленный” и быст­рый” сон. Электроэнцефалографические корреляты различных стадий сна. Отдельные компоненты обеих систем, их связи и взаимодействие. Физио­логическое значение отдельных фаз сна и их роль в возникно­вении сновидений. Возможно ли осуществление высшей нерв­ной деятельности во время сна? Гипноз как специальное со­стояние мозга и его объяснение с позиций теории И.П. Павлова и мотивационной теории эмоций

Мотивации как более высокая ступень развития потребностей с учетом путей и способов их удовлетворения. Нейроанатомия, нейрофизиология и нейрохимия мотиваций. Роль мотиваций в формировании условнорефлекторной деятельности животных и человека. Интеграция вегетатив-

ных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основ-

ных биологических мотиваций.

Место эмоций в ряду других функциональных состояний мозга. Роль эмоций в жизни живых существ, выражение эмоций и сущность эмоций. Теории эмоций (биологическая теория П.К. Анохина, информационно - потребностная теория П.В. Симонова). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций. Классификация эмоций. Вегетативные и моторные компоненты эмоций. Функциональное состояние как самостоятельная категория в структуре поведения. Нейроанатомия функциональных состояний. Электрофизиологические, двигательные и вегетативные проявления функциональных состояний. Стресс, его виды. Общие закономерности и стадии развития стресса. Психо - эмоциональный стресс, причины возникновения, проявления, механизмы развития. Артериальная гипертензия как наиболее частое последствие психо - эмоционального стресса. Стресс - устойчивые и стресс - неустойчивые организмы. Профилактика стресса.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ



Современной представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти. Роль различных отделов мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации.

Роль механизмов памяти в высшей нервной деятельно­сти. Определение памяти как многокомпонентного процесса, обуславливающего отбор, хранение и воспроизведение инфор­мации. Роль этих процессов в сохранении вида, индивидуума и их приспособления к условиям существования. Три вида памя­ти: генетическая, иммунная, нервная, виды последней и их классификация. Роль отдельных видов нервной памяти в жизни организмов. Молекулярные и синаптические основы памяти и






их роль в возникновении и хранении следов инфор­мации. Множественность систем памяти, роль мозжечка, миндалины, гиппокампа в процессах памяти.

Роль приобретенных (индивидуальных) форм обучения в высшей нервной деятельности. Неассоциативное (стимул - зависимое) обучение: суммационные реакции, привыкание, сенситизация, подражание, запечатление. Ассоциативное (эффект - зависимое) обучение: классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, аверсивное обучение. Сложные формы обучения: когнитивное обучение, психонервная деятельность, элементарная рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование.

Внимание, его формы, классификация и сущ­ность в свете достижений современной нейрофизиологии и нейропсихологии. Роль процессов, происходящих на уровне афферентных центральных и эфферентных систем в возникно­вении внимания, электрофизиологические корреляты процесса и их объяснение. Внимание и ориентировочный рефлекс. Роль энергетического блока мозга в высшей нервной деятельности.

. Вербальные формы коммуникации и их истоки, вторая сигнальная система у человека и ее связь с психическими процессами. Речь. Структуры мозга, связанные с речью. Нарушения речи.. Функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека, ее нарушения. Биомеханика формирования речевых звуков.



Невербальные формы коммуника­ции у человека, коммуникационные процессы и латерализация функций мозга у животных и человека.

Существует ли сознание у животных? Определение сущности сознания и самосознания с позиций достижений со­временной нейрофизиологии. Мозг созидающий и мозг со­страдающий. Социальные аспекты поведения, творчества, со­страдания, материальные аспекты реализации наиболее слож­ных форм поведения. Сознательное и бессознательное с точки зрения современного учения о высшей нервной деятельности. Скрытые формы условнорефлекторного научения. Мышление. Развитие абстрактного мышления у человека. Роль мозговых структур в процессе мышления. Физиологические подходы к изучения процесса мышления.

Теории индивидуальности в историческом аспекте. Павловская классификация высшей нервной деятельности и деление ее на типы на основе учета силы, подвижности и урав­новешенности основных нервных процессов. Достоинства и недостатки метода в свете современных достижений науки. Роль эмоционального фактора в определении индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. Классификация индивидуальности на основе учета этого фактора.

Физиолого-психологические классификации типологии человека совре­менной наукой. Темперамент в структуре индивидуальности. Классификация типов ВНД Методы определения типов ВНД. Понятие о генотипе и фенотипе. Роль воспитания в формирований типологических свойств ВНД.

Ритуализация и коммуникации в мире животных, не­вербальные формы коммуникации, ритуализации, конфликт­ные отношения, управление поведением в зоособществе одно­го и того же и разных видов, явление компромиссов в мире животных, оптимизация поведения как результат эволюции разных форм поведения. Вербальные формы коммуникации и их истоки, вторая сигнальная система у человека и ее связь с психическими процессами. Невербальные формы коммуника­ции у человека, коммуникационные процессы и латерализация функций мозга у животных и человека.


5.БОЛЬ. ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА

Ноцицепция. Биологическое значение боли. Современное представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Особенности болевой рецепции. Биологическое значение боли, проекционные и отраженные боли. Зоны Г.А. Захарьина - Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Нейрохимические механизма антиноцицепции. Методы исследования ноцицептивного восприятия. Общее представление об обезболивании и наркозе. Биологические активные точки и принципы рефлексотерапии.


Методы исследования ноцицептивного восприятии.

Физиологические аспекты рефлексологии

Физиологические основы местного обезболивания.

Физиологическое обоснование немедикаментозных методов обезболивания (охлаждение,электрообезболивание,рефлексоанальгезия,аудиоанальгезия)

6.Роль ВНД , ЦНС ,ВНСв регуляции процесса

воспроизведения

Функциональная система регулирующая половое поведение и репродуктивные функции организ

ма.Психофизиология полового влечения(нейрогуморальная регуляция).

Регуляция полового поведения. Андрогены и эстрогены. Половая дифференцировка мозга. Циклический и ациклический центры в гипоталамусе. Стероидозависимые формы поведения. Половой диморфизм мозга человека и асимметрия
7. ИЗМЕНЕНИЯ ВНД,ЦНС,ВНС В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целенаправленное поведение


Целенаправленное поведение как форма поведения, ведущего к достижению организмом приспособительного результата. Виды целенаправленного поведения и особенности их аппаратов целеполагания. Биологически детерминированные виды целенаправленного поведения (пищевое, оборонительное, половое и т.д.). Социально детерминированные виды поведения (игровая, учебная и трудовая деятельность человека).

Физиологические основы трудовой деятельности. Труд как целенаправленная деятельность человека Особенности физического и умственного труда.

Проблема утомления целостного организма. Теории утомления И.М.Сеченова и их подтверждение данными современной физиологии. Факторы, способствующие развитию утомления. Усталость как субъективное выражение процесса утомления.

Активный отдых (И.М. Сеченов) и его механизмы. Различная скорость восстановления различных систем организма в процессе отдыха. Периоды отдыха: восстановление и упрочение восстановления.

Оптимальные режимы деятельности и отдыха как основа длительной высокой работоспособности орган



8.НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ

АДАПТАЦИИ
Физиология адаптации. Определение понятия. Индивидуальная адаптация организма. Биологические и социальные факторы, лежащие в основе адаптации. Виды, фазы и критерии адаптации. Адаптация избегания, пассивный и активный тип приспособления. Механизмы развития адаптивных реакций. Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации. Специфические адаптивные изменения организма к ряду факторов (усиленной мышечной деятельности, гиподинамии, гипоксии и др.). Социальный аспект адаптациие изменения организма к ряду факторов (усиленной мышечной деятельности, гиподинамии, гипоксии и др.). Социальный аспект адаптации.

.


Физиологическое обоснование немедикаментозных методов обезболивания (охлаждение, электрообезболивание, рефлексоанальгезия, аудиоанальгезия).

6.Роль ВНД , ЦНС ,ВНС в регуляции процесса воспроизведения


Функциональная система регулирующая половое поведение и репродуктивные функции организма. Психофизиология полового влечения (нейрогуморальная регуляция). Регуляция полового поведения. Андрогены и эстрогены. Половая дифференцировка мозга. Циклический и ациклический центры в гипоталамусе. Стероидозависимые формы поведения. Половой диморфизм мозга человека и асимметрия
7. ИЗМЕНЕНИЯ ВНД, ЦНС, ВНС В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Целенаправленное поведение.


Целенаправленное поведение как форма поведения, ведущего к достижению организмом приспособительного результата. Виды целенаправленного поведения и особенности их аппаратов целеполагания. Биологически детерминированные виды целенаправленного поведения (пищевое, оборонительное, половое и т.д.). Социально детерминированные виды поведения (игровая, учебная и трудовая деятельность человека).

Физиологические основы трудовой деятельности. Труд как целенаправленная деятельность человека Особенности физического и умственного труда.

Проблема утомления целостного организма. Теории утомления И.М.Сеченова и их подтверждение данными современной физиологии. Факторы, способствующие развитию утомления. Усталость как субъективное выражение процесса утомления.

Активный отдых (И.М. Сеченов) и его механизмы. Различная скорость восстановления различных систем организма в процессе отдыха. Периоды отдыха: восстановление и упрочение восстановления.

Оптимальные режимы деятельности и отдыха как основа длительной высокой работоспособности орган.

8.НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ
Физиология адаптации. Определение понятия. Индивидуальная адаптация организма. Биологические и социальные факторы, лежащие в основе адаптации. Виды, фазы и критерии адаптации. Адаптация избегания, пассивный и активный тип приспособления. Механизмы развития адаптивных реакций. Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации. Специфические адаптивные изменения организма к ряду факторов (усиленной мышечной деятельности, гиподинамии, гипоксии и др.). Социальный аспект адаптации.
4.3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
III СЕМЕСТР -“ФИЗИОЛОГИЯ ВНД И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ”

Вегетативное обеспечение физиологических функций.


1. Нейро-гуморальная регуляция системы пищеварения. ФУС ,определяющая количество питательных веществ крови.

2.Нейро-гуморальная регуляция сердца.

3.Нейро-гуморальная регуляция сосудистого тонуса. ФУС, поддерживающая нормальный уровень А/Д.

Особенности гемодинамики мозга.

4. Физиологические основы психической деятельности. Функциональные блоки мозга.

5.Общие свойства сенсорных систем организма.

6.Зрительный анализатор.

7.Слуховой и вестибулярный анализатор.

8.Вкусовой и обонятельный анализаторы.

9.Кожный анализатор. Интерорецепция.

10.Болевой анализатор. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системе.

11.ВНД.Условные и безусловные рефлексы.

12.Возбуждение и торможение в коре больших полушарий.

13.Сон (фазы, стадии, механизмы).

14.Эмоции (классификация, теории, механизмы).Мотивации. Потребности.

15.Память(виды памяти, механизмы). Обучение. Внимание.

16.Физиология речи(механизм речеобразования). Интегративная деятельность мозга (сознание, мышление)

17.Индивидуальные типологические различия ВНД (типы ВНД, темперамент, характер).

18.Физиологические основы трудовой деятельности.

19.Физиология адаптации.

20.Физиология воспроизведения(физиологические ритмы любви).
4.4.Тематический план практических занятий
III семестр-“Физиология ВНД и сенсорных систем”
ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

1.Физиология пищеварения.

2.Физиология кровообращения. Физиологические особенности сердечной мышцы.

Фазовая структура сердечного цикла.

3.Законы гемодинамики. ФУС, поддерживающая нормальный уровень артериального давления.

4.Итоговое занятие по разделам: ”Кровообращение” и “Пищеварение”.


РАЗДЕЛ: СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА
5.Функциональные блоки мозга (семинар).

6. Общие свойства анализаторов. Зрительный анализатор.

7.Слуховой, вестибулярный анализаторы. Кожный анализатор.

8.Вкусовой и обонятельный анализаторы.

9.Итоговое занятие по разделу: «Анализаторы”.
РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

10.Условные и безусловные рефлексы. Динамический стереотип.

11.Торможение в коре больших полушарий. Сон (механизм, фазы, стадии).

12.Индивидуальные типологические различия ВНД(типы ВНД, темперамент, характер).

13.Функциональное состояние мозга (память, внимание, обучение).

14.Функциональное состояние мозга (потребности, мотивации, эмоции).

15.Интеграционная деятельность мозга (сознание, мышление) - семинар.

16.Коммуникационная деятельность (социальные аспекты поведения).

Физиология целенаправленного поведения.

17.Боль как ощущение и состояние (семинар).

18.Итоговое занятие по разделу: ”Высшая нервная деятельность”.

19.Итоговое занятие семестра


4.5. Внеаудиторная самостоятельная работа


№ п\п

Изучаемые вопросы

Практические умения

Формы контроля

Кол-во часов

1.


III СЕМЕСТР

Свойства сердечной мышцы. Возрастные изменения сердечной деятельности.


ЭКГ


Собеседование

2

2.

Регуляция сердечной деятельности. фонокардиография, ультразвуковая кардиография.

Балистокардиография

Собеседование

2

3.


Законы гемодинамики. Органное кровообращение” Особенности кровообращения в мио­карде, мозге, легких и других органах. Функциональные особенности органных артериальных и венозных сосудов, их центральная и местная регуляция. Изменение органного кровообращения при мышечной нагруз­ке, приеме пищи и беременности, при гипоксии, стрессе и других сос­тояниях. Органы-депо крови.



1.Сфигмография, 2.Плетизмография,

3.Определение венозного давления.

4.Реография,

5.Капиллярография.

6.Определение времени кругооборота крови.


Собеседование

2


4.

Лимфообразование и механизмы его регуляции. Лимфатическая система и ее функции. Факторы, обеспечивающие лимфоотток и механизмы его регуляции.







2

5.

Подготовка к итоговому занятию по

разделу”Кровообращение”









4

6.



Внешнее дыхание Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении. Резервные возможности системы дыхания.

Транспорт газов кровью Механизм первого вдоха новорожденного. Недыхательные функции легких. Возрастные особенности дыхания.



1.Спирография 2.Пневмотахометрия

Собеседование

2


7.

Подготовка к итоговому занятию по

разделам”Дыхание”,”Кровь”.









4

8.

Сенсорные системы Регуляция деятельности анализаторов. Адаптация анализаторов, ее периферические и центральные механизмы. Возрастные изменения анализаторов.


Исследование основных физиологи показат функц. состояния

Собеседование

2

9.


Анализаторы; зрительный, слуховой, обонятельный и др Уче­ние И.П.Павлова об анализаторах. Значение анализаторов в познании мира.


Методы исследования анализаторов

Собеседование


2


10.


Системный характер восприятия. Роль различных видов афферентации: обстановочной, пусковой и обратной в целенаправленной дея­тельности человека.







Собе-седо-

вание


2

11.

Подготовка к итоговому занятию по

разделу”Анализаторы”







10


12.

Общая физиология ВНД. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность. Закон силовых отношений и его изменения при различных функц­иональных состояниях организма. Фазовые явления в коре больших по­лушарий. Экспериментальные неврозы (И.П.Павлов). Значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для по­нимания физиологических механизмов внимания.

Оценка ассиметрии полушарий

Собеседование

2

13.


Высшие психические функции Социально детерминированные виды поведения Труд как целенаправленная деятельность человека. Виды физи­ческого и умственного труда. Характеристика нервных, вегетативных и эндокринных функций при разных видах труда, их особенности в зави­симости от мотивированности. Особенности трудовой деятельности человека в условиях совре­менного производства (гипокинезия, локальная нагрузка, монотонность, эмоциональное напряжение). Активный отдых (И.М.Сеченов) и его механизмы. Скорость восста­новления различных систем организма в процессе отдыха.

Индивидуальная адаптация организма. Биологические и со­циальные факторы, лежащие в основе адаптации. Виды, фазы и критерии

адаптации. Пассивный и активный тип приспособления.


Тестирование психологических свойств личности человека

Собеседование


2

14.



Механизмы раз­вития адаптивных реакций. Проблема компенсации измененных функций





Собе-

седо-


вание

2

15.



Подготовка к итоговому занятию

по разделу”Высшая нервная деятельность”






Собе-

седо-


вание

4

5.Лабораторный практикум: не предусмотрен
6.Перечень основных практических навыков и умений, осваиваемых в ходе

изучения дисциплины

НА УРОВНЕ ЗНАНИЙ

1.Электрокардиография

2.Сфигмография

3. Исследование моторики желудочно-кишечного тракта

4..Принципы составления пищевых рационов

5.Стереотаксический метод

6. Электроэнцефалография

7. Хронорефлексометрия

8..Аудиометрия

9..Хронаксиметрия

20.Исследование основных физиологических показателей

функционального состояния


Перечень основных клинико-физиологических методик,

подлежащих освоению студентами

НА УРОВНЕ УМЕНИЯ

1.Пальпация пульса

2.Определение артериального давления

3.Первичный анализ электрокардиограммы здорового

человека

4..Мастикациография

5..Определение остроты зрения

6..Определение поля зрения

7.Исследование цветового зрения

8.Определение остроты слуха

9..Определение бинаурального слуха

10 Слуховые пробы Вебера,Ринне

11..Исследование болевой чувствительности

12.Исследование вкусовой чувствительности

13..Ольфактометрия

14.Тестирование психологических свойств личности человека.

ИННОВАЦИИ

Новые практические работы с применением

виртуальных компьютерных программ
1.Исследование переваривающей способности пепсина желудочного сока

2.Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки.

3.Изменение возбудимости сердечной мышцы в различные фазы кардиоцикла.

4.Влияние раздражения вагосимпатического ствола на деятельность сердца лягушки.

5.Гуморальная регуляция деятельности сердца лягушки.


7.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

ПО ФИЗИОЛОГИИ “ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ”


1.Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного реф­лекса. М., Наука, 1967.

2.Асратян Э.А. Физиология ЦНС. М., Наука, 1953.

3.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., Высшая школа, 1991.

4.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М. Прометей. 1993.

5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., “Учебная литература”, 1997.

6.Лурия А.Р. Нейропсихология М., МГУ 1973.

7. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., Мир, 1988.

8. Милнер П. Физиологическая психология. М., Мир, 1973.

9. Россолимо Т.Е. с соавт. Физиология ВНД. Хрестоматия. Воронеж. 1999.

10. Руководство по физиологии. Физиология ВНД. М., Наука, Т.!,2. 1970.

11. Руководство по физиологии. Механизмы памяти. Л., Наука, 1987.

12. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М. Инст. психол. РАН. 1998.

13. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. Наука. 1981.

14. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М. Наука. 1987.

15. Симонов П.В. Созидающий мозг. М. Наука. 1993.

16. Симонов П.В. (ред). Индивидуальный мозг. М. Наука. 1993

17. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М. Наука. 1984.

18. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга, СПб., 1963.

19. Павлов И.П. Полное собр. соч. М., 1949.

Дополнительная литература


1.Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. Москва,1968.

2.Айохин П.К. - Очерки физиологии функциональных систем. Москва,1975.

3.Бабкин Е.П. - Внешняя секреция пищеварительных желез Москва, 1927,Ленинград

4.Бабский Е.Б. и др.- Курс нормальной физиологии. Москва, 1946.

5.Бабский Е.Б. и др. Физиология человека. Москва, 1966.

6.Бабский Е.Б. и др.- Физиология человека. Москва,1972.

7.Беритов И.С.-Общая физиология мышечной и нервной системы. Том 1 И.1959,Том 2 ;М. 1966.

8.Брагина Н.Н.. Доброхотова Т.А. – Функциональные асимметрии человеке. М.1988.

9.Бреслав И.С. Глебовский В.Д.- Регуляция дыхания. Л.1981.

10.Бузник И.М. - Энергетический обмен и питание. М.1978.

11.Вартанян Г.А. Пирогов А.А.- Механизмы памяти ЦНС.Л. 1968.

12.Вартанян Г.А Петров Е.С. - Эмоции и поведение. Л.1989.

13.Введенский Н.Е.. –Возбуждение, торможение и наркоз. СП, 1901.

14.Воронин Л.Г. Физиология ВНД. М.1979.

15.Губанов Н. И. Утенбергов А.А. – Медицинская биофизика. М.1978.

16.Данилов Н.В.- Очерки по физиологии кровообращения Изд. Ростовского Университета,1974.

17.Данишевски Г.М. - Патология че­ловека и профилактика заболева­ний на Севере. М.1968.

18.Држевецкая И.А. - Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. М.1983.

19..Дыхательный центр - под ред .М.В. Сергиевского М.,1975.

20 .Кандрор И.С.- Очерки по физиологии человека но Крайнем Севере.М.,1968

21.Киршенблат Я.Д.-Практикум по эндокринологии М.,1969.

22. Клацки Р. –Память человека. Структуры и процессы ( пер. с англ) М.,1978.

23.Клиническая реография – под ред В.Г.Шершнева, М., 1977.

24.Коган А.Б.-Основы физиологии ВНД. М.1988.

25.Костюк П.Г. -Физиология ЦНС. Киев, 1977.

26. Кудряшов Е.А.- Биологические про­блемы регуляции жидкого состояния крови и ее свертывания. М.1975.

27.Лебедев Н.Н. Биоритмы пищеваритель­ной системы. М.1987.

28.Линар Е.Ю. Кислотообразовательная функция желудка в норме и патологии. Рига, 1968.

29.Лищук В.А. Математическая теория кровообращения.1991.

30.Маркосян А.А. - Свертывание крови. М.1966.

31.Милованов А.П. - Адаптация малого круга кровообращеня человека в условиях Севера. Новосибирск,1981.

32.Моисеева Н.И. Сысуев В.М. -Временная среда и биологические ритмы.Л.,1981.

33.Морозов И.А. Всасывание и секреция в тонкой кишке.1988.

34.Мэгун Г. –Бодрствующий мозг. Пер.с анг. .М., 1961.

35.Науменко А.И. Скотнико В.В. Основы ЭКГ Л.1975.

36.Нормальная физиология Под ред. А.В. Коробкова, М.,1980.

37.0рбели Л.А.- Лекции по физиологии нервной системы. М.,1938.

38.Павлов И.П. Полное собрание сочинений Том 1, 2, 3, 4, 5, 6.Изд.АН СССР 1951-1952.

39.Полтырев С.С. Курцин И.Т. -Физиология пищева­рения М.1980.

40.Прессман Л.П. Кровяное давление и сосудистый тонус в физиологии и патологии кровообращения М., 1952.

41.Практикум по физиологии под ред. К.М. Куланды М.1970.

42.Росси Д. Ценкетти А.. - Ретикулярная формация ствола мозга пер.с анг. М.1960.

43.Руководство к практич. занятиям по физиологи, под ред Д.Г. Квасова М. 1960 .

44.Савченков Ю.И..- Задачи и упражнения по физиологии для студентов. Красноярск,1980.

45.Сеченов И.М.- Рефлексы головного мозга. СП, 1863.

46.Скулачев В.П.- Мембранные преобразователи энергии М., 1989.

47. Смирнов К.В. .,Уголев А.М. -Космическая гастроэнтерология. Л.1981.

48. Собакин М.А. Физиологические поля желудка. Новосибирск,1978.

49.Стёрки П. -Основы физиологии. Пер.с англ. М. 1984.

50.Судаков К.В. Функциональные системы. М.1971.

51.Теория химической передачи нервного им­пульса. Составит. М.Я.Михельсон.Л.1981.

52.Уголев М.А.-Физиология и патология пристеночного пищеварения.Л.1967.

53.Успенский В.М.- Функциональная морфология слизистой оболочки желудка. Л.1986.

54.Ухтомский А.А. - Принцип доминанты. М.1952

55.Учизоно К.- Возбуждение и торможение (пер.с англ). Киев,1980.

56.Файтельберг Р.С. - Всасывание в желудочно - кишечном тракте. М.1976.

57.Физиология системы крови Л.1968.

58. Физиология плода и детей. Под ред. В.Д. Глебовского. М., Медицина 1988.

59.Шмидт Р. Тевс Г. Физиология человека Том 1,2,3,4 Москва. Мир 1985.

60. Эскин И.А. Основы физиологии эндокринных желез. М. 1975


8.Материально-техническое обеспечение

Учебные комнаты-4

Компьютерный центр.

Оборудование: компьютеры, видеомагнитофон, телевизор, миографы, кимографы, усилители,

стимуляторы, тонометры, камеры Горяева, электрокардиографы.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Использовать методические разработки к практическим занятиям и тестовые задания для контроля знаний студентов, разработанные коллективом кафедры.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” СОСТАВЛЕНА:

В.П.ДЕГТЯРЕВ, проф., докт. мед. наук, зав. кафедрой

Ю.Л.ПАЦЕВИЧ, проф, докт. мед. наук

С.М.БУДЫЛИНА, проф, докт. мед. наук