страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности - страница №1/2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине__Клиническая психология _____ для специальности __050706_Педагогика и психология____ курс ________4____семестр________7______ Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры к.псх.н., доцентом кафедры психологии психологии протокол №_____от____________ Давлетовой А.И. Зав. кафедрой__________Юрченко Л.Г. Славянск-на-Кубани 2010 Клиническая психология является одной из ведущих областей современной психологии. Она характеризуется тесной связью развития своих фундаментальных теоретических основ с их активным практическим использованием в решении широкого круга задач охраны и укрепления здоровья населения. Среди других областей психологии клиническая психология является наиболее внедренной в решение разнообразных задач здравоохранения, что отражается в разных аспектах развития этой области – научно-теоретическом, прикладном, методическом, организационном, кадровом. Современная клиническая психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а также для этически и социально оправданного воздействия на человека с целью его адаптации к меняющимся условиям жизни. Теоретические и экспериментальные исследования в области клинической психологии питают своими результатами психологическую науку, медицину, педагогику, а использование ее прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, учителей и многих других специалистов, имеющих дело с людьми. Цель данного курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов со структурой современной клинической психологии, ее основными разделами и категориями, содержанием исследовательской и практической деятельности клинических психологов. Исходя из этого, курс клинической психологии призван решить несколько взаимосвязанных задач:
Курс клинической психологии предназначен для студентов специальности Педагогика и психология и рассчитан на 50 часов (40 часов – лекций и 10 часов – семинарских занятий). В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и рейтинговой системой оценки знаний студентов курс состоит из трех модулей и включает в себя следующие аспекты:
1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого. Иметь представление: о месте клинической психологии в контексте других психологических дисциплин, с другими смежными дисциплинами (психиатрией, физиологией, внутренними болезнями, педагогикой). Знать: фундаментальные теоретические основы клинической психологии; основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей и основные направления психокоррекционной работы. общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией. Уметь: применять клинические диагностические методики; интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей; составлять заключения, на основе полученных результатов. 1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины. Программа по клинической психологии построена с учетом последних достижений в области психологии, медицины и смежных наук. В структуре программы учтена также степень разработанности отдельных проблем. Основное содержание программы определяется введением в клиническую психологию, теоретико-методологическими основами клинической психологии, основами нейропсихологии и патопсихологии, основами психосоматики, психологии аномального развития и отклоняющегося поведения. Преподавание данного курса предусмотрено в течение 7-го семестра и предполагает совокупность лекционного курса (40 часов) и семинарских занятий (20 часов). Успешное овладение курсом предполагает большую самостоятельную работу студентов. В нее включается изучение широкого круга основной и дополнительной литературы, подготовка реферативных сообщений, составление библиографий по определенным темам, разбор клинических ситуаций с психологических позиций, подготовка докладов. Форма отчетности студентов – зачет. В соответствии с предлагаемой программой курс включает в себя следующие темы: 1. Введение в клиническую психологию. 2. История зарождения и становления клинической психологии. 3. Клиническая психология – психология здоровья. 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. 5 Характеристика основных разделов клинической психологии 6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и расстройств. 7. Сферы приложения деятельности клинических психологов. 1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий. С целью развития профессионального мышления студентов при изучении курса «Клиническая психология» используются различные виды учебных занятий. Лекционные занятия обеспечивают формирование целостного представления о предмете, задачах и методах психологии, а также формируют представление о закономерностях психического развития в соответствии с возрастной периодизацией. Семинарские занятия предполагают изучение наиболее важных методологических вопросов. При выполнении заданий по любой теме семинара, студенту рекомендуется ознакомиться с планом занятия и изучить соответствующий раздел учебника или учебного пособия. Далее необходимо законспектировать данный вопрос или тему из литературного источника. Критерием готовности при этом будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники 1.5. Методические указания преподавателю. Изучение курса клинической психологии на факультете Педагогики и психологии предполагает ознакомление с основами клинической психологии. При изучении темы «История зарождения и становления клинической психологии» необходимо рассмотреть возникновение клинической психологии как науки, этапы ее развития: от древнегреческих философов до современных зарубежных и российских представителей этой науки. При изучении теоретико-методологической базы клинической психологии следует уделить внимание общей характеристике клинической психологии, взаимосвязи ее с другими науками. Необходимо рассмотреть методологические принципы клинической психологии, основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике, проблемы этики в клинической психологии. При изучении характеристики основных разделов клинической психологии следует обратить внимание на разделы «Нейропсихология», «Патопсихология», «Психосоматика». При изучении темы «Нейропсихология» рассмотреть эту отрасль психологии, как изучающую мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Необходимо рассмотреть общие принципы функционирования головного мозга, анатомо-морфологическую базу высших психических функций, функциональные блоки мозга, анализаторные системы и нейропсихологические механизмы управления поведением. В теме «Патопсихология» следует уделить внимание особенностям и задачам патопсихологического исследования, расстройствам психических процессов, нарушениям работы основных психических функций, патопсихологическому анализу нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы. Тема «Психосоматика» должна включить в себя изучение основных ее направлений: психоаналитическое, антропологическое, концепцию профиля личности, концепцию алекситимии, психиатрию консультирования-взаимодействия. Необходимо рассмотреть изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях. 1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения. Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль знаний студентов. Тестовый материал включает 3 варианта по 30 вопросов, направленных на:
Каждый вопрос предполагает четыре варианта ответов, среди которых имеются абсолютно неверный, верный и два других, которые в большей или меньшей раскрывают сущность вопроса. В процессе компьютерного тестирования задача студента определяется как выбор правильного ответа из многообразия вариантов. Время выполнения работы – два академических часа. П. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание учебного материала. ТЕМА 1. Введение в клиническую психологию Соотношение терминов «медицинская» и «клиническая» психология. Различные аспекты предмета клинической психологии:
Современные представления о предмете клинической психологии. Клиническая психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний. В настоящее время развитие клинической психологии определяется следующими целями:
Ведущие области клинической психологии, их предмет и задачи:
Рассмотрение расстройств психики в двух перспективах:
Связь различных областей клинической психологии с разными видами клиник. Факторы, детерминирующие интенсивность развития клинической психологии:
ТЕМА 2. История зарождения и становления клинической психологии Истоки научной медицины, два подхода к трактовке общей концепции болезни: Гиппократическая школа Косса и школа первых анатомов Книда. Запросы медицинской практики и достижения психологической науки как предпосылки рождения клинической психологии. Древние философы о связи телесного и «душевного». Мозг является «седалищем души» (Алкмеон из Кротона). Мозг является «средоточием психической деятельности» (Пифагор). Психические болезни являются результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален). Взгляды Аристотеля на сущность души. Взгляды ученых на связь души и тела в средневековье. Эпоха Возрождения – «мышление есть свойство материи» (Д. Локк, П. Ж. Ж. Кабанис). Эволюционное учение Ч. Дарвина о связи человека с окружающей средой. Взгляды Т. Гексли – «основы психологии надо искать в физиологии высшей нервной деятельности». Запросы медицинской практики и достижения психологической науки как предпосылки рождения клинической психологии. Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов (В. Вундт). Вклад отечественных психологов в развитие клинической психологии (И.П. Павлов, И.М. Сеченов). Первые в России руководства по клинической психологии (Л.И. Бернштейн). Значение трудов Б.Г. Ананьева, Н.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Мясищева для клинической психологии. Вклад московской, ленинградской, тбилисской школ в клиническую психологию. Современные теории в клинической психологии:
ТЕМА 3. Клиническая психология – психология здоровья Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов. Биологический, естественнонаучный, социальный, экспериментально-психологический подходы к разграничению психического здоровья и психической болезни. Разнообразие задач: профилактические, лечебные, реабилитационные, консультативные. Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье. Социологические аспекты здоровья и болезни. «Здоровое поведение и «больное поведение». Социальное положение и здоровье. Жизненный стиль и здоровье. Степени состояния психического здоровья (С.Б. Семичов): идеальное, среднестатистическое, конституциональное, акцентуация, предболезнь. Основные критерии общего здоровья:
Критерии психического здоровья (по ВОЗ):
ТЕМА 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии Мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношение биологического и социального, проблема нормы и патологии, болезни и здоровья, наследственное и личностно-средовое в этиологии и патогенезе психических расстройств. Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения, реабилитации больных. Основные категории теоретического аппарата клинической психологии: категория фактора в нейропсихологии и патопсихологии, патопсихологические и нейропсихологические синдромы. Фактор – это функция определенной мозговой структуры, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологических и патопсихологических симптомов или синдромов. Патопсихологический синдром – патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Основные патопсихологические регистр-синдромы:
Основные нейропсихологические синдромы:
Системно-структурный подход к квалификации нарушений психической деятельности. ТЕМА 5. Характеристика основных разделов клинической психологии Состояние и перспективы развития патопсихологии. Методологические принципы построения патопсихологической диагностики:
Состояние и перспективы развития нейропсихологии. Проблема локализации высших психических функций. Теория мозговой системной динамической локализации психологических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.). Психосоматическая проблема. Вопросы, на которые ищет ответы психология соматических больных:
Гипотеза «специфичности» (Александер). Психологические особенности больных с различными видами соматических заболеваний. Психологические проблемы аномального онтогенетического развития. Биологические и социальные составляющие психического развития. Возрастные психологические кризисы. Возрастная периодизация: психические расстройства характерные для различного возраста. ТЕМА 6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и расстройств Расстройства ощущения. Ощущение – психический процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств. Пороги ощущений.
Количественные изменения ощущений: анестезия, гипоэстезия, гиперэстезия. Качественные изменения ощущений: синестезия, парастезия. Расстройства восприятия. Восприятие – процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и отношений при непосредственном воздействии на органы чувств. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Классификация восприятия. Изменения восприятия: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дериализации (микропсия, макропсия, дисмегалопсия, порропсия); деперсонализационные (парциальная, тотальная); нарушения восприятия времени. Внимание – процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Классификация внимания. Факторы, оказывающие влияние на процесс внимания: тип ВНД – темперамент, навыки и умения, аффективная вовлеченность. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. Нарушения внимания: неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность. В детской клинике выделяется синдром дефицита внимания. Клинические признаки синдрома дефицита внимания. Память – форма отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Классификация процесса памяти. Процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Законы памяти: Эффект Зейгарник, кривая забывания Эббингауза, «эффект края», закон Миллера. Расстройства памяти: амнезии (ретроградная, антероградная, ретроантероградная). Парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции (крайнее проявление экмнезия), криптомнезии. Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Классификация мышления. Параметры мышления: стройность, продуктивность, целенаправленность, темп (скорость). Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Четыре группы нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник):
Нарушения интеллекта. Интеллект – система всех познавательных способностей человека, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности. Рациональное и иррациональное интеллектуальное познание. Рефлексия. Наиболее яркие синдромы: деменция, умственная отсталость. Эмоции – психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания, действующих на индивида явлений и переживаний. Различия эмоциональных переживаний в зависимости от интенсивности, модальности, длительности, соответствия и несоответствия вызвавшей их причине. Психические состояния: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, тревога, страх, аффект, фрустрация, стресс. Основные нарушения: депрессия, мания, эйфория, дисфория, апатия, слабодушие, паратимия, страх, тревога, тоска, беспокойство, чувство потери чувств, амбивалентность, алекситимия. Мотивационно-волевые нарушения психики. Воля – психический процесс сознательного регулирования человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Мотивация – процесс целенаправленной, организованной и устойчивой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Два типа нарушений: нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей, характеризующихся парабулиями: анорексия, булимия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания. В детской клинике выделяют следующие синдромы: трихотилломания, онихофагия, арифмомания. Расстройства двигательно-волевой сферы: гипербулия, гипобулия, катотанический синдром (стереотипии, импульсивные действия, негативизм, эхолалия, эхопраксия, каталепсия). Аутизм. Нарушения сознания и самосознания. Сознание – высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям, характеризующийся воображением и рефлексией. Самосознание – осознание человеком своей личности. Характеристика патологии сознания исходит из осознания собственной личности – идентификации, осознания пространства и времени. Признаки самосознания по К. Ясперсу. Расстройства сознания: состояние выключенного сознания, расстроенного сознания. Личность – это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества. Теории личности: дифференциально-аналитическая концепция N. Peseschkian, психоаналитическая теория З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, гештальтпсихология, бихевиоризм, гуманистическая психология, теория отношений В.Н. Мясищева, деятельностная теория личности А.Н. Леонтьева, теория установки Д.Н. Узнадзе, структура личности К.К. Платонова. Гармоничная личность. Преобладающие нарушения при расстройствах личности. ТЕМА 7. Сферы приложения деятельности клинических психологов Обеспечение квалифицированного решения задач в области психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования. Клинико-психологическая диагностика – деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека. Психологическая помощь заключается в предоставлении человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, а также целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики. В практической клинической психологии выделяют три вида психологической помощи:
3.2. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ЗАНЯТИЕ 1. История зарождения и становления отечественной и зарубежной клинической психологии
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
а) теория отношений А. Ф. Лазурского – В. М. Мясищева б) бихевиоризм в) психодинамические теории г) экзистенциальный анализ
Литература:
ЗАНЯТИЕ 2. Клиническая психология – психология здоровья
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
Литература:
ЗАНЯТИЕ 3. Клинико-психологическая диагностика
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
Литература:
ЗАНЯТИЕ 4. Нейропсихология
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
Литература:
ЗАНЯТИЕ 5. Клинические нарушения в нейропсихологии
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
Литература:
ЗАНЯТИЕ 6. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR- Аргус, 1995. – С. 9-26. Литература:
ЗАНЯТИЕ 7. Основные принципы организации и методы проведения патопсихологического исследования
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
Литература:
ЗАНЯТИЕ 8. Патопсихологические нарушения высших психических функций
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
Литература:
ЗАНЯТИЕ 9. Патопсихологические регистр-синдромы
а) классификация б) диагностика в) этиология а) классификация б) диагностика в) этиология 3. Личностно-аномальный синдром: а) классификация б) диагностика в) этиология Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
а) «Аффективно-эндогенный регистр-синдром» б) «Олигофренический регистр-синдром» в) «Экзогенно-органический регистр-синдром» г) «Эндогенно-органический регистр-синдром» д) «Психогенно-психотический регистр-синдром»
а) Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – С. 1157-1166 б) Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – С. 1194-1200 Литература:
ЗАНЯТИЕ 10. Психосоматика
Вопросы для обсуждения и письменного опроса:
Домашнее задание:
а) «Психологические особенности больных с онкологической патологией» б) «Психологические особенности больных с акушерско-гинекологической патологией» Литература:
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены 3.3. График контроля за самостоятельной работой студентов по учебной дисциплине Изучение значительной части материала дисциплины «Клиническая психология» осуществляется студентами самостоятельно в соответствии с указаниями кафедры «Психология». Выполнение студентами этой работы является важным этапом их подготовки к профессиональной деятельности. На самостоятельное изучение выносятся те темы и разделы, которые не вошли в основную программу или рассматривались на лекциях и семинарах недостаточно подробно. Ниже представлены темы, которые студентам необходимо освоить самостоятельно, опираясь на предложенный список основной и дополнительной литературы в конце учебно-методического комплекса дисциплины.
В процессе занятий используются следующие формы самостоятельной работы и предъявления, внесенные в качестве домашних заданий при подготовке к семинарским занятиям:
4. Тематика курсовых работ. Курсовые работы учебным планом не предусмотрены. 5.Тематика контрольных работ (для заочного обучения) Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура контрольной работы предусматривает ответы на два теоретических вопроса. Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4 1. История зарождения и становления клинической психологии. 2. Типология изменений психических процессов: нарушения восприятия. Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8 1. Категория фактора в нейропсихологии, классификация факторов. 2.Экспериментально - психологические методы исследования в клинической психологии. Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11 1. Возрастная клиническая психология: психологические особенности и психопатология различных периодов онтогенетического развития. 2. Экспериментальное нейропсихологическое исследование нарушений речи. Вариант 12
Вариант 13
Вариант 14
Вариант 15
Вариант 16
Вариант 17
6. Тематика рефератов (для заочного обучения)
23. «Клинико-психологический синдром» (по Корсаковой) 24. Личностно-мотивационные расстройства диссоциативного симптомокомплекса. 25. Особенности психопатического симптомокомплекса. 26. Органические (эндогенный и экзогенный) сиптомокомплексы. 27. Задачи патопсихологического исследования. 28. Участие патопсихолога в экспертной работе. 29. Задачи патопсихолога по реабилитации психически больных. 30. Принцип моделирования ситуаций в работе патопсихолога. 31. Стандартизированные методы работы патопсихолога. 32. Этапы проведения патопсихологического исследования. 33. Основные категории смысловой значимости обследования (по Костеревой) 34. Расстройства ощущений в клинике нервных болезней. 35. Роль эмоционального отношения в содержании ошибок узнавания. 36. Личностно-мотивационная обусловленность мнемических процессов. 37. Нарушения ассоциативной памяти у больных вялотекущей шизофренией. 38. Нарушения функции образования понятий как особенность шизофренической психики. 39. Особенности патологии мышления при шизофрении в работах Зейгарник, Полякова и др. 40. Расстройства мыслительной деятельности у больных с реактивными психозами. 41. Расстройства внимания при локальных поражениях головного мозга. 42. Невротические фобии как форма эмоционального расстройства при неврозах. 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Реферат — это краткое изложение содержания научного труда (или ряда работ) по определенной тематике. Реферат по курсу «Психология человека» предполагает самостоятельное и творческое изучение актуальных вопросов деятельности учителя в современной школе. Реферат выполняется под руководством преподавателя кафедры педагогики и психологии, который проводит консультации, помогает наметить основные этапы работы над темой реферата. Выполненный реферат сдается на проверку научному руководителю, после чего происходит его публичная защита. Реферативному изложению содержания научного текста (книги, статьи, брошюры) обычно предпосылается небольшое авторское выступление, в котором составитель реферата объясняет, почему он обратился к данному труду, отмечая, например, актуальность и значимость проблем, темы реферируемого текста для той или иной сферы деятельности. При этом выводы, идеи реферируемого труда не оцениваются в целом, а только обозначаются. Переходя непосредственно к изложению содержания реферируемого текста, полезно начать с перечисления основных разделов данного текста (и в той последовательности, в какой они в нем представлены). А затем раскрывается содержание каждого раздела. В каждом отдельном разделе необходимо вычленить основные проблемы, понятия и обобщения, главное в системе рассуждений и доказательств, используемых создателем реферируемой работы — подробности и детали приводятся лишь в тех случаях, когда без этого нарушается логика передачи содержания текста. Другими словами, референт выделяет простой и сложный план каждого раздела реферируемой работы (этот план не обязательно приводить в реферате; он нужен для того, чтобы не упустить главного в каждом разделе текста). Реферат должен быть объективным пересказом содержания реферируемого текста и в то же время референт может сопровождать изложение собственными комментариями критического характера, с указанием на особую значимость того или иного положения реферируемой работы. Однако собственные рассуждения референта не должны заслонять содержания реферируемого текста: идеи автора текста необходимо изложить полно и точно, представляя слушателям реферата возможность самим судить об истинности и значимости. В заключении референт может сделать общие выводы о ценности реферируемой работы. При оценке реферата учитывается полнота и точность передачи содержания реферируемого текста. Аннотирование литературы. Это перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особы следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме. Конспектирование литературы. Краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т.д. Конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметку по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала. Решение психологических задач. Большую роль в формировании у студентов умения анализировать различные психологические факты играет самостоятельное решение психологических задач. Этот вид самостоятельной работы применяется с целью научить использованию полученных знаний по курсу «Психология» на практике. Опыт преподавания психологии показывает, что решение психологических задач вызывает у студентов повышенный интерес к психологии как науке. Решение психологических задач способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявлению и развитию у студентов творческих способностей, формированию умения психологически мыслить и осуществлять правильные воздействия на личность школьника. 8. Вопросы на зачет.
9. Критерии оценивания студентов на зачете. В оценке знаний, умений и навыков студентов рекомендовано использовать следующие критерии: — Оценка «зачтено» ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, основных принципов и закономерностей педагогики. При этом не допускаются сущностные искажения в толковании терминов, выявляются причинно-следственные связи, объясняются закономерности педагогических явлений, внутри- и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами из психолого-педагогического опыта. 10. Список рекомендуемой для изучения литературы. следующая страница >> |
|