Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная... 1 301.79kb.
Учебная программа курса «Клиническая психология» 2 633.16kb.
Учебная программа по дисциплине «Возрастная психология» для специальности... 2 518.96kb.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности... 17 1860.08kb.
Рабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности... 1 408.86kb.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании»... 2 573.29kb.
Учебная программа по дисциплине «Клиническая фармакология» учебного... 1 382.96kb.
Общая топонимика Учебная программа для специальности: 1-31 02 01... 1 251.8kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «клиническая психология» 1 62.67kb.
Программа по специальности 030401 "Клиническая психология" 1 63.52kb.
Клиническая психология 1 145.04kb.
Направление подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование... 1 25.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине__Клиническая психология _____
для специальности __050706_Педагогика и психология____

курс ________4____семестр________7______


Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры

к.псх.н., доцентом кафедры психологии психологии протокол №_____от____________



Давлетовой А.И. Зав. кафедрой__________Юрченко Л.Г.

Славянск-на-Кубани

2010


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста.

Клиническая психология является одной из ведущих областей современной психологии. Она характеризуется тесной связью развития своих фундаментальных теоретических основ с их активным практическим использованием в решении широкого круга задач охраны и укрепления здоровья населения. Среди других областей психологии клиническая психология является наиболее внедренной в решение разнообразных задач здравоохранения, что отражается в разных аспектах развития этой области – научно-теоретическом, прикладном, методическом, организационном, кадровом.

Современная клиническая психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а также для этически и социально оправданного воздействия на человека с целью его адаптации к меняющимся условиям жизни. Теоретические и экспериментальные исследования в области клинической психологии питают своими результатами психологическую науку, медицину, педагогику, а использование ее прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, учителей и многих других специалистов, имеющих дело с людьми.

Цель данного курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов со структурой современной клинической психологии, ее основными разделами и категориями, содержанием исследовательской и практической деятельности клинических психологов.

Исходя из этого, курс клинической психологии призван решить несколько взаимосвязанных задач:


  • раскрыть структуру современной клинической психологии;

  • изложить базисные теоретические исследования клинических психологов как основу, фундамент практической деятельности;

  • показать плодотворность взаимосвязи развития теории и практики отечественной клинической психологии;

  • особое внимание уделить ознакомлению студентов с прикладными аспектами деятельности клинических психологов: диагностика, экспертиза, психологическая коррекция, психотерапия, реабилитация больных людей.

Курс клинической психологии предназначен для студентов специальности Педагогика и психология и рассчитан на 50 часов (40 часов – лекций и 10 часов – семинарских занятий). В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и рейтинговой системой оценки знаний студентов курс состоит из трех модулей и включает в себя следующие аспекты:

  • предмет и структура клинической психологии, история клинической психологии, клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленная на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей;

  • теоретические основы клинической психологии, характеристика основных разделов клинической психологии, типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и нарушений психики;

  • практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление ВПФ, сферы приложения деятельности клинических психологов. Данные требования определяют структуру и содержание предлагаемой программы курса.


1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого.
Иметь представление:

о месте клинической психологии в контексте других психологических дисциплин, с другими смежными дисциплинами (психиатрией, физиологией, внутренними болезнями, педагогикой).



Знать:

фундаментальные теоретические основы клинической психологии;

основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей и основные направления психокоррекционной работы.

общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией.



Уметь:

применять клинические диагностические методики;

интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей;

составлять заключения, на основе полученных результатов.



1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины.
Программа по клинической психологии построена с учетом последних достижений в области психологии, медицины и смежных наук. В структуре программы учтена также степень разработанности отдельных проблем. Основное содержание программы определяется введением в клиническую психологию, теоретико-методологическими основами клинической психологии, основами нейропсихологии и патопсихологии, основами психосоматики, психологии аномального развития и отклоняющегося поведения.

Преподавание данного курса предусмотрено в течение 7-го семестра и предполагает совокупность лекционного курса (40 часов) и семинарских занятий (20 часов). Успешное овладение курсом предполагает большую самостоятельную работу студентов. В нее включается изучение широкого круга основной и дополнительной литературы, подготовка реферативных сообщений, составление библиографий по определенным темам, разбор клинических ситуаций с психологических позиций, подготовка докладов. Форма отчетности студентов – зачет.

В соответствии с предлагаемой программой курс включает в себя следующие темы:

1. Введение в клиническую психологию.

2. История зарождения и становления клинической психологии.

3. Клиническая психология – психология здоровья.

4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии.

5 Характеристика основных разделов клинической психологии

6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и расстройств.

7. Сферы приложения деятельности клинических психологов.


1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий.

С целью развития профессионального мышления студентов при изучении курса «Клиническая психология» используются различные виды учебных занятий. Лекционные занятия обеспечивают формирование целостного представления о предмете, задачах и методах психологии, а также формируют представление о закономерностях психического развития в соответствии с возрастной периодизацией.

Семинарские занятия предполагают изучение наиболее важных методологических вопросов. При выполнении заданий по любой теме семинара, студенту рекомендуется ознакомиться с планом занятия и изучить соответствующий раздел учебника или учебного пособия. Далее необходимо законспектировать данный вопрос или тему из литературного источника. Критерием готовности при этом будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники


1.5. Методические указания преподавателю.
Изучение курса клинической психологии на факультете Педагогики и психологии предполагает ознакомление с основами клинической психологии.

При изучении темы «История зарождения и становления клинической психологии» необходимо рассмотреть возникновение клинической психологии как науки, этапы ее развития: от древнегреческих философов до современных зарубежных и российских представителей этой науки.

При изучении теоретико-методологической базы клинической психологии следует уделить внимание общей характеристике клинической психологии, взаимосвязи ее с другими науками. Необходимо рассмотреть методологические принципы клинической психологии, основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике, проблемы этики в клинической психологии.

При изучении характеристики основных разделов клинической психологии следует обратить внимание на разделы «Нейропсихология», «Патопсихология», «Психосоматика». При изучении темы «Нейропсихология» рассмотреть эту отрасль психологии, как изучающую мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Необходимо рассмотреть общие принципы функционирования головного мозга, анатомо-морфологическую базу высших психических функций, функциональные блоки мозга, анализаторные системы и нейропсихологические механизмы управления поведением.

В теме «Патопсихология» следует уделить внимание особенностям и задачам патопсихологического исследования, расстройствам психических процессов, нарушениям работы основных психических функций, патопсихологическому анализу нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Тема «Психосоматика» должна включить в себя изучение основных ее направлений: психоаналитическое, антропологическое, концепцию профиля личности, концепцию алекситимии, психиатрию консультирования-взаимодействия. Необходимо рассмотреть изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях.


1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения.
Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль знаний студентов. Тестовый материал включает 3 варианта по 30 вопросов, направленных на:

  • выявление владения понятийно-терминологическим аппаратом курса;

  • понимание основных проблем в клинической психологии;

  • знание основ психологии человека;

  • знание всех высших познавательных психических процессов;

  • владение теоретико-методологической основой клинической психологии.

Каждый вопрос предполагает четыре варианта ответов, среди которых имеются абсолютно неверный, верный и два других, которые в большей или меньшей раскрывают сущность вопроса.

В процессе компьютерного тестирования задача студента определяется как выбор правильного ответа из многообразия вариантов. Время выполнения работы – два академических часа.



П. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Наименование разделов, тем




Всего часов

В том числе аудит. часы


СРС

Всего

ауд.

лекции

семи

нары

лаб.

работы

Тема 1. Введение в клиническую психологию

8

4

4

0




4

Тема 2. История зарождения и становления клинической психологии

4

2

0

2




2

Тема 3. Клиническая психология – психология здоровья

8

4

2

2




4

Тема 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии

12

6

4

2




6

Тема 5. Характеристика основных разделов клинической психологии.

24

12

8

4




12

Тема 6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и расстройств.

56

28

18

10




28

Тема 7. Сферы приложения деятельности клинических психологов

8

4

4

0




4

ВСЕГО

120

60

40

20




60


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебного материала.

ТЕМА 1. Введение в клиническую психологию

Соотношение терминов «медицинская» и «клиническая» психология. Различные аспекты предмета клинической психологии:



  • социальная значимость, гуманитарные задачи и цели клинической психологии;

  • значение научно-теоретических, базисных оснований и исследовательских разработок в области клинической психологии;

  • роль клинической психологии в решении общепсихологических задач.

Современные представления о предмете клинической психологии.

Клиническая психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

В настоящее время развитие клинической психологии определяется следующими целями:



  • изучение психических факторов, влияющих на развитие болезни для профилактики и лечения;

  • изучение влияния тех или иных болезней на психику;

  • изучение различных проявлений расстройств психики в их динамике;

  • изучение нарушений развития психики;

  • разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

  • создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Ведущие области клинической психологии, их предмет и задачи:

  • патопсихология;

  • нейропсихология;

  • психология соматических больных;

  • возрастная клиническая психология (психология аномального онтогенетического развития).

Рассмотрение расстройств психики в двух перспективах:

    • внутриличностная – расстройства при нарушении психических функций и паттернов функционирования;

    • межличностная – расстройства при нарушении в системах на различных уровнях (пара, семья, школа, организация и др.)

Связь различных областей клинической психологии с разными видами клиник.

Факторы, детерминирующие интенсивность развития клинической психологии:



  • динамика изменений «социальной анатомии» здоровья;

  • усиление роли нервно-психических факторов в возникновении болезней;

  • эволюция идеологии современной медицины;

  • профилактическая направленность здравоохранения.


ТЕМА 2. История зарождения и становления клинической психологии

Истоки научной медицины, два подхода к трактовке общей концепции болезни: Гиппократическая школа Косса и школа первых анатомов Книда.

Запросы медицинской практики и достижения психологической науки как предпосылки рождения клинической психологии. Древние философы о связи телесного и «душевного». Мозг является «седалищем души» (Алкмеон из Кротона). Мозг является «средоточием психической деятельности» (Пифагор). Психические болезни являются результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален). Взгляды Аристотеля на сущность души. Взгляды ученых на связь души и тела в средневековье. Эпоха Возрождения – «мышление есть свойство материи» (Д. Локк, П. Ж. Ж. Кабанис). Эволюционное учение Ч. Дарвина о связи человека с окружающей средой. Взгляды Т. Гексли – «основы психологии надо искать в физиологии высшей нервной деятельности».

Запросы медицинской практики и достижения психологической науки как предпосылки рождения клинической психологии. Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов (В. Вундт). Вклад отечественных психологов в развитие клинической психологии (И.П. Павлов, И.М. Сеченов). Первые в России руководства по клинической психологии (Л.И. Бернштейн). Значение трудов Б.Г. Ананьева, Н.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Мясищева для клинической психологии. Вклад московской, ленинградской, тбилисской школ в клиническую психологию.



Современные теории в клинической психологии:

  • теория отношений А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева;

  • бихевиоризм;

  • психодинамические теории;

  • экзистенциальный анализ.

ТЕМА 3. Клиническая психология – психология здоровья

Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов. Биологический, естественнонаучный, социальный, экспериментально-психологический подходы к разграничению психического здоровья и психической болезни.

Разнообразие задач: профилактические, лечебные, реабилитационные, консультативные. Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье. Социологические аспекты здоровья и болезни. «Здоровое поведение и «больное поведение». Социальное положение и здоровье. Жизненный стиль и здоровье.

Степени состояния психического здоровья (С.Б. Семичов): идеальное, среднестатистическое, конституциональное, акцентуация, предболезнь.

Основные критерии общего здоровья:


  • структурная и функциональная сохранность органов и систем;

  • свойственная организму индивидуальная достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

  • сохранность привычного самочувствия.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

ТЕМА 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии

Мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношение биологического и социального, проблема нормы и патологии, болезни и здоровья, наследственное и личностно-средовое в этиологии и патогенезе психических расстройств.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения, реабилитации больных.

Основные категории теоретического аппарата клинической психологии: категория фактора в нейропсихологии и патопсихологии, патопсихологические и нейропсихологические синдромы.

Фактор – это функция определенной мозговой структуры, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологических и патопсихологических симптомов или синдромов.

Патопсихологический синдром – патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Основные патопсихологические регистр-синдромы:



  • шизофренический;

  • олигофренический;

  • экзогенно-органический;

  • эндогенно-органический;

  • личностно-аномальный;

  • психогенно-психотический;

  • психогенно-невротический.

Основные нейропсихологические синдромы:

  • агнозии – гнотические расстройства, отражающие нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического) при сохранности элементарной чувствительности;

  • афазии – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности;

  • нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор).

Системно-структурный подход к квалификации нарушений психической деятельности.

ТЕМА 5. Характеристика основных разделов клинической

психологии

Состояние и перспективы развития патопсихологии. Методологические принципы построения патопсихологической диагностики:



  • принцип качественного анализа особенностей протекания психической деятельности;

  • принцип синдромного анализа;

  • принцип актуализации личностного отношения;

  • учет особенностей психического расстройства в выборе техники проведения эксперимента.

Состояние и перспективы развития нейропсихологии. Проблема локализации высших психических функций. Теория мозговой системной динамической локализации психологических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.).

Психосоматическая проблема. Вопросы, на которые ищет ответы психология соматических больных:



  • о триггерном (пусковом) механизме патологического процесса и начальной стадии ее развития;

  • о дифференцированном ответе на сверхсильный раздражитель различных людей;

  • о реакции различных органов и систем организма на психическую травму.

Гипотеза «специфичности» (Александер). Психологические особенности больных с различными видами соматических заболеваний.

Психологические проблемы аномального онтогенетического развития. Биологические и социальные составляющие психического развития. Возрастные психологические кризисы. Возрастная периодизация: психические расстройства характерные для различного возраста.



ТЕМА 6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и расстройств

Расстройства ощущения.

Ощущение – психический процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств.

Пороги ощущений.

Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений


Органы чувств

Величина абсолютного порога ощущений (в виде условий для возникновения едва заметного ощущения данной модальности)

Зрение

Способность видеть ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии 48 км от глаза

Слух

Различение тиканья наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 метров

Вкус

Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды

Запах

Ощущение наличия лишь одной капли духов в помещении, состоящем из 6 комнат средней квадратуры

Осязание

Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхности кожи с высоты около 1 см

Количественные изменения ощущений: анестезия, гипоэстезия, гиперэстезия. Качественные изменения ощущений: синестезия, парастезия.

Расстройства восприятия.

Восприятие – процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и отношений при непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Классификация восприятия. Изменения восприятия: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дериализации (микропсия, макропсия, дисмегалопсия, порропсия); деперсонализационные (парциальная, тотальная); нарушения восприятия времени.

Расстройства внимания.

Внимание – процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности.

Классификация внимания. Факторы, оказывающие влияние на процесс внимания: тип ВНД – темперамент, навыки и умения, аффективная вовлеченность. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. Нарушения внимания: неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность. В детской клинике выделяется синдром дефицита внимания. Клинические признаки синдрома дефицита внимания.

Расстройства памяти.

Память – форма отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации.

Классификация процесса памяти. Процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Законы памяти: Эффект Зейгарник, кривая забывания Эббингауза, «эффект края», закон Миллера. Расстройства памяти: амнезии (ретроградная, антероградная, ретроантероградная). Парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции (крайнее проявление экмнезия), криптомнезии.

Нарушение мышления.

Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Классификация мышления. Параметры мышления: стройность, продуктивность, целенаправленность, темп (скорость). Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Четыре группы нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник):



  • нарушения операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения);

  • нарушения личностного компонента мышления (разноплановость мышления, снижение критичности и саморегуляции);

  • нарушения динамики мыслительных процессов (лабильность, инертность; ускорение, замедление, ментизм, шперрунг);

  • нарушение процесса саморегуляции (расстройства продуктивности мышления – навязчивые идеи, сверхценные идеи, бредовые идеи).

Нарушения интеллекта.

Интеллект – система всех познавательных способностей человека, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности.

Рациональное и иррациональное интеллектуальное познание. Рефлексия. Наиболее яркие синдромы: деменция, умственная отсталость.

Нарушение эмоциональной сферы.

Эмоции – психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания, действующих на индивида явлений и переживаний.

Различия эмоциональных переживаний в зависимости от интенсивности, модальности, длительности, соответствия и несоответствия вызвавшей их причине.

Психические состояния: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, тревога, страх, аффект, фрустрация, стресс. Основные нарушения: депрессия, мания, эйфория, дисфория, апатия, слабодушие, паратимия, страх, тревога, тоска, беспокойство, чувство потери чувств, амбивалентность, алекситимия.



Мотивационно-волевые нарушения психики.

Воля – психический процесс сознательного регулирования человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Мотивация – процесс целенаправленной, организованной и устойчивой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

Два типа нарушений: нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей, характеризующихся парабулиями: анорексия, булимия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания. В детской клинике выделяют следующие синдромы: трихотилломания, онихофагия, арифмомания. Расстройства двигательно-волевой сферы: гипербулия, гипобулия, катотанический синдром (стереотипии, импульсивные действия, негативизм, эхолалия, эхопраксия, каталепсия). Аутизм.



Нарушения сознания и самосознания.

Сознание – высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям, характеризующийся воображением и рефлексией.

Самосознание – осознание человеком своей личности. Характеристика патологии сознания исходит из осознания собственной личности – идентификации, осознания пространства и времени. Признаки самосознания по К. Ясперсу. Расстройства сознания: состояние выключенного сознания, расстроенного сознания.

Расстройства личности.

Личность – это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества. Теории личности: дифференциально-аналитическая концепция N. Peseschkian, психоаналитическая теория З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, гештальтпсихология, бихевиоризм, гуманистическая психология, теория отношений В.Н. Мясищева, деятельностная теория личности А.Н. Леонтьева, теория установки Д.Н. Узнадзе, структура личности К.К. Платонова.

Гармоничная личность.

Преобладающие нарушения при расстройствах личности.



ТЕМА 7. Сферы приложения деятельности клинических психологов

Обеспечение квалифицированного решения задач в области психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

Клинико-психологическая диагностика – деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

Психологическая помощь заключается в предоставлении человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, а также целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики.

В практической клинической психологии выделяют три вида психологической помощи:


  • психологическое консультирование, основной целью которого является культурно-продуктивная личность, способная разрабатывать различные стратегии поведения, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения;

  • психологическая коррекция – обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека;

  • психотерапия – психологическое воздействие на человека с целью купирования психопатологической симптоматики.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. История зарождения и становления отечественной и зарубежной клинической психологии

  1. Клиническая психология как научная дисциплина.

  2. История клинической психологии за рубежом.

  3. Организация в России экспериментально-психологических лабораторий – начало исследования нарушенной психики.


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

  1. Как соотносятся термины «клиническая психология» и «медицинская психология»?

  2. С какими видами клиник связаны различные области клинической психологии?

  3. Когда и при каких обстоятельствах появилась научная клиническая психология?

  4. Каков личный вклад Б. Г. Ананьева в развитие клинической психологии в России?

  5. Каково значение трудов Н. А. Леонтьева и В. М. Мясищева в развитии клинической психологии в России?


Домашнее задание:

  • Реферат (по выбору) «современные теории в клинической психологии»:

а) теория отношений А. Ф. Лазурского – В. М. Мясищева

б) бихевиоризм

в) психодинамические теории

г) экзистенциальный анализ



  • Доклад «Вклад древних философов (на примере одного) в развитие клинической психологии».

  • Составить таблицу «Сравнительный анализ становления и развития отечественной и зарубежной клинической психологии».



Литература:

  1. Зейгарник Б.В. Исторический обзор. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Д. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-Центр, 2000. – С. 19–26.

  2. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

  3. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

ЗАНЯТИЕ 2. Клиническая психология – психология здоровья

  1. Характеристика и применение модели болезни.

  2. Психологические, социально-научные и гуманистические концепции расстройств.

  3. Система классификации психических расстройств ВОЗ – МКБ-10.

  4. Система классификации психических расстройств Американской психиатрической ассоциации – DSM-IV.


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

    1. Какие степени психического здоровья выделяет С. Б. Семичов?

    2. Какие вы знаете основные критерии общего и психического здоровья?

    3. Перечислите социологические аспекты здоровья и болезни

Домашнее задание:

  • Составить краткий конспект «Современные научные подходы к пониманию «здорового» и «больного» поведения».


Литература:

  1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здорового человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

  2. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

  3. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. Д. Менделевич, С. Я. Казанцев, Е. Г. Менделевич, В. А. Евплов; Под ред. В. Д. Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

ЗАНЯТИЕ 3. Клинико-психологическая диагностика

        1. Функции клинико-психологической диагностики. Различные диагностические концепции

        2. Мультимодальность как основной принцип диагностики

        3. Структура и функции клинического интервью

        4. Планирование эксперимента в клинической психологии


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

          1. Почему клинико-психологическая диагностика долгое время находилась в стагнации?

          2. Нужно ли в клинико-психологической диагностике учитывать все категории мультимодальности? Почему?

          3. Каких факторов, приводящих к ошибкам в клинико-психологической диагностике, можно избежать, применяя клиническое интервью?

          4. Какие этические положения применяются при проведении клинического интервью?

          5. Почему биопсихосоциальные модели чрезвычайно важны для исследования этиологии?


Домашнее задание:

  • Составить пример клинического интервью «Фобические расстройства» с опорой на DSM-IV


Литература:

  1. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

  2. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 1999.

  3. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. Д. Менделевич, С. Я. Казанцев, Е. Г. Менделевич, В. А. Евплов; Под ред. В. Д. Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

ЗАНЯТИЕ 4. Нейропсихология

  1. Общие принципы функционирования и функциональные блоки головного мозга. Нейропсихология

  2. Классификация нейропсихологических факторов

  3. Методы исследования нейропсихологических факторов


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

  1. Разведите понятия «фактор», «синдром», «симптом», «нозология».

  2. Какие вы знаете основные нейропсихологические синдромы?

  3. Каков вклад А. Р. Лурии в нейропсихологию?

  4. Назовите факторы, характерные для аномального развития, выделенные Л. С. Выготским.

  5. Чем различаются «первичные» и «вторичные» дефекты?


Домашнее задание:

  • Подготовить инструментарий для нейропсихологического исследования

  • Реферат «Состояние и перспективы развития нейропсихологии в России»


Литература:

  1. Лурия А. Р. Высшие психические функции человека и проблема их локализации. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – С. 63-69

  2. Хомская Е. Д. Проблема факторов в нейропсихологии. Хрестоматия по нейропсихологии. – С. 90-95

  3. Хомская Е. Д. Об асимметрии блоков мозга. Хрестоматия по нейропсихологии. – С. 122-128

  4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

  5. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

  6. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. Д. Менделевич, С. Я. Казанцев, Е. Г. Менделевич, В. А. Евплов; Под ред. В. Д. Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.



ЗАНЯТИЕ 5. Клинические нарушения в нейропсихологии

  1. Функциональные механизмы памяти и ее расстройства при локальных поражениях мозга.

  2. Неспецифические и специфические расстройства внимания.

  3. Нарушения мышления при поражениях мозга.

  4. Нарушения эмоций при поражениях мозга.

  5. Проблема функциональной асимметрии в нейропсихологии.


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

  1. Как соотносятся понятия «клиническая нейропсихология» и «экспериментальная нейропсихология»?

  2. Что представляют собой «психический инфантилизм» и «отставленный эффект»?

  3. Каковы главные причины нарушения эмоций в нейропсихологии?

  4. Является ли корректным в нейропсихологии выражение «правшество»?


Домашнее задание:

  • Составить схему «Сенсорные и гностические расстройства анализаторов»

  • Краткий конспект «Проблема речи в нейропсихологии»


Литература:

    1. Лурия А.Р. Высшие психические функции человека и проблема их локализации. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – С. 63–69.

    2. Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. Хрестоматия по нейропсихологии. – С. 90–95.

    3. Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга. – Там же. – С. 122–128.

    4. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

    5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

    6. М. А. Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томского университета. Москва: Издательство «Барс». 1997. – 392 с.

    7. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Олег Константинович Тихомиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

    8. Дормашев Ю. Б., Романов В. Д. Психология внимания: Учебник / Ю. Б. Дормашев, В. Д. Романов; послесловие проф. В. П. Зинченко. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 376 с.

    9. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО «Учеб. лит», 1995. – 304 с.

    10. Бойко Е. И. Мозг и психика (Физиология, психология, кибернетика). М., «Просвещение», 1969

    11. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. – 3-е изд. – М.: МПСИ: Флинта, 2002. – 400 с.

    12. Аганянц Е. К., Горская Г. Б. Психофизиологическое обоснование поведения человека: Учеб. пособие для высших уч. заведений / Под ред. Е. К. Аганянц. – Краснодар: Эконинвест, 2003. – 114 с.:ил.


ЗАНЯТИЕ 6. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов

  1. Принцип Курта Шнайдера.

  2. Принцип «презумпции психической нормальности».

  3. Феноменологический принцип.

  4. Принцип понимания.

  5. Принцип «эпохе» (воздержание от суждения), беспристрастности и точности описания, принцип контекстуальности.

  6. Диагностические принципы-альтернативы: болезнь-личность; нозос – патос; реакция – состояние – развитие; психотическое – непсихотическое; экзогенное – психогенное – эндогенное; дефект –выздоровление – хронификация; адаптация – дезадаптация; компенсация – декомпенсация; негативное – позитивное.



Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

  1. В чем ценность принципов-альтернатив?

  2. Нозологический или феноменологический принцип положен в основу МКБ-10?

  3. Чем различаются понятия «психотическое» и «психогенное»?

  4. Приведите примеры психологических феноменов


Домашнее задание:

  • Конспектирование по источнику:

Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR- Аргус, 1995. – С. 9-26.
Литература:

  1. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

  3. Мягков И. Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

  4. Зейгарник Б. В. Исторический обзор. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Д. Белопольская. 2-е изд., испр. И доп. – М: Когито-Центр, 2000. – С. 19-26.

  5. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 1999.

ЗАНЯТИЕ 7. Основные принципы организации и методы проведения патопсихологического исследования

  1. Порядок проведения патопсихологического исследования

  2. Оценка нарушений познавательных процессов

  3. Оценка индивидуальных особенностей и нарушений личности.

  4. Составление заключения по экспериментально-психологическому исследованию


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

    1. Какие основные принципы построения патопсихологического исследования выделяет Б. В. Зейгарник?

    2. Для оценки какой сферы психической деятельности используется методика пиктограммы?

    3. Какие расстройства можно выявить с помощью теста Люшера?

    4. С помощью какого теста можно провести патопсихологическую оценку нарушений интеллекта?

    5. Нужно ли показывать испытуемому результаты исследования в случае эготропной мотивации с его стороны? А нозотропной?


Домашнее задание:

  • Подготовить заключение по экспериментально-психологическому исследованию какого-либо познавательного процесса (по выбору)


Литература:

  1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н., Практическая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996.

  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб, 1999.

  3. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

  4. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. Д. Менделевич, С. Я. Казанцев, Е. Г. Менделевич, В. А. Евплов; Под ред. В. Д. Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

  5. Мягков И. Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

  6. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.



ЗАНЯТИЕ 8. Патопсихологические нарушения высших психических функций

  1. Расстройства внимания.

  2. Нарушения памяти.

  3. Патологии ассоциативного процесса. Патологии суждений.

  4. Врожденное и приобретенное слабоумие.


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

  1. Есть ли общие для нейропсихологии и патопсихологии расстройства внимания? Какие?

  2. В чем особенности символического мышления?

  3. Назовите различия бредовых и сверхценных идей.

  4. Чем различается понимание «идиотии» в патопсихологии и бытовой психологии?


Домашнее задание:

  • Подберите в отечественной (или зарубежной) литературе 2-3 примера патопсихологических нарушений. Можно не ограничиваться нарушением высших психических функций.


Литература:

    1. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 1999. – С. 62–113.

    2. Бухановский А. О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. И. Литвак. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998. – С. 11–51.

    3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

    4. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

    5. Марилов В. В. Общая психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

    6. Марилов В. В. Частная психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

    7. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

    8. М. А. Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томского университета. Москва: Издательство «Барс». 1997. – 392 с.

    9. Психология сознания / Сост. И общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»)

    10. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Олег Константинович Тихомиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

    11. Дормашев Ю. Б., Романов В. Д. Психология внимания: Учебник / Ю. Б. Дормашев, В. Д. Романов; послесловие проф. В. П. Зинченко. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 376 с.

    12. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н., Практическая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996.

    13. Мягков И. Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

    14. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. Д. Менделевич, С. Я. Казанцев, Е. Г. Менделевич, В. А. Евплов; Под ред. В. Д. Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

ЗАНЯТИЕ 9. Патопсихологические регистр-синдромы

  1. Шизофренический синдром:

а) классификация

б) диагностика

в) этиология

2. Психогенно-невротический синдром:

а) классификация

б) диагностика

в) этиология



3. Личностно-аномальный синдром:

а) классификация

б) диагностика

в) этиология


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

  1. Почему неврозы и психопатии относят к психогениям?

  2. Какие еще регистр-синдромы, помимо рассмотренных на занятии, вы знаете?

  3. Что представляет собой anxiety neurosis?

  4. Являются ли тождественными понятия «акцентуация характера», «акцентуация личности» и «психопатия»? Почему?

  5. Из расстройств каких психических функций складывается личностно-аномальный регистр-синдром?


Домашнее задание:

  • Сжатый конспект (по выбору):

а) «Аффективно-эндогенный регистр-синдром»

б) «Олигофренический регистр-синдром»

в) «Экзогенно-органический регистр-синдром»

г) «Эндогенно-органический регистр-синдром»

д) «Психогенно-психотический регистр-синдром»


  • Аннотирование (по выбору):

а) Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – С. 1157-1166

б) Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – С. 1194-1200


Литература:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб, 1999.

  2. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М, 1991.

  3. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л, 1980.

  4. Марилов В. В. Общая психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

  5. Марилов В. В. Частная психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

  6. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. Д. Менделевич, С. Я. Казанцев, Е. Г. Менделевич, В. А. Евплов; Под ред. В. Д. Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

  7. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

  8. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.

  9. Мягков И. Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

  10. Бухановский А. О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. И. Литвак. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998. – С. 11–51.

  11. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н., Практическая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996.

  12. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR- Аргус, 1995. – 360 с.



ЗАНЯТИЕ 10. Психосоматика

  1. Понятие психосоматики. Основные зарубежные и отечественные направления (психоаналитическое, антропологическое, концепция профиля личности, концепция алекситимии, психиатрия консультирования-взаимодействия).

  2. Медико-психологическое аспекты психосоматических соотношений в исследованиях отечественных авторов.

  3. Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях.

  4. Психосоматическое аспекты боли.


Вопросы для обсуждения и письменного опроса:

  1. Какие типы психологического реагирования на заболевание выделяют А. Е. Личко и Н. Д. Иванов?

  2. Какую роль в жизни «хронического» больного играет его семья?

  3. Насколько важна вовлеченность в профессиональную деятельность для психосоматических больных?

  4. В чем заключается использование боли как психического феномена?


Домашнее задание:

  • Сжатый конспект (по выбору):

а) «Психологические особенности больных с онкологической патологией»

б) «Психологические особенности больных с акушерско-гинекологической патологией»




Литература:

    1. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 1999. – С. 62–113.

    2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

    3. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR- Аргус, 1995. – 360 с.


Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

3.3. График контроля за самостоятельной работой студентов по учебной дисциплине

Изучение значительной части материала дисциплины «Клиническая психология» осуществляется студентами самостоятельно в соответствии с указаниями кафедры «Психология». Выполнение студентами этой работы является важным этапом их подготовки к профессиональной деятельности. На самостоятельное изучение выносятся те темы и разделы, которые не вошли в основную программу или рассматривались на лекциях и семинарах недостаточно подробно. Ниже представлены темы, которые студентам необходимо освоить самостоятельно, опираясь на предложенный список основной и дополнительной литературы в конце учебно-методического комплекса дисциплины.



  1. Место клинического психолога в психологии и медицине.

  2. Психологические феномены и психопатологические синдромы при психических расстройствах: невротические расстройства, расстройства личности, эпилептические и органические психические расстройства.

  3. Психическое реагирование на заболевание и психология соматического больного (пол, возраст, профессия, особенности темперамента, характера, личности, типы психического реагирования на болезнь).

  4. Возрастная клиническая психология: психологические особенности и психопатология различных периодов онтогенетического развития.

  5. Нарушения памяти при локальных поражениях головного мозга.

  6. Нарушения произвольных движений и действий.

  7. Нарушения речи.

  8. Психологическое консультирование, психологическая коррекция (принципы, особенности, разновидности).

  9. Нарушение производственных организаций.

В процессе занятий используются следующие формы самостоятельной работы и предъявления, внесенные в качестве домашних заданий при подготовке к семинарским занятиям:

  • самостоятельное конспектирование литературы (СКЛ);

  • самостоятельное аннотирование литературы (САЛ);

  • тестовый контроль (ТК);

  • письменная контрольная работа (ПКР);

  • устный доклад (УД);

  • подготовка реферата (ПР).

4. Тематика курсовых работ.

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.



5.Тематика контрольных работ (для заочного обучения)

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура контрольной работы предусматривает ответы на два теоретических вопроса.

Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы.
Вариант 1


  1. Предмет, структура и методы клинической психологии.

  2. Типология изменений психических процессов: расстройства внимания.

Вариант 2



  1. Предмет и задачи патопсихологии.

  2. Психология здоровья как психологическая культура человека.

Вариант 3



  1. Связь различных областей психологии с разными видами клиник.

  2. Проблема локализации высших психических функций.

Вариант 4

1. История зарождения и становления клинической психологии.

2. Типология изменений психических процессов: нарушения восприятия.


Вариант 5

  1. Предмет и задачи нейропсихологии.

  2. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

Вариант 6



  1. Разнообразие задач клинической психологии: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных.

  2. Типология изменений психических процессов: расстройства памяти.

Вариант 7

  1. Категория психологического синдрома. Патопсихологические регистр-синдромы.

  2. Клиническое интервьюирование.

Вариант 8

1. Категория фактора в нейропсихологии, классификация факторов.

2.Экспериментально - психологические методы исследования в клинической психологии.


Вариант 9

  1. Психология соматических больных. Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями.

  2. Основные критерии общего и психического здоровья по материалам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Вариант 10



  1. Теория мозговой системной динамической локализации психологических функций.

  2. Изменения эмоционально-мотивационной сферы личности.

Вариант 11

1. Возрастная клиническая психология: психологические особенности и психопатология различных периодов онтогенетического развития.

2. Экспериментальное нейропсихологическое исследование нарушений речи.


Вариант 12

  1. Психологическая помощь как практическая реализация теоретических изысканий клинического психолога: психологическое консультирование.

  2. Экспериментально-психологическое исследование нарушений сознания и самосознания.

Вариант 13



  1. Психологическая коррекция и психотерапия в различных видах клиник.

  2. Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических расстройствах: расстройства личности.

Вариант 14



  1. Клинико-психологическая диагностика: методология, методы.

  2. Типология нарушений психической деятельности: нарушения произвольных движений и действий.

Вариант 15



  1. Практические задачи и функции клинической психологии.

  2. Темперамент, характер (клиническая характеристика, клинические особенности).

Вариант 16



  1. Психологические феномены и патопсихологические синдромы при расстройствах личности.

  2. Место клинической психологии в психологии и медицине.

Вариант 17



  1. Личность: теории личности, структура личности, понятие гармоничной личности.

  2. Деонтологические аспекты деятельности клинического психолога.

6. Тематика рефератов (для заочного обучения)

  1. Особенности эмоциональной памяти человека.

  2. Промежуточная память и механизм сна.

  3. Закономерности припоминания.

  4. Способы управления и тренировки памяти.

  5. Забывание и борьба с ним.

  6. Нарушения памяти.

  7. Кибернетика и моделирование памяти.

  8. Основные факторы и механизмы развития личности.

  9. Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу.

  10. Связь темперамента с основными свойствами личности.

  11. Природные и приобретенные способности.

  12. Психологические теории эмоций.

  13. Сенсорно-перцептивные процессы.

  14. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

  15. Восприятие пространства, времени и движения.

  16. Аутистическое мышление.

  17. Воображение и органические процессы.

  18. Информационно-кибернетическая теория памяти.

  19. Обыденная и научная психология о человеке. Основные этапы развития психологии.

  20. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека.

  21. Принципы классификации отраслей психологии.

  22. Профессиональные и этические нормы практического применения учителем психодиагностических процедур.

23. «Клинико-психологический синдром» (по Корсаковой)

24. Личностно-мотивационные расстройства диссоциативного симптомокомплекса.

25. Особенности психопатического симптомокомплекса.

26. Органические (эндогенный и экзогенный) сиптомокомплексы.

27. Задачи патопсихологического исследования.

28. Участие патопсихолога в экспертной работе.

29. Задачи патопсихолога по реабилитации психически больных.

30. Принцип моделирования ситуаций в работе патопсихолога.

31. Стандартизированные методы работы патопсихолога.

32. Этапы проведения патопсихологического исследования.

33. Основные категории смысловой значимости обследования (по Костеревой)

34. Расстройства ощущений в клинике нервных болезней.

35. Роль эмоционального отношения в содержании ошибок узнавания.

36. Личностно-мотивационная обусловленность мнемических процессов.

37. Нарушения ассоциативной памяти у больных вялотекущей шизофренией.

38. Нарушения функции образования понятий как особенность шизофренической психики.

39. Особенности патологии мышления при шизофрении в работах Зейгарник, Полякова и др.

40. Расстройства мыслительной деятельности у больных с реактивными психозами.

41. Расстройства внимания при локальных поражениях головного мозга.

42. Невротические фобии как форма эмоционального расстройства при неврозах.


7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Реферат — это краткое изложение содержания научного труда (или ряда работ) по определенной тематике. Реферат по курсу «Психология человека» предполагает самостоятельное и творческое изучение актуальных вопросов деятельности учителя в современной школе.

Реферат выполняется под руководством преподавателя кафедры педагогики и психологии, который проводит консультации, помогает наметить основные этапы работы над темой реферата.

Выполненный реферат сдается на проверку научному руководителю, после чего происходит его публичная защита.

Реферативному изложению содержания научного текста (книги, статьи, брошюры) обычно предпосылается небольшое авторское выступление, в котором составитель реферата объясняет, почему он обратился к данному труду, отмечая, например, актуальность и значимость проблем, темы реферируемого текста для той или иной сферы деятельности. При этом выводы, идеи реферируемого труда не оцениваются в целом, а только обозначаются.

Переходя непосредственно к изложению содержания реферируемого текста, полезно начать с перечисления основных разделов данного текста (и в той последовательности, в какой они в нем представлены). А затем раскрывается содержание каждого раздела.

В каждом отдельном разделе необходимо вычленить основные проблемы, понятия и обобщения, главное в системе рассуждений и доказательств, используемых создателем реферируемой работы — подробности и детали приводятся лишь в тех случаях, когда без этого нарушается логика передачи содержания текста. Другими словами, референт выделяет простой и сложный план каждого раздела реферируемой работы (этот план не обязательно приводить в реферате; он нужен для того, чтобы не упустить главного в каждом разделе текста).

Реферат должен быть объективным пересказом содержания реферируемого текста и в то же время референт может сопровождать изложение собственными комментариями критического характера, с указанием на особую значимость того или иного положения реферируемой работы. Однако собственные рассуждения референта не должны заслонять содержания реферируемого текста: идеи автора текста необходимо изложить полно и точно, представляя слушателям реферата возможность самим судить об истинности и значимости. В заключении референт может сделать общие выводы о ценности реферируемой работы. При оценке реферата учитывается полнота и точность передачи содержания реферируемого текста.



Аннотирование литературы.

Это перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особы следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме.



Конспектирование литературы.

Краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т.д. Конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметку по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.



Решение психологических задач.

Большую роль в формировании у студентов умения анализировать различные психологические факты играет самостоятельное решение психологических задач. Этот вид самостоятельной работы применяется с целью научить использованию полученных знаний по курсу «Психология» на практике. Опыт преподавания психологии показывает, что решение психологических задач вызывает у студентов повышенный интерес к психологии как науке. Решение психологических задач способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявлению и развитию у студентов творческих способностей, формированию умения психологически мыслить и осуществлять правильные воздействия на личность школьника.


8. Вопросы на зачет.

  1. Предмет и структура клинической психологии.

  2. Междисциплинарный статус клинической психологии.

  3. История зарождения и становления клинической психологии.

  4. Психология здоровья как проблема, аспект клинической психологии.

  5. Задачи, решаемые клинической психологией.

  6. Методы клинической психологии.

  7. Клиническое интервью, его функции.

  8. Экспериментально-психологические методы исследования психических функций и личности в клинической психологии.

  9. Критерии общего и психического здоровья.

  10. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

  11. Диагностические принципы-альтернативы.

  12. Категория фактора в нейро- и патопсихологии.

  13. Категория синдрома и симптома в нейро- и патопсихологии.

  14. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия.

  15. Состояние и перспективы развития областей клинической психологии.

  16. Типология изменений психических функций: расстройства ощущения.

  17. Расстройства восприятия.

  18. Расстройства памяти.

  19. Расстройства мышления.

  20. Нарушения интеллекта.

  21. Нарушения эмоциональной сферы.

  22. Мотивационно-волевые расстройства.

  23. Расстройства сознания и самосознания.

  24. Типология изменений личности.

  25. Нарушение произвольных движений и действий.

  26. Нарушения речи.

  27. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами.

  28. Психологическое консультирование.

  29. Психологическая коррекция и психотерапия.

  30. Участие клинических психологов в социально-трудовой адаптации, реабилитации и восстановлении нарушенных ВПФ.

  31. Проблемы, решаемые психосоматической психологией.

  32. Проблемы, решаемые возрастной клинической психологией.

  33. Психологические феномены и психопатологические симптомы при различных психических расстройствах.

  34. Психологическое реагирование на заболевание.

  35. Нарушения производственных организаций.


9. Критерии оценивания студентов на зачете.

В оценке знаний, умений и навыков студентов рекомендовано использовать следующие критерии:



— Оценка «зачтено» ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, основных принципов и закономерностей педагогики. При этом не допускаются сущностные искажения в толковании терминов, выявляются причинно-следственные связи, объясняются закономерности педагогических явлений, внутри- и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами из психолого-педагогического опыта.
10. Список рекомендуемой для изучения литературы.

следующая страница >>