страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление - страница №1/2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Т.В. Маркелова «_____» ___________2010 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки «Журналистика», 031300 «Журналистика» Профиль подготовки «Журналистика» Факультет издательского дела и журналистики Кафедра истории литературы Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2010 Разработчики: Профессор, кандидат филологических наук, доцент Шевякова Э.Н. Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики МГУ В.И Новиков. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «______________________________________________________________» 20 г, протокол № __ . Зав. кафедрой проф. В.А. Пронин / /
1. Цели и задачи дисциплины: Цели освоения дисциплины «История зарубежной литературы» заключаются в следующем: - ознакомление студентов с историей зарубежной литературы как одной из важнейших областей современного литературоведения; - формирование знаний о генезисе, основных тенденциях и художественном своеобразии зарубежной литературы на разных этапах ее исторического развития; - о закономерностях литературного процесса и специфике его преломления в каждой национальной литературе; - о системе жанров, стилевых направлениях, течениях каждого историко-литературного периода; - о художественной неповторимости творческой манеры крупнейших представителей зарубежной литературы; - воспитание навыков филологической культуры. Задачи дисциплины: - изучить основные памятники всемирной литературы; - выявить специфику этапов литературного развития Европы в контексте культуры; - высшие достижения зарубежной литературы; - национальное своеобразие европейских литератур; - взаимосвязь и взаимовлияние зарубежной и отечественной литератур; - обучить основам анализа произведений европейских писателей, навыкам работы с критической литературой; - способствовать формированию самостоятельности мышления, эстетического вкуса, выработке общепрофессиональных и общекультурных компетенций. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «История зарубежной литературы» является составным элементом базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла «Б.3.1», модуля «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». Дисциплина изучается студентами на первом курсе обучения для получения квалификации (степени) бакалавр после усвоения таких базовых для данной дисциплины предметов, как дисциплины базовой части гуманитарного цикла «Б.1.1» и профессиональной «Б.3.1». «История зарубежной литературы» – один из ведущих предметов филологического образования, скоординированный с историей, философией, русским языком, практической и функциональной стилистикой русского языка, историей отечественной литературы, логикой. Результаты обучения используются при всех видах профессиональной редакторской деятельности: подготовке к изданию книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные (ОК): - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1); - логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2); - осознавать идейную и эстетическую значимость зарубежной литературы в целом и каждой национальной литературы, то место, которое она занимает в мировой литературе (ОК-3); - использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологи) при решении ряда филологических задач (ОК-4); Профессиональные компетенции: ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных; ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания; ПК-9 — обосновать концепцию издания; ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля; ПК-14 — представлять результаты в исследования в форме рефератов, статей, рецензий; ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы; ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов; ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - классиков мировой литературы; основные периоды истории зарубежной литературы, направления, течения, биографии, творчество крупнейших писателей и их произведения (ОК-5); - основные академические школы в литературоведении (ОК-6); Уметь: - использовать в практической деятельности эти знания, отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных (ПК-7); -рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи, понимать национальные особенности европейских литератур и их межлитературные связи и применять эти знания и навыки в профессиональной деятельности (ПК-8) - участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9); - оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-10); - совершенствовать форму литературных произведений (ПК-12); - использовать современные достижения литературоведения в практической издательской деятельности (ПК-13); Владеть: -навыками выбора авторов, произведений для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-14); - редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-15); - представления результатов исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-16). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов дисциплины 1. Античная литература Основные особенности мифологического мышления. Этапы развития мифологического сознания. Понятие об эпосе. Конфликт и основной пафос гомеровских поэм. Художественные особенности гомеровского эпоса. Типология древнегречской лирики. Происхождение древнегреческой трагедии. Модель мира в произведениях Эсхила. Проблема ответственности индивида за принятое решение в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Человек и судьба в трагедиях Софокла. Новаторство Еврипида. «Древнеаттическая комедия». Сатирические и комические приемы в творчестве Аристофана. Традиции Гомера в эпосе Вергилия. Особенности римской литературы. 2. Литература Средних веков Специфика средневекового мировидения. Категории средневековой культуры. Общие черты героического эпоса Зрелого средневековья. Поэтика «Песни о Роланде» и «Песни о Нибелунгах». Провансальская лирика. Рыцарский роман. Система жанров в городской литературе Средневековья. «Божественная комедия» Данте – «энциклопедия средневекового знания». 3. Литература эпохи Возрождения Философские истоки культуры Возрождения. Концепция «новой жизни» в поэзии Петрарки. Проблематика и образы в «Декамероне» Дж. Боккаччо. «Дон Кихот» Сервантеса как эпическое полотно эпохи. Своеобразие гуманизма У. Шекспира, обновление им жанров трагедии и комедии. Гамлет как вечный образ. Основной конфликт трагедии «Отелло». Деградация личности в трагедии «Макбет». Сонеты Шекспира. 4. Литература XVII века Основные литературные направления XVII века. Пафос государственного служения в классицизме, особенности его поэтики. Драматургия. Художественное своеобразие конфликта в драмах П. Корнеля. Трагический герой Корнеля. Произведения Корнеля как «школа душевного величия». Поэтическое мастерство Ж. Расина. Проблематика, поэтика, жанровое разнообразие комедий Ж.-Б. Мольера. Сценическая история Тартюфа. Мольер – создатель вечных типов человеческого поведения. Н. Буало – автор «поэтического искусства». 5. Литература эпохи Просвещения XVIII век как историко-литературная эпоха. Ее основные течения и этапы. Просветительский английский роман (Д. Дефо, Дж. Свифт). Вольтер и вольтерианство. Поэтика жанра философской повести Вольтера. Философская проблематика и структура образов «Фауста» И. В. Гёте. Роль прологов. Диалектика соотношения Фауста и Мефистофеля. Образ Фауста в мировой литературе. 6. Литература XIX века Основные философские и социальные искания XIX века. Поэтика европейского романтизма. Немецкий романтизм, творчество Э.Т. А. Гофмана. Социальный протест в английском романтизме. Байрон – «властитель дум целого поколения». Историзм и психологизм французского романтизма (В. Гюго, А. Виньи). Особенности исторического романа эпохи романтизма. Своеобразие реалистической типизации. Реалистический роман в творчестве Стендаля. «Красное и черное» как хроника XIX века. Эпический размах «Человеческой комедии» Бальзака. Особенности реализма и художественное мастерство Бальзака. Юмор Ч. Диккенса. Позиция автора в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари». Образ Эммы Бовари. Поэтика романа. Проблематика и поэтика лирики Ш. Бодлера. Э. Золя как реформатор западноевропейского романа. Эстетические принципы Ги де Мопассана. Мастерство психологического анализа в романе «Жизнь». Мопассан – новеллист. «Эстетизм» О. Уайльда. Модернизм и реализм XX века. Гуманизм произведений А. де Сент-Экзюпери. Образ абсурдного мира и проблема отчуждения в прозе А. Камю и Ф. Кафки. Поэтика писателей «потерянного поколения». «Эпический театр» Б. Брехта. Политическая сатира Дж. Оруэлла. Антивоенная тематика творчества Г. Белля. Проблема ответственности и свободы выбора. Г. Грасс – сатирик и полемист. 5.2 .Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых работ (проектов) Античная мифология 1. Особенности мифологического мышления как ранней стадии освоения мира 2. Античные сюжеты в западноевропейской литературе 3. Универсальная значимость античных сюжетов, мотивов и образов Античная литература
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Литература XVII века
Литература эпохи Просвещения
Литература XIX века
Литература XX века
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: Зарубежная литература ХХ века. Учебник. Под общей ред. Н. П. Михальской. – М., 2003. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. Учеб. пособие. – М., 2003. Пронин В. А. История немецкой литературы. – М., 2007. Античная культура. Словарь-справочник. – М., 1995. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. М., 1997. Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. – М., 2004. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983 – 1991. Т. 1-8. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М, 1962 – 1978. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Литературный энциклопедический словарь. М, 1987. Мифологический словарь. /Под ред. Е. Мелетинского. М., 1990. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1980 – 1982. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001. Словарь античности. М., 1992. Пронин В. А. Современный литературный процесс за рубежом. Учебное пособие. – М., 2003. Энциклопедия литературных героев. М., 1998. Энциклопедия мировой литературы. СП/б., 2000. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. М., 1986. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СП/б., 1999. Литература средних веков Учебники и учебные пособия Алексеев М.П. , Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 2006. Список дополнительной литературы Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СП/б., 1995. Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1986. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М., 1995. Томашевский М. Героические сказания Франции и Испании. М., 1976. Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы / Методологические проблемы филологических наук. М., 1987. Ортега-И-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». Краткий трактат о романе / Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Ульям Шекспир. Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1976 – 1986 / Сост. Ю.Т. Фридштейн. Вступ. ст. А.А. Аникст. Шекспировские чтения. М., 1977—1995. Литература XVII века Учебники и учебные пособия Луков В.А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М., 2007. Список дополнительной литературы Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997. XVII век в мировом литературном развитии. СП/б., 1996. |
|