страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа подготовки. Начальная подготовка. Первый год обучения для различных возрастных - страница №1/1
Программа подготовки. Начальная подготовка. Первый год обучения для различных возрастных категорий
Младшая возрастная группа (3-5 лет) Этап начальной подготовки охватывает первые 2 года пребывания занимающихся в спортивной школе. Эффективность использования средств, методов, величины нагрузки в данный момент и на последующих этапах тренировки возможна лишь при учете анатомо-физических и психологических особенностей детей. Целью начального обучения является создание прочного фундамента, на котором строится в дальнейшем спортивное совершенствование. Под этим следует понимать разностороннее развитие юных спортсменов, освоение ими правильных основ техники катания на коньках и формирование устойчивого интереса к занятиям этим видом спорта. Задачи:
Занятия по ледовой подготовке на этом этапе проводятся не более 5 часов в неделю, продолжительность каждого – 45-60 минут. Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки колеблется в пределах 150-200ч. Занятия по классическому танцу рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю по 1 ч в первый год обучения, а в остальные годы занятия можно проводить 3 раза в неделю по 1ч. Занятия по ОФП должны носить преимущественно игровой характер и включать в себя элементы СФП (в соотношении 70:30). Из физических качеств следует развивать главным образом гибкость, быстроту, ловкость и прыгучесть. Первый год обучения.
Спортивно-развивающая группа (6-10 лет). Цели и задачи первого года обучения ставятся практически те же, что и при работе с группами начальной подготовки младшего возраста, но принимаются ко вниманию физиологические и психологические особенности, присущие детям данной возрастной группы (6-10 лет). Например: меньшая эластичность суставно-связочного аппарата, но большая мышечная сила и выносливость, страх перед падением на льду, но большая сознательность и способность концентрировать внимание. Прогресс у этих детей обычно идет быстрей, чем у 1С, но некоторые элементы могут быть уже не доступны для изучения, соответственно – большой процент этих детей уже не имеет перспективы достижения высоких спортивных результатов. Занятия по ледовой подготовке на этом этапе проводятся не более 5 часов в неделю, продолжительность каждого – 45-60 минут. Годовой объем работы колеблется в пределах 150-200ч. Занятия по классическому танцу рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю по 1 ч в первый год обучения, а в остальные годы занятия можно проводить 3 раза в неделю по 1ч. Занятия по ОФП должны включать в себя элементы СФП (в соотношении 70:30). Из физических качеств следует развивать главным образом гибкость, быстроту, ловкость и прыгучесть. Первый год обучения.
Оздоровительно-развивающая группа старшего возраста (10-15 лет). Работа с данной функциональной группой будет иметь свои методические особенности и преследовать отличные от групп 1С и 2С цели и задачи. Основными задачами первого года обучения в оздоровительно-развивающей группе будут:
Методы работы больше основываются на объяснении и сознательной работе над собой каждого учащегося. Занятия по ледовой подготовке на этом этапе проводятся не более 5 часов в неделю, продолжительность каждого – 45-60 минут. Годовой объем работы колеблется в пределах 150-200ч. Занятия по классическому танцу рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 1 ч в первый год обучения, а в остальные годы занятия можно проводить 3 раза в неделю по 1ч. Занятия по ОФП должны развивать главным образом гибкость, быстроту, ловкость и прыгучесть. Первый год обучения.
Методика тренировки в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных и спортивного совершенствованияЭтап начальной подготовки охватывает первые 2 года пребывания занимающихся в спортивной школе. Эффективность использования средств, методов, величины нагрузки в данный момент и на последующих этапах многолетней тренировки возможна лишь при учете анатомо-физиологических и психологических особенностей детей. Младший школьный возраст, пожалуй, наиболее благоприятный период для разучивания новых движений и пространственно-временного восприятия двигательных действий. Занимаясь фигурным катанием, дети 7—8 лет довольно легко справляются с задачей анализа и освоения сложных форм движений. Занятия в группах начальной подготовки преследуют цель создать прочный фундамент будущих спортивных достижений: привить интерес к занятиям фигурным катанием, обеспечить всестороннее и гармоническое развитие растущего организма детей, повысить общий уровень его функциональных возможностей, сформировать основы техники фигурного катания на коньках. Главные задачи: укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма, формирование, правильной осанки; воспитание дисциплинированности, активности, организованности, самостоятельности, умения правильно распределить время; разносторонняя физическая подготовка, в ходе которой развиваются ловкость, быстрота движений, гибкость, укрепляется мышечно-связочный аппарат, приобретаются навыки в гимнастике, акробатике, хореографии, подвижных играх и т. д.; обучение основам техники фигурного катания на коньках; сдача норм ГТО «К стартам готов»; выполнение II юношеского разряда по фигурному катанию. Обязательным считается применение защитных средств против ушибов: наколенников, налокотников, шапочек с защитным затылком. Уже на начальном этапе необходимо приступать к формированию школы фигурного катания, развитию музыкального слуха, воспитанию умения выполнять упражнения красиво и выразительно. Количество часов, отводимое на изучение и совершенствование техники фигурного катания в группах начальной подготовки, различно для спортивных школ, имеющих и не имеющих искусственные катки. В ходе начальной технической подготовки у детей формируется чувство льда, которое связывают с тонкими ощущениями равновесия на малой опоре (конек), а также ориентировкой в пространстве и времени. Основное внимание уделяют постепенному увеличению объема выполняемой нагрузки. Интенсивность небольшая. Объем общей физической подготовки выше, чем объем специальной физической подготовки, и примерно может быть выражен соотношением 70:30. Из физических качеств следует развивать главным, образом гибкость, быстроту, ловкость и прыгучесть. Занятия проводятся эмоционально, с использованием в основном игровых методов, которые создают условия для адаптации новичков к нагрузкам и снижают утомление. Подбор средств осуществляется на основе доступности, всестороннего физического развития, направленности на воспитание необходимых физических качеств. На занятиях по ОФП необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций: несколько первых занятий посвятить строевой подготовке, чтобы дальнейшие занятия проходили организованно; уделять внимание правильной осанке; использовать больше прикладных упражнений с применением различных предметов; прививать юным фигуристам навыки правильной ходьбы, бега, прыжков. Основная задача занятий по ОФП — подготовка юных фигуристов к выходу на лед. В эти занятия нужно включать учебный материал по специальной технической подготовке. На учебно-тренировочных занятиях одновременно закладываются основы так называемого спортивного характера, и в частности такие качества, как аккуратность, дисциплинированность, настойчивость,, упорство. В учебно-тренировочных группах занимаются дети от 9 до 13 лет. В этом возрасте (и старше) происходят заметные изменения в развитии физических качеств. Так, сила мышц спины и ног у девочек интенсивно возрастает с 9—10 лет и почти прекращается после наступления менструации (13—14 лет). У мальчиков четко выделяются два периода прироста силы: с 9 до 11*— 12 лет и с 14 до 17 лет. Максимальная частота движений, как одна из элементарных" форм проявления быстроты, достигается мальчиками к 10 годам, а девочками к 11 годам. Скоростно-силовые качества, измеряемые по результатам прыжка в длину с места, у мальчиков возрастают в 9—10,12—13 и 14—15 лет, у девочек в 10—12 лет, а в прыжке в высоту с места у мальчиков в 9—10 и 12—14 лет, у девочек в 9—10 лет. Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает в 9—10 лет, у мальчиков в 8—9 и 10—11 лет. Необходимо иметь в виду, что в период полового созревания выносливость в силовых упражнениях и к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности, как правило, не увеличивается. Цель подготовки в учебно-тренировочных группах состоит в физическом совершенствовании и освоении техники основных элементов фигурного катания. Основные задачи подготовки: укрепление здоровья и гармоническое развитие юных спортсменов, воспитание хорошей осанки* повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; освоение и совершенствование основных элементов фигурного катания; определение индивидуальных возможностей и совершенствование выразительности движений, красоты, элегантности, изящности; сдача норм ГТО I ступени «Смелые и ловкие»,, выполнение I спортивного разряда. На данном этапе подготовки большое место отводят морально-волевой подготовке фигуристов, повышению тактического мастерства, умению успешно выполнять обязательную и произвольную программы на соревнованиях. Для этого у юных спортсменов с первых шагов в спорте воспитывают чувство большой ответственности за участие в любых соревнованиях, начиная с первенства спортивной школы, за общий успех своего коллектива. У детей одного и того же возраста наблюдаются заметные отклонения в сроках полового созревания, размерах тела; его пропорциях, что обусловливает соответствующие биомеханические и функциональные особенности соревновательной деятельности: фигуристов. Необходим дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания детей в связи с неравномерностью их развития. Соотношение средств ОФП и СФП на этапе иное. На первом году занятий примерное соотношение 80 : 20, на втором — 70 : 30, на третьем и четвертом — 66—64 : 34—36. Наряду с гимнастикой, акробатикой, легкой атлетикой, подвижными и спортивными играми в учебно-тренировочных занятиях широко используют комплексы специальных подготовительных упражнений, развивающих силовые, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и др. На данном этапе можно постепенно увеличивать объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Принимая во внимание, что в юном возрасте наиболее выражен прирост соматических признаков, нужно широко использовать упражнения, направленные на всестороннее физическое развитие. В процессе технической подготовки необходимо в первую очередь овладеть теми упражнениями и соответствующими элементами фигурного катания, которые составляют содержание обязательной и произвольной программ. Двигательные навыки и умения формируют параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в соответствующем виде фигурного катания. Этап тренировки в группах спортивного совершенствования занимает 4 года. Возрастные границы его находятся в диапазоне 13—17 лет. Данный период многолетней тренировки приходится на подростковый и юношеский возраст. Физическое развитие детей подросткового возраста (12—15 лет девочки, 13—16 лет мальчики) существенно отличается от развития в предшествующие годы: происходит процесс полового созревания, сопровождаемый интенсивным ростом и увеличением всех размеров тела. В этом возрасте отмечается опережение роста нижних и верхних конечностей по сравнению с ргостом туловища, что приводит к изменению пропорций тела. С увеличением массы и объема мышечной ткани увеличивается сила мышц. Интенсивное нарастание силы происходит в 13— 14 лет. У девочек существенно ниже как абсолютные, так и относительные проявления мышечной силы. В период от 13 до 16 лет наблюдается интенсивный рост размеров сердца. После полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2^ раза. Это приводит к тому, что объем сердца перестает соответствовать развитию сосудов, что является одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. У подростков появляются излишняя самоуверенность, резкость суждений, часто граничащая с необдуманными действиями, стремление казаться сильными, отважными. Как правило, мальчиков и девочек этого возраста отличает замкнутость в отношениях со взрослыми, поэтому они редко жалуются на свои болезни или тяжесть нагрузок, весьма неохотно посвящают тренера в интимные вопросы, связанные с физиологией организма. К 17 годам по своему физическому развитию (рост, вес, емкость легких, сила мышц и пр.) юные фигуристы вплотную приближаются к юношам и девушкам старшего возраста или даже к взрослым спортсменам. В целом же юноши и девушки 16—17 лет , еще далеко не взрослые люди, и специфика их физиологии не позволяет им применять высокоинтенсивные тренировочные нагрузки в таком объеме, в каком их применяют взрослые высококвалифицированные спортсмены. В этом возрасте для юношей и девушек характерны осознанное отношение к занятиям фигурным катанием, сила привычки и любви к избранному виду спорта, у них появляются уверенность или надежда на достижение высоких спортивных результатов. Анатомо-физиологические и психологические изменения в процессе возрастного развития отражаются и на проявлении физических качеств. Например, в 14 лет выносливость составляет примерно 70% выносливости взрослых, а в 16 — 80%. Показатели силы мышц на 1 кг собственного веса приближаются к уровню взрослых спортсменов в 13—15 лет, а показатели максимальной силы — к 17—19 годам. К 17 годам быстрота и ловкость спортсменов в основном остаются на приобретенном уровне. Таким образом, у 17-летних фигуристов в основном завершается формирование всех физических качеств. Тренировочный процесс приобретает ярко выраженный характер углубленной специализации. Главная цель подготовки на данном этапе состоит в дальнейшем совершенствовании общей и специальной физической подготовленности; освоении и совершенствовании программы мастера спорта в соответствующем виде фигурного катания; повышении психологической подготовленности; участии в различных соревнованиях. Основные задачи подготовки: завершение работы по созданию прочной базы общей физической подготовленности; повышение уровня развития основных физических качеств фигуристов и эффективность их реализации (утилизации); дальнейшее совершенствование техники различных элементов фигурного катания и надежности их выполнения в условиях соревнований; воспитание музыкальных и хореографических способностей, артистизма; обеспечение собственной творческой манеры исполнения элементов и программ фигурного катания с учетом индивидуальных особенностей спортсменов; продолжение работы по воспитанию трудолюбия, настойчивости,' чувства ответственности перед коллективом за свои выступления, патриотизма, гордости за высокое звание советского спортсмена; значительное повышение объема и интенсивности нагрузки в специальной подготовке; сдача норм комплекса ГТО; достижение нормы мастера спорта СССР; дальнейший рост результатов для успешного выступления на всесоюзных и международных соревнованиях в своих возрастных группах. Учебно-тренировочный процесс на данном этапе многолетней тренировки характеризуется усилением специализированной работы над совершенствованием физических качеств, спортивной техники и тактики, участием во всевозрастающем количестве соревнований. Удельный вес специальной физической, технической, хореографической и тактической подготовки значительно увеличивается за счет времени, отводимого на специальную подготовку. Так, СФП составляет 70—80% от общего объема времени, а ОФП —20—30%. Техническая подготовка направлена на повышение количества, разнообразия и,трудности элементов, чистоты и уверенности их исполнения. Любая односторонность (например, блестящее владение только прыжками и недостаточное — вращениями) препятствует совершенствованию спортивного мастерства. Для этого этапа тренировки характерен целеустремленный поиск индивидуальных форм работы в соответствии с морфологическими, функциональными и психологическими особенностями каждого фигуриста. Важно выявить их способности к обязательным фигурам, произвольному одиночному катанию, к парному катанию или спортивным танцам на льду. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил. |
|