Программа наименование дисциплины История экономических учений - страница №1/1
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины История экономических учений
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
(указываются код и наименования направления(ий)
подготовки (специальности (ей))
Квалификации (степени) выпускника -
бакалавр экономики
Москва. 2010
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса истории экономических учений ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста.
Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли, показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки, содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс истории экономических учений – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микро- и макроэкономики, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории (микро- и макроэкономики, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др.), а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
-
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
-
способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
-
способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
-
осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11);
-
способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);
(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
-
этапы становления экономической науки, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, Л.Канторовича) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.
-
характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
-
связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости;
Уметь:
-
на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
-
ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.
-
ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;
-
оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.
Владеть:
-
понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
-
методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
-
навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.
-
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестры
|
2
|
3
|
4
|
-
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72 / 2
|
|
|
72/2
|
|
В том числе:
|
-
|
|
|
-
|
-
|
Лекции
|
36/1
|
|
|
36/1
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
36/1
|
|
|
36/1
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
72 / 2
|
|
|
72/2
|
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
|
|
-
|
|
Реферат
|
32/1
|
|
|
24/0,6
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
|
64/2
|
|
|
48/1,4
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
|
|
экзам
|
|
Общая трудоемкость 144 часов
4 зачетных единиц
|
4
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
(Виды учебной работы указываются в соответствии)
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Этапы становления экономической науки
|
1.1: Особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах (отношение к труду, богатству, деньгам, проценту);
1.2: Процессы систематизация экономических знаний (меркантилизм, основные предшественника классической политэкономии, школа физиократов, «Экономическая таблица» Ф.Кенэ)
1.3: Классическая политическая экономия (теории стоимости, распределения, денег А.Смита и Д.Рикардо, дискуссии вокруг «закона рынков», современное неорикардианство).
|
2.
|
Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли
|
2.1: Экономическая теория марксизма (теории прибавочной стоимости, воспроизводства и накопления капитала, экономических кризисов, влияние в России и СССР, современный неомарксизм);
2.2: Историческая школа и маржиналистская революция; (оппозиция классической школе; три поколения исторической школы; австрийская школа и «спор о методе»; теории предельной полезности, альтернативных издержек, капитала и процента, неоавстрийская школа в ХХ в., теории предпринимательства);
2.3: Неоклассическое направление (особенности англо-американского маржинализма и теоретическая система Маршалла, теория общего равновесия и ее развитие в 30-50-е гг ХХ в., модели экономического роста, монетаризм и «новая классика», тенденции эволюции микроэкономического анализа на рубеже ХХ-ХХI вв.);
2.4: Кейнсианство (теории эффективного спроса, денег и кредита, роли и методов государственного регулирования экономики; проявления фактора неопределенности в экономике; основные направления современного кейнсианства);
2.5: Институционализм и эволюционная экономика (американский институционализм начала ХХ в., соотношение «старого» и «нового» институционализма, теории трансакционных издержек и прав собственности, Й. Шумпетер о роли инноваций и основные направления современного экономического эволюционизма).
|
3
|
Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
|
3.1: Особенности развития экономической науки в дореволюционной России (влияние основных научных школ политической экономии в России; научный вклад М.И. Туган-Барановского и А.В. Чаянова)
3.2: Особенности развития экономической науки в советский период (научный вклад Н.Кондратьева, дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традиции экономико-математической школы в России и СССР).
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1.1
|
1.2
|
1.3
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
3.1
|
3.2
|
1.
|
Макроэкономика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
2.
|
Статистика
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
3
|
Институциональная экономика
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
4
|
Финансовые рынки и финансовые институты
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
5
|
Экономика труда
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
6
|
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
|
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
|
Практ.
зан.
|
Лаб.
зан.
|
Семин.
|
СРС
|
Все-го
|
1.
|
Этапы становления экономической науки 3
|
6
|
-
|
-
|
10
|
16
|
32
|
2.
|
Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли 5
|
26
|
-
|
-
|
20
|
46
|
92
|
3.
|
Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли 2
|
4
|
-
|
-
|
6
|
10
|
20
|
6. Лабораторный практикум
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Наименование лабораторных работ
|
Трудоемкость
(часы/зачетные единицы)
|
…
|
не предусмотрен
|
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
-
Ричард Кантильон: пути формирования первой теоретической системы в истории экономической мысли.
-
Развитие метода «Экономической таблицы» Ф.Кенэ в XX веке.Дискуссии о путях реформирования советской экономики в период перестройки.
-
Умеют ли работать экономисты с так называемыми «предметами роскоши»: что говорит история?
-
Теории плановой экономики и концепции экономических реформ конца ХХ века в СССР и России.
-
Инновационные процессы в экономических теориях А. Смита (К.Маркса, Й.Шумпетера).
-
Эволюция Н.Д. Кондратьева как экономиста-теоретика в свете «Суздальских писем».
-
Движение за «пост-аутистскую экономику»: истоки и тенденции.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
История экономических учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994.
История экономических учений (современный этап). Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Инфра-М. 1998-2007.
б) дополнительная литература __________________________________________________
Шумпетер Й.А. История экономического анализа. Перев. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа. 2001.
Хайлбронер Р. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи. М.: Колибри. 2008.
Панорама экономической мысли конца ХХ века. Перев. под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа. 2002.
Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Под ред. Г.Г. Фетисова и А.Г. Худокормова. Т.1-5. М.: Мысль. 2004.
Худокормов А.Г. Экономическая теория. Новейшие течения Запада. М.: Инфра-М. 2009.
Экономическая теория. (The New Palgrave). Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. Науч. ред. перевода – В.С. Автономов. М.: Инфра-М. 2004.
«Невидимая рука» рынка. (The New Palgrave). Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. Науч. ред. перевода – Н.А. Макашёва. М.: ИД ГУ-ВШЭ. 2009.
The New Palgrave Dictionary of Economics. Second Edition. Palgrave Macmillan 2008.
Samuels W., Biddle J., Davis J. A Companion to the History of Economic Thought. Oxford etc.: Blackwell. 2003.
в) программное обеспечение ___________________________________________________
специального программного обеспечения не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
-
http://gallery.economicus.ru
-
http://cepa.newschool.edu/het
-
http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm
-
Университетская библиотека
-
Science Direct
-
JSTOR
-
ProQuest
-
EBSCO
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- компьютеры с доступом в Интернет
- доступ к вышеуказанным поисковым системам
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Примерная тематика рефератов
1. “Парадокс бережливости” и его судьба в истории экономической мысли.
2. Функция предпринимательства в теориях Маркса, Веблена и Шумпетера: сравнительный анализ.
3. Закон Сэя и проблема определения абсолютных цен в модели Вальраса.
4. Статистико-вероятностная трактовка равновесия Н.Д.Кондратьевым и равновесие Вальраса.
5. Проблема возрастающей отдачи в экономической теории: в чем она состоит и как решалась?
6. Движущая сила цикла: общее и различное в представлениях Й. Шумпетера и Ф. Хайека
Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины
-
В чем состоит «эффект Кантильона»?
-
Почему Рикардо не соглашался с тем, что с повышением цены труда должны повышаться цены всех товаров?
-
Сравнительный анализ объяснений долговременной тенденции к снижению средней нормы прибыли в теориях Рикардо и Маркса
-
Сравнительный анализ отношения экономистов XIX в. к “закону Сэя” (на примере Сисмонди и Туган-Барановского).
-
Понятие «репрезентативной фирмы» в теории Маршалла.
-
Вклад К. Викселля в развитие экономической науки.
-
Понятия «общего» и «специфического» вменения в теории Ф. Визера.
-
Сравнительный анализ взглядов Бем-Баверка, Шумпетера и Кейнса на природу процента
-
Роль экономической политики государства в теоретических концепциях Ойкена и Кейнса: сходства и различия.
-
Процесс «созидательного разрушения» в теории Й. Шумпетера.
-
Концепция равновесного цикла у «новых классиков»: предпосылки, механизм развития циклического процесса, практические выводы.
-
Эволюционная экономическая теория, этапы ее формирования, оппозиция неоклассической ортодоксии.
Разработчики:
ВШЭ профессор, зав. кафедрой О.И. Ананьин
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)