страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины Финансовый риск-менеджмент для направления 080100. 68 - страница №1/2
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет экономикиПрограмма дисциплины Финансовый риск-менеджмент для направления 080100.68 «экономика» подготовки магистра Авторы: К.В. Дождиков (risk@hse.ru) М.В. Помазанов (risk@hse.ru) Т.И. Мельникова (risk@hse.ru) С.Н. Смирнов, А.Н. Дарьин (risk@hse.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Конкретная экономика» ________________________________ управления рисками и страхования Председатель Зав. кафедрой Смирнов С.Н. Смирнов С.Н. ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»____________________200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва 2009 АННОТАЦИЯ. Курс «Финансовый риск-менеджмент» состоит из четырёх частей: «Риск-менеджмент в компаниях реального сектора», «Модели кредитного риска», «Операционные риски», «Управление рыночным риском». Каждая часть читается отдельно и на экзамене оценивается отдельно. Экзаменационный билет состоит из вопросов по каждой части. Если на вопросы по одной из частей студент получает неудовлетворительную оценку, экзамен считается несданным. Общая оценка по курсу выставляется как среднее арифметическое из четырёх положительных оценок по каждой части. ЧАСТЬ 1. риск-менеджмент в компаниях реального сектора Автор: К. В. Дождиков 1. Пояснительная записка. Автор программы – к.э.н. К.В. Дождиков. Аннотация. Курс «Риск-менеджмент в компаниях реального сектора» читается студентам второго курса магистратуры направления Экономика, обучающимся по магистерской программе «Управление рисками и актуарные методы». Полученные знания могут быть использованы в курсах финансово-экономического профиля и при подготовке магистерских диссертаций, связанных с применением методик создания эффективных систем управления рисками в организациях. Предполагается, что студенты знакомы с основами менеджмента, системного подхода в менеджменте, а также необходимым математическим аппаратом (математический анализ, теория вероятностей, теория случайных процессов). Учебная задача дисциплины. В результате изучения курса «Риск-менеджмент в компаниях реального сектора» студент должен:
2.Тематический план части 1.
ИТОГО 40 24 16 3.Литература. Базовые учебники
Основная.
Соответствующие разделы основной литературы приведены по каждой теме. 4.Формы контроля. Формы контроля: Для части 1 итоговый экзамен, эссе. Текущий контроль – посещение лекций и активность студентов на занятии (10% от общей оценки). Промежуточный контроль – эссе (30% от общей оценки) Итоговый контроль – письменный экзамен в конце курса (60% от общей оценки) Итоговый контроль – итоговый экзамен: проводится в присутствии преподавателя и предполагает краткий ответ на вопросы, а также решение задач. Вопросы составляются с учётом материала, пройденного как на лекционных занятиях, так и на семинарских занятиях. Время, отводимое на выполнение итоговой работы, 2 астрономических часа (120 минут). Итоговая оценка складывается из результатов текущего контроля (Отек), промежуточного контроля (Опр) и оценки по 10-бальной шкале, полученной на экзамене (Оэкз). Итоговая оценка (Оср) определяется как средневзвешенная величина из оценок текущего контроля (Отек), промежуточного контроля (Опр) и итогового экзамена (Оэкз). Удельный вес каждой формы контроля составляет: Текущий контроль = 0,1 Промежуточный контроль = 0,3 Итоговый экзамен = 0,6 Определение понятия риск. Всемирная история риск менеджмента. Всемирная практика применения риск менеджмента: цели и задачи. Существующие стандарты создания систем управления рисками в компаниях. Классификации рисков. Раздел II. Процесс риск-менеджмента (Хохлов Гл. 2). Описание шагов в риск-менеджменте, представляющих собой процесс риск менеджмента. Системный подход в организации риск-менеджмента. Распределение ресурсов в процессе функционирования системы риск- менеджмента. Раздел III. Идентификация и анализ рисков (Хохлов Гл. 4). Методы выявления рисков и практика их применения. Опросные листы. Потоковые диаграммы. Инспекции. Анализ отчетности и документации, организационной и функциональной структуры предприятия. Комбинации различных методов выявления. Система “волонтеров”. Раздел IV. Методы и процедуры расчета рисков (Стоянова Гл. 4.2, Хохлов Гл. 5). Обзор методов управления рисками в компании. Существующие критерии оценки рисков. Методология Value at risk. Особенности методологии для предприятий не финансового сектора. Графические методы отображение рисков компании. Риск-аппетит. Общий риск компании. Анализ чувствительности общего риска компании к частным рискам. Раздел V. Методы управления рисками и процедуры их выбора (Стоянова Гл. 4.6, Хохлов Гл. 7). Обзор методов управления рисками. Критерии оценки методов управления рисками. Анти кризисные планы и мероприятия. Процедуры принятия решений при выборе различных методов управления рисками. Раздел VI. Процедуры мониторинга рисков. Построение системы мониторинга и контроля системы рискменеджмента. Основные виды мониторинга и контроля. Анализ ресурсов и возможностей при построении системы мониторинга и контроля. Оценка эффективности системы риск-менеджмента и ее критерии. Раздел VII. Формы отчетности в системе риск-менеджмента (Стоянова Гл. 4.1). Принципы классификации рисков. Выбор метода классификации рисков. Создание таблицы рисков. Матрица рисков и выбор стратегии риск- менеджмента. Табличное представление информации о рисках в разных стандартах по риск-менеджменту. Раздел VIII. Система принятия решений в риск менеджменте (Стоянова Гл. 4.4). Организационная структура системы риск-менеджмента и ее встраивание в существующую организационную структуру предприятия. Согласование процедур принятия решений и контроля в системе риск-менеджмента. Оценка эффективности процедур принятия решений. 6.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины. Примеры вопросов (задач) для проверки качества знаний:
7. Примерные темы эссе.
8. Методические рекомендации преподавателю. Для освоения данного курса важно научить студентов владению практически-ориентированными методами создания системы риск-менеджмента. Также важно обращать внимание студентов на российскую специфику в реализации методов риск-менеджмента. 9. Методические указания студентам. Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать лекции и семинарские занятия, но и активно готовится к ним. В частности, целесообразно перед каждой лекцией просматривать основные определения и факты по теме, известные студентам из курса «Корпоративные Финансы», «Менеджмент на предприятии» и других курсов.10. Рекомендации по использованию информационных технологий. Различные материалы по этому курсу будут вывешиваться на личных страницах преподавателей на сайте ГУ – ВШЭ. ЧАСТЬ 2. Модели кредитного риска Автор: – М. В. Помазанов
Автор программы – к.ф.-м.н. Помазанов М.В. Аннотация. Курс «Модели кредитного риска» читается студентам второго курса магистратуры направления Экономика, обучающимся по магистерской программе «Управление рисками и актуарные методы». Курс преимущественно предназначен для ознакомления слушателей с теорией и практикой расчета и управления кредитными рисками в банке, он может быть также полезен и для решения задач по управлению кредитными рисками в промышленной компании. Поскольку мировое банковское сообщество не пришло к единой методологии оценки и управления кредитными рисками, студентам предлагается набор альтернативных подходов, используемых на практике ведущими мировыми рейтинговыми компаниями и банками. Основное внимание в курсе уделено обучению студентов самостоятельно разрабатывать и адаптировать существующие подходы к реальным условиям, подробно рассматриваются примеры выбора, калибровки моделей, верификации по существующим данным. Многие из примеров взяты из личного опыта автора курса по разработке и адаптации моделей кредитного риска для практического внедрения в банках. Полученные знания могут быть использованы в курсах экономического профиля и при подготовке магистерских диссертаций, связанных с проблемами расчета и управления кредитными рисками. Для успешного усвоения курса студентам необходимо не просто получить представление об основных методах анализа, но и научиться применять эти методы. Это требует непрерывной практики в решении задач, примеры решения задач разбираются на лекциях. Требования к студентам. Предполагается, что студенты знакомы с необходимым математическим аппаратом (математический анализ, теория вероятностей, теория случайных процессов, дифференциальные уравнения, численные методы). Предполагается также, что студенты имеют в своем багаже знания, касающиеся базовых экономических дисциплин (макроэкономика, микроэкономика, анализ хозяйственной деятельности предприятий и банков, основы бухг.учета). Кроме того от студентов потребуется знание английского языка на уровне чтения технической (экономической) литературы. Учебная задача дисциплины. В результате изучения курса «Модели кредитных рисков» студент должен:
2.Тематический план части 2.
3. Литература1. Основная.
Дополнительная.
4.Формы контроля. Формы контроля: Для части 2 итоговый экзамен (общий для всех частей), коллоквиум. Текущий контроль – посещение лекций и активность студентов на занятии (10% от общей оценки). Промежуточный контроль – коллоквиум (30% от общей оценки) Итоговый контроль – письменный экзамен в конце курса (60% от общей оценки) Итоговый контроль – итоговый экзамен: проводится в присутствии преподавателя и предполагает краткий ответ на вопросы, а также решение задач. Вопросы составляются с учётом материала, пройденного как на лекционных занятиях, так и на семинарских занятиях. Время, отводимое на выполнение итоговой работы, 2 астрономических часа (120 минут). Итоговая оценка складывается из результатов текущего контроля (Отек), промежуточного контроля (Опр) и оценки по 10-бальной шкале, полученной на экзамене (Оэкз). Итоговая оценка (Оср) определяется как средневзвешенная величина из оценок текущего контроля (Отек), промежуточного контроля (Опр) и итогового экзамена (Оэкз). Удельный вес каждой формы контроля составляет: Текущий контроль = 0,1 Промежуточный контроль = 0,3 Итоговый экзамен = 0,6
ЛИТЕРАТУРА. 1. Jorion, P. (2003) Financial Risk Manager Handbook. McGraw-Hill. 2. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. //Под ред. А.А.Лобанова, А.В.Чугунова. -М.: Альпина паблишер, 2003, 761 с. Раздел II. Модели портфелей.
ЛИТЕРАТУРА.
Раздел III. Модели банкротств.
ЛИТЕРАТУРА.
Раздел IV. Модель риска Basel-2 IRB Approach, структурные продукты.
ЛИТЕРАТУРА.
6. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины. Примеры вопросов (задач) для проверки качества знаний:
A. Средне-вероятная величина всех возможных потерь B. Максимально возможные потери C. VAR (Value at risk) при заданном уровне надежности D. VAR минус Ожидаемые потери
7. Темы работ для коллоквиума Работы студентов для коллоквиума заключаются в написании докладов на определенные темы по различным методическим источникам, освещающим те или иные аспекты оценок, анализа и управления кредитным риском. Список тем не является неизменным и может пополняться новыми вопросами по мере появления новых работ и книг по кредитному риску. Темы могут более подробно раскрывать вопросы, разобранные в курсе, а также и освещать новые, которых курс не коснулся. Оптимальный объем доклада 5-10 стр. Для освящения тем студентам будет выделено время с регламентом 20мин – 1 тема. Допускается и приветствуется инициатива студентов в самостоятельном выборе вопросов для доклада, не вошедших в список, но относящихся к теме курса. Примерные темы:
8. Методические рекомендации преподавателю. При построении лекций необходимо, по возможности, демонстрировать связь теории, лежащей в основе тех или иных моделей кредитного риска, с практическими возможностями ее применения в реальных условиях работы коммерческой кредитной организации. Не следует вкладывать в сознание студентов определенные стереотипы, «канонизируя» какой-либо «рецепт» оценки риска. Следует развивать у студентов критическое мышление, внимание к условиям и границам применения тех или иных моделей. Данный курс предназначен прежде всего для обучения студентов к способности самостоятельного освоения той или иной методологии, работы с иностранной литературой, адаптации существующих подходов в тех специфических условиях, в которых они могут оказаться, работая в коммерческой организации, например, сложности получения полноценных статистических данных. 9. Методические указания студентам. Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать лекции, но и активно готовится к ним. Всячески приветствуется углубленный интерес к тому или иному вопросу, связанному с оценкой кредитного риска, применения моделей.10. Рекомендации по использованию информационных технологий. Различные материалы по этому курсу будут вывешиваться на личных страницах преподавателей на сайте ГУ – ВШЭ, а также на сайте www.creditrisk.ru. ЧАСТЬ 3. операционные риски Автор: Т.И. Мельникова
Автор программы. Преподаватель Т.И. Мельникова. Аннотация. Курс «Операционные риски» читается студентам второго курса магистратуры направления Экономика, обучающимся по магистерской программе «Управление рисками и актуарные методы». Курс предназначен для того, чтобы дать слушателям представление о том, что представляют собой операционные риски, каковы последствия их реализации, а также ознакомить слушателей с основными подходами к управлению операционными рисками и сформировать основные представления о системе управления операционными рисками в организации. Полученные знания могут быть использованы на практике при работе в подразделениях, ответственных за управление операционными рисками, а также при подготовке магистерских диссертаций, связанных с проблемами управления рисками в организациях. Для успешного усвоения слушателями материала важная роль в курсе отведена на решение практических задач. Это помогает слушателям не только получить теоретическую подготовку, но и сформировать навыки, необходимые риск-менеджеру для решения практических задач в области управления операционными рисками. Требования к студентам. Предполагается, что слушатели знакомы с основами управления рисками, имеют базовое представление о подходах к управлению кредитными и рыночными рисками. Учебная задача дисциплины. В результате изучения курса «Операционные риски» студент должен:
2.Тематический план части 3.
3.Литература Основная литература: 1. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. 2-е издание. Под ред. А.А. Лобанова и А.В. Чугунова. – М: Альпина Паблишер, 2005. следующая страница >> |
|