страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – Спб.: Прайм – еврознак, - страница №1/1
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с. СОДЕРЖАНИЕ ОБ АВТОРЕ 13 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 15 ПРЕДИСЛОВИЕ 17 Глава 1 ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ 21 ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 24 Слишком много значений 24 Следуя значениям обыденной речи 24 Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок 25 Агрессия как неправильное поведение 26 Цели агрессии 28 Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба 29 Разнообразие агрессивных целей 31 Желание причинить ущерб 31 Определение, принятое в данной книге 32 Всегда ли причинение ущерба является первичной целью? 32 Другие классификации 37 НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ 42 Гнев отличается от агрессии 43 Враждебность 44 Агрессивность 44 РЕЗЮМЕ 44 Часть 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? 48 Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия 49 Другие возможные агрессивные цели 49 Они могут также хотеть причинить вред 50 Глава 2 СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ 53 ГИПОТЕЗА «ФРУСТРАЦИЯ - АГРЕССИЯ», 1939 53 Определение и основные положения 54 Применение концепции «фрустрация— агрессия» 57 Все ли виды фрустрации порождают агрессию? 58 Только произвольные (незаконные) фрустрации 59 Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица 62 Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции 63 Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии 65 Наблюдения в естественных условиях 65 Экспериментальные данные 67 Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию 69 ПЕРЕСМОТР КОНЦЕПЦИИ «ФРУСТРАЦИЯ – АГРЕССИЯ» 70 Влияние атрибуции на интенсивность недовольства 70 Сравнимы ли фрустрации и оскорбления 71 РЕЗЮМЕ 71 Глава 3 МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО 73 НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 74 Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных 74 Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно 75 Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия? 76 Аверсивные события как источник человеческой агрессии 77 Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию 77 Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события 80 НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ 82 Негативный аффект, но не стресс 82 Краткое резюме представленной теоретической модели 83 Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции 87 Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями 87 Некоторые ограничения 93 Все ли негативные чувства подобны друг другу? 99 ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ СИГНАЛОВ 99 Реакции на внешние ключевые сигналы 100 «Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы 100 Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями 106 Связь доступной мишени с неудовольствием 107 РЕЗЮМЕ 110 Глава 4 МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО 113 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 114 Чем определяется эмоциональное состояние? 114 Когнитивные концепции эмоции 114 Какие интерпретации продуцируют гнев? 114 Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций 118 Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Зингера 119 Эксперименты с ложной атрибуцией 122 Атрибуции при переносе возбуждения 123 Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах 126 Атрибутивные аффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети 128 СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ 129 Следствия экспрессивных реакций 129 Теория эмоций Джеймса—Ланге 130 Следствия выражений лица и других мышечных реакций 131 Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети 134 Проявление признаков гнева 134 Настроения могут влиять на мысли 135 Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами 137 ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ 138 Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло 138 Заострение и усиление негативной концепции 139 Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения 139 Понятие «прайминга» (priming) 140 Мысли влияют на сдерживание агрессии 142 Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль 142 Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными 148 Вне зоны осознания 148 Игнорирование несовместимостей 149 РЕЗЮМЕ 156 Часть 2. АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ Глава 5 ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 161 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? 161 Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности 161 Два вида последовательности 162 Примеры различных форм одновременной последовательности 163 Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни» 164 Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни 165 Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции 165 Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность 169 Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса 169 Два заслуживающих внимания исследования 170 КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ 177 Разные типы агрессивных людей 177 Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора 178 Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью 178 Эмоционально-реактивные агрессоры 185 Личность А-типа — реактивно-агрессивная 191 РЕЗЮМЕ 195 Глава 6 РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 198 ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА 200 Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций 200 Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей? 201 ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ 203 Вознаграждение за агрессию 203 Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей 204 Вознаграждения, исходящие от жертвы 209 Неблагоприятные условия, создаваемые родителями 212 Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей? 217 Интеграция: анализ социального научения Паттерсона 224 НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ 227 Конфликт в семье 228 Распавшиеся семьи порождают делинквентность? 228 Влияние моделирования 231 «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания 231 РЕЗЮМЕ 234 Часть 3. НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ Глава 7 НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА 238 НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ ЭФФЕКТ 241 Преступления-имитации: заразность насилия 241 «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа» 241 Статистические данные о заразности насилия 242 Исследования Д. Филипса о заразности насилия 243 Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа 246 Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессии? 246 Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность 250 Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии 266 НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ 268 Формирование представлений об обществе у детей 269 Тезис о культивировании 269 Приобретение агрессивных наклонностей 270 Понять «почему?»: формирование социальных сценариев 274 «Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия 274 Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению 276 РЕЗЮМЕ 278 Глава 8 НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 281 ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 285 Взгляды на проблему насилия в семье 285 Факторы, толкающие к применению насилия в семье 286 Ссылки на результаты исследований 288 Социальные нормы и общественные ценности 288 Нормы не являются достаточными предпосылками насилия 295 Предыстория семьи и личная предрасположенность 300 Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье 311 Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия 315 РЕЗЮМЕ 317 Глава 9 УБИЙСТВА 320 ВВЕДЕНИЕ 321 Закон, убийство, предумышленное убийство 322 Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки 322 Различные случаи провоцирования убийств 325 УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА 331 Личная предрасположенность 332 Склонны ли убийцы к насилию? 332 Можно ли разделить убийц на категории? 333 Некоторые размышления по поводу предсказания опасности 336 Социальное влияние 338 Социально-экономические факторы, вызывающие стресс 339 Социальная дезорганизация 342 Влияние субкультуры, общих норм и ценностей 344 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ 352 Различные типы взаимодействия при совершении насилия 352 Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия 355 Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия 356 РЕЗЮМЕ 358 Часть 4. КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ Различные рекомендации 361 Глава 10 НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 365 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ 365 Наказание: «за» и «против» 365 Аргументы против наказания как сдерживающего средства 365 Наказание может быть сдерживающим средством — иногда 367 Удерживает ли наказание от применения насилия? 369 Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье 369 Строгость и неизбежность наказания 373 Удерживает ли смертная казнь от убийства? 375 СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ? 379 Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия 381 Некоторые ответы на возражения 382 РЕЗЮМЕ 389 Глава 11 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ 391 КАТАРСИС; ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ 391 Вентилирующие чувства 392 Что следует понимать под проявлением чувств? 393 Гипотеза катарсиса 395 Катарсис через воображаемую агрессию 395 Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии? 397 Эффект последействия реальной агрессии 403 Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности 403 Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения 407 Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств 413 Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах 414 Самосознание и самоконтроль 418 РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ 420 Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми 421 Снижение эмоциональной реактивности 425 Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако 426 Некоторые рекомендации по применению 429 Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении? 431 Сомнения 431 Есть ли надежда? 433 РЕЗЮМЕ 434 Часть 5. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Глава 12 БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ 438 ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ 438 ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ? 440 Что такое инстинкт? 440 Дарвиновская концепция 441 Понятие Фрейда: «инстинкт смерти» 442 Концепция агрессивного инстинкта Лоренца 443 КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА 446 Неадекватная эмпирическая база 447 Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов 447 Различные виды агрессии 448 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ 451 «Рожденный пробудить ад»? Влияние наследственности на агрессию 451 Первые генетические концепции: теория Ломброзо 451 Современное обоснование влияния наследственности 452 Датские исследования генетических факторов 453 Половые различия в агрессии 457 Некоторые результаты исследований 458 Влияние гормонов 462 Воздействие мужских гормонов 462 Заключение 467 АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ 467 Проблемы воздействия алкоголя 468 РЕЗЮМЕ 473 Глава 13 ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ 475 СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА 475 Машина агрессии Басса 475 Модификации и варианты 477 НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 480 Проблема валидности 480 О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий 484 О возможных экспериментальных артефактах 486 РЕЗЮМЕ 492 Глава 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ 494 РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 494 НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ? 497 ФАКТОРЫ РИСКА 499 КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ 500 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 504 |
|