страница 1
|
|||||||||||||
Похожие работы
|
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р - страница №1/1
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с. СОДЕРЖАНИЕПредисловие научного редактора русского издания 15 Предисловие к третьему изданию 17 Пересказ историй 17 Заставки 17 Мини-истории 18 Методы социальной психологии: другая интересная история 19 Отдельная глава по методологии 19 Детальное описание исследований 19 Классические и современные исследования 19 Существенные изменения в третьем издании 20 Культура и тендер 22 Эволюционный подход 23 Социальная психология: практическое применение 23 Проверь себя! Упражнения для студентов 23 Социальная психология в действии 24 Организация третьего издания 24 Выражение признательности 24 Рецензенты прошлых изданий 26 Рецензенты третьего издания 27 Об авторах 28 Эллиот Аронсон 28 Тим Уилсон 28 Робин Эйкерт 29 Советы студентам 30 Изучите учебник 30 Скажите «нет» своей лени 30 Глава 1. Введение в социальную психологию 32 Что такое социальная психология? 34 Социальное влияние: альтернативные подходы 36 Народная мудрость 36 Философия 37 Сопоставление социальной психологии с другими социальными науками 38 Сопоставление социальной психологии с психологией личности 39 Сила социального влияния 40 Недооценка силы социального влияния 41 Субъективность социальной ситуации 42 Откуда берутся конструалы: основные человеческие мотивы 44 Сохранение самоуважения: желание воспринимать себя хорошим 46 Оправдание поведения в прошлом 46 Страдание и самооправдание 46 Социально-когнитивный подход: потребность быть точным 47 Социальное познание 48 Ожидания относительно социального мира 48 Иные мотивы 49 Социальная психология и социальные проблемы 49 Резюме 51 Глава 2. Методология: как социальные психологи проводят исследования 52 Социальная психология: эмпирическая наука 53 Формулирование гипотез и теорий 55 Идеи, вызванные предыдущими теориями и исследованиями 55 Гипотезы, основанные на личных наблюдениях 56 Метод наблюдения: описание социального поведения 56 Архивный анализ 57 Границы метода наблюдения 59 Корреляционный метод: предсказание социального поведения 60 Опросы 60 Пределы корреляционного метода: корреляция не эквивалентна причинности 62 Экспериментальный метод: ответ на вопрос о причинности 64 Независимая и зависимая переменные 66 Внутренняя валидность в экспериментах 67 Внешняя валидность в экспериментах 68 Ситуативное обобщение 69 Обобщения применительно к людям 70 Воспроизведение 70 Кросс-культурное исследование 71 Основная дилемма социального психолога 73 Теоретические и прикладные исследования 74 Этические проблемы социальной психологии 75 Резюме 77 Глава 3. Социальное познание: как мы осмысляем социальный мир 79 Люди как повседневные теоретики: схемы и их влияние 81 Функция схем: зачем они нам нужны? 82 Культурные детерминанты схем 84 Схемы могут искажать то, что мы видим и помним 85 Схемы могут сохранять свою силу даже после их дискредитации 87 Реализация наших схем: самореализующееся пророчество 88 Ментальные приемы и упрощения 92 Насколько быстро это пришло на ум? Эвристика доступности 93 Мысленное переписывание прошлого: рассуждения вопреки фактам 95 Насколько А подобно Б? Эвристика репрезентативности 96 Оценка событий на основании первичных данных: эвристика привязки и приспособления 97 Гибкий социальный мыслитель 99 Мотивированный социальный мыслитель 101 Автоматическое и контролируемое мышление 102 Автоматическое доверие, контролируемое недоверие 103 Парадоксальная обработка информации и подавление мыслей 105 Портрет социального суждения 107 Обучение навыкам рассуждения 108 Резюме 110 Глава 4. Социальное восприятие: как нам удается понять других людей 112 Невербальное поведение 113 Выражение эмоций в лицевых экспрессиях 114 Другие каналы невербальной коммуникации 117 Многоканальная невербальная коммуникация 117 Тендерные различия в невербальной коммуникации 119 Имплицитные теории личности: восполняя пробелы 120 Использование ментальных упрощений при формировании впечатлений 123 Роль доступности и предварительной информации в восприятии человека 123 Каузальная атрибуция: отвечая на вопрос «Почему» 125 Природа процесса атрибуции 125 Теория соответствующего вывода: от действий к диспозициям 126 Роль уникальных эффектов в теории соответствующего вывода 126 Роль ожиданий в теории соответствующего вывода 127 Ковариационная модель: внутренние и внешние атрибуции 128 Фундаментальная ошибка атрибуции: люди в роли психологов личности 130 Особенности восприятия и фундаментальная ошибка атрибуции 132 Роль культуры в фундаментальной ошибке атрибуции 134 Различие между действующим лицом и наблюдателем 136 Снова возвращаясь к вопросу об особенностях восприятия 136 Роль полной информации в проявлении различий между действующим лицом и наблюдателем 138 Атрибуции в пользу своего «я» 138 Насколько точны наши атрибуции и впечатления? 141 Почему наши впечатления о других людях порой ошибочны? 142 Почему наши впечатления кажутся нам правильными? 143 Резюме 144 Глава 5. Самопознание: как мы понимаем самих себя 146 Природа «я» 148 Функция «я» 149 Культурные различия в определении «я» 149 Тендерные различия в определении «я» 151 Познание самих себя с помощью интроспекции 152 Фокусирование на своем «я»: теория самоосознания 153 Почему мы чувствуем то, что чувствуем: мы говорим больше, чем знаем 156 Последствия интроспекции в поисках причин 158 Самопознание путем наблюдения за своим поведением 159 Как мы делаем выводы о самих себе, основываясь на своих поступках: теория самовосприятия 159 Слишком большое вознаграждение: эффект переоценки 160 Как избежать эффекта переоценки 163 Понимание наших эмоций: двухфакторная теория эмоций 164 Поиск неправильной причины: ошибочная атрибуция возбуждения 166 Интерпретация социального окружения: теории когнитивной оценки эмоций 168 Самопознание с помощью я-схем 168 Автобиографические воспоминания 169 Восстановленные воспоминания: подлинные или воображаемые? 170 Познание своего «я» в социальном взаимодействии 171 Зеркальное «я» 171 Теория социального сравнения 172 Управление впечатлением: весь мир — театр 174 Резюме 176 Глава 6. Самооправдание и потребность в сохранении самоуважения 179 Наша потребность оправдывать свои действия 180 Теория когнитивного диссонанса 181 Рациональное поведение в противовес рационализирующему поведению 183 Решения, решения, решения 183 Искажение наших симпатий и антипатий 184 Неизменность принятого решения 184 Решение в пользу безнравственного поступка 186 Оправдание усилия 187 Психология недостаточного оправдания 189 Защита встречной установки 189 Защита встречной установки и межрасовые отношения 191 Лицемерие. Предохранение от СПИДа 191 Недостаточное наказание 192 Устойчивость самоубеждения 194 Что значит ограниченное оправдание? 195 Дело не только в вознаграждениях и наказаниях 195 Последствия хороших и плохих поступков 196 Эффект Бенджамина Франклина 196 Как мы начинаем ненавидеть свои жертвы 198 Данные о мотивационном возбуждении 199 Новые направления в исследовании самооправдания 200 Теория несоответствия самому себе 201 Как справиться с несоответствием самому себе 202 Теория самосовершенствования 202 Теория сохранения самооценки 203 Ослабление диссонанса 204 Почему мы склонны чаще помогать незнакомым людям, а не друзьям? 205 Теория самоутверждения 206 Самооправдание и сохранение своего «я»: роль негативных представлений о себе 207 Самопроверка и самоулучшение 208 Ослабление диссонанса и культура 209 Как избежать ловушки рационализации 210 На ошибках учатся 210 Снова о «Небесных Вратах» 211 Резюме 211 Глава 7. Установки и смена установок: влияние на мысли и чувства 213 Природа и происхождение установок 215 Как формируются установки? 215 Установки, сформированные когнитивно 216 Установки, основанные на эмоциях 216 Установки, основанные на поведении 218 Устойчивость и доступность установок 219 Смена установок 220 Смена установок при помощи изменения поведения: снова о теории когнитивного диссонанса 220 Убеждающая коммуникация и смена установок 221 Центральный и периферический пути убеждения 222 Как заставить прислушаться к аргументам 224 Способность прислушиваться к аргументам 226 Как добиться длительного изменения установок 226 Эмоция и смена установок 228 Эмоция влияет на путь убеждения 228 Коммуникации, вызывающие страх 229 Эмоции как эвристика 231 Эмоция и разные типы установок 231 Культура и различные типы установок 232 Как сделать людей устойчивыми к смене установок 233 Прививка установки 233 Когда попытки убедить вызывают обратную реакцию: теория реактивности 235 Когда установки могут предсказать поведение? 235 Предсказание спонтанного поведения 236 Предсказание продуманного поведения 237 Сила рекламы 238 Как срабатывает реклама 239 Реклама, ориентированная на подсознание: новый вид контроля человеческих мыслей? 241 Разоблачение подсознательной рекламы 243 Данные лабораторных опытов о влиянии на подсознание 243 Резюме 245 Глава 8. Конформность: зависимое поведение 248 Конформность: когда и почему 250 Информационное социальное влияние: потребность знать, что «правильно» 251 Обращения и кризисы 254 Когда информационная конформность приводит к нежелательным последствиям 255 Когда люди подчиняются информационному социальному влиянию? 256 Когда ситуация неоднозначна 256 Когда ситуация оказывается кризисной 257 Когда другие люди — эксперты 257 Сопротивление информационному социальному влиянию 258 Нормативное социальное влияние: потребность быть принятым 260 Конформность и социальное одобрение: эксперимент Аша с оценкой длины линий 261 Последствия сопротивления нормативному социальному влиянию 263 Нормативное социальное влияние в повседневной жизни 265 Когда люди подчиняются нормативному социальному влиянию? 268 Когда численность группы — три или более человек 269 Когда группа важна для нас 270 Когда группа единодушна 270 Всего лишь мистификация? 271 Когда за группой стоит общество 271 Когда человек принадлежит к определенному типу 273 Сопротивление нормативному социальному влиянию 274 Влияние меньшинства: когда немногие влияют на поведение многих 275 Уступка: когда вас просят изменить ваше поведение 276 Бездумная конформность: действия под управлением «автопилота» 276 Техника «прямо в лоб» 277 Техника «нога в дверях 279 Подчинение авторитету 280 Роль нормативного социального влияния 283 Роль информационного социального влияния 284 Другие причины послушания 285 Резюме 287 Глава 9. Групповые процессы: влияние в социальных группах 289 Определения: что такое группа? 290 Несоциальные группы: воздействие простого присутствия других 291 Социальная фасилитация: когда присутствие других прибавляет нам сил 291 Простые и сложные задачи 292 Возбуждение и доминирующая реакция 292 Почему присутствие других вызывает возбуждение 293 Социальное расслабление: когда присутствие других уменьшает напряжение 295 Тендерные и культурные различия в социальном расслаблении: кто «расслабляется» больше других? 296 Деиндивидуализация: растворение личности в толпе 297 Социальные группы: вхождение в группу, лидирование, совместная работа и соперничество 298 Образование и структура социальных групп 299 Лидерство 302 Тендер и лидерство 305 Групповые решения: одна голова - хорошо, а две (или больше) - лучше? 306 Разрушение процесса 308 Неспособность поделиться уникальной информацией 310 Группомыслие: голов много, мысль - одна 311 Поляризация группы: впадение в крайности 313 Теория культурных ценностей 315 Конфликт и сотрудничество 316 Социальные дилеммы 316 Применение угроз для разрешения конфликта 320 Переговоры и торговля 322 Резюме 324 Глава 10. Межличностная аттракция: от первых впечатлений к тесным взаимоотношениям 326 Основные предпосылки аттракции 328 Сосед по лестничной площадке: эффект близости 328 Сходство 330 Взаимная симпатия 331 Самооценка и взаимная симпатия 332 Внешняя привлекательность и симпатия 333 Стандарты красоты в культуре 334 Что собой представляют привлекательные люди 337 Воспоминания о первоначальной аттракции 338 Теории межличностной аттракции: социальный обмен и справедливость 339 Теория социального обмена 340 Теория справедливости 341 Тесные взаимоотношения 342 Определение любви 342 Любовь-дружба и страстная любовь 342 Трехкомпонентная теория любви 344 Типы любви 344 Роль культуры в определении любви 345 Причины любви 348 Социальный обмен в длительных отношениях 348 Справедливость в длительных отношениях 350 Эволюционная интерпретация любви 351 Типы привязанности и тесные взаимоотношения 353 Взаимоотношения как межличностный процесс 355 Разрыв близких отношений 357 Процесс разрыва 357 Переживание разрыва 358 Резюме 359 Глава 11. Просоциальное поведение: почему люди помогают друг другу? 361 Основные мотивы, лежащие в основе просоциального поведения: почему люди помогают друг другу? 362 Эволюционная психология: инстинкты и гены 363 Родственный отбор 363 Норма взаимности 364 Обучение социальным нормам 365 Социальный обмен: цена помощи и вознаграждение за нее 366 Эмпатия и альтруизм: просто желание помочь 367 Свойства личности, способствующие просоциальному поведению: почему одни люди помогают чаще, чем другие 371 Индивидуальные различия: альтруистическая личность 371 Постепенное воспитание желания помогать другим посредством вознаграждений и примеров 371 Только ли в свойствах личности все дело? 373 Тендерные различия в просоциальном поведении 374 Культурные различия в просоциальном поведении 375 Воздействие настроения на просоциальное поведение 375 Влияние позитивного настроения: хорошее настроение — хорошие дела 375 Ослабление негативных эмоций: плохое настроение — хорошие дела 377 Ситуационные детерминанты просоциального поведения: когда люди помогают? 377 Сельская и урбанистическая среда 378 Количество очевидцев: эффект очевидцев 379 Знание о происходящих событиях 381 Интерпретация события как несчастного случая 382 Принятие на себя ответственности 383 Знание о том, как помочь 384 Решение оказать помощь 384 Характер взаимоотношений: общинные взаимоотношения и взаимоотношения обмена 385 Как добиться того, чтобы люди чаще помогали друг другу? 387 Резюме 389 Глава 12. Агрессия: почему мы причиняем вред другим людям 391 Что такое агрессия? 392 Является ли агрессия врожденной или приобретенной? 393 Воздействие на агрессивность животных 393 Агрессивность в разных культурах 394 Агрессия у ирокезов 394 Агрессия в Южных штатах 395 Ситуативные причины агрессии. Нервные и химические причины агрессии 395 Тестостерон 396 Алкоголь 397 Боль и дискомфорт как причина агрессии 397 Социальные ситуации, ведущие к агрессии 398 Фрустрация как причина агрессии 399 Другие факторы, обусловливающие фрустрацию. Цепь агрессии 400 Прямая провокация и расплата 400 Агрессивные объекты как причина агрессивного поведения 401 Подражание и агрессия 403 Эффекты наблюдения насилия в масс-медиа 403 Воздействие на детей 404 А как же взрослые? 405 Отупляющий эффект насилия на телеэкране 406 Почему насилие в масс-медиа влияет на агрессию зрителей? 407 Жесткое порно и насилие против женщин 407 Как ослабить агрессию 408 Действительно ли наказание за агрессивное поведение ослабляет агрессию? 409 Катарсис и агрессия 411 Влияние агрессивных действий на последующую агрессию 411 Обвинение жертвы нашей агрессии 412 Что нам делать с нашим гневом? 414 Или излияние чувств или самоосознание 414 Разрядка посредством извинения 415 Моделирование неагрессивного поведения 416 Тренинги общения и приобретение навыка разрешения проблем 416 Формирование эмпатии 416 Резюме 418 Глава 13. Предрассудки: источники и методы борьбы с ними 420 Краткое содержание главы 420 Предрассудки: распространенное социальное явление 422 Определения предрассудков, стереотипизации и дискриминации 424 Предрассудки: аффективный компонент 424 Стереотипы: когнитивный компонент 425 Спорт, раса, атрибуции 425 Стереотипы, атрибуция и тендер 426 Дискриминация: поведенческий компонент 427 В чем причины предрассудков? 428 Наш образ мыслей: социальное познание 429 Социальная категоризация: мы и они 430 Несостоятельность логики 432 Активация стереотипов 433 Иллюзорная корреляция 438 Отказ от прежних стереотипов 439 Наш метод поиска смысла: атрибутивные пристрастия 440 Диспозиционные и ситуативные объяснения 441 Еще раз о гауссовой кривой 442 Ожидания и искажения 443 Обвинение жертвы 443 Самореализующиеся пророчества 444 Наш метод распределения ресурсов: теория реалистического конфликта 445 Экономическая и политическая конкуренция 446 Роль козла отпущения 448 Наш метод адаптации: нормы и правила 450 Теория социального научения 450 Современный расизм 452 Скрытые и явные предрассудки в Западной Европе 452 Как бороться с предрассудками? 453 Гипотеза контакта 453 Когда контакт изживает предрассудки: шесть условий 454 Сотрудничество и взаимозависимость: мозаичный класс 456 Резюме 458 Социальная психология в действии (1). Социальная психология и здоровье 461 Краткое содержание главы 461 Стресс и здоровье человека 462 Последствия негативных событий 463 Ощущение стресса и здоровье 465 Чувство ответственности: значимость ощущаемого контроля 467 Сознание того, что вы можете это сделать: самоэффективность 470 Объяснение негативных событий: приобретенная беспомощность 471 Преодоление стресса 476 Личность и методы преодоления стресса 476 Откровенность: доверие к другим людям 478 Социальная поддержка: получение помощи от других людей 479 Профилактика: приобретение здоровых привычек 481 Форма сообщения в рекламе: акцент на приобретениях, а не на потерях 481 Применение теории диссонанса для формирования здорового образа жизни 483 Резюме 485 Социальная психология в действии (2). Социальная психология и окружающая среда 486 Краткое содержание главы 486 Окружающая среда как источник стресса 487 Шум как источник стресса 488 Теснота как источник стресса 490 Теснота и ощущение возможности контроля 491 Теснота и атрибуция 492 Теснота и сенсорная перегрузка 493 Социальная психология и охрана окружающей среды 493 Разрешение социальных дилемм 494 Экономное расходование воды 496 Экономное расходование энергии 497 Борьба с мусором 499 Побуждение людей к повторному использованию отходов 501 Резюме 503 Социальная психология в действии (3). Социальная психология и закон 505 Свидетельские показания 507 Почему свидетели часто ошибаются? 508 Фиксация 508 Сохранение 511 Воспроизведение 513 Выявление ошибок свидетелей 514 Выявление лживости свидетельских показаний 517 Можно ли повысить точность свидетельских показаний? 519 Жюри: групповые процессы в действии 520 Последствия досудебной огласки 521 Обработка информации во время судебного процесса 522 Обсуждение в совещательной комнате 523 Количество присяжных: лучше ли 12 голов, чем 6? 524 Почему люди подчиняются закону? 525 Удерживают ли суровые наказания от преступлений? 525 Чистота процедуры: значимость чувства справедливости 528 Резюме 529 Глоссарий 531 Литература 542 |
|