Закон «Об образовании» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон «Об образовании» 1 106.39kb.
Закон «Об образовании» 1 37.66kb.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1 69.82kb.
Закона об образовании Новый закон об образовании весьма существенно... 1 180.97kb.
Закон «Об образовании» 1 110.37kb.
Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском... 1 288.27kb.
Закон приморского края о начальном профессиональном образовании и... 1 142.34kb.
Закон «Об образовании» 1 317.77kb.
Закон «Об образовании» 1 181.34kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих... 1 205.48kb.
Рабочая программа по географии для 6 класса учителя Муниципального... 1 225.35kb.
Научное наследие м. И. Махмутова 1 121.24kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Закон «Об образовании» - страница №1/1

    1. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.

Программа содержит шесть разделов:

I. «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы»;

II. «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников»;

III. «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы».

IV. «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).

V. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

VI. «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.


  1. Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В области формирования личностной культуры:

    формирование способности к духовному развитию;

    укрепление нравственности;

    формирование основ морали;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

     развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

     осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;



В области формирования социальной культуры:

    формирование основ российской гражданской идентичности;

    пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

    формирование патриотизма и гражданской солидарности;

    развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

     укрепление доверия к другим людям;

    развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

    становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

       формирование отношения к семье как к основе российского общества;

       формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

       знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.




  1. Ценностные установки воспитания и социализации школьников

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

         социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

         гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

       семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

       труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

         человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.




  1. Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы


3.1. Современные особенности воспитания и социализации обучающихся начальной школы

         Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

         Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

          Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

          Подмена реальных форм социализации виртуальными.

             

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.




  1. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
4.1. Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

В  системе повышения педагогической культуры родителей в МОУ Балахнинской СОШ используются следующие формы работы:


  • родительское собрание («Знаете ли Вы своего ребёнка?»);

  • родительская конференция («Общение взрослых и детей», «Добрые чувства», «Как научить видеть прекрасное в окружающей жизни»);

  • организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут;

  • родительский лекторий («Труд и игра в жизни школьника», «Развивайте эстетическую восприимчивость ребёнка», «Книги в семье»;

  • семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов

  • тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
4.2. Взаимодействие школы с общественными организациями

При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации учащихся начальной школы МОУ Балахнинской СОШ взаимодействует с общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической направленности, детско-юношескими и молодежными организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению педагогического идеала.

Это необходимо для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся.


  1. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.



Действия педагога, направленные на достижения

воспитательных результатов

Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень

(1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний


Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность



Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности.

2 уровень

(2-3 класс)

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества


Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень

( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.



Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем



Перечень воспитательных форм и мероприятий




Формы

Мероприятия

1 уровень

(1 класс)



Беседы
классные часы
участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов
портивные соревнования

сюжетно-ролевые игры
экскурсии
проектная деятельность

занятия клубного типа

«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твое здоровье».

«Что значит - быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Осенний калейдоскоп», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль солдатской песни, акции: «Возрождение патриотизма у учащихся – шаг к возрождению России», «Лукошко добрых дел»; «Прощание с букварем», «Масленица», Пасха;

конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!».


«Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Мама, папа, я - спортивные друзья», «Робинзонада»
Правила дружной работы, «Кто что любит делать», Правила товарищества, « Город вежливых».
«Наша улица», «В библиотеку», по школе.
«Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

«Наша школа», «Голоса природы», «Передай мяч».



2 уровень

(2-3 класс)



Беседы


классные часы

участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов


спортивные соревнования
сюжетно-ролевые игры
Экскурсии
учебно-исследовательские

конференции

проектная деятельность

занятия клубного типа

«Здравствуй, школа!», «Все мы - дружная семья», «Что такое - Конституция ?»

цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;

«Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо - трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Люблю, тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга».
Школьные праздники и социально значимые мероприятия: Осенний калейдоскоп, «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль солдатской песни, акции «Возрождение патриотизма у учащихся – шаг к возрождению России», «Среди лесов тайги Сибирской…», «Лукошко добрых дел», «Масленица», День защиты детей.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!».


«Мама, папа, я - спортивная семья», «Кто первый?», «Дай руку»
«Узнай по голосу», «Правила безопасности», Фабрика Деда Мороза, «Вместе весело шагать», «Мои друзья», «Магазин», «Зоопарк».
«В лес», магазин.
«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений».

«Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».
«Весёлые человечки», «Лесные диковинки».


3 уровень

( 4 класс)



Беседы

классные часы

участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов
спортивные соревнования
Экскурсии
сюжетно-ролевые игры

учебно-исследовательские

конференции

проектная

деятельность

занятия клубного типа

«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Россия - Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий»,

«А гражданином быть обязан», «Память сердца...», «Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной»; цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?».


Школьные праздники и социально значимые мероприятия: Осенний калейдоскоп, «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, «Масленица», Фестиваль солдатской песни, День защиты детей; акции «Возрождение патриотизма у учащихся – шаг к возрождению России», «Среди лесов тайги Сибирской…», «Лукошко добрых дел».

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!».

«Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые старты»,

«Вызов».
Библиотека прииска «Дражный», краеведческий музей г. Бодайбо.

«Друг познается в беде», Правила честной игры и состязаний, «Почта», «Этикет».
«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений».


«Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».
«Перемена мест», «Музыкальная шкатулка».

Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.



Диагностика обучающихся начальной школы.

Класс

Задачи

Форма диагностики

1класс

необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми

Тест направленности личности Б. Басса

2 -3 класс

особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер о отношения к школе.

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»

4 класс

изучение самооценки детей младшего школьного возраста

Методика «Оцени себя»


Система дидактических принципов гуманистического воспитания, построенная на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса, включает в себя:

    принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании;

     принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

     принцип целостности – предполагает формирование у учащихся не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы, предполагающего не разрушение, а совершенствовать и создание на основе выявления и устраняя причины затруднений;

     принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм);

    принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения;

    принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности;

      принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.







Направление

Задачи воспитания

Формы работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям;

к Конституции и законам Российской Федерации,

к старшему поколению;

элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны.



Проект «Я - гражданин России»;

Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.



Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.



Проект «Я и мир вокруг меня»,

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.


Проект «Я — и мир вокруг меня».

Экскурсии по поселку, знакомство с различными профессиями в ходе экскурсии на производственные предприятия,

знакомство с профессиями своих родителей, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.



Проект «Я — и мир во круг меня».

Реализация в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

Подготовка и проведение подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах


Проект «Я — и мир вокруг меня»

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.).



Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


Проект «Я — и мир вокруг меня».

Реализация в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).



Повышение педагогической культуры родителей

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;



опора на положительный опыт семейного воспитания.

родительские собрания, родительские конференции, организационно-деятельностные и психологические игры, собрания-диспуты, родительские лектории, семейные гостиные, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинары, педагогические практикумы, тренинги для родителей и др.




  1. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  2. Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

  3. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

  • эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

  1. При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. – становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

  2. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

  3. Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  4. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  5. Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

  6. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание на первом осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

  1. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

  2. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

  3. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

  4. По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

  5. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.